Зрительная иллюзия в одежде

Как работают оптические иллюзии в одежде.

ukfdyjtdcgjvybnm11
Группа:Сам себе «ДИЗАЙНЕР»
Оптические иллюзии давно и обширно используются в дизайне и подборе одежды. Всё мы знаем, что белое полнит, вертикальная полоска стройнит, узкий V-образный вырез удлиняет шею т. д., но не все знают, что эти эффективные аксиомы сформулировали вовсе не стилисты и дизайнеры, а учёные. Сегодня хотела бы рассказать вам о некоторых оптических иллюзиях и принципе их действия надеюсь, вам будет интересно.
Иллюзия восприятия размера

Белый квадрат на черном фоне выглядит больше черного квадрата на белом фоне, не правда ли?
Но на самом деле фигуры одинаковы. Именно на этой иллюзии базируется утверждение, что белое полнит, а чёрное наоборот. Такой эффект восприятия присходит в следствии несовершенства хрусталика человеческого глаза. Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (по-латыни — неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона.
Эффективность этой иллюзии в одежде показан на картинке ниже.

Глядя на картинку вы, наверное, заметили, что чёрная вставка выглядит уже чем белая, а также думаю, что вы заметили и то, что независимо от цвета вставки такое разделение фигуры зрительно её вытягивает. Вот тут то, мы и должны упомянуть об иллюзии цвета.
Иллюзия эта довольно проста и состоит в том, что при разделении одежды на части, выделенные разными цветами, можно добиться эффекта стройности фигуры.

На иллюзии цвета, в свою очередь, основывается эффект «разрушения формы», отвлекая этим внимание от проблемных участков фигуры, но сохраняя общий силуэт костюма.

(Кейт сегодня чемпион)
Иллюзия Вундта и иллюзия Геринга.
Вертикальные линии на рисунках абсолютно прямые.

Иллюзия Геринга обнаруженная немецким физиологом Э. Герингом в 1861 году. Две вертикальные линии на рисунке прямые, но они выглядят отклоняющимися наружу.

Искажения создаются за счёт фона, образованного прямыми, пересекающимися в одной точке. Если поднять всю иллюзорную фигуру Геринга выше линии талии, то она создаст впечатления объема в области груди или плеч. Если опустить, в области бёдер.

Обратный эффект производит иллюзия Вундта. Используя иллюзию Вундта в одежде, можно сделать так, что прямая линия будет казаться вогнутой. Соответствующее расположение придает некоторую стройность полной фигуре и может более четко выразить талию.

Эти иллюзии дизайнеры используют как по отдельности, так и вместе.

Иллюзия Стори.
При изменении контрастности сверху вниз, от темного к светлому, фигура человека визуально вытягивается, и наоборот, в зависимости от того какого результата вы хотите добиться.
Для этого существуют ткани с переходом оттенков. Можно использовать любые цвета, так как палитра оттенков очень разнообразна.
Пока подбирала картинки, чтобы продемонстрировать иллюзии, поняла, что не только Кейт Уинслет чемпион по использованию оптический иллюзий в своей одежде. Настоящий чемпион Эрве Леже со совими отшумевшими уже бандажными платьями. Что не платье, то оптическая иллюзия)))
Это далеко не все оптические иллюзии, с помощью которых мы можем корректировать недостатки своей фигуры, об остальных вы можете прочитать у меня в блоге http://helenaclub.blogspot.com/
Адрес этой статьи: https://www.relook.ru/post/102194/
© relook

Создание зрительных иллюзий в одежде

Иллюзии — (от лат. illusio — обман) — искаженное восприятие действительности, нечто кажущееся, обман чувств.

Историческая справка

Любопытно отметить, что, зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Случалось ли с вами такое, что гладя на пестрый узор на контрастном, ярком фоне вы внезапно видели, как он обретал объем и приходил в движение, хотя вы были абсолютно уверены в том, что вся композиция абсолютно неподвижна? Если да, то в тот момент вы находились в плену у зрительной иллюзии.

Уже давно иллюзии используют в одежде для того, чтобы визуально реальная фигура казалась идеальной. Однако что бы делать это умело и не навредить себе, нужно знать некоторые законы.

Линии

Горизонтальные линии

По данным исследований, наш скользит по предмету сверху вниз, если на его пути нет препятствий в виде горизонтальных линий. Так происходит, хотя мы этого не осознаем. Вывод: никогда не нужно помещать горизонталь в той части тела, к которой вам не хотелось бы привлекать внимание. Это могут быть не только полоски, а так же и карманы в «рамку» или с клапанами. Нижний край жакетов, свитеров, футболок, особенно если они контрастны по цвету с нижней частью костюма. Однако эту же иллюзию можно использовать в том случае, если вам необходимо добавить объем в некоторые части тела.

Вертикальные линии

Вертикальные линии больше подходят к фигуре. Они ускоряют движение глаз вверх и вниз. Обилие вертикалей в костюме делает человека выше и стройнее. Избегать вертикалей следует только слишком высоким и слишком худым.

Вертикальные линии можно создать с помощью драпировок, длинных шарфов, ряда пуговиц впереди или длинных бус или цепочек., Деление по вертикали можно наблюдать, например, когда левая половина платья светлая, а правая темная, или же когда рукава контрастных цветов, юбка/топ вертикально поделены на цветовые контрасты.

Диагональные линии

Если горизонталь задерживает взгляд и зрительно расширяет фигуру, а вертикаль удлиняют фигуру, то диагонали, в силу своего промежуточного положения производят смешенный эффект. Т.е. чем ближе диагональная линия к вертикальной, тем сильнее она удлиняет и стройнит. Если ближе к горизонтали – расширяет фигуру. привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре при правильном их использовании.

Ткань

Фактура ткани так же влияет на то, как окружающие будут воспринимать фигуру Взгляд человека отвлекается на яркие пятна. Из-за того, что блестящие ткани отражают свет и кажутся ярче, они привлекают к себе внимание. Отражение света к тому же делает часть тела, покрытую такой тканью, больше. Это можно использовать для коррекции тех частей тела, котором не хватает объема. Матовые ткани обладают противоположным свойством. Они не притягивают взгляд и уменьшают размеры за счет поглощения света.

Буклированные ткани всегда будут выглядеть больше, чем гладкие. Если вы выбираете трикотажное платье, остановитесь на варианте из плотного, но гладкого трикотажа.

Цвет. Эффект иррадиации, или белое больше черного

Иллюзия заключается в том, что черное, кажется меньше и тоньше белого, «черное стройнит, а белое полнит».

Темные цвета (черный, темно-синий, коричневый, темно-красный. Темно-зеленый и т. д.) воздействуют так же, как и матовые ткани, — они поглощают свет и уменьшают объем.

Но если черное платье сшито из блестящей ткани, атласа, то оно не сделает вас более стройной, потому, что блеск – более сильнодействующий фактор, чем цвет.

Светлые ткани обладают лучшими отражающими свойствами и зрительно увеличивают объем. В костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и темные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

Черный пояс или ремень сделает талию стройнее.

Если у Вас небольшая грудь и полные бедра, можно прибегнуть к варианту «белый верх, черный низ», причем это могут быть как два предмета одежды, так и один цельный.

Иллюзия контраста

Вкратце, иллюзия состоит в том, что большое в окружении маленького выглядит еще больше, а маленькое рядом с большим кажется меньше.

Важно понимать, что ни один предмет не рассматривается нами изолированно – его всегда что-то окружает.

Здесь показаны два рисунка и необходимо решить, в каком из рисунков центральный круг больше.

В действительности же они абсолютно одинаковы.

На этом можно очень выгодно сыграть с помощью различных аксессуаров и украшений. Если фигура крупная, то мелкие детали – шляпы, украшения, рисунок – делают ее еще крупнее. Женщины маленького роста и хрупкого телосложения, выбирающие крупные аксессуары и рисунки, просто потеряются в них. Обратите внимание на покрой Вашей одежды. Если у Вас тонкая талия, но широкие бедра, не старайтесь подчеркивать талию – это зрительно увеличит бедра. При тонкой шее не носите вещи с чересчур большим вырезом – шея будет казаться неестественно худой. Если Вы обладательница слишком широких бедер, избегайте маленьких карманов на джинсах и брюках – они подчеркнут размер. Это же касается головных уборов и обуви. Например, в широкополой шляпе голова кажется меньше, а в обтягивающей шапочке – больше, тонкая шея, окруженная широким вырезом горловины, будет казаться еще тоньше, худая рука в широком рукаве — еще уже.

Иллюзия ассимиляции (похожести, подобия, подравнивания)

Иллюзия заключается в том, что «похожее повторяется похожим», усиливая свойства обоих предметов. Например, квадратный вырез на одежде при квадратном подбородке подчеркнет его угловатость. Обладатели круглой формы лица еще больше усилят плавность и пухлость линий, если будут носить вещи с круглым вырезом или округлые украшения на короткой цепочке, или серьги круглой формы.

Иллюзия заполненного пространства

Одежда с рисунком или какими-либо украшениями выглядит больше и объемнее, чем однотонная.

Клетка (квадратами) обычно увеличивает объем. И чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект.

Иллюзия отвлечения внимания

Основана на том, что детали привлекают внимание. Так серьги, притянут взгляд к лицу, колье – к шее, браслеты к рукам.

Надевая одежду, стоит учитывать эти законы восприятия. Если вам трудно объективно оценить себя в зеркале, воспользуйтесь фотографией. Нужно сделать снимок себя в полный рост и рассмотреть его на экране компьютера. При оценке нескольких снимков, вы увидите, как меняете ваша фигура в зависимости от формы, силуэта и цвета одежды.

Наталья Калиник,
имиджмейкер,
почетный член жюри V Международного конкурса дизайнеров Lime Fashion Convention
и дипломант конкурса «Женщина года 2013».
Специально для Интерактивного музея ИЛЛЮЗИУМ.

Все статьи наших специалистов

При заполнении формы костюма полосками или линиями членения возникает особый ряд иллюзий, называемый иллюзией заполненного промежутка. Дело в том, что эта иллюзия двойственна и зависит от количества линий, расчленяющих поверхность.

При членении формы на части важны характер членения величины получаемых объемов, их соотношения. Деления могут быть равномерными или неравномерными. В первом случае постепенные плавные переходы создают впечатление высоты, во втором фигура выглядит короче.

Изменение направления зрения, пересчет ряда предметов всегда сопровождаются некоторыми дополнительными усилиями мышц глаза. При оценке глазом члененных и нечлененных площадей и отрезков важно количество членений: активность восприятия при числе членений меньше четырех выше, чем при числе делений больше десяти. То же можно сказать о делении отрезков прямых линий. Гармоническим сочетанием отрезков мы называем такое, которое воспринимается с минимальной затратой со стороны зрительного аппарата.

Вопрос гармонии кривых очень важен, так как при затруднении восприятия может возникнуть оптический обман, то есть переоценка или недооценка линий и формы в целом. Лучше всего воспринимаются плавные кривые; зигзагообразные кривые воспринимаются с большей затратой физиологической энергии, поэтому создается впечатление некоторой нечеткости формы.

Сами по себе линии имеют определенную направленность и этим уже создают эффект вертикальности, горизонтальности и диагональности.

Вертикальные линии кажутся негнущимися, уходящими ввысь, горизонтальные производят впечатление основательности, стабильности, наклонные линии создают эффект динамики, асимметрии, зачастую зрительного уменьшения объема. Однако линии, скрещиваясь, могут ослабить действие основного эффекта, создать впечатление большой динамики или статики. Например, при скрещивании линий под прямым углом и делении отрезка на неравные части возникает асимметрия и ощущение движения, неустойчивости.

Прерывистые линии нарушают процесс плавного восприятия глазом и, естественно, создают впечатление увеличения фигуры.

Иллюзия переоценки острого угла в костюме возникает при различных вставках, косоугольном крое деталей, острых деталях воротника, карманов. Эта иллюзия основана на том, что обычно небольшие расстояния, заключенные между сторонами острых углов, переоцениваются, кажутся большими, чем они есть в действительности. Большие расстояния между сторонами тупых углов недооцениваются.

При этом замечается изменение в направлении сторон угла; кажется, что острый угол стал больше, средние линии кажутся сходящимися к концам и расходящимися к середине, хотя они параллельны. Если изменить направление вершин угла, мы получим обратную иллюзию. Следовательно, если мы хотим избежать в костюме такой иллюзии, нам следует умышленно несколько свести эти линии в середине, сделать их непараллельными.

Треугольный вырез горловины делает плечи более широкими, а бедра узкими в результате переоценки острого угла. Довольно часто в практике встречаются асимметричные фигуры, в которых, например, левое плечо может быть выше правого или одно бедро выше другого. Этот дефект может быть скорректирован костюмом, если поместить на нем в области более высокого бедра полосу; этой полосой может быть линия кроя, отделка, шарф, пояс.

Одним из важнейших видов иллюзий, применяемых в моделировании одежды, является иллюзия контраста и подравнивания, то есть усиление по противоположности, поскольку контрасты активно действуют на нашу психику.

От соседства с контрастным предмет кажется еще более своеобразным:

  • маленький рядом с большим кажется еще меньше;
  • круг, находящийся ближе к вершине угла, кажется еще больше, чем такой же круг, помещенный дальше от вершины;
  • одна и та же голова смотрится меньше в большом головном уборе.

Шея, воротник и рукав — это тоже взаимодействующие между собой величины. Если рукав широкий, рука кажется тоньше, при широком клеше юбки талия кажется тоньше; бедра выступают еще сильнее, если талия сильно стянута.

Нередко имеет место подравнивание целой фигуры по ее части. Если, например, какая-то часть фигуры особенно выделяется, она может определить собой восприятие всей фигуры. На рисунке даны две одинаковые фигуры: верхняя дуга нижней фигуры больше нижней дуги верхней фигуры, а благодаря этому вся нижняя фигура воспринимается больше и шире.

В общем плане можно сказать, что иллюзия подравнивания возникает всегда, когда, давая сходную форму, повторяющую и несколько преувеличивающую особенность фигуры, мы оттеняем эту особенность. Иными словами, полная фигура будет казаться еще более полной в широком платье, и наоборот.

Ослаблять или усиливать действие контраста подравнивания можно с помощью внутренних конструктивных и силуэтных линий.

Однако иллюзия подравнивания имеет также определенные пределы, при нарушении которых может возникнуть обратное явление.

Иллюзию незамкнутого контура применяют в тех случаях, когда необходимо увеличить размеры какой-либо части, площади или линии фигуры. Например, короткая шея при высоком декольте будет казаться еще короче, углубленный вырез горловины создает видимость стройности.

Наряду с перечисленными видами иллюзий большое значение имеют направленность внимания, расстановка акцентов и доминант. Это создается направлением линий, ритмом деталей и отделкой, контуром деталей и изделия. Бывают случаи, когда линии платья сходятся в одной точке на фигуре или точка пересечения линий располагается за пределами фигуры.

Если линии сходятся высоко над головой, создается впечатление большой высоты; чем ниже располагается точка пересечении линий, тем короче и шире кажется фигура.

Расположение акцептов или выделяющихся светлых деталей по краям фигуры делает ее более широкой, и наоборот, темные перчатки, обувь, шляпа увеличивают ее высоту.

Расстановка акцентов должна производиться также с учетом отвлечения внимания от невыгодных частей фигуры. Например, на платье для фигуры с широкой грудью, около линии талии или ниже надо поместить какое-либо украшение, пятно, ввести линию. На платье для женщины с маленькой головкой и большими ногами следует выделять точки, расположенные посередине фигуры.

Все эти приемы зачастую сводятся к тому, чтобы придать фигуре некоторую динамичность, облегчить ее.

Перечисленные виды иллюзий преимущественно рассматривались на плоскости, при исследовании объемных форм возникают дополнительные трудности их оценки, так как фигура рассматривается в объеме, при этом линии и формы иначе воспринимаются в перспективе. В этом случае линии, изгибаясь по поверхности выраженного объема, как бы зрительно увеличивают путь прохождения глазом и подчеркивается объем, то есть происходит переоценка объема. Отсюда для форм больших объемов не рекомендуют чередования ярких плоскостей, применения крупного полосатого рисунка, светлых топов.

Зрительные иллюзии в костюме

Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определённых условиях их восприятия. То есть оптический эффект заставляет нас обманываться: то, что мы видим, не соответствует реальности. Оптические иллюзии изучали и использовали ещё в древности. Их применением в моделировании одежды активно занимались в начале XX в. Да и все мы, составляя свой гардероб, нередко интуитивно прибегаем к помощи зрительных иллюзий. В костюме иллюзии возникают в основном за счёт различных сочетаний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декоративной отделки.

Например, вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, однобортная застёжка, стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук и т. д.) стройнят, подчёркивают рост. Горизонтальные линии (поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия, ремешки на обуви и т. д.), напротив, расширяют, полнят. Деление костюма по горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры.

Диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т. д.) являются промежуточными между вертикальными и горизонтальными, привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности; чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять. Клетка (квадратами) обычно увеличивает объём, и чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект. Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх («морской» воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная на узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию. Линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачёсанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия. Линии, расходящиеся от центра вниз, расширяют нижнюю часть и линию талии, уменьшая верхнюю часть фигуры, покрой реглан, юбка и брюки клеш зрительно сужают плечи. Если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост. Линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка жакета или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры. Эта иллюзия делает женщину более стройной и сексуальной. Волнистые линии (рисунок на ткани, рюши, воланы) подчёркивают округлости, изгибы тела, а кроме того, добавляют объём. Круги также визуально увеличивают объём и придают очертаниям фигуры округлость.

Зрительные иллюзии, создаваемые цветом, способны сильно изменить пропорции тела. Дизайнерам одежды хорошо известно, что в чёрном платье фигура кажется стройнее. Это связано с эффектом иррадиации (от лат. irradio — «испускаю лучи» — кажущееся увеличение размеров свечных фигур на чёрном фоне по сравнению с черными фигурами равной величины на белом фоне): чёрный и тёмные цвета зрительно уменьшают объём, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно тёплые, тона увеличивают его. В костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды, меняют представления о реальных размерах фигуры. Например, завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Более длинная верхняя часть позволяет подкорректировать короткий торс.

Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюма равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть. Можно изменить представления об истинных объёмах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и тёмные цвета, а также различные линии кроя. На этом в основном и строится визуальная коррекция фигуры.

Вопрос 11. Использование оптических иллюзий в создании композиции костюма

В моделировании одежды необходимо учитывать законы зрительных иллюзий. Зрительные иллюзии, как правило, используются, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.

Иллюзию, или зрительный обман, использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной талии, создавали иллюзию маленькой головки большим воротником «фреза», увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т.п.

В современной одежде сохранились подкладные плечи, прокладки в области груди в пиджаках и специальное белье в вечерних туалетах, позволяющее добиваться идеальной фигуры. Но эти приемы значительно упростились, по­тому что изменились эталоны красоты.

Первый путь создания иллюзий в одежде — изменение зрительного образа с помощью приемов создания зрительных иллюзий: подчеркиваются вертикали любыми средствами моделирования для придания фигуре стройности, используются клетчатые и полосатые ткани, особое внимание отводится моделированию воротников и выреза горловины и т.д. Второй путь использования зрительных иллюзий — создание модельной одежды в стиле оп-арт, который требует геометрически точных сопряжений линий, полосок, клеток, а также превращения плоскости ткани в иллюзорное объемное пространство.

Таким образом, использовать зрительные иллюзии в одежде можно не только для того, чтобы сделать фигуру более или менее идеальной, но и для достижения эстетически значительного и в то же время парадоксального восприятия художественного образа модели. Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для моделирования одежды.

Вертикальное кажется больше равновеликого ему горизонтального. Иногда эта иллюзия очень значительна и может приближаться к разнице в 1/3.

Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части. Эта иллюзия характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Тождественные отношения, например, длины блузы и юбки, зрительно чуть сдвигаются в пользу верха, и эта неявная разница вносит беспокойство, так как глаз начинает сравнивать: что больше и что меньше по длине Разница должна быть явной, т. е. «читаться глазом».

Добавить комментарий

Закрыть меню