Зороастризм

Каждая религия начала свое существование в определенный вековой период. Есть те, которые появились еще до нашей эры. Есть такие, которые не так уж и давно начали свое существование. Задумавшись, возникает вопрос: «Какая же религия самая старая?».

Зороастризм — это самая старая религия в мире. Если верить высказываниям ученых, то ей больше 7 тысяч лет. Зародилась она в Иране, и открыл ее миру — пророк Заратуштрой. Именно его и считают основателем этой древней религии. Об этой религии, очень давно была написана книга — Авеста. Язык изложения — авестийский, он больше нигде не используется, можно даже сказать что он мертвый.

История возникновения

Заратуштра (Зороастр) родился очень добрым и светлым ребенком. В то время как его одногодки делали пакости, дрались, издевались над кем-то слабее их, Зороастр думал над смыслом жизни. Из-за постоянных издевательств, Заратуштр подался в путь. Шел куда глаза глядят. Он не мог смириться с этим неправильным миром, где все не по законам, где убивать и унижать это в порядке вещей.

Ахура-Мазда — которого все почитали как Господа Мудрости, пришел на помощь Заратуштра и натолкнул его в правильном направлении. Зороастр стал пророком, который и открыл людям глаза и пытался повести их в нужном направлении. Так и появилась эта очень древняя религия, о которой уже мало кто помнит, а большинство вообще не знают о ее существовании.

Священная книга

Авеста — эта книга была написана золотыми чернилами.

Использовали 12 тысяч шкур волов. Так гласит пехлевийский источник. В книге есть три части:

  1. Ясна — собраны все гимны и молитвы;
  2. Яшна — просьбы и мольба всем божествам;
  3. Видевдат — объяснение всех обрядов и религиозных представлений.

Зороастризм основные идеи

Как и в любой религии, у этой есть так скажем свои принципы. Они заключаются в следующем:

  • Борьба со злом и сбережение жизни — это главное;
  • Питаться можно чем угодно, никаких запретов нет;
  • Как только ребенку исполнялось 7-10 лет, проводился обряд который, готовил его к работе;
  • Хаома — это напиток который нужно было пить возле жертвенного огня перед жертвоприношением и произносить молитву;
  • Строились храмы, которые служили для сохранения огня. В этих храмах постоянно горел огонь и 5 раз в день к нему подходили, подлаживали «дрова» и произносили молитвы.

Праздники

Религиозные праздники также присущи и этой религии. Например — вайю. Он отмечается 22 июня, когда Солнце входит в 1 градус Рака. Этот праздник стихийных духов. Это следует отмечать на природе, ну а само название пошло от божества легкого ветра.

Еще одним праздником является Гаханбар Митры. Он отмечается 16 октября. Он празднуется на протяжении всей ночи, аж до восхода Солнца. Есть традиция, по которой в этот день 5 огней должны быть зажжёнными.

Зороастризм по своему интересная религия, со своими праздниками, поверьями и правилами. Некоторые склоняются к тому, что именно от этой религии зародилось христианство и буддизм. Возможно оно так и есть, ведь что-то новое — это хорошо забытое старое.

В идеологии Древнего Ирана большую роль сыграл зороастризм — религиозное учение, возникшее в Средней Азии приблизительно в VII в. до н. э. и названное так по имени своего основателя Заратуштры (в греческой передаче Зороастр).

Вскоре после своего возникновения зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и в другие страны иранского мира. По-видимому, в период правления последнего мидийского царя Астиага он уже стал официальной религией в Мидии. Жрецами зороастрийского культа были маги — знатоки ритуала и обрядов, хранители религиозных традиций мидийцев и персов.

В Персии народные массы поклонялись древним божествам природы — Митре (бог солнца), Анахите (богиня воды и плодородия) и другим богам, в которых они почитали свет, луну, ветер и т. д. Зороастризм начал распространяться в Персии лишь на рубеже VI—V вв. до н. э., т. е. в период царствования Дария I. Персидские цари, оценив преимущества учения Зороастра как своей новой официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, которым поклонялись иранские племена. В VI— IV вв. до н. э. зороастризм еще не стал догматической религией с твердо зафиксированными нормами, и поэтому возникали различные модификации нового религиозного учения. Одной из таких форм раннего зороастризма была персидская религия начиная со времени Дария I.

Именно отсутствием догматической религии объясняется исключительная веротерпимость персидских царей. Например, Кир II всячески покровительствовал возрождению древних культов в покоренных странах и велел восстановить разрушенные при его предшественниках храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее и т. д. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям, участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в городе Саисе, поклонялся и приносил жерты и другим египетским богам. Дарий I объявил себя сыном богини Нейт, строил храмы Аммону и другим египетским богам. В храмах богов покоренных народов приносились жертвы от имени персидских царей, которые стремились добиться благожелательного к себе отношения. По свидетельству документов персепольского архива конца VI — начала V в. до н. э., в Персеполе и других городах Персии и Элама с царских складов отпускались продукты (вино, овцы, зерно и т. д.) для отправления культа не только верховного богов Ахура-Мазды (символ добра, света, правды) и других иранских богов, но также эламских и вавилонских богов. И хотя в перечне богов Ахура-Мазда упоминается всегда на первом месте, для его культа отпускается в три раза меньше вина, чем было предназначено для одного из эламских богов. Вообще боги иранского пантеона выступают в персепольских текстах реже, чем эламские боги, и, судя по размерам жертвоприношений и возлияний, они отнюдь не занимали привилегированного положения. Лишь только отсутствием догматической нетерпимости в древних религиях можно объяснить тот факт, что в одной арамейской надписи IV в до н. э., найденной в Малой Азии, говорится о бракосочетании между вавилонским богом Белом и иранской богиней Дайна-маздаясниш («маздаяснийская вера», т. е. зороастризм). Правда, когда в Вавилонии вспыхнуло восстание против персидского господства^ Ксеркс разрушил главный храм этой страны Эсагилу и велел увезти оттуда в Персию статую бога Мардука. Он разрушал также и греческие храмы.

Однако к этим действиям Ксеркс прибегал лишь в качестве крайней меры, стремясь лишить враждебное ему население помощи местных богов. В Иране Ксеркс провел религиозную реформу, направленную на централизацию культа. С ее помощью он по-видимому, хотел уничтожить храмы Митры, Анахиты и других древнеиранских божеств, отвергнутых Зороастром. Однако эта реформа оказалась обреченной на неудачу, так как через полвека указанные божества снова были официально признаны.

Хотя персидские цари не ущемляли религиозных чувств покоренных народов, они стремились не допустить чрезмерного усиления храмов. В Египте, Вавилонии, Малой Азии и других странах храмы были обложены государственными податями и должны были посылать своих рабов для использования в царском хозяйстве.

Для Персидской державы были характерны процессы интенсивного этнического смешения, синкретизма культур и религиозных представлений различных народов. Этому прежде всего способствовали более регулярные, чем в предшествующий период, контакты между различными частями государства. Чужеземцы легко включались в общественную и экономическую жизнь страны, где они поселились, постепенно ассимилировались местным населением, принимали его язык и культуру и в свою очередь оказывали определенное культурное влияние. Оживленные этнические контакты способствовали синтезу научных знаний, приемов искусства и постепенному возникновению, по существу, новой материальной и духовной культуры.

Персы и другие иранские народы заимствовали многие достижения цивилизации эламитов, вавилонян и египтян, развили их дальше и, таким образом, обогатили сокровищницу мировой культуры. Одним из крупных достижений персов’ было создание своеобразной клинописи. Персидская клинопись в отличие от аккадской, содержащей около 600 знаков, была почти алфавитной и имела всего немногим более 40 знаков.

Величественными памятниками персидской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах.

Пасаргады расположены на высоте 1900 м над уровнем моря на обширной равнине. Здания города — древнейшие памятники персидской материальной культуры — сооружены на высокой террасе. Они облицованы светлым песчаником, красиво гранулированным и напоминающим мрамор. Царские дворцы были расположены среди парков и садов. Пожалуй, самый замечательный памятник Пасаргад, поражающий своей благородной красотой,— это сохранившаяся до сих пор гробница, в которой был погребен Кир II. Семь широких ступеней ведут в погребальную камеру шириной 2 м и длиной 3 м. К этой гробнице прямо или косвенно восходят многие аналогичные памятники, в том числе и галикарнасский мавзолей сатрапа Карий Мавсола, считавшийся в древности одним из семи чудес света.

Строительство Персеполя началось около 520 г. до н. э. и продолжалось приблизительно до 450 г. до н. э. Площадь города составляет 135 000 кв. м. У подножия горы была сооружена искусственная платформа, для чего пришлось выровнять около 12 000 кв. м неровной скальной поверхности. Построенный на этой платформе город был окружен с трех сторон двойной стеной из сырцового кирпича, а с восточной стороны примыкал к неприступной горной скале. В Персеполь можно было пройти по широкой парадной лестнице из ПО ступеней. Парадный дворец (ападана) Дария I состоял из большого зала площадью 3600 кв. м, окруженного портиками. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие и изящные колонны из камня высотой около 20 м. Ападана служила для больших государственных приемов. Она была соединена с личными дворцами Дария I и Ксеркса. В ападану вели две лестницы, на которых до сих пор сохранились рельефы с изображениями придворных, личной гвардии царя, конницы и колесниц. На одной стороне лестницы тянется длинная процессия представителей 33 народов державы, несущих подарки и подать персидскому царю. Это настоящий этнологический музей с изображением всех характерных особенностей различных племен и народов. В Персеполе находились также дворцы других ахеменидских царей.

В трех километрах от Персеполя в скалах, носящих название Накш-и-Рустам, расположены гробницы Дария I и нескольких других персидских царей, украшенные рельефами.

При Дарий I большое строительство велось и в Сузах. Материалы для сооружения дворцов доставлялись из 12 стран. Ремесленники из многих областей были заняты на строительных и декоративных работах. О сооружении одного из сузских дворцов надпись Дария I сообщает следующее: «Земля была вырыта глубоко, гравий засыпан, сырцовый кирпич формован — вавилонский народ сделал. Кедр доставлен с горы Ливан. Ассирийский народ доставил его до Вавилона, а в Сузы его доставили карийцы и ионийцы. Дерево доставлено из Гандхары и Кармании. Золото, которое здесь использовано, доставлено из Лидии и Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик, которые использованы здесь, доставлены из Согдианы. Бирюза, которая использована здесь, доставлена из Хорезма, серебро и эбеновое дерево из Египта, украшения для стен из Ионии, слоновая кость из Эфиопии, Индии и Ара-хосии. Каменные колонны, которые здесь использованы, доставлены из селения Аби-раду в Эламе. Работники, которые тесали камень, были ионийцы и лидийцы. Золотых дел мастера … были мидийцы и египтяне. Люди, которые инкрустировали дерево, были мидийцы и египтяне. Люди, которые формовали обожженый кирпич, были вавилоняне. Люди, которые украшали стену, были мидийцы и египтяне».

Колоссальные дворцовые комплексы, созданные трудом покоренных народов, символизировали мощь и величие новой мировой державы. Древнеперсидское искусство возникло в результате органического синтеза иранских художественных традиций и технических приемов с эламскими, ассирийскими, египетскими, греческими и другими чужеземными традициями. Несмотря на некоторый эклектизм, ему присущи внутреннее единство и своеобразие, так как это искусство в целом — результат специфических исторических условий, самобытной идеологии и социальной жизни, давших заимствованным формам новые функции и значение.

Среди предметов древнеперсидского искусства встречаются металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, ювелирные изделия, скульптура из лазурита и т. д. Особенно удавались персидским мастерам и пользовались большой популярностью художественные изделия, на которых реалистично изображались домашние и дикие животные (бараны, львы, кабаны и т. д.). Среди художественных произведений значительный интерес вызывают цилиндрические печати, вырезанные из агата, халцедона, яшмы и т. д. Украшенные изображениями царей, героев, фантастических и реальных существ, они до сих пор поражают зрителя совершенством форм и оригинальностью сюжета.

Зороастризм.

Зороастризм (название происходит от древнегреческого варианта имени Заратуштра — «Зороастр»), маздаизм или маздеизм (от авест māzdayasna- «почитание Мазды»), вахви даэна (от авест. vahvī-daēnā — «благая вера», «благое сознание», «благое мировоззрение») — одна из наиболее древних религий Ирана, начало которой было положено откровениями великого пророка и реформатора Спитамы Заратуштры.

Основополагающим принципом его учения, полученного, согласно легенде, от великого Бога Ахура-Мазды, является свобода нравственного выбора индивидуума — по мнению пророка, каждому следовало бы отдать предпочтение благим деяниям, словам, мыслям. Священная книга зороастризма — Авеста (наиболее почитаемая ее часть — Гаты — состоит из 17 гимнов, обращенных к Ахура-Мазде; авторство этих стихотворных произведений приписывают Заратуштре), символ — сосуд с горящим огнем. В наши дни зороастрийцы выделяют 9 основ своего вероучения. Приверженцы этой религии верят в:

— Ахура-Мазду (Ормузда) — всеблагого и единого творца миров духовных и физических. Ему противостоит Ангра-Маинья (Ариман, Ахриман) — разрушитель миров и сознания людей;

— Заратуштру, который позиционируется единственным пророком Ахура-Мазды. Именно он принес в мир благую веру;

— Мину («духовный мир»), а также двух противоборствующих духов Добра и Зла. Человек должен сделать выбор — к кому из этих духов примкнуть. От этого будет зависеть его дальнейшая судьба в физическом и духовном мире;

— Арту (Ашу) — истину, закон вселенской гармонии и праведности, ее антипод — Друдж (ложь, разрушение);

— Даэну («совесть»), храту («разум»), которые являются основой человеческой сущности, и дают возможность каждому индивидууму различать добро и зло;

— 7 Амеша-Спентов, ипостасей Ахура-Мазды, олицетворяющих также 7 ступеней эволюции личности человека;

— Дадоахеш и Ашудад («взаимопомощь и поддержку»);

— природные стихии (огонь, воду, ветер, землю, растения, животных);

— Фрашкард (Фрашо-керети — «Делание мира совершенным») — победу добра над злом, преображение мира.

Родина зороастризма и Заратуштры — Бактрия. Единого мнения о месте рождения Заратуштры нет ни у древних (уже в V-IV вв. до н.э.), ни у современных авторов. Одни утверждают, что он появился на свет в окрестности г. Балх (Бактрия, ныне — Афганистан), другие называют местом рождения пророка Радес (пригород современного Тигерана) либо Аринам-Вайдж (Хорезм). Средневековые историки-мусульмане (Казвини, Аль-Бируни и т.д.) считали, что Заратуштра родился в области, именовавшейся Атропатена (территория Иранской провинции Азербайджана).

Некоторые же современные исследователи (например, Мэри Бойс, ученый-иранист из Британии, и Локаманья Бал Гандгахар Тилак, индиец, проводивший историко-филологическое исследование Риг-веды) считают, что родина Заратуштры — городище Синташта (Россия, Челябинская область). И, наконец, в Гатах можно прочесть, что рожденный на территории туранцев (кочевых народов, населявших Восточный Иран) Заратуштра не был понят и принят соотечественниками, и бежал в Иран, где и встретил своего будущего покровителя — князя Кави-Виштаспу.

Относительно того, где зародился зороастризм, также до сих пор ведутся дискуссии. Вначале исследователи считали, что родина зороастризма — Бактрия, и авестийский язык — всего лишь один из бактрийских диалектов. Однако современные лингвисты доказали, что авестийский и древнебактрийский языки, хоть и происходят от общеиранского, но пути их развития разные. Да и сама Бактрия (Бахди) упоминается в Авесте не так уж часто, хотя позиционируется как резиденция покровителя Заратуштры князя Кави-Виштаспы (Гуштаспа).

В некоторых преданиях центром зарождения зороастризма называют Мидию (древнее государство, располагавшееся в западной части Ирана), где, по утверждениям историков, действительно был основан крупный зороастрийский центр, соперничавший в значимости с бактрийским. Был в Мидии и влиятельный поборник зороастризма — царь Виштаспа, однако отождествление его с Кави-Виштаспой, покровителем Заратуштры, по мнению исследователей, лишено оснований.

Имя Заратуштра переводится как «Золотая звезда». Древние греки действительно связывали имя основателя зороастризма со словом «астра» (гр. asteros — «звезда»), произнося его как «Зороастр». Но это — лишь один из вариантов трактовки значения имени великого проповедника-реформатора. Например, по мнению известного востоковеда XVIII в. Абрахама Гиацинта Анкетиль-Дюперрона, имя Заратуштра означает «Золотой Сириус (Тиштр)».

Современные же исследователи считают, что имя «Заратуштра» — иранское. Причем сомнений не вызывает лишь значение второй части имени (-уштра, от тадж. шутур — «верблюд»). Относительно трактовки первой части мнения расходятся: предлагаются варианты «старый», «желтый», «обладающий», «погонщик». Наиболее часто имя Заратуштра переводят как «обладатель старого верблюда» и позиционируют как имя-оберег против злых сил.

Заратуштра родился за 258 лет до начала завоевательного похода Александра Македонского. В зороастризме действительно существует упоминание об этом, однако трактовать изречение «год Заратуштры наступил за 258 лет до Зулькарнайна Искандара (Александра Македонского)» можно по-разному. Во-первых, остается неясным, идет здесь речь о рождении, выдающемся деянии (например, «годе веры» — первой беседе с Ахура-Маздой) или же смерти великого проповедника. Во-вторых, термин «год Александра» может означать различные даты: рождение великого полководца (356 г. до н. э.); время смерти Дария III и покорение Македонским Ирана (соответственно, сдвигается во времени и «год Заратуштры» — 330 г. до н.э.). Некоторые авторы-зороастрийцы определяют период жизни Заратуштры так: 660 — 583 гг. до н.э. Иных взглядов придерживались древние греки, утверждая, что «год Заратуштры» наступил за 6 000 лет до смерти Платона (т.е. примерно в 6 347 г. до н.э.).

Среди современных исследователей также нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что, согласно результатам лингвистического анализа Гат (одной из частей Авесты) время жизни и деятельности Заратуштры — XII-X вв. до н. э. Другие же наоборот, утверждают, что проповедник жил в 300-е гг. до н.э. (во время правления Дария III). Третьи же относя время жизни Заратуштры к периоду, предшествовавшему возникновению империи Ахеменидов (династии древнеперсидских царей, правивших с 558 по 330 гг. до н. э). В наши дни зороастрийцы полагают, что «Зороастрийская религиозная эра» началась в 1738 г. до н.э. — в «год веры» Заратуштры (согласно расчетам Заби Бехруза, астронома и лингвиста из Ирана).

Заратуштра с самого детства оказывал большое влияние на умы окружающих людей, и имел множество последователей. Информацией такого рода изобилуют легенды и предания, коих о жизни и деятельности великого пророка и реформатора было сложено великое множество. Согласно одной из них, при рождении он смеялся, а не плакал, и смех его умертвил 2000 демонов. В других преданиях можно найти упоминания о множестве чудес, свершавшихся, пока Заратуштра был ребенком (только таким образом божественные силы могли защитить будущего проповедника от постоянных нападений демонов).

Но ни в детстве, ни в юности Заратуштра сын Спитама, принадлежавший к небогатому священническому роду, большого влияния на окружающих людей не оказывал, и первые его проповеди не были как-либо отмечены обществом. Да и последователи, проникшиеся новыми идеями, вначале были весьма немногочисленны. Переломным моментом было знакомство с князем Кави-Виштаспой, который принял учение Заратуштры, и всеми силами способствовал распространению новых идей в обществе.

Изначально проповеди Заратуштры имели глубокий философский смысл. Нет, первоначально упомянутая религиозная реформа Заратуштры имела ярко выраженное социальное содержание. Его проповеди отвечали потребностям общества тех времен: обеспечению мирной жизни оседлого народа, занимающегося скотоводством и земледелием. Это было возможно осуществить посредством обретения единства под руководством сильной и авторитетной власти (Хишатра), что дало бы возможность успешно отражать набеги враждебных племен, «приверженцев Лжи» (друджвантов) и надеяться на воцарения Мира (Армайти) и Правды (Аша). И лишь несколько позже проповеди Заратуштры наполнились глубоким философским смыслом, призывая к единобожию (почитанию Ахура-Мазды) и представляя постоянную борьбу с враждебными племенами как отражение извечной борьбы Добра и Зла, Правды и Лжи.

В религии иранских племен издревле почитались только асуры. Это не так. Исследователи утверждают, что эпохе зороастризма предшествовали политеистические религиозные воззрения, трансформировавшиеся из поклонения стихиям и силам природы, и зародившиеся еще в период индоевропейской общности. Разграничение асуров (авест. ахуров) и дэвов (дайвов) имело место, однако единого мнения относительно того, кто из вышеупомянутых существ выявляет добрый нрав, а кто — весьма злобен, не было.

В одной группе племен благодетелями считали асуров, в то время как их соседи могли боготворить дэвов, и наоборот. А порой с равным уважением люди относились и к тем, и к другим (что отражено, например, в ранних Ведах). В более поздний период индоиранской общности, когда территориальные разграничения племен индийцев и иранцев еще не были завершены, в данном вопросе проявились некоторые изменения. Очевидно, непримиримая вражда между соседствующими племенами, сражавшимися за ареал обитания, проявилась и в религиозных воззрениях.

В результате чего в более поздних частях Вед к дэвам относятся уважительно, асуры же стали объектом ненависти, и были приравнены к демонам. В то время как в зороастризме прослеживается обратный процесс — обожествление асуров с последующим слиянием в монотеистический культ Ахура-Мазды, и «демонизацию» дэвов (хотя, как уже говорилось, в некоторых иранских племенах дэвам поклонялись как силам светлым).

Дэвы в зороастризме — враждебные духи. Это не совсем так. Легион дэвов формировался довольно длительное время, и к сонму враждебных духов (которые, согласно легендам, вначале жили в человеческих телах, но были изгнаны Заратуштрой в горы, в пещеры и под землю) добавились олицетворения пороков, несчастий и бедствий. Например, Ази — «жадность», Араска — «зависть», Апаоша — «засуха», Айшма (Эшм) — «разнузданность», поначалу олицетворявшая набеги враждебных племен и т.д.

Кроме того, к дэвам приравнивали некоторых людей, например, чаду (йату) — злых колдунов, карапанов и кавии — представителей знати и жреческого сословия, проявлявших враждебность по отношению к зороастрийцам; сатаров — злобных властители, ашэмаугов — обучающих злу, друджвантов — иноверцев. К отряду злых сил также причисляли вредоносных представителей животного царства (змей, жаб, насекомых и т.д.), именуя их храфстра.

Зороастрийцы поклоняются множеству божеств. В проповедях Заратуштры упоминался только один Бог — Ахура-Мазда, которому противостояли дэвы (дайвы), покровительствовавшие врагам и сами проявлявшие враждебность по отношению к людям и великому созидающему божеству. Кроме того, выделяется 6 Амэша-Спэнта (Воху-Мана — «Брахман, Добрая Мысль», Аша-Вахишта — «Лучшая правда», Хшатра-Ваирья — «Избранная Власть», Спента-Армаити — «Святое Благочестие», Хаурватат — «Благополучие, Целостность», Амеретат («Бессмертие»)). Однако они представляли собой не отдельные сущности-божества, а проявления-ипостаси все того же Ахура-Мазды, составляющие с ним одно целое.

Но в процессе распространения религиозные воззрения великого пророка-реформатора ассимилировались с мировоззрением иранских племен, и претерпели некоторые изменения. Шесть Амэша-Спэнта из отвлеченных ипостасей верховного Божества трансформировались во вполне самостоятельные божественные сущности, и обрели каждый свою роль (а в некоторых областях — и новые имена). Например, Воху-Мана (в среднеперсидском — Бахман) стал покровителем скота, Аша-Вахишта (Артвахшит) повелевал огнем, Хшатра-Варья (Шахревар) управлял металлами, а Спэнта-Армайти (Спандармат) — землей. Харват (Хурдад) покровительствует воде, Амэрат (Амэрдад) — берет под свою защиту растения.

Также почитают Рашну — бога правосудия, Атара — бога огня и т.д. Пополнили пантеон и божества, отвергнутые в свое время Заратуштрой.

Даже дэвы (например, покровитель договоров Митра или Михр, ассоциировавшийся впоследствии с солнцем, Индра и т.д.), переименованные в язата («те, кого следует почитать»), становятся объектом поклонения. В стане злых сил также происходят перемены — выделяется Ариман (Ахриман, Анхра-Манью — «Злой дух»), олицетворение зла, изначальный враг Ахура-Мазды.

Зороастризм — религия огнепоклонников. Это не совсем так. В зороастрийских храмах действительно в обязательном порядке присутствует горящий на аташдане (алтаре) Варахрам («Победоносный») — жертвенный огонь, который, в некоторых случаях, поддерживается в течение сотен, а то и тысяч лет. Однако поклонение воздается не только огню костра, именуемому Спаништ («Святейшиц»), или жертвенника.

Зороастрийцы позиционируют любой свет как зримое проявление Бога в мире форм. Потому, обращаясь к Ахура-Мазде, верующие стараются повернуться лицом к источнику света, коим может быть не только ритуальный костер, но и свет солнца. Кроме того, по мнению зороастрийцев, огонь может принимать самые различные формы. Например, перед Ахура-Маздой горит райский огонь Березасаванг («Высокоспасительный»). В телах людей и животных скрыт Вохуфриян («Благодружественый огонь»), в растениях — Урвазишт («Наиприятнейший»), в молнии — Вазишь («Наиболее действенный»).

Зороастрийцы приносили богам кровавые человеческие жертвы. Совершенно ошибочное мнение. В дозороастрийские времена на территории Персии жрецы языческих богов (например, Молоха, культ которого был распространен ассирийцами-завоевателями) действительно приносили в жертву не только животных и взрослых людей, но и детей. Согласно легенде, такой обычай был введен Заххаком, царем драконов. По вине злого духа Заххак, взойдя на престол, обзавелся двумя змеями, расположившимися у него на плечах и отбиравшими все, чего касался правитель. И только скармливая ненасытным тварям человеческий мозг, Заххак на время получал передышку.

Заратуштра же в своих проповедях негативно относился к языческим обрядам, в частности, к кровавым человеческим жертвоприношениям и употреблению сомы (хаомы) — наркотика, использовавшегося жрецами для вхождения в состояние религиозного экстаза. В качестве жертвоприношения зороастрийцы использовали пресную лепешку, именуемую драунах («доля»), а также майзда — различные виды еды (в древности — мясная пища, в наши дни — фрукты).

Однако с течением времени ритуальные возлияния возобновляются, самому Заратуштре начинают приписывать способность беседовать с Хаомой (обожествленным напитком).

В некоторых странах, попавших под власть персов, сохраняются языческие обычаи жертвоприношений, обретшие под влиянием новой религии иной смысл. Например, в Вавилоне древний обычай ритуальной казни «подменного» царя (когда в определенный период времени на место владыки помещался приговоренный к смерти преступник, получавший все царские права и в конце царствования с почестями лишаемый жизни; вместо него на престол вновь восходил «воскресший» правитель) обрел новый смысл. Теперь в этом ритуале видели символ круговорота жизни, обновления и воскрешения, а также победы Добра над Злом.

Зороастризм предписывает верующим вкушать лишь строго определенные виды пищи и практиковать очистительное голодание. Это не так. Мясо любых копытных животных, рыба и другие продукты животного происхождения не запрещены. Нет и запретов на употребление вина, хотя верующих призывают соблюдать умеренность в еде и употреблении опьяняющих напитков. А вот длительные посты и голодание в данной религии — под запретом. В году выделяют лишь 4 дня, когда зороастрийцы обязаны отказываться от мясной пищи.

Обряды погребения зороастрийцев весьма своеобразны. Содержание погребальных обрядов зороастрийцев объясняется их религиозным мировоззрением. По мнению последователей учения Заратуштры, соприкосновение земли, воды и огня с мертвым телом (полной скверны материей, символом кратковременной победы Аримана) способно осквернить их на долгое время. Например, участок земли, на котором умер человек или животное, не засевают и не орошают в течение года, а в доме умершего несколько дней (9 — зимой, 30 — летом) нельзя зажигать огонь.

Тела умерших «выставляли», т.е. помещали на каменистых высоких местах или на дахма — специально выстроенных «башнях молчания». Еще и привязывали (дабы звери и птицы не могли невзначай осквернить воду или растения, оттащив куски плоти и кости от «места погребения»). Впоследствии кости собирали, и помещали в оссуарий — аста-дана, либо же в определенном месте дахма, предназначенном для этих целей.

Живых людей соприкосновение с трупом тоже оскверняло, причем на всю жизнь. Носильщики (минимум двое, в крайнем случае — человек и собака; в одиночку перемещать труп строго запрещалось), занимавшиеся переноской трупов в места погребения, именовались ристо-каша, и на протяжении всей своей жизни должны были держаться в 30 шагах от огня и воды, и в 3 шагах от остальных людей.

Пред.ОглавлениеСлед.

Немногочисленные клинообразные надписи на древнеперсидском языке эпохи Ахеменидов, персидские изображения и памятники материальной культуры этого времени, а также некоторые свидетельства греческих авторов позволяют лишь в самых общих чертах восстановить древнейшую религию персов. Религиозный сборник древних персов «Авеста» составлялся на основе древних преданий в более поздние времена вплоть до начала царствования Сасанидов (III в. н. э.). Только некоторые наиболее древние части «Авесты», как, например, «Гаты» (священные песни), отражают древние религиозные представления персов, восходящие вплоть до эпохи Ахеменидов.

Древнейшие религиозные воззрения персов отличались большой примитивностью и вполне соответствовали тому древнему родовому строю, который основывался главным образом на скотоводческом и земледельческом хозяйстве оседлого типа, но сохранял ещё черты кочевого быта. Так, в «Авесте» сохранилось славословие земле с перечнем священных гор. А Геродот прямо указывает на то, что персы приносили «жертвы на высочайших горах». Как и другие древневосточные народы, персы поклонялись священной водной стихии, которая рисовалась их воображению в виде первородных вод или в виде священного озера Ворукаша. Особенным почитанием пользовался священный огонь, считавшийся сыном верховного бога. Ему приносили жертвы на простых алтарях обычно под открытым небом, как мы это видим на изображении, сохранившемся на гробнице Дария. Этот культ священного огня получил впоследствии особенное значение и широкое распространение в качестве центрального культа персидской религии и сохранился у персов-огнепоклонников до настоящего времени. Бог огня (Атар) считался благим богом, который побеждал трёхголового дракона Дахаку. К глубокой древности восходил культ священных животных: быка, коровы, лошади и собаки. Большое место в культе занимали священные растения, из которых делался опьяняющий напиток «хаома».

Со времени Дария I персидская религия используется для укрепления классового рабовладельческого общества и деспотического государства. Верховным богом провозглашается Ахурамавда (Возвышенная мудрость), который обычно изображался в виде небесного царя, находящегося в крылатом солнечном диске. Дарий в своих надписях называет его творцом, который «то небо создал, который ту землю создал, который человека создал, который благоденствие создал человеку, который Дария царём сделал, который Дарию-царю царство вручил». Таким образом, верховный бог-творец Ахурамавда изображается в качестве небесного царя, покровителя царя земного. Впоследствии в персидской религии довольно подробно разрабатывается учение о божественном происхождении царской власти. Верховному богу, его пророку и царю всегда сопутствует божественное «царское» и «неугасимое сияние» («хварно»), которое роднит царя с божественным солнцем, сообщает ему жизнетворную, магическую силу и возможность всегда побеждать своих врагов.

Исконный дуализм, свойственный всякой примитивной религии, принимает в связи с этим учением резко выраженную форму. Если верховный бог Ахурамазда (по-гречески — Ормузд) считается благим богом света и добра, то противоположным ему началом мрака, смерти и зла считается Анхра-Майнью (по-гречески — Ариман). С этим религиозным дуализмом тесно связана и соответствующая этика, требующая от человека выполнения всех обязанностей честного, скромного и правдивого земледельца.

Превращение Персии в огромное государство, которое объединяло множество различных народов, потребовало введения единой государственной религии и единого культа верховного бога, покровителя царя. В царствование Ксеркса начинается гонение на древние культы «дайвов», которые были отныне объявлены злыми духами. Ксеркс в одной надписи говорит: «Волею Ахурамазда я разрушил эти капища „дайвов“ и повелел, дабы „дайвам“ впредь не поклонялись.

Где ранее поклонялись „дайвам“, там я почитал Ахурамазду». Таким образом был введён единый культ верховного бога Ахурамазда, покровителя царя, победителя над силами смерти, мрака и над всеми врагами царя и государства. Позднейшие предания приписывали основание этой религиозной системы и проведение этих религиозных верований пророку Заратуштре (Зороастру). Поэтому древнеперсидская религия с её характерным дуализмом и резко выраженным этическим характером называется зороастризмом.

Добавить комментарий

Закрыть меню