Знакомство дошкольников с цифрами

Программой детского сада заложено знакомство детей с цифрами, обучение счёту, ознакомление с составом числа и т.д. Всё это входит в раздел программ по формированию элементарных математических представлений. Хотя посещение детского сада не подразумевает подготовку детей к школе, всё же некая преемственность в формировании элементарных математических представлений существует.

Не все родители водят своегоребёнка в детский сад по разным причинам. Так же как и не все посещают подготовительные курсы к школе, поэтому нужно заниматься математикой самостоятельно в домашних условиях.

Знакомить ребёнка с цифрами нужно начинать на пятом году жизни, то есть, фактически с четырёх лет.

Для начала познакомьте ребёнка с понятием количества, говоря простыми словами, научите его считать предметы, ведь цель счёта – узнать количество предметов. При чём, просто сосчитать предметы не достаточно, нужно подвести итог, что, например, один грибок, два, три, четыре: всего собрали четыре грибочка. Только после того, как ребёнок научился определять количество предметов можно вводить запись цифрами этого количества. И, конечно, лучше начинать знакомство с цифры «1».Так сначала знакомим малыша с каждой цифрой от 0 до 9, потом, к семи годам можно переходить к знакомству с десятками.

При знакомстве с цифрами дети путают схожие по написаниюцифры. Это происходит из-за особенностей восприятия ребёнка. Восприятие дошкольников ещё не достаточно дифференцированно, т.е. малыш воспринимает цифры, например, 6 и 9 как одинаково написанные. Восприятие начинает дифференцироваться к семи годам, т.е. и в первом классе ещё возможна эта путаница. Не ругайте своего малыша, для него это составляет некоторую трудность. Наберитесь терпения и подберите специальные упражнения. Например, поиграйте в игру «На что похожа цифра». Так ребёнок быстрее освоит написание схожих цифр.

Знакомство с цифрами обязательно происходит на наглядном материале. Такой материал можно изготовить самостоятельно. Например, лестницу из спичечных коробков, где цифрами будут обозначены количество ступенек. Очень хороший наглядный материал – абак. Он не только познакомит ребёнка с цифрами, но и с его помощью легко усваивается состав чисел.Ещё из тех же спичечных коробков можно сделать специальное пособие, которое поможет не только усвоить цифры, но и запомнить геометрические фигуры. Нужно 10 коробков склеить вместе в одну линию, обклеить их красиво цветной бумагой, каждый коробок своим цветом. На каждом коробке сверху написать цифру от 0 до 9, а во внутрь положить разные геометрические фигуры, количество которых соответствовало бы цифре, написанной на коробочке. Например, в первую коробочку с цифрой 0 не кладём ничего, во вторую (с цифрой 1) кладём один кружок, в третью (с цифрой 2) кладём два квадратика и т.д. до девяти. Очень хорошо использовать специальные карточки, на которых изображены совокупность предметов и обозначающие их количество цифры. Можно изготовить специальные дидактические карточки с кармашками по такому же принципу, только их можно использовать как игру. Лист картона делите пополам и приклеиваете к двум половинам кармашки, в один кармашек вставляется картинка с совокупностью предметов, а в другой – цифра. Задача ребёнка найти правильную карточку с цифрой или, наоборот – к цифре подобрать правильное количество предметов.

Самым эффективным способом знакомства ребёнка с цифрами всегда являлась игра. Существует масса дидактических игр, целью которых является знакомство ребёнка с цифрами. Например, «найди свою цифру», «Путаница», «Найди такую же» и т.д. Игры и упражнения для знакомства детей с цифрами будут описаны отдельно. Конечно же, не стоит забывать об играх с кубиками и говорящими азбуками. Они активно используются при знакомстве ребёнка с цифрами.

Достаточно действенным методом для усвоения ребёнком цифр являются специальные упражнения на знакомство с цифрами. Например, «Нарисуй столько же», «Опиши цифру», «Рисуем и угадываем» и т.д. Их описание так же будет приведено позже.

И ещё один метод знакомства ребёнка с цифрами — использование специальных рабочих тетрадей по математике. Их сейчас разработано великое множество. Если уже идёт целенаправленная и серьёзная подготовка ребёнка к школе, и Вы уже знаете учителя, в чей класс придёт ваш ребёнок, то лучше проконсультироваться с педагогом, какую тетрадь лучше выбрать. А если вы только начинаете занятия, то выбирайте тетрадь в соответствии с возрастом своего малыша. Такие тетради разрабатываются для разных ступеней дошкольного возраста. Детям обычно очень интересно заполнять такие тетради.

Удачи и терпения на занятиях!!!

В старшей группе у дошкольников развивается понимание того, что число включает определенное количество единиц. Состав числа из единиц изучается на конкретном материале. Сначала проводится анализ группы предметов по их количеству, признакам, а потом называются число и единицы числа. Например, перед детьми ставят 4 разноцветных куба. Им необходимо ответить на вопросы «Сколько всего кубов? Какого они цвета?» Или: «Сколько красных, синих, зеленых и желтых кубов?» (4). Значит, 4 – это 1, 1, 1 и 1.

В подготовительной к школе группе у детей развивается понятие того, что числа образуются не только с помощью прибавления или вычитания единицы. Число можно получить из двух меньших чисел, его можно разложить на 2 меньших числа. Состав числа из двух меньших изучается в пределах 10.

Когда дошкольник хорошо познакомится с понятием количества, можно вводить запись цифрами. Глядя на пустой стол, спросите у ребенка, сколько на нем находится игровых фигур. Ребенок ответит, что ни одной. Объясните, что когда «нет ничего» (ни одной фигуры), то это называется словом «ноль», а для краткости и удобства его обозначают вот таким знаком — и кладете на стол карточку с цифрой «0» (напишите цифры на небольших листках бумаги; можно использовать цифры от магнитного набора). Затем уберите карточку, а на стол положите одну фигуру, напомните, что это «один», а рядом положите цифру один. Добавляйте следующую фигуру (выстаивая в вертикальный ряд) и меняйте цифру. Когда дойдете до десятка, поставьте цифру один над целым десятком, а справа, над пустым местом цифру «0». Прочитаете — «десять» — один десяток (показали) и ноль единиц.

Закрепление цифр происходит в различных играх. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Они сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

Например, при сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.

В детском саду не обучают писать цифры на бумаге. Но очень важно, чтобы дошкольники усвоили правильное направление движения руки при написании разных чисел. Эффективным для этого является обведение контура цифры: дети указательным пальцем обводят цифру, сохраняя направление движения, тренируются в написании цифр в воздухе, выкладывают ее из счетных палочек, лепят из пластилина. Во время прогулки можно предложить детям написать цифру палочкой на песке, на земле, на снегу, выложить ее из природного материала и т.п.

Итак, в процессе систематического обучения детей пятого года жизни у них развивается счетная деятельность, формируются представления о числах и цифрах.

3. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЦИФРАМИ

Ознакомление с названием и внешним видом цифры идет в возрасте до четырёх лет, а после обучения счету детей знакомят с сущностью цифр.

1 этап.

  • Воспитатель в различных ситуациях знакомит детей с именем и внешним видом цифры (в процессе прогулки обращает внимание на номера домов, машин, на номера страниц).
  • Воспитатель читает стишки, в которых описывается внешний вид цифр (С. Маршак «Веселый счет», Г. Виеру «Считалочка»).

2 этап (средний возраст).

Как только дети научились считать в соответствующих пределах, их необходимо познакомить с сущностью каждой цифры последовательно. Предлагается обозначить в группе количество предметов разными способами: соответствующим количеством счетных палочек, соответствующей числовой карточкой, и, наконец, с помощью цифр.

Можно предложить детям рассмотреть таблицу, где нарисовано одно и то же количество разных предметов и все они обозначены одной цифрой.

Подводим детей к тому, что одинаковое количество предметов всегда обозначается одной и той же цифрой. Отличие понятия «число» и «цифра» (лiк – число, лiчба — цифра): цифра — значок или рисунок, с помощью которого можно написать число или указать количество предметов. Надо понимать, что число изображается не только с помощью цифры. Можно познакомить детей с римской нумерацией – изображением числа с помощью рисунков.

Упражнения на закрепление сущности цифр:

— Подобрать цифру для соответствующего множества.

— Создать (найти) группу предметов, соответствующую по количеству показанной цифре.

Знакомство с цифрой 0.

Детям предлагается 3 блюдца: на одном — 3 предмета, на другом — 5, на третьем — ни одного. Просим обозначить с помощью цифр количество предметов в каждом блюдце. Дети могут сообразить, что на пустое блюдце надо положить «0».

Если дети затрудняются, то воспитатель читает стихотворение про «0»: Цифра вроде буквы «О» — это «ноль» иль «ничего».

А затем поясняем, что отсутствие предметов также обозначаем цифрой, это – цифра «0».

Знакомство с изображением числа 10.

Надо показать детям, что число 10 изображается с помощью двух цифр «1» и «0». Воспитатель читает соответствующий стих.

Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.

Ну, а если рядом с ним единицу примостим –

Он побольше станет весить, потому что это — десять. (С.Я.Маршак)

Для закрепления подходят те же игры, что и для других цифр. В игры и упражнения включаем 0 и 10.

4. ИГРЫ И ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЦИФРАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

4-5 летние дети знают еще не все цифры, а называют или “узнают” лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут решить эти проблемы.

“Назови имя цифры”.

Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется какие цифры знает ребенок и где он их видел.

“Узнай цифру на ощупь”.

Предлагаются цифры в виде объемных фигур (“формочек”), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др.

Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

“Сделай цифру”.

Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать «вкусные» цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

“Раскрась цифру”.

Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

“Рисуем и угадываем”.

Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

“Преврати цифру в смешную фигурку”.

Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в “человечков”, “зверюшек” или другие смешные фигурки.

“Найди свою цифру”.

На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти “свою”.

“Нарисуй столько же”.

Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.

“Выполни движение”.

Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

“Цифры на кубиках”.

Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

“Подбери пары”.

К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

“Правильно ли это?”

Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

“Найди такую же”.

На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

“Пронумеруй предметы”.

Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации. “Выпадать” из нумерации могут сначала 1-2 цифры, а потом больше.

“Определи соседнюю”.

Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать “соседей”.

“Наклей цифры”.

Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

“Какая цифра убежала?”

Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

“Что перепуталось”.

На столе карточки с цифрами перевернуты “вверх ногами” или “вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

“Назови и выложи”.

Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.

“Опиши цифру”.

Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

“Напиши цифры”.

Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.

“Укрась цифрами”.

Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д.

“Обозначь порядок цифрами”.

Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинно-следственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

“Догадайся и напиши цифру”.

Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши — на единицу, крючок от вешалки — на двойку, бублик — на ноль и т.д.

Поиск Лекций

Методика ознакомления с цифрами

Методику ознакомления с цифрой рассмотрим на примере одного из занятий.

На пятом году жизни дети должны знать цифры. Ознакомление с цифрами начинается со второго квартала и происходит на протяжении учебного года. Дети повторя­ют, уточняют свои знания о числе и счете в пределах трех. При этом постепенно воспитатель подводит их к понима­нию необходимости изображать числа на письме особыми знаками — цифрами. Каждое число записывается по-своему. Дети называют разные числа, а воспитатель показывает им цифры, которыми они записываются.

На первом занятии воспитатель формирует общие пред­ставления о цифрах и подробнее останавливается на цифре 1 (один).

Цель занятия.Учить детей считать предметы в пре­делах трех. Ознакомить с цифрой 1. Продолжать формиро­вать понятия больше, меньше.

Ход занятия. Воспитатель кладет на стол три игруш­ки, предлагает детям посчитать их и положить на верхнюю по­лоску карточки такое же количество изображений предметов,

«Сколько игрушек вы положили на верхнюю полоску? Почему? Положите на нижнюю полоску карточки две иг­рушки». Дети выполняют задания. «Сколько игрушек вы по­ложили на нижнюю полоску? Покажите на пальцах, на сколько игрушек тут меньше, чем на верхней полоске. Что нужно сделать, чтобы игрушек на верхней и нижней полос­ках стало поровну?» Аналогичные задачи повторяют три-четыре раза с другими игрушками.

Воспитатель кладет на стол одну игрушку. «Сколько иг­рушек на столе? Правильно, одна. Чтобы написать, сколько тут игрушек, пишут цифру 1. Вот она» (показывает). — Дети разглядывают карточку с изображением цифры 1, анализи­руют ее начертание. — «Цифра 1 состоит из двух прямых па­лочек. Одна палочка длиннее, другая — короче. Эти палочки соединяются углом вверху. Обратите внимание, с какой сто­роны пишут короткую палочку. Правильно, слева».

Воспитатель предлагает достать из конверта карточку с цифрой 1. Дети указательным пальцем правой руки обводят цифру, изображенную на картинке. При этом педагог следит за направлением движения руки ребенка.

«Давайте цифру 1 выложим из полосок бумаги. У вас на столе есть полоски разной длины. Выложите цифру 1. Обве­дите ее пальцем, как будто вы пишете эту цифру. Напишите ее в воздухе».

Во время показа начертания цифры в воздухе воспитатель использует зеркальный показ или становится вполоборота к детям и показывает правой рукой. Потом он предлагает рядом с цифрой выложить столько игрушек, сколько обозначено этой цифрой. «Почему вы положили только одну игрушку?»

Воспитатель предлагает заштриховать контурное изобра­жение цифры 1 на листе бумаги (ширина цифры равна при­близительно 0,5 см). Дети выполняют задания, а воспитатель помогает им.

В этой работе используются различные приемы обучения. В конце занятия делается вывод: для записи числа используются знаки—цифры.

Так знакомят с каждой отдельной цифрой, соотнося ее с числом через действия с предметными множествами. Для этого воспитатель демонстрирует цифру, предлагая рассмот­реть ее начертание, дети создают соответствующее множе­ство, откладывая определенное количество предметов, об­водят указательным пальцем правой руки по контуру циф­ры, усваивая ее начертание. Для закрепления приобретенных знаний используются разные дидактические игры типа «По­ручение», «Магазин», а также упражнения: обозначить чис­ло, которое больше (меньше) на один, чем … (следует по­казать цифру), и др.

При ознакомлении с цифрами широко используются спе­циальные карточки. Карточка поделена на две неравные ча­сти: левая — меньшая, правая — большая. Внизу карточки по всей ее длине приклеена полоска бумаги так, чтобы получился кармашек. В левую часть вкладывается карточка с цифрой, а в правую — чистый лист бумаги, на котором ребенок должен нарисовать столько предметов, сколько показывает цифра.

В детском саду не обучают писать цифры на бумаге. Но очень важно, чтобы дошкольники усвоили правильное на­правление движения руки при написании разных чисел. Эф­фективным для этого является обведение контура цифры:

Дети указательным пальцем обводят цифру, сохраняя направ­ление движения, тренируются в написании цифр в воздухе, выкладывают ее из счетных палочек, лепят из пластилина. Во время прогулки можно предложить детям написать цифру палочкой на песке, на земле, на снегу, выложить ее из при­родного материала и т.п.

Методика ознакомления с цифрами, предложенная Даниловой Еленой, воспитателем со стажем детского сада «Дошкольник» г.Караганды.

Необходимо придерживаться принципа: одно занятие — одна цифра.

Цифры рисуем на плотной бумаге, цветные.

Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради.

Показывая, называем: «один». Берем куклу: «одна кукла». «воспитатель один» и т. д.

«Пошла Красная Шапочка к бабушке. И сколько их было, Красных Шапочек? Очень много! Да?».

Дети смеются. Ему весело представлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-таки говорят, что она была одна.

Затем вы спрашиваете: сколько у детей голов, ртов, носов? И он вам отвечают: один.

Затем вы вывешиваете цифру «1» на стенку: пусть она остается в поле зрения ребенка. И изредка спрашиваете: «Где у нас цифра «1»?».

Следующее занятие начинается с повторения. После этого берете карточку с цифрой в руку и двигаете ее по столу так, как будто она идет к ребенку. Спрашиваете детским (писклявым) голосом: «Здравствуй, Катя! Знаешь, как меня зовут? Я пришла в гости. И привела свою подружку (или сестру). Вот она». Показываете новую карточку с цифрой «2». Говорите своим голосом. «Два».

Затем ребенку показываем руки: «Две руки. Одна (левая) и еще одна (правая). Один и один. Получается два. А сколько у Кати ног? Две. Одна и еще одна. Две. А сколько глаз?» и т. д.

То же самое — с ложками, игрушками, тарелками: «Кате одну тарелку и маме одну тарелку. Сколько тарелок па столе?». И дальше играете в том же духе.

Цифру «2» на карточке вывешиваете рядом с цифрой «1» после занятия.

И дальше таким же образом, пока не изучены все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Когда уже изучено несколько цифр, берем любую цифру и спрашиваем: «Какая это цифра?», и в обратную: разложите все изученные уже цифры в ряд и спрашивайте у ребенка: «Где цифра «5»?».

Потом рассказываем дошкольнику о понятиях «больше» и «меньше», чтобы он мог сравнивать цифры по величине.

Состав любой цифры. Например: 3 — это 2 и 1 и т. д.

Позже, когда дошкольник хорошо это усвоит, нужно перейти к понятию числа и его состава от 10 до 20.

Вопрос: раскройте методику ознакомления детей с цифрами.

Задача ознакомления детей с цифрами ставится по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой в подготовительной к школе группе; по «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н.

Поддъякова – в средней группе с цифрами до 5, в старшей группе – до 10; по программе «Развитие» (авт. Л.А. Венгер) — со старшей группы; по программе «Радуга» (авт. Т.Н. Доронова и коллектив) — со средней группы, когда воспитатель, знакомя детей с числом, одновременно знакомит и с цифрами; по программе «Детство» (авт. Логинова В.И. и коллектив) – также со средней группы.

Наиболее распространенными являются две методики ознакомления с цифрами. Это методика А.М. Леушиной, по которой цифры изучаются в сравнении попарно: 1 и 7, 2 и 5, 3 и 8, 4 и 7, 6 и 9, и школьная методика, по которой цифры изучаются по порядку.

Для ознакомления детей с цифрами воспитатель использует красочный альбом по стихотворению С.Я. Маршака «Давайте познакомимся» и наборы цифр по количеству детей, а также наборное полотно и плоскостные изображения фигур (матрешки, грибочки, круги и др.)

Методика ознакомления дошкольников с цифрами определяется конкретным ДОУ в соответствии с аналогичной методикой базовой школы.

МЕТОДИКА АННЫ МИХАЙЛОВНЫ ЛЕУШИНОЙ

Воспитатель на наборное полотно выставляет, например, 1 матрешку и спрашивает детей: «Сколько я поставила матрешек? (Одну). Как можно обозначить одну матрешку? (Присесть один раз, подпрыгнуть один раз, хлопнуть в ладоши один раз, отложить одну геометрическую фигуру и т.п.)».

Затем говорит: «А еще ее можно обозначить цифрой 1. Цифра 1 (в математике) – это значок, который обозначает число». Далее воспитатель показывает изображение цифры 1 из альбома, используя художественное слово: «Вот один, иль единица — очень тонкая, как спица. Похожа единица на крючок, а может на обломанный сучок». Затем обращает внимание детей на единицу: «Какая это цифра? (Один), рассматривает, из каких элементов состоит цифра 1: «Цифра 1 состоит из двух элементов – из длинной прямой палочки и короткой наклонной палочки». Из каких элементов состоит цифра 1? Далее воспитатель предлагает детям нарисовать цифру 1 в воздухе: встает в пол-оборота к детям и проговаривает вслух вместе с ними: «Короткая — длинная или наклонная – прямая».

Затем организуется работа с раздаточным материалом: воспитатель предлагает детям найти в наборе цифру 1 и провести по изображению пальчиком. Далее дети выполняют задания типа: «Какую цифру вы покажите, если я хлопну в ладоши 1 раз? и т.п. Дети должны усвоить, что цифра 1 соотносится с одним хлопком, одним прыжком, одним яблоком и т.д. Также воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы и загадки, где используется число 1.

Затем воспитатель выставляет на наборное полотно 7 матрешек и спрашивает детей: «Сколько я поставила матрешек? (Семь). Как можно обозначить семь матрешек? (Ударить в бубен 7 раз, отложить 7 геометрических фигур и т.п.).

Затем говорит: «А еще ее можно обозначить цифрой 7». Далее воспитатель выставляет на наборное полотно изображение цифры 7 (рядом с цифрой 1), сопровождая действия художественным словом: «Вот семерка — кочерга, у нее -одна нога. Семь, точно острая коса. Коси коса, пока роса». Воспитатель: «Посмотрите внимательно, на цифру 1 и цифру 7. Что у них общего? (Они состоят из двух элементов). Каких? (Длинной и короткой палочки, наклонной и прямой палочки). А чем эти цифры отличаются? (У цифры 1 короткая палочка наклонная, а у цифры 7 – прямая; длинная палочка у цифры 1 – прямая, а у цифры 7 – наклонная). Затем воспитатель предлагает нарисовать вначале цифру 7, а потом — цифру 1 в воздухе (проговаривая, можно использовать два признака: короткая — прямая, длинная — наклонная — 7; короткая – наклонная, длинная – прямая – 1).

Потом аналогично организуется работа с раздаточным материалом: воспитатель предлагает детям найти в наборе поочередно цифры 7 и 1, показать их, положить перед собой и провести по ним пальчиком, проговаривая признаки элементов: «Короткая прямая – длинная наклонная и т.д.».

Затем организуется игра: воспитатель подпрыгивает, хлопает в ладоши, показывает картинки, а дети показывают соответствующие цифры 1 или 7. Потом предлагает вспомнить пословицы, поговорки, стихи, загадки, сказки, где встречается числа 1 и 7 (число 1, число 7, числа 1 и 7 одновременно).

На следующем занятии закрепляются знания о цифрах 1 и 7, а на другом занятии знакомятся с цифрами 4 и 7 и т.д.

МЕТОДИКА ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ТАРХАНОВОЙ

По данной, так называемой школьной, методике цифры изучаются по порядку в процессе ознакомления с числами: на первых трех занятиях знакомят детей с цифрой 1, на следующих трех – с цифрой 2 и т. д.

Ознакомление с цифрами проходит аналогичным образом: также анализируется, из каких элементов состоит цифра, предлагается нарисовать цифры в воздухе. Знакомя с числом и цифрой 2, воспитатель выставляет на наборное полотно, например, 1 и 2 матрешки и спрашивает: «Что больше: одна или две матрешки? Почему? (Число 2 > 1 на 1, а число 1< 2 на 1). Значит, после цифры 1 идет цифра 2 (Показывает изображение из альбома цифры 2, используя художественное слово). Из каких элементов состоит цифра 2? (принимаются разные ответы детей). Предлагает нарисовать цифру 2 в воздухе, проговаривая: крючок — прямая.

Задания на закрепление при работе с раздаточным материалом предлагаются аналогичные.

Цифра 4: состоит из трех элементов.

Цифра 5: состоит из полукруга и двух прямых и т.п.

На закрепление знаний детей о цифрах можно использовать пособия Агеевой С.И. «Обучение с увлечением», Ерофеевой Т.И. и др. «Математическая тетрадь для дошкольников», Волиной В. «Праздник числа», где предлагаются задания типа:

ü закрасьте треугольники карандашом одного цвета, и получится цифра 1, а квадраты – карандашом другого цвета и получится цифра 2;

ü положи нужную цифру в пустую клеточку;

ü веселые стихи, загадки, скороговорки, считалки, пословицы, занимательные задачи.

Рекомендуемые источники информации:

1. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984.

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра – М: Просвещение, 1988

3. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду – М: Издательский центр «Академия», 2000

Добавить комментарий

Закрыть меню