Значение государственного кредита

Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг

Государственный кредит — урегулированная нормами финансового права деятельность государства по привлечению временно свободных средств юридических и физических лиц на условиях возмездности, возвратности и срочности.

Значение государственного долга — формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета.

Формы государственного кредита:

  1. государственные займы;
  2. государственные долговые обязательства;
  3. сберегательное дело.

Субъекты государственного кредита:

  1. Российская Федерации, ее субъекты — заемщик;
  2. муниципальные образования, физические и юридические лица — заимодавец.

Результатом государственного кредита является государственный долг.

Государственный долг России — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов (федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

  1. основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
  2. объем основного долга по кредитам, полученным РФ;
  3. объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
  4. объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Методы управления государственным долгом:

  1. рефинансирование (новация) — замена старых кредитных обязательств новыми путем их выпуска;
  2. конверсия — изменение кредитных отношений путем изменения (увеличения или снижения) процентной ставки по кредиту;
  3. консолидация — продление сроков действующих займов;
  4. унификация займов — объединение нескольких займов в один;
  5. отсрочка погашения займов;
  6. аннулирование государственного долга — прекращение кредитных обязательств государства путем его отказа от долга.

Так, например, Правительство РФ вправе осуществить списание государственного внутреннего долга РФ по государственным займам, осуществленным путем выпуска ценных бумаг от имени РФ в валюте РФ, по которым истек срок исковой давности.

Предельные размеры внутреннего долга устанавливаются в Федеральном законе о бюджете на соответствующий година1 января 2005 г. составил 988,1 млрд.

рублей.

Правительство РФ вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами России, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Государственный кредит. Специфическими особенностями контрольной функции государственного кредита являются

Специфическими особенностями контрольной функции государственного кредита являются …

тесная связь с состоянием централизованного фонда денежных средств

осуществление функции не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами

отсутствие связи с деятельностью государства

осуществление функции только финансовыми структурами

Решение:

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, обусловленные особенностями данной категории. Во-первых, она тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, во-вторых, охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность привлечения ресурсов, в-третьих, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В зависимости от источника заимствований государственные долговые обязательства делятся на …

внешние

внутренние

универсальные

специальные

Решение:

Государственные и муниципальные займы – передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимодателями государственных и муниципальных ценных бумаг.

Займы классифицируются по нескольким признакам. В зависимости от источника заимствований, места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок), валюты займа государственные долговые обязательства делятся на внутренние и внешние

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по …

государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации

кредитам, привлеченным от кредитных организаций

государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации

бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы

Решение:

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ):

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации.

Видами государственных и муниципальных заимствований являются …

кредиты

займы

налоги

гарантии

В качестве звена финансовой системы государственный кредит является источником формирования финансовых ресурсов …

государства

местных органов самоуправления

домохозяйств

хозяйствующих субъектов

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут являться …

бюджетные кредиты

государственные займы

кредиты международных финансовых организаций

кредиты иностранных банков

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме …

государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации

договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации

кредитных соглашений, заключенных с международными финансовыми организациями

договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий

Решение:

Государственный долг субъекта Российской Федерации – совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта РФ. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме (ст. 99 Бюджетного кодекса РФ):

— кредитных соглашений и договоров;

— государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

— договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

— договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

— соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме …

договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы

договоров и соглашений, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации долговых обязательств прошлых лет

кредитных соглашений, заключенных с международными финансовыми организациями

обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации

Решение:

Государственный долг субъекта Российской Федерации – совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта РФ. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме (ст. 99 Бюджетного кодекса РФ):

— кредитных соглашений и договоров;

— государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

— договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

— договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

— соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации для несвязанных (финансовых) заимствований предусматривает указание …

источника привлечения

суммы заимствования

конечного получателя

цели заимствования

Решение:

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации (ст. 108 БК РФ) представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием:

1) для несвязанных (финансовых) заимствований: источника привлечения; суммы заимствования; срока погашения;

2) для целевых иностранных заимствований: конечного получателя; цели заимствования и направления использования; источника заимствования;

суммы заимствования; срока погашения; гарантий третьих лиц; оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года; прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

Указанные виды внешних заимствований отличаются друг от друга по характеру использования. Если несвязанные (финансовые) заимствования не имеют целевого предназначения, то целевые иностранные заимствования могут использоваться только в соответствии с целями, на которые они получены РФ.

: учеб. / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В.

Маркиной. – М. : Финансы и статистика, 2007. – С. 414–415.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по …

государственным гарантиям Российской Федерации

кредитам, привлеченным от иностранных юридических лиц

государственным гарантиям субъекта Российской Федерации

бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Решение:

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ):

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации

Государство выступает в качестве заемщика при …

переоформлении задолженности третьих лиц в государственные обязательства

эмиссии государственных ценных бумаг

предоставлении кредитов (займов) иностранным государствам

предоставлении кредитов (займов) международным организациям

Решение:

Государственные и муниципальные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме и с уплатой процента на сумму заимствования. Целью проведения заимствования является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Кредиторами органов власти и местного самоуправления могут выступать юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), национальные органы власти другого уровня, правительства иностранных государств, международные финансовые организации.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит является источником формирования финансовых ресурсов …

государства

местных органов самоуправления

домохозяйств

хозяйствующих субъектов

Решение:

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.

Дата добавления: 2015-07-25; просмотров: 158 | Нарушение авторских прав

Финансовая работа на предприятии | Капитал и резервы предприятий | Сущность финансов предприятий и их функции | Финансовые ресурсы предприятий | Коммерческие банки и их деятельность | Центральные банки | Сущность и функции банков | Понятие банковской системы | Дефицит бюджета | Государственные внебюджетные фонды |

Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг — Финансовое право (Белоусов Д.С.)

Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы РФ, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). Государственный кредит применяется, наряду с другими способами, для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства и решения стоящих перед ним проблем, в первую очередь, проблем бюджетного дефицита.

С точки зрения экономики государственный кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных и платных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях формирования ссудного фонда.

В тоже время государственный кредит является самостоятельным институтом финансового права. Он является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходовбюджета. С учетом перечисленных финансово-правовых признаков с правовой точки зрения государственный кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и с правовой стороны:

  • в отношениях по государственному кредиту всегда преобладает верховенство государства. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника;
  • государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога;
  • при банковском кредите договор банковской ссуды заключается, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. При государственном же кредите, как исключение, возможно принуждение.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг как сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

Государственный долг РФ определяется в БК РФ как долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права; государственный долг субъекта РФ – как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом госдолг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а госдолг субъекта РФ – соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.

Правовые основы государственного кредита в РФ закреплены в федеральных правовых актах (БК РФ, ГК РФ, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г., «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. и др.).

Добавить комментарий

Закрыть меню