Живопись древнего рима

В отличие от греческого изобразительного искусства, в котором преобладали произведения на мифологические темы, в Риме доминирующее значение приобрел портрет, прежде всего скульптурный. Типичными стали также картина повествовательного характера, рассказывающая о конкретных событиях, и исторический рельеф. Они изображали опре­деленные документальные эпизоды, обычно военные, точно воспроизводя местность, где происходила битва, расположение войск и так долее. Все это – непосредственное выражение трезвой римской рациональности.

Скульптурный портрет – одно из высших дости­жений римского искусства. Своими истоками этот жанр связан с обыча­ем почитания умерших предков, заимствованным у этрусков. С лица по­койного снималась маска, с бесстрастной точностью воспроизводящая внешний облик человека. Она не была художественным произведением, но приучала ценить в искусстве конкретную человеческую индивидуаль­ность.

Если греки обычно идеализировали, приукрашивали оригиналы, то римляне стремились максимально правдиво передать внешнюю и внутреннюю суть того, кого изображали. Они не стеснялись грубости и даже безобразия, если те были отличительной чертой данного человека. Отказ от идеализации, беспощадный реализм – характерная особенность римского искусства. Так, например, в скульптурном портрете императо­ра Веспасиана подчеркнуты неприятный сверлящий взгляд глубоко посаженных глаз, покрытый морщинами лоб, большие уши, массивный подборо­док и крепкая жилистая шея. В выражении лица чувствуется твердая воля, практицизм и хитрость. В портрете Каракаллы гневно сдвинутые брови, подозрительный взгляд исподлобья, резкий поворот головы обна­жают тиранический характер, беспощадную жестокость.

Широко распространен был тип статуи «тогатус», изображающий оратора в тоге, национальной одежде римского гражданина. Это воплоще­ние образа делового человека, государственного деятеля, законодателя, полководца. Много подобных статуй возникло в эпоху республики, ког­да римским чиновникам было предоставлено право воздвигать в общест­венных местах свои скульптурные изображения.

Исторические рельефы в Риме украшали общест­венные здания, городские ворота, храмы, мемориальные колонны. Блес­тящим образцом исторического рельефа является колонна императора Траяна на Римском форуме.

Она облицована мраморными плитами с последо­вательным изображением главных событий похода римских войск против даков. Это настоящая энциклопедия жизни Древнего Рима: здесь запе­чатлены сцены битв, осады крепостей, постройки мостов, заседаний военных советов, жертвоприношений и так далее. Длина рельефной лен­ты, опоясывающей колонну – 200 метров.

Памятников древнеримской живописи сохранилось значи­тельно меньше, чем архитектурных и скульптурных произведений. Судя по этим образцам, римские художники достаточно уверенно решали раз­личные живописные проблемы, такие, как передача движения, глубины пространства в перспективе, раскрытия человеческого характера в портрете и так далее. Лучше всего римская живопись известна по настенным росписям и мозаикам, найденным при раскопках Помпей, горо­да, погибшего при извержении Везувия в 79 году н.э.

Есть росписи чисто декоративного характера, подражающие кладке стены из цветного мрамора. Другие, более поздние фрески носят пространственный характер: на них изображены различные архитектурные детали – колонны, карнизы, арки, создающие полную иллюзию реаль­ности и как бы расширяющие пространство помещения. Часто в центре стены размещались большие картины на мифологические сюжеты; встре­чаются и сцены быта, портреты, фантастические и реальные пейзажи.

Великолепным образцом римских настенных росписей являются фрес­ки виллы Мистерий в Помпеях с изображением религиозной церемонии (вследствие чего и саму виллу археологи назвали виллой Мистерий). На темно-красном фоне представлены участники действа: величавые матроны, стройные девушки, танцующая молодая вакханка.

Великолепные фрески

Художники покрывали стену несколькими слоями штукатурки (1 и 2). Затем, пока поверхность была еще влажной, они создавали картины (3 и 4).

В римском доме все комнаты за исключением хозяйственных (кухни, кладовых, спален для рабов) были украшены фресками, то есть изображениями, нанесенными на сырую штукатурку.

Обработка стен

Витрувий, автор самого подробного римского руководства по архитектуре, советовал, прежде чем наносить на стены рисунок, покрывать их сначала тремя слоями смеси из извести и песка, а затем еще тремя слоями смеси из извести и мраморной крошки. Песок выравнивал поверхность стен и укреплял их, мрамор добавлял яркий блеск краскам, а известь не позволяла рисункам осыпаться.

Природные краски

Трудно представить, что эта фре­ска, найденная в Помпеях, была создана более 2000 лет назад

Художники сами изготовляли краски из природных материалов.

Красную и желтую они получали из охры (глинистая земля, содержащая окись железа), зеленую — из другого сорта глины, черную — из смеси сажи или древесного угля с клеем, голубую краску привозили из Египта, где ее получали из соединений песка и меди, белила делали из свинцовых брусков, заливая их уксусом и помещая в глиняные бочки, пурпур добывали из особого сорта ракушек или смешивая чернику с молоком. Иногда, чтобы краски не выцветали и не теряли свой цвет, их после нанесения на штукатурку натирали воском.

Различные стили

Насколько можно судить по фрескам, сохранившимся на стенах помпейских домов, выбор сюжета для изображения зависел не только от вкуса заказчика или художника, но и от господствовавшей тогда моды.

В помпейской настенной живописи принято выделять 4 стиля. Первый из них называется инкрустационный, или структурный, он был распространен в Помпеях в 20080 гг. до н. э. Живописцы расписывали стены домов таким образом, чтобы казалось, будто они сложены из мраморных плит. Второй стиль, архитектурно-перспективный, появился в конце II в. до н. э. Стены перестали восприниматься в качестве непреодолимой преграды между комнатой и остальным миром.

Художники часто изображали открытые двери и окна, через которые «зритель» мог видеть деревья, людей и животных. Фрески третьего, орнаментального, стиля были похожи на ковры с картинами на мифологические сюжеты. Четвертый стиль, популярность к которому пришла после землетрясения 63 г. , имеет несколько названий — иллюзорный, фантастический, перспективно-орнаментальный. В некотором роде это попытка примирения «принципа ковра» (третий стиль) с перспективой (второй стиль).

Римские художники часто изобра­жали на фресках архитектурные элементы, создающие эффект обмана зрения: ложные двери, окна, театральные декорации.

Архитектурные элементы, характерные для второго стиля, мастера четвертого преувеличивали, превращая их в театральные декорации, не подчиняющиеся законам физики. Для четвертого стиля также характерно обилие различных орнаментальных деталей.

Росписи христианских катакомб

Из-за преследований со стороны государства первые христиане для совершения богослужений вынуждены были собираться в катакомбах, подземельях в виде длинных и узких коридоров. Потолки и стены христианских катакомб часто украшались фресками, изображающими сцены из Ветхого и Нового Заветов, а также аллегорические символы .

Любой вид живописи на стенах архитектурных сооружений и других стационарных основаниях называется монументальной.

Монументальная живопись самая древняя (росписи в пещерах, например).

Основные техники монументальной живописи это:
Фреска
Мозаика
Витраж.

Фреска (от итал. fresco — свежий). Живопись по сырой штукатурке. Очень долговечна. Краска впитывается в штукатурку, а известь, содержащаяся в штукатурке при высыхании образует прозрачную кальциевую пленку. Как бы каменеет – отсюда долговечность.
Противоположность – роспись а секко – по сухому. Сейчас фреской могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.).
Писать а фреско (если я правильно изображаю, раньше только слышала) очень сложно, так как исправлять написанное сложно и надо успевать, пока штукатурка не высохла. Обычно расписывают стены фрагментами.

В Древнем Риме мозаика и фреска были распространены исключительно широко, в том числе — в оформлении частных жилищ.
Некоторые из настенных росписей сохранились, как ни странно, благодаря одной из самых страшных и крупных катастроф, случившейся в Римской империи. Во время сильного извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум и Стабии были полностью засыпаны пеплом. Под метровыми слоями лавы, вулканических пород и пепла сохранились не только дома, но и настенные росписи на виллах состоятельных людей.
Росписи в основном в технике фрески, но иногда писали и восковыми красками.

Четыре стиля древнеримской росписи.

Все они имеют общее название – помпейские или помпеянские стили – это условное обозначение стадий развития древнеримских стенных росписей со II века до нашей эры до 3 четверти I века нашей эры. Такое название они получили потому, что изучались на основе нескольких сохранившихся городов – Помпей, Геркуланума и Стабии.

Итак, мы имеем 4 помпейских стиля (системы – так называют стили в Европе):

— инкрустационный (2 век до н.э. – 80-е годы 1 века до н.э.)

— архитектурный (или перспективный) ( с 80-х годов до н.э. – 20-х годов 1 века н.э.)

— орнаментальный или стиль канделябров (с 15 года н.э. )

— декоративный или иллюзорный (развивался почти параллельно со стилем канделябров).

Первый помпейский стиль — Инкрустационный (эпоха Римской республики)

Картинка для сравнения

Стена расписывалась в подражание кладке стены из цветного мрамора – темно-красного, желтого, черного, белого. То есть, имитировала цветные мраморные панели. Все архитектурные элементы украшения стены (пилястры, карнизы и др.) выполнялись из стука.

Вот пример реконструкции Фрески из Дома Sallustio

Пилястра — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки, см. про строение храма) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Служит для укрепления стены или просто для украшения. То есть, получается эффект прилепленной к стенке колонны или вдавленной в нее.
Стук – это гипсовая лепнина (точнее, смесь гипса, мраморной крошки и клея), имитирующая мрамор.

В первом стиле были расписаны Самнитский Дом и Дом Фавна.

Каждый сохранившийся дом в раскопанных городах имеет свое название. Например, Дом Фавна назван так потому, что в его атриуме находилась скульптура фавна.

Второй помпейский стиль — Архитектурный или Перспективный стиль (эпоха Римской республики).

Картинка для сравнения

В нем стены расчленяются живописно-иллюзорно ( в переводе на русский – живоподобно, как будто не нарисованные, а настоящие) эффектно исполненными колоннами и портиками; декорации как бы раздвигают стены дома и увеличивают пространство интерьера. Между колоннами появляются стенные картины, часто воспроизводящие произведения греческих художников. В их композициях раскрываются перспективы улиц, домов, ландшафты гор и равнин. Очень часто художники пишут картины на мифологические сюжеты с многофигурными композициями.

Все архитектурные элементы изображались не лепкой (стуком), а росписью, рельеф отсутствует.

Фреска из виллы в Боскореале

Наверное, самые знаменитые фрески второго «стиля» — это так называемый «дионисийский цикл» Виллы Мистерий.

Роспись Залы Мистерий


А вот еще обряд – бичевание посвящаемой и танец уже посвещенной

Вот еще замечательная фреска из Виллы Мистерий

Третий помпейский стиль — Орнаментальный или Стиль Канделябров. Эпоха ранней империи

Картинка для сравнения

Стиль живописи отмечен плоскостностью и орнаментальностью архитектурных мотивов, среди которых преобладают легкие ажурные сооружения типа трельяжей, обвитые гирляндами и лентами, легкие колонны.

Этот рисунок дает очень хорошее представление о третьем стиле.

В этом стиле встречаются египетские мотивы. Живопись меняется. Картины становятся миниатюрнее. Они не полностью заполняют пространство, а помещаются в серединке, как клейма.

Содержание их уже не так активно действует на зрителя, как в предыдущем стиле, они больше созерцательные, окутанные дымкой. Используются яркие чистые цвета, мягкие тональные переходы.

роспись «Сад и птицы» из виллы Ливии в Прима Порта

Почему этот стиль называют еще и стилем канделябров? А потому, что в росписи стен появляется новый орнаментальный мотив – ажурное сооружение, напоминающее высокий металлический канделябр – он разделяет фрагменты росписи.

Фреска из Дома Марка Лукреция Фронтона

Четвертый помпейский стиль — декоративный или иллюзорный.

Также этот стиль называют фантастическим стилем или перспективно-орнаментальным. Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.

Картинка для сравнения

Четвёртый стиль характеризуется изобилием богатств, но в тоже время отсутствием новых элементов. В основе четвертого стиля лежит стиль первый – имитация облицовки стен мрамором и ее членение, в нем используются фиктивные архитектурные элементы, характерные для второго стиля, украшение канделябрами, вьющимися растениями, характерными для третьего стиля.

Но он резко отличается от предыдущих стилей динамичностью пространственных композиций картин, их нарочитой театральностью, обилием фигур, находящихся в сильном движении и тела, и души.

В Доме Веттиев в Помпеях находятся примеры фресок этого стиля.

Добавить комментарий

Закрыть меню