Женские образы в грозе островского


Женские образы в пьесах А.Н. Островского

Александр Николаевич Островский — драматург, открывший неизвестный доселе русскому театру мир купцов и приказчиков, судейских чиновников и торговцев. Но он не только творец остросоциальных драм; он поднял проблему неполноправного положения женщины в этом мире капитала, он создал сильные, самобытные женские характеры, «не обремененные образованием», но правдивые и реалистические.

В пьесах Островского создана прекрасная галерея русских женщин: от эгоистки Липочки Болыновой из пьесы «Свои люди — сочтемся!», нежной и беззащитной Катерины из «Грозы» до порывистой и безрассудной Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». Все они разные, все достойны внимания, но больше всего, на мой взгляд, сам драматург любил тех из них, которые не умели защитить себя в этом мире, потому что выше всего ставили свои принципы. Таковы героини «Грозы» и «Бесприданницы». Подробно посмотрим характеры героинь этих пьес.

Катерина Кабанова — противоречивая и своеобразная натура. Она богобоязненна и в то же время мятежна. Воспитанная в любви, она выросла не готовой к тем испытаниям, которые ждут ее за порогом родительского дома.

Вспоминая детство в родном доме, Катерина понимает, что надежда на счастье не оправдалась. Жизнь в семье мужа она воспринимает как неволю. В этом доме царят ханжество, лицемерие и обман. А вот Варвара, выросшая в этой семье, прекрасно приспособилась к ее условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия. Катерина внешне принимает образ жизни семьи, но в душе протестует. Свою честность она не хочет приносить в жертву «украденному» счастью. Полюбив Бориса, она не скрывает этого от окружающих. «Коли я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она любимому.

И в то же время неволя глубоко засела в ее душе. Катерина уже никогда не сможет быть свободной по-настоящему.

Она боится даже того, что, на первый взгляд, опасности не представляет. Обычную летнюю грозу Катерина воспринимает как предупреждение о каре Божьей. Но пока героиня любит и любима, ей ничего не страшно. И Тихон, и Борис, каждый по-своему, любят и жалеют Катерину, но они слабовольны и зависимы от Кабанихи и Дикого, поэтому не могут защитить, дать счастье Катерине. Поняв это, героиня решает умереть. «Да уж измучилась я! Ничего мне не надо, ничего мне не мило! А смерть не приходит». Истинная христианка, Катерина все же воспринимает самоубийство не как грех, а освобождение от мук и страданий: «Мне так будет легче. А об жизни и думать не хочется. Опять жить. Нет, нет, не надо…»

Катерина видит глубокое несовершенство этого мира, не принимает его правила, и потому погибает.

Совершенно иной характер у Ларисы Огудаловой. Она из образованной, но бедной семьи. Чтобы жить хорошо, ее матери приходится вести почти предосудительный образ жизни. Заметно, что она не прочь подыскать своей дочери если не мужа, то содержателя. Ларисе же чужд этот мир денег, окружающий ее. Она стремится вырваться из своего окружения, где царит дух стяжательства. Полюбив Сергея Сергеевича Паратова, Лариса не видит за блестящей оболочкой циничную и жестокую натуру. Она мечется: с одной стороны, готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на «цыганский табор» или ярмарку, где все продается и покупается. С другой — ей хочется счастья именно с любимым человеком. Но любовник предает ее, и даже завалящий жених Карандышев смотрит на нее, как на свою собственность. «Вещь… да, вещь… Я вещь, а не человек…» — понимает Лариса. И теперь уже она хочет продать себя подороже. «Каждой вещи своя цена есть… Я слишком, слишком дорога для вас», — отвечает она Карандышеву. Лариса искала любви, но на нее все смотрят, как на забаву. Хотела уйти из «цыганского табора», но не смогла. Она не способна на самоубийство, поэтому выстрел Карандышева героиня воспринимает как избавление от морального падения, от тягот жизни.

Островский показал, что пока для женщины нет в этом мире иного выхода, она не может найти себя и быть счастлива.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Бесприданница / Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина — натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, — ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера — это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, — вспоминает она.
Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.

Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться.

Беру!

69203 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Готовые Домашние Задания

Яркие женские образы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.

Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.

Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.

В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.

Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. Поэтому важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой. В ее голове прочно сложился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.

Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Их семья — одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. Поэтому героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.

Таким образом, обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему.

Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.

Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.

Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.

У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого. В этом плане очень важен эпизод с ключом. В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.

Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.

В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, потому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

Девятнадцатый век стал переломным моментом в жизни русского общества. Литературные произведения того времени затрагивали животрепещущие жизненные моменты. Это так же отразилось и на творчестве Островского.

Две драматические пьесы Островского раскрывают одну проблему – русская женщина и ее положение в обществе. В своих произведениях автор показывает нам жизнь юных женщин – Катерины и Ларисы. Разные образы, разные судьбы.

Катерина главная героиня пьесы Гроза, отличается от других своим характером. Она не может обманывать и не переносит фальшивость. У нее есть принципы и исключительная искренность. Поэтому в мире обмана ее жизнь кажется непереносимой и трагически обрывается. Катерина ведет свою борьбу за все светлое, чистое и бескорыстное, она выступает против жестокости и лживости темного мира. Островский большое значение придавал именам.

Именно поэтому он назвал свою героиню Катерина, что с греческого переводится как чистая. Екатерина является поэтическим персонажем. Она отличается от жестоких окружающих, своей любовью к прекрасной природе, что еще раз подчеркивает ее естественность и искренность. Ее все время влечет ко всему прекрасному. Даже сны Катерины наполнены волшебными моментами, здесь она могла летать. Этим автор показывает нам ее романтическую натуру.

Катерину слишком рано выдали замуж, и она со всеми силами пытается прижиться в новых условиях. Но здесь, в новой семье, романтичность и нежность ни кому не нужна. И эти чувства не находя своего применения переполняют ее. Несколько раз Катерина говорит о детях, наверное, она могла бы стать великолепной матерью.

Лариса еще одна обманутая женщина Островского, но в отличие от Катерины с другими жизненными ценностями.

Она образованная женщина с европейским воспитанием. Лариса занята поисками прекрасной жизни. Она хочет быть любимой и богатой. Она тянется к Паратову по своей неопытности. Образованная Лариса должна быть сильной и не допускать глупых ошибок, но у нее выходит все наоборот. Она становится обманутой действительностью окружающего мира, скрытого под эффектной роскошью. Лариса не обладает сильным характером и решает уйти из жизни.

У героинь совершенно разные характеры, возраст, воспитание, они совершенно разные. Но их объединяет одна цель – желание быть счастливым и найти свою любовь. И Лариса, и Катерина пытаются дойти до своей цели, применяя каждая свои средства для достижения.

Добавить комментарий

Закрыть меню