Женские гимназии в России

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, возникло в связи с тем, что специфический социальный статус женщины, выполнявшей лишь «женские» функции (жена, мать, хозяйка), перестал удовлетворять общественные потребности. В античном мире девочки получали домашнее образование. В средние века элементарное образование в основном для девочек из знатных семей давали школы при Церкви. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Я. А. Коменский) в своих трудах обосновывали необходимость женского образования. Практическая работа велась в монастырях; особенно успешной считалась деятельность урсулинок (16 век) в Германии, Франции, Нидерландах, Италии. Ж. Паскаль, монахиня, работавшая в школе при монастыре Пор-Рояль (Париж, 17 век), оставила труды на темы воспитания и женского образования. М. Ворд (Англия, 17 век) основала несколько католических институтов, где обучали девочек из семей английской и французской знати. В эпоху Просвещения вопрос о женском образовании поднимался в сочинениях Д. Дидро, Вольтера, Ж. Ж. Руссо и др. Особое внимание женскому образованию уделяли английские просветители: Дж. Локк («Some thoughts concerning education», 1693), Д. Дефо («The education of women», 1719), Дж. Свифт («Of the education of ladies», «А letter to а very young lady on her marriage», 1727). Во Франции Ф. Фенелон разработал программу воспитания и образования женщины («Education de filles», 1687), которая применялась в Сен-Сирском закрытом институте для дворянок (основан в 1686), ставшем образцом для учебных заведений в разных странах.

Реклама

Системное женское образование начинает складываться в 18 веке в связи с трансформацией традиционного общества в индустриальное. При этом вплоть до начала 20 века доминирующей формой женского образования оставалось домашнее обучение. В 21 веке в большинстве стран Западной Европы существуют платные (закрытые) частные школы для девочек из состоятельных семей. Специальные учебные заведения для девочек сохранились в Австралии, Израиле, Новой Зеландии, Швеции, Швейцарии, мусульманских странах. Женское университетское образование в США стало доступным в 1860-х годах, в странах Западной Европы — в последней трети 19 века (в Швейцарии — 1867, Франции, Швеции, Италии, Англии, Дании — 1870-е годы, Норвегии — 1884, Германии — 1890-е годы).

В России первые школы для девочек открывались при монастырях (11 век, Киев); существовали недолго. Хотя образование получали преимущественно девочки из знатных и богатых семей, найденные при новгородских раскопках берестяные грамоты (12-14 века) свидетельствуют, что грамотой владели и девочки из низших сословий.

Преобразования Петра I в начале 18 века предусматривали введение массовой подготовки девочек при женских монастырях. В середине 18 века в России появились частные женские пансионы, содержавшиеся иностранцами, по большей части немцами, где обучались в основном дочери осевших в России иностранцев. В 1764 году утверждено «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», тогда же открылся первый институт благородных девиц в Санкт-Петербурге (Смольный институт), прообразом которого во многом являлся институт в Сен-Сире. По замыслу императрице Екатерины II и её сподвижника И. И. Бецкого были открыты воспитательные дома в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1770) для незаконнорождённых детей обоего пола и всех сословий. При них созданы Акушерские институты в Санкт-Петербурге (1785) и Москве (1800).

Девочки из податных сословий в екатерининскую эпоху имели возможность учиться в губернских главных народных училищах или уездных малых народных училищах, открытых для учеников обоего пола. В 1854 году учреждено Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУИМ), которому был подчинён комплекс учебных и благотворительных заведений для всех сословий, которые за время существования (до 1917) оставались в числе лучших и наиболее престижных учебных заведений России. Открыты учебные заведения для низших сословий: училища для дочерей солдат, моряков, Дома трудолюбия (Санкт-Петербург, 1808; Симбирск, 1820, и др.) и т. д.

Широкое гуманитарное образование девочкам давали институты благородных девиц, где преподавали выпускники университетов, университетские профессора. Институтки славились отличным знанием русского и французского языков, им прививались привычки к постоянному чтению, труду, гигиене. Воспитание в институтах отличалось жёсткой дисциплиной, неукоснительным соблюдением правил. Важнейшим направлением женского образования была подготовка к педагогической деятельности. В 1803 году в институтах благородных девиц был открыт старший пепиньерский класс (пепиньер, французский — рассадник), где готовили учительниц, гувернанток, классных дам. В 1-й трети 19 века сформировалась сеть образовательно-воспитательных учреждений, охвативших центральные районы Российской империи. Открыты институты благородных девиц в Харькове (1812), Одессе (1828), Белостоке (1837), Тифлисе (1840), Казани (1842) и других крупных городах, которые содержались в основном за счёт местных дворянских обществ. Практически во все провинциальные институты допускался приём дочерей купцов 1-й и 2-й гильдий. В губернских городах основывались женские училища, социальный состав которых был более пёстрым: здесь учились дети дворян, мещан, священнослужителей. Институтское женское образование являлось первым и долгое время единственным системным образованием в России, оказав непосредственное влияние на возникшие позднее епархиальные училища и женские гимназии.

К 1824 году в учебных заведениях России обучалось около 12 тысяч девушек. По-прежнему значительная часть девочек получала домашнее образование; другие учились в частных пансионах, отличавшихся самым разным уровнем преподавания, несмотря на контроль Министерства народного просвещения (МНП).

С 1843 года создавались женские духовные учебные заведения: Мариинские и епархиальные училища. К концу 19 века насчитывалось более 60 училищ (13 тысяч учениц).

В 1845 году учреждён Главный совет женских учебных заведений под председательством принца П. Г. Ольденбургского (в 1873 объединён с Санкт-Петербургским и Московским опекунскими советами под общим названием Опекунского совета ВУИМ), который провёл ряд реформ (в том числе расширение учебной программы, введение гимнастики и т. п.). В 1856 издан Устав женских учебных заведений ВУИМ; с некоторыми изменениями и дополнениями действовал до 1917 года.

Девочки из крестьянских семей с 1828 могли учиться в женских отделениях приходских училищ, с 1844 — в 3-летних волостных школах, обучавших элементарной грамоте и рукоделию. В 1863 в низших учебных заведениях обучалось около 160 тысяч девочек.

Эпоха реформ середины 19 века повлекла за собой перемены в области образования. Большой общественный интерес вызвали статьи Н. И. Пирогова о женском образовании («Морской сборник», 1856, № 9), в которых подчёркивалось, что будущее развитие страны впрямую зависит от воспитания будущих матерей. Одним из инициаторов и разработчиком проекта учебных заведений для девочек стал Н. А. Вышнеградский, деятельность которого поддерживала императрица Мария Александровна. Женские гимназии были общедоступными, бессословными учебными заведениями, открытыми для детей разных вероисповеданий. При поступлении не требовалось метрических свидетельств, что открывало доступ в гимназии для незаконнорождённых. Учебная программа в целом приближалась к программам мужских гимназий, за исключением древних языков. Срок обучения был 7 лет; желавшие получить профессиональную педагогическую подготовку учились в 8-м дополнительном классе. Первое Мариинское женское училище открыто в 1858 (с 1862 гимназия); средства выделялись Главным советом женских учебных заведений. Позже стали открываться гимназии МНП. С 1872 создавались частные женские гимназии, лучшие из которых (Л. С. Таганцевой, С. Н. Фишер, княгини А.

А. Оболенской и др.) имели тот же курс обучения, что и мужские. В 1867 действовали 25 женских гимназий, в 1880-е годы — 259 (около 70 тысяч девочек), что превышало количество мужских гимназий (200).

Во 2-й половине 19 века стали открываться специальные женские учебные заведения: курсы Фребелевского общества, учительские семинарии, рисовальные, телеграфные и ремесленные школы, курсы стенографии, практические курсы бухгалтерии и счетоводства, фельдшерские, акушерские и другие курсы. Одна из старейших ремесленных школ для девочек основана Т. В. Прохоровым при Трёхгорной мануфактуре (1830), в начале 1840-х годов при фабрике создана женская профессиональная школа. В 1840-50-х годах в Московской губернии при фабриках и заводах насчитывалось 34 школы, где проходили обучение девочки.

В 1850-х годах под руководством К. Д. Ушинского была проведена реформа институтов благородных девиц: расширены учебные программы, усилено преподавание естественнонаучных дисциплин.

В пореформенное время распространяется движение за высшее женское образование. Первые Высшие женские курсы (1869 — Лубянские в Москве и Аларчинские в Санкт-Петербурге) были основаны при поддержке профессоров Московского и Санкт-Петербургского университетов. В 1870 году открыты Владимирские курсы для лиц обоего пола в Санкт-Петербурге, в 1872 — Герье курсы в Москве, в 1878 — Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге. Впоследствии подобные курсы открывались повсеместно: в Киеве (1878), Казани, Одессе (1879), Томске (1908) и др. Женские курсы учёных акушерок учреждены в 1872 при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (с 1876 Женские врачебные курсы). Пользовавшиеся поддержкой Д. А. Милютина, курсы получали субсидии от Военного министерства. В Санкт-Петербурге были открыты: Женский медицинский институт (1897), приравненный в 1904 году к медицинским факультетам университетов, содержавшийся за счёт казны; полученный здесь диплом врача давал женщинам, за некоторыми исключениями, права, равные правам врачей-мужчин; Женский педагогический институт (1903) с университетским курсом.

Политика правительства в отношении Высших женских курсов была противоречивой: курсы то получали разрешение на открытие и расширение, то подвергались запрету и на годы закрывались. Это неустойчивое положение приводило к тому, что многие женщины, стремившиеся к высшему образованию, уезжали учиться за рубеж, прежде всего в Цюрихский университет (Швейцария) и Сорбонну (Франция).

В конце 1890-х — начале 1900-х годов открывались специализированные Высшие женские курсы: Курсы руководительниц физического воспитания П.Ф. Лесгафта (1896), Стебутовские сельскохозяйственные курсы (1904), архитектурные (1905), юридические (1906), политехнические (1906) и др. К 1912 году на Высших женских курсах обучалось около 25 тысяч слушательниц.

Согласно всеобщей переписи населения, в 1897 году в городах Европейской России доля грамотных женщин составляла 38,3%, общее среднее образование получило 0,8% женщин, специальное и высшее техническое — 0,001%.

В начале 20 века возникли частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт имени В. М. Бехтерева (1908) в Санкт-Петербурге и др. Право на университетское образование женщины получили после 1917. К 1950-м годам уровень женского образования в СССР фактически сравнялся с уровнем образования мужчин. Однако и в 21 веке в Российской Федерации функционируют различные учебные заведения для девочек — от закрытых школ (в том числе монастырских) до гимназий, училищ (в том числе военных) и пр.

Лит.: Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. СПб., 1890-1893. Кн. 1-2; Скворцов И. В. Прошлое и настоящее женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. 1858-1908. СПб., 1908; Cremin L. American education; the colonial experience. 1607-1783. N. Y., 1970; Brokmann-Nooren Ch. Weibliche Bildung im 18. Jahrhundert. Oldenburg, 1994; Андреева Е. А. Епархиальные женские училища в России // Педагогика. 1999. № 3; Лабутина Т. Л. Воспитание и образование англичанки в XVII в. СПб., 2001; Белова А. В. Женское институтское образование в России // Педагогика. 2002. № 9; Белоусов А. Ф. Институтки // Институтки: воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. 3-е изд. М., 2005; Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины: образование, воспитание, судьба. XVIII — начало XX в. М., 2006.

В. В. Пономарёва, Л. Б. Хорошилова.

Словарь гендерных терминов

История женского образования. Одним из основных требований женского движения во второй половине XIX — начале XX века стало право женщин на образование, равное с мужчинами, поскольку женщин тогда не принимали в университеты, а школы для девочек были редкостью, или программа в них оказывалась сокращенной и ограничивалась «женскими» обязанностями. Тем не менее, утверждать, что женщина была необразованной или не имела доступа к образованию, было бы неверно.

Начиная с древнейших времен до конца XVIII века образование являлось достоянием правящей элиты, то есть нескольких процентов населения. Однако в древности были женщины, которые должны были быть хорошо образованы — это гетеры (были и другие названия, например, гейши), которые обучались музыке, поэзии, литературе, философии, были в курсе политических событий, чтобы поддержать разговор с мужчинами на должном уровне. Самым блестящим примером может являться Аспазия, гетера, оказывавшая большое влияние на политические дела Афин. Обыкновенная же женщина, гражданка, получала только необходимые образовательные навыки: чтение, письмо и счет, иногда физическое воспитание, плюс необходимые навыки ведения домашнего хозяйства.

В Спарте, однако, женщины посещали гимнасии наравне с мужчинами.

В Средние века монополией на образование обладала церковь. Для женщины из привилегированных слоев уже считалось необходимым владеть чтением, письмом, разбираться в поэзии и искусстве, уметь поддерживать беседу. Девушек из дворянских семей часто посылали в женские монастыри, где они проходили курс обучения и заодно получали религиозное воспитание. Многие женщины воспитывались дома приходящим священником. Парадокс заключался в том, что женщина из привилегированного слоя часто была лучше образована, нежели мужчина, который часто не умел писать и читать. В Средние века появляются и первые учебные заведения для девочек, в XIV веке во Флоренции были специальные школы, в чьи задачи входило воспитание дочерей ремесленников и обучение их ремеслу. В городской ремесленной среде женщина часто получает образование наравне c мужчиной, потому что дочь и жена мастера принимают участие в работе мастерской.

Подлинным расцветом женского образования становится Ренессанс и раннее Новое время. Женщина получает возможность равного образования с мужчиной, приходящие учителя обучают как сыновей, так и дочерей. Однако разница в их воспитании заключается в характере получаемого образования: образование женщины направлено на формирование тонко чувствующей, нежной и заботливой хозяйки домашнего очага, поэтому женщин обучают литературе, музыке, искусству, живописи, иностранным языкам, рукоделию. Многим представительницам аристократических семей удается стать меценатками, покровительствующими не только художникам и литераторам, но и философам, математикам, политикам.

С конца XVII века в Европе начинают появляться, в основном, закрытые пансионы для девочек из аристократических семей, где готовили жен для представителей правящей элиты. С начала XIX века сначала в Англии, а затем в Германии и Франции начинается организация школ для бедняков, в том числе и для девочек, в программу которых входит обучение сельских девушек навыкам, необходимым для работы горничной, а затем при мануфактурах появляются курсы обучения девушек ткачеству и другим профессиональным навыкам работы с машинами и станками, в том числе их учат грамоте и счету.

Вопрос о включении женщин в образовательный процесс становится актуальным с середины XIX века, когда женское движение в Европе и США поднимает проблему допуска женщин к образованию. В 60-х гг. начинается процесс организации начальных и средних школ для девочек, причем программа этих школ перестает отличаться от программ школ для мальчиков, кроме наличия таких специальных предметов, как рукоделие. С конца 70-х гг. XIX века европейские и американские женщины получают доступ к высшему образованию: прежде всего в Швейцарии (Цюрихский университет) и Франции (Сорбонна). В 1904 г. в швейцарских университетах обучалось 1200 студенток (884 русских), в Северной Америке — 24836 (большинство являлись студентками колледжей, которые по европейским характеристикам соответствовали гимназиям), в 1905 г. в германских университетах обучалось 1200 студенток. Самой отсталой в области высшего образования для женщин была Англия, где доступ в старейшие университеты Оксфорда и Кембриджа женщины получили только в 60-х гг. XX столетия, но при этом начальное и среднее образование в Англии были достаточно хорошо развиты. В начале XX века в США начинается совместное обучение мальчиков и девочек в школах, эта новация получила высокую оценку российских педагогов.

Окончательно проблема права женщин на образование была в Европе и США решена лишь в 60-е гг. XX века в результате студенческих революций, когда женщины окончательно закрепили свое право не только на поступление в университеты, но и на изменение университетской программы в сторону включения в нее специальных курсов и дисциплин о женщинах (Women’s Studies).

В России начало женского образования для высших слоев общества было положено учреждением Смольного института (в 1764 г.) и в начале XIX в. ряда закрытых учебных заведений ведомства императрицы Марии Федоровны. Открытые женские гимназии для всех сословий начали учреждаться с 1800 г. В 1843 году появились женские епархиальные училища, организованные для дочерей православного духовенства и по курсу своему мало отличавшиеся от женских гимназий. Предполагалось, что выпускницы этих училищ станут учительницами или женами священников. Так было положено начало специальному образованию. Первые же высшие женские курсы появились в Санкт-Петербурге в 1870 г. (Владимирские женские курсы), в Москве в 1872 г. были учреждены курсы Герье, наконец, в 1878 г. появились знаменитые Бестужевские курсы.

В 70-е гг. XIX века начинается и распространение специального образования для женщин. Первым опытом становится учреждение женских врачебных курсов в Санкт-Петербурге (в 1872 г.). В начале XX века доступ к высшему и специальному образованию в России для женщин значительно расширился. Кроме Петербурга, высшие женские курсы функционировали в Москве, Киеве, Казани, Харькове, Одессе. С 1906 г. женщины стали допускаться в вольнослушательницы университетов. В 1897 г. был открыт женский медицинский институт в Петербурге; в 1903 г. педагогические курсы были преобразованы в женский педагогический институт с университетским курсом. К 1905 г. в стане насчитывалось 20 женских сельскохозяйственных учебных заведений, 35 коммерческих училищ. В 1905 г. в Москве были учреждены женские архитектурные классы и строительные курсы, а в 1906 г. в Петербурге — женские политехнические курсы; с 1907 г. женщины стали приниматься в студентки Петербургского политехнического института. В 20-е гг., в связи с работой женотделов, право женщин на образование, гарантированное первыми декретами советской власти, было реализовано: женщин стали наравне с мужчинами принимать в высшие учебные заведения, кроме военных училищ, а обучение в школах, исключая непродолжительный период в 1930-е — начале 1950-х гг., стало совместным.

History of women’s education (англ.)

Литература:

Евстратова А. И., Никонов И. И. Развитие высшего женского образования в России в ХIХ веке // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.
Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века. Социально-историческая судьба. М., 1999.
Лихачева Е. М. Материалы по истории женского образования в России (1856-1880). СПб., 1901.
Москалева М. Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине ХIХ — начале ХХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.
Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Русское женское образование в XVIII — начале XX века: приобретения и потери // Мир истории. 2000. N 6.
Труды Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного «Российской лигой равноправия женщин». СПб., 1914.
Шнырова О. В. Проблема женского образования в российской общественной мысли 60-х годов ХIХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.
Butcher Patricia Smith. Education for equality: women’s rights periodicals and women’s higher education, 1849-1920. New York, 1989.
Davis Natalie Zemon. Women’s history as women’s education: essays. Northampton, Mass., 1985.
Eschbach Elizabeth Seymour. The higher education of women in England and America, 1865-1920. New York, 1993.
Farello Elene Wilson. A History of education of women in the United States. New York, 1970.

Проблема женского образования и воспитания является одной из актуальных проблем общего и профессионального образования современной России.

Появление в нашей стране в последнее десятилетие различных типов средних учебных заведений, в том числе и женских гимназий, вызывает живой интерес к историческому прошлому данного образовательного учреждения. К сожалению, основная масса современных гимназий лишь внешними атрибутами напоминает свои исторические прототипы, не переняв из их педагогического опыта полезных для себя идей. Одна из причин может быть следующая: существует большой временной разрыв между учебными учреждениями дореволюционной России и современной и не полное восприятие исторических предпосылок их развития современными педагогами.

В связи с этим перед нами была поставлена цель — изучить и обобщить накопленный образовательный опыт женских гимназий во второй половине XIX-начале XX вв., также проанализировать педагогические идеи современных женских образовательных учреждений.

Для раскрытия цели считаем необходимым решение следующих задач: определить роль и место женских гимназий в образовательной системе России; проанализировать учебно-воспитательный процесс женских гимназий; раскрыть роль гимназических предметов для воспитания учащихся; определить влияние исторических условий, в которых функционировали женские гимназии, на их деятельность; проанализировать деятельность современных женских образовательных учреждений; на основе изучения проблемы дать рекомендации современным педагогам о специфике и значимости развития женского образования в современное время.

Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин в дореволюционной России проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский «идеал».

C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.

Представим краткий историко-педагогический экскурс образовательных учреждений для женщин в России до начала XX века и в настоящее время.

Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт).Смольный монастырь — любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском — Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 «благородных девиц», получивший впоследствии название Смольного института.

Мариинское женское училище. В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

Для образца такое женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии Александровны и называться её именем — Мариинское женское училище, подчиняясь Главному Совету.

Ионафановское (Епархиальное) женское училище. Училище предназначалось в основном для девочек из семей духовенства. Было довольно сложно попасть в него, так как существовал строгий отбор. Первоначально училище было трехклассным, причем курс каждого класса был рассчитан на два года, позже (в 1886 году) училище было преобразовано в шестиклассное. При училище было все необходимое: баня, столовая, больница, место для учебы, отдыха и сна и даже церковь, поэтому воспитанницы очень редко выходили за пределы училища.

Возрождение педагогических идей женских образовательных учреждение в современное время

В современное время в России осталось очень мало школ, где девочки обучаются отдельно от мальчиков. В основном, это воскресные школы. Школа для девочек — общеобразовательное учреждение, в котором учатся только девочки. Соответственно, программа занятий подобрана с учетом возможностей учащихся. Так же, есть кадетские школы для девушек и ВУЗы. Рассмотрим некоторые из них.

Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Гуманитарный Женский Институт (ГЖИ). Гуманитарный Женский Институт Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова — уникальное высшее учебное заведение, первый в современной России опыт раздельного высшего образования, базирующегося на дореволюционных традициях русского и современного классического зарубежного образования. Уютная атмосфера в институте создает комфортные условия для обучения студенток.

Наряду с экономическими и естественными знаниями, знаниями в области информационных технологий в программу обучения включен комплекс гуманитарных дисциплин и иностранные языки, что так необходимо для всестороннего развития личности, возможности «найти» себя и адаптироваться в нынешнем многогранном и сложном мире.

В понятие высокой культуры, которую мы воспитываем в наших студентках, вкладывается и сознание собственного достоинства, и принципы гуманистической морали.

В современное время, как мы видим, женское образование не утратило своей мощи. Правда, оно не пользуется уже такой популярностью как раньше. Но в этих школах соблюдают традицию старинного воспитания «благородной девушки», что очень важно для нашего современного мира.

Формирование системы женского образования проходило на фоне столкновения взглядов сторонников женского равноправия во всех сферах духовной жизни и консерваторов, отрицавших необходимость замены закрытых сословных женских учреждений учебными заведениями иного рода. В качестве одного из доводов последних фигурировал тезис о том, что образование не должно быть многогранным, поскольку его задача — готовить женщину к роли жены и матери, а не к профессиональному труду. Распространенность подобных настроений в обществе побудила сторонников среднего и высшего образования рассмотреть вопрос о том, что именно необходимо знать женщине для успешного выполнения функции материнства и каким образом следует учитывать этот фактор при разработке программ обучения в женских учебных заведениях.

Таким образом, изучение и анализ исторических предпосылок развития женского образования в России позволяет педагогам учитывать и гармонично адаптировать исторический опыт прошлого при возрождении в современных условиях подобных образовательных учреждений. Такой подход будет условием профилактики педагогических рисков и ошибок.

«Григоров-вальс»:

к истории создания первой женской гимназии в России

Разбирая фортепианный фонд у себя в отделе, я обнаружила ноты, которые обратили на себя внимание своим названием: «Григоровъ-вальсъ, посвященъ Г. Почетному Попечителю и Кавалеру, Александру Николаевичу Григорову въ память освященiя пожертвованнаго и устроеннаго имъ зданiя для Костромскаго Губернскаго Училища для дъвицъ и сочинен Евгенiемъ Гринбергомъ».

Кто такой композитор Е. Гринберг — установить мне пока не удалось (это его 21 сочинение, как указано на обложке), но вот об А.Н. Григорове, своем отдаленном родственнике, рассказать могу.

Род Григоровых ведет свое начало от некоего Григора, который «выехал на службу из немец, из Прусс» на службу в войско Господина Великого Новгорода. Он был «…муж честен и храбр…и крестился в Новегороде». В 1378 г.

этот Григор (Григорий) упоминается в числе «лутчих людей-новгородцев», в 1401 г. — он новгородский «тысяцкий, в 1410 г. — «боярин Новгородский», посадник. Об этом можно прочитать в книге врача и краеведа Александра Игоревича Григорова, которая так и называется – «Григоровы” .

Александр Николаевич Григоров , которому посвящен вальс, был одногодком А. Пушкина. Родился в ус. Липки Епифанского уезда Тульской губернии. Начальное образование получил дома. В 1818 г. — «в службе в 6-й Артбригаде юнкером-фейерверкером 4 класса» , а затем произведен в прапорщики и переведен в 20-ю артиллерийскую бригаду, которая размещалась в г. Тульчине. В это время там активно работало «Южное общество» под руководством П. Пестеля. Григоров подружился с братьями Крюковыми, Поджио, В. Норовым, графом Булгари — будущими декабристами, но сам декабристом не стал. Он даже не был допрашиваем: «5 февраля 1823 г..отставлен по домашним обстоятельствам», в то время он был в чине «артиллерии подпоручика» .

А обстоятельствами стала романтическая история любви к Машеньке Полозовой, которую отец не захотел выдать за юного Григорова, а выдал за старого, но богатого и более родовитого. Муж ее вскоре умер, а Григоров, с опозданием узнав про это, сразу же решается на отставку и едет жениться. Это спасло его от процесса по делу декабристов. Счастливая семейная жизнь длилась всего 9 лет: после четвертых родов Машенька умерла.

Затем — активная работа в земстве. Григоров поселился в своем имении «Александровское» Кинешемского уезда Костромской губернии, но часто бывал в Костроме, дружил с драматургом А.Н. Островским, с другими известными людьми того времени, слыл просвещенным человеком. Григоров отрицательно относился к крепостному строю, отпустил своих крестьян на волю и даже помог им устроиться на работу на костромской завод А.П. Шипова.

В своей книге «Вокруг Щелыкова» (совместно с В. Бочковым) известный костромской краевед Александр Александрович Григоров писал, что после второй женитьбы А.Н. Григорова (на сестре первооткрывателя золотых приисков П.В. Голубкова), тот стал обладателем многомиллионного капитала. В это время усилилось в России движение за женское равноправие, за допуск женщин к среднему и высшему образованию. А.Н. Григоров принял в этом активное участие. На его средства 25 августа 1857 г. в губернском городе Костроме было открыто Григоровское училище 1-го разряда для девиц всех сословий. Это было крупным событием не только в Костроме, но и в России, т.к. в 1858 г. училище посетил император Александр Николаевич и государыня Мария Александровна .

После смерти А.Н. Григорова по Высочайшему повелению 24 мая 1870 г. училище было преобразовано в Григоровскую женскую гимназию. Это была первая женская гимназия в России. Первоначально гимназия существовала на средства ее почетного попечителя, Действительного статского советника А.Н. Григорова. Он вносил плату за уроки девяти учителям (2000 р. в год), за наем квартиры для училища и отопление (по 900 р. в год) — пока через три года (с августа 1860 г.) училище не переехало в собственный дом, купленный и отремонтированный на средства все того же А.Н. Григорова. Сейчас в этом здании находится один из корпусов Костромского государственного педагогического университета.

Устройство дома, церкви и строений, с покупкой земли стоило учредителю более 300 тысяч рублей. Кроме того, Григоров вскоре пожертвовал гимназии 1000 десятин земли с населенными на ней 240 душами крестьян, т.е. на содержание здания был оставлен капитал и недвижимое имущество .

Идею А.Н. Григорова — основать в Костроме женское училище — поддержали все сословия губернии. Костромское дворянство собрало капитал в 150 тысяч рублей. На эти средства при училище был основан пансион для благородных девиц (на 20 «полных пансионерок» и 20 «полупансионерок»). До 1870 г. женское училище существовало только на частные пожертвования. Плата за учение для первых трех классов была по 20 руб. в год, а для трех высших — по 30 рублей в год. Вначале училище было 3-х классным, но уже в 1870 г. — 7-ми классным; тогда существовал и подготовительный класс. В этом же году училище было переименовано в гимназию и в она стала считаться 8-классной . Количество воспитанниц в гимназии увеличивалось год от году: если в 1870 г. в ней училось 179 воспитанниц, то через десять лет – 232, через двадцать лет — 319, причем преобладали дочери дворян и чиновников. К 1907 г. в Григоровской гимназии обучалось более 700 учениц .

Преподавали в гимназии русский язык и литературу, немецкий и французский языки, матеметику и физику, географию, закон Божий, рукоделие, пение и танцы. В 8 классе — методики математики, русского языка и других предметов, т.к. выпускной класс готовил учителей начальных классов.

Первой начальницей гимназии, по приглашению А.Н. Григорова, стала смолянка Софья Андреевна Шкот, основавшая до этого в Костроме Романовский пансион и которую императрица Мария Федоровна прочила в начальницы Московского Екатерининского института .

Школьный устав 1804 г. предусматривал создание библиотек при гимназиях. В статье расходов Григоровской гимназии за 1876 – 1877 уч. г. на содержание библиотеки отводилось только 31 руб 87 коп., при этом на учебные и классные принадлежности – в десять раз больше, на награды учащимся (это были в основном книги)– в три раза больше . Из этого можно сделать вывод, что библиотека была маленькая и содержала в основном учебники по предметам, словари, художественную литературу, в основном, русскую (книги А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева были обязательны). Тем не менее, гимназическая библиотека состояла из двух отделов: учительского и ученического.

“В 1850 г. введены ограничения на получение иностранных изданий, усилился цензурный надзор за коммерческими публичными библиотеками и кабинетами (библиотеками) для чтения” , это сказалось и на формировании библиотек в учебных заведениях. Имелись в Григоровской библиотеке и журналы “Исторический вестник”, “Русское богатство” и т.д. Достоверно известно, что педагоги и гимназистки пользовались “Всеобщим французско-русским словарем” И. Татищева, 1839 г.; “Общедоступными чтениями о русской истории” Сергея Соловьева, 1874 г.; книгой Габриэля Компере “Элементарный курсъ психологии в применении къ воспитанию”, 1902 г. и др. Данных о количестве книг в библиотеке Григоровки нет, но в другой, Костромской общественной гимназии, “к 1-му января 1913 г. в учительской библиотеке числилось до 1000 томов, в ученической до 1400 томов” . Скорее всего, цифры в однотипных библиотеках не очень отличались друг от друга.

Малая часть книг из библиотеки бывшей Григоровской гимназии хранится в Костромской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской. Их можно узнать по круглому штампу, по краю которого надпись “Костр. григ. женск. гимназии и Романовского пансиона”. В центре – герб с царской короной. Поле разделено на четыре части, в левом верхнем углу – георгиевский крест.

“В период революции 1905—1907 гг. цензурные меры были отменены или существенно ослаблены, но затем возобновлены” .

В 1905 г. педагогический совет Григоровской гимназии отменил поощрение учащихся не только медалями, но и книгами, посчитав, что “успешность занятий должна достигаться не внешними побуждениями, а вытекать из самого дела.

Истинными двигателями в учебном заведении должны быть интерес к учению, сознание исполненого долга и нравственное удовлетворение” . Деньги, которые тратились до этого на поощрение учениц, были включены в статью расхода на ежегодное пополнение библиотеки гимназии.

А.Я. Шептунова, окончившая Григоровскую гимназию с отличием в 1913 г., вспоминала: «Входишь в здание: налево — вешалка для учителей, тут же стоит швейцар, далее, ближе к окнам, дверь в учительскую. В глубине — вешалка для учащихся. Направо — кабинет физики, неплохо оборудованный. Около двери небольшая лесенка, ведущая в столовую. (в которой можно было платно пользоваться завтраками). Сняв пальто и калоши, по красивой металлической лестнице поднимаешься вверх. Здесь вблизи окна сидят начальница и учителя. Гимназистка должна поздороваться, сделав реверанс… Направо — большая проходная комната, по стене уставленная закрытыми шкафами — библиотека. Библиотека законоучителя — большой шкаф — помещалась в коридоре. Из комнаты ведет наверх лесенка в кабинет врача и на хоры зала. Из этой же комнаты проход в широкий коридор, из которого попадаешь в классы… Такой же коридор с классами наверху. Каждую субботу врач осматривал очередной класс, наблюдая за здоровьем и чистотой белья» . Учебный день начинался с молитвы в зале, облицованном под мрамор. Там же проходили уроки пения и танцев. Все гимназистки ходили в форменных платьях зеленого цвета и черных фартуках, выпускницы носили серую форму с черным фартуком. Малейшее отклонение в виде пуговиц или складок не допускалось.

В здании гимназии помещался также Романовский пансион для дочерей дворян Костромской губернии. Но в гимназии учились девочки и из мещанских семей, и из крестьянских. По свидетельству А.Я. Шептуновой, в ее время «больше половины гимназисток были из семей разночинцев» . Учителя были с высшим образованием, преподаватель математики К.П. Аржеников имел свои труды по методике преподавания.

Другая бывшая гимназистка, Е.П. Квесит, учившаяся в 1912 — 1918 гг., вспоминала, что наставницы у них были «бестужевки», а о закрытии гимназии в 1918 г. писала так: «Весной по окончании класса нас всех собрали в школьном зале, выдали аттестаты — начальницы тогда уже не было. Из какого-то советского учреждения принесли маленькие булочки, раздали всем по одной, дали нам чаю — это и был наш выпускной бал» .

Так закончилась история Григоровской гимназии. Однако А.Н. Григоров до этого не дожил, он скончался в 1870 г. и похоронен в селе Спас-Заборье Кинешемского уезда в ограде церкви.

Вклад А.Н. Григорова в дело просвещения и образования костромичей был высоко оценен. В 1857 г. ему была объявлена благодарность за труды по образованию и просвещению; в апреле 1858 г. он был награжден орденом Св. Владимира IV степени; в мае 1858 г. — бронзовой медалью в память войны 1853 — 1856 гг.; в августе 1858 г. — объявлена благодарность за труды по образованию и просвещению; в 1859 г. — избран Костромским совестным судьей; в 1861 г. — пожалован чином статского советника; в 1866 г. — пожалован чином действительного статского советника и награжден орденом Св. Владимира III степени; в 1868 г. — объявлена «высочайшая благодарность за труды на ниве народного образования» . Благодарные сограждане писали много лет спустя после смерти А.Н. Григорова — в 1913 г.: «Не бросился расточать свое богатство на роскошь, пиршество, разгульную жизнь, но сосредоточился мыслею своею на таком деле, которое доставило БЛАГО БЛИЖНЕМУ». Поучительный пример для современных бизнесменов.

А.Н. Григоров был не только учредителем 1-й женской гимназии в России, но и почетным попечителем благородного пансиона, Детского приюта, а также Костромской мужской классической гимназии. Кстати, при этой гимназии в 1903 г. было основано Общество вспомоществования нуждающимся учащимся . Так продолжались благородные традиции, заложенные А.Н. Григоровым. Участвовал он и в востановлении после пожара 1847 г. Костромского Богоявленского монастыря, достроил восточный придел в Спасской церкви села Заборье, участвовал в постройке каменного здания театра в Костроме.

Хочется верить, что и сейчас найдутся бизнесмены, которые захотят вложить средства в постройку гимназий, благоустройство библиотек, школ. Хочется верить, что найдутся спонсоры (раньше говорили — попечители) у наших бедных учреждений просвещения и культуры, найдутся средства на стипендии прилежным и талантливым ученикам и студентам. И будут их (спонсоров) вспоминать добрым словом не один десяток лет.

Пример тому — хотя бы память костромичей об основателе 1-й женской гимназии в России — об А.Н. Григорове, чьим именем сейчас названа стипендия отличникам в Костромском университете, в бывшем доме Дворянского собрания висит портрет А.Н. Григорова. И скажут о них (спонсорах) потомки: «Не бросились расточать свое богатство на роскошь,.. а сосредоточились мыслею своею на таком деле, которое доставило благо ближнему». А может быть сочинят и музыкальное произведение.

Литература:

  1. Григоров А.И. Григоровы. — М.: ЗАО «Московский издательский дом», 1999. — 406 с.
  2. Григоров А.А. Из истории костромского дворянства. /Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А. Зонтикова — Кострома, 1993. — С. 72 – 78.
  3. Государственный архив Костромской области (ГАКО), Ф. 426, оп. 1, д. 178, д.106.
  4. Энциклопедия изд. Т-ва «Просвещение» / под ред С.Н. Южакова. — 1896 г., т. IX, Статья «Женский вопрос». — с. 329.
  5. ГАКО, Ф. 121, оп.1, дела о дворянстве Григоровых.
  6. Красовский П. // Поволжский вестник». — 1913. — 1 декабря.
  7. ГАКО, Ф. 429, оп.1, д. 356.
  8. Историческая записка о 50-летии Костромской Григоровской женской гимназии 1857 — 1907. Составитель К. Аржеников.
  9. Сапрыкина Е. Прадед краеведа // Северная правда. — 1990. — 7 сент., № 204.
  10. Бочков В.Н. Первая в России // Северная правда. — 1970. — 8 сент., № 210.
  11. Бочков В., Григоров А. Вокруг Щелыкова. — Ярославль: Верхне-Волжское книжн. изд-во, 1972. — 96 с.
  12. Бердова О.В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати конца XIX – начала XX века / Отв. ред. В.В. Чекмарев. — Кострома: Изд-во КГУ, 2002. — 360 с.
  13. Столяров Ю.Н. Итоги развития отечественных библиотек к концу второго тысячелетия // Библиотековедение. Избранное. 1960 – 2000 годы / Рос. гос. б-ка. — М: Пашков дом, 2001. -555 с.
  14. Из жизни гимназии // Костромская старина. — 1991. — № 2. — С.19.
  15. Шептунова А. Григоровская женская гимназия // Северная правда. — 1992, 11 апр.
  16. Шпанченко В. Встретился я с гимназисткой… // Северная правда. — 1991, 26 июл.
  17. Войтюк Т. Голубые дороги // Губернский дом. — 1997. — N 2 (22). — С. 69 – 71.

Добавить комментарий

Закрыть меню