Земский начальник

В январе 1887 г. в Государственный совет в первый раз был внесен про­ект закона о земских начальниках и проект Положения о губернских и зем­ских учреждениях. Однако обсуждение проекта затянулось, было подготов­лено несколько вариантов закона. Наконец 4 февраля 1890 г. проект закона был передан в Государственный совет. Министром внутренних дел стал к тому времени И.И.Дурново. 12 июня 1890 г. новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях было принято.

Положение о земских участковых начальниках устранило разнобой в руко­водстве крестьянским управлением. Земским начальникам поручался надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, производство ревизии крестьянских учреждений, судебные функции. При рассмотрении жа­лоб на действия должностных лиц сельского и волостного управления, земский начальник имел право подвергать их замечанию, выговору, денежному взыска- нию до 1 руб. или аресту до семи дней. За более важные проступки земский на­чальник, мог временно устранить лиц сельского и волостного управления от должности и требовать их увольнения или предания суду.

Мировой суд в губерниях, где вводился институт земских начальников, ликвидировался. Новые правила уголовного судопроизводства относили к ведению земских начальников все дела, предусмотренные Уставом о нака­заниях, налагаемых мировыми судьями. Постановления земских начальни­ков по вопросам благонадежности, об утверждении списков для волостного схода, а также о наложении взысканий были окончательными и подлежали немедленному исполнению. Постановления земских начальников, связан­ные с поземельным устройством, обжаловались в губернское присутствие.

Им предоставлялось также право надзора за состоянием мирских капита­лов, за ссудо-сберегательными товариществами и кассами, за опекунствами, а также право наложения административных взысканий (ареста или денежного взыскания) за неисполнение сделанных ими распоряжений и требований.

По всем вопросам, относящимся к их компетенции, земские начальники имели право входить с представлениями к губернатору, во все губернские учреждения и в уездный съезд земских начальников. В своей деятельности они были обязаны руководствоваться указаниями этих учреждений.

Надзор и руководство деятельностью земских начальников осуществля­ли их уездные съезды, губернское присутствие и лично губернатор.

Еже— годно земские начальники уезда должны были представлять уездным съез­дам отчеты о своей деятельности.


Занимать должности земских начальников могли лица, принадлежащие к потомственным дворянам, соответствующие определенному образова­тельному и имущественному цензу.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

РОССИИ

Во второй половине XIX в.

Административно — территориальное деление

России во II половине XIX в. Население.

Социальная структура.

Во IIпол. XIX в. территория России достигла 19 млн. кв. верст, из них 14 млн. находилось в азиатской части и было слабо освоено.

В административном отношении страна делилась на губернии и области в Европейской России находилось 49 губернии и 1 область; в Царстве Польском — 10 губерний; в Великом княжестве Финляндии — 8 губерний; на Кавказе — 7 губерний и 4 области; в Сибири — 4 губернии и 5 областей; в Средней Азии — 9 областей.

Население по данным 10 ревизии (1858) составляло 74 млн. человек, а по данным первой всеобщей переписи (1897) — 126,4 млн. человек (из них 16,7 млн. — городское население). При этом на Европейскую Россию при­ходилось 120,2 млн. чел. (плотность населения в Европейской России со­ставляла 22,2 чел. на кв. м, в то время как в целом по империи — 6,8). Бы­стрый прирост населения’ объясняется, в первую очередь, высокой рождаемостью — в России она была в 1,5 раза выше, чем в Западной Евро­пе (хотя и по смертности Россия опережала Европу).

По сословному положению население России распределялось таким об­разом:

71,1% — крестьяне;

10,7% — мещане;

6,6% — инородцы (в XIX — начале XX вв. — название ряда народов Казахстана, Сибири и Средней Азии, принятое официально. В 1822-1901 гг. в Восточной Сибири были созданы специальные инородные управы для управления этими народами);

2,3% — казаки (в I половине XIX существовало 9 казачьих войск, к концу XIX в. — 13);

1,5% — дворяне;

0,5% — купцы и почетные граждане (появляются после 1832 г.);


0,5% — духовенство;

0,8% — «прочие», в основном деклассированные элементы.

В 60-70 гг., в связи с перестройкой промышленности, темпы производ­ства несколько снизились, особенно в традиционных промышленных рай­онах. К началу 80-х гг. промышленный переворот (переход к машинному производству), начавшийся еще в 30-40-е годах XIX в., в основном завер­шился. Он вызвал изменения не только в экономике, но и в социальной структуре общества: начинают складываться пролетариат и буржуазия. Источником формирования буржуазии были купечество, отчасти мещанст­во, зажиточное крестьянство; основным источником пролетариата— разо­ряющееся крестьянство. Увеличилось количество потомственных рабочих, стали создаваться кадры постоянных рабочих, проживающих со своими семьями в крупных промышленных центрах.

Земство обедает. Мясоедов Г.Г. (1835-1911). 1872

Земский начальник

Земский начальник — должностное лицо из дворян, контролирующее деятельность крестьянского самоуправления и исполняющее функции мирового судьи. В 1889 вышло «Положение о земских участковых начальниках», а в следующем (1890) году — «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земских начальников назначал министр внутренних дел из местных дворян-землевладельцев. Они обладали широкими полномочиями. Им были переданы функции упраздненных мировых судей (последние сохранились лишь в Петербурге, Москве и Одессе). Они могли отменять постановления сельских и волостных сходов, подвергать крестьян телесным наказаниям и штрафам. Введение института земских начальников серьёзно подрывало принципы судебной реформы 1864 и было направлено на восстановление власти помещиков над крестьянами. Введено законом 12 ИЛ 1889. 12 ИН 1890 было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Институт земских начальников отменён 19 МР 1917.

Внуки навестили стариков

При земском судье и при целовальниках находились земские дьячки, ведавшие делопроизводством определённой администратавно-территориальной единицы. В отличие от земского судьи и целовальников, не получавших никакого вознаграждения за свой труд, дьячки нанимались на год на средства «мира». На следующий год или продлевался договор со старым дьячком, или нанимался новый. В аппарате судьи могли находиться земские приставы для посылок по необходимым делам. Целовальники привлекали для работы в качестве посыльщиков своих сообщинников-крестьян. Их труд оплачивался «миром». Такова была «пирамида власти» в «отхожих волостях». Институт земских начальников сыграл свою роль во время проведения столыпинской аграрной реформы. В его функции входил разбор спорных вопросов: «6) Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли (ст. 1) предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие на основании статей 2 и 3 в собственность переходящего к личному владению домохозяина, а в подлежащих случаях определить также размер причитающейся с него доплаты (ст. 3)… Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то по ходатайству подавшего упомянутое заявление домохозяина, все означенные действия исполняются месте земским начальником, который разбирает по существу все возникающие при этом споры и объявляет своё по сему предмету постановление…» (Из именного указа Сенату «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования, от 9 ноября 1906 г., ст.6)

За чаем

В районах, подчиненных яренскому воеводе, система крестьянского самоуправления была примерно такая же. Только вместо земского судьи интересы населения земли-волости представлял земский староста. После выделения «отхожих волостей» в Яренском уезде было два земских старосты — вычегодский и вымский. Причём старшим являлся староста вычегодский, который официально именовался «Яренским городовым старостой» и имел право в переписке с центральным приказом представлять не только Вычегодскую, но и Вымскую земли. Права земских старост были уже, чем у земских судей «отхожих волостей». Земские старосты отвечали за раскладку податей на представляемые ими волости-земли, за исправное выполнение повинности — ямской гоньбы и, в т.ч., за соответствие тяжести этой повинности возможностям населения земли-волости, а также за т.н. «городовые издержки».

Соотношение государственных и местных бюджетов в ряде стран. 1904-1908 гг. В млн руб.

Завтрак

Особый интерес представляет двойственное положение земских старост. С одной стороны, они, как представители крестьянских «миров» (волостей-земель), обращаются в Москву, в центральный приказ по вопросам, входившим в их компетенцию, а также с жалобами на противоправные действия воевод. Так, вычегодский и вымский земские старосты на протяжении почти 40 лет вели переписку с Новгородской четвертью (приказом) по поводу взаимоотношений с сольвычегодцами в ямской гоньбе. Выше уже говорилось о выговорах воеводам и даже об отрешении некоторых из них от должности по жалобам крестьянских миров. Подобные жалобы писались от лица выборных властей, в первую очередь земских старост. С др.ст., земские старосты, не имея широких прав, вынуждены были обращаться к воеводе почти по каждой мелочи. Так, по их челобитью воевода посылал приставов с приказом к целовальникам собирать деньги «на ямские отпуски и городовую издержку». Эти деньги поступали в распоряжение старост, однако сами старосты не имели возможности непосредственного сношения с подчинёнными им целовальниками, находившимися в своих погостах-волостях.

Т.о., можно говорить о подчинённости выборных органов крестьянского самоуправления не только центральному (приказы), но и местному (воеводы) правительственному аппарату. Земские старосты волостей-земель представляли свои территории на уездном уровне. Непосредственно же в волостях-погостах и третях исполнительной властью обладали целовальники.

В имении

Они назывались по-разному: земский, разрубной, раскладочный. Но суть одна. Целовальник отвечал за раскладку податей на крестьян волости, своевременную и в полной мере уплату налогов, добросовестное выполнение государственных повинностей, а также решение повседневных дел общины. Целовальник подчинялся и воеводе, и земскому старосте земли-волости. Он держал ответ за свои дела, и особенно за сбор и целесообразное расходование мирских денег, перед общиной, выбравшей его.

Власть государственная Воевода Волость Городовой Государственный аппарат Государство Дворянство Действие социальное Денга Деньги Деятельность Дьяк Закон Земское движение Издержки Институт социальный Интерес социальный Крестьяне Контроль социальный Местное самоуправление Министерство Мир Налоги Новгород Община соседская Отношения социальные Отхожие промыслы Погост Политический институт Приказы Производство Реформа Роль социальная Самоуправление Санкт-Петербург Столыпинская аграрная реформа Сход Труд Уезд Целовальник Централизованное государство Челобитная Четверть (четверти, чети) Ямская повинность Столыпин П.А. 20 НЯ 1864 1889 12 ИЛ 1889 12 ИН 1890 1890 19 МР 1917

ЗЕМСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ (земские участковые начальники), в Российской империи должностные лица, осуществлявшие административно-судебную власть над крестьянами, а также представителями других податных сословий, жившими в сельской местности. Институт земских начальников учреждён согласно Положению от 12(24).7.1889, утверждённому императором Александром III, с целью создания «близкой к народу твёрдой правительственной власти». Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернатора после его консультаций с уездными предводителями дворянства; предпочтение отдавалось потомственным дворянам, имевшим высшее образование и недвижимую собственность в уезде.

В 1890-1900 земские начальники назначены в 40 губерниях Европейской России (в 1904 их было 2,3 тысяч человек). В каждом уезде было несколько (от 3 до 14, в среднем 6) участков земских начальников. В связи с введением института земских начальников упразднены уездные присутствия по крестьянским делам (смотри в статье Губернские присутствия) и уездные съезды мировых судей.

Реклама

Земские начальники были обязаны принимать просьбы и заявления от крестьян как в письменной, так и в устной форме «везде и во всякое время». Наиболее важные или спорные дела, отнесённые к компетенции земских начальников, решал их уездный съезд, на котором должны были присутствовать все земские начальники уезда. Он собирался в сроки, определявшиеся губернским присутствием, проходил под председательством уездного предводителя дворянства. Являлся апелляционной инстанцией для постановлений земских начальников (кассационной инстанцией было губернское присутствие) и волостных судов.

Земские начальники надзирали за законностью и целесообразностью решений сельских сходов, волостных сходов и волостных судов (земские начальники назначали членов последних из числа кандидатур, предложенных сельскими сходами); следили за соблюдением обязательств, добровольно взятых на себя сельскими обществами (содержание школ и пр.); утверждали должностных лиц крестьянского самоуправления, разбирали жалобы на них; контролировали расходование и состояние денежных сумм, находившихся в распоряжении сельских обществ; взыскивали недоимки с отдельных крестьян и сельских обществ или ходатайствовали перед казёнными палатами об отсрочке таких выплат; руководили избранием гласных земских собраний от крестьян; приводили в исполнение постановления и распоряжения губернского присутствия и уездного съезда земских начальников; с 1895 года участвовали в управлении начальными школами (входили в состав уездных училищных советов). В случае неисполнения своих «законных распоряжений или требований» земские начальники могли подвергнуть виновного аресту сроком до 3 дней или штрафу в размере до 6 рублей, а должностных лиц крестьянского самоуправления — аресту до 7 дней и штрафу до 5 рублей. Неблагонадёжных должностных лиц земские начальники могли временно (волостных и сельских писарей — окончательно) отстранять от должностей (увольнение осуществлял съезд земских начальников). Рассматривали и выносили постановления по большинству возникавших в крестьянской среде гражданских споров и исков, по делам о потравах, оскорблениях и некоторых др. Виновных приговаривали к штрафам, аресту до 3 месяцев или тюремному заключению до 1 года.

Согласно закону «О преобразовании местного суда» от 15(28).6.1912 (в 1914-1917 введён в действие в 20 губерниях Европейской России), земские начальники освобождены от судебных функций, нрава надзора за волостными судами и наложения взысканий на их судей.

В Сибири и на Дальнем Востоке в 1898 — начале 1900-х годов согласно Временному положению от 2(14).6.1898 введены аналогичные земским должности крестьянских начальников (в районах проживания инородцев — крестьянских и инородческих начальников); помимо функций, осуществлявшихся земскими начальниками в Европейской России, крестьянские начальники до 1906 осуществляли водворение и устройство переселенцев из Европейской России.

Широкие полномочия, предоставленные земским начальникам, позволили им упорядочить деятельность органов крестьянского самоуправления, но в то же время вызвали резкую критику со стороны либерально настроенных общественных деятелей, которые осуждали совмещение земскими начальниками административных и судебных функций, а также видели в институте земских начальников проявление политики «попечительства» по отношению к крестьянству. Должности земских и крестьянских (крестьянских и инородческих) начальников упразднены Временным правительством в 1917 году.

Лит.: Зырянов П. Н. Социальная структура местного управления капиталистической России (1861-1914 годы) // Исторические записки. М., 1982. Т. 107; Никулин В. Н. Крестьянские начальники в Сибири (1898-1917) // Вопросы истории. 1987. №1; Дамешек Л. М., Оглезнева Г. В. Крестьянские начальники Иркутской губернии (1898-1917) // Политика самодержавия в Сибири XIX — начала XX в. Иркутск, 1988.

ЗЕМСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ — в Российской им­пе­рии долж­но­ст­ные ли­ца, осу­ще­ст­в­ляв­шие ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-су­деб­ную власть над кре­сть­я­на­ми.

Ин­сти­тут земских начальников уч­ре­ж­дён со­глас­но По­ло­же­нию от 12(24).07.1889 года, ут­вер­ждён­но­му императором Алек­сан­дром III, с це­лью соз­да­ния «близ­кой к на­ро­ду твёр­дой пра­ви­тель­ст­вен­ной вла­сти». Земские начальники на­зна­ча­лись ми­ни­ст­ром внутренних дел по пред­став­ле­нию гу­бер­на­то­ра по­сле его кон­суль­та­ций с уезд­ны­ми пред­во­ди­те­ля­ми дво­рян­ст­ва; пред­поч­те­ние от­да­ва­лось по­томственным дво­ря­нам, имев­шим выс­шее об­ра­зо­ва­ние и не­дви­жи­мую соб­ст­вен­ность в уез­де. В 1890-1900 годах земские начальники на­зна­че­ны в 40 гу­бер­ни­ях Ев­ропейской Рос­сии (в 1904 году их бы­ло 2,3 тысяч человек). В ка­ж­дом уез­де бы­ло несколько (от 3 до 14, в среднем 6) уча­ст­ков земских начальников. В свя­зи с вве­де­ни­ем ин­сти­ту­та земских начальников уп­разд­не­ны уезд­ные при­сут­ст­вия по кре­сть­ян­ским де­лам (смотрите Гу­берн­ские при­сут­ст­вия) и уезд­ные съез­ды ми­ро­вых су­дей.

Земские начальники бы­ли обя­за­ны при­ни­мать прось­бы и за­яв­ле­ния от кре­сть­ян как в пись­мен­ной, так и в уст­ной фор­ме «вез­де и во вся­кое вре­мя». Наи­бо­лее важ­ные или спор­ные де­ла, от­не­сён­ные к ком­пе­тен­ции земских начальников, ре­шал их уезд­ный съезд, на ко­то­ром долж­ны бы­ли при­сут­ст­во­вать все земские начальники уез­да. Он со­би­рал­ся в сро­ки, оп­ре­де­ляв­шие­ся гу­берн­ским при­сут­ст­ви­ем, про­хо­дил под пред­се­да­тель­ст­вом уезд­но­го пред­во­ди­те­ля дво­рян­ст­ва. Яв­лял­ся апел­ля­ци­он­ной ин­стан­ци­ей для по­ста­нов­ле­ний земских начальников (кас­са­ци­он­ной ин­стан­ци­ей бы­ло гу­берн­ское при­сут­ст­вие) и во­ло­ст­ных су­дов.

Земские начальники над­зи­ра­ли за за­кон­но­стью и це­ле­со­об­раз­но­стью ре­ше­ний сель­ских схо­дов, во­ло­ст­ных схо­дов и во­ло­ст­ных су­дов (земские начальники на­зна­ча­ли чле­нов по­след­них из чис­ла кан­ди­да­тур, пред­ло­жен­ных сель­ски­ми схо­да­ми); сле­ди­ли за со­блю­де­нием обя­за­тельств, доб­ро­воль­но взя­тых на се­бя сель­ски­ми об­ще­ст­ва­ми (со­дер­жа­ние школ и пр.); ут­вер­жда­ли долж­но­ст­ных лиц кре­сть­ян­ско­го са­мо­управ­ле­ния, раз­би­ра­ли жа­ло­бы на них; кон­тро­ли­ро­ва­ли рас­хо­до­ва­ние и со­стоя­ние де­неж­ных сумм, на­хо­див­ших­ся в рас­по­ря­же­нии сель­ских об­ществ; взы­ски­ва­ли не­до­им­ки с от­дель­ных кре­сть­ян и сель­ских об­ществ или хо­да­тай­ст­во­ва­ли пе­ред ка­зён­ны­ми па­ла­та­ми об от­сроч­ке та­ких вы­плат; ру­ко­во­ди­ли из­бра­ни­ем глас­ных земских собраний от кре­сть­ян; при­во­ди­ли в ис­пол­не­ние по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния гу­берн­ско­го при­сут­ст­вия и уезд­но­го съез­да земских начальников; с 1895 года уча­ст­во­ва­ли в управ­ле­нии на­чаль­ны­ми шко­ла­ми (вхо­ди­ли в со­став уезд­ных учи­лищ­ных со­ве­тов). В слу­чае не­ис­пол­не­ния сво­их «за­кон­ных рас­по­ря­же­ний или тре­бо­ва­ний» земские начальники мог­ли под­верг­нуть ви­нов­но­го аре­сту сро­ком до 3 дней или штра­фу в раз­ме­ре до 6 рублей, а долж­но­ст­ных лиц кре­сть­ян­ско­го са­мо­управ­ле­ния — аре­сту до 7 дней и штра­фу до 5 рублей. Не­бла­го­на­дёж­ных долж­но­ст­ных лиц земские начальники мог­ли вре­мен­но (во­ло­ст­ных и сель­ских пи­са­рей — окон­ча­тель­но) от­стра­нять от долж­но­стей (уволь­не­ние осу­ще­ст­в­лял съезд земских начальников). Рас­смат­ри­ва­ли и вы­но­си­ли по­ста­нов­ле­ния по боль­шин­ст­ву воз­ни­кав­ших в кре­сть­ян­ской сре­де гражданских спо­ров и ис­ков, по де­лам о по­тра­вах, ос­корб­ле­ни­ях и не­ко­то­рых др. Ви­нов­ных при­го­ва­ри­ва­ли к штра­фам, аре­сту до 3 месяцев или тю­рем­но­му за­клю­че­нию до 1 го­да.

Со­глас­но за­ко­ну «О пре­об­ра­зо­ва­нии ме­ст­но­го су­да» от 15(28).06.1912 года (в 1914-1917 годах вве­дён в дей­ст­вие в 20 гу­бер­ни­ях Ев­ропейской Рос­сии), земские начальники ос­во­бо­ж­де­ны от су­деб­ных функ­ций, пра­ва над­зо­ра за во­ло­ст­ны­ми су­да­ми и на­ло­же­ния взы­ска­ний на их су­дей.

В Си­би­ри и на Даль­нем Вос­то­ке в 1898 — начале 1900-х годов со­глас­но Временному по­ло­же­нию от 02(14).06.1898 года вве­де­ны ана­ло­гич­ные зем­ским долж­но­сти кре­сть­ян­ских на­чаль­ни­ков (в рай­онах про­жи­ва­ния ино­род­цев — кре­сть­ян­ских и ино­род­че­ских на­чаль­ни­ков); по­ми­мо функ­ций, осу­ще­ст­в­ляв­ших­ся земскими начальниками в Ев­ропейской Рос­сии, кре­сть­ян­ские на­чаль­ни­ки до 1906 года осу­ще­ст­в­ля­ли во­дво­ре­ние и уст­рой­ст­во пе­ре­се­лен­цев из Ев­ропейской Рос­сии.

Ши­ро­кие пол­но­мо­чия, пре­дос­тав­лен­ные земским начальникам, по­зво­ли­ли им упо­ря­до­чить дея­тель­ность ор­га­нов кре­сть­ян­ско­го са­мо­управ­ле­ния, но в то же вре­мя вы­зва­ли рез­кую кри­ти­ку со сто­ро­ны ли­бе­раль­но на­стро­ен­ных об­щественных дея­те­лей, ко­то­рые осу­ж­да­ли со­вме­ще­ние земскими начальниками административных и су­деб­ных функ­ций, а так­же ви­де­ли в ин­сти­ту­те земских начальников про­яв­ле­ние по­ли­ти­ки «по­пе­чи­тель­ст­ва» по от­но­ше­нию к кре­сть­ян­ст­ву. Долж­но­сти зем­ских и кре­сть­ян­ских (кре­сть­ян­ских и ино­род­че­ских) на­чаль­ни­ков уп­разд­не­ны Временным пра­ви­тель­ст­вом в 1917 году.

Добавить комментарий

Закрыть меню