Земельные ресурсы

Обеспеченность земельными ресурсами

Рефераты, курсовые и дипломные по географии / Обеспеченность земельными ресурсами

Страница 1

Земельные ресурсы — это земная поверхность, пригодная для проживания человека, для строительства и любых других видов хозяйственной деятельности . Кроме величины территории, земельные ресурсы характеризуются ее качеством — рельефом, почвенным покровом и комплексом других природных условий. Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется, прежде всего, мировым земельным фондом, составляющим, по разным оценкам от 13,1 до 14,9 млрд. га. Важной характеристикой земельных ресурсов является структура земельного фонда, под которой понимается соотношение площадей, занятых посевами сельскохозяйственных культур, пастбищами, лесами, населенными пунктами, промышленными предприятиями, дорогами и т.д. В состав земельного фонда входят неудобные земли (пустыни, высокогорья и пр.), В структуре земельного фонда на обрабатываемые земли приходится всего 11%, на луга и пастбища от 23 до 25%, на леса и кустарники —31%, на населенные пункты всего лишь 2%. Почти всю остальную территорию занимают малопродуктивные и непродуктивные земли. Это горы, территории распространения многолетне-мерзлых горных пород, пустыни,,педники, болота и пр. Несмотря на свою немногочисленность, обрабатываемые земли дают 88% необходимых человечеству продуктов питания. Основные массивы пахотных земель в мире сосредоточены в Северном полушарии — в Западной и Восточной Европе, в Южной Сибири, в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, на равнинах Канады и США. Эти земли сосредоточены, в основном, в лесных, лесостепных и степных зонах Земного шара. Пастбищные земли также имеют важное значение для общества и дают около 10% пищи, потребляемой человечеством. Территории, занятые лесом, имеют особое значения как источник ценной древесины, а также как «легкие» нашей планеты, вырабатывающие кислород, которым мы дышим. Лесные территории формируют лесные ресурсы, которым посвящен отдельный вопрос. Вытяжной вентилятор с обратным клапаном для кухни в Москве

Однако, структура земельнолфонда планеты не остается неизменной. Постоянное воздействие на нее оказывается два противоположных процесса. С одной стороны, на протяжении тысячелетий человечество ведет борьбу за расширение земель, пригодных для обитания и сельскохозяйственного использования. Только в течении XX в. распаханность земной суши увеличилась примерно вдвое. При этом наибольшими масштабами освоения целинных земель выделялись Россия, Казахстан, США, Канада, Китай, Бразилия. Малоземельные, но густонаселенные страны повели активное наступление на прибрежные участки морей. Например, в Нидерландах с помощью систем каналов и дамб отвоевано у Северного моря около 40% их современной территории. Аналогичные процессы «наступления» на морские акватории идут в Бельгии, Франции, Португалии, Японии, Сингапуре и др.

С другой стороны, постоянно происходит ухудшение, истощение земель.

Подсчитано, что вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота ежегодно выпадает 6-7 млн. га. Промышленная и транспортная застройки, карьеры и отвалы, образующиеся в процессе добычи полезных ископаемых, также стали все активнее наступать на сельскохозяйственные земли. Много пахотных земель затопляют создаваемые водохранилища. В засушливых регионах мира опустынивание поглощает огромное количество земель, которое уже охватило более 900 млн. га и угрожает еще 3 млрд. га на территориях нескольких десятков стран (врезка в карту земельных ресурсов — опустынивание). Наступают пески Сахары, растут пустыни Юго-Западной Азии, Северной и Южной Америки. При этом, пустыни наступают на степи, степи — на саванны, саванны — на леса. Главной причиной роста пустынь является «перегрузка» полей сельскохозяйственными культурами и неправильная их обработка, вырубка лесов и перевыпас скота.

В результате этих процессов «нагрузка» на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается. Примерами стран с наименьшей обеспеченностью могут служить Египет, Япония.

Страницы: 1 2

Пред.ОглавлениеСлед.

Земельные ресурсы – это земная поверхность, на которой размещены разные объекты как природного происхождения, так и антропогенные объекты, т. е. созданные в результате хозяйственной деятельности людей. Самой важной частью земельных ресурсов является почва, поэтому эти ресурсы называют еще почвенно-земельными.

Россия относится к группе стран, хорошо обеспеченных земельными ресурсами. Из 17,1 млн кв. км (1/8 суши Земли) российских земельных ресурсов продуктивные сельскохозяйственные земли (пашни, пастбища и сенокосы) составляют лишь 13% (в т. ч.

пахотные земли – 125 млн га или 8%) Обеспеченность населения обрабатываемыми землями (пашней) в расчете на душу населения в нашей стране достаточно высокая – 0,87 га (для сравнения: в США – 0,51 га; в Китае – 0,07 га; в Японии – 0,03 га в расчете на душу населения). Основной массив пахотных земель расположен в европейской части в Нечерноземной зоне, а также на юге Урала и Сибири (в пределах степной и лесостепной зон там, где плодородные черноземные почвы, и на юге лесной зоны).

Сенокосные угодья сосредоточены в северных районах европейской части, в долинах рек, в первую очередь на заливных лугах.

Основные массивы пастбищ приурочены главным образом к юго-восточным районам Русской равнины, предгорьям Кавказа и других гор России, а также к южным окраинам Западно-Сибирской равнины. 19% территории нашей страны занимают оленьи пастбища в тундровой зоне крайнего Севера России.

Самую высокую долю в земельном фонде России составляют леса (45%), в основном хвойные (тайга), расположенные большей своей частью в азиатской части территории России (Сибирь и Дальний Восток).

Около 6% земель приходится на болота. 4% территории – это поверхностные воды (озера, реки, водохранилища, каналы, городские рекреационные и заводские пруды). Примерно 1% земельного фонда приходится на горные отвалы и свалки. Горных отвалов больше всего на Урале, где самая высокая концентрация месторождений полезных ископаемых, и в угольных бассейнах Кузбасса и российской части Донбасса. Самые большие свалки бытовых и промышленных отходов отмечаются в пригородных зонах крупных городов, особенно в Московском регионе. 0,2% – это доля населенных пунктов и дорог, причем эта доля в связи с развитием хозяйства и ростом городского населения все время повышается, что приводит к возникновению проблемы изымания части земель из сельскохозяйственного фонда. Менее 12% – это территории с отсутствием постоянного населения (арктические острова, некоторые горные районы) и военные полигоны.

Проблемы использования почвенно-земельных ресурсов.

1. Сокращение площади сельскохозяйственных земель, особенно ценных пахотных земель в результате строительства дорог, нефте– и газопроводов, линий электропередачи, промышленных предприятий, разработки какого-нибудь нового месторождения и расширения городов.

2. Сокращение лесной площади в результате интенсивной вырубки, из-за частых и масштабных лесных пожаров.

3. Снижение качества пахотных земель в результате неправильного их использования.

4. Загрязнение сельскохозяйственных земель пестицидами, особенно на Северном Кавказе, Приморском крае и в Центрально-Черноземном районе.

5. Радиационное загрязнение земель.

6. Деградация оленьих пастбищ Якутии, Чукотки, севера Камчатки в результате перевыпаса скота, а в Ямало-Ненецком автономном округе в результате добычи природного газа.

7. Закисление почв под воздействием кислотных дождей, особенно в европейской части, на Урале и в Кузбассе.

8. Опустынивание пастбищных земель в районе Прикаспийской низменности в результате перевыпаса овец.

9. Затопление и подтопление земель при гидротехническом строительстве (водохранилища).

Нарушенные земли необходимо восстанавливать с помощью разных методов мелиорации, к числу которых относят: осушение заболоченных и переувлажненых земель; орошение и обводнение засушливых земель; внесение удобрений (химических и органических) в малоплодородные почвы известкование кислых почв; создание лесозащитных полос в районах с водной эрозий почв безотвальная обработка почвы в районах с ветровой эрозией; научно обоснованные сельхозработы, в частности, севооборот.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В США

Территория США насчитывает 767 млн га, из которых 186 млн га (24,1 %) — лесные угодья. Большая часть земель в стране (около 60 %) находится в частной собственности. Федеральное правитель­ство владеет 29 % земель, правительства штатов и местные органы власти — 9 %; 2 % земель принадлежит индейским племенам.

Этот земельный строй в основном сложился в XIX в. в результа­те земельной реформы, базирующейся на частной собственности на землю. Наиболее значительным шагом в ее осуществлении стал За­кон о гомстедах (Homestead Law), что в буквальном переводе озна­чает Закон об участках (усадьбах), принятый в 1862 г., в разгар гражданской войны. Данный закон дал возможность большому числу поселенцев за символическую плату (от 0,4 до 2,5 долл. за акр) стать землевладельцами. Размер участка был ограничен 80 ак­рами на одного члена семьи или 160 акрами в расчете на мужа и жену. По истечении 5 лет, если поселенцы по-прежнему прожива­ли на этой земле, участок переходил в их собственность.

Во время освоения земель в стране не было ни крепостного права, ни остатков феодального землевладения (которые сохрани­лись в Европе). Америка — страна колонизации, и мероприятия государства были направлены в основном на регулирование засе­ления и правильное использование земли.

Гомстед представлял собой, по сути, хуторской участок. Таким образом, Законом о гомстедах правительство развивало хуторс­кую. организацию территории или хуторскую. колонизацию.

Землеустроители, специально обученные геодезии, проводили следующие межевые работы. Заселяемая площадь делилась на квад­раты площадью 1 кв. миля по направлению меридианов и паралле­лей. Такой квадрат (township — район, местечко) делился на 36 более мелких квадратов (sections — секций), а каждая секция — на 4 квад­рата по 160 акров. Эти последние и представляли собой гомстеды.

Вскоре выяснилось, что недостатком Закона о гомстедах было ограничение максимального размера предоставляемого участка. Если на плодородных землях Среднего Запада работа на площади гомстеда могла обеспечить проживание средней семьи фермера, то в западных, более засушливых зонах этого было недостаточно. Поэтому в дальнейших поправках к закону, принимаемых в по­следующие полвека, максимальный размер участка земли был по­степенно увеличен с 65 до 365 га.

К концу эпохи заселения земель (20-м годам XX в.) была распре-

делена площадь, равная около 20 % территории страны. Эта была са­мая большая распределенная целевым образом часть общественных земель. Следующую по величине группу составляли земли, передан­ные штатам для реализации различных внутренних программ разви­тия, — 15,4 %. В итоге к 1943 г. около 70 % прежних общественных земель оказались распределенными между новыми владельцами (Овчинников О. Г. Государственное регулирование аграрного секто­ра США. — М.: РАН, Ин-т США и Канады, 1999- — С. 492).

Отличительной чертой земельного строя США является его стабильность. В течение длительного периода в стране не проис­ходило каких-либо изменений революционного характера, затра­гивающих его основы. Это касается как законодательства, так и порядка использования земель. По мере освоения территории зе­мельная политика государства наряду с гарантией абсолютных прав собственности все больше включала элементы общественно­го контроля за использованием земель. Эта тенденция усилива­лась, несмотря на традиционно минимальное вмешательство в ча­стную собственность со стороны государства, осуществлявшееся в основном на уровне местных властей.

Первоначально законы о распределении земель (включая Закон о гомстедах) не содержали каких-либо ограничений для перевода любых участков в частную собственность. Затем, однако, такое по­ложение было пересмотрено, и статус некоторых земель был опре­делен как не подлежащих переводу в частное владение. К их числу были отнесены леса (ставшие впоследствии национальными) и ин­дейские резервации. Кроме того, значительные площади земель (например, пастбища), которые формально могли быть переданы в частную собственность, так и остались в общественной.

Анализ государственной политики землепользования в период освоения земель позволяет сделать следующие выводы.

1. Первоначальное сосредоточение земли в общественной соб­ственности и монополизация федеральным правительством права ее распределения стали важным условием развития Американско­го государства. В частности, земельные ресурсы оказались важ­нейшей расходной статьей. государственного бюджета — с помо­щью их распределения происходило целевое финансирование программ развития общественной инфраструктуры.

2. Распределение земельных ресурсов, которые могли быть ис­пользованы в целях производства, в частную собственность было наиболее эффективной мерой из всех возможных в сложившейся ситуации. Огромные массивы плодородных земель требовали ос­воения, и в условиях ограниченности государственных средств наилучшим способом для этого были создание класса мелких соб­ственников и закрепление за ними земельных участков.

3. Фактически бесплатная раздача земель оказалась оптималь­ным способом их распределения в условиях низкого стартового капитала землевладельцев.

4. Распределение земель в частную собственность может про­исходить лишь после предварительного обоснования необходи­мости в этом. Определенные виды земель (рекреакционного ха­рактера, регулирующих состояние экосистем и т. п.) составляют общенациональное достояние, и их передача в частные руки не­целесообразна.

В США были выработаны и апробированы разнообразные методы воздействия государства на использование земель, на­ходящихся в частной собственности. Для этих целей государ­ство использует как прямые законодательные ограничения аб­солютного права собственности на землю, так и методы косвен­ного воздействия на принятие решений по использованию зе­мель. К прямым ограничениям можно отнести сохраняющееся за государством право изымать в определенных случаях земель­ные участки у собственников без выплаты компенсаций, а так­же ограничения на продажу сельскохозяйственных земель ино­странным гражданам.

Началом пересмотра роли государства в системе регулирова­ния землепользования стал Закон о ревизии (Revision Act), при­нятый в 1891 г. Этот закон обозначил поворот в государственной политике землепользования от позиции невмешательства к по­ложению, когда государство в лице федерального правительства стало наиболее последовательным хранителем земли — нацио­нального достояния. Одним из результатов этого закона стало образование государственного лесного фонда на площади около 61 млн га.

В целях сохранения почв и предотвращения процессов эро­зии в 1935 г. был принят Закон о консервации почв. Принятию этого закона предшествовали засуха, охватившая большинство штатов страны в 1934 г., и последовавшие за этим сильные пы­левые бури на Великих равнинах. Практическое руководство действиями по принятой тогда программе осуществляла Служба консервации почв, созданная в рамках Министерства сельского хозяйства.

Специалистами этой службы был разработан типовой вариант за­кона о консервации почв для штатов, в котором предусматривалось создание так называемых консервационных районов (conservation districts), что облегчало и повышало эффективность проведения кон­сервационных мероприятий. В результате к 1952 г.

все штаты страны приняли соответствующие законодательные акты.

В сельскохозяйственном законе, принятом в 1936 г., были до­полнены и развиты положения закона о консервации от 1935 г. Предусматривалась классификация всех сельскохозяйственных культур по характеру воздействия на почву — истощающие (зерно­вые, хлопок и т. п.) и консервирующие (люцерна, клевер, пастбищ­ные травы и т. п.). Фермерам, согласившимся перевести часть своих посевных площадей из-под культур первого типа под вторые, пред-

лагались определенные субсидии. В соответствии с законом была начата продолжающаяся до настоящего времени (с определенными корректировками) программа сельскохозяйственной консервации. В соответствии с ней фермерам, внедряющим на своих землях раз­личные сберегающие или консервирующие почву технологии, ком­пенсируется часть издержек.

Наиболее заметно тенденция к усилению государственного регулирования проявилась в начале 70-х годов, совпав по време­ни с активизацией движения по защите окружающей природной среды, что дало даже повод назвать этот период тихой револю­цией.. Центр тяжести мероприятий по регулированию перемес­тился с локального уровня на региональный и федеральный. Так, в 1975 г. федеральное правительство израсходовало 40 млрд долл. на программы, в той или иной степени оказывающие воздей­ствие на использование земель, находящихся в частной собст­венности. В этом же году федеральное правительство получило в собственность 558,9 тыс. акров частных земель (Гайдмака А. Е. Особенности регулирования земельных отношений в США// В кн.: Совершенствование теории и методики землеустройства в условиях земельной реформы /Под ред. С. Н. Волкова. — М.: ГУЗ, 1993.-С. 53).

В соответствии с положениями сельскохозяйственного закона 1996 г. издержки на программы консервации должны вырасти в течение 1996—2002 гг. на 2 млрд долл., то есть в среднем на 300 млн долл. ежегодно. Следует иметь в виду, что государствен­ное регулирование земельных отношений носит ограниченный характер. Господствует мнение, что такое регулирование служит не целям экономического планирования, а защите общественных интересов — предотвращению угрозы здоровью, безопасности или благосостоянию граждан.

Работы по организации рационального использования и охра­ны земель в США встроены в общую систему природоохранных мероприятий. Их проводят несколько организаций — Министер­ство сельского хозяйства, Министерство внутренних дел, Агент­ство по защите окружающей среды, Армейский корпус инженеров и др. В стране действует Ассоциация частных землемеров.

Помимо землеустроительной деятельности, осуществляемой федеральными организациями, определенную работу по орга­низации рационального природопользования проводят штаты и местные органы власти. Такая поддержка сосредоточена на уровне округов или их объединений и в 1995 г. составила 730 млн долл.

Основным источником финансирования мероприятий по орга­низации использования и охраны земель в США является феде­ральный бюджет; распределение средств проводится министер­ствами на основании конкретных программ. Важнейшие из них перечислены в табл. 5.

* Составлена по данным: Овчинников О. Г. Государственное регулирование аграрного сектора США. — М.: РАН, Ин-т США и Канады, 1999. — С. 507-522.

Крупнейшей по объему финансирования и числу участников в 90-е годы стала Программа консервационного резерва, осуществ­ляемая Министерством сельского хозяйства и предусматривающая долгосрочный (на 10 лет и более) вывод из хозяйственного оборо­та земель с высоким уровнем эрозии почв.

Основная работа была проведена в период с марта 1986 г. по июнь 1992 г. За это время было заключено 375,2 тыс. договоров по выводу из производства 14,7 млн га, что составило 8 % всей посев­ной площади страны. По условиям программы фермерам выпла­чивалась величина земельной ренты за все выведенные из оборота земли. В 1986—1992 гг. размер компенсаций составил в среднем около 123 долл. в год за 1 га.

Большая часть участников Программы консервационного ре­зерва выводила пашню из оборота путем высева многолетних трав и бобовых (около 60 % заключенных контрактов), а также устрой­ства естественных лугов (23 %). Посадка деревьев предусматрива­лась лишь в 6 % контрактов, столько же контрактов было заключе­но на оставление земли под паром (устройство естественного по­крытия). Последний способ был наиболее дешевым из всех при­менявшихся: затраты на него не превышали 0,1 долл. на 1га. Наиболее дорогим было устройство лугов, при котором затраты на 1 га земель составляли около 111 долл. Государство компенсирова-

ло фермерам до половины стоимости работ по обустройству выве­денных из оборота земель.

К середине 90-х годов срок заключенных по программе догово­ров начал истекать, что создавало возможность возврата в произ­водство больших площадей отдохнувших. земель. Это могло выз­вать чрезмерный рост производства сельскохозяйственной про­дукции, нарушить сложившееся равновесие на рынке и вновь по­высить эрозионную опасность. Поэтому в соответствии с сельскохозяйственным законом 1996 г. действие программы было решено продлить. Максимально возможная к выводу из оборота площадь была установлена в размере 14,7 млн га.

После принятия решения состоялся конкурсный тур подписки на участие в программе консервационного резерва, который был проведен в марте 1997 г. К участию в программе было предложено около 9,4 млн га земель, из которых было отобрано 6,5 млн га.

Использование больших земельных территорий в США регули­руется также федеральными программами об улучшении качества воды. Законы о чистой воде и об управлении прибрежными зона­ми (1972 г.) периодически переутвреждаются каждые 5 лет. Снача­ла они предусматривали контроль и регулирование загрязнения водных ресурсов от точечных источников (ферм, животноводчес­ких комплексов, промышленных и коммунально-бытовых пред­приятий и т. п.). Затем была принята специальная система ис­пользования земель, находящихся в водосборных бассейнах вод­ных источников. Проблема состояла в том, что в отличие от точеч­ных источников загрязнители другого типа (например, сельскохозяйственное предприятие, применяющее пестициды или минеральные удобрения) выявить довольно трудно. Поэтому в отношении таких территорий в США реализуются специальные программы Неточечные источники загрязнения. и Контроль неточечных источников загрязнения в приовражных районах..

Первая программа предусматривает, что Агентство по защите окружающей среды выделяет специальные гранты штатам для раз­вития конкретных проектов по контролю за неточечными источ­никами загрязнения и ограничению их отрицательного влияния на качество водных ресурсов. В 1995 г. сумма таких грантов соста­вила более 274 млн долл., из которых 107 млн было направлено на проекты в области сельского хозяйства.

Во второй программе федеральное правительство впервые пред­приняло попытку прямого контроля за неточечными источниками загрязнения в сельскохозяйственном производстве. От властей всех штатов были затребованы специальные планы использования зе­мель в прибрежных районах и по контролю загрязнения. Планы должны предусматривать в первую очередь добровольные меры ог­раничения стоков с сельскохозяйственных угодий, а также в случае необходимости действия принудительного характера.

Важные меры по контролю загрязнения водных ресурсов пре-

дусматривает программа консервационного резерва, начатая в 1985 г. В соответствии с ней при выведении из хозяйственного оборота земли, граничащей с территорией источника воды, фер­мер, проводящий природоохранные мероприятия, может получать в качестве компенсации до 4,5 тыс. долл. ежегодно.

С целью защиты от изъятия ценных сельскохозяйственных уго­дий для жилого и производственного строительства и иных не­сельскохозяйственных нужд в США применяют экономические методы регулирования, в основном на уровне штатов. Наиболь­шее распространение получил метод льготного налогообложения сельскохозяйственных земель. К началу 90-х годов такие законы были приняты во всех штатах, за исключением Канзаса. Основная идея заключалась в том, чтобы оценку сельскохозяйственных зе­мель для целей налогообложения проводить не по реальной сто­имости (как для всех остальных видов недвижимости), а исходя из их фактического использования. Поскольку рыночная цена зе­мельного участка, используемого под застройку, значительно выше по сравнению с ценой фермерской земли, заметно уменьша­ется потенциальная выгода для фермера, желающего продать зем­лю для последующего несельскохозяйственного использования.

По данным А. Е. Гайдамаки, штаты используют самые разно­образные механизмы льготного налогообложения. Так, в штате Нью-Йорк осуществлена программа создания сельскохозяйствен­ных районов.. По условиям программы фермер, включивший свои земли в состав сельскохозяйственного района, может претендо­вать на льготную оценку земель для исчисления налога и одновре­менно принимает обязательство не изменять их целевое назначе­ние. В случае его нарушения он обязан возместить полученные налоговые льготы в пятикратном размере. Эта программа получи­ла поддержку населения, так как участие в ней было добровольным, а стимулы — достаточно высокими. В результате около четверти сельскохозяйственных земель штата включено в программу.

Однако эффективность льготного налогообложения ограничен­на. Так, в районах, где существует очень высокий устойчивый спрос на земли под застройку (и соответственно формируются очень вы­сокие цены на них), льготное налогообложение не сдерживает со­кращение площадей сельскохозяйственных угодий, так как у фер­мера сохраняются мощные стимулы продавать землю для последу-, ющего несельскохозяйственного использования. Таким образом, льготное налогообложение сельскохозяйственных земель достигает своей цели только в условиях среднего и низкого спроса на землю.

Другой метод, используемый с той же целью, получил название приобретение права застройки.. Он пока не очень распростра­нен, но считается достаточно перспективным. Суть его заключает­ся в том, что местные органы власти выкупают право застройки, сохраняя за землевладельцем все остальные права на земельный участок. В итоге он оказывается не вправе самостоятельно прини-

мать решение о застройке и земля сохраняется для сельскохозяй­ственного использования.

Участие в подобных программах добровольное, но предполага­ется, что фермер заинтересован продать право застройки, чтобы уменьшить свои долги, купить дополнительно еще участок земли, вложить полученные средства в улучшение земель и т.

д. Соответ­ствующий опыт имеется в основном в северо-восточных штатах (Нью-Йорк, Массачусетс), где площади сельскохозяйственных угодий ограничены.

Еще один метод — так называемое сельскохозяйственное зони­рование территории, применяемый зачастую в комбинации с дру­гими. На территории административной единицы выделяются зоны преимущественного использования земель для сельскохо­зяйственных целей, а другие виды использования существенно ог­раничиваются. Имеются различные механизмы такого ограниче­ния, но все они основаны на регулировании плотности застройки. Например, для сельскохозяйственной зоны может устанавливать­ся минимальный размер отводимого под застройку участка (обыч­но равный размеру средней фермы в данной зоне).

Поскольку перевод сельскохозяйственных земель в несельско­хозяйственное использование немедленно приносит фермеру до­ход, и зачастую значительный, ограничения, связанные с зониро­ванием, постоянно критикуются различными политическими группами влияния. Поэтому успех данного мероприятия во мно­гом зависит как от методов его практической реализации, так и от степени его общественной поддержки.

Земельная политика на сельскохозяйственных землях США опирается на хорошо отработанную информационную базу, вклю­чающую, в частности, цифровые электронные карты. Так, напри­мер, службой консервации природных ресурсов Министерства сельского хозяйства осуществляется программа картирования почв. Работы проводятся специальным подразделением (Нацио­нальной кооперативной службой картирования почв), об их мас­штабах можно судить по следующим данным. Меньше чем за год (с 1 октября 1993 г. по 30 августа 1994 г.) были составлены новые почвенные карты территорий общей площадью около 5,7 млн га и обновлены имеющиеся карты на площади 4,6 млн га. Всего за пе­риод работы программы составлены почвенные карты территорий общей площадью более 700 млн га.

Все программы Министерства сельского хозяйства США сопро­вождаются необходимой научно-исследовательской, консультатив­ной, внедренческой, пропагандисткой и образовательной деятель­ностью. Научные разработки проводит сельскохозяйственная ис­следовательская служба министерства, а кооперативная служба ис­следования, образования и внедрения через систему грантов финансирует аналогичную деятельность в других научно-исследо­вательских учреждениях. Служба экономических исследований

изучает экономические аспекты природоохранного землепользова­ния. Служба консервации природных ресурсов наряду с широким кругом обязанностей по администрированию природоохранных программ осуществляет также сбор необходимых данных, проводит специальные исследования состояния почв, водоразделов рек, при­мыкающих к районам интенсивного земледелия, и др.

Издержки государства на осуществление мероприятий в области рационального использования и охраны земли и других природных ресурсов в США за последние годы значительно выросли. С 1985 по 1996 г. соответствующая часть бюджета министерства почти утрои­лась в текущих ценах или удвоилась при их пересчете в постоянные. В значительной степени это произошло благодаря проведению про­граммы консервационного резерва, связанной с большими компен­сационными платежами за вывод земель из оборота. В 1991—1996 гг. на эти цели было израсходовано около 51 % всех средств, направлен­ных по линии министерства на природоохранные цели.

В целом земельную политику США можно рассматривать как совокупность компромиссов, имеющих скорее динамический, чем постоянный характер. Укрепляются позиции тех, которые счита­ют землю общественной ценностью, и соответственно расширя­ются масштабы контроля за использованием частных земель. Но эта тенденция постоянно встречает сопротивление сторонников невмешательства государства в бизнес и собственников, стремя­щихся к получению абсолютных прав на землю.

Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.

Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; эта твёрдая опора, та физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство).

Это в большей степени территориальные ресурсы. Их на Земле столько, сколько и суши, что составляет 29 % или 13.4 млрд. га земной поверхности. Однако, лишь 30 % земельного фонда мира — это сельскохозяйственные угодья, а остальное — это горы, районы вечной мерзлоты, пустыни, ледники, болота, непроходимые джунгли, таёжные леса.

Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн. кв. км) и зарубежная Азия (27.7 млн. кв. км), а самым маленьким — зарубежная Европа (5.1 млн.

кв. км) и Австралия с Океанией (8.5 млн. кв. км).

Но если рассмотреть обеспеченность регионов земельными ресурсами из расчёта на душу населения, то результат будет противоположным: на каждого жителя малонаселённой Австралии приходится по 37 га земли, а на жителя зарубежной Азии — только по 1.1 га, приблизительно столько же и в зарубежной Европе.

В земельном фонде выделяются:

— сельскохозяйственные: обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга, естественные луга и пастбища;

— лесные земли;

— земли, занятые под населёнными пунктами, промышленностью, транспортом;

— малопродуктивные и непродуктивные земли.

Основные массивы пахотных земель в мире сосредоточены в Западной и Восточной Европе, в Южной Сибири, в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Северной Америке.

Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель: США, Индия, Россия, Китай, Канада.

Пастбища, под которые используются 23 % земли, преобладают в Австралии, странах Центральной Азии, части стран Северной Африки, на юге Южной Америки и западе США.

Проблемы использования земельных ресурсов:

Происходит деградация сельскохозяйственных земель, в конечном итоге наблюдается сокращение обрабатываемых площадей, вследствие следующих факторов:

а) процесс опустынивания: в районе пустыни Сахары, в Юго-Западной Азии, в Северной и Южной Америке из-за «перегрузки» полей сельскохозяйственными культурами и неправильной их обработки, вырубки лесов, перевыпаса скота;

б) рост поселений людей и развития индустрии;

в) нарушение почвенного покрова в результате открытой добычи полезных ископаемых (образование карьеров, отвалов и т.п.);

г) изымание земель под создание водохранилищ;

д) эрозия почв, возникающая в результате неправильной обработки сельскохозяйственных земель.

Пути решения проблем:

1) вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель ещё неиспользованных (горные склоны, балки и т.д.);

2) расширение обрабатываемых земель за счёт моря (Нидерланды — 40 % территории отвоёвано у моря);

3) контроль за увеличением площади городов (повышение этажности зданий, расширение подземных сооружений);

4) повышение плодородия почвы и увеличение продуктивности сельского хозяйства;

5) химический синтез пищевых продуктов, промышленного культивирования микроорганизмов (биотехнологии).

Страны мира предпринимают усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. Их действия координируются специализированными органами ООН — ЮНЕСКО, ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН).

2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути её решения. Проблемы охраны окружающей среды.

Топливно-энергетическая промышленность представляет собой комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливно-энергетического сырья, его транспортировкой.

В её составе:

1) топливная промышленность: угольная, газовая, нефтяная, торфяная, сланцевая, уранодобывающая;

2) электроэнергетика: АЭС, ГЭС, ТЭС, электростанции, использование энергии солнца, ветра, приливов и отливов, энергию внутреннего тепла Земли;

3) линии электропередач, нефте- и газопроводы.

В условиях НТР роль топливно-энергетической промышленности возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации производств, обуславливающих интенсивный рост потребления энергии.

Топливно-энергетическая промышленность прошла в своём развитии несколько этапов:

1) угольный (до середины XX века);

2) нефтяной (до 1960 г.);

3) газовый (до 1980 г.);

4) переходный от использования минерального топлива к возобновимым и неисчерпаемым энергоресурсам: энергия солнца, ветра и т.п.(современный этап).

Особенности размещения топливно-энергетическая промышленности:

1) нефтяная: большая часть ресурсов нефти приходится на развивающиеся страны (более 4/5 запасов и около 1/2 добычи мира).

Ведущее место по добыче нефти занимают: Россия, США, Саудовская Аравия, Мексика, Китай, Ирак, Иран, ОАЭ и др.

Основные экспортёры нефти: страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Ирак), Карибский район (Венесуэла), Северная и Западная Африка (Тунис, Камерун), Россия.

Основные районы ввоза нефти: США, Западная и Восточная Европа, Япония.

В результате образовался огромный территориальный разрыв между основными районами добычи нефти и районами её потребления.

2) газовая:

Ведущее место по добыче занимают: Россия, США, Канада, Нидерланды, Саудовская Аравия, Алжир, Индонезия, Великобритания.

Основные экспортёры газа: Россия, Канада, Алжир, Иран, Индонезия.

Основные импортёры газа: США, Западная и Восточная Европа, Япония.

3) угольная:

По добыче угля лидируют: Китай, США, Россия, Великобритания, Австралия, Польша (в основном — в экономически развитых странах).

Основные экспортёры совпадают с основными районами добычи.

Основные импортёры: Европа и Япония.

4) электроэнергетика:

В структуре производства электрической энергии преобладают ТЭС (63 % всей выработки), затем ГЭС (20 %) и АЭС (17 %).

Большое количество ТЭС находится в России, США, Великобритании, Польше.

Обычно ТЭС тяготеют либо к угольным бассейнам, либо к районам потребления энергии.

ГЭС — в России, Канаде, США, Норвегии и др. Размещены в основном в развитых странах, но большая перспектива — у развивающихся.

АЭС — в США, Франции, Японии, ФРГ, России (в большинстве — в экономически развитых странах).

Использование альтернативных источников энергии:

— гелиостанции: в США, Франции;

— геотермальные: в США, Италии, на Филиппинах;

— приливные: во Франции, Канаде, России, КНР;

— ветровые: в США, Дании.

Страны, выделяющиеся преобладающим количеством производимой электроэнергии: США, Россия, Япония, ФРГ, Канада.

Топливно-энергетическая промышленность и окружающая среда:

1) нарушение почвенного покрова при добыче полезных ископаемых;

2) загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами;

3) выбросы вредных веществ тепловой энергетикой в окружающую среду, что изменяет газовый состав атмосферы, повышает температуру вод;

4) при строительстве ГЭС изменяется микроклимат территории, затопляются под водохранилища земли и т.п.;

5) АЭС вызывают проблемы захоронения радиоактивных отходов и глобальные масштабы загрязнения при авариях на них (Чернобыль).

Энергетические проблемы:

1) истощение запасов нефти, газа, угля;

2) возрастание цены на мировом рынке на нефть;

3) загрязнение окружающей среды.

Пути решения проблем:

1) уменьшение доли органических природных ресурсов (нефти, газа, угля), увеличение доли атомной энергетики и альтернативных источников энергии;

2) экономия сырья и топлива;

3) вовлечение в эксплуатацию новых месторождений;

4) создание очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т.д.

Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 311;

Добавить комментарий

Закрыть меню