Заучивание стихов в старшей группе

Цели:

1. образовательные:

Уточнить представления детей о весенних явлениях природы, передавать их в разных ощущениях. Учить детей читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы. Упражнять в создании развернутых высказываний.

2. развивающие:

Развивать поэтический слух, операции логического мышления, предметный и буквенный гнозис, внимание, как форму контроля за мыслительной деятельностью. Расширять объем долговременной вербальной памяти.

3. воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы. Воспитывать любознательность при знакомстве с явлениями природы, интерес к решению речевых проблемных задач. Оценивать личную активность на занятии и своих сверстников.

Материал: база сюжетных картинок, соответствующих тексту стихотворения, карточки слов – действий, аудиозапись «Звуки весны», «Подснежник» Чайковского, выставка книг русских писателей, ребус слова «весна» детали картины о весне, полоски бумаги, фломастеры по количеству детей, предметы живой природы: травка, ветки, первоцветы, талая вода.

Предварительная работа: наблюдение за первыми признаками весны, рассматривание репродукций картин русских художников о весне.

Методические приемы: беседа, иллюстрации, использование ассоциативных связей, карточки слов-действий составление пиктограмм, эмпатические упражнения под музыку, отгадывание ребуса, внесение предметов живой природы (сюрпризный момент), самооценка деятельности детей, составление портрета весны (моделирование).

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию темы.

— Посмотрите, ребята, как много сегодня книг на нашей выставке, самые разнообразные.

-А подскажите мне, кто пишет книги? (писатели) Существует много жанров художественной литературы. Какие вы знаете?

-А есть у вас любимый жанр? Хорошо.

-Почему он тебе нравится?

III. Работа над темой.

-А сейчас, ребята, послушайте стихотворение, которое написал замечательный писатель Г. Ладонщиков.

Сядьте поудобнее. (Чтение)

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

-Вы чувствуете, как оживает природа? Я повторю строки этого стихотворения, а вы найдите картинки, которые соответствуют их содержанию и выложите на фланелеграфе.

-Как вы думаете, о каком времени года идет речь?

-Мы, ребята, сейчас увидели весну. А бывают весенние запахи! Чем пахнет весна? (под салфеткой травка, цветы, ветки)

-А еще ее можно услышать. (запись) Что вы услышали?

IV.Физ. минутка.

Эмпатическое упражнение

-А сейчас, ребята, покажите как оживает природа: растет травка, дует легкий ветерок, вырастает подснежник, бежит ручеек, капает капель.

V. Закрепление

-Давайте присядем на весенней полянке. А я вам прочитаю стихотворение еще раз, а вы постараетесь запомнить его. Постарайтесь выделить из каждого предложения слово-действие, найдите его на карточке и расположите на мольберте. отшумела

стала

дует

падают

нагревая

гонит

тает

льет

—Эти волшебные слова — действия помогут нам вспомнить все предложения.

-Ребята, как вы назовете это стихотворение?

-А хотите узнать как его назвал автор? Для этого нужно отгадать ребус. Молодцы! Прочтите его название.

-Чтобы лучше запомнить стихотворение, давайте составим пиктограммы.

-Кто хочет рассказать стихотворение по своей схеме?

(Дети выходят к мольберту, располагают пиктограмму и читают стихотворение.

(2 ребенка)

-Как хорошо вы запомнили стихотворение! На прогулке мы послушаем других детей.

-Давайте, ребята, представим какая весна и составим ее портрет на фланелеграфе. (Моделирование портрета Весны)

Разучивание стихотворения С. Маршака «В декабре, в декабре» с помощью графической модели

Стихотворение Самуила Маршака «В декабре, в декабре»

Эта таблица предназначена для более быстрого заучивания стихотворений для детей старшего дошкольного возраста. Она может использоваться воспитателями, учителями, родителями как для разучивания стихотворения, так и для его напоминания и повторения.
Этот материал можно использовать на занятии по развитию речи как со всеми детьми, так и с подгруппой детей.
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.
Задачи:
1. Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
2. Развитие связной речи;
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись,
как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки,
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют двенадцать раз.
Всем деткам, без исключения, необходимо все самое лучшее. Без хороших стихов- не обойтись.

Стихи С. Я. Маршака очень просты и легки для заучивания. Дети легко и быстро запоминают текст. А если использовать модели и схемы, яркие картинки, то процесс заучивания пойдет намного быстрее. В декабре – самый замечательный и любимый праздник и детей и взрослых. Кто подскажет какой? Конечно, Новый год? А что такое Новый год? На этот вопрос ответил Самуил Яковлевич Маршак. Стихотворение «В декабре, в декабре» входит в сборник стихов «Круглый год». А М. Пляцковский добавил свои слова, композитор Ю.Чичиков написал музыку, и получилась замечательная песенка, которую можно услышать лишь включив компьютер
Что такое Новый год? 3р.
Это дружный хоровод,
Это Дудочки и скрипки,
Шутки, песни и улыбки –
Вот что значит,
вот что значит Новый год! 2р.
Что такое Новый год? 3р.
Это – ягоды и мед.
Это все без исключенья –
От орехов до печенья. —
Вот что значит,
вот что значит Новый год! 2р.
Что такое Новый год? 3р.
Это праздничный приход!
Это смех друзей веселый,
Это – пляски возле елок —
Вот что значит,
вот что значит Новый год! 2р.
Что такое Новый год? 3р.
Новый год – мороз и лед!
И в танцующих снежинках
Незаметные пружинки —
Вот что значит,
вот что значит Новый год! 2р
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют — двенадцать раз!
На этой замечательной и веселой странице календаря пребывание в стране детства стихов С. Маршака заканчивается, но читать стихи Маршака вы можете в любой день.


Рекомендуем посмотреть:

Стихи о зиме для детей 10 — 14 летСтихи на зимнюю тематику для детей 5-7 летСтихи про зиму для дошкольниковЗимняя миниатюра для детей 5-6 лет в детском саду с показом презентации

«По дубочку постучишь…»,

русская народная песня

По дубочку постучишь,
Прилетает синий чиж.
У чижа, у чиженьки,
Хохолочек рыженький,

А на лапке маленькой
Сапожочек аленький.
Чиж под солнышком летал,
И головкой кивал.

И. Белоусов «Весенняя гостья»

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась,

Из чужого края.

Под окошком вьётся

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою…»

Е. Благинина

«Посидим в тишине»

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

Г. Виеру «Мамин день»,

перевод с молдавского Я. Акима

Вот подснежник на поляне,

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.

С. Городецкий

«Пять маленьких щенят»

Пять маленьких щенят

Хоть им тепло в соломе,

Как детям в зимнем доме.

Но всё они пищат.

Я знаю почему:

Когда их мать ласкает,

Она их называет,

Но как — я не пойму.

У них одно желанье:

Чтоб дали им прозванье –

Светляк, Любимчик, Скок,

Шалунья и Снежок.

М. Исаковский

«Поезжай за моря-океаны»

Поезжай за моря-океаны

и над всею землёй пролети.

Есть на свете различные страны,

но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

широка и привольна земля,

и гремят, не смолкая, заводы,

и шумят, расцветая, поля.

М. Карем «Мирная считалка», перевод с французского

В. Берестова

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон!

А.

Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый…»

(из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом,
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный,
Свои мне сказки говорил.

А. Плещеев «Осень наступила…»

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

И. Суриков «Вот моя деревня»

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Ход занятия:

Вступительная беседа

Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации. Вспомните, как пришла зима (дети вспоминают признаки зимы, рассматривают иллюстрации).
Ребята, а вы любите кататься на санках?
Я прочту вам стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство». Послушайте внимательно.

Рассказывание стихотворения.

Иван Захарович Суриков, стих. «Детство»

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно.
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова… Тихо всё кругом.
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт.
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца.
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить.
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал.
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.

Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Беседа по содержанию.

Вопросы:

О каком времени года пишет поэт?
Что вспоминает Суриков?
Как поэт пишет про гору? Какая она?
Как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору в сугроб»?
Как вы думаете, какое настроение у Ивана Сурикова в этот период времени?

Послушайте стихотворение еще раз. (Повторное рассказывание стихотворения).

С какой интонацией я рассказывала отрывок, каким голосом?
Чтение стихотворения с установкой на запоминание.
После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы.

Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза).
Я предлагаю вам читать стихотворение цепочкой по строчке. Если у кого-то возникли трудности, остальные ребята могут помочь (1-2 раза).

А сейчас давайте попробуем разделиться на 2 подгруппы:

1 подгруппа читает первое четверостишье, а 2 — читает второе четверостишье. Потом можно поменяться.

Рассказывание стихотворения воспитателем.
Рассказывание стихотворения детьми наизусть.

А теперь давайте нарисуем к этому стихотворению рисунки.
Дети с воспитателем обсуждают, что они будут рисовать (деревья, дом, гору снежную, сани).
В процессе рисования звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Зима».

Скачать конспект занятия «Детство»

Добавить комментарий

Закрыть меню