Защита материнства и детства

Содержание

Конституция Российской Федерации гласит, что «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» . Государство должно защищать институт семьи с помощью комплекса социально-экономических и иных мер поддержки семьи, а реализовывать – через обеспечение такой социальной среды, которая сможет организовать нормальное функционирование семьи как социального института.

Государство осуществляет защиту семьи, в первую очередь, путем ее экономической поддержки. Во-вторых, в обязанность государства также входит защищать семью с помощью активной деятельности государственных органов. Данную обязанность государство осуществляет с помощью тщательной проработки вопросов государственного регулирования охраны и защиты семьи; определения системы обеспечения и комплекса социально-экономических мер поддержки семьи; разработки и законодательного закрепления данных мер и механизма их реализации; обозначения факторов разграничения компетенции в области охраны и защиты семьи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; создания социальной среды, которая бы смогла гарантированно обеспечивать нормальное функционирование семьи, работать на благо сохранения и упрочнения этого социального института.

Одной из актуальных проблем в сфере материнства, детства и семьи в Российской Федерации является снижение рождаемости. Эта проблема возникает из множества факторов, в первую очередь, это большое количество разводов, которое так и растет вверх, во-вторых, это снижение официально зарегистрированных браков, в-третьих, это возрастание количества так называемых «гражданских браков» и «сожительств», и в следствии, это все вытекает в большое количество внебрачной рождаемостью детей.

Большую роль традиционно в семье отдается матери, так как именно от нее зависят нравственные и социальные моменты, которые являются «фундаментом» семьи. Но в последнее время на женщину все больше таких обязанностей, как материальное благополучие семьи. В современном мире женщина строит карьеру намного успешнее, чем мужчина, а также сама принимает решение о рождении ребенка без мужа или не выходя замуж.

Такие проблемы, как неполная семья, состоящей из матери и ребенка, весьма актуальны на сегодняшний день, и они периодически поднимаются различными инстанциями.

По нашему мнению, мать и ребенок является полноценной семьей, а это, значит, что они тоже достойны полноценной поддержки со стороны государства. Защита их семейных интересов осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают и рассматривать их раздельно не всегда возможно и, в первую очередь, в период беременности, а затем в первые годы жизни ребенка, когда для добросовестной матери они являются приоритетными.

Термин «одинокая мать» употребляется в семейном и трудовом праве довольно часто, однако статус данного термина в российском законодательстве четко не определен. Определение этого понятия должно включать следующие положения: 1) одинокой матерью считается женщина, родившая и воспитывающая ребенка и не состоящая в браке; 2) в органах ЗАГСа в книге записей рождений – фамилия ребенка записывается по фамилии матери, а имя и отчество отца ребенка — по ее указанию.

Из этого следует, что «одинокая мать» — это женщина, отец ребенка которой официально не признан органом ЗАГСа. В этой связи отец ребенка не несет никаких обязательств ни в отношении женщины (матери), ни в отношении ее ребенка. Итак, к одиноким матерям можно отнести, во-первых, женщин, родивших и воспитывающих детей вне брака, при условии, что в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или запись сделана по указанию матери; во-вторых, женщин, которые, не находясь в браке, усыновили (удочерили) ребенка. Для смягчения и преодоления последствий социально-экономического кризиса в нашем обществе, оказания помощи и определенных гарантий жизнеобеспечения детей и семьи в Российской Федерации утвержден ряд законов и долговременных программ.

Правовые нормы российского законодательства в отношении семей с детьми распространяются на все типы семей с несовершеннолетними детьми, в том числе на семьи одиноких матерей и их детей. Но на семьи в составе одиноких матерей и их детей распространены также некоторые дополнительные гарантии в виде дополнительных льгот, в числе которых увеличенный размер детского пособия.

Право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве закреплено законодательно. Но стоит отметить, что право каждой женщины на материнство непосредственно связано с решением вопроса о сохранении беременности или искусственном ее прерывании (которое, к сожалению, остается в России основным способом планирования и регулирования рождаемости). Факт зарегистрированного брака у семьи не порождает вопроса о сохранении беременности или искусственном ее прерывании, по причине того, что ответственность за принятие решения лежит уже на обоих супругах. В ситуации «гражданского брака» беременная женщина самостоятельно принимает решение об искусственном прерывании беременности, и берет всю ответственность на себя за оставление жизни будущего ребенка или неоставлении.

Подавляющее большинство таких женщин не делали раньше абортов, и для многих из них беременность была неожиданностью, не планируемой и не всегда желаемой. Но также есть женщины, которые сохраняют беременность. И очень часто потенциальные отцы избегают ответственности и никак не участвуют в жизни своих детей. Соответственно, женщины, которые сохраняют беременность, реализуют свое право на материнство и обрекают себя на вечную борьбу за выживание. Но должно ли быть так?

Вот именно в такой ситуации семье просто необходима помощь государства, чтобы обеспечить женщинам реализацию их прав и обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Кроме общих социальных мер защиты семьи, предусмотренных законодательством, одинокие матери имеют ряд льгот и повышенных гарантий.

Трудовой кодекс РФ устанавливает для таких работников дополнительные гарантии, включая механизмы эффективного контроля за правомерностью их увольнения работодателями. Определенные гарантии распространяются на следующие категории лиц: женщины (как категории работников в целом); беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; женщины —одинокие матери, имеющие ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида до восемнадцати лет; работники, усыновившие ребенка. Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей. Запрещено увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей — при наличии у них ребенка в возрасте до четырнадцати лет) .

Причины отказа в приеме на работу должны быть изложены в письменной форме. Отказ может быть обжалован в судебном порядке. Но если женщине отказывают в приеме на работу по перечисленным причинам, то ни один работодатель не даст письменного отказа, назвав истинную причину; в итоге женщина останется и без работы, и, как следствие, без средств к существованию и содержанию ребенка.

Поэтому необходим жесткий государственный контроль.

Но в любом случае для обеспечения действенного механизма защиты интересов материнства и детства недостаточно простого перечисления санкций в законодательстве. Эффективность может быть достигнута лишь при комплексном применении норм права, а также включении всех механизмов защиты нарушенных прав и законных интересов, предусмотренных разными отраслями национального права. Так, возможно внесение изменения в закон и создание для работодателей таких условий, при которых им было бы выгодно использовать наемный труд данной категории работников, и (или) ужесточить санкции за нарушение этих норм трудового законодательства и строго следить за его соблюдением. Ситуации, когда сокращают или нерегулярно выдают заработную плату, когда постоянно идет сокращение штатов или ликвидация предприятий, когда существует скрытая дискриминация при устройстве на работу и женщину с ребенком могут просто не принять на работу, происходят достаточно часто.

И в такой ситуации мизерные пособия, гарантированные государством, можно расценивать как посягательство на минимальные жизненные стандарты, позволяющие поддерживать жалкое существование и выживать в очень тяжелых экономических условиях. Поэтому, предоставляя минимальные выплаты и определенные гарантии, государство не способно защитить права одиноких матерей и их детей и, соответственно, женщины-матери очень низко оценивают материальное и имущественное положение своих семей: еда, одежда, жилье стоят дорого, скидок на транспорт нет, в отличие, например, от многодетных семей.

В законодательстве Российской Федерации есть ряд правовых актов, образующих институт социального обеспечения, нормы которых направлены на охрану интересов материнства и детства. Например, такие как социальное обеспечение беременных женщин, женщин, имеющих детей, и другие. Сегодня немногие полные семьи в состоянии полноценно справиться с содержанием детей без помощи государства, а одиноким матерям приходится во много раз сложнее. Выплачиваемое пособие на ребенка смехотворно мало и реальной помощи дети практически не получают. А если учесть, что в большинстве «материнских» семей единственным кормильцем является мать, то без государственной поддержки, какой бы мизерной она ни была, невозможно поддерживать нормальный уровень жизнеобеспечения детей.

Исходя из вышеперечисленного можно с уверенностью заявить, что самой малообеспеченной и незащищенной категорией семей являются «материнские семьи». Женщина должна работать, воспитывать и содержать ребенка. Все реформы на государственном уровне детей не касаются и на самом деле не способствуют улучшению демографической ситуации в России.

Список литературы:

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.

Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.

Материнство — основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства. В ст.38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Государство защищает права граждан, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам — 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах — 86 дней, а при рождении близнецов — 110 дней). При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов. Женщине вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 50% минимальной оплаты труда.

Отпуска по уходу за ребенком (частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком трехлетнего возраста) предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций (см. ст.39). По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи.

Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Похожие главы из других работ:

Защита прав ребёнка в Российской Федерации

2. Основные проблемы детства в РФ

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза…

Положение женщин с семейными обязанностями на рынке труда

6. Поддержка материнства и детства

Внимания отечественного законодателя заслуживает то, что в последние два десятилетия в ряде стран уравнены в социальных правах полностью и частично занятые, в том числе в выплате пособий по безработице (Канада, Германия)…

Пособие по беременности и родам: порядок и условия назначения, размер, выплата пособия

1. Защита материнства, детства и семьи

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи…

Процесс формирования и реализации социальной политики в области защиты материнства и детства

1. Система государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации

Процесс формирования и реализации социальной политики в области защиты материнства и детства

1.1 Общие вопросы защиты материнства и детства

Естественное, природное назначение женщины — быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того…

Процесс формирования и реализации социальной политики в области защиты материнства и детства

1.2 Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства в Российской Федерации

В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство…

Процесс формирования и реализации социальной политики в области защиты материнства и детства

2. Опыт защиты материнства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

Процесс формирования и реализации социальной политики в области защиты материнства и детства

2.1 Социальная защита материнства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

Защита материнства и детства — важнейшее направление социальной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры…

Совершенствование системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании (на примере МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани»)

1.2 Механизм системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. Первое направление социальной защиты — это социальная защита детей, детства и отрочества…

Совершенствование системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании (на примере МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани»)

1.3 Модели государственной поддержки семьи, материнства и детства в зарубежных странах в контексте российских проблем

Трансформационные процессы, происходящие с семьей, заставляют общество менять приоритеты государственной поддержки семьи, материнства? и детства. Изучение опыта зарубежных стран…

Совершенствование системы социальной защиты семьи, материнства и детства в субъекте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

1. Теоретические аспекты анализа социальной защиты семьи, материнства и детства

Совершенствование системы социальной защиты семьи, материнства и детства в субъекте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

1.1 Сущностная характеристика понятия «система социальной защиты материнства и детства»

При рассмотрении вопроса о роли системы социальной защиты населения в развитии государств принято считать синонимами понятия «социальная сфера» и «сфера социальной защиты населения». С целью определения категорий и понятий…

Совершенствование системы социальной защиты семьи, материнства и детства в субъекте Российской Федерации (г.

Санкт-Петербург)

2. Анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства в Санкт-Петербурге

Совершенствование системы социальной защиты семьи, материнства и детства в субъекте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

2.1 Проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства

Динамичные процессы, происходящие в обществе, привели к повышению актуальности темы социальной защиты семьи и детей. К наиболее неблагоприятным явлениям в этой сфере можно отнести следующие: • наряду с уменьшением общей численности населения…

Совершенствование системы социальной защиты семьи, материнства и детства в субъекте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

2.2 Система социальной защиты семьи, материнства и детства в РФ

Современная трансформация российской действительности, переживающей основательное политическое, экономическое и социальное переустройство, обуславливает необходимость теоретического осмысления важных направлений этих преобразований…

Важность социальной поддержки семьи и детей подтверждается тем, что обязанность осуществлять данную поддержку зафиксировано в Конституции РФ, принято множество нормативных правовых актов и действует целая сеть учреждений социальной защиты населения.

Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования социально-правовой защиты семьи является четкое определение ее объекта (-ов), т.

е. тех, на кого направлена защита .Наиболее важным объектом социальной защиты семьи является детство, поскольку именно в этот период формируются нравственные качества личности и идет подготовка кполноценной жизни в обществе.Также в качестве объекта социально-правовой защиты необходимо рассматривать и материнство, так как часто интересы матери и ребенка совпадают, и защищая мать, предоставляя ей социальную помощь, поддержка оказывается и ее детям. В связи с этим большинство мер социальной защиты семьи направлены на детей и их матерей.

Социально-правовая защита семьи предполагает обеспечение материальных и нематериальных базовых потребностей семей Российской Федерации, например, право на социальное обеспечение, бесплатное образование, охрану здоровья, обеспечение безопасности, то есть предоставление различных социальных гарантий, позволяющих решить целый ряд социальных проблем семьи и детей.

Суть предоставляемых мер социальной поддержки семьи можно рассматривать двояко: как создание условий для развития семьи и детей, а также как охрану прав и законных интересов семьи и детей в случае их нарушения.

При анализе социально-правовой защиты семьи важно также уяснить соотношение понятий «социальная защита» и «правовая защита». По мнению исследователя Коротун А.В., «социальная защита» значительно шире понятия «правовая защита», так как последнее входит в категорию первого. Таким образом, очевидно, что эти понятия взаимообусловливают друг друга, и социальная защита, по сути, – это цель, а правовая защита – средство».

Социально-правовая защита включается в себя 2 компонента:

  1. Принятие нормативных правовых актов, содержащие описание вида, объема и порядка предоставления мер социальной защиты семьи и детей.
  2. Реализация принятых нормативных правовых актов в деятельности учреждений системы социальной защиты семьи.

Социально-правовая защита материнства и детства реализуется/должна реализовываться при помощи различных механизмов. Механизм реализации социально-правовой защиты материнства и детства – система социальных и правовых средств, факторов, обеспечивающих необходимые условия реализации, охраны и защиты всех прав и свобод матери, отца и ребенка.Под способами защиты прав членов семьи понимаются закрепленные материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Механизмы социально-правовой защиты можно разделить на 2 вида:

1. Обеспечение закрепленного права семьи на меры социальной защиты, к которым относятся следующее:

  • пенсионные выплаты (пенсия по потере кормильца и др.),
  • социальные пособия (единовременные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, при постановке на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности и ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на ребенка, не достигшего возраста 16 лет, на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву),
  • субсидии на оплату жилья,
  • льготы при получении мест детских дошкольных учреждениях, на приобретение лекарств и др.,
  • компенсация части родительской платы за нахождение ребенка в детском дошкольном учреждении,
  • система социальных услуг (стационарных, полустационарных, надомных),
  • срочная социальная помощь (натуральная и денежная),
  • семейный (материнский) капитал.

Данный механизм реализуется в ходе деятельности специалистов социальных и иных учреждений и служб.

2. Восстановление нарушенных прав членов семьи при получении мер социальной защиты, которые в свою очередь подразделяются на:

  • Юрисдикционный механизм, который представляет собой деятельность уполномоченных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (органы актов гражданского состояния, суд, прокуратура, органы опеки и попечительства). Юрисдикционный механизм составляют гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой механизмы (с соответствии с отраслями права). Данный (юрисдикционный) механизм предусматривает судебный и административный порядок защиты нарушенных прав ребенка, членов семьи .
  • Неюрисдикционный механизм, который представляет собой совокупность действий граждан, членов семей и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав .

Таком образом, социально-правовая защита является сложным нормативным процессом, не только в плане принятия нормативно-правовых актов, но и реализации данных актов на территории Российской Федерации.

Краткий анализ некоторых положений, касающихся социально-правовой поддержки семей с детьми в Российской Федерации, позволяет сделать выделить следующие особенности:

  • даже если меры социальной защиты и должны быть направлены на потребности и проблемы семьи и детей, но в реальности перечень закрепленных в законодательстве мер определяется во многом экономическими и материальными возможностями государства и отдельно взятого региона в нем.
  • меры социально-правовой защиты семьи практически полностью утверждаются, финансируются и предоставляются государством и учреждениями государственной системы социальной защиты населения и лишь в незначительной мере общественными организациями и частными предприятиями; данное положение требует включению в практику социальной защиты семьи и детей принципов социального партнерства и участия в социально-правовой защите представителей всех трех секторов: государственного, общественного и частного.
  • во многих случаях реальный уровень предоставляемых мер социальной защиты, в первую очередь социальных выплат, недостаточно высокий и не отвечает реальным потребностям семей с детьми. «Сопоставление ежемесячных выплат на содержание детей, оставшихся без попечения родителей и пребывающих в замещающих семьях, с величиной прожиточного минимума, показало, что в регионах возможны ситуации, когда размер выплат меньше величины прожиточного минимума» . Результаты обследования некоторых регионов показал, что данные выплаты «не достигали социально обоснованного уровня, составляющего, по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, от 2-х до 3-х прожиточных минимумов» .Данная неблагоприятная ситуация с социальными выплатами отмечалась не однократно и теоретиками, и практиками социальной работы, однако их призывы к увеличению размеров социальных выплат, усилению их адресности не всегда находят ответ у законодателей и органов управления в сфере социальной защиты населения.
  • в системе мер социальной защиты семьи и детей важным должно быть не столько предоставление денежных выплат, сколько организация и проведение раннего выявления неблагополучных семей с детьми, их социальное сопровождение и поддержка, что будет способствовать предупреждению социального неблагополучия среди семей и соответственно снижению расходов на те же денежные выплаты неблагополучным семьям. Осуществление социального сопровождения в большей мере востребовано и самими семьями, для которых важны ежедневная помощь, внимание и непосредственная поддержка в виде предоставления различного рода услуг.

Таким образом, социально-правовая защита материнства и детства – это система гарантий и действий, направленных на обеспечение прав семьи на меры социальной защиты, а также на восстановление нарушенных прав членов семьи. Данная социально-правовая защита может осуществляться как государственными структурами и органами власти, так и самими семьями.

Добавить комментарий

Закрыть меню