Защита авторских прав в России

Как получить документальное подтверждение своих авторских прав

Чтобы обезопасить себя и иметь документальное подтверждение своих авторских прав, которое можно будет предъявить в суде в случае необходимости, можно воспользоваться следующими способами.

Способ первый: почтовое отправление

Автор отправляет сам себе пакет с рукописью или распечаткой своего произведения. На полученном отправлении будет стоять почтовый штемпель с датой почтового отправления. Нужно просто сохранить этот пакет, не вскрывая, и в суде можно будет предъявить пакет с произведением и датой отправления.

Способ второй: нотариусы и другие юридические организации

На рынке существует много ООО или других «некоммерческих» организаций, которые за 1—5 тысяч рублей предлагают депонировать произведение. Такая процедура имеет одну цель — зарегистрировать факт создания произведения на случай судебных разбирательств. При этом ООО становится свидетелем прав автора и обязуется отстоять авторские права в суде за дополнительную оплату. Проблема лишь в том, что ООО и другие «некоммерческие» организации недолговечны, на момент возникновения необходимости защиты авторского права ООО могут обанкротиться или просто исчезнуть.

Рациональнее обратиться к нотариусу, который за умеренную плату зафиксирует дату создания произведения и сделает прошитый заверенный экземпляр рукописи.

Способ третий: авторский договор и государственные реестры учета

Самый надежный способ — это воспользоваться государственной регистрацией. Механизм заключается в издании произведения в виде книги и присвоении изданию кода ISBN. 16 бесплатных экземпляров книги (за счет автора) передаются и регистрируются в Российской книжной палате и будут разосланы в крупнейшие библиотеки России. Кроме этого, у автора на руках имеется договор с издательством с указанием даты.

Согласно российскому законодательству, автор может воспользоваться правом защиты авторских прав в течение всей своей жизни.

Способы защиты авторского права

Доктор права (Ph.D),

ст. преподаватель кафедры гражданского права

КазГЮУ

г. Астана, Республика Казахстан

Канатов Т.К.

В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют следующие способы защиты:

1. Гражданско-правовой способ защиты – возмещение имущественного ущерба автору или иному правообладателю. Защита авторских и смежных прав данным способом имеет ряд специфичных черт. Личные неимущественные права подлежат защите независимо от вины правонарушителя.

В случае, например, если издательство не знало и не могло знать о том, что публикует произведение, присвоенное другим автором, оно должно принять все меры по устранению правонарушения. Если допущена ошибка в имени автора, то автор вправе требовать внесения изменений в тираже, либо публикации, осведомляющей о допущенной ошибке и какое имя считать правильным, либо требовать запрещения выпуска произведения в свет. На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.

2. Административно-правовой способ защиты – путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю, в антимонопольный орган или творческий союз.

3. Уголовно-правовой способ защиты – за наиболее серьезное нарушение авторских и смежных прав. Например, за плагиат, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю или совершено в крупном или особо крупном размере .

Способы предотвращения нарушения авторских прав. Чтобы защитить авторские права и избежать их нарушения в дальнейшем, а также, чтобы при нарушении было доказательство авторства, необходимо заранее, еще до возможного нарушения, принять все необходимые и возможные меры:

1. Оповещение о принадлежащем автору исключительном авторском праве, для того чтобы все остальные знали, что данное произведение принадлежит данному автору, стало быть, оно защищается авторским правом, необходимо оповестить об этом общественность. Для этого нужно разместить знака охраны «copyright» (©) на каждом экземпляре произведения, свое имя или название произведения, дату первой публикации.

2. Также к способу оповещения относится размещение авторского блока (например, в интернете), т.е. задача – показать, что у произведения есть автор, он свои права знает и в случае их нарушения, намерен их защищать, а также возможно указать, в какой мере можно использовать произведение (например: разрешение на копирование, но с обязательным указанием авторства).

Доказательства авторства. Для того, чтобы в будущем можно было доказать свое авторство, вам заполучить доказательство того, что именно данный автор создал произведение, а также того, что он создал это произведение раньше других, т.е. закрепить временной приоритет. Для этого существуют следующие способы:

1. Сохранить все рабочие материалы, исходные версии произведения и т.д., которые могут доказать творческое деяние;

2. Засвидетельствовать у нотариуса дату создания материала;

3. Депонирование произведения. Депонировать можно все, что напечатано на бумаге. Это своеобразная «регистрация» произведения;

4. Напечатать произведение (если это статья – в журнале, газете, если это литературное произведение – издать);

5. Отправить по электронной (с сохранением на почтовом сервере) или обычной почте произведение.

Существуют и другие способы, в зависимости от конкретной ситуации:

1. Признания права;

2. Восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3. Пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4. Компенсации морального вреда;

5. Публикации решения суда о допущенном нарушении;

6. Защиты чести и достоинства.

Последствия защиты прав, это в итоге – это требование, которое может быть предъявлено к любому нарушителю права вне зависимости от наличия его вины: признание права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Такое требование может предъявляться к любому лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, вне зависимости от наличия вины такого лица. Например, такое требование может быть предъявлено к магазину, как распространителю контрафактной продукции, вне зависимости от того, было ли, известно его сотрудникам о том, что соответствующая продукция является контрафактной; возмещение убытков. Требование может быть предъявлено к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб; изъятие материального носителя — оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав. Требование об изъятии материального носителя может быть предъявлено к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю. Соответствующие оборудование, устройства и материалы по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

На международной арене данный вопрос закреплен в таких договорах, как:

I. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886г. В соответствии с данной Конвенцией государства-участники образуют специальный союз для охраны прав авторов на литературные и художественные произведения. Этот договор содержит значительное число унифицированных материально-правовых норм, причем сформулированы они весьма детально:

1. Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации.

2. Также охрана, предусмотренная настоящей Конвенцией, применяется: к авторам, которые являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений как выпущенных в свет, так и не выпущенных в свет; к авторам, которые не являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза.

3. Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран Союза, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей настоящей Конвенции к гражданам этой страны.

4. Под «выпущенными в свет произведениями» следует понимать произведения, выпущенные с согласия их авторов, каков бы ни был способ изготовления экземпляров, при условии, если эти экземпляры выпущены в обращение в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Не является выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

Произведение считается выпущенным в свет одновременно в нескольких странах, если оно было выпущено в двух или более странах в течение тридцати дней после первого его выпуска.

6. Охрана, предусмотренная настоящей Конвенцией, применяется, даже если условия, не будут выполнены: к авторам кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран Союза; к авторам произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза.

7. В отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения , правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конституцией.

8. Пользование этими правами и осуществление их не связаны с выполнением, каких бы то ни было формальностей; такое пользование и осуществление не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения. Следовательно, помимо установленных настоящей Конвенцией положений, объем охраны, равно как и средства защиты, обеспечиваемые автору для ограждения его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана .

II. Всемирная конвенция об авторском праве действует в двух разных редакциях: от 06.09.1952 г. и то 24.07.1971 г. В отличие от Бернской конвенции она содержит значительно меньше материально-правовых норм и использует преимущественно коллизионные нормы:

1. Любое договаривающееся государство, которое в соответствии со своим внутренним законодательством требует в качестве условия охраны авторского права соблюдение таких формальностей, как депонирование экземпляров, регистрация, оговорка об оставлении за собой прав, нотариальные удостоверения, уплата сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства, будет считать эти условия выполненными в отношении всех произведений, пользующихся охраной по настоящей Конвенции и впервые выпущенных вне территории этого государства и автор, которого не является одним из его граждан, если, начиная с первого выпуска этого произведения, все его экземпляры, выпущенные с разрешения автора или другого лица, обладающего авторским правом, будут иметь знак (C) с именем лица, обладающего авторским правом, и с указанием года его первого выпуска; знак, имя и год выпуска должны быть указаны таким способом и на таком месте, чтобы было ясно видно, что права автора охраняются.

2. В каждом договаривающемся государстве устанавливаются правовые средства охраны без формальностей, не выпущенных в свет произведений граждан других договаривающихся государств.

3. Настоящая конвенция не применяется в отношении произведений или прав на произведения, охрана которых на дату вступления в силу настоящей Конвенции в Договаривающемся Государстве, где испрашивается охрана, окончательно прекратилась или никогда не существовала .

III. Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26.10.1961г.:

1. Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, никоим образом не затрагивает и не наносит никакого ущерба охране авторских прав на литературные и художественные произведения. Соответственно, ни одно из положений настоящей Конвенции не может быть истолковано как наносящее ущерб этой охране.

2. Для целей настоящей Конвенции национальный режим охраны означает режим, предоставляемый внутренним законодательством Договаривающегося Государства, в котором испрашивается охрана: артистам-исполнителям, являющимся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир или первой записи; производителям фонограмм, являющимся его гражданами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории; вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

3. Национальный режим охраны предоставляется в соответствии с требованиями охраны и условиями, предусматривающими ее ограничение, прямо оговоренными в настоящей Конвенции .

IV. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства из фонограмм от 29.10.1971г.:

1. Каждое государство — участник, которое обеспечивает охрану путем предоставления авторского права или другого особого права или путем применения уголовных санкций, может предусмотреть в своем национальном законодательстве ограничения, касающиеся охраны интересов производителей фонограмм, того же характера, что и те, которые допускаются в отношении охраны интересов авторов литературных и художественных произведений. Однако обязательные лицензии могут быть предусмотрены только в том случае, если удовлетворены все следующие условия: воспроизведение предназначается для использования исключительно в целях обучения или научных исследований; лицензия действительна только для воспроизведения на территории государства — участника, чьи компетентные органы предоставили лицензию, и не будет распространена на экспорт копий; воспроизведение, осуществленное в силу лицензии, влечет за собой право на справедливое вознаграждение, определяемое упомянутыми органами с учетом, наряду с прочим, числа копий, которые будут произведены .

V. Конвенция о распространении несущих программ сигналов передаваемых через спутники от 21.05.1974г.:

1. Каждое договаривающееся государство берет на себя обязательство принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается. Это обязательство применяется в том случае, когда орган-источник подпадает под юрисдикцию другого договаривающегося государства и когда распространяемый сигнал является вторичным сигналом .

VI. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994 г. Данное соглашение устанавливает требования к законодательству об интеллектуальной собственности стран, желающих присоединиться к ВТО:

1. Охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию и достижению баланса прав и обязательств.

2. Если использование является требованием для сохранения в силе регистрации, то регистрация может быть аннулирована только тогда, когда непрерывный срок неиспользования знака составляет не менее трех лет, если только владелец товарного знака не укажет на веские причины, основанные на существовании препятствий такому использованию. Обстоятельства, возникающие независимо от воли владельца товарного знака, которые создают препятствие для его использования, как, например, ограничения импорта или другие требования государства в отношении товаров или услуг, охраняемых товарным знаком, должны признаваться в качестве веских причин для неиспользования знака.

3. Использование товарного знака другим лицом под контролем владельца знака признается для целей сохранения в силе регистрации использованием товарного знака .

Нотариальная защита авторских прав. Защищать авторские права с помощью нотариуса лучше всего на произведения, выраженные в печатной форме (текстовые произведения, фотографии, распечатанные дизайн-проекты, музыка в виде нотной записи и т.п.), т.е. на листе бумаге. Защитить произведения на диске можно, но сложнее; для этого рекомендуется обратиться за платной консультацией. Ниже рассматривается защита авторских прав на произведения, выраженные в печатной форме.

Для того, чтобы воспользоваться нотариальной защитой авторских прав, вовсе необязательно обращаться к юристам или посредникам. Выгода в том, что, одновременно с защитой авторских прав на произведение также можно можете получить хорошее доказательство использования творческого псевдонима на соответствующую дату, что впоследствии может помочь защитить свои права на псевдоним.

Порядок действий: подача заявления; распечатка произведения (можно несколько за раз). Желательно, чтобы заявления и приложения были пронумерованы (сквозная нумерация лучше, но уточните у конкретного нотариуса его предпочтения). Скреплять листы не нужно (нотариус сам их прошьет). На последней странице приложений осталось свободное место на 1/3-1/4 листа (там будет нотариальный штамп). Подписывать заявление и приложения не надо. На практике так же лучше первоначально обзвонить ближайших нотариусов и поинтересоваться, сколько будет стоить свидетельствование подлинности подписи на документе. Либо нотариус может удостоверить время предъявления документа, отличия: нотариус, как правило, просит предоставить документ в двух экземплярах и один сохраняет себе, стоит чуть дороже. Данная процедура позволяет узнать, будет ли нотариус готов осуществить такие действия, при условии, что это надо для предъявления заявления и приложений в организацию .

Технические средства защиты. Помимо законодательной защиты авторских прав существуют технические средства защиты. Техническими средствами защиты авторского права и смежных прав признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав. Как следует из данного определения под защиту подпадают как технические устройства в целом, так и их компоненты, способные выполнять основную функцию – защиту произведения или объекта смежного права от несанкционированного использования .

Главный принцип авторского права заключается в том, что законом охраняется форма, а не идея. Проблема заключается в том, что идею в принципе защитить никак нельзя. Нельзя обеспечить её охрану, нельзя остановить её передачу от пользователя к пользователю интернета. Законом охраняется только форма . Скорее всего, с этим и связан более масштабный, почти неконтролируемый массовый оборот пиратства в интернете: произведения (курсы, диски, книги и другие платные охраняемые материалы) копируются без ведома автора и выкладываются на торрентах для скачивания. Есть даже случаи, когда пираты выдают их за свои собственные произведения.

К счастью существуют эффективные способы защиты произведений от пиратства в интернете: специальное программное обеспечение, позволяющее наносить водяные метки, например на фотографии и изображения. Также имеются и многие другие способы, с помощью которых интернет-предприниматели могут вычислить пирата или определить наличие пиратской копии на торренте. Но всего этого явно недостаточно для полной и стопроцентной защиты инфо продуктов от неразрешенного копирования .

В связи с такими особенностями и трудностями защиты авторских прав в интернете очень скоро инфопродукт уже не будет представлять собой привычную нам форму в виде диска, который можно заказать наложенным платежом или получить цифровой вариант продукта на свой е-mail.

Всё будет гораздо проще: получить доступ к инфопродукту можно будет прямо на сайте автора, так сказать, в закрытой зоне сайта, доступ к которой автор будет предоставлять за плату по паролю. На мой взгляд, очень удобно: во-первых, не надо париться по поводу выпуска диска и его доставки, во-вторых, можно не беспокоиться о защите от пиратства, применении всякого там специального ПО и т.д.

Еще один способ защиты, это стеганография. Под этим термином понимается сокрытие одной цифровой информации в другой. В нашем случае графическое изображение содержит другую информацию (например, текст). Если немного изменить тон пикселя, человеческий глаз ничего не заметит, но изображение будет модифицировано. На этом принципе и основывается стеганография. Таким методом защищать данные можно и в звуковых, и в видеофайлах. Подобная система весьма оригинальна, потому, что едва ли кто-то будет проверять каждую картинку на наличие в ней шифра, определить наличие которого не всегда возможно (в интернете есть стеганографы, в том числе и на Delphi, качай, модифицируй, и никто не заподозрит, что изображение подписано, ты же не будешь встраивать в него никаких сигнатур), а простые изменения младших бит еще попробуй, пойми без знаний алгоритма. Хорошие программы, предназначенные для защиты графических и звуковых файлов, делают свое дело настолько четко, что результат практически не заметен. Приблизительно десятая часть размера картинки — столько информации можно зашифровать. Расшифровка информации, скрытой в таком файле, возможна, проблема лишь в том, что для расшифровки программе (которой файл был зашифрован) нужно ввести ключ. Чаще всего применяются алгоритмы шифрования MDC, DES, triple-DES, IDEA, RSA и т.д. Естественно, стеганографию применяют и для защиты авторских прав: зашифрованная в украденном .jpeg.е фраза «Данное изображение украдено у Иванова Ивана» может много чего сказать .

Водяные знаки впервые стали применять для защиты от подделок денежных купюр. Мы же поговорим о «водяных знаках» в цифровом мире, в котором борьба за авторские права намного сложнее. Если защищенный с помощью водяного знака продукт был присвоен злодеем, то с последним можно смело начинать судиться, а в качестве улики предъявить копирайты, проставленные на краденом продукте. Для этого существуют специальные программы. Некоторые из них являются плагинами для графических пакетов (Photoshop, CorelDraw), есть и независимые продукты. Как же создается водяной знак? Это дело непростое, и плохая защита сведет на нет, все усилия. Например, сообщение, которое требуется защитить, шифруется определенным ключем (часто этот ключ задает пользователь). Потом вносятся изменения в значения пикселей, изображение разбивается на блоки. При этом информация, используемая для идентификации материала, маскируется деталями изображения, выполняющими функции создания «шума». Чем больше деталей содержит изображение, тем плотнее будут вкрапленные в него идентификационные коды .

Голография остается самым действенным и полезным средством защиты интеллектуальной собственности, чем любые другие технологии современности. Иногда подделанный продукт настолько внешне убедителен, что владелец торговой марки прибегает к иным методам защиты своего товара. Самым действенным, из которых является голография. В отличие от отпечатанных полиграфическим путем изображений, голограммы, изображение которых получены с использованием лазеров, имеют глубину и движение, и их очень трудно воссоздать, даже при помощи самых сложных современных сканеров и цифровые методов.

Именно поэтому Microsoft, например, прибег к голографической технологии, как к способу проверки подлинности своих программных продуктов. Мало того, что голограммы используются на сертификатах подлинности, которые сопровождают свои программные продукты, CD-ROMы защищены голограммой, что является подтверждением подлинности продукта. Уже в течение многих лет Microsoft использует голографические технологии, чтобы определить подлинность своих товаров и не собирается отказываться от этого.

В пример можно привести и другие виды знаковых брендов: FIFA, Олимпийские игры и Высшая Бейсбольная Лига. Эти бренды не имеют заводы по производству товаров. Их бизнес, прежде всего, это постановка зрелищных мероприятий. Стоимость ведения бизнеса покрываются за счет продажи лицензионных товаров — таким образом, FIFA маркетинг является частной компанией, которая владеет лишь правами на интеллектуальную собственность имени, а средства производства всех товаров и атрибутики со своим наименованием и логотипом принадлежат другим лицам. Такая ситуация типична для спортивных организаций. Наряду с продажей билетов на свои мероприятия, которая составляет небольшую часть их дохода, главным источником прибыли является продажа товаров под их маркой.

Список использованной литературы:

1. В. Е. Резепова. Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности, 2011;

2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 1971г.;

3. Всемирная конвенция об авторском праве от 1652г.;

4. Международная конвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 1961 г.;

5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 1971г.;

6. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 1974 г.;

7. Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности от 1994г.;

8. Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. — М.: Юристъ, 2000. — 400 с.;

9. Насонкин В.В., Савинова А.А. Авторские и имущественные права на цифровые учебные ресурсы: Монография. — СПб.: Изд-во Союз; Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. — 91 с.;

10. Мирзоян С. Гражданско-правовые способы защиты авторских прав: законодательство, доктрина и судебная практика // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — М., 2003, № 8. — С. 66-74;

11. http://avtorprava.ru (сайт-пособие для защиты авторских прав);

12. Авторское право. Вводный курс Козырев В.Е., Леонтьев К.Б. Издательство: Университетская книга , 2007г.- с.256

13. Авторское право. (Учебное пособие) Свечникова И.В. , 2009г. -208с.

Добавить комментарий

Закрыть меню