Западная философия кратко

Современная западная философия.

Конец 19 – начало 20 века – это время широкого распространения различных течений в современной западной философии. Проблема разграничения естественно-научного и гуманитарно-философского знания привела к возникновению двух противостоящих друг другу трактовок философии – сциентистской и антисциентистской.

Основные направления современной западной философии.

«Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Шпенглер) пыталась подойти ко всем явлениям с точки зрения одного принципа – жизненной реальности, лежащей в основании мира, которая иррациональна, невыразима в понятиях. Это некоторая энергия, воля, жизненный порыв, импульс, чистое стремление, пафос, который сообщает человеку движение, но не дает ничего готового.

Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр) возник в 20 г. ХХ века.

В центре внимания индивидуальные смысложизненные вопросы: вины и ответственности, смерти и выбора. Предшествующая философия знала бытие как познанное; бытие выступало как нечто безличное и объективное. Экзистенциализм говорит об особом бытии, человечески окрашенном, которое неотделимо от сознания. Это есть бытие-сознание, для которого существуют все феномены бытия, но которое не может быть объектом познания. Бытие должно быть постигнуто как некая изначальная непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Говорят о переживании человеком своего бытия в мире. Бытие здесь дано непосредственно в виде существования или экзистенции.

Герменевтика (Дильтей, Шлейермахер, Гадамер) — искусство и теория истолкования текста, имеющая целью выявить его смысл, исходя их объективных (грамматическое значение слов) и субъективных (намерение автора) оснований. Говорят о «понимании» как методе гуманитарных наук в противовес «объяснению» в естествознании, связанным с установлением закона.

Структурализм (возник в начале ХХ века в лингвистике, психологии, этнологии, эстетике, литературоведении — Клод Леви-Стросс, Фуко, Лакан) – направление, которое специально исследует анализ структуры в различных областях бытия и знания, поиск логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры, которые являются продуктом бессознательной и сознательной деятельности людей.

Феноменология (Гуссерль)- учение о феноменах чистого сознания, априорных структурах сознания, попытка прояснения в сознании различного рода явлений. Познание возможностей, то есть условий и предпосылок существования какого-либо феномена, независимо от того, реален он или нет. Постижение всего многообразия интенциональных актов сознания, то есть исследование тех актов, в которых происходит конституирование смыслов (направленность сознания на предмет).

Неотомизм – течение современной католической философии (Жильсон, Маритен, Войтыла). Защищая религиозное видение универсума и человека, утверждают предустановленное свыше непротиворечивое единство эмпиризма и рационализма, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности, религии и науки.

15. Русская философия X – XVIII в.в.

Русская философия является выражением развивающегося процесса осмысления учеными устоев бытия и оснований познания и преобразования действительности. В сочинениях отечественных философов нашли выражение подлинно значимые, магистральные идейные поиски народа с долгой, богатой и поучительной историей. Русская философия, возникнув в глубине веков, развивалась в тесном взаимодействии с экономическим, религиозным, политическим, правовым, моральным и эстетическим сознанием народа. Эта философия наряду со стремлением отвечать требованиям высокой научности заключает в себе беззаветный поиск путей к достижению общественного блага.

Древнерусская философия, несмотря на ее связь с опытом предшествующей христианской философии других народов, обладает значительностью и оригинальностью.

Сегодня большинство историков философии вопреки примеру Н. О. Лосского и В. В. Зеньковского начинает излагать историю отечественной философии не с XVIII, а с X в. Это объясняется тем, что дата возникновения русской философии, по мере изучения истории культуры, дохристианской религии, памятников литературы Древней Руси, перемещается учеными в глубину веков.

Философия зарождается на Руси из потребности объяснения мироустройства, целей существования государства, общества и человека, из необходимости разработки принципов социальной организации и общения. Особое значение для формирования древнерусской философии имели Евангелие и Псалтырь.

Существенное значение для формирования национального самосознания древних россиян имели летописи. Летописный свод “Повесть Временных Лет” лежит в основе почти всех русских летописей. Значительную роль в формировании отечественного философского сознания принадлежит Кириллу Туровскому (ок. 1130 — 1182).

Содержательным в философском отношении является “Послание Никифора митрополита Киевского к великому князю Владимиру…” (Никифор был митрополитом (1104 — 1120). В нем показывается двойственность человека, вскрываются механизмы сознания. В душе человека выделяется Никифором словесное (ум, разум), яростное (чувства, страсти) и желанное (целеустремленность). Трехчленная душа, по Никифору, пользуется пятью органами чувств. Благодаря этому становится возможным познание.

Большое значение в развитии отечественной философии принадлежит трудам Нила Сорского (ок. 1433 — 1581), (в миру Николай Майков) — выходца из служилой московской семьи. Несколько лет провел на православном Востоке, посетил Палестину, Константинополь, Афон.

Еще один крупный философ — Максим Грек (ок. 1470 — 1556). Он считается самым крупным мыслителем XVI в. Максим Грек оставил после себя 300 оригинальных и переводных работ. Интерес к философии пробуждается не только переменами в жизни России, но и ростом грамотности. В 1685 г. было открыто первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия в Москве. Во главе ее философской жизни стояли братья Иоаникий (1663 — 1717) и Софроний (1652 — 1730) Лихуды. Существенный вклад в развитие русской философии в XVII в. внесли Симеон Полоцкий (1629 — 1680), Сильвестр Медведев (1641 — 1691).

Развитие русской философской мысли в X — XVIII вв. характеризуется: а) тесной связью с христианской философией и религией; б) практической направленностью, выражающейся в попытках осмыслить связь человека и бога, человека и общества, личности и государства; г) преобладанием в ней проблем социальной философии и этики; д) воплощением ее идей в художественной форме; е) обращенностью внимания не столько к внешнему миру, сколько к внутреннему миру человека. Следует отметить, что названные обстоятельства ослабляли внимание к теоретической разработке проблем познания, сознания и диалектики, что отличает русскую философию от западноевропейской философии этого периода.

16. Русская философия XIX – XX в.в.

Русская философия — это философия предупреждения. Её лейтмотив — нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. 4. Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:

-сфера познания («вера» — «знание»)

-сфера действия («аполитизм» — «революционаризм»)

-сфера нравственности («альтруизм» — «эгоизм») В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал: -в сфере познания — это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией) -в сфере действия (социальной) — идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия) -в сфере нравственности — идеал человека, определяемый: а) с помощью определённых форм коллективности — государство, народ, община, церковь; б) посредством личных атрибутов — природа человека, нравственное чувство, разумность.

. Пётр Яковлевич Чаадаев(1894-1856 г.г.) одним из первых в прошлом столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. Эта роль должна

состоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок». По Чаадаеву основную роль в развитии общества играет Божественное откровение, которое должно вдохновлять человечество к построению Царства Божия на земле.

«Славянофильство» и «западничество».

1) Славянофильство:Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада,самобытности русского духовно-исторического процесса.Славянофилы:

-Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)

-Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)

-Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860)

Были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания.

Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:

-Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной.

-Православие — духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;

-Монархия — идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;

Западничество:В полемике со славянофилами складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества.

Западники:

-Александр Иванович Герцен (1812- 1870)

-Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)

-Тимофей Николаевич Грановский (1813- 1859)

-Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889)

Были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.

1.Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально- крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.

2.Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса.

3.Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно

относились к правовым нормам общества.

4.Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы.

5.В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.

-Традиции славянофилов продолжили почвенники: -Аполлон Александрович Григорьев (1822- 1864) -Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881) -Николай Яковлевич Данилевский (1822- 1885) -Константин Николаевич Леонтьев (1831- 1891)

-Традиции западников — народники. -Петр Лаврович Лавров (1823- 1900) -Петр Никитич Ткачев (1844- 1886) -Михаил Александрович Бакунин (1814- 1876)

«Почвенники» — философское направление, для которого главной была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России.

«Народники»:-сохранили веру в науку

-считали, что царство «нравственности, справедливости» может наступить лишь через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное массовое движение.

Одним из ведущих направлений в русской философии XIX — начала XX в. была религиозно-идеалистическая философия. Наиболее ярким ее представлением был Владимир Сергеевич Соловьев(1853 — 1900) — философ, поэт, публицист. Вл. С. Соловьевым была заложена традиция русской философии Всеединства. Он провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной культурной традиции.

Бердяев Николай Александрович (1874 — 1948) — философ и публицист.

В основе философского мировоззрения Н. А. Бердяева лежит различение мира призрачного и мира. Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира», призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны.

Глубинное основание полового влечения Бердяев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смысле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности божественной. Это воссоединение в любви есть одновременно творчество, выводящее человека из мировой данности, царства необходимости в космос, в царство свободы. Любовь творит иную, новую жизнь, вечную жизнь лица.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935) — известный ученый, основоположник современной космонавтики, представитель естественно-научной ветви «космической философии». К. Э. Циолковский пытался решить ряд философских проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счастливого будущего.

Западная философия

Родиной научного мировоззрения является Древняя Греция, где возникла идея доказательства, рационального обоснования знания. Здесь философия не только жизненная мудрость, но и теоретическое мышление. Возникновение философии обусловлено архаичностью мифологии, накоплением массива рационального знания о природе и обществе и практическими потребностями изменившегося общества в более разумном объяснении мира.

Историческое значение древнегреческой мифологии состояло в выработке рационального представления о Космосе, послужившем важной предпосылкой формирования научного рационализма. Не боги создали Космос, а Космос создал из себя богов – такой мировоззренческой установкой на выявление естественных причин различных явлений характеризовалась древнегреческая мифология.

Философия является ключом к европейской культуре.

Основными чертами западной философии являются антропоцентризм и рационализм.

Принцип антропоцентризма означает воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной, вершина бытия, цель совершающихся в мире событий. Антропоцентризм свойственен западной культуре в целом. Примером тому является европейский религиозный антропоцентризм: человек есть образ и подобие Бога, царь природы, история человечества есть история Вселенной.

Принцип рационализма означает веру в разумное устройство мироздания и общества; веру в разум человека, могущество научного познания. Рационализм свойственен западной культуре в целом. Например, доктрина католицизма (неотомизм) разрешает поиск доказательств бытия Бога, что противоречит принципу веры.

Рационализм в широком смысле есть культ разума. Развитие рационалистической культуры привело к таким достижениям западной цивилизации, как наука, право, демократия, рыночная экономика.

Исторические этапы развития западной философии.

Античная философия (VIв.до н.э.–Vв.). Начинается с Фалеса Милетского (625-547), считавшего, что все знание следует сводить к единой основе. Конец античного этапа связывается с закрытием академии Платона (427-347) в Афинах в VI веке (529). IV век до н.э. – период расцвета, зрелости античной философии.

Античная философия не знает строгого разграничения материального и идеального – они нагружены друг другом.

Характерная черта античной философии — космоцентризм. Центральным ее элементом является учение о совершенстве Космоса (греч. вселенная), существующем не по прихоти богов, а по естественным законам. Роль богов и место человека в мире было связано с определением сущности Космоса, его законов.

Наиболее типичные представления. Логос — всеобщий закон и порядок, ум и душа Космоса. Душа человека – часть мировой души, т.е. Логоса. Чем ближе человек к Логосу, тем он умнее. Природа людей физического труда неполноценна. Когда человек засыпает или умирает, душа его соединяется с Логосом.

Смерть подобна сну, считал Гераклит (544-483). Душа человека, согласно Платону (427-347), живет на звездах. Согласно Аристотелю (384-322), мировая душа вращает небесные сферы. Космос гармоничен и совершенен, поэтому цель человеческой жизни – жить согласно Логосу, т.е. в гармонии с миром и собой (принцип атараксии – невозмутимости духа).

Наиболее выдающиеся мыслители. Основоположник материалистической философии – Демокрит (460-370), идеалистической – Платон (427-347). Аристотель (384-322), с его развитым логическим мышлением, нацеленным на поиск естественной сущности явлений, стоит у истоков современного научного мышления.

Средневековая философия (II-XIV вв.). Религия являлась ведущей формой мировоззрения. Религия и философия уподоблялись соотношению божественного и человеческого (ограниченного) разума. Философия призвана систематизировать религиозные принципы, защищать учение о Боге. Теизм, рассматривающий мир как несамостоятельный, творение Бога, постоянно управляющего его существованием, – характерная черта средневековой философии.

Идеалистическая ориентация средневековой философии диктовалась религией, поддерживаемой государством. Философии предписывалась роль служанки теологии. Библия считалась единственным источником истин, смысл которых зашифрован. Поиск истины — в наилучшем толковании священных писаний (экзегетика – искусство правильного толкования). Зачатки материализма представлял собой номинализм,в противовес реализму подрывавший религиозный принцип о приоритете духовного над материальным.

Средневековое мировоззрение схематично: мир делится на вечный духовный и временный материальный. Бог всемогущ, вечен и непознаваем, есть высшее Благо (источник истины, добра, красоты и справедливости). Он сотворил природу из ничего (принцип креационизма). Люди не в силах изменить установленный Богом порядок и желать этого – смертный грех. Человек – образ и подобие Бога. Чувственно-телесная жизнь — низменна. Тело – источник греха, темница души. Физический труд – наказание человеку, плата за первородный грех. Земная жизнь – приготовление к высшей жизни. Смысл жизни – в спасении души.

В основе позднего средневекового мировоззрения лежит аристотелевско-птолемеевская космология, пришедшая на смену библейской схеме космоса (в окружении вод плоская Земля и шатер из звезд). Геоцентрическая модель Птолемея (90-160) также служила удобным онтологическим базисом религиозного учения о привилегированном положении Земли как избранной Богом арене борьбы божественных и дьявольских сил за человеческие души. История Земли есть история мира.

Наиболее выдающиеся мыслители Средневековья. Августин Блаженный (354-430) сформировал первую религиозную доктрину (вера – атрибут воли, а не разума и тем сильнее, чем сильнее недоказуемость ее догматов) в виде сплава идей христианства с античным неоплатонизмом (верь, чтобы понимать). Он наполнил религию философским содержанием. Августинизм был направлен против естественнонаучных исследований (познание материального мира не приносит пользы, а отнимает время от познания Бога и души).

Крупнейшие арабские философы: Авиценна (Ибн-Сина, 980-1037), которого называли вторым учителем после Аристотеля (384-322); создатель учения о двойственности истины (независимости религии и философии) Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126-1198). Они оказали влияние на западную философию благодаря сохранению и распространению философии Аристотеля, запрещенную церковью.

С XII века философия и богословие начинают разделяться.

Фома Аквинский (1225-1274) на основе принципа двойственности истины рационализировал религиозное мировоззрение, вынужденно реформировав его с позиции аристотелизма. Но он лишил философию Аристотеля (384-322) элементов материализма и сохранил примат веры над разумом (рациональное знание не должно противоречить догматам веры).

Философия эпохи Возрождения (XV-XVI). Эпоха секуляризации — освобождения от безраздельного господства церкви в общественной жизни. Девиз эпохи: человек свободен и равен Богу. Процесс проходил под знаком возрождения античной культуры.

Сущность новой философии – пантеизм(тенденция к отождествлению Бога и природы) и гуманизм. Схематично мировоззрение эпохи: Бог и человек едины, так как природа и есть Бог, а человек – венец ее творения. Не противопоставление духовного и природного в человеке, а их гармоничное единство. Что человеку присуще от природы – менее всего заслуживает осуждения. Смысл жизни не в ожидании страшного суда, а в совершенствовании человеком себя как личности. Человек подобен Богу – он способен познать законы, раскрывающие тайны божественных творений. Человек достоин счастья, которое возможно и в земной жизни.

Новая, протестантская религия сыграла большую роль в развитии современной цивилизации. Положение «успешная трудовая деятельность – доказательство богоизбранности человека» стало одним из факторов становления капиталистических отношений.

Выдающиеся мыслители: Николай Кузанский (1401-1464) – создатель пантеистического учения о бесконечности Бога и природы; Николай Коперник (1473-1543) – основоположник научной астрономии, создатель гелиоцентрической картины мира; Джордано Бруно (1548-1600) – создатель пантеистического учения о множестве разумных миров во Вселенной.

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.). Эпоха торжества научного мировоззрения над религиозным, веры в возможность господства человека над природой на основе познания ее законов. Деизм является характерной чертой философии Нового времени. Это принцип, согласно которому Бог является причиной мира, но не вмешивается в его дальнейшее существование. По утверждению некоторых философов законы природы Богу неподвластны.

Типичные представления. Природа подчиняется естественным законам, является механической системой. Познать природу – познать замысел Бога. Задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Человек может столько, сколько знает. Девиз эпохи: «Знание – сила» (Ф.Бэкон, 1561-1626). Д.Локк (1632-1704) разработал теоретические основы демократического государства — принцип разделения властей и идею естественных прав человека: жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами человека.

Выдающиеся философы: основоположник научного материализма и эмпиризма – Ф.Бэкон, научного рационализма – Р.Декарт (1596-1650), принципов демократии – Д.Локк (1632-1704), учения о субстанции – Б.Спиноза (1632-1677), вершина метафизического материализма – П.Гольбах (1723-1789).

Основателями классической науки являются Галилео Галилей (1564-1642) – основоположник экспериментального метода познания и Исаак Ньютон (1643-1727) – создатель классической механики (1687).

Немецкая классическая (лат. образцовый) философия (вторая половина XVIII-первая половина XIX вв). Здесь ярко выражены принципы классической философии, происходит окончательное разделение материализма и идеализма, отказ от механистического мировоззрения, разработка гносеологии и диалектики.

Основные представители: основоположник агностицизма И.Кант (1724-1804), основоположник диалектики Г.Гегель (1770-1831), критик религии и идеализма Л.Фейербах (1804-1872). Бог есть абстракция сущности человека (Фейербах).

Постклассическая философия (вторая половина XIX-XX вв.). Период разочарования классической философией, ее спекулятивным, оторванным от действительности характером. Достижения классической философии либо уточняются (рациональные философские системы), либо отвергаются (иррациональные системы). Скептицизм, плюрализм, иррационализм, склонность к мистике и религии являются характерными чертами философии неклассической направленности: философы не познают мир, а конструируют собственные представления.

Новые направления западной философии акцентируют внимание на иррациональных факторах познания – воле и интуиции, принижая значение логики и мышления.

Типичные представления иррационалистической философии: бытие сложнее научных представлений, разум не характеризует сущность человека, жизнь бессмысленна, истина – вид заблуждения.

Традиции рационализма классической философии продолжили неокантианство, неогегельянство, позитивизм и диалектический материализм. Диалектический материализм вышел за рамки классического рационализма, связав философию с наукой и социальной действительностью. К.Маркс (1818-1883) впервые ввел материализм в социальную философию и практику в теорию познания.

Философия К.Маркса и Ф.Энгельса (1820-1895) является вершиной европейской мысли. Она преодолела рамки европейской философии, стала принадлежностью мировой культуры. По своему влиянию на человечество она сравнима с мировыми религиями. Такого распространения в массах не знает ни одна философия.

Знаковые философы-иррационалисты, разрабатывавшие идею несовершенства человека и разума. Ф.Ницше (1844-1900) создавал учение о лживости морали и религии, фальшивости науки (фактов нет, есть интерпретации) и философии. З.Фрейд (1856-1939) создал учение о бессознательном как источнике сознания и культуры. М.Хайдеггер (1889-1976) развивал мысль об утрате современным человеком смысла бытия и собственного существования (смысл бытия – в языке). Основоположник постмодернизма Ж.Лиотар (р.1924) разрабатывал учение о мифологической сущности человеческой культуры.

Русская философия (XI-первая половина XX). Зрелости достигла во второй половине XIX века. Для нее характерна концепция, обозначаемая как «русский космизм», в основе которой лежит идея неразрывной связи судьбы человечества и Космоса. В ней выделяют естественно-научное (К.Циолковский, 1857-1935; В.Вернадский, 1863-1945; А.Чижевский, 1897-1964; и др.) и религиозно-философское (Н.Федоров, 1828-1903; В.Соловьев, 1853-1900; П.Флоренский, 1882-1937; и др.) направления.

Основные представители. К.Циолковский (1857-1935) – один из основателей космонавтики (теории ракет). В.Вернадский (1863-1945) – создатель учения о биосфере и ноосфере, а также геохимии, биогеохимии, радиологии. Научная заслуга А.Чижевского (1897-1964) – открытие влияния солнечной активности на биосферу и общество. Н.Федоров (1828-1903) – создатель утопической системы воскрешения человечества. В.Соловьев (1853-1900) – создатель религиозно-философской системы «всеединства» религии, философии и науки.

Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 4469;

Современная западная философия

1. Классика и постклассика: две эпохи в развитии европейской философии

2. Иррационализм и философия жизни

3. Позитивистская традиция в философии

4. Психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм)

5. Экзистенциализм

6. Современная западная религиозная философия

7. Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм

8. Феноменология. Герменевтика

Список использованных источников

1. Классика и постклассика: две эпохи в развитии европейской философии

Современная западная философия представляет собой весьма сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий в себе множество различных школ, направлений, концепций, которые отражают противоречивую динамику философского сознания на протяжении последней трети XIX – XX в.

В развитии европейской философии можно выделить две эпохи: классику (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассику (развитие европейской философии с середины XIX в. до настоящего момента). Под классической философией подразумевается европейская философская традиция от греков до Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и понимание сущности и задач философии.

Классическая философия отличалась: приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка. Становление и развитие постклассической западной философии было связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками их радикального переосмысления.

Постклассическая философия критически оценивает претензии разума, интенсифицирует интерес к человеку-в-мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.

В рамках постклассической философии выделяют следующие типы философствования:

— сциентистский (позитивистская традиция),

— иррационалистический («философия жизни», экзистенциализм),

— умозрительно-метафизический (религиозная философия),

— смешанный (психоанализ, феноменология, герменевтика, структурализм, постструктурализм, постмодернизм).

Во вт. пол. XIX в. возникает иррационализм как новое философское направление, фундаментальные основы которого закладываются в творчестве С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Их идеи впоследствии будут неоднократно востребованы в различных направлениях философии XX в.

2. Иррационализм и философия жизни

Фундаментальные основы западноевропейской философии иррационализм заложили Серен Кьеркегор (1813-1855), Артур Шопенгауэр (1788-1860) и Фридрих Ницше (1813-1900).

Датский философ Кьеркегор – предтеча экзистенциализма, основные работы «Или-или», «Страх и трепет». С точки зрения Кьеркегора вся рационалистическая философия была учением об отвлеченных всеобщих сущностях, она игнорировала существование (экзистенцию) – единственную действительность. Существование есть субъективность, индивидуальность, означает чувствовать, переживать, страдать, стремиться к чему-то. «Встреча» человека со своей субъективностью возможна в критические моменты жизни, когда возникает необходимость в акте выбора. Цель жизни человека – в его стремлении к спасению в трудностях, риске и выборе собственного существования. Решая проблему человеческого спасения, Кьеркегор выделяет три уровня существования, три стадии жизни: эстетическую, этическую и религиозную.

На эстетической стадии (символ Дон Жуан) человек обращен к внешнему миру, погружен в чувства и стремится к достижению наслаждения (гедонизм). Скука и разочарование приводят к отчаянию, к необходимости порвать с эстетическим образом жизни.

На этической стадии (символ Сократ) человек отказывается от игры чувств и добровольно подчиняет себя нравственному закону. Распутству эстетика противопоставляется законный брак. Этик выполняет внутренний долг по отношению к себе и другим людям. Решающую роль здесь играет выбор, определяющий судьбу и жизненный путь человека. В акте выбора человек становится личностью, обретает свободу. Однако на этой стадии человек еще не полностью реализует свои возможности, отчаяние продолжает углубляться.

На религиозной стадии (символ библейский герой Авраам) человек осознает значимость своей личности, принимает страдание как принцип индивидуального бытия и обращается к Богу, подлинному существованию. Эта стадия подчеркивает: индивидуальное существование выше общего, поэтому общее правило нравственности не всегда может быть обязательным для меня. Истина субъективна, ее критерий – искренность и страстность, с которой человек верит в нее и готов пойти на любые жертвы.

Переход от одной стадии к другой совершается через кризис отчаяния, через страх, отказ от разума. Страх как огонь пожирает все иллюзии, оставляет нас наедине с собой и пробуждает в нас новые возможности. Отказавшись от разума, человек находит свое спасение в вере.

Немецкий философ Шопенгауэр является идейным предшественником «философии жизни». Основная работа «Мир как воля и представление». По Шопенгауэру, мир не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, есть только воля. Волю надо понимать широко – как порыв, существующий в природе и в обществе. Эта воля слепа, она не имеет разумной цели, она иррациональна. Сама воля беспричинна, однако порождает все явления и процессы в мире.

Воля есть «воля к жизни». На человеческом уровне она выступает в виде страстей: властолюбие, мстительность, любовь полов и т.д.

Воля как воля к жизни есть вечное стремление, не находящее окончательного удовлетворения. Отсюда всякая жизнь есть страдание. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир – это скорбь. Человек имеет три блага: здоровье, молодость и свободу, однако он осознает это лишь тогда, когда их теряет.

Если человеку на время удается избавиться от страдания, им овладевает скука. Страдание, скорбь и скука – неизменные спутники человека. Поэтому существующий мир Шопенгауэр называет наихудшим из возможных, а свое учение – пессимизмом.

Человек может избавиться от страданий, только искоренив в себе «волю к жизни». Здесь Шопенгауэр ссылается на индийскую философию, зовущую к отрицанию мира, к нирване. Вместе с жизнью тела исчезает и мир, жизнь человека превращается в ничто.

Основные идеи Шопенгауэра получили дальнейшее развитие в «философии жизни» – направлении неклассической философии, сложившемся в к. XIX– нач. XX вв. Его представители – Ф. Ницше, А. Бергсон и др.

Центральным понятием является «жизнь» как целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Пытаться понять жизнь разумом бесполезно. Основные работы Ницше: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла».

Исходный пункт философии Ницше – признание того, что современная ему Европа движется к катастрофе, к упадку. Признаками упадка являются: духовный вакуум, утрата веры в почитаемые ценности, нигилизм, пессимизм. Ницше пытается преодолеть эти симптомы и создать новое, оптимистическое учение. Он призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов моралью господ в христианско-гуманистическом смысле. Первая исповедует смирение, сострадание, терпение, ненасилие. Вторая несет искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие.

Рационализму Ницше противопоставил чувства и инстинкты, обеспечивающие «волю к власти». Он полагал, что разум ничтожен, логика абсурдна, они противоречат динамике жизни. В истории нет цели и прогресса, а есть вечная борьба сильных и слабых. Современная культура находится в кризисе из-за преобладания в ней рационального начала над жизнью, инстинктами, свободой. Ницше за дионисийское начало в человеке, его мощь, силу, способность к выживанию.

Согласно Ницше, всему живому присуща тяга к самоутверждению – «воля к власти». Человек – высокомерное насекомое, вместе с тем он – проявление «воли к власти», воплощенной в жизни, поэтому не так уж глубока пропасть, отделяющая его от животного.

В своем стремлении выделиться, отойти от животного начала человек впадает в состояние болезненного бытия, заблуждения (истина, мораль, религия).

Идеалом Ницше становится прообраз освобожденного человека. Это сильный человек, ценность жизни которого совпадает с максимальным уровнем «воли к власти». Это «сверхчеловек» – человек по ту сторону добра и зла, это новая порода людей, отрезвленных нигилизмом, отвергших иллюзии относительно будущего счастья, победы добра и справедливости. Человек должен научиться жить в бессмысленном мире иллюзий, постоянно увеличивая свою силу и власть над миром.

Иррационалистические тенденции проявлялись в «философии жизни» А. Бергсона (1859-1941, соч.: «Творческая эволюция»), который жизнь отождествлял с целостностью, непрерывностью, порывом, потоком, где порождается и сохраняется неповторимое в природе. Материя, оказывая «сопротивление», подчиняется жизни, благодаря чему эволюция мира, природы становится «творческой эволюцией». В результате мир непрерывно развивается и рождает новые формы. В концепции Бергсона дается мировоззренческое обоснование активной социальной позиции личности, многомерности человека, актуальности идеи единого мира.

3. Позитивистская традиция в философии

С возрастанием роли науки в жизни общества в сер. XIX в. зародилось новое философское течение – позитивизм. Его основателями являются фр.

Философ Огюст Конт (1798-1857) и англ. философы Дж. Милль (1806-1873) и Г. Спенсер (1820-1903). Это был позитивизм «первой волны».

Современная западная философия

Рубеж XIX—XX вв. — важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой новейший современный этап ее сложной и противоречивой истории. Философию XX в. можно назвать постклассической, так как она отличается от «классического» этапа своего развития. XX в. — это век величайших потрясений в жизни человечества (мировых войн, революций), когда перед всеми людьми планеты встал реально вопрос о самом существовании земной цивилизации. Научно-техническая революция сделала отношения человека к природному миру и к собственному миру культуры значительно более сложными, чем в прошлые времена, более опосредованными. Диалог «философии человека» и «философии науки» в наше время по сути только начинается. В этом диалоге родились и рождаются новые направления философского знания. Укажем на некоторые из них.

Неопозитивизм (логический позитивизм) — современная форма позитивизма, общекультурные и гносеологические корни которого уходят в XIX столетие, когда были сформулированы и разработаны основные принципы и положения классического позитивизма: признание достоверным только физически-опытного знания и отказ научного исследователя от «ненаучного», «метафизического» объяснения (т. е. мировоззренческих и философских проблем) как теоретически и практически невозможных. Понимая философию как род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков, логические позитивисты добились определенных результатов в выяснении роли знаково-символических средств в научном познании, в возможности математизации знания, соотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки. Идеальным средством решения этих задач неопозитивисты считают аппарат математической логики.


Постпозитивизм возник и сложился в середине XX в. на базе критики и самокритики неопозитивизма. Отграничение научного знания от ненаучного представители постпозитивизма видят в том, что научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта. С этой точки зрения любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

Психоанализ — направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу-психиатру 3. Фрейду (1856—1939). В основе направления лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» все запрещенные культурой влечения и страхи, что порождает постоянные неврозы и психические расстройства человека. Но бессознательное может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного.

Феноменология — направление, современный вид которому придал немецкий философ Гуссерль (1859—1938). Феноменология, по его мнению, — дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания. Выполнить их феноменология может только будучи строгой наукой. Это значит, что она должна выделить чистое, т. е. допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности. Только таким путем можно прийти к пониманию сущности сознания вообще, основная характеристика которого — «интенциональность», т. е. его направленность на тот или иной предмет. Источником всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир). Переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности получил у феноменологов наименование «феноменологической редукции», т. е. переориентировки внимания ученого с предмета на то, каким образом указанные предметы даны нашему сознанию. Таким путем, считает феноменология, открывается возможность исследования многообразных видов человеческого опыта.

Экзистенциализм — направление, признающее единственной подлинной реальностью бытие человеческой личности. Общим положением экзистенциализма является утверждение о первичности человеческого существования по отношению к социальной сущности индивида. И это потому, что человек сам определяет свою сущность. Он стремится к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь. Но в обыденной жизни человек не осознает бессмысленности мира и стремится быть «как все», избегая свободы и ответственности. Этим, однако, отличается обыденный человек от подлинного, принимающего на себя всю ответственность за свой выбор и свои решения. Современный экзистенциализм (преимущественно немецкий и французский) сформировался под влиянием идей датского философа Кьеркегора, философии жизни и феноменологии. Предтечей экзистенциализма были русские философы Н. Бердяев и Л. Шестов.

Структурализм и постструктурализм — общее название для ряда направлений в современном философском и гуманитарном знании, связанное с поиском логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры. Предпосылки структурализма можно проследить даже в античности (пифагорейцы, неоплатоники), но в современную философию идеи структурализма пришли из специальных областей знания (лингвистики, литературоведения, этнографии). Свою основную задачу структурализм видит в поисках устойчивых логических структур, т. е. устойчивых связей объектов. Структурализм добился значительных успехов в выявлении глубинных структур культуры. Вместе с тем он явился противником гуманистических представлений о центральной роли человека и его свободы, что объективно дегуманизирует обществознание. Продолжением, но и самокритикой структурализма стал постструктурализм, признавший невозможность редукции субъекта к структурам, что в значительной степени означало возвращение к человеку как субъекту.

Философская герменевтика — первоначально (с античных времен) это слово означало искусство истолкования текстов. С XX в. (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Анкер и др.) этим словом обозначается философское учение о понимании и постижении смысла («сути дела») феноменов духовной культуры. Так, для Гадамера понимание — способ существования познающего, действующего и оценивающего человека, универсальный способ освоения человеком мира в «опыте жизни», в «опыте истории» и «опыте искусства».

Философская антропология ставит перед собой задачу осмысления проблем человеческой природы и основных модусов человеческого бытия. Противоречивая сущность человека заключается в том, что он и погружен в мир, и возвышается над ним, что дает возможность ему взглянуть на мир и с точки зрения мгновения, с точки зрения вечности. Уникальность человека как космического существа, способного к самосознанию, требует изучать его и как объект, и как субъект своей жизни. Философская антропология выступила против биологизаторских концепций сущности человека, подчеркивая духовные и творческие основы человека и общества.

Русская философия

Русская философия — сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее уходят вглубь российской (шире — славянской) истории. Но предпосылки (сюда мы отнесем прежде всего историческое сознание и самосознание народа) еще не есть само явление. Они лишь подготавливают рождение и развитие его.

Философия же в ее подлинном смысле слова возникает в России в XIX в. Даже XVIII в. (век М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева) в значительной мере еще подготовительный, потому что русская мысль до Чаадаева и славянофилов во многом еще лишь следовала за мыслью европейской, еще искала свою тему, свою тональность, свой голос выражения. В классическом, золотом для России XIX в., русская философия не только училась у Запада, но и учила его. Страна Ф. М.

Достоевского, Л. Н. Толстого и Вл. Соловьева становилась поистине духовным лидером человечества.

Русская философская классика XIX в., как и русская классическая литература, несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку. Русская философия выступила как философия Предупреждения. Ее лейтмотив — нравственное вето на любой социальный проект, на любой «прогресс», если только они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. Для русской философии характерен отказ от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обоснования прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин. Истина постигается, по учению русских философов, не чисто рациональным, рассудочным актом, а цельной жизнью духа, «полнотой жизни» (Н. А. Бердяев).

Полнота жизни — это и есть краеугольный камень вершинного завоевания русской философской мысли — идеи, или учения, всеединства. Русская философия — душа русского народа, со своими идеалами и ценностями, очень далекими от прагматизма и утилитаризма западной культуры. Философскую установку Запада четко выразил Спиноза: не плакать, не смеяться, а понимать! В полную противоположность такому крайнему рационализму русская философия (русская духовность) утверждала — устами старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского — невозможность постижения Истины без любви: высшие откровения духа даются лишь любящему сердцу. И это не чувственная любовь (как у Фейербаха). Это духовная любовь — именно она отличает человека от всех живых тварей земли. Именно она придает нашему сознанию цельность и полноту.

Классическая русская философия, как и классическая русская литература, антибурлсуазна. «Близорукость» и «утопизм» тех, кто искал альтернативу капитализму, были в то же время дальновидным провидением более глубокой исторической сущности: антигуманного, безнравственного, антиэстетического, а потому по необходимости и «неистинного» преходящего характера западноевропейского, т. е. буржуазного, типа развития. Отстав от российской действительности, русская философия намного ее опередила. В программе Всеединства и цельного знания был прочерчен путь, которой мог и должен был пересечься с основной магистралью европейской мысли, но не слиться с ней, а сохранить свой голос в этом дуэте. Это был голос Любви и Добра, не заглушающий, но и не заглушаемый западным голосом — Воли и Разума.

Русская философия — целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей достигалось в сложной, напряженной борьбе различных школ и направлений мысли. В философских спорах нередко каждая сторона была по-своему права, а истина рождалась в сопряжении, синтезе противоположных мнений.

Рассмотрим в этом ключе основные исторические этапы развития русской философии двух последних столетий:

1. Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством (40—50-е гг. XIX в.). Основатели этого течения А. С. Хомяков (1804—1860) и И. В. Киреевский (1806—1856) открыто противопоставляли свой способ философствования, предполагающий единство ума, воли и чувства, западному, односторонне-рационалистическому. Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический (диалектический) идеализм Канта и Гегеля.

2. Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали в спорах с ними западники (40—60-е гг. XIX в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тот же этап развития, что и Запад. Среди западников были как либералы-реформаторы (П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Основоположником западничества следует признать замечательного русского мыслителя П. Я. Чаадаева (1794—1856).

3. Народничество (60—80-е гг. XIX в.). Это направление в России выросло из учения А. И. Герцена о «русском», т. е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался как реакционное, попятное движение. К народничеству близко стоял русский анархизм (М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой, П. А. Кропоткин).

4. Философия всеединства (70-е гг. XIX в.—30-е гг. XX в.). Корни этого философского учения уходят вглубь веков — к античности и Возрождению. В русской духовности идея всеединства была возрождена и развита Вл. Соловьевым (1853—1900). Всеединство (универсальная связь мира) доступно раскрывает себя лишь «цельному знанию», органически сочетающему в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевающему на этом основе односторонность как рационализма, так и иррационализма. Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками С. Л. Франком, П. А. Флоренским, Л. П. Карсавиным.

5. Русская религиозная философия конца XIX — начала XX в. На этом рубеже (в так называемый серебряный век русской культуры) творческий подъем охватил религию, философию, искусство. Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Одним из идеологов религиозного обновленчества был оригинальный русский мыслитель В. В. Розанов (1856—1919). Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л. И. Шестову (1866—1938), непримиримому критику европейского рационализма. К данному направлению относится многогранное творчество А. И. Ильина (1883—1954) — философа, правоведа, литературного критика.

6. Русский марксизм (с 1883 г. — со времени начала марксистского революционного движения в России). Основатели его — Г. В. Плеханов (1856—1918) и В. И. Ленин (1870—1924).

Как теоретик марксизма, Плеханов основополагающее значение придавал материалистическому пониманию истории, справедливо связывая с ним научный характер марксистской социологи. В отличие от Плеханова Ленин не удовлетворялся объективно-научным осмыслением действительности. Для него высшим актом социального творчества являлась социально-политическая революция.

В начале XX века особую группу внутри русского марксизма образовали идеологи так называемого «легального марксизма»: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве. Они сочувствовали процессу капитализации России, но решительно отмежевали себя от сторонников насильственной революции и классовой диктатуры.

7. Философия в советской и постсоветской России. В это время (с 1917 года по 1991-й) официально идеологией в СССР был провозглашен марксизм-ленинизм. Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса в России творили, работали выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность — А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Г. Г. Шпет, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, К. Мамардашвили и др.

Мировое значение русской философской мысли XX в. еще подлежит изучению и исследованию.

Литература

1. Вольф Р. П. О философии. М., 1996.

2. Гилъдербранд Д. фон. Что такое философия? СПб., 1997.

3. Зенъковский В. В. История русской философии: В 2 т., Л., 1991.

4. История философии: Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 2001.

5. История философии: Запад — Россия — Восток: В 4 кн. М., 1997—2000.

6. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

7. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. Ч. 1. М., 1991. Разд. 1.

8. Ойзерман Т. И. Философия как история философии. СПб., 1999.

9. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2002. Разд. 1.

10. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М., 1993.

11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., 1994—1997.

12. Философия. 3-е изд., перераб. и дополн. Ростов-на-Дону, 2002. Гл. 1—2.

13. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону, 1997.

Добавить комментарий

Закрыть меню