Занятия с детьми зпр

Содержание

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

для учащихся 2 специального /коррекционного/ класса VII вида
для детей с задержкой психического развития

ТЕМА:»Ориентирование во времени: время года «Зима».
Признаки времени года»

ЦЕЛЬ: Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-развивающие:

  • Коррекция зрительного и слухового гнозиса.
  • Коррекция мыслительных процессов.
  • Коррекция мелкой моторики рук.
  • Развитие произвольности психических процессов.

Образовательные

  • Продолжить обучение четырёхфазному дыханию: вдох-задержка-выдох-задержка.
  • Развить навык ориентирования на листе бумаги и в пространстве.
  • Закрепить и углубить знания о Зиме.
  • Повторить упражнения с массажным и гладкими мячами.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:

  • Наглядный раздаточный материал по теме.
  • Плакаты по теме «Зима»
  • Карточки для упражнений
  • Листы для выполнения графического задания, карандаши, ручки

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Компьютер(ноутбук), мультимедийное оборудование, колонки
  • Диски с релаксационной музыкой
  • Доска
  • Столы, стулья

Дата проведения: 23 декабря 2009 года

Время проведения: 12.00 — 12.40

Место проведения: методический кабинет

Средства коррекции: игры, упражнения, графическая работа под диктовку, поисковая деятельность, просмотр презентации и т.д.

Форма коррекции: групповая работа, работа в микрогруппах.

Материалы: раздаточный наглядный дидактический материал, листы бумаги, карандаши, ручки, мячи — массажный и гладкий, карандаши, нитки.

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, экран, колонки, диски с релаксационной музыкой, столы, стулья.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова встретились на занятии.
1. Приветствие.

Настрой на работу.
Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите ручки сидящим рядом с вами одноклассникам. — А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу?

(Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие)

2. Введение в тему занятия.
В начале занятия я хочу загадать вам загадку. Отгадайте, о каком времени года идёт речь:

Дел у меня немало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки одеваю,
Белю дома, поля
Зовут меня …
(ЗИМА)

3. Работа по теме.
Сегодня мы поговорим с вами о зиме. По каким признакам можно определить, что пришла зима? (Дети отвечают на вопросы)
Зима — это новый год, подарки и дед мороз, чтобы получить подарки надо написать письмо деду Морозу.
Давайте посмотрим небольшой фрагмент о зиме. Смотрите внимательно и в конце постарайтесь ответить на мой вопрос.(Презентацию о Зиме можно найти на сайте в разделе Презентации)
После просмотра вопрос:Какие признаки вы не назвали???Загадки:

  • Гуляю в поле, летаю на воле,
    Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
    Вдоль села пробегаю,
    Сугробы наметаю. (метель)
  • Покружилась звездочка
    В воздухе немножко,
    Села и растаяла
    На моей ладошке. (снежинка)
  • Я снежная, я белая,
    Меня ребята сделали,
    Днем они всегда со мной,
    Вечером идут домой.
    Ну, а ночью под луной
    Очень грустно мне одной. (снежная баба)
  • Невидимкой, осторожно
    Он является ко мне,
    И рисует, как художник,
    Он узоры на окне. (мороз)

Игра с мячом «Бывает, не бывает зимой…»:(Авт. Иванова Е. М.)

Цели:расширение кругозора, повторение признаков Зимы, развитие произвольности психических процессов.
Учащиеся сидят в кругу. Ведущий называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или не правильно:

  • Солнце светит ярко, греет сильно,
  • Снег падает большими хлопьями,
  • Дети одевают шапки, валенки, куртки и пальто,
  • Зайчик серый прыгает по снегу,
  • Дети ходят в туфлях по снегу,
  • Белка собирает шишки и орехи,
  • Летают ласточки, соловьи,
  • Медведь спит в берлоге
  • Дети строят кормушки для птиц
  • На деревьях распускаются почки
  • Распускаются подснежники
  • Дни короткие, солнце светит мало
  • Приходит Новый год
  • Метёт метель, сильные ветры
  • Льёт сильный дождь
  • Температура ниже 00

Упражнение «Сжимание, разжимание ладоней».

Цели: развитие динамического праксиса рук, подготовка к выполнению упражнений с массажным и гладким мячами.
Сначала одновременно, затем поочерёдно учащиеся выполняют сжимание и разжимание ладоней.

Упражнения с массажным мячом:

Упражнение «ЛЕПИМ СНЕЖКИ»(Авт. Иванова Е. М.)

Цели: коррекция мелкой моторики рук, произвольности внимания, умения контролировать свои движения.
Гладкий мяч перекладываем с руки на руку, изображая «лепку снежка». Каждый ребёнок по кругу выполняет упражнение. При перекатывании «снежка» каждый производит прямой и обратный счёт от одного до пяти.

Упражнение «ПОДКИДЫВАЕМ СНЕЖКИ ВВЕРХ»(Авт. Иванова Е. М.)

Цели: коррекция моторики рук, координации движений, развитие произвольности внимания, ловкости.
Упражнение выполняется массажным мячом. Подкидываем мячик вверх и прежде чем поймать, нужно хлопнуть столько раз, сколько получается (от 1 и до…)

Упражнение «РАСТИРАЕМ СНЕЖКОМ РУЧКИ»(Авт. Иванова Е. М.)

Кладем мяч на одну ладонь и выполняем вращательные движения. Затем, то же самое другой рукой.

Психолог: А сейчас сядем все за стол и выполним графический диктант.

Упражнение «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Цели: развитие умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться в пространстве.

Дети чертят сами от руки квадрат 10х10 клеток на листе в клетку или тетради для работ(Сначала им трудно прорисовывать табличку, но постепенно навык улучшается. Затем по горизонтали надо прорисовать буквы алфавита, начиная с А (Ё не включаем), а по вертикали цифры от 1 до 10.Психолог диктует координаты, а дети на поле квадрата рисуют крестики.

Координаты для данной работы следующие: А8, Б6, Б8, В4, В6, В8, Г2, Г4, Г6, Г8, Д1, Д2, Д3, Д4, Д5, Д6, Д7, Д8, Д9, Е2, Е4, Е6, Е8, Ж4, Ж6, Ж8, З6, З8, И8.

«Ёлочка»

Х
Х Х Х
Х
Х Х Х Х Х
Х
Х Х Х Х Х Х Х
Х
Х Х Х Х Х Х Х Х Х
Х

Графический диктант выполняется по принципу игры в «Морской бой». Психолог диктует координаты, дети заносят в тетрадки. У учащихся начальных классов, имеющих интеллектуальные нарушения не всегда получается игра, но зато они хорошо и с большим интересом выполняют данное упражнение. Особый интерес вызывает угадывание того, что же получилось? (Елочка)

Упражнение «Самомассаж век».

Цели: улучшение кровоснабжения в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Перед глазодвигательными упражнениями проводится самомассаж век руками. На несколько секунд зажмурить глаза, а затем широко их открыть. Упражнение выполняется 3-4 раза.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

(Электронный вариант)

Хорошие варианты электронных зрительных гимнастик для глаз вы можете взять на сайтах:

Психолог: Хорошо зимой, ребята! Отгадайте одну загадку:
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь, вода в руке! (Снежинки)
Ваши глазки немного отдохнули, теперь необходимо внимательно посмотреть вокруг и выполнить такое задание:

Упражнение «НАЙДИ СНЕЖИНКУ»

Цели: развитие навыков ориентирования в пространстве.
Работа в парах (делимся по цвету): Снежинки, разложенные в кабинете, надо собрать по 4 шт. разного размера и разного цвета. Разложить на столе.
(Звучит спокойная музыка. Учащиеся выполняют задание)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Дуем на снежинку».

Цель: улучшение ритмированности организма, оптимизация кровообращения, вентиляция всех участков лёгких, развивает самоконтроль и произвольность.
На палочке, прикреплённые ниточкой перед каждым ребёнком висят сделанные из плотной бумаги небольшие снежинки. Каждый ребёнок дует на снежинку. Вдыхая полной грудью воздух, задерживая его внутри, затем выдыхая сильной струёй.

Упражнение «РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО».

Работа по одному. Каждый ребенок находит 2 карточки с признаками и предметами, относящимися к Зиме. Выкладывает свои карточки на доске и обосновывает свой выбор.

Заключение.

Подведение итогов. Что запомнилось на занятии. Что нового узнали.

Иванова Елена Михайловна
Педагог — психолог
г. Чебоксары

Коррекционно-развивающая работа детей с задержкой психического развития в процессе занятий физической культурой

Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических уп­ражнений в процессе обучения, воспитания и развития детей. Занятия физическими упражнениями основаны на одной из глав­ных потребностей человека — влечении его к движениям (кинезо­филии). Широкие возможности использования физических упраж­нений определяются ведущим значением локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности человека. Необходимым условием нор­мального функционирования и совершенствования всех важней­ших систем организма, в том числе внутренних органов, является моторная активность.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у ко­торого нет двигательных недостатков, — это способ активного раз­вития, то для аномального ребенка физическая культура является еще и одним из основных средств устранения отклоне­ний в двигательной системе. Поэтому привлечение таких детей к активным занятиям физической культурой должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспита­тельной работы (приложение №4,5,6,7). Положительными особенно­стями применения физических упражнений являются:

— универсальность (в организме нет ни одного органа, который не реагировал бы на движение);

— отсутствие отрицательного побочного действия (при исполь­зовании оптимальных физических нагрузок);

— возможность длительного применения, которое не имеет ог­раничений, переходя из лечебного и профилактического в обще­оздоровительное и тренировочное.

Своевременное использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развива­ется его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, та­ких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок ов­ладевает двигательными умениями и навыками, развивается ко­ординация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствова­ние движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюс­ти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?

Инаоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помога­ет себе, непроизвольно высовывая язык? Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человече­ства, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; осо­бенно велика здесь была роль руки … развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артику­ляция слогов; все последующее совершенствование речевых ре­акций стоит в прямой зависимости от степени тренировки дви­жений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматри­вать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координированными движениями рук, упражнения, позволяющие успокаивать заикаю­щихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмо­циональное напряжение – необходимые звенья в общей системе коррекционного обучения.

Фундаментальными экспериментальными исследованиями было доказано, что при использовании оптимальной системы физических упражнений, нарушенные движения при поражении коры головного мозга, могут успешно корригироваться.Рациональная система двига­тельных упражнений разрушает прежние и вырабатывает новые мо­торные формы, в которых будут реализованы новые отношения к окружающему, облегчая, таким образом, процесс их формирования.

Учитывая особенности взаимосвязей между двигательными и психомоторными способностями детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, была разработана коррекционно-развивающая работа. Данная коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, составляет целую систему (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, лечебная физическая культура, праздник и т.д.), целью которой является обеспечение эффективного и более полного развития двигательных и психических способностей таких детей.

Отличительная особенность в том, что в процессе проведения физкультурных занятий с детьми экспериментальной группы мы придерживались следующих положений, которые определяли направленность и особенность методики:

— использование большого количества методических приемов, стимулирующих познавательную активность детей;

— применение по мере освоения движений, упражнений, создающих условия для усложнения двигательной деятельности;

— повышение умственной активности детей, что создавалось включением игровых проблемных ситуаций, требующих решения посредством активизации соответствующих анализаторов.

Содержание данной работы обеспечивает решение взаимосвязанных задач:

— укрепление здоровья и повышение работоспособности детей, имеющих отклонения в развитии;

— повышение интереса детей дошкольного возраста с ЗПР к физкультурным занятиям;

— обучение основным двигательным навыкам и умениям;

— развивать двигательные качества (гибкость, ловкость, координацию, скоростно-силовые качества);

— повышение социальной адаптации к меняющимся условиям.

Средства физического воспитания, используемые нами в коррекционно-развивающей работе:

— утренняя гимнастика;

— основные движения (равновесие, прыжки, метание, лазание);

— комплекс общеразвивающих упражнений, строевые упражнения;

— степаэробика, фитбол;

— подвижные игры.

Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю, утренняя гимнастика каждый день, ЛФК.

Основная характеристика коррекционно-развивающей работы:

— подбор упражнений осуществлялся в соответствии с состоянием здоровья детей в группе, особенностями их физического развития, возрастом, общей физической подготовленностью, индивидуальными особенностями каждого ребенка, их адаптированностью к социальным условиям;

— продолжительность занятия в старшей группе 25 – 30 минут, в подготовительной группе 30 – 35 минут;

— общеразвивающие упражнения, утренняя гимнастика выполняются под музыкальное сопровождение (пианино, фонограмма, баян);

— основная структура занятия: подготовительная, основная и заключительная часть;

— отдых между сложными упражнениями заполняется дыхательной гимнастикой, игрой малой подвижности;

— содержание коррекционно-развивающей работы меняется по мере усвоения детьми материала.

«Релаксационные упражнения для детей с задержкой психического развития»

Статья

Суходулова Светлана Святославна, педагог — психолог, ГБОУ гимназия №1573, город Москва

В раздел дошкольное образование

Текстовая HTML-версия публикации

Релаксационные упражнения для детей с задержкой психического
развития
ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК» Цель: снять напряжение, успокоить детей. Ход игры: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Игру можно повторить 3 раза. ИГРА «КОРАБЛЬ И ВЕТЕР» Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. Ход игры. Учитель: Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер! Игру можно повторить 3 раза. ИГРА «ПОДАРОК ПОД ЕЛКОЙ»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. Ход игры. Педагог: Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь. После игры можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает. ИГРА «ДУДОЧКА» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. Ход игры. Педагог: Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр! Во все перечисленные игры можно проводить в группе, сидя или стоя. ИГРА «ШТАНГА». ВАРИАНТ 1-Й Цель: расслабить мышцы спины. Ход игры. Педагог: Сейчас мы с вами будем спортсменами- тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз. ИГРА «ШТАНГА». ВАРИАНТ 2-Й Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
Ход игры. Педагог: А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы. Игру можно повторить несколько раз. ИГРА «СОСУЛЬКА» Цель: расслабить мышцы рук. Ход игры. Педагог: Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!». ИГРА «ШАТАЙ-БОЛТАЙ» Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. Ход игры. Педагог: Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».
Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» – резко наклоняем корпус тела вниз. ИГРА «ВИНТ» Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. Ход игры.

Педагог: Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп! Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

В раздел дошкольное образование

Для учащихся 4 класса с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Учимся внимательно слушать»

Тарасова Наталья Васильевна

Педагог — психолог

МБОУ Вареновская СОШ Неклиновского района

Ростовской области

Конспект занятия

Этапы урока (занятия, мероприятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результаты

1. Организационный момент.

— Мы за руки возьмёмся, друг – другу улыбнёмся!

Приветствуют учителя и друг друга.

Положительный психоэмоциональный настрой. Формируются личностные УУД (этические нормы поведения)

2. Разминка.

Ритмическое упражнение, отработка слухо – речевых координаций.

Отстучать ритм.

Послушай, запомни и повтори.

  1. /___//,

  2. /__/___/,

Дети поочерёдно отстукивают заданный учителем ритм.

Развивается и корректируется слуховое внимание (познавательное УУД: корректируется концентрация внимания и формируется его произвольность).

3. Вызов

— за каждое правильно выполненное задание вы будете получать по «уму» (жетон). кто больше всех наберет, хотите узнать?

— Сегодня мы с вами будем учиться…(учитель показывает карточку с изображением уха.)

Следующие карточки — глаза, мозг

— Мы будем учиться слушать, внимательно смотреть и запоминать.

Слушают, наблюдают, участвуют в диалоге с учителем:

— Да!

— Слушать.

— Видеть

— Запоминать.

Повышается мотивация к учебной деятельности.

Ученики учатся ставить перед собой цель, учебную задачу, которую необходимо решить на занятии, формируются (познавательные и регулятивные УУД).

4. Основная часть.

Интеллектуальная разминка упражнение «Исключение понятий» Задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

— Молодцы!

Отвечают на вопросы короткими и полными ответами

Используется «мозговой штурм», формируется развитие процессов обобщения и отвлечения, происходит коррекция инертности мышления, формируются речевые коммуникации (коммуникативные УУД)

«Что звучит?»

Инструкция: Послушайте звуки музыкальных инструментов и предметов, которые прозвучат последовательно (по- порядку). Отметьте цифрами на карточках их символы в той последовательности, в какой услышите.

Индивидуальная работа на карточках по инструкции педагога.

Коррекция и развитие слухового внимания, его активизация (познавательное УУД: корректируется концентрация и формируется его произвольность)

Положительная оценка результатов деятельности

формирует уверенность в себе.

«Игра со словами»

— Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напиши слова, которые у тебя получились.

Дети на индивидуальных карточках выполняют задания и дают правильные ответы (рукав, велосипед, ружье, мальчик, логическое, мышление)

Улучшаются внимание (его концентрация и произвольность) Формируются познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), формируются навыки взаимопроверки и самопроверки (регулятивные УУД).

5. Подведение итога.

Учитель, указывая на карточки, показанные в начале занятия, спрашивает:

– Кто, напомнит, что мы сегодня учились делать?

Формулируют выводы, с опорой на карточки:

-Мы учились слушать и запоминать. (Если дети затрудняются, учитель помогает подвести итог).

Формируются регулятивные УУД. Ученики учатся рефлексировать: подводить итог своей деятельности, видеть результат своего труда.

6. Рефлексия.

А, теперь нарисуйте свое настроение в виде смайликов.

— подсчитываются количество «умов»

— Занятие закончено, спасибо за работу. До, свидания.

Дети рисуют смайлики по своему настроению.

Дети: — Спасибо за занятие. — До, свидания.

Положительная (позитивная рефлексия), развиваются личностные УУД (закрепляются навыки соблюдения элементарных этических норм).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнение «Игра со словами» (7)

(развитие произвольного внимания).

Инструкция:

— Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напиши слова, которые у тебя получились.

Р К А В У О С И Л Е П В Д Е У Ж Р Ь Ё К М Ь Ч Л А И

1 3 4 5 2 4 5 6 3 2 7 1 9 8 2 3 1 4 5 7 1 4 5 3 2 6

О Е О Ч С Л Г Е И К Е М Ы И Е Ш Л Н

9 6 2 5 7 1 3 10 4 8 8 1 2 7 5 3 4 6

Упражнение «Исключение понятий».

Развитие процессов обобщения и отвлечения. Учитель предлагает ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

Например:
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2.

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Глубокий, высокий, желтый, низкий, мелкий.
4. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
5. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
6. Молоток, гвоздь, клещи, топор

Методические рекомендации по проведению индивидуальных коррекционных занятий с детьми с задержкой психического развития
Важнейшим принципом работы с детьми с задержкой психического развитияв образовательном процессе является индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств, отобранных с учетом данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка.

Индивидуальный подход к обучению включает не только личный контакт учителя с учеником, но и опосредованное воздействие на ученика через детский коллектив, через семью школьника. Это, как правило, требует длительной систематической работы с учащимися, глубокого знания личности каждого ребенка с задержкой психического развитияи соблюдения всех необходимых требований к нему.

Реализация индивидуального подхода к ребенку с задержкой психического развитияна уроке предполагает частичное временное изменения ближайших задач и отдельных сторон содержания учебной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ребенка с задержкой психического развитиядля обеспечения всестороннего, целостного – как социально-типичного, так и индивидуально-своеобразного – ее развития.

Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, учет его физических и психологических особенностей, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника с задержкой психического развития.

Коррекционно-развивающее сопровождение учащихся с задержкой психического развития направлено на преодоление возникающих у них трудностей включения в общеобразовательный процесс.

Существуют два принципа индивидуализированной модели коррекции задержкой психического развития.

Первый принцип заключается в определении того, полноценны или дефектны нейрофизиологическая организация психики ребенка, функциональное состояние его нервной системы, каков характер микросоциальных условий развития на протяжении раннего школьного возраста, степень адекватности состоянию ребенка педагогического воздействия семьи. Этот принцип обеспечивает возможность дифференцировать детей по степени тяжести нарушения психического развития и в связи с этим определить меру интенсивности и конкретную область педагогического влияния на них адекватными средствами в системе комплексной стимуляции их продвижения. На этом основании выделяются три основных варианта пониженной обучаемости:

  1. пониженная обучаемость у детей является следствием общей педагоги-ческой запущенности (берет начало в дошкольном возрасте).
  2. пониженная обучаемость у детей является следствием неадекватных физическому состоянию нагрузок (соматически ослабленные дети).
  3. пониженная обучаемость вследствие задержки психического развития, вызванной микроорганической недостаточностью мозга.

Данная классификация пониженной обучаемости может служить основой при организации коррекционно-педагогической работы с детьми. Так, если по отношению к детям первого варианта усиленное педагогическое внимание и целенаправленная педагогическая помощь в формировании умственных способностей представляет собой главную задачу, то по отношению к третьему варианту эта задача выступает уже в комплексе с другими, связанными с охраной здоровья детей, созданием адекватного их соматическому и нервному здоровью режима жизни не только в школе, но и в семье.

Второй принцип организации индивидуализированной коррекционной педагогической работы предполагает учет индивидуально-типических особенностей (актуальных и потенциальных) формирования у детей общей способности к учению (пять уровней). Если овладение структурой учебной деятельности на доступном возрасту оптимальном уровне (1 уровень) представляет собой проявление и условие формирования высокого уровня сформированности способности учиться, то уже начиная со второго уровня можно говорить о некоторых негативных особенностях внутренних предпосылок к формированию этой способности у детей во время обучения.

Для детей, показывающих третий, четвертый, пятый уровни ее сформированности, групповые учебные занятия не могут быть развивающими. Для каждого уровня, начиная со второго, определяется конкретная область педагогического воздействия во время обучения. Окончательная «редакция» педагогических средств индивидуального воздействия на детей производится при обязательном накладывании обоих принципов изучения особенностей пониженной обучаемости детей, определяются «обходные» и «прямые» (по терминологии Т.А. Власовой) коррекционные пути.

Индивидуальные коррекционные занятия со школьниками с задержкой психического развития проводят дефектолог, логопед, психолог. Они вместе с учителем выявляют причины затруднений в овладении школьной программой у каждого конкретного ребенка, помогают ему подобрать комплекс коррекционных мер, которые обеспечат организацию коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

Индивидуальная работа с ребенком, как продолжение общегруппового учебного занятия, планируется и проводится с ним до тех пор, пока он не будет усваивать учебный материал наравне со всеми при использовании коллективных средств и методов обучения.

Одним из главных специалистов в реализации этого направления является учитель-дефектолог. Индивидуальные коррекционные занятия дефектолога с учащимися направлены на решение таких задач, как ликвидация пробелов в знаниях и развитии, повышение уровня общего развития детей, практическая подготовка к усвоению нового учебного материала, дополнительное обучение приемам выполнения отдельных учебных действий и способам работы (например, с учебником, картой, пособиями). Эти занятия могут носить как общеразвивающую, так и предметную направленность.

Работа с детьми должна осуществляться на протяжении ряда лет и носить преимущественно пропедевтический характер, так как изучение каждого нового раздела учебной программы должно опираться на практические знания и опыт, которых, как показывают исследования и практический опыт, у детей с задержкой психического развития обычно недостает.

Помимо подготовительной работы по отдельным учебным предметам необходима и специальная коррекционная работа по обогащению детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развитию у них анализирующего наблюдения, формированию умственных операций отвлечения, обобщения, сравнения и накопления опыта практических обобщений.

Работа по умственному развитию учащихся постоянно дифференцируется и усложняется. Так, если основная цель работы с детьми на начальном этапе состоит в том, чтобы разбудить у них элементарное любопытство по отношению к окружающему, то цель последующего этапа – ежедневная изобретательная работа по формированию любознательности, наблюдательности, активного отношения к создаваемой для них проблемной ситуации. Поскольку дети с задержкой психического развития имеют повышенную утомляемость, слабое внимание, которое понижается, если материал им не понятен, то дефектолог заранее планирует, какое влияние может оказать содержание урока на детей.

Логопедическое воздействие направлено на коррекцию и развитие устной и письменной речи и осуществляется по традиционным разделам работы: автоматизация, дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия и интонационной стороны речи, совершенствование слоговой структуры слова, закрепление навыков языкового анализа и синтеза, уточнение, расширение и активизация словарного запаса, преодоление аграмматизма на всех уровнях, развитие связной речи; предупреждение и преодоление нарушений письма и чтения.

В тот период, когда дети приходят в школу и им предстоит овладение навыками чтения и письма, особую важность приобретает умение распознать все проявления недостаточно сформированной речи, увидеть и определить, какие стороны оказываются затронутыми нарушением. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у учащихся, тем выше ее результативность в плане ликвидации речевых недостатков, предупреждения появления у детей нарушений письма и чтения (как вторичных дефектов по отношению к устной речи).

На индивидуальных занятиях с детьми логопед уточняет произношение всех звуков, формирует у детей интерес к наблюдениям за своим произношением, за произношением окружающих, учит сравнивать звучание слов, находить сходство и различие в их составе; проводит работу по развитию речевой моторики, исправлению и постановке нарушенных звуков, по развитию фонематического восприятия. Уделяется внимание упражнениям, направленным на выработку нормального темпа и плавности речи.

Проводится формирование умений звукового анализа – выделение первого гласного звука в начале слова («Аня», «утка»), выделение последнего согласного в конце слова (дом, кот), выделение ударного гласного после согласного («дым», «мак») и т.д.

В работе над лексикой предусматривается: уточнение представлений детей о предметах, действиях, явлениях; проведение классификации объектов (продукты питания, одежда, посуда и т.д.); поощрение стремления детей говорить. Детей знакомят с представлениями об отвлеченных понятиях (например, отважный – трусливый и др.).

Проводится работа по обучению навыку пересказа, рассказывания по картинке, составление рассказа по серии сюжетных картин.

Необходимыми условиями является формирование интереса к речи и потребности в ее совершенствовании.

Логопедические занятия следует строить таким образом, чтобы дети осознавали, что нового они узнают, чему учатся, детям необходимо разъяснить цель каждого занятия, задания, подводить с ними итоги работы.

Для успешного формирования речевых умений и навыков необходимо неоднократно возвращаться к изученному.

Работа психолога с детьми с задержкой психического развития, должна начинаться с момента их поступления в специальную группу (класс) и решать две основные задачи:

  1. оказание помощи в преодолении специфической незрелости детей;
  2. содействие в разрешении индивидуальных и личностных проблем.

Это общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков внимания, памяти, восприятия; развитию мыслительной деятельности.

Выделяются следующие направления психокоррекционной работы с детьми с задержкой психического развития:

  • диагностика личностных особенностей ребенка, межличностных отношений в классе с точки зрения возможности возникновения зон психологической напряженности;
  • диагностика адекватности и результативности проводимых воспитательных воздействий в семье и школе психологическим особенностям учащихся с задержкой психического развития;
  • психокоррекционная работа с ребенком и повышение психологической грамотности педагогов и родителей, предполагающая индивидуальные и групповые обсуждения психологических проблем детей; формирование у родителей адекватного восприятия своих детей посредством проведения лекционных курсов об особенностях детей с задержкой психического развития; проведение индивидуальной и групповой психотерапии с семьями детей; проведение не менее двух раз в год психолого-педагогических консилиумов с участием всех специалистов, задействованных в процессе обучения.

  1. Методические рекомендации по обеспечению доступа детей с задержкой психического развития в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Для обеспечения доступа детей с задержкой психического развития в здание школы, детского сада и других образовательных организации и последующего их включения в образовательный процесс необходимо задействовать определенные материально-технические ресурсы. К ним в первую очередь относится архитектурная среда учреждения (организация информационного пространства; создание специальных кабинетов для отдыха /релаксации и коррекционно-развивающих занятий).

При создании «безбарьерной среды» необходимо помнить, что серьезной проблемой для детей с задержкой психического развития является получение информации, следовательно, в первую очередь необходимо создавать доступное для этих учащихся пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники:

  • удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке /режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.;
  • табло с «бегущей строкой» на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация;
  • доступный интернет и телефон, предназначенный для контактов с родителями, сверстниками, учителями.

Литература

  1. Авербух С.Б. Программно-методическое обеспечение и тематическое планирование уроков физики в школе для детей с ЗПР: пособие для педагога. – М.: ВЛАДОС, 2010.
  2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
  3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 2009.
  4. Белошистая А.В. Тетрадь по математике и конструированию для 1 классакоррекционно-развивающего обучения: в четырех частях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  5. Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. – М.: Книголюб, 2006.
  6. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2006.
  7. Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004.
  8. Костенкова Ю.А. Психолого-педагогические и методические аспекты обучения чтению детей с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие. – М.: РУДН, 2007.
  9. Костенкова Ю.А. Особенности усвоения математики учащимися с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие. – М.: РУДН, 2008.
  10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  11. Лапп Е.А. Письменная речь у младших школьников с ЗПР. – Ростов/Дону, 2007.
  12. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития: методическое пособие. – М.: Классикс стиль, 2004.
  13. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: пособие для учителей и логопедов. – СПб.: КАРО, 2004.
  14. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2004.
  15. Лубовский В.И. Задержка психического развития //В учебном пособии Специальная психология. – М.: Академия, 2003.
  16. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004.
  17. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  18. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития /Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2004.
  19. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1 – 4. Подготовительный класс. – М.: ПАРАДИГМА, 2012.
  20. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова-названия предметов, действий, признаков предметов: рабочая тетрадь 2 класс. – М.: Первое сентября, 2004.
  21. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – М., 2008.
  22. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Русский язык. Звуки речи, слова, предложения: Учебник в 2-х частях. – М.: ВЛАДОС, 2012.
  23. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Я учусь писать: Тетрадь с печатной основой. – М.: ВЛАДОС, 2012.
  24. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2012.
  25. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях /Серия Инклюзивное образование. – М.: МГППУ, 2012.
  26. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: пособие для учителя. Издание второе. – М., 1997.
  27. Чаркина Н.В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста: пособие для педагога-дефектолога. – М.: ПАРАДИГМА, 2012.
  28. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения: пособие для учителей начальных классов и психологов классов КРО. – М.: ГНОМиД, 2007.
  29. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  30. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас: Тетрадь с печатной основой для индивидуальных и групповых занятий. В 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 1998.
  31. Шевченко С.Г. Природа и мы: тетрадь с печатной основой для уроков ознакомления с окружающим миром и развития речи. — Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 1998.
  32. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога. Книга 1. – М.: Школьная пресса, 2005.
  33. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками. – М., 2007.

Каталог:Dostup sreda
Dostup sreda -> Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нода
Dostup sreda -> Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с рас

Поделитесь с Вашими друзьями:

Добавить комментарий

Закрыть меню