Законы материалистической диалектики

Тема 6. Законы и категории диалектики

1. Считается, что законы диалектики применимы для понимания:

а) только человеческого мышления,

б) только общества,

В) всех сторон действительности,

г) только природы.

2. К законам диалектики не относится:

а) закон невозможности противоречия,

б) единство и борьба противоположностей,

в) перехода количественных изменений в качественные,

Г) Закон отрицания отрицания.

3. Обоснование диалектики, как науки о всеобщем развитии мира, в своем учении выдвинул:

1)​ Гегель,

2)​ Маркс,

3)​ Ницше,

4)​ Шлейермахер.

4. Материалистическую интерпретацию диалектики в своем учении предложили:

1)​ Гегель и Шеллинг,

2)​ Маркс и Энгельс,

3)​ Ленин и Бухарин,

4)​ Хайдечер и Ясперс.

5. Необратимое, направленное, качественное изменение системы называется:

1)​ Развитием,

2)​ Противоречием,

3)​ Всеобщей связью,

4)​ Всесторонностью.

6. Из перечисленного не является принципом диалектической логики:

1)​ Принцип всесторонности,

2)​ Принцип историзма,

3)​ Принцип противоречия,

4)​ Принцип непротиворечия.

7. Диалектику древнегреческих мыслителей принято именовать:

1)​ Материалистической,

2)​ Идеалистической,

3)​ Стихийной,

4)​ Формальной.

8. Восприятие мира во всеобщей связи явлений и состояний развития:

1)​ Отличает метафизику от диалектики,

2)​ Отличает диалектику от метафизики,

3)​ Не характерно ни для метафизики, ни для диалектики,

4)​ Характерно как для метафизики, так и для диалектики.

9. Закон единства и борьбы противоположностей свидетельствует о:

1)​ Взаимосвязи всех явлений и процессов мира,


2)​ Необратимости развития мира,

3)​ Направлении развития от простого к сложному,

4)​ Отсутствие противоречий в структуре мироздания.

10. Закон отрицания отрицания свидетельствует о:

1)​ Статичности мира,

2)​ Взаимосвязи всех предметов и явлений мира,

3)​ Наличие противоречий в структуре мироздания,

4)​ Объективности всех происходящих изменений и их направленности отпростого к сложному.

Тема 7. Общество и глобальные проблемы современности

1. Европейский философ, связывающий совершенствование общества с гуманистическим обновлением педагогики это:

А) Лейбниц,

б) Руссо,

в) Гегель,

г) Шопенгауэр.

2. Теория общественного прогресса впервые была высказана:

а) философией Нового времени;

б) философией Просвещения;

в) философией марксизма;

г) философией экзистенциализма.

3. Первое описание идеального общества, как форму социальной утопии создал:

1)​ Аристотель,

2)​ Платон,

3)​ Демокрит,

4)​ Эпикур.

Факторы, оказывающие влияние на развитие общества, могут быть

1)​ Только объективные,

2)​ Только субъективные,

3)​ Как объективные, так и субъективные,

4)​ Другие.

Философская позиция, объясняющая развитие общества, как результат влияния, в первую очередь, производственных процессов, носит название:

1)​ Социально – экономический детерминизм,

2)​ Географический детерминизм,

3)​ Технологический детерминизм,

4)​ Другое.

6. К глобальным экологическим проблемам относятся:

1)​ Бедность некоторых регионов планеты,

2)​ Угроза ядерной войны,

3)​ Сокращение разнообразия биологических видов,

4)​ Увеличение доли пожилых людей в структуре населения.

7. Понятие глобальных общественных проблем возникло:

1)​ В 19 веке,

2)​ В первой половине 20 века,

3)​ Во второй половине 20 веке,

4)​ На рубеже 20-21 вв.

8. К глобальным проблемам современности не относится:

1)​ Демографическая проблема,

2)​ Энергетическая и сырьевая проблема,

3)​ Угроза термоядерной войны,

4)​ Проблема расовой и религиозной нетерпимости.

9. Наиболее адекватным путем решения глобальных проблем современности является:

1)​ Принудительное ограничение рождаемости,

2)​ Сдерживание развития индустриального производства,

3)​ Гуманизация общественных отношений,

4)​ Создание всемирного правительства.

10.Глобальные проблемы современности опасны тем, что они:

1)​ Замедляют темпы общественного развития,

2)​ Угрожают самому существованию человечества,

3)​ Ведут к диспропорциям в развитии различных регионов планеты,

4)​ Способствуют снижению уровня жизни.

Тема 8. Человек. Индивид. Личность.

1. Раздел философии посвященный изучению морального поведения человека называется:

а) гносеология,

Б) этика,

в) антология,

г) другое.

2. Раздел философии посвященный изучению морального поведения человека называется:

а) гносеология,

Б) этика,

в) антология,

г) другое.

Какое из перечисленных философских учений отрицает смысл человеческого существования

А) марксизм,

б) гегельянство,

в) томизм,

г) учение А.Шопенгауэра.

4. Философское понятие «экзистенция» обозначает:

а) внутреннее и неповторимое бытие человека,

б) является категорией логики,

В) одну из форм общественного сознания,

г) другое.

5. Современная философия определяет человека как:

1)​ Существо сугубо биологическое,

2)​ Сугубо социальное,

3)​ Единство природного и социального,

4)​ Другое.

6. Процесс постепенного превращения индивида в личность происходит в ходе:

1)​ Адаптация,

2)​ Воспитание,

3)​ Образование,

4)​ Социализация.

7. Раздел философии, который посвящен всестороннему изучению человека, называется:

1)​ Онтология,

2)​ Гносеология,

3)​ Антропология,

4)​ Социология.

8. Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает:

1)​ Создание идеального образа ожидаемого результата,

2)​ Использование предметов, данных природой,

3)​ Целесообразная активность,

4)​ Поиск средств удовлетворения потребностей.

9.Диалектической противоположностью человеческой свободы является:

1)​ Несвобода,

2)​ Ответственность,

3)​ Тоталитаризм,

4)​ Волюнтаризм.

10.Человека от животного отличает:

1)​ Использование природных объектов,

2)​ Стремление понять окружающий мир,

3)​ Приспособление к условиям среды,

4)​ Инстинкт самосохранения.

Тема 9. Цивилизация и культура

1. Кто из перечисленных мыслителей противопоставляет понятия «культура.» и «цивилизация» как два противоположных социо-культурных состояния:

А) Г.Гегель,

б) 0.Шпенглер,

в) П.Сорокин,

г) П.Хейзинга.

2. Понятие культура включает:

а) Все результаты человеческой деятельности,

б) является синонимом понятия «искусство»,

в) совокупность результатов материально-практической деятельности человека,

Г) все морально-этические принципы общественной жизни.

3.Совокупность результатов материальной и духовной деятельности человека называется:

1)​ Культурой,

2)​ Цивилизацией,

3)​ Производством,

4)​ Общественным воспроизводством.

4. Субъектом культуры является:

1)​ Только человек,

2)​ Только общество,

3)​ Человек и общество,

4)​ Государство.

5. Указать черту массовой культуры:

1)​ Опора на средства современной коммуникации,

2)​ Поиск и утверждение личностного начала,

3)​ Сложность, серьезность, изысканность, новаторский характер,

4)​ Ориентация на высокие эстетические и моральные ценности.

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Р Е Ф Е Р А Т

На тему:

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ

Студентки Э4 А3

Зайцевой Татьяны Юрьевны

Москва

С О Д Е Р Ж А Н И Е Р Е Ф Е Р А Т А :

Диалектические противоположности ……………….

I. Закон единства и борьбы противоположностей ……

1. Единство и борьба противоположностей ……

Диалектика количественных и качественных изменений .

I. Качество и свойства ………………………..

Ii. Закон перехода количественных изменений в

Качественные ………………………………

1. Понятие о качестве и количестве …………

2. Переход количественных изменений в качественные — закон развития ………….

3. Скачки ………………………………

«отрицание отрицания»

Цикличность и поступательность изменений ………..

I. Закон отрицания отрицания …………………..

1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии …………………………….

А) диалектическое и метафизическое понима­ние отрицание ……………………..

2. Прогрессивный характер развития ………..

А) развитие как прогресс ………………

Б) спиралевидный характер развития ……..

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фак­тов, полученных в различных науках, а также общественно-исто­рической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти про­тивоположности. В математике — плюс и минус, возведение в сте­пень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике — положительные и отрицательные заряды; в механике — притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии

— анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциа­ция; в биологии — ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиоло­гии высшей нервной деятельности — возбуждение и торможение — таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принци­пиальное значение для формирования диалектико-материалистичес­кого миропонимания, для осмысления процессов изменения, разви­тия.

Противоположными называют такие свойства предметов (явле­ний, процессов), которые в некоторой школе занимают «предель­ные», крайние места. Примеры противоположностей: верх — низ, правое — левое, сухое — мокрое, горячее — холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Диалектическим противоположностям присуще единство, взаи­мосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противо­положностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диа­лектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой единство двух его необ­ходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответс­твенно, они перестают быть противоположностями — сторонами противоречивого единства атома.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществля­ются процессы изменения, развития как и в обществе (где это об­наруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо ди­алектическим противоречием. Иначе говоря, термин «единс­тво-и-борьба противоположностей» и «диалектическое противоре­чие» заключают в себе одно и то же содержание.

Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть от­несена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкнове­нию их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово «борьба» не сле­дует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач «борются» операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в про­цессе обмена веществ «борются» процессы ассимиляции и диссими­ляции веществ и т.д. Очевидно, что термин «борьба противопо­ложностей» по отношению ко всем этим явлениям имеет специаль­ный смысл, что слово «борьба» употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы «единство-и-борьба противоположностей».

В истории культуры издавна существовали концепции, в ко­торых признавалась такая полярность (борьба противоположнос­тей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоу­равновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического соз­нания и для тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и лево­го, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского «гомеостаза», то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восста­новления равновесия между этими полярностями.

Английский философ К.

Поппер пишет: «Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обна­ружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтвержда­ют всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявля­ется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с по­мощью слова «полярность». Пример такой структуры — существова­ние положительного и отрицательного электричества».

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их «пульса­цию», дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых про­цессов существования, изменения и развития всего сущего. Соот­ношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значи­мости в рамках противоречивого единства изменяющегося, разви­вающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значе­ние, «удельный вес» другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.

I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Закон единства и борьбы противоположностей В.И. Ленин наз­вал сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материаль­ного мира. Знание его имеет основополагающее значение для по­нимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.

Анализ противоречий объективной действительности, раскры­тие их природы — важнейшее требование всякого научного иссле­дования и практического действия.

1. Единство и борьба противоположностей

Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным маг­нитом и хорошо знает, что его главным отличительным признаком является наличие таких взаимоисключающих, но связанных нераз­рывно сторон, как северный и южный полюсы. Как бы мы ни пыта­лись отделить северный полюс магнита от южного, нам это сде­лать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д. частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами.

Противоположности и есть те внутренние стороны, тенден­ции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и пред­полагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.

Противоречивые стороны заключены во всех предметах и яв­лениях. Все они представляют собой органическую связь, нераз­рывное единство противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс

— это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссо­циации (разъединения) атомов.

Противоположности имеют место и в живых организмах. Нас­ледственность — это тенденция организма сохранять приобретен­ные по наследству свойства, изменчивость же — это его способ­ность вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, разви­ваться.

Психическая деятельность человека характеризуется проти­воположными процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации (распространения) возбуждений в коре больших по­лушарий головного мозга.

Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Чело­век пользуется такими противоположными и взаимосвязанными при­емами исследования, как индукция и дедукция, анализ и синтез и др.

Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности.

Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали нераз­рывное единство противоположных полюсов магнита. Столь же не­разрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ и синтез — процессе познания. капиталистическое общество не­возможно без противоположных классов.

Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосу­ществуют ли противоположности в этом единстве мирно или всту­пают противоречия, в борьбу друг с другом?

Развитие самых различных предметов и явлений действитель­ности говорит о том, что противоположные стороны не могут мир­но сосуществовать в едином предмете: противоречивый, взаимоис­ключающий характер противоположностей с необходимостью вызыва­ет борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предме­тах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет ос­новной источник развития материи и сознания.

Утверждение о том, что решающим в развитии является борь­ба противоположностей, вовсе не умаляет значения их единства. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противопо­ложные стороны существуют в едином предмете или явлении.

Весь опыт развития науки и общественно-исторической прак­тики людей неоспоримо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных облас­тях материальной действительности.

Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её ядро составляет метод материалистической диалектики.
Термин «диалектика, «диалектический», употребляется в работах классиков марксизма в двух основных значениях: «объективная диалектика» и «субъективная диалектика».
Объективная диалектика — это сама жизнь, которая представляет собой целостную систему, существующую и развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам.
Субъективная диалектика — это воспроизведение объективной диалектики в различных формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения «субъективная диалектика» используется понятие «диалектического метода».
Разработка материалистической диалектики как теории и метода осуществлялась Марксом и Энгельсом в следующих работах: «Немецкая идеология», «Святое семейство», «Капитал», «Тезисы о Фейербахе», «Диалектика природы», «Анти-Дюринг».
Марксистская диалектика включает в себя:

* Представление о мире как целостной системе.
* Учение о связях и отношениях между частями мира как целого.
* Проблему развития мира в целом и его частей.
* Специальный познавательный аппарат, с помощью которого происходит познание мира.

Он состоит из категорий и принципов, образующие в совокупности диалектический метод познания.
Главное в диалектике — понимание мира как органической системы. Это означает, что он состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных между собой элементов. И, — что самое главное, — он содержит причину своего развития в самом себе. Диалектика имеет место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего противоречия. Таким образом, диалектика выступает в качестве учения о мире как целостной системе, главным законом которой является закон противоречивой, необходимой связи её элементов.
Под «связью» в диалектике понимается такое отношение между вещами или процессами, когда изменение свойств или состояний в одних, автоматически влечет за собой изменение свойств или состояния в других.
Понятие развития — центральное в диалектике. Оно рассматривается как саморазвитие. Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов:
* Закона единства и борьбы противоположностей.
* Закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.
* Закона отрицания отрицания.

Каждый из этих законов выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений — механизм развития, а закон отрицания отрицания — цель развития.
Большинство критиков марксистской философии полагают, что утверждения об объективном характере диалектики безосновательны. Если диалектика и имеет право на существование — то только в качестве одного из методов познания.
Представление о диалектике как системе методов познания занимает важное место в марксизме. В отличие от своих более поздних критиков, Маркс и Энгельс считали диалектический метод всеобщим методом познания.
Диалектический метод — это система методов и принципов, позволяющих воспроизвести в мысли объективную логику предмета или явления.

Основные методологические принципы марксистской диалектики

* Принцип системности.
* Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
* Принцип единства исторического и логического.
Категории марксистской диалектики

Категориальный аппарат своей философии Маркс и Энгельс почти полностью заимствовали у Гегеля. Категории выстроены в систематическое единство, согласно логике движения мысли от наиболее общего и абстрактного к конкретному. В начале стоит категория единичного, в конце — категория действительности. Переход от одной категории к другой осуществляется по законам диалектики.
Таким образом, диалектика, в качестве метода, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых законов, принципов и категорий, предписывающую строго определенных порядок познания и преобразования действительности.

Добавить комментарий

Закрыть меню