Закономерности педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса


Вернуться назад на Педагогический процесс
Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами данного процесса.
Закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.
В столь сложной, большой и динамической системе, как педагогический прогресс, проявляется множество разнообразных связей. В современной педагогике нет единой классификации закономерностей педагогического процесса.
Рассмотрим некоторые из существующих классификаций. И.П. Подласый:
— Связь воспитания и социальной системы: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями. Связь между обучением и воспитанием, обозначающая взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство. Связь воспитания и деятельности: воспитывать — значит включать ребенка в различные виды деятельности.
— Связь воспитания и активности личности: воспитание осуществляется успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности. Связь воспитания и общения: воспитание всегда протекает во взаимодействии людей — учителей, учеников и др.
Успешность воспитания ребенка находится в прямой зависимости от интенсивности и богатства межличностных связей.
Закономерность динамики педагогического процесса — величина всех последующих достижений ученика зависит от его достижений на предыдущих этапах.

Закономерность развития личности в педагогическом процессе — темпы и уровень развития личности зависят от:
• наследственности;
• воспитательной и учебной среды;
• включения в учебно-воспитательную деятельность;
• применяемых средств и способов педагогического влияния.
Закономерность управления учебно-воспитательным процессом — эффективность педагогического воздействия зависит от:
• интенсивности обратных связей между учениками и педагогами;
• величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.
Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе — эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:
• интенсивности и качества чувственного восприятия;
• логического осмысления воспринятого;
• практического применения осмысленного.
Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности — эффективность педагогического процесса обуславливается:
• качеством педагогической деятельности;
• качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.
М. Коджаспирова:
— Закономерности, обусловленные социальными условиями: зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий.
— Закономерности, обусловленные природой человека:
• определяющая роль деятельности и общения в формировании личности;
• зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
— Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса:
• взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
• взаимосвязь социальной группы и личности в учебно-воспитательном процессе;
• взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе.
Принципы (закономерности) по Б.Т. Лихачеву:
— общественно-ценная целевая направленность учебно-воспитательного процесса;
— осуществление комплексного подхода, организации взаимодействия различных видов детской деятельности;
— связь всей учебно-воспитательной работы с жизнью;
— целостное и гармоничное формирование личности в процессе обучения и воспитания, обучение и воспитание в коллективе;
— единство требовательности и уважения к детям;
— сочетание руководства жизнью детей с развитием их самодеятельности;
— эстетизация всей детской жизни;
— ведущая роль обучения и воспитания;
— сочетание в стимулировании познавательной, трудовой и иной деятельности школьников, активизации их нравственно-волевых сил с возбуждением непосредственного интереса к делу; постоянное приведение методов и приемов деятельности в соответствие с целями учебно-воспитательной работы;
— сочетание и развитие у детей всех типов мышления, учет возрастных и индивидуальных особенностей; последовательность и систематичность;
— наглядность;
— доступность;
— прочность.

Педагогическая деятельность
Компетентность педагога
Социальная семья
Социальная система
Социальная структура
Социальная сфера


Назад | | Вверх

Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.

Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о таком категории, как педагогический закон.

В.И. Андреев считает, что «педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».

Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса: «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т.д. Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.

Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.

Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

Чтобы сформировать педагогический закон или закономерность, нужно вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы распространения закона (закономерности); выразить, сформулировать закон (закономерность) через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме.

На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы.

Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос: как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.

Принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Вместе с тем принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.

Исходя из этого, В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности».

В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и другие.

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.

В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач, отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно–следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.

Как известно, закон – это наиболее общее понятие, отражающее существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами. К выявлению законов педагогики мы подойдем со следующих позиций. Результатом образовательной деятельности обучающегося в каждый момент является в общем виде приобретаемый им новый жизненный опыт(филос.).

Рассмотрим теперь в качестве основания классификации законов педагогики объекты/субъекты – источники этого нового жизненного опыта обучающегося. Их четыре: объективная реальность; педагог (педагоги); предшествующий опыт обучающегося и, наконец, сам обучающийся.

Возникает система отношений:

— новый опыт – объективная реальность;

— новый опыт – педагог;

— новый опыт – предшествующий опыт обучающегося;

— новый опыт – сам обучающийся.

Таким образом, выстраиваются четыре закона педагогики (рис.

7.).

Рис.7. Логика выделения законов педагогики.

Первый закон педагогики: закон наследования культуры. Его еще можно назвать также закономтрансляции культуры,поскольку каждое новое поколение не только наследует культуру, но и развивает ее далее. Отношения: «новый опыт – объективная реальность». При этом объективную реальность мы понимаем в широком смысле как «все существующее, т.е. материальный мир и все его идеальные продукты» . Человек, начиная с рождения, осваивает (отражает), во-первых, объективную реальность непосредственно, на уровне ощущений и восприятий: день – ночь, зима – лето, тепло – холодно и т.п. Но даже и ощущения и восприятия – это человеческие ощущения и восприятия, опосредованные культурой: в рубашке холодно, а в куртке тепло. Одежда – это уже продукт культуры. Во-вторых, что более важно, в отличие от животных, человек осваивает (отражает) человеческую культуру. Каждое последующее поколение наследует все достижения человеческой культуры, созданные всеми предшествующими поколениями.

Таким образом, закон наследования культуры: человек в процессе образования осваивает культуру человечества.

Отсюда следует, что в самом общем виде цель образования человека заключается в освоении (трансляции) культуры. Все остальные проблемы будут заключаться в том – как этого достичь.

При этом культура понимается нами в данном случае в самом широком смысле. Культура включает в себя:

— во-первых, объективные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания (книги, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.) – первый компонент культуры;

— во-вторых, субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (ощущения, восприятия, знания, умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей и т. д.) – второй компонент культуры .

Предметные результаты деятельности человечества (первый компонент культуры) отражаются в формах общественного сознания: язык (понимаемый в широком смысле – как естественный родной и иностранные языки, так и искусственные языки), обыденное сознание, политическая идеология, право, мораль, религия (или антирелигия – атеизм), искусство, наука, философия .

Далее, второй компонент культуры – субъективные человеческие силы и способности. Они выражаются в личностных знаниях, в том числе в образных, чувственных знаниях, которые не передаются словами (понятиями), в умениях, навыках, в развитии тех или иных индивидуальных способностей, в мировоззрении каждого человека (а оно у всех людей разное) и т.д.

Поскольку содержание и структура культуры непосредственно относятся к содержанию образования, подробно об это мы поговорим в следующей главе 2, посвященной основаниям содержания образования.

2.Второй закон педагогики– закон социализации. Отношения: «новый опыт – педагог (педагоги)». Причем, в данном случае в роли педагогов выступают и родители, семья, и учителя, и товарищи, коллектив, и средства массовой информации – т.е. все люди, от которых обучающийся получает новый опыт в той или иной форме – исходя из восточной мудрости: «каждый человек тебе учитель».

Р. Киплинг написал увлекательную сказку о мальчике Маугли, которого вскормила и воспитала волчица, а медведь обучил языкам разных зверей и птиц. Став старше, Маугли встретил свою мать, смог освоить человеческую речь и жить в обществе людей. Но это в сказке. В действительности же такое невозможно. Ребенок в момент рождения является лишь потенциальным кандидатом в человека. Человеком он сможет стать лишь в процессе общения с другими людьми: сначала с матерью, с отцом, братьями и сестрами, затем с учителями и т.д. Личностью человек не рождается. Рождается индивид, но по своей биологической определенности он является порождением социального мира, изначально обусловливаясь программой, сформированной в социальной среде. Э.В. Ильенков отмечал, что «человеческую личность можно по праву рассматривать как единичное воплощение культуры, то есть всеобщее в человеке».

Таким образом, закон социализации: только в общении с другими людьми человеческий индивид обретает свою человеческую сущность.

Субъекты/объекты социализации личности.Рассмотрим системно все субъекты и объекты социализации. К формальным социальным институтам следует отнести (рис. 8.):

— в первую и главную очередь – семья;

— профессиональные педагоги;

— коллектив (учебный, трудовой);

— руководители всех рангов;

— наставники;

— общественные объединения и организации.

Неформальные субъекты\объекты:

— неформальные молодежные объединения;

— средства массовой информации;

— литература и искусство;

— случайные субъекты\объекты.

Рис. 8. Субъекты\объекты социализации личности обучающегося

Таким образом, объектов\субъектов, обеспечивающих социализацию обучающегося много. Как говорится «у семи нянек…». Между тем, традиционная педагогика сосредоточена, в основном, только на деятельности профессиональных педагогов и на воспитании в коллективе. В меньшей мере – на семейном воспитании, и то чаще как работа профессиональных педагогов с родителями обучающихся. Все остальные проблемы влияния объектов\субъектов социализации на обучающегося исследованы куда как скромнее.

3. Третий закон педагогики– закон последовательности. Его еще можно назвать законом преемственности. Отношения: «новый опыт – предшествующий накопленный опыт». Жизненный опыт человек накапливает последовательно – от простейшего к простому, от простого к более сложному. Этот принцип достаточно очевиден. Ведь представим себе, к примеру, такую абсурдную ситуацию: новорожденному ребенку станем «читать» высшую математику?!

Любая «порция» образовательного материала, любое задание, предлагаемое обучающемуся или осваиваемое им самим, должны быть ориентированы как на достигнутый, так и на перспективный уровень знаний, умений, отношений, способностей и т. д., находящийся в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Конкретнее говоря, условие очередной образовательной задачи (задача здесь понимается не в узком смысле – расчетная задача, задача на построение и т.п., а в широком смысле как цель, заданная в конкретной ситуации) должно быть понятным и доступным, базироваться на известном и освоенном ранее. То есть в «зоне ближайшего развития» располагается тот этап овладения жизненным опытом, который логически следует за освоенным, этап, к освоению которого обучающийся подготовлен предшествующей образовательной деятельностью.

Таким образом, закон последовательности: В зоне ближайшего развития обучающегося располагается тот новый жизненный опыт, который логически подготовлен его предшествующей образовательной деятельностью.

4. Четвертый закон педагогики – закон самоопределения. Отношения: «новый опыт – сам обучающийся». Если младенец слепо копирует действия взрослых, то позже у ребенка начинают проявляться задатки, развиваться те или иные способности, появляется избирательность действий, в том числе в учебной деятельности: «хочу – не хочу», «нравится – не нравится» и т.д.

Самоопределение индивида в широком смысле рассматривается как основанный на свободном волеизъявлении выбор жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях . Важнейшее значение для образования человека, для его образовательной деятельности имеет самоопределение обучающегося в ней. В этом и есть суть закона самоопределения.

Таким образом, закон самоопределения: в процессе образования значительную роль играет самоопределение обучающегося.

Но сегодня проблема самоопределения обучающегося представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях.

Если в стимулировании мотивационно-потребностной сферы обучающегося отталкиваться от идей «Я – концепции», то потребности в самоопределении, в самореализации и т.д. становятся базовыми потребностями для творческого саморазвития человека. Поэтому при разработке любых педагогических систем необходимо создавать условия для запуска мотивационно-потребностного механизма «самости» личности обучающегося.

Таким образом, взяв за основание классификации новый жизненный опыт, приобретаемый обучающимся в каждый конкретный момент его образовательной деятельности, мы выстроили систему законов педагогики. Причем, с соблюдением требований, предъявляемых к любой теории – требований полнотыинепротиворечивости .

Полнота системы законов достигается тем, что мы рассмотрели все объекты\субъекты классификации – все источники жизненного опыта обучающегося.

Непротиворечивость достигается тем, что мы эти источники выделили как независимые, т.е. непересекающиеся объекты\субъекты.

Определив предмет педагогики и ее законы, перейдем, теперь к рассмотрению оснований содержания образования человека (обучающегося).

Закономерности педагогического процесса

12Следующая ⇒

Процесс обучения как система.

Целостность педагогического процесса и его функции

Педагогический процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Неполным синонимом термина «педагогический процесс» является учебно-воспитательный процесс – совокупность урочных и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учеников. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический процесс, но имеют свою специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию.

Функциями педагогического процесса являются: информационная (просвещение); развивающая; воспитательная; ценностная ориентация (аксиологическая); социальная адаптация и др.

Структура и этапы педагогического процесса

Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического процесса таковы: целевой – определение целей воспитания, обучения; содержательный – разработка содержания образования; операционно-деятельностный – процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов.

В педагогической литературе выделяют следующие этапы педагогического процесса:

· Подготовительный (целеполагание; диагностика условий; прогнозирование достижений; проектирование; планирование развития процесса).

· Основной – осуществление педагогического процесса – (постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие учителя и ученика; использование намеченных форм, методов, средств; создание благоприятных условий; осуществление мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими социальными процессами; оперативный контроль; обратная связь).

· Заключительный (анализ достигнутых результатов; выявление возникших отклонений; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; проектирование мер по устранению ошибок).

Внутренней движущей силой(источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком легкими или напротив слишком трудными.

Закономерности педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями (социальной средой, например) и внутренние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса.

1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями.

2. Связь между обучением и воспитанием обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка и различные виды деятельности.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом. то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей.

Таким образом, целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Проблема целеполагания

педагогический процесс воспитатель образование

Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности – врожденное качество человека. Цель – это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность не исключение. Развитие индивида и личности может происходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому неорганизованно. Результаты такого стихийного развития могут быть как благоприятными, так и нежелательными, противоречащими интересам и самой личности, и общества. Но в данном случае мы имеем в виду именно педагогическую, учебно-воспитательную деятельность как осознанную и преднамеренную, заранее запланированную и организованную, в основном контролируемую и корректируемую деятельность.

Цель – категория философская, это идеальное предвидение результата деятельности; это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека.

Цель может быть общая и конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.

Задача– часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся – важнейшее условие успеха педагогического процесса.

Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.

Целеполагание – процесс определения целей, идеально представленного результата; это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий.

Условия обучения учеников целеполаганию:наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; умение определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата; вербальное формулирование цели; прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.

Следует различать цель педагогической деятельности (в смысле цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы)и цель воспитания(в смысле воспитания в широком социальном значении слова, как передача опыта от старших поколений младшим).

Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы: цели учебные и цели воспитательные.

Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи (ТДЗ). Учитель ее ставит при разработке плана-конспекта урока. ТДЗ включает в себя:

· образовательную задачу, которая ставится на 4-х уровнях, имеется ввиду уровень усвоения учебного материала при изучении какой-либо темы: 1) уровень представления (используются слова «сформировать», «познакомить», «дать представление»…); 2) уровень понимания (используются слова «дать понятие», «научить», «анализировать», «характеризовать» и др.) – эти два уровня объединяются в уровень знаний; 3) уровень применения – практическая, алгоритмическая деятельность по образцу (используются слова «сформировать умения», «выработать», «развить умение», «закрепить» и др.); 4) уровень творчества – перенос опыта, учить делать открытия (используются слова «научить решать нетиповые задачи», «находить пути решения» и др.). Исходя из вышесказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать», «уметь», «иметь представление», «формулировать», «решать» и др.

· развивающую задачу, которая связана с развитием у ребенка психофизических процессов, его мышления и др. (создать условия для развития…, способствовать развитию…, развивать…).

· воспитательную задачу, реализация которой направлена на формирование личностных, психофизиологических, профессиональных качеств школьников (воспитывать ответственность, дисциплинированность и др.).

Воспитательная цель ставится при организации воспитательной работы в школе, классе. Она тесно связана с идеалом, задачами, функциями, содержанием, направлениями воспитания.

Целью воспитательной системы является становление гуманистической личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национальным наследием, реализации прав и обязанностей. Воспитательная цель ставится как ко всей воспитательной работе в классе, так и к каждому воспитательному мероприятию.

Цели воспитания имеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании. В обществе, имеющем различные социальные слои и группы в один и тот же исторический период цель воспитания определяется по-разному. Цели воспитания зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, политической структуры и исторических традиций. Цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.

Общей целью как идеала воспитания является разностороннее гармоническое развитие личности.

Разностороннее развитие подразумевает:

· телесное здоровье;

· психические способности;

· социальное развитие;

· духовное развитие.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-03-18; просмотров: 901 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В природе и обществе все предметы и явления взаимодействуют друг с другом. Изучение этого взаимодействия приводит к открытию законов, в основе которых лежат выявленные и изученные связи.

ЗАКОН – это объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, существенная СВЯЗЬ между явлениями и процессами, характеризующая их развитие

Человек – часть природы и общества, поэтому все законы (природы и общества), обязательно касаются человека, а значит должны учитываться и использоваться в педагогическом процессе.

Педагогический процесс,

— с одной стороны, является частью более широких социальных процессов,

— а с другой – сам включает в себя целый ряд более мелких (частных) процессов, на которые распространяется действие его законов.

В этой связи законы в педагогике можно рассматривать как всеобщие, общие и специфические.

Всеобщие законы:

-касаются всех педагогических явлений и процессов,

— действуют на всех уровнях,

— учитываются повсеместно.

Как правило, они являются отражением законов природы в педагогической действительности, описывают как внешние, так и внутренние связимежду ее элементами. К ним можно отнести:

1. Закон целостности педагогического процесса, который гласит, что педагогический процесс представляет собой определенную целостность, нарушение которой приведет к исчезновению самого педагогического процесса;

2. Закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости педагогических явлений, которые не существуют изолированно друг от друга. Одни являются началом и продолжением других;

3. Закон развития, который говорит о том, что никакое явление, как в природе, так и в педагогике, нельзя остановить. Остановка в развитии – смерть. Например, остановка в развитии детского коллектива приводит к его разрушению;

4. Закон бесконечности педагогического процесса. Как бесконечна Вселенная, как бесконечна материя, как бесконечно познание, так же, являясь их детищем, бесконечен и педагогический процесс. Этот закон говорит о бесконечном движении от старого к новому в педагогике, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному, от неизвестного к известному и наоборот.

Общие законы в педагогике вытекают из всеобщих и конкретизируют их. Они касаются большого числа педагогических явлений, работают в избранном направлении, описывают внешние связи науки. К ним можно отнести действие законов диалектики (конкретизация закона развития) в педагогическом процессе.

1. Закон перехода количественных накоплений в качественные измененияпроявляется в педагогических процессах как накопление критической массы и последующее преобразование педагогического явления.

2. Закон единства и борьбы противоположностей лежит в основе определения движущих сил педагогического процесса. Нет, и не может быть, идеальных мальчиков и девочек.

Уметь управлять развитием ребенка (обучать его и воспитывать), значит, видеть эту борьбу, помогать детям побеждать свои недостатки, не подменяя детский труд педагогической муштрой. Педагог не должен воевать с ветряными мельницами, изживая отрицательные качества подопечного, он должен видеть борьбу отрицательного с положительным, оценивать и корректировать ее процесс.

3. Закон отрицания отрицания в педагогике базируется на том, что развитие идет путем отмирания старого и рождения нового.

Нет вечных идей, есть вечный поиск.

В настоящее время наша школа ступила на путь альтернативы. Перейдя от единообразия к разнообразию, предоставив возможность выбора взамен изначальной заданности.

Опасность «выплеснуть ребенка», то есть, потерять то положительное, что наработано ранее, заняться не приращением уже достигнутого уровня культуры, а полным ее разрушением с абсолютно ложным устремлением создавать новое на пустом месте.

Специфические законы педагогики являются конкретизацией общих. Они описывают внутренние связи в педагогических системах:

— Это законы обучения и воспитания,

— законы усвоения информации,

— законы жизни и деятельности детского коллектива и многие другие.

Помимо понятия «закон» в педагогике часто пользуются понятием «закономерность». В научной литературе даются два принципиально отличных толкования понятия «закономерность».

В первом закономерность рассматривается как понятие более широкое, чем закон, как признание всеобщей упорядоченности природы и общества, в рамках которой вычленяются законы.

Во втором — закономерность принимается как недостаточно познанный закон, его часть, как упорядоченность явлений в пределах действия закона.

В педагогической отрасли знаний, где точных законов отработано не так уж много, целесообразно принять понятие «закономерность» во втором его значении и использовать во всех случаях, где можно зафиксировать:

· упорядоченностьпедагогических явлений, не достигающих уровня закона;

· меру закона(законо+мерность),

· применение закона в конкретно обозначенных условияхили в избранном направлении.

Таким образом, закон и закономерность педагогического процесса характеризуют связи между педагогическими явлениями и внутри них. Однако:

1. Закон описывает общие и существенные связи, а закономерность – частные и второстепенныесвязи, раскрывает качественные и количественные их характеристики, причинно-следственные зависимости.

2. Закон утверждает (педагогический процесс целостен; педагогический процесс социально обусловлен; и пр.), а закономерность оговаривает условия, при которых этот закон действует.

Так, в пределах действия закона социальной обусловленности педагогического процессаможно сформулировать несколько закономерностей:

· Чем выше уровень развития производительных сил и производственных отношений, тем более высокого уровня образования они требуют;

· Чем выше уровень образования в стране, тем выше темпы развития ее производства;

· Чем выше уровень развития общества, тем более демократичны его образовательные системы и пр.

Из всеобщих законов вытекают общие, а из них – специфические. На предыдущих законах базируются последующие, включают в себя их действие и в отдельных случаях могут рассматриваться как закономерности, то есть, обладают таким свойством как относительность. Например, законы дидактики относительно законов педагогики выступают как частные, специфические, а относительно законов усвоения – как общие. Безотносительны лишь всеобщие законы.

Законы и закономерности объективны, как объективна связь, которую они описывают.

Отражаясь в общественном и индивидуальном сознании, законы и закономерности трансформируются в принципы и правила, которые становятся руководством к действию. В отличие от законов и закономерностей, принципы и правила носят субъективный характер.

Дата добавления: 2018-08-31; просмотров: 36;

Добавить комментарий

Закрыть меню