Закон о монетизации льгот

Монетизация льгот по ЖКХ, итоги работы за 2010 год

Согласно Федерального Закона №122-ФЗ, в 2010 году в Российской Федерации завершен процесс замены натуральных льгот денежными выплатами. В обществе этот закон известен как закон «о монетизации льгот».

Инициатором реформы выступило правительство Российской Федерации. Решение было нацелено на реформирование системы социальных льгот изнутри. В законе содержатся изменения более чем 155-ти федеральных законов, около 40 законов признаны утратившими силу. 1 января 2005 года Федеральный закон №122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ» вступил в силу.

Основной целью закона являлось — «обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение материального благосостояния граждан, обеспечение экономической безопасности государства».

Система натуральных льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Натуральные льготы являлись поощрением определённых категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 1980—1990-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны. Справедливости ради нужно заметить, что многие льготы ранее только декларировались, но не предоставлялись.

С начала 2000-х экономика в стране постепенно стабилизировалась, опасность волнений на социальной почве сошла на нет, а бремя льгот все больше тяготило государство. Тогда и появилась идея заменить натуральные льготы денежной компенсацией. Чиновники упирали на то, что подобный шаг сделает всю систему льгот более справедливой и эффективной. Ведь есть категории граждан, которые практически не могли воспользоваться правом на льготы и потому было лучше компенсировать абстрактную льготу живыми деньгами. Кроме того, система натуральных льгот, по мнению властей, способствовала коррупции и хищению государственных средств.

Льгота по оплате ЖКУ в натуральной форме не была бесплатной для бюджетов страны. Счета, выставляемые поставщиками услуг, далеко не всегда отражали реальную картину о количестве льготников, о сроке действия их льгот. «Монетизация льгот ЖКХ» сделала распределение средств персонифицированным, учитывающим все положенные по закону льготы для каждого человека.

Изменения направлений бюджетных потоков — не к жилищным и коммунальным организациям, а к гражданам — усиливает социальную направленность бюджетной политики, поскольку ответственность власти всех уровней перед льготниками возрастает. К косвенным эффектам следует отнести: улучшение финансового положения предприятий жилищно-коммунального комплекса, повышение активности граждан в жилищной сфере. Вместе с денежными средствами люди получают реальную возможность влиять на исполнителей работ и услуг полноценным рублем — это хороший стимул к повышению социальной активности граждан, в частности, к усилению контроля с их стороны за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг. Ответственность предприятий перед гражданами в этих условиях также повышается.

Закон «о монетизации», разграничивает бюджетно-налоговые полномочия между различными органами власти. Принцип, введенный в законе, таков: кто предоставляет гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета, соответственно льготники разделяются на «федеральных» и «региональных».

Таким образом, в нашем городе «федеральные льготники» — это:

1. участники ВОВ;

2. инвалиды ВОВ;

3. ветераны боевых действий на территории других государств;

4. нетрудоспособные члены семей, родители, супруги, умерших (погибших), инвалидов и участников ВОВ, ветеранов боевых действий;

5. граждане инвалиды, семьи, имеющие детей инвалидов;

6. граждане, подвергшиеся радиационному воздействию;

7. бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей.

К «региональным льготникам» относятся такие категории граждан как:

1. реабилитированные граждане, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий,

2. многодетные семьи,

3. ветераны труда,

4. ветераны труда Курской области.

«Монетизация льгот ЖКХ» – это замена натуральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг эквивалентными денежными компенсациями. Механизм их назначения и выплат для всех категорий определяется регионами.

В связи с большой организационной работой Курская область отложила полный переход к выплате компенсаций по оплате услуг ЖКХ до начала 2010 года, на крайний срок, предусмотренный федеральным законодательством. К этому времени правительством Курской области приведены в соответствие с Федеральным законом «О ветеранах» и Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» региональные законы о предоставлении мер социальной поддержки «реабилитированным гражданам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий», «ветеранам труда», «ветеранам труда Курской области».

Согласно внесенных изменений, льготы по оплате за содержание и ремонт занимаемой общей площади жилых помещений рассчитываются на долю вышеназванных льготников в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Администрацией Курской области.

Крупным городам области, в том числе Железногорску переданы государственные полномочия по «монетизации льгот» на места. С 1 января 2010г. создано муниципальное учреждение «Центр социальных выплат» в целях предоставления гражданам нашего города льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежном выражении (компенсационные выплаты и субсидии).

Монетизация льгот вызывала повышенный интерес отдельных категорий граждан, в связи с новой, непривычной формой предоставления мер социальный поддержки. Для информирования населения нашего города, учреждением проведено три пресс-конференции, прямой эфир на телевидении, несколько эфиров на Железногорском радио, также на страницы печати газет «Железногорские новости» и «Эхо недели» представлено более 10 пресс-релизов.

В настоящее время в городе Железногорске:

— 764 семьи, которые пользуются субсидией на оплату ЖКУ;

— 17182 получателя компенсационных выплат.

За субсидией обращаются граждане, у которых совокупный доход в семье на каждого члена семьи не превышает прожиточного минимума. За 2010г. количество семей, получающих субсидию уменьшилось на 139 семей, в связи с тем, что они улучшили свое материальное положение.

Льготники, которые имеют право на меры социальной поддержки, оплачивают расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме, а взамен предоставляемых ранее льгот получают эквивалентную денежную компенсацию. Важно отметить, что выплаты имеют упреждающий (авансовый) характер, т.е. должны быть получены до момента оплаты за жилищно-коммунальные услуги (до 10 числа месяца, следующего за месяцем за который предоставляется компенсация).

Компенсации предоставляются на одно жилое помещение по месту постоянной или временной регистрации льготника в месяце предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Раньше льготы предоставлялись по лицевому счету на каждую отдельную квартиру, сейчас же компенсацию получают все зарегистрированные в квартире граждане, обладающие соответствующими правами. Понесенные расходы распределяются между льготниками по существующим нормам и нормативам потребления коммунальных услуг. Изменился только принцип предоставления мер социальной поддержки.

Рассчитываются авансовые компенсации каждому гражданину индивидуально: в соответствии с льготной категорией, на основе наиболее выгодной льготы из имеющихся у гражданина; в зависимости от состава семьи и благоустроенности жилого помещения, в котором проживает льготник; по установленным нормативам, утвержденным тарифам и ценам.

С 1 января 2011г.

компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате ЖКУ рассчитаны по тарифам и ценам, утвержденным на 2011 год Комитетом по тарифам и ценам Курской области, Решением Железногорской городской Думы, УК и ТСЖ.

Компенсационные выплаты и субсидииперечисляются гражданам на счета, открытые в кредитных организациях, либо доставляются по месту жительства гражданина почтовой связью.

Через кредитные учреждения в г.Железногорске выплаты получают 17182 гражданина, почтовой связью — 764 гражданина. Ежемесячно от получателей почтовой связью на счет учреждения возвращаются 25% неполученные денежных средств, в связи с отсутствием дома получателей, что влечет за собой приостановление выплаты, в случае возврата денежных средств, в течении 6 месяцев.

За 2010 год гражданам нашего города предоставлены меры социальной поддержки по оплате ЖКУ на сумму 100,5 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 30,5 млн. руб., из регионального 70 млн. руб. Расходы на доставку льгот составили 495 тыс. руб.

Ежеквартально компенсационные выплаты подлежат перерасчету по сведениям о ежемесячно потребленных жилищно-коммунальных услугах, которые предоставляются учреждению, в рамках заключенных Соглашений об информационном взаимодействии, такими организациями как: ООО «Жилищник», ООО «Городская управляющая компания», ООО «ТСЖ», ООО «Курскрегионгаз».

Достоверность и полный объем представленных данных влияет на размер компенсационных выплат, поэтому назначение и получение гражданами компенсационных выплат во многом зависит от своевременности и правильности полученной информации. В процессе работы выявлялись случаи предоставления организациями неполной информации, поэтому приходилось дополнительно уточнять сведения по оплате ЖКУ непосредственно у граждан по квитанциям.

Напоминаю, председателям ТСЖ и УК необходимо в течении пяти дней предоставлять сведения, об изменении тарифов и состава обслуживаемого жилого фонда, так как это влечет изменение размера компенсации.

Ежеквартальный перерасчет производится в беззаявительном порядке, но льготополучатель в любое время имеет возможность самостоятельно обратиться за перерасчетом размера компенсационных выплат с квитанциями об оплате ЖКУ.

Ежемесячно авансом гражданам переплачивается 1,5 миллиона бюджетных средств, которые подлежат возмещению в процессе ежеквартального перерасчета.

В 2010г. перерасчеты произведены в июне, сентябре и декабре соответственно за I , II и III квартал 2010г. Перерасчет за IV квартал 2010г. будет произведен в марте 2011г.

Учитывая вышесказанное, монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, и льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению. В целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно.

Надо обратить внимание на следующее: при «монетизации льгот по ЖКХ» компенсация, считается «доходом» и учитывается при оформлении субсидии на оплату жилья для малоимущих граждан.

Таким образом, монетизация льгот обрела не только сторонников, но и противников. Безусловно, жители сел и частных домовладений приветствуют новую систему. А вот мнения горожан разделились: одни ругают нововведения, другие одобряют. Для того чтобы в полной мере оценить эффект «увеличения благосостояния» нужно не полгода и не год. Чтобы сказать об успехе или неуспехе реформы, нужен более длительный период.

Это сегодня деньгами, выдаваемыми взамен проездного билета, никого не удивишь. Но еще 11 лет назад аналогичное предложение, сделанное на официальном уровне, вызвало настоящий шок. Поднимались бунты, митингующие осаждали ведомственные приемные, перекрывали магистрали и устраивали многочисленные забастовки… Кто бы мог тогда подумать, что монетизация льгот будет всерьез и надолго. О прошлых победах и поражениях — глазами современника.

Уже история

Лето. 2004 год. Первые слухи о грядущей реформе лавиной обрушились на ни в чем не повинных граждан. В вместе с ними — и первые результаты: серия крупномасштабных протестов среди «федеральных льготников» — пострадавших и ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, ветеранов, пенсионеров и инвалидов. Их можно понять: власти всерьез решили отменить льготы на транспорт и лекарства, а взамен назначить денежную компенсацию. Даже название этому беспределу придумали романтичное и загадочное: монетизация…

Что было дальше — известно. Закон подписали 22 августа. Вместе с ним граждан, имеющих права на льготы, поделили по географическому принципу. Из федерального бюджета разрешили платить только за «самых-самых»: героев, ветеранов войны, инвалидов и чернобыльцев. Всех остальных с денежного довольствия сняли и перепоручили местным властям — мол, хотите — отменяйте льготы и назначайте эквивалент , не хотите — оставляйте все как прежде. Тем, кто монетизацию провел вслед за центром собирались вернуть до 40% стоимости реформы в виде субвенций.

Несмотря на различные инициативы, в первоначальной версии закона №122-ФЗ в народе более известному как «закон о монетизации», замену льгот деньгами произвели только по трем направлениям:

  • льготы на проезд в городском общественном транспорте;
  • льготы по санаторно-курортному обслуживанию;
  • льготы на покупку медикаментов по рецептам врачей.

Деньги под проект приготовили немаленькие — почти 172 млрд. рублей. Но их не хватило…

Реформа, которую латали на ходу

Надо сказать, что реформа по отмене социальных льгот имела под собой немало социально-экономических предпосылок. Как гриб после дождя, монетизация льгот 2004 года выросла на весьма благодатной почве: многолетних массовых злоупотреблениях служебным положением и повсеместном хищении средств из госбюджета.

К началу двухтысячных стало ясно, что существовавшая со времен СССР система натуральных льгот себя изжила. Жители села, которые не пользовались общественным транспортом и не ездили на курорты, фактически оставались без всякой господдержки. В свою очередь городские льготники были вынуждены годами стоять в очередях на получение обещанной им по закону льготы. Да и бюджету приходилось несладко: в какой-то момент между обещаниями и фактическими финансовыми возможностями разверзлась огромная пропасть.

Плохо было всем. Однако столь необходимая стране реформа не дала нужного результата.

Все пошло наперекосяк с самого начала. В первых числах января 2005 года перестали действовать проездные билеты на транспорт, а денежный эквивалент льготникам стали выплачивать только к началу февраля. Пенсионеры и ветераны труда, чья судьба в отличие «федеральных льготников» теперь оказалась в руках муниципалитетов, результате монетизации льгот остались вообще без всякой поддержки. Бюджеты регионов, даже таких крупных как Москва и Санкт-Петербург, были попросту не готовы взять на себя дополнительные обязательства.

Но самое большое разочарование было в том, что компенсация, выплачиваемая теперь вместо реальных услуг, была не соразмерна постоянно растущим тарифам на проезд и лекарственные препараты. Военные, проходящие службу в отдаленных регионах, теперь не могли позволить себе ни съездить в отпуск, ни слетать к родным. Стоит ли удивляться тому, что по всей стране волной прокатились митинги и забастовки?

Дабы снизить народное недовольство и предотвратить провал реформы, было решено на месяц раньше провести индексацию зарплат военнослужащих и пенсий. Дополнительными денежными вливаниями пришлось помогать регионам. Как сказал Яшин Е., научрук ВШЭ: «костер монетизации пришлось заливать деньгами». Впрочем, несмотря на большие затраты, реформа устояла, и к концу 2005 года общественность худо-бедно успокоилась.

11 лет спустя

Сегодня о том, как проводилась монетизация льгот в России уже забыли. Лет через десять школьники будут изучать ее на уроках истории. Денежные компенсации прочно вошли в нашу жизнь, а закон №122-ФЗ от 22.08.04 г. ежегодно претерпевает хотя бы одну редакцию. Всего таковых за 11 лет набралось 67. Последняя — в мае 2015-го.

Оглядываясь назад, многие, некогда ярые противники монетизации, соглашаются: «монетизация была необходима». Впрочем, после этого добавляют, мол, можно было бы выбрать время и поудачнее, да и подготовиться не мешало бы получше.

В 2015 году федеральные льготники по-прежнему могут выбрать получать ЕДВ полностью, а могут частично заменить его набором социальных услуг. В наборе как всегда — транспорт, лекарства и путевки в санаторий.

Вот только теперь можно самому выбрать, какие льготы монетизировать. Как же этого не хватало в 2005 году…

Ветеранам труда большая часть регионов тоже решила выплачивать месячную компенсацию. Правда размер ее небольшой даже сегодня — всего-то 500-700 руб. + индексация.

Пенсионерам часть льгот оставили в натуральной форме, а обязательную часть (коммунальные платежи, лекарства и проезд) назначили в виде скидок и компенсаций.

Конечно, не все гладко. Особенно в свете развернувшейся войны на Украине и очередного финансово-экономического кризиса. Однако на вопрос «не стоит ли провести демонетизацию?» большая часть политиков отвечает отрицательно. Очень уж жалко деньги, брошенные на укрепление реформы. Хотя, кто его знает…

Разумная идея — перевести натуральные льготы в денежные — провалена из-за организационной неразберихи, ошибок в расчетах и плохой разъяснительной работы. Гася пенсионерское возмущение, монетизацию сворачивают, тратя денег вдвое больше прежнего. Власть не может проводить не то что непопулярные, а хотя бы сложные реформы

Натуральные льготы, конечно, — социалистическая архаика — бесплатное хорошим не бывает. По-капиталистически же: дайте мне деньгами, я сам решу, как мне их потратить. В стране 120 разных льгот, которые получают более 200 категорий граждан, 70% населения, безадреснее некуда! Бесплатный проезд на городском транспорте для пенсионеров — как им пользуется сельский житель? По замыслу, реформа установит справедливость и поможет сделать рыночными здравоохранение, пассажирские перевозки и жилищно-коммунальное хозяйство. Нынешние льготники будут тратить из своих пособий по 100 млрд рублей в год, и в отрасли придут живые деньги, без которых нет развития.

Закон о монетизации вводит изменения аж в 155 действующих законов. Реформа поначалу распространяется на транспорт, лекарства и санаторно-курортное лечение, причем только на «федеральных» льготников, их 14 миллионов.

Еще 19 миллионов человек — льготники региональные, как быть с ними, решать местным властям (в 16 областях все оставят как есть). Пенсионеры — народ естественноконсервативный, к переменам недоверчивый, а подумать об их реакции на первый день новой жизни не удосужились.

Надо было бы январскую компенсацию за городской транспорт для почина выплатить досрочно, в декабре, и устроить какие-нибудь агитпродажи проездных. А так ветераны труда 1 января вдруг столкнулись с необходимостью платить за трамвай, от чего они давно отвыкли. Еще хуже со льготными лекарствами. Минздрав и Минфин не успели заключить договоры с поставщиками, рассчитав: 1 льготник = 350 руб./мес. х 12 млн чел. х 12 мес. = 50,8 млрд руб. Старики остались даже без «жизненнопоказанных медсредств».

Год начинается с самых массовых в 2000-х демонстраций протеста, на улицы выходит 250 тысяч обычно лояльных избирателей. В Москве бюджет позволяет профинансировать льготы с лихвой, а в Петербурге волнения многолюднее всего. Толпы ветеранов перекрывают главные магистрали — Невский и Московский проспекты, и, прорываясь через заслон, одна из машин сбивает пенсионера насмерть. В Перми на митинге сжигают чучело Путина, небывалое дело. Недовольные выплатами военные пытаются устроить оппозиционное всеармейское офицерское собрание, офицеров от места его проведения оттесняет ОМОН.

Рейтинг Путина, по данным ФОМ, падает с 84% до 48%. Президент винит правительство и местные власти. Спешно выделяют 100 млрд рублей на повышение пенсий, проводя его в марте, а не в апреле, как анонсировалось. Вводят льготные проездные на общественный транспорт и замораживают цены на основные лекарства. Самые дорогостоящие льготы — на жилищно-коммунальные услуги и санаторно-курортное лечение — не монетизируют. Бюджет быстро задолжает поставщикам лекарств, а пассажирские перевозки останутся нерентабельными, и их продолжат дотировать.

Добавить комментарий

Закрыть меню