Юристы древнего рима

Профессия юриста в Древнем Риме

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования

Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов.

Первыми протоюристами римского общества с определенной долей условности можно считать жрецов.

Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н.э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

В целях разъясненияприменения jus legitimum (leges и plebi scita) жрецы как единственные знатоки права активно создавали новые правовые нормы.

Новые правовые нормы появлялись при толковании старых правил. Жрецы давали правовые советы, помогали при заключении сделок и учили првильному ведению споров.

Монополия жреческих коллегий была разрушена Гнеем Флавием, обнародовавшим книгу судейских формул, являвшуюся профессиональной

корпоративной собственностью жреческого сословия.

Так началась секуляризация права, т.е.

становление светской юриспруденции. Принципиальный шаг в этом направлении сделал Тиберий Корунканий, первым начавшийоткрыто преподавать право.

Одной из самых древних профессийсчитается специальность юриста. Существует много различных версий происхождения права как государственного института. Однако, к происхождению юристов как толкователей и разработчиков права, все источники сходятся к одному .

Древние юристы появились в коллегии понтификов в древнем Риме. Там впервые на профессиональном уровне изучать право и давать толкование применению его нормам. Одной из основных задач коллегии понтификов являлось предоставление юридических консультаций по применению норм права римским гражданам.


Одновременно, в деревней Греции процветало искусство софизма. Специалисты в этой области были своего рода платными учителями красноречия. Ораторскому искусству в те древние времена предавали большое значение. Правильно и красиво говорить было почетно. Происходили целые речевые сражения, при этом ораторы не перебивали друг друга, говорили последовательно, а решение в победе того или иного оратора принимала публика. Именно ораторы в древней Греции за деньги готовили граждан Греции к выступлению в суде. Помогали правильно поставить речь с точки зрения логики и речевых оборотов. Не маловажную роль уделяли и эмоциональным аспектам. Вместе с тем назвать их юристами можно с натяжкой, так как они не давали информации по применению норм права древней Греции и не создавали судебных прецедентов, были просто мудрыми философами. Вместе с тем они заложили свой камень в создании древней профессии юриста.

Юридическая профессия формироваласьодновременно с формированием Римского права. Это одна из самых древних систем права, многие институты которой используются и в современных нормах закона практический всех государств мира. Именно в этот период появилось понятие частной собственности, а значит необходимости ее защиты. И защиты не физической, а юридической. Если за преступления судили в те времена эмоционально и не было какой-либо систематизации, то к

времена эмоционально и не было какой-либо систематизации, то к

имущественным правам отношение было иное.

Само слово «юрист» произошлоот древнего латинского слова jus, означающего право в полном смысле слова, и законность. Со временем данное слово стали применять к названию профессии, связанной с законом в той или иной степени, его толкованием и применением .

В точном смысле этого процесса профессия юристакак юридическая спецификация социальной деятельности была актуализирована в республиканский период существования римского государства.

Деятельность юристов в означенный отрезок времени выражалась: • в руководстве ведения судебных дел («agеre»);

• в даче советов («respondere»);
• в редактировании формальных актов («cavere»).

В республиканскую эпоху не существовало юрисконсультов.

Заинтересованные лица обычно обращались к тому, кому доверяли.

Август и его преемники в целях привлечения на свою сторону авторитетного сословия юристов предоставили некоторым, наиболее выдающимся юристам, право давать официальные консультации по поручению императора на запросы, поступавшие к нему. Ответы этих привилегированных юристов имели такую же силу, как и собственные императорские толкования, и были обязательны для судей .

Особого расцветаримская юриспруденция достигла в период принципата (I–III вв. н. э.), ставшего ее классическим периодом.

В период от I до середины III в.

работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставившие литературное наследие.

Целую эпоху в этом отношении составил юрист начала принципата М.А. Лабеон, приверженец республиканских идей, новатор в области права (plurima innovare instituit).

Лабеон оказал продолжительное влияние на дальнейшее развитие юриспруденции и считается основателем юридической школы прокулианцев(названной по имени его ближайшего ученика Прокула).

Его политический противник Капитон,имевший меньшее значение, был основателем другой юридической школы – сабинианской, названной по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина (незнатного происхождения, достигшего только к пятидесяти годам всаднического звания).

Сабин был величайшим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право.

Первая частная юридическаяшкола, где учителя читали лекции,

Первая частная юридическаяшкола, где учителя читали лекции,

давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше

Капитоном).

Сабин был величайшим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право.

Из сабинианцев во II в. нельзя не отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение.

В IV — V векахсуществовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла.

В 533 году император Юстинианиздал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.

Фундаментальное различие в позицияхюридических школ состояло в смещении акцентов в определении оснований правопритязаний – доминировании либо материала, либо формы, т. е. предмета или деятельности в структуре социальных связей.

Письменными воплощениями практической деятельности юристов классического периода стали:

• элементарные руководства – институции («institutions»);
• сборники консультаций и казусов («response», «epistolae», «quaestiones»,

«disputations»);
• определения («defi nitions»);

• правила («regulae»).
Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные

руководства – «institutiones».

Обучение юристовв республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов «instruere».

В конце республики стали вести систематическое чтение лекций «instituere».

В качестве пособия к этим занятиям и появились institutiones. Наибольшей популярностью пользова лись Институции Гая.

В конце классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиана.

Структуральные формы и содержательные наполнения институций Древнего Рима оказали свое влияние и на дальнейшее развитие мировой цивилистики.

Классический гражданский кодекс XIX столетия: Наполеоновский кодекс 1804 года построен по институциональному принципу: «Вещи», «Лица» и «Обязательства».

С середины III в. н. э. начинается упадокюриспруденции в Римской империи.

Если в эпоху принципата юристы были нужны императору в качестве одного из каналов для проведения и поддержки императорской политики, то при доминате эта их роль оказалась уже законченной.

Императорская власть стала абсолютной. Воля императора оказалась единственным источником права.

«Jus respondent» больше не дается; юристы работают главным образом в качестве чиновников императорской канцелярии.

Однако «response» классических юристов сохранили значение источника права.

В 426 г. был издан закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами).

При различии мнений этих юристов предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ РИМСКИХ ЮРИСТАХ

Aelius Paetus uAelius Paetus Catus (Элий Пет и Элий Пет Кат) — два брата, первые римские светские юристы. Консулы 201 г. до н. э. и 198 г. до н. э. Элий Пет Кат — автор первого юридического произведения, написанного для широкой публи­ки, содержащего комментарии к Законам ХП Таблиц и судебные формулы.

Aquilius Gallus (Аквилий Галл) — претор 66 г. до н. э., зна­менитый юрисконсульт.

Arrius Menander (Аррий Менандр) — советник императо­ров династии Северов (Септимия Севера и Каракаллы). Автор военного трактата «De re militari» («О военном деле»).

Brutus, M. Junius (Брут, Марк Юний) — претор 142 г. до н. э., один из основоположников цивильного права.

Capita, Gnejus Atejus (Капитан, Гней Атей) — юрист 1 в. н. э. Приверженец монархического порядка, пользовался расположе­нием Августа. Был консулом и великим понтификом (pontifex maximus). Как изобретательный новатор-юрист и знаток понти-фикального права пользовался у современников большим ува­жением. Главные труды: «De pontifico jure» (7 книг) и «De officio senatoris».

Cassius Longinus (Гай Кассий Лонгин) — из знатного рода, занимал самые высокие государственные посты в Iв. н. э., пользо­вался большим авторитетом в области права. Оставил обшир­ный труд о всей системе цивильного права («Jus civile»).

Cato, M. Porcius (Катан, Марк Порций, по прозвищу Цен-зорий — Censorius), — 234-149 гг. до н. э., авгур, консул, цензор, влиятельный государственный деятель, полководец, писатель, знаток права и известный адвокат. Строгий ревнитель старо­римских нравов, но в то же время сторонник прогрессивных ме­тодов ведения хозяйства. Написал труд «De agri cultura» («О сель­ском хозяйстве»).

Cicero, M. Tullius (Цицерон, Марк Туллий) — 106-43 гг. до н. э., homo novus, знаменитый оратор, выдающийся политичес­кий деятель, философ, писатель, адвокат, знаток римского пра­ва. Автор нескольких философских и политических трактатов, дошедших до нас в хорошем состоянии и являющихся неоцени­мым источником сведений о Римской республике II и I вв. до н. э. («Оратор», «О законах», «О государстве», «Об обязанностях»). На политической арене получил популярность после произне­сения нескольких циклов речей с политической подоплекой.

Claudius Caecus, Appius (Аппий Клавдий Цек («Слепой») -умер после 280 г. дон. э., влиятельный патриций, оратор, юрист. Написал и опубликовал сборник судебных формул.

Constantinus, Imperator Caesar С. Fulvius Valerius Augustus (Император Константин I Великий) — правил с 306 г. Завершил реформы Диоклетиана, преобразовав государство в доминат («аб­солютную монархию»). Миланским эдиктом (313 г.) разрешил свободно исповедовать христианство.

Coruncanius, Т. (ТитКорунканий) -консул 280 г., диктатор 246 г. до н. э., первый великий понтифик из плебеев (ок. 254 г. до н. э.). Первым начал давать юридические консультации (responsa) и обучать частному праву.

Crassus, L. Licinius (Луций Лициний Красе) -141-91 гг. до н. э., консул 95, государственный деятель, прекрасный оратор, знаток права.

Diocletianus, Imperator Caesar С. Aurelius Valerius Augustus (Диоклетиан, Император Цезарь, Г. Аврелий Валерий Август). Император 284-305 гг. Талантливый полководец и основатель домината. С помощью лучших юристов, сотрудников бюрократического аппарата, им созданного, добивался стабильности права. Ввел в Восточной части империи латынь в качестве офи­циального языка.

Gaius (Гай) — юрист П в. Достоверных данных о Гае нет. Считают, что он жил и работал вдали от Рима, в Малой Азии. Современникам он был мало известен, его известность начина­ется примерно с IV в. Особой популярностью пользуется его учебник — Институции. В нем привлекает систематичность, яс­ность изложения, обилие примеров из судебной практики. Инс­титуции — это элементарное изложение частного права, состоит из 4 книг. В первой помещены положения о свободных и рабах, свободнорожденных и вольноотпущенниках; вторая и третья книги посвящены различным видам вещей, обязательствам и наследованию; четвертая книга содержит учение о различных формах процесса, об исках, эксцепциях, интердиктах.

Gellius, Aulus (Авл Геллий) — 2-я половина II в. Писатель. В свое сочинение «Noctes Atticae» («Аттические ночи») вклю­чил много ценных цитат из области римского права.

Gregorius (Грегорий) — высокопоставленный чиновник при Диоклетиане. Составил Codex Gregorianus (Кодекс Грегорианов), старейший частный сборник императорских конституций от Адриана до Диоклетиана.

Hadriamis, Imperator Caesar Traianus Augustus (Адриан, Император Цезарь Траян Август) — 76-138 гг. По его приказу был издан «Edictum perpetuum Hadriani» (Адрианов эдикт).

lulianus, L. Octavius Cornelius Salvius I. Aemilianus (Юли­ан, Луций Октавий Корнелий Сальвий Юлий Эмилиан) — ок. 100 г. Один из крупнейших юристов за всю историю римского права. Родом из Северной Африки, занимал высокие государственные посты (был претором, консулом, советником императоров Ад­риана, Антонина Пия, Марка Аврелия, Луция Вера). Глава шко­лы сабинианцев. Уделял особое значение преторскому праву. По поручению Адриана разработал Edictum perpetuum Hadriani, за­вершивший правотворческую деятельность преторов. Создал самое значительное произведение классического правоведения Digesta в 90 книгах, где содержались его responsa всех видов и из всех областей римского права.

Iustinianus I (Юстиниан I) — 482-565 гг., византийский им­ператор с 527 г. Энергичный правитель, по его приказу была соз­дана комиссия во главе с авторитетным юристом Трибонианом для приведения в систему и сохранения важнейших ценностей римского права. Юстиниан восстанавливал традиции, сделал ла­тынь официальным языком и повелел разработать Corpus iuris civilis («Свод гражданского права»).

Labeo, M. Antisfius (Лабеон, Марк Антистий), юрист I в., был претором при Августе, самый вьщающийся юрист времен Августа, оригинальный мыслитель и новатор. Достиг претуры, но отказался от консулата. Написал около 400 книг, в том числе первый классический комментарий к преторскому эдикту. Глав­ные труды — «Ad legem ХП tabularum commentarii», «Epistulae», «Responsa», «Ad praetoris edictum».

Manilius, M. (Манилий, Марк) — homo novus, консул 149 г. до н. э., один из основоположников цивильного права. Принад­лежал к кружку Сципиона Младшего. Издал сборник формуля­ров договоров, завещаний и исков, а также практическое посо­бие.

Marcianus, Aelius (Марциан, Элий) — 1-я половина III в. Преподавал и писал труды по праву, имел доступ к император­скому архиву. Главный труд — «Iustitutiones».

Modestinus, Herennius (Модестин, Геренний) — юрист III в. н. э. Ученик Ульпиана. Имел jus respondendi. До нас дошли отрыв­ки из его сочинений, вошедшие в состав Дигест. В трудах Модес-тина «Pandecta» (12 книг), «Regulae» (10 книг), «Differentiae» (9 книг) даны общие обзоры права.

Наиболее обширный труд «De excusationibus» (6 книг) написан по-гречески. Большой из­вестностью пользуются данные Модестином формулировки юри­дических определений (например, его определение брака). Ока­зал большое влияние на развитие римского права.

Mucins Scaevola (Муций Сцевола) — консул 133 г. до н. э., pontifex maximus (131 г. до н. э.), один из основоположников цивильного права, представитель знаменитой семьи юристов.

Mucius Scaevola Pontifex, Q (Муций Сцевола Понтифик, Квинт) — жил ок. 140-82 гг. до н. э., консул 95 г. до н. э., блес­тящий юрист, государственный деятель и оратор. Его труд Jus civile — первая попытка дать полную систему цивильного права, крупнейшее произведение не только римского республиканско­го правоведения, но и краеугольный камень всей западноевро­пейской науки права. Помимо того, он был автором множества судебных речей, великолепным педагогом и эрудированным рес­пондентом.

Neratius Priscus, L. (Нераций Приск, Луций) — консул 87 г., префект, наместник в Паннонии, советник императоров Траяна и Адриана. Глава школы прокулианцев. Оставил ряд трудов по праву.

Nerva, M. Cocceius (Нерва, Марк Кокцей) — консул (до 24 г.), глава школы прокулианцев своего времени, друг императора Тиберия.

Numa Pompilius (Нума Помпилий) — согласно традиции, второй римский реке. Ему приписывают множество законов.

Papinianus, Aemilius (Папиниан, Эмилий) — один из самых выдающихся юристов III в. н. э. Имел большое влияние при Сеп-тимии Севере, был префектом претория. В 212 г. при императо­ре Каракалле казнен. Для юристов позднейшего времени Папи­ниан являлся большим авторитетом. Имеет много юридических сочинений, написанных ярким и точным языком. Среди его сочи­нений следует выделить: «Responsa» (19 книг), «Questiones», в которых освещаются отдельные вопросы права — очень важные учебные пособия.

Papirius (Папирий) — согласно традиции, pontifex maximus ок. 500 г. до н. э., составивший сборник правил сакрального пра­ва.

Paulus, Julius (Павел, Юлий) — жил на рубеже II-III вв. Ад­вокат, префект преторианской гвардии при Александре Севере. Очень авторитетный, образованный теоретик права. Его сочи­нения охватывают все области права, особенно частного. Создал несколько монографий. Всего оставил 86 сочинений в 319 кни­гах (свитках).

Polybios (Полибий) — ок. 200-120 гг. до н. э., греческий историк. Его «Historia» («История») — надежный источник све­дений о публичном римском праве.

Pomponius, Sextus (Помпоний, Секст)-юристIIв. н. э. За­нимался преподаванием права и теоретической обработкой граж­данского права. Написал огромное количество книг, посвящен­ных юриспруденции и истории римского права. Сочинения Пом-пония: «Libri ad edictum» (150 книг) — наиболее обширный ком­ментарий к эдикту. Особую важность имеет сочинение «Liber singularis enchiridii», содержащее историю римского права и рим­ской юриспруденции (encbiridium — греч.: «пособие»).

Proculus (Прокул) — основатель школы, получившей его имя. Прославленный учитель и респондент. Занимал выдающее­ся место в политической жизни. Оставил «Epistulae» («Письма»), которые впоследствии часто цитировались, и другие труды.

Scaevola, Q. Cervidius (Сцевола, Квинт Цервидий) — совет­ник и юридический консультант Марка Аврелия, префект стра­жи — praefectus vigilum (175 и 177 гг.), отличный учитель и рес­пондент. Отличался оригинальностью мышления, проницатель­ностью правовых суждений, лаконичностью формулировок. Все его произведения имеют казуистический характер («Digesta», «Notae», «Quaestiones», «Responsa» и др).

Servius Sulpicius Rujus (Сервий Сульпиций Руф), жил ок. 106-43 гг. до н. э., консул 51 г., проконсул 46-45гг. до н. э. Пре­восходный оратор и учитель, воспитавший не менее 10 прослав­ленных учеников. Чрезвычайно плодовитый автор (оставил после себя ок. 180 книг, многочисленные судебные выступления, пер­вый комментарий к преторскому эдикту).

Servius Tullius (Сервий Туллий), легендарный шестой реке, ему приписывают множество законов в области частного права и реформу римской конституции.

Tarruntenius Paternus (Таррунтений Патерн), praefectus praetorio с 179 г. — начальник императорской гвардии. В 183 г. казнен. В сочинении «De re militari» («О военном деле») первым разрабатывал военное право.

Trebatius Testa, С. (Требаций Теста, Гай) — юридический советник Цезаря, а затем и Августа. Уважаемый юрист, часто цитируемый впоследствии. Названия его трудов не сохранились, но очевидно, в число их входили Responsa и De religionibus.

Tribonianus (Трибониан) — выдающийся юрист и госу­дарственный деятель при Юстиниане, инициатор и главный соз­датель Corpus iuris civilis.

Ulpianus, Domitius (Ульпиан, Домиций) — выдающийся юрист классической эпохи, главный советник императора Алек­сандра Севера. Занимал пост префекта претория, имел jus respondendi.

В совершенстве знал все области права. Оставил огромное литературное наследство, в том числе учебники bistitutiones и Regulae, написанные четким, ясным языком; ци­таты из его сочинений составляют почти треть всех Дигест Юс­тиниана. Самостоятельная группа его трудов — работы о право­мочиях отдельных магистратов. Оказал большое влияние нараз-витие римского права.

Varro, M. Terentius (Варрон, М. Теренций) — 116-27 гг. до н. э. Ученый-энциклопедист и писатель. В числе прочих трудов написал De jure civili и сочинение о публичном праве, De lingua latina и Res rusticae, где содержится много ценных сведений и о частном праве.

Приложение 3

Великие римские историки и юристы: их методология и достижения.

Древний Рим, особенно в период I-V вв. НЭ. – становление юридической науки.

Унаследовал многое от греков. Главное отличие — известнейшие школы юристов в Риме (пал в 390 гг), Константинополе (пал в 1453), Афинах, Бейруте, Цезарее. Первая – создана в I в. Сабианом (римский юрист). (школы изучали законодательства, толкование законов, репитиции судебных процессов.) Становление юрнауки – через школы, взаимодействие с властями.

Роль юридической науки ярко проявилась в III-IV вв. НЭ в период написания Свода Юстиниана – в работе комиссии приняли участие многие адвокаты и профессора школ, том числе, двух наиболее знаменитых юридических школ классической юриспруденции — сабинианцы и прокульянцы.

Дигесты, или Пандекты (Digestae, Pandectae) были самой объемной частью Свода Юстиниана*.

Они представляли систематическую компиляцию цитат — в сокращении или даже в изложении — из работ классических римских юристов.

Всего в Дигестах насчитывается 9.142 фрагмента из почти двух тысяч произведений, принадлежавших перу 39 римских правоведов I — V вв. (Флорентин, Марсиан, Помпоний, Папирий Юст, Юлиан, Папиниан, Гай, Ульпиан, Павел, Модестин, Гермогениан, Григориан…Трибониан).

Это юристы-практики, которые имели своих учеников, также это юристы-учёные. Трибониан был руководителем данной комиссии.

Методологические особенности:

1. Попытки сочетать теоретические принципы* с юридическим творчеством

2. Деление права на естественное – право народов – государственное – гражданское. Естест.право понималось в духе Аристотеля, Цицерона. Законы закреплены в духе природы, пронизывают и обществ.жизнь. В духе пантеизма, кот. Предполагает некое тождество разумности и естественности.

3. Соединили право с критериями высшей морали: «Предписания права суть следующие: честно жить, ближнего не обижать, воздавать каждому его должное» (Ульпиан) Для античн.права характерен симбиоз права и морали, некий правовой идеализм. Это попытка наложить эмоциональный, нарвственный принцип на природу права.

* «Никто не может другому передать более прав, чем имеет сам» или «Невозможное не должно содержать в себе представления о некоей обязанности».

Зарождение юридической науки в Древнем Риме связано с деятельностью жрецов – коллегии понтификов. Она ведала составлением календарей, погребальным культом и сакральным правом (т. е. божественным). Кроме того понтифики занимались комментированием законов. Сформировавшиеся религиозные и правовые формулы должны были четко произноситься, без каких-либо запинок и ошибок. Только с начала III в. до н. э. положение начинает меняться.

В III – I вв. до н. э. бесплатные юридические консультации давались чаще всего членами влиятельных сенаторских семейств, появившимися профессиональными юристами. Известными юристами, государственными деятелями I в. до н. э. были Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф. Однако юридические трактаты данного периода в большинстве своем до нас не дошли.

Большое значение получает и деятельность адвокатов. Они защищали своих клиентов во время предварительного следствия и суда. Причем, если в республиканский период их услуги не оплачивались, то в период Империи

(I в. н. э.) их максимальный гонорар был установлен в 10 тыс. сестерциев.

Развитие юридической профессии привело к появлению юридического образования. В 254 г. до н. э. верховный жрец Тиберий Корунканий начал разъяснять нормы права всем желающим. С этим именем обычно связывают начало публичного преподавания права в Риме. Начиная с I в. н. э. римская система образования значительное место отводила юридической науке. Известный римский юрист Сабин (I в. н. э.) открыл первую частную юридическую школу. Там читали лекции по праву, проводились диспуты и давались ответы на вопросы учеников. Последователи Сабина образовали видную школу римского права – сабинианцев, а самому Сабину вместе с некоторыми другими известными юристами было дано право официально разъяснять законы.

Такие разъяснения имели обязательную силу для суда. Это право было дано императором Августом, и одним из первых его получил Мазурий Сабин. Введение таких обязательных заключений (responsa) повысило правовую культуру, заставило чиновников и судей, зачастую не обладавших навыками профессиональных юристов, учитывать в своей деятельности достижения юридической науки. В период принципата и домината высшие должностные лица, в том числе и императоры, всегда имели при себе советников-юристов. Таким образом, осуществляя свою научную и практическую деятельность, римские юристы издавали различного рода комментарии к гражданскому праву, труды по отдельным правовым вопросам и юридические учебники, содержавшие систематизированный анализ применения правовых норм в доступной форме.

Не менее важным юридическим направлением была школа прокулианцев. Ее основателем был Марк Антисий Лабеон (ок. 50 г. до н. э. – 18 г. н. э.), а видным представителем – его ученик Прокул. Эта школа по ряду важных положений выступала противником сабинианцев.

При преподавании права римские юристы не уделяли особого внимания общим понятиям (в отличие, например, от греков). Они сразу же ставили перед учениками практические вопросы.

Одним из самых ранних дошедших до нас юридических трактатов было сочинение Муция Сцеволы. Он разделил все гражданское право на четыре основные части: право наследования, право лиц, вещное и обязательственное право.

Говоря о норме права, римские юристы, как справедливо указывает Г. Берман, «воспринимали правовую норму как обобщение общих элементов решений по ограниченному классу дел» . Они впервые стали проводить широкие обобщения, разрабатывать правовые понятия. Однако такой теоретический уровень развития в римском правоведении был достигнут только в классический и постклассический период.

Среди римских ораторов, государственных деятелей и юристов особо необходимо выделить Марка Туллия Цицерона (106 – 46 гг. до н. э.). Цицерон впервые придает практическое значение естественному праву: «Истинный закон представляет собой то, что говорит правильно употребленный разум. Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным… Ни волей сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону».

Не менее важными были и выступления Цицерона. Его речи состояли из вступления (где приводились факты в пользу подзащитного), основной части (где излагалась суть дела, доказательства, нацеленные против доводов противной стороны) и заключительной части (где приводились резюме, обращенные к слушателям).

Нельзя обойти вниманием и другого видного римского юриста Гая (II в. н. э.). Представитель школы сабинианцев, он написал один из самых известных учебников по римскому праву – институции (т. е. наставления, учебник) Гая. Система изложения материала, избранная им (лица, вещи и обязательства, иски) впоследствии получила широкое распространение.

Среди римских юристов особо следует выделить тех, мнения которых с 426 г. н. э. должны были рассматриваться в суде в качестве наиболее авторитетных. Это были труды наиболее видных юристов позднего классического периода: Папиана, Павла, Ульпиана, Модестина и вышеуказанного Гая.

В IV – V в. н. э. в Римской империи действует несколько специальных юридических школ с 4-летним сроком обучения. При Юстиниане срок обучения увеличивается до 5 лет. В правление Юстиниана проводится обширная кодификация права, издается Свод римского гражданского права (Corpus juris civilis), состоявший из Институций, Дигест, Кодекса Юстиниана и новелл.

* * *

Развитие юриспруденции, юридической профессии и образования в Древнем мире прошло долгий путь. От примитивного архаического права, имевшего многие пережитки, доставшиеся от родового строя, до сложной правовой системы Древнего Рима. Именно здесь впервые возникает юридическая наука, особую роль играют профессиональные юристы, существует и довольно совершенная система юридического образования. Все эти достижения в значительной мере будут восприняты впоследствии западноевропейской наукой и еще долгое время будут оставаться ее идеалами и ориентирами.

Стоики

Различные варианты в целом фаталистической концепции естественного праваразвивали древнегреческие и древнеримские стоики.

Судьба как управляющее и господствующее начало (hegem-onikon) — это, согласно стоикам, одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании, управляемом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет»3. Судьба здесь выступает в качестве такого «естественного закона»(«общего закона»), который имеет в то же время божественный характер и смысл. Согласно основателю стоицизма Зенону,»естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей противоположное»1.

Человеческая природа — часть общей природы и мироздания в целом. Отсюда вытекает основное естественноправовое требование стоицизма — жить в согласии с природой, что означает: жить честно и добродетельно согласно разуму, естественному (или общему) закону мироздания. В данной связи стоик Хрисиппзамечает: «Поэтому (высшая) цель — жить в согласии с природой — согласно своей природе и общей природе, ничего не делая такого, что запрещается общим законом, а именно правильным разумом, проникающим все; он же присущ и Зевсу, устроителю и управителю всего сущего»2.

Важное значение в стоицизме имеет понятие «долга».»Зенон, — сообщает Диоген Лаэртский,— первый употребил слово «долг», ибо он вывел его из слов «то, что подобает»: долг есть действие, присущее природным созданиям. Из действий, совершенных по влечению, одни сообразны с долгом, другие противны долгу, третьи — ни то, ни другое. Сообразно с долгом то, что внушается разумом, например, почитать родителей, братьев, отечество, уступать друзьям. Противно долгу то, чего разум не внушает…»3.

Естественная, природная связь людей, т. е. соответствие этих человеческих связей и отношений общему (естественному) закону мироздания, и является, согласно воззрениям стоиков, основанием и причиной наличия в общении людей справедливости.Естественный закон тем самым предстает как воплощение всеобщей и универсальной справедливости, которая в учении стоиков играет роль нормативно значимого принципа и критерия как для политического сообществалюдей (государства), так и для принимаемых ими законов.

Отталкиваясь от универсального характера естественного закона (и, соответственно, — справедливости по природе), Зенон и Хрисипп в своих сочинениях о государстве, а вслед за ними и их греческие и римские последователи (Сенека, Марк Аврелий, Эпик-тет) обосновывали космополитическиепредставления о том, что все люди (по своей природе и по закону мироздания в целом) — \ граждане единого мирового государства и что человек — гражда- -, нин вселенной. «Весьма удивительно, — замечает Плутархпо по-; воду этих идей стоиков, — что главное в форме правления, кото-] рую описал Зенон, положивший начало школе стоиков, состоит не втом, что мы обитаем в городах и областях и отличаемся своими особыми законами и правами, а в том, что мы рассматриваем всех людей как своих сограждан, что жизнь одна подобно тому, как мироздание одно. Это как бы стадо, которое пасется на общих пастбищах согласно общему закону»1.

В свете естественноправовых представлений стоиков рабствоне имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

В естественноправовой концепции Сенекинеминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе — государство и законы. Причем само естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок мироустройства и причинная цепь событий), и одновременно как необходимый императив разума.

Вселенная,согласно Сенеке, — естественное государство со своим естественным правом,признание которых — дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди, независимо от того, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований и их установлений, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.

«Мы, — пишет Сенека, — должны представить в воображении своем два государства: одно — которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое — это то, к которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским или связано еще с каким-либо городом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть такие люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому»2.

Этически наиболее ценным и безусловным, согласно концепции Сенеки, является «большое государство». Разумность и, следовательно, понимание «закона судьбы» (естественного права)как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе — и случайной принадлежности к тому или иному «малому государству»), признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для их сообществ (государств).

Исходя из представлений о естественном праве как общеобязательном и равном для всех мировом законе, Сенека наиболее последовательно среди стоиков отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей, включая сюда и рабов.

Сходные естественноправовые представления развивал Эпик-тет.Каждый, поучал он, должен надлежаще исполнять ту роль, которая ниспослана ему судьбой и мировым законом. Исходя из таких представлений, он отстаивает следующий естественнопра-вовой принцип:»чего не желаешь себе, не желай и другим»1. Этот принцип он использует для критики рабства как безнравственного и порочного явления, противоречащего естественному праву.

Стоик Марк Аврелий Антонин(в 161—180 гг. -— римский император) развивал представление о «государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтущем свободу подданных»2. Из общего всем людям духовного начала, замечает Марк Аврелий в сочинении «К самому себе», следует, что все мы — разумные существа. «Если так, — продолжает он, — то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон»3.

Дата добавления: 2015-11-14; просмотров: 118 | Нарушение авторских прав

Выработка новой парадигмы – является крайне сложной задачей, Парадигма преждем чем овладеть массами – должна быть кем то сформулирована. | Формы научного знания | Методология о стадиях научного исследования. «Контекст открытия» и «контекст обоснования» (Рейхенбах). | Диалектика внутринаучного производства и потребления юридических знаний. | Виды норм в юридической методологии | Особенности применения методов и норм на различных этапах научных исследований в области права. Эвристические методы и методы обоснования юридических знаний. | Результаты эвристической деятельности | Зарождение правовых идей и юридических знаний в Древней Греции | Методы научного познания в трудах древнегреческих философов. Платон и Аристотель | Римские юристы |

Большой вклад в разработку римской юриспруденции, истолкование принципов права внесли римские юристы. Вначале они действовали как своеобразные советники. Римляне перед тем, как отважиться на какие-то важные дела: купить или продать землю, заключить заём — шел за советом к юристу.

Составление таких документов требовало специальных знаний. Право Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшая неточность лишали данный акт юридической силы. Сама юридическая процедура, формализм совершения сделок требовали неукоснительного знания ее словесной формулы и выполнение определенных жестов и символов. В таких делах консультация юриста, точность правовой формулы заключаемой сделки имели для клиента большое значение. Ошибки в таком деле могли иметь роковые последствия для участников сделки.

В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости. По Цицерону, деятельность юристов выражалась в трех формах:

  • выработке образцовых форм для различных юридических сделок;
  • консультациях по сложным вопросам;
  • советах процессуального характера.

Разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Чёткость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности как к своего рода искусству. В отличии от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которое они приобретали в результате своей деятельности.

Римская юриспруденция включала в себя не только практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению праву, но и толкование законов, что весьма существенно. Это требовало в свою очередь не только разъяснения отдельных норм, взятых изолированно друг от друга, но и систематического сопоставления и даже сравнения с правом других народов. Такая потребность стала ощущаться особенно заметно после того, как преторы по делам перегринов вынуждены были все чаще обращаться к нормам права народов.

В процессе толкования права юристы, особенно в сфере имущественных отношений и судопроизводства, дополняли, изменяли, а порой фактически отменяли устаревшие нормы, составляли новые. Творимое юристами право по существу было таким же источником, как и обычное право.

Еще в древности юристы стали толковать, комментировать законы и обычаи с целью их наилучшего применения в судебной практике. Так появились первые примитивные систематизации и обобщения права — интерпретации и диспутации.

К концу третьего века до нашей эры юриспруденция перестала считаться тайным искусством жрецов. Понтифики были вытеснены из сферы толкования обычаев и права. Их место заняли светские юристы.

Одним из крупных правоведов республики был Квинт Люций Сцевола, который преподавал в юридической школе и написал 18 книг по цивильному праву. У него учился знаменитый Цицерон.

Адвокаты, выступая в процессах, приобретали большую популярность, ораторы в судах пользовались известным уважением, часть из них становились магистратами, парадными трибунами. Имелось немало продажных стряпчих, в их числе бывшие адвокаты, которые в целях наживы выступали с ложными, сфабрикованными обвинениями. Их усердие оплачивалось четвертой частью имущества осужденного.

Применительно к судопроизводству юристы предложили ряд точеных формулировок: “Не должно быть позволено истцу, что не разрешено ответчику” . Эта же мысль содержалась в другом правиле: “Да будет выслушана вторая сторона” . Процедура судебного разбирательства тяжбы по имущественным спорам предоставлялась юристам как разновидность борьбы: истцы вооружены исками, ответчики — своими возражениями.

В период принципата юристы написали ряд сочинений в виде консультаций, комментариев к цивильному праву, к преторским эдиктам, появились монографии и даже учебники.

Во втором веке нашей эры юрист Клавдий Сатурнин разработал в помощь судьям семь пунктов судоразбирательства: причина преступления, личность преступника и потерпевшего, место, время, качество, количество, последствия. Однако судьи — чиновники придерживались обвинительного уклона и не всегда считали нужным следовать этим рекомендациям.

В “Дигестах” Юстиниана воспроизводились высказывания юристов о необходимой обороне, о соответствии наказания преступлению, о том, что нет вины там, где нет виновного намерения, каждый неосужденный рассматривался как невиновный, судья виновный, когда виновный оправдан. Опьянение как отягощает, так и обнажает преступление.

В период принципата сформировались два основных направления в римской юриспруденции, две школы: прокулианская /по имени её основателя Прокула/ и сабианская, или касианская. Являясь приверженцами монархии, сторонники первой допускали более широкое толкование республиканских правовых норм. Сабинианцы в вопросах толкования права занимали более консервативную позицию, отдавали предпочтение квиритскому праву. Самым знаменитым представителем прокулианской школы был Лабеон, вторым — Капитон.

К концу третьего века нашей эры различия между этими направлениями в юриспруденции практически исчезли.

Расцвет деятельности юристов относится к I-III вв. — эпохе начала принципата. Авторитет юристов, их мнения, заключения по вопросам права оценивались чрезвычайно высоко. Октавиан Август распорядился, чтобы ответ или разъяснения по вопросам права, данные известными юристами, как бы исходили от самого принципса. Со времен Тиберия виднейшие юристы были наделены правом ответа, их заключения по конкретным делам имели официальную силу, обязательный характер для тех судей, где рассматривалось дело, по которому дана консультация. Такого же взгляда на роль юристов придерживался император Адриан. Ответ юриста мог состоять из одного слова: да или нет.

При оценке тяжести преступления или правонарушения в судебном разбирательстве считалось весьма важным обнаружить умысел, наличие злой воли, отграничить вину от преступной небрежности, неосторожности, влияния непреодолимых сил и т.д. “Где есть вина, там есть возмездие” . Большое значение придавалось умыслу, злой воле. Цицерон указывал: “Погрешает дух, а не тело, где нет намерения, умысла, там нет вины” . Из этого делается вывод, чем злее воля, тем сильнее должно быть наказание. Добровольное признание смягчает вину. Стала пословицей знаменитая формула: “Без закона нет преступления, нет наказания” .

Закон, по мнению юристов, прежде всего, нацелен на будущее, судья же рассматривает прошлое, т.е. свершившийся факт. Из этого делается вывод: правосудие эффективно там, где существует справедливый и скорый суд, правосудие не может остановиться на полпути, всякое промедление, волокита есть разновидность отказа от правосудия. Правосудие рассматривалось как постоянное и вечное желание государства обеспечить каждому гражданину его права.

Авторитет закона усматривался в неуклонном его исполнении. Широкую известность имела формула: “Да совершиться правосудие, чего бы это не стоило, хотя бы и мир погиб.” и вместе с тем показания для решения суда зачастую добивались от рабов путем жесточайших пыток. Свидетели, свободные граждане, перед допросом давали присягу.

Римские юристы внесли большой вклад в разработку общих принципов цивильного и преторского права. Это позволило властям дать официальное согласие на сближение двух источников права. Огромную исследовательскую работу по систематизации преторского права проделал Сальвий Юлиан. Его теоретические разработки стали основой для официального сближения двух источников права. Сальвий Юлиан систематизировал наиболее ценные в юридическом отношении нормы преторского права, придал ему окончательную редакцию. Составленный им сборник, в котором насчитывалось 90 книг, получил название “Постоянный эдикт” . Ему была придана обязательная сила. Впоследствии знаменитые правоведы Павел, Ульпиан написали к этому сборнику множество комментариев, которые позже также были приравнены к источникам римского права. Многие положения “Постоянного эдикта” вошли в свод гражданского права.

Знаменитый Ульпиан написал свыше ста крупных работ по данной проблематике. Широкую известность имел его ученик Модестин. Его высказывания о праве составили одну треть нормативных положений “Дигест” в кодификации Юстиниана.

В начале пятого века императоры Феодосий второй и Валентиниан третий издали эдикт, согласно которому цитаты из пяти знаменитых юристов — Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина, Гая имели для судей обязательную силу.

Судьи принимали во внимание также комментарии ученых правоведов. Иногда возникали разногласия. Император Константин предписал: “Во избежание бесконечных споров юристов уничтожить замечания Ульпиана и Павла к тексту Папиниана, так как они не столько исправляют его, сколько портят во имя собственного прославления” .

В кодексе Феодосия первоначально канонизировались только пять классиков-юристов Рима: Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай. При расхождении во мнениях по рассматриваемому вопросу предпочтение отдавалось большинству. При равенстве голосов решающим было мнение Папиниана.

Теоретические положения профессора Гая по римскому праву получили силу закона в кодификации Юстиниана. Случай в юриспруденции редчайший. Инструкции Гая — единственный источник классической юриспруденции, который сохранился почти полностью. Они были самым распространенным учебным пособием в школах империи.

Знаменитые ученые-правоведы, классики римского права, как правило, редко выступали в суде, не занимались адвокатской практикой, их не привлекала судебная риторика. Однако некоторые из них занимали важные государственные должности.
Отдельные ученые-правоведы оправдывали неограниченный, божественный характер власти императора. Ульпиан заявил, что покольку народ якобы уступил свою власть императору, то последний вообще не связан законами. Ему принадлежит формула: “Что угодно принцепсу, имеет силу закона” .

С другой стороны, история римской юриспруденции сохранила в памяти мужество и стойкость истинных поборников законности и справедливости. К их числу относится самый знаменитый ученый-правовед Эмилий Папиниан, который за высочайшее умение решать архисложные юридические казусы имел прозвище “Блистательный” .

Принцепсы-императоры, привлекали юристов к себе на службу, используя их знания для обоснования своей власти. Многие знаменитые юристы разделяли судьбу своих принципалов, гибли во время дворцовых переворотов. Роль учёных-юристов падает в период подавления неограниченных правителей. Деспоты не нуждались в советах и консультациях, действуя по формуле: “Я ему дело, а он мне закон” .

Несмотря на препятствия, трудности, порой действуя на свой страх и риск, ученые-правоведы по собственной инициативе пытались осуществить систематизацию римского права. Первые такие опыты проводились на рубеже 3-4 веков на востоке империи. Составителями первых сводов были Григориан и Гермоген.

Теоретические разработки ученых юристов, возможно, побудили императоров провести кодификацию права. Такая комиссия при императоре Феодосии втором изложила в определенном порядке все императорские конституции, начиная с Константина. Этот свод является важнейшим источником для изучения преобразованной сущности римского права.

Многие из высказываний и положений римских правоведов имели теоретическое значение, и вряд ли они полностью применялись в судебной практике, даже во времена республики. Однако часть сентенций ученых-юристов по кодификации Юстиниана получила силу закона. Отдельные принципы судопроизводства Древнего Рима оказали влияние на форму деятельности буржуазных судов.

Добавить комментарий

Закрыть меню