Юридическая психология лекции кратко

Темы лекций:

  1. Актуальность и место юридической психологии.
  2. Предмет, задачи и структура юридической психологии. Междисциплинарные связи.
  3. Методология и методы юридической психологии.
  4. История юридической психологии.
  5. Правовая психология и правосознание.
  6. Психология юридического труда. Психология следователя. Профессиональная деформация.
  7. Основы общей психологии. Отдельные психологические вопросы: агрессивность, психологические защиты.
  8. Основы социальной психологии.
  9. Криминальная психология: причины преступности, психология личности преступника.
  10. Криминальная психология: типологии личности преступников.
  11. Криминальная психология: психология преступного деяния, феномен преступных групп, психология несовершеннолетних преступников.
  12. Психология предварительного следствия: психология расследования преступлений, психология обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.
  13. Психология следственных действий: психология допроса (коммуникативный контакт, приемы правомерного психологического воздействия, основные стадии, психологический анализ результатов).
  14. Психология следственных действий: психология осмотра места происшествия, очной ставки, следственного эксперимента, обыска и опознания.
  15. Судебно-психологическая экспертиза, ее отдельные виды (примеры).
  16. Психология судебного процесса.
  17. Исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология.

Лекция 1. Актуальность и место юридической психологии

Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей и вообще в связи с проблемами судопроизводства, поэтому в начале этого столетия стали именоваться «судебной психологией». Только в 60-х гг. профессором А.Р. Ратиновым было предложено новое название «юридическая психология», официально включенное в 1969 г. в перечень научных специальностей. Новое название означало новое понимание сущности и возможностей психологии в юридической практике, ее применение во всех областях юридической деятельности, а не только в рамках судопроизводства. Сразу следует оговориться о том, что впервые термин «юридическая психология» ввел швейцарский психолог Эдуард Клапаред в 1906 г.

В настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнений необходимость использования психологических знаний в правоохранительной деятельности, несмотря на до сих пор присутствующее недоверие к юридическим психологам и ограничение их допуска к практике. По всей видимости, имеются две основные причины такого недоверия: во-первых, часто недостаточная компетентность юридических психологов, скорее даже недоказанная компетентность, а во-вторых стремление юристов оградить свою область деятельности от посягательства «не-юристов». В то время как социальные психологи на основе исследований утверждают о том, что в подавляющем большинстве ситуацийсотрудничество является оптимальной стратегией деятельности, наиболее верно приводящей к ее успешности.

Как бы там ни было, в современном мире и в России, в частности, ведущей тенденцией развития становится разработка и внедрение научных интенсивных технологий. Этот способ возник на рубеже 50-ых гг. и его олицетворением стала Япония, которая вдруг начала скупать по всему миру патенты на научные открытия и разработки. Вначале над ними посмеивались («дескать своего ума не хватает»), а когда Япония в считанные десятилетия вышла в передовые высокоразвитые страны, то ее пример не остался без последователей. Таким образом, союз с наукой, в особенности с прикладной ее стороной, становится насущной потребностью, на основе которой начинают активно возникать новые, стыковые, научные области. И юридическая психология, в частности, тому пример.

Следует еще сказать, что в самом праве на сегодня происходит определенная переориентация: все больше привлекает внимание аспект борьбы не с человеком, а за человека. Здесь имеются в виду правовое воспитание, развитие правосознания, профилактические работы по предупреждению преступности и т.д..

Очевидно, что решение этой задачи невозможно без учета психологии человека, без ее изменения и воздействий на нее.

Как известно, в ходе развития наук действуют два диалектически взаимосвязанных процесса, проявляются две противоположные тенденции: к интеграции знаний и к дифференциации знаний; первая ведет к взаимопроникновению наук, вторая — ко все большей их специализации. С одной стороны, происходило все большее сближение психологии и права за счет привлечения юристами данных психологии к решению правовых вопросов и включения психологами вопросов юриспруденции в сферу своего исследования. С другой стороны, полученные в этой пограничной области знания, возрастая по объему и приобретая внутреннее единство, увязывались друг с другом, объединялись в одной системе и выделялись в особую отрасль науки. Поскольку принцип развития исключает возможность резких разрывов между науками, образуя постепенные переходы от одной к другой и более того, именно этими переходами порождая новые науки, постольку можно говорить о месте юридической психологии. Так, Ратинов в связи с этим пишет: «… судебная психология… по методам исследования и научного объяснения психических явлений тяготеет к общей психологии как ее частная отрасль, а по кругу изучаемых проблем и практической направленности неразрывно связана с юридическими науками, главным образом с криминалистикой и с уголовным процессом. А зоной их наиболее широких и плавных переходов служит следственная тактика.» И провозглашает, таким образом, принцип нашего курса «от проблем следственной, судебной деятельности — к их психологическому разрешению».

Между психологами и юристами существует давний и не прекращающийся по сей день спор о принадлежности юридической психологии как научной дисциплины: принадлежит ли она к сфере общепсихологической науки или же является составной частью правоведения. Так, Васильев В.Л. (заведующий кафедрой правовой психологии Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ) считает, что психология в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. Вообще большинство юристов склонны разделять эту точку зрения. Психологи же считают, что это сугубо психологическая дисциплина, развивающаяся на базе общепсихологической теории и методологии и, таким образом, кадры психологи, а не юристы. К слову говоря, в 1982 г. на факультете психологии сейчас уже СПбГУ была создана специализация «Юридическая психология». С точки зрения психологов первичным является человеческое бытие («не человек существует для закона, а закон для человека»).

Упомянутый выше Васильев В.Л. вводит, на мой взгляд, очень важное понятие, которое может прояснить этот спор. Это понятие психологической культуры юриста. Уже Ганс Гросс, известный австрийский ученый-криминалист конца прошлого и начала 21 века, настаивал на том, что изучение психологических законов — это просто долг добросовестности для юриста. Итак, психологическая культура юриста — это комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения. Потребность в элементарной психологической грамотности несомненна и не только у юриста. И именно поэтому юридическая психология со всем комплексом предметов в нее входящих должна являться составной частью юридического образования.

Вместе с тем, нельзя не признать, что существует экспертная область, в которой требуется конкретный специалист, безусловно, знающий и учитывающий специфику правовой ситуации. И не беда психологии, что ее компетентность в отношении правовых ситуаций много шире, чем той же, например, психиатрии, ограничивающейся экспертизой вменяемости. Что значит «ее компетентность много шире»? Это значит, что привлечение профессионального психолога не ограничивается лишь проведением судебно-психологической экспертизы, а это и психологические консультации в органах внутренних дел, это и участие в деятельности ИТУ, инспекции несовершеннолетних, и я уже не говорю о том, что профотбор, профориентация, т.е. все, входящее в предмет психологии юридического труда, является исключительной прерогативой профессионального психолога. Поэтому кадры здесь прежде всего (юридические) психологи, а что касается юристов, больше занимающихся психологической стороной правовой деятельности, то, на мой взгляд, они должны иметь дополнительное психологическое образование.

Итак, в свете вышесказанного упомянутый спор теряет свои очертания, поскольку практически юридическая психология в равной мере принадлежит и психологии (экспертная область), и юриспруденции (психологическая культура юриста), а теоретически это дисциплина общепсихологической науки и кадры здесь действительно психологи. Возникает, таким образом, проблема грамотной подготовки юридических психологов, их внедрения в повсеместную практику, преодоления противодействующей инерции современных юристов, во многом, кстати, основанной на недостаточном понимании концептуальных основ работы психологических служб в правоохранительных органов.

    Лекция 2. Предмет, задачи и структура юридической психологии. Междисциплинарные связи

Юридическая психология — научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.д. (здесь мы условно уравниваем понятия личность и человек).

Существует несколько определений предмета юридической психологии.

Так, А.Р.Ратинов (видный отечественный ученый в области юридической психологии и правоведения) в качестве предмета юридической психологии определяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением права.

В.Л. Васильев предметом юридической психологии называет психологические основы личности и деятельности в условиях правового регулирования, систему «человек-право». Главным звеном в этой системе является человек или личность как субъект деятельности.

Наконец, Ю.В. Чуфаровский предметом юридической психологии считает не сумму предметов психологии и юриспруденции, то есть не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологической окраске, а психологию государственно-правовых явлений какцелостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи.

Юридическая психология не изучает какие-то особые, уникальные психологические явления, поскольку все психические состояния протекают не иначе как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, оценивания с позиции права.

Из предмета юридической психологии проистекают ее задачи:

-обеспечение юридических работников необходимыми научно-психологическими знаниями и навыками;

-изучение психологических механизмов формирования отношения личности к нормам права (формирование правосознания личности), разработка рекомендаций по повышению эффективности мероприятий по правовому воспитанию;

-изучение психологических аспектов причин правонарушений и преступности, конкретных механизмов преступного поведения;

-исследование психологических аспектов судопроизводства, то есть проявления психологических явлений и закономерностей у участников судебного процесса (психология обвиняемого, психология потерпевшего, свидетелей, психология судебного процесса);

-разработка психологических основ перевоспитания осужденных;

-проведение судебно-психологической экспертизы, психологические консультации;

-наконец, задачи из области психологии юридического труда (профотбор, профессиограммы, подбор кадров, разработка практических рекомендаций по организации труда и т.д.), которую В.Л. Васильев предлагает выделить в отдельную (от юридической психологии) научную дисциплину.

Таким образом, синтез психологии и юриспруденции в научных дисциплинах — юридическая психология и психология юридического труда — должен привести к взаимному обогащению этих наук, разрешению одной из наиболее актуальных проблем в этой стыковой области — повышению эффективности правоохранительной деятельности.

Что касается структуры. Психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными нарушениями. В связи с этим структуру юридической психологии можно обозначить следующим образом.

Междисциплинарные связи. Поскольку юридическая психология является дисциплиной общепсихологической науки, постольку основные ее междисциплинарные связи — это связи с другими психологическими дисциплинами. А именно:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Утвержден

Ученым советом

юридического факультета

3 декабря 2004 г., пр. № 4

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(специальность — 021100 Юриспруденция)

Санкт-Петербург
2005
Кафедра государственного права
Составители:
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ П. П.

Глущенко;

профессор, доктор психологических наук С. П. Безносов
Рецензенты:
кафедра социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета; профессор Санкт-Петербургского университета МВД РФ,
доктор психологических наук А. Г. Шестаков

Пояснительная записка

Учебная дисциплина предназначена для студентов юридического факультета всех форм обучения по специальности «Юриспруденция». Цель преподавания дисциплины «Юридическая психология» — ознакомление студентов с основами, содержанием различных психологических установок и формирование навыков их использования в профессиональной деятельности.

Данная дисциплина неразрывно связана как с общей психологией, так и с философией, педагогикой, судебной психиатрией, деловым общением юриста, криминалистикой и многими другими специальными правовыми науками.

Краткий курс лекций поможет студентам качественно и всесторонне овладеть знаниями психологических аспектов юридического труда, а также научит глубокому пониманию профессиограмм основных юридических специальностей и технологии профессиональных действий юристов. Вопросы для самоконтроля, имеющиеся к каждой теме, призваны закрепить усвоение тем юридической психологии.

Итоговая форма контроля — зачет.

Лекция 1. Предмет юридической психологии, цели и задачи дисциплины

1. Место юридической психологии в системе наук о человеке.

2. Предмет и методы юридической психологии.

Основные разделы юридической психологии: история науки; профессиограммы специалистов — нотариуса, адвоката, судьи, юрисконсульта, прокурора, следователя, арбитра, сотрудника правоприменительных органов; криминальная психология; психология предварительного следствия и судебного процесса и основных участников этих процессов: потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, истца и ответчика; психология следственных действий; пенитенциарная психология; судебно-психологическая экспертиза. Требования к студентам и методика изучения предмета. Источники юридической психологии. Содержание психологических явлений в сфере деятельности юристов. Следует помнить, что: 1) каждая наука сформировалась под влиянием потребностей общества и призвана ВЫПОЛНЯТЬ определенные общественные функции; 2) любая отрасль человеческих знаний преобразовывалась в науку только тогда, когда достаточно четко выделялся специфический предмет исследования.

Конспект лекций по курсу Юридическая психологи»

для студентов заочного отделения юридического факультета в объеме 10 часов.

Тема 1. Предмет и структура юридической психологии.

Тема 2. Основные понятия юридической психологии.

Тема 3. Правовая психология.

Тема 4. Криминальная психология.

Тема 5. Судебная психология.

Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза.

Словарь использованных психологических терминов.

Тема 1. Предмет и система юридической психологии.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика – это свойство мозга объективно отражать существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения.

Сознание – это высшая форма психики, обеспечивающая человеку способность отдавать отчет о времени, окружающей обстановке, своих действиях, оценивать вновь поступающую информацию с учетом уже имеющихся знаний, выделять себя из окружающей среды, сохранять сложившуюся систему отношений с другими людьми и управлять поведением.

Психика и сознание человека проявляются, прежде всего, в поведении, деятельности и общении человека. Основными задачами психологии являются объяснение и прогнозирование поведения человека с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

Основными отраслями психологии являются:

Социальная психология – изучающая психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям, проявляющиеся в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Возрастная психология – изучающая особенности психики разного возраста, процессы формирования их личности.

Психология труда – изучающая психологические особенности трудовой деятельности, закономерности развития трудовых навыков, влияние условий и характера труда на личность человека.

Медицинская (или клиническая) психология – изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, влияние заболевания на индивидуально-психологические особенности человека.

Специальная психология – изучающая отклонения от нормального развития психики в связи с врожденными или приобретенными недостатками в строении и функциях организма.

И, наконец,

Юридическая психология – изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности.

По отношению к правовым нормам человек может:

во-первых, следовать этим нормам – это законопослушные граждане,

во-вторых, нарушать эти нормы – это правонарушители и преступники,

в-третьих, испытывать на себе нарушение кем-либо этих норм – это жертвы и потерпевшие,

в четвертых, следить за соблюдением другими этих норм – это сотрудники правоохранительных органов, законодатели, сотрудники исправительных учреждений и др.

Таким образом, можно выделить основные отрасли юридической психологии:

Правовая психология – изучающая особенности правовой социализации и правового воспитания, закономерности развития правосознания. Т.е., что способствует соблюдению правовых норм гражданами данного общества.

Криминальная психология – изучающая особенности личности преступника, закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении. Т.е., что оказывает влияние на принятие решения о совершении преступления и его реализации.

Судебная психология – изучающая механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению правонарушений. Т.е., что способствует повышению эффективности данных видов деятельности.

Исправительная психология – изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений. Т.е., что способствует изменению криминальной системы ценностей и установок на просоциальные.

За последние десятилетия развитие юридической психологии привело к появлению новых направлений. Так, в рамках криминальной психологии появилась психология потерпевшего, изучающая особенности личности потерпевшего и его роль в криминальной ситуации. Усложнилась структура судебной психологии, в ней различают такие области, как:

психология юридического труда – изучающая особенности профессиональной деятельности юриста, закономерности развития его профессиональных навыков, необходимые профессионально важные качества, влияние условий и характера деятельности на его личность;

психология следственных действий – изучающая влияние закономерностей психических процессов и социально-психологических механизмов взаимодействия на эффективность проведения следственных действий;

психология судебного разбирательства – изучающая закономерностей психических процессов и социально-психологических механизмов взаимодействия на эффективность судебного разбирательства;

судебно-психологическая экспертиза – разрабатывающая научно обоснованные методы диагностики наличия или отсутствия особенностей психической деятельности, имеющих юридическое значение, и определяющая пределы психологического изучения личности, отвечающие задачам установления истины (с одной стороны, область изучения ограничивается юридическими требованиями, с другой стороны, — возможностями психологической науки на данный период времени).

Таковы основные проблемы, которые изучает юридическая психология.

Тема 2. Основные понятия юридической психологии.

С точки зрения осознанности и произвольности поведения можно выделить простое действие и сложное действие.

Простое действие реализуется по схеме:

S → R,

где S – это некий стимул (воздействие), а R – это непосредственная реакция на него. Такое действие отличается меньшей осознанностью, может реализовываться импульсивно или рефлекторно.

Сложное действие от простого отличается тем, что ему предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновения намерения его осуществить, составление плана для его осуществления, и только после этого происходит реализация действия. Таким образом, схему сложного действия можно изобразить так:

S →

→ R

восприятие

обработка

репертуар средств

выбор

оценка результата

наличие стимула

оценка имеющейся информации, постановка цели, осознание мотивов и выбор способа действия

реализация выбора

Итак, первое, от чего зависит реализация какого-либо действия, — это наличие стимула. Он может быть внешним (воздействие окружающей среды) и внутренним (собственные потребности). Внешние стимулы воздействуют на различные органы чувств человека. Человек, чье поведение обусловливается преимущественно внешними стимулами, отличается повышенной реактивностью, в то время как побуждение человека внутренними стимулами характерно для людей с высокой активностью.

Потребности (внутренние стимулы) подразделяют на следующие (классификация А. Маслоу):

физиологические (еда, сон, секс)

потребности в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, отсутствие непосредственной угрозы жизни и здоровью)

потребность в социальных контактах (общение, поддержание отношений, чувство принадлежности к конкретной группе, поддержка со стороны окружающих)

потребность в уважении (признание окружающих, самоутверждение)

потребность в самореализации (самовыражении, успешности)

Потребность объясняет, почему мы это делаем, а мотив – зачем.

1.Восприятие информации.

Действие реализуется не столько в силу объективного наличия стимула, но и в силу его субъективного отражения в сознании человека. Действие в отношении какого-либо стимула не может быть реализовано, если сам факт его наличия игнорируется. Это может происходить по следующим причинам:

  • дефект функционального состояния или строения соответствующего органа чувств,

  • абсолютные и разностные пороги чувствительности,

  • избирательность внимания и восприятия (сосредоточенность на определенном объекте, выделение его на фоне остальных),

  • психическое состояние (функциональное или эмоциональное состояние человека)

  • психологическая защита (например, вытеснение и подавление)

Так, наличие дефекта функционального состояния или строения органа чувств не позволяет человеку воспринимать адекватно или воспринимать вообще информацию данной модальности, что влечет за собой невозможность учитывать ее при обработке всей имеющейся информации.

Человек обладает следующими порогами чувствительности: абсолютный (верхний и нижний) и разностный. Величина нижнего абсолютного порога чувствительности говорит о том, какова наименьшая сила раздражителя, которая воспринимается органом чувств человека, величина верхнего абсолютного порога – какова наибольшая сила раздражителя, которая воспринимается органом чувств человека как ощущение данной модальности. Высокий нижний абсолютный порог чувствительности способствует тому, что раздражители слабой силы не воспринимаются и не учитываются при обработке информации, а низкий верхний абсолютный порог – раздражители большой силы воспринимаются как причиняющие боль. Например, человек не слышит слабых шорохов, а очень громкие звуки вызывают боль в ушах. Величина разностного порога говорит о том, каково наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. Большой разностный порог не позволяет дифференцировать раздражители сходные по силе или другим параметрам, изменения осознаются только тогда, когда они существенные.

Когда речь идет о социальных ситуациях очень большое значение имеет выделение существенных характеристик этой ситуации. Это зависит от избирательности внимания и восприятия.

На избирательность внимания оказывают влияние следующие факторы:

Во-первых, характер раздражителя (его сила, новизна, контраст и т.п.). Т.е. мы склонны обращать внимание на сильные раздражители, на новые объекты, которые нам встречаются, на объекты, которые сильно отличаются от других и т.п.

Во-вторых, соответствие раздражителя потребностям человека. То, что соответствует нашим потребностям, может удовлетворить наши потребности, привлекает наше внимание быстрее.

На избирательность восприятия, т.е. выделение объекта (фигуры) из ряда других (фона) оказывают влияние следующие факторы:

Во-первых, особенности объекта. В фигуру объединяются объекты сходные по форме, цвету, величине и т.д.; близко расположенные, если они смещаются или движутся относительно других в одном и том же направлении и др.

Во-вторых, установка или поведение наблюдателя.

В-третьих, прошлый опыт. Так, например, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле.

Психическое состояние – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. Психическое состояние может способствовать или препятствовать реализации деятельности человека, в том числе и восприятию информации. Например, психическое состояние может изменять пороги чувствительности и влиять на избирательность внимания.

Добавить комментарий

Закрыть меню