Взаимодействие логистики и маркетинга

Взаимосвязь маркетинга и логистики

Основные понятия маркетинговой логистики

Российский бизнес вплотную приступил к освоению новейших управленческих подходов и технологий. Одной из современных базовых управленческих технологий является логистика. «Идеология» логистики подразумевает интеграцию в единый комплекс производственной технологии компании, механизма финансирования, коммуникаций, миграцию и формирование персонала, а также другие ключевые функции. Законы и технология логистики вступает в силу на «стыке» различных процессов — конвейерного производства и отгрузки готовой продукции, поставки и хранения комплектующих, формирования товарно-материальных запасов.

Маркетинговая логистика— это планирование, оперативное управление и контроль физических потоков материалов и готовых продуктов, начиная с мест возникновения потоков исходного сырья, комплектующих деталей и т.п. и заканчивая доведением конечных продуктов до потребителей, в целях наиболее эффективного удовлетворения их запросов. Маркетинговая логистика основана на объединении идей маркетинга и логистики. Здесь решаются задачи ассортиментной загрузки производства на основе сформированного маркетинговыми службами портфеля заказов, определяется технология оптимального перемещения ресурсов и продуктов, вырабатываются стандартные требования к упаковке, качеству продуктов, выявляются центры возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и помещений.

Задачей маркетинговой логистики является управление потоком готовой продукции,протекающим в направлении от производителя к потребителю. Маркетинговая логистика представляет собой анализ, планирование, организацию и контролирование всех операций по перемещению и складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также связанных с ними каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между компанией и ее рынками.

Это определение раскрывает два взаимосвязанных аспекта маркетинговой логистики:

1) функциональный, связанный с прохождением материального потока (с физическим распределением);

2) институциональный, связанный с выбором канала распределения и управлением им.

Эффективное выполнение названных функций в рамках маркетинговой логистики служит достижению конечной цели рыночной стратегии компании — наиболее полному удовлетворению потребителей за счет обеспечения доступности необходимой им продукции, т.е. поставки нужного продукта в нужное место и в нужное время.

Понятие «доступность продукции» играет важную роль в логистической концепции, являясь как целью, так и одной из основных характеристик функционирования логистической системы.

В маркетинговой логистике выделяют следующие основные стадии: постановку целей системы; определение текущего состояния; создание и рассмотрение альтернативных проектов системы; выбор оптимального варианта системы, его внедрение и контроль за ним. Постановка целей является первым и одним из самых трудных и ответственных шагов, от которого напрямую зависит эффективность создаваемой системы. Для повышения эффективности процесса постановки целей логистической системы используется метод миссий. Миссия представляет собой комплекс целей системы, определяемых для каждого вида продукции и сегмента рынка.

Американским специалистом в области логистики Д.Дж.Бауэрсоксомвыделены четыре основных направления логистической стратегии:

1) минимальные общие издержки;

2) максимальный уровень обслуживания потребителей;

3) краткосрочная максимизация прибыли;

4) максимальное преимущество перед конкурентами. Каждая из этих стратегий содержит два основных компонента: издержки и обслуживание. Следовательно, при принятии решения о выборе стратегии управляющий верхнего эшелона сравнивает издержки проектируемой системы с уровнем обслуживания потребителей, на который она рассчитана (количественно уровень обслуживания определяется с точки зрения доступности продукции).

В маркетинговой логистике существенную роль играют современные информационные технологии: компьютеры, кассовые терминалы; единообразная кодировка товаров; системы спутникового слежения за транспортировкой; электронный обмен данных и перевод денег. Затраты на маркетинговую логистику составляют до 30—40% от себестоимости готовых продуктов.

Взаимосвязь маркетинга и логистики

5.2.1. Маркетинг и логистика – инструменты повышения эффективности предприятия

Маркетинг и логистика как инструменты рыночной ориентации производства чаще используются не автономно друг от друга, а в различных комбинациях, что позволяет извлекать максимально возможные преимущества и маркетинга, и логистики. Система распределительной логистики формируется путем логистизации сбытовой деятельности фирмы. Сбыт по праву можно считать антитезой снабжению. Но, отрицая снабжение, сбыт предполагает его, т.к. воспроизводит новый цикл производства, формируя портфель заказов. Поэтому чаще всего коммерциализация деятельности предприятия начинается со службы сбыта и постепенно распространяется на другие подразделения предприятия. Назначение сбытового аппарата предприятия состоит в том, чтобы проводить в жизнь планы продаж и таким образом добиваться выполнения целей и задач предприятия в целом. Поворот от ориентации на производство к ориентации на сбыт является отражением растущего значения логистики и маркетинга. Для обеспечения гибкой перестройки производства под меняющуюся конъюнктуру рынка необходимо не только разрабатывать относительно автономные системы закупочной и распределительной логистики, но и активно формировать интегрированную систему, то есть коммерческую логистическую систему фирмы. Этим не заканчивается процесс логистизации деятельности фирмы.

Высшей стадией интеграции можно считать синтез производственных и коммерческих логистических систем фирмы.

Маркетинговая логистика охватывает деятельность, которая обеспечивает целенаправленное влияние на рынки — за счет высокого уровня поставки, постоянной готовности поставки и соответствующей презентации товара для сохранения и развития доли рынка конкретного предприятия (фирмы). Она интегрирует также дистрибьютерской логистики. Маркетинговая логистика направлена на физическое распределение продуктов от производства к клиенту и при этом на контролируемый предприятиями путь товаров. Оба пути соединены друг с другом не в принудительном порядке. Клиентами могут быть как привлеченные к пути сбыта частные специалисты по сбыту (опосредованный сбыт), так и конечные потребители. Роли маркетинговой логистики как политике сбыта длительное время не предавалось значение. Преобладало мнение, что производственное распределение товара имеет лишь вспомогательную функцию в связи с обработкой полученных заказов в результате использования других инструментов маркетинга. Оно якобы пассивно служит процессу маркетинга и, тем самым, не представляет собой самостоятельный, активно применяемый инструмент политики сбыта. В частности, на рынках потребительских товаров с весьма однородными по ценам и качеству и, вместе с тем, замещаемыми с точки зрения потребителей продуктами обеспечение пространственной и временной возможности распоряжения продуктами приобретает большое для вербовки клиентов значение. В результате этого физическая услуга предприятия по сбыту товара становится элементом, который может существенно повлиять на решение потенциального клиента произвести покупку. Маркетинговая логистика становится самостоятельным, активным инструментом маркетинга предприятия. Основополагающим для концепции логистики является целостное видение, вследствие которого логистика является неотъемлемой концепцией руководства, которая охватывает весь процесс планирования, реализации, управления и контроля всех товарных, грузовых и информационных потоков предприятия от его закупочных рынков, этапов производства до рынков сбыта.

Таким образом, маркетинг и логистика являются равноправными частями одного целого – системы реализации продукции промышленного предприятия. Необходимо отметить, что и маркетинг и логистика – это инструменты, при оптимальном одновременном использовании которых повышается не только эффективность системы сбыта на предприятии, но и всего предприятия в целом. Однако все же первичным считается маркетинг, поскольку именно он дает информацию о состоянии рынка и количестве необходимой продукции в том или ином сегменте, а уж с помощью логистики осуществляется непосредственно сам механизм физического перемещения продукции и решение сопутствующих проблем.

Взаимосвязь и взаимодействие логистики и маркетинга

Взаимодействие логистики и маркетинга, по мнению ряда специалистов, явно недооценивалось. Только в последние годы предпринимательские круги западноевропейских стран обратили внимание на необходи­мость устранения такого положения дел, при котором логистика и маркетинг развивались изолированно и использовались предпри­нимателями лишь частично, когда из целостной системы выхва­тывались те или иные элементы, необходимые для решения прак­тических задач текущего дня.

Во второй половине 1980-х годов перед предпринимателями развитых капиталистических стран встали задачи пересмотра концепции логистики и максимального использования ее потенциала в новых условиях. Создание внут­реннего европейского рынка с населением более 300 млн. человек, ликвидация таможенных барьеров, введение единых европейских стандартов заставили искать новые пути повышения или укрепле­ния конкурентоспособности западноевропейских компаний.

Такое положение дел, с позиции крупного производителя, тре­бует строгого учета издержек производства и особенно обращения, поскольку доля последних в общих затратах фирм постоянно рас­тет. Это может привести к тому, что крупный производитель будет в будущем больше закупать и меньше производить сам.

Данная тенденция наиболее отчетливо проявляется в промышленных ком­паниях, для которых характерным является развитие коопериро­вания производства. Так, исследование швейцарского банковского объединения показало, что в настоящее время в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности ряда стран Западной Европы около 40% поступлений от оборота промышленных фирм приходится на закупки у других предприятий, и что в дальнейшем удельный вес этих закупок будет возрастать.

Как и ожидалось, единые нормативы, стандарты и открытые границы Европей­ского Союза привели к обострению конкуренции на континенте. Начались изменения в пространственном размещении производ­ства, они неизбежно приведут к усложнению экономических связей на субконтиненте и поставят перед распределительной логистикой новые задачи.

В целостной стратегии распределительной логистики можно выделить две основополагающие стороны. В упрощенном виде их можно представить, во-первых, как изучение потребностей рынка, чем, собственно, занимается и маркетинг, и, во-вторых, как способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем более эффективной организации транспортно-экспедиционного обслуживания.

Схема функциональных зон распределительной логистики и маркетинга представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Зона экономического компромисса между маркетингом и распределительной логистикой

В каналах распределения существуют тесно взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы маркетинга и логистики, которые, однако, имеют собственные задачи и методы достижения поставленных целей.

Определение мест территориального размещения пунктов реализации товара является прерогативой маркетинга. Однако маркетинговые решения следует соизмерять с возможностями распределительной логистики в выполнении заказов на поставку товаров при приемлемых логистических затратах.

Интегрирующая функция корпоративного менеджмента позволяет объединить усилия маркетинга, логистики, коммерции, и сервиса, направленные на достижение стратегических целей фирмы.

Развитие маркетинга связано с обострением проблемы реали­зации продукции и ростом требований к подразделениям фирм, занимающихся сбытом и материально-техническим снабжением. Прежде всего, возникает необходимость совершенствования сбы­товой политики в целях формирования рынка и значительного улучшения планирования реализации продукции фирм.

При раз­работке такой политики специалисты службы сбыта должны ориен­тироваться на концепцию сквозной логистики, распространяемой на все виды предпринимательства и охватывающей производство в ши­роком смысле как по горизонтали, так и по вертикали, а также включающей в себя планирование, управление предметными и информационными потоками от создания продукции до ее рас­пределения.

Анализируя более конкретно эту проблему, следует отметить, что основной акцент в планировании с помощью логистических методов делается на выявлении и учете потребительских и иных характеристик продукции, а также определении их зависимости от рыночных факторов. Прежде всего, сюда включаются конкуренция, спрос на рынке, доступность рынка и ряд других факторов.

Для успешного продвижения товара на рынок необходимо провести ряд подготовительных проектов-исследований, включающих: планирование объема и номенклатуры товаров с учетом зависимости от различных факторов; проверку планирования путем моделирования сбытовой деятельности фирмы и определения его (планирования) достоверности; принятие плана действий по сбыту и использование его показателей для производственных программ. Этот анализ обычно проводит специальная аналитическая группа отдела сбыта фирмы или компании.

В настоящее время высказывается обоснованное мнение, что включение маркетинга в распределительную логистику в качестве ее органической составной части может послужить одним из наиболее эффективных путей совершенствования сбытовой деятельности.

С точки зрения логистического подхода следует различать, во-первых, концепцию маркетинга как общую философию бизнеса, пронизывающую коммерческую организацию деятельности всех служб (прежде всего сбытовых), и, во-вторых, концепцию марке­тинга как функциональную деятельность специализированной службы по изучению рынков сбыта выпускаемой продукции, вы­работке политики цен и составлению прейскурантов, организации

рекламы и т.д.

Наиболее важными являются следующие функции маркетинга: исследование и идентификация рынка; разграничение рынка по соотношению спроса и предложения; формализация и обеспече­ние преимуществ продукции фирмы по отношению к конкурентам; разработка маркетингового предложения. Центральной функцией маркетинга является разработка маркетингового предложения по вариантам конкретной сбытовой деятельности фирмы. Однако прежде чем оно может быть сформулировано, фирмы должны про­вести большую работу по исследованию рынка товаров.

Изучение рынка — одна из главных предпосылок организации сбыта товаров промышленными фирмами индустриально разви­тых стран. Этот процесс уже давно выделился в самостоятельную область внутрифирменной деятельности.

Особенно возросла роль изучения рынка в связи с ориентацией фирм на конкретный рынок товаров. Фирмы-производители стали острее ощущать потребность в подробной и разносторонней информации о рынке выпускаемой ими продукции и всех изменениях в потребительском спросе. Сведения, поступающие от сотрудников отдела сбыта, оказывались неполными, для того чтобы принимать квалифицированные ре­шения по производству продукции и ее реализации.

Своевременное реагирование на малейшее изменение конъюнктуры рынка стало реальной необходимостью. Такое реагирование возможно лишь в случае эффективного функционирования логистической информационной системы.

Если в прошлом основное внимание уделялось протеканию физических процессов при дви­жении продукта, то в настоящее время в условиях специализации, разветвленных кооперативных связей предприятий для реализации производствен­ного процесса необходимо получение оперативной и достоверной информации.

Использование информации как самостоятельного ресурса ста­новится в последние годы одной из основ успешной предпри­нимательской деятельности.

При цент­рализованном управлении материально-техническим обеспечением производства отделы по изучению рынка входят в состав служб, занимающихся, как правило, маркетингом. В фирмах с децентра­лизованным управлением, где различные службы пользуются ав­тономией, изучение рынка ведется на каждом предприятии или отделении фирмы.

В настоящее время деятельность промышленных фирм по изу­чению рынка сбыта товаров, как уже отмечалось, основывается не столько на анализе сбыта уже налаженного производства товаров, сколько на возможности производства и реализации новых това­ров. Основная задача изучения рынка заключается в определении потребности в продукции и условий ее реализации, а на этой основе
анализируются пути достижения основной цели — максимальной прибыли.

Процесс исследования рынка охватывает следующие основные вопросы: емкость рынка, номенклатура то­варов, характеристика конкурентов и др. Сначала обычно опре­деляется емкость рынка, под которой понимается объем про­мышленного производства конкретных видов товаров в стране или регионе, увеличенный на объем импорта таких товаров и уменьшенный на величину их экспорта. При этом большое значение при­дается исследованию распределения потребления того или иного товара среди потенциальных покупателей.

Важным этапом в изучении рынка является анализ информации о конкурентах. Она должна быть достоверной, своевременной и по возможности включать сведения об экономическом и финансовом положении конкурентов, технико-экономическую характеристику производимой ими и готовящейся к выпуску новой продукции, а также целый ряд сведений относительно сбытовой и некоторых других видов деятельности фирм-соперников.

В число таких сведений обычно входят показатели качества работы службы сбыта (своевременность и ритмичность поставок, скорость доставки товаров, их сохранность и др.) и данные коммерческого характера (численность персонала службы маркетинга и сбыта, эффектив­ность рекламы, взаимоотношения с потребителями продукции и др.).

Только после тщательного анализа подробной информации о конкурентах фирма принимает решение о доле своего участия на рынках конкретных видов товаров.

Изучение потребности в продукции не сводится только к вы­явлению различных групп потенциальных покупателей и анализу механизма принятия ими решений о закупке товаров. Проблема заключается еще в определении потребностей покупателей, а глав­ное — их платежеспособности. Поэтому поставщики продукции производственно-технического назначения занимаются также анализом финансового положения потребителей.

Информацию о технико-экономических характеристиках про­дукции конкурентов фирмы используют для сопоставления ее с собственной продукцией в целях выявления преимуществ или не­достатков и, в конечном итоге, для отбора номенклатуры товаров, с которыми необходимо выходить на рынок. В этих целях прово­дится анализ эффективности производства различных видов про­дукции, в рамках которого выясняются возможности ее сбыта и материального обеспечения производства, исчисляются издержки производства и обращения, формируется план выпуска продукции, а затем испытываются в разных условиях образцы продукции.

Располагая разносторонней информацией о рынке товаров и анали­тическими исследованиями о нем, фирмы разрабатывают кратко­срочные и долгосрочные прогнозы. Они используются во внутри­фирменной деятельности различных служб, в том числе и произ­водственной. Результаты прогноза принимаются во внимание при планировании материального снабжения потребностей производ­ства, капитальных вложений, анализе хозяйственной деятельности фирм и т. д.

Маркетинговое предложение формулируется как сочетание това­ров, предлагаемых потребителю в том или ином сегменте рынка.

Оно содержит как информацию о товарах и сведения о ценах, так и методы стимулирования продаж, формы доведения товара до потребителя. В свою очередь, предложение товара включает ха­рактеристики товара, его качества, дополнительные удобства пользования товаром с учетом индивидуальных особенностей по­требителя, упаковку, условия ремонта и обслуживания товара после его закупки, гарантии обеспечения потребительских свойств.

Све­дения о ценах характеризуются диапазоном цен, условиями оплаты (например, предоставление рассрочки покупателю), порядком кре­дитования.

Методы стимулирования продаж — наиболее сложная часть маркетингового предложения. Наиболее распространены следующие способы стимулирования сбыта: реклама выпускаемых и новых товаров, расширение объема и повышение качества услуг для покупателей, в частности послепродажного обслуживания; заключение лизинговых соглашений с последующим правом вы­купа; краткосрочные скидки торгующим организациям.

В настоящее время роль стимулирования сбыта путем предо­ставления краткосрочных скидок возрастает по сравнению со всеми остальными инструментами обеспечения роста объема продаж.

Стимулирование сбыта за счет краткосрочных скидок дает воз­можность приспосабливаться к колебаниям спроса без нарушения стабильности прейскурантов цен, а также поддерживать выпуск новых изделий, для которых потенциальный объем потребления временно не оправдывает затрат на рекламу через средства мас­совой информации. Особенно эффективны скидки в работе по реализации неликвидов и морально устаревших изделий. За не­сколько лет доля затрат на предоставление краткосрочных скидок на промышленную продукцию в ФРГ возросла с 1% от объема продаж до 10% и более.

При использовании маркетинга в целях повышения эффектив­ности сбыта, как правило, рассматриваются два его аспекта. Во-первых, анализ причинно-следственной связи между затратами на маркетинг и его результатами, на основе которого определяется, сколько средств следует выделять на ту или иную область деятель­ности маркетинга. Во-вторых, определение эффективности марке­тинга, что связано с установлением «стандартов деятельности» и с процессом планирования сокращения материальных и фи­нансовых затрат на эти стандарты без сокращения текущих или ожидаемых объемов сбыта или суммы прибыли.

Такой анализ позволяет определить эффект различных уровней и комбинаций затрат на маркетинг, равно как и порядок их распределения по раз­личным сегментам рынка. Для определения затрат на маркетинг необходимо иметь информацию о величине и направлениях раз­вития рынка, рыночных долях, реакции конкурентов и т. д.

Анализ результативности маркетинга, прежде всего, необходим для:

а) контроля прибыльности (при определении прибыльности изделий, территорий сбыта, включая экспортные рынки, и т.д.);

б) установления «стандартов деятельности» как продавца, так и покупателя на уровне отдельного изделия (при этом следует уста­новить, были ли эти стандарты достигнуты эффективными мето­дами);

в) контроля затрат при измерении эффективности расходов на различные компоненты маркетинга.

В результате анализа результативности маркетинга можно сделать выводы об эффективности производства в целом и стратегии поведения фирмы на рынке. Особенно важное значение такие выводы имеют в условиях нестабильного рынка, т. е. спада продаж или их роста.

Орлова Д.С.

Анализ публикаций и исследований за последние годы свидетельствуют о том, что проблема управления логистическими процессами является достаточно актуальными. Концепция логистики и маркетинга базируется на экономической общности, отражающей сущность рыночных процессов. Ведь до сегодняшнего времени недостаточно разработанными остаются маркетинговые аспекты логистической деятельности предприятий. Обосновывая актуальность использования логистических услуг, необходимо учесть кардинальные изменения ,которые произошли в последнее десятилетие в сфере реализации готовой продукции. К ним можно отнести: преобразования рынка продавца в рынок покупателей, усиление конкурентной борьбы между субъектами хозяйствования, постепенное расширение концепции маркетинга с её «ориентацией на потребителя». Также острой стала проблема рационального планирования поступления , производства и сбыта, которые должны быть сориентированы на удовлетворение спроса с минимальными расходами. Возникла необходимость усилить координацию между взаимосвязанными видами деятельности, то есть организацией производства, сбыта, закупок и транспортировки как единого материального потока. Решение проблем, которые возникли в последнее время связаны с увеличением использования концепции логистики.

Основная цель данного исследования заключается в выявлении взаимосвязи маркетинга и логистики, рассмотрение логистической деятельности как специфической производственной услуги, с точки зрения процесса производства и потребления товаров в обществе.

Данному исследованию посвящены работы таких ученых как: Бауэрсокса Д. Дж., Смирнова Е.А., Чухрай Н.И., Ламберта Д. М., Стока Дж. Р.,Уварова С. А., Кальченко А. Г., Лариной Р. Р.

Маркетинг – это управленческая концепция,которая обеспечивает рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности предприятия, то есть система управления,которая предусматривает скоординированную и целенаправленную деятельность по поводу изучения рынков сбыта, активное влияние на рыночные процессы потребителей с целью ускорения сбыта и получение прибыли.

Маркетинг представляет собой концепцию управления (планирование, организацию и контроль) производством и реализацией продукции, ориентированную на спрос.

Логистика – это концепция, интегрированная функция (существует в форме логистической системы), научная дисциплина про управление потоками в микроэкономических системах.

Логистика является концепцией управления материальными, информационными и иными потоками, ориентированной на эффективное использование потенциальных средств и усилий для решения комплекса задач по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.

Таким образом логистическая деятельность направлена на удовлетворение потребностей потребителей в определённой логистической услуги, и поэтому может относиться к сфере услуг и должна рассматриваться как объект маркетинговой деятельности.

Маркетинг и логистика неотделимы друг от друга, так как в совокупности они обуславливают политику и характер производственной, снабженческой и сбытовой деятельности субъектов рыночных отношений.

Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Рассматривая экономическую литературу очень часто встречаеться такое понятие как маркетинговый и логистический «микс».

В маркетинге — это совокупность, так называемых, пятью «Р»:

— Product (продукт, удовлетворяющий запрос конечного потребителя);
— Price (цена продукта и все вопросы ценообразования);
— Plасе (места приложения коммерческих усилий);
— Promotion (система продвижения продукта);

— Personal ( уровень подготовки персонала)
В логистике — это известные семь «R»:
— Right product (предназначенный для распределения продукт);
— Right guantity (необходимое количество продукта);
— Right condition (удовлетворяющее качество продукта);
— Right place (определённая территория распространения продукта);
— Right time (рассчитанные временные затраты на работу с продуктом);
— Right customer (наличие заказчиков продукта);
— Right cost (рассчитанные затраты на работу с продуктом).

Для реализации концепции логистики появилась острая необходимость в использовании маркенга. В рамках маркетинговой философии концепция логистики направляет деятельность предприятия к минимизации совокупных расходов, которые сопровождают движение и хранение товарно-материальных ценностей, начиная с выбора поставщика и заканчивая послепродажным сервисом.

Логистика и маркетинг имеют много общего:

— концепции и логистики, и маркетинга – это образ мышления и философии.

— концепции и логистики, и маркетинга основаны на принципе комплексности и синхронности.

— и логистика, и маркетинг – это образ действия, интегрированные функции экономических систем.

— и логистика, и маркетинг существуют только в форме системы, то есть имеют системный характер.

— и логистика, и маркетинг – это междисциплинарные науки.

— и логистика, и маркетинг соответствуют характеру существующих производственных отношений.

Логистика, по отношению к ценовому фактору, оказывает прямое влияние на достижение предприятием корпоративных или финансовых стратегических целей, которые задаёт маркетинг.

Удовлетворение потребностей потребителей — это основная цель логистической цепочки поставок, которая требует обязательного приспособления в деятельности логистических предприятий принципов маркетинга и разработки соответствующего комплекса маркетинга для воздействия на потребителя.

Таким образом можно сделать вывод, что взаимосвязь маркетинга и логистики обширна и разнообразна, т.к. эти две реальности тесно связаны между собой единым алгоритмом управления бизнес-процессами.

Литература:

1. Окландер,М.А. Логістика : підруч. для студ. вищ. навч.

закл. /М. А. Окландер; Одес. держ. екон. ун-т ─ К.:»Центр учбової літератури» ,2008. ─ 346с.

2. Балабанова Л. В. Маркетинг торговельного підприємства : навч.-практ. посіб. для самост. роботи студ / Л. В. Балабанова, В. В. Холод, Ю. П. Митрохіна ; М-во освіти і науки України, Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. Михайла Туган-Барановського, Ін-т економіки і упр., Каф. маркетинг менедж. . ─ Донецьк : , 2010 . ─ 373 с. ─ ( Школа маркетингового менеджменту ).

3.Голиков Е.А., Маркетинг и логистика / Е.А. Голиков . ─ 2-е изд. -Изд. Дом «Дашков и К», 2008 . ─ 412с. + Прил.(16с.) . ─ 5-8316-0006-8.

Добавить комментарий

Закрыть меню