Взаимодействие личности и общества

Взаимосвязь человека и общества

Понятие общества. Со словом «общество» мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. В средствах массовой информации, в выступлениях ученых и публицистов часто упоминается о белорусском, китайском, американском обществе. На уроках истории говорят об античном, средневековом, буржуазном, современном обществах и т.д.

Слово «общество» многозначно. Оно производно от слова «общий», которое означает «совместный», «одинаковый или обязательный для всех», «объединенный, цельный». Под обществом в этом смысле понимается определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Здесь слово «общество» можно заменить словами «организация», «союз», «объединение» (общество книголюбов, общество охраны памятников истории и культуры, общество защиты животных, акционерные общества и др.

Имея в виду конкретный этап в историческом развитии человечества, говорят о первобытном обществе, обществе эпохи Просвещения, современном обществе. Близким к этому является применение понятия «общество» для характеристики качественного своеобразия той или иной организации общественной жизни («традиционное общество», «общество потребления», «информационное общество»).

В самом широком смысле общество – это часть материального мира, которая обособилась от природы и взаимодействует с нею. Понимаемое таким образом общество представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Рассуждая об обществе, очень важно уточнять, в каком именно значении используется данное понятие.

В процессе развития научных знаний об обществе сложилось несколько основных подходов, которые используются для его исследования и объяснения. Первый подход – натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII – XVIII вв. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество и его устройство есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В ХVIIIв. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш.Монтескье (1689-1755).

В Новейшее время таких взглядов придерживался, например, русский историк Л.Н.Гумилев (1912-1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

Культурно–исторический подход к изучению общества широко применяется в конце XIX – начале XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1855).

Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нем людей. Общество образуется в таком случае в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы ХVII века Т. Гоббс, Дж. Локк.

Другие ученые рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. Эта точка зрения на общество более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил еще один сложный вопрос: в чем состоит это единство людей, на чем базируется целостность общества?

Многие мыслители (немецкий философ ХIХ века Г.Гегель и др.), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторой высшей духовной цели.

Существует и материалистический подход в понимании оснований общественной жизни. Например, немецкие мыслители ХIХ века К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что основой жизни общества является деятельность людей, обеспечивающая удовлетворение их материальных потребностей. Этой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание.

Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни не просто противоположны, а во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть и материальные, и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.

Основные формы взаимосвязи человека и общества.Общество образуют люди, которые связаны между собой.Они вступают в определенные отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для жизни общества как целого. Производственная деятельность направлена, прежде всего, на создание предметов, нужных для жизни, на изменение природной среды и придание ей полезных людям качеств. Еще ее называют экономической деятельностью. Включаясь в производство, человек вносит свой вклад в экономическое благосостояние других людей. Вместе с тем благосостояние каждого отдельного человека во многом зависит от общей эффективности экономики. Для ее обеспечения в обществе складывается разделение труда, осуществляется множество разных производственных процессов, которые обслуживаются банковской, транспортной и другими системами.

Важную роль здесь играет и наука, без которой в наши дни невозможен технический и в целом экономический прогресс. Современная экономическая деятельность основана на знаниях, получаемых прежде всего научным путем. Научное исследование производит духовную ценность – знание, но без него в наши дни уже невозможно эффективно производить материальные блага. Мы по существу вступаем в стадию «общества знания», когда образованность людей и их способность к творчеству нового, полезного людям, становится главным экономическим ресурсом.

Наука – это духовная деятельность. Другими видами духовной деятельности являются искусство, религия, мораль. Результаты этих видов деятельности – не вещи, а знания, художественные образы, нравственные идеалы, представления о священном, о высших началах жизни. Каждый человек – не только материальное, но и духовное существо. Он неразрывно включен в духовную жизнь общества, членом которой является.

Человек в процессе жизнедеятельности входит в состав различных общностей людей. Он – член семьи, производственного коллектива или творческого объединения; он принадлежит к какому-то возрастному слою, к группе людей с определенным образованием, к национальной общности. Он может также принадлежать к той или иной религиозной общине. Область общественной жизни, связанную с взаимоотношениями малых и больших групп людей, называют социальной сферой.

Жизнь общества нуждается в управлении, которое осуществляют государственные учреждения. Действия людей подчинены юридическим нормам, которые устанавливает государство. Каждый человек является гражданином своего государства и включен в политико-правовую жизнь страны. Это еще одна сфера жизни общества – политико-правовая.

Все названные здесь сферы жизни общества – экономическая, духовная, социальная, политико-правовая – значимы для каждого человека. Все люди так или иначе участвуют в их функционировании. Конечно, человек не может одновременно быть профессионалом во многих видах специализированной деятельности. Но для того, чтобы быть полноценным членом общества, надо, кроме овладения определенной специальностью, знать также общую организацию совместной жизни людей, ее нормы и правила, законы.

Социализация личности. Социализацией называют процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть полноценным членом общества.

Общественная связь пронизывает всю жизнь каждого человека, начиная с его рождения. Новорожденный – беспомощное существо, и родители любовно и заботливо ухаживают за ним. В этом состоит также их общественный долг – ведь общество продолжает существовать благодаря тому, что на смену родителям приходят их дети. Значит, детей нужно воспитывать и обучать, прививать им знания, умения и навыки, нужные для самостоятельной жизни в соответствии с правилами, запросами и культурными традициями общества. Семья и школа – это самые первые, исходные формы связи человека и общества. Они соответствуют детству и ученичеству как начальным этапам жизни человека. Конечно, связь с семьей не порывается и в дальнейшем, да и учеба обычно не ограничивается только школой. Человек должен получить профессию и квалификацию для того, чтобы он мог включиться в общественный процесс производства, стать полноправным участником общественной жизни.

Рассуждая о других людях как о личностях, мы обычно «примериваем» к себе высказанные оценки или требования. Разбираясь в самом себе, оценивая свои личностные качества, человек намечает действия по развитию своих положительных качеств или сильных сторон, устранению недостатков. Он на кого-то равняется, а на кого-то вовсе не хочет быть похожим. Другие люди – это как бы зеркало, в котором мы стараемся рассмотреть свои собственные черты. Очень важно, однако, как мы относимся к другим людям и к самим себе. Английскому писателю XIX в. У.Теккерею принадлежат слова: «Мир – это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».

В процессе социализации человек учится исполнять различные роли – в семье, в школе, в общении с незнакомыми людьми и т.д. Человек уважает себя в зависимости от того, как относятся к нему другие люди, авторитетные для него. Это уважение нужно заслужить правильным поведением, ответственным исполнением своих обязанностей, зрелостью положительных личностных качеств. Каждому человеку не безразлично, что представляет из себя лично он, т.е. какой личностью он является. Размышляя и действуя, накапливая жизненный опыт, человек изменяется как личность. Быть личностью означает осознавать происходящее и нести ответственность за сделанное.

Взаимосвязь личности и общества

Проблема отношения личности общества социологами трактуется неоднозначно. Ни у кого не вызывает сомнения факт зависимости личности от общества. Расхождения во мнениях вызывают вопросы:

1.Обладает ли личность независимыми чертами? 2. Какова степень влияния личности на общество?

Три разные позиции представлены в концепциях классиков социологии — Э.Дюркгейма, М.Вебера и К.Маркса.

Э.Дюркгейм признаёт, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. И теперь уже вся жизнь индивидов определяется социальной реальностью, влиять на которую они не могут или уже влияют незначительно, не меняя сути социальных фактов. Дюркгейм, таким образом, отдаёт приоритет силе социальной реальности как объективно существующим и определяющим личность условиям. Сама же личность беспомощна по отношению к обществу — особой надличностной реальной силе.

Позиция М.Вебера прямо противоположна точке зрения Дюркгейма. Для М.Вебера нет социальной реальности, кроме индивидов: все общественные образования есть лишь процесс их взаимодействия. Он считает, что класс, нация, государство или акционерное общество сами по себе не могут действовать целенаправленно, а потому и не являются субъектами общественного развития. Статус социального субъекта в социологии М.Вебера имеет только индивид. Само понятие «социальный статус» введено в социологию Вебером.

В теории К.Маркса личность признаётся субъектом общественного развития наряду с классами, нациями, семьёй, государством и человечеством, правда не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно его концепции, личность не только субъект, но и объект общества. Жизнедеятельность личности всесторонне определяется обществом в виде социальных условий её существования, наследия прошлого, объективных законов истории, которые она, как и другие субъекты деятельности, не может ни изменить, ни отменить. Но некоторое пространство для социального действия личности всё-таки остаётся. По Марксу, история не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком для достижения своих целей, она — не что иное, как деятельность преследующего свои цели индивида. Реализация целей деятельности человека возможна благодаря предметной практике, освоения объективного мира и его преобразования в процессе труда.

Субъективность человека у Маркса есть результат его практики, в ходе которой люди постоянно расширяют сферу своей свободы и ответственности за результаты собственного труда. Каждый индивид, вовлечённый в практику, является субъектом общественного развития. Исторический результат есть равнодействующая усилий многих людей, преследующих различные цели. Поэтому последствия деятельности нередко противоположны субъективным намерениям отдельного человека. Есть великие личности, которые, по мнению Маркса, могут оказывать значительное непосредственное влияние на ход истории при условии, что они поняли интересы выдвинувшего их класса.

Взаимосвязь личности и общества может быть отчётливо прослежена в процессе социализации. Социализация —это процесс, в ходе которого индивид с определёнными биологическими задатками приобретает определённые социальные качества, свойства, ценности, знания и умения, позволяющие ему стать субъектом, дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Термин «социализация» впервые употребил американский социологи Ф.Гиддингс в конце девятнадцатого века.

Социализация — широкий и многоплановый процесс. Основное его содержание — это, с одной стороны, передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил поведения, духовных ценностей, с другой — усвоение знаний, овладение навыками, умениями, формирование убеждений личностью. Социализация — не однонаправленный процесс, не механизм наложения на индивида готового социального трафарета, поскольку человек в ходе социализации становится субъектом, привносящим в культуру свою индивидуальность. Личность обогащает исторический опыт своим творчеством, новыми материальными и духовными ценностями. Основой процесса социализации выступают различные формы социальной деятельности, прежде всего труд, познание, общение.

Процесс социализации продолжается всю жизнь человека и предполагает овладение социальными ролями, соответствующими стадиям жизненного цикла. Она включает три периода: дотрудовой, трудовой, послетрудовой. Иногда выделяют стадии от рождения до поступления в школу, обучение, переход к самостоятельной трудовой деятельности (зрелость), завершение жизненного цикла. В ходе жизненного цикла личность может столкнуться с необходимостью ресоциализации, чаще всего в зрелом возрасте. Ресоциализация —это овладение новыми ценностями и ролями для замены предыдущих, вследствие изменения социальных институтов, смены общественного строя или при профессиональной переподготовке, переезде в другую страну.

Агентами социализации являются социальные институты, такие как семья, школа, учреждения культуры, средства массовой информации и т.п. Таким образом, социализацию нельзя сводить к намеренному формированию личности, к воспитанию. Это всегда процесс взаимодействия личности и общества.

Современные авторы отмечают зависимость влияния личности на общество от её социального статуса, занимаемого общественного положения. Так, один человек способен повлиять на судьбу своей семьи, а другой — на судьбу государства. Различия в статусе обусловлены социальной неоднородностью общества, наличием в нём классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, половозрастных и других социальных общностей, членами которых являются индивиды. Освоение черт, присущих этим общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой деятельности, делает неизбежным формирование типов личности.

Личность как социальный тип. Связь личности и общества раскрывается не только через закономерности социализации, но и через типизацию поведения, мышления людей. Тип личности — совокупность наиболее значимых, характерных черт личностей, входящих в какую-либо социальную общность. В этой связи можно говорить о личности рабочего, инженера, руководителя и т.п. В социологии существуют различные типологии личности. Они, в первую очередь, результат эмпирических исследований реально распространённого типа личности, поскольку он включают в себя множество подтипов с присущими им отклонениями от норм. Административно-командная система сформировала множество руководителей авторитарного типа, а среди подчинённых массовым явлением стал «человек послушный». Переход к рыночной экономике создаёт питательную среду для формирования индивидуалистов.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

ü Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, стремление к самореализации и творчеству у них проявляются незначительно. В теории В.Рисмена это «одномерный человек», жертва пропаганды, который мыслит чёрно-белыми стереотипами (капитализм=свобода, социализм=голод, репрессии).

ü Идеалисты обладают критическим отношением к традициям, авторитетам, скорее ориентированы на саморазвитие и творчество.

ü Реалистыобладают здоровым скептицизмом, самоконтролем, сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга.

ü Фрустрированные типы имеют низкую самооценку, подавленное настроение, с пессимизмом оценивают свои личные перспективы.

ü Гедонистические материалистыориентированы на удовлетворение потребительских желаний и получение удовольствий «здесь и сейчас».

В социологии различают также модальный, идеальный и базисный (нормативный) типы личности. По мнению американского социолога Р.Линтона, базисный (нормативный) тип — тот, который соответствует потребностям современного этапа развития конкретного общества. Модальный тип реально преобладает в данном обществе на конкретном этапе его развития. Чем более нестабильным становится общество, тем больше становится людей, чей социальный тип не совпадает с нормативным. Идеальный тип — это провозглашаемая цель развития личности, например, всесторонне и гармонично развитая личность в концепции марксизма.

В западной социологии достаточно популярной является теория «Homo sociologicus» Р.Дарендорфа, который увязывает тип личности с типом общества:

Homo faber — человек трудящийся, тип личности в традиционном обществе (крестьянин, ремесленник, воин и т.п.);

Homo consumer — потребитель в современном индустриальном обществе;

Homo soveticus — личность, ориентированная на заботу и опёку со стороны государства;

Homo universalis — всесторонне развитая личность в концепции К.Маркса.

В результате взаимодействия личности и общества структура личности складывается из совокупности отношений с внешним миром и внутренних, идеальных отношений, в значительной степени определяющих характер её отношений с социальными реальностями. Совокупность разнонаправленных связей с внешним миром, центром которого является индивид, представляет собойбазис личности. Характер связей человека с внешним миром определяется его статусом и конкретными предметами его деятельности. Например, во внутриколлективных отношениях рабочий «подключён» к одним отношениям, директор — к другим. У первого — это непосредственные отношения с членами бригады, мастером и т.п., опосредованные — с руководителями завода, поставщиками сырья и т.д. У второго, наоборот, отношения с заказчиками и поставщиками часто непосредственные, а с рабочими — опосредованные. Предметы деятельности можно разделить на три класса: предметы профессиональной деятельности, предметы социальной деятельности, предметы духовной деятельности. На индивидуальный выбор предметов деятельности влияют не только социальное положение человека, но и его личностная направленность. Изменения, как в социальном положении, так и в предметах деятельности, ведут к соответствующим переменам в базисе личности.

Базис отражается в сознании личности, определяет формирование и развитие её внутреннего мира. В мировоззрении личности совокупность социальных связей отражается непосредственно, в нём содержится также их оценка и установка на поддержание или изменение существующего положения.

Социальные установки — один из наиболее важных регуляторов поведения личности, выражающие её предрасположенность, готовность действовать определённым образом в отношении данного явления.

С понятием «установка» тесно связано понятие «диспозиция личности» — её предрасположенность к определённому поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности.

В известном смысле диспозиции — это предшествующие поведению ориентации личности.

Ценностные ориентации отражают направленность личности на определённые ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. В ценностных ориентациях, как в чём-то конкретном и определённом, проявляются интересы личности — причины действий индивидов. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий.

Правильное осознание интересов способствует удовлетворению потребностей личности в еде, жилье, в различных формах деятельности.

Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия — мотивов.

Так создаётся механизм мотивации, ведущий к достижению определённой цели.

Структурным элементом мировоззрения является информация о социальной действительности. Она различается по своей достоверности и устойчивости. Наиболее достоверным и устойчивым образованием являются знания, поскольку для их получения используются научно обоснованные методы. Столь же устойчивы, хотя и менее динамичны, убеждения. В часто меняющихся конкретных ситуациях человек, опираясь на знания и основываясь на убеждениях и мнениях, вырабатывает взгляды.

Знания и убеждения относят к качествам личности, взгляды и мнения — к её чертам.

Первые участвуют в определении стратегии поведения человека, вторые — в регуляции его поведения в конкретных ситуациях.

Качества и черты определяют характер индивидуальных целей и идеалов.

В мировоззрении отражены основные виды внешних и личностных связей с предметами профессиональной деятельности, трудовыми коллективами, обществом в целом. В нём выражены также опыт личности, её индивидуальные устремления. Все эти различные по природе и содержанию элементы находятся в особых, иногда противоречивых взаимоотношениях. Взгляд личности на мир выкристаллизовывается в результате взаимодействия составляющих её мировоззрение элементов.

У современного человека существуют многообразные связи с социокультурной средой.

Их своеобразие и необходимость сохранения собственного лица в условиях быстрой смены обстоятельств определяют дальнейшее развитие процесса индивидуализации личности.

Происходит отождествление составных частей механизма функционирования мировоззрения с личностным «я». Опыт личности, её прошлое в результате субъективации принимает форму ретроспективного «я»; индивидуальные цели и нормы поведения, представляющие с точки зрения личности идеальный вариант её развития — форму идеального «я»; отражение трудовой и внутриколлективной деятельности, а значит, их оценка со стороны окружающих — отражённого «я». Постоянная дискуссия между этими личностными «я» приводит к образованию реального «я». Реальное «я» — это решение, принятое в ходе спора между личностными «я». Оно является глубинным внутренним источником индивидуального поведения.

Отношения между элементами внутреннего мира, если их соотнести с отношениями личности с социальной средой, являются вторичными. Одновременно с этим они развиваются по своим специфическим законам, приводя в конечном итоге к изменению в базисе личности, которая является активным социальным началом, постоянно преобразующим себя и созидающим мир.

ЧАСТЬ А. Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные? 1) индивидуальность 2) личность 3) человек 4) индивид

Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?

1) индивидуальность
2) личность
3) человек
4) индивид

Социальным, формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является

1) способность укрываться от опасности
2) владение навыками трудовой деятельности
3) потребность в поддержании теплового баланса
4) инстинктивное ощущение опасности

Преуспевающий банкир приобрел на известном аукционе коллекцию картин художников-импрессионистов. Его имя сразу же стало известно вреди коллекционеров. Какие потребности проявились в данном поступке банкира?

1) базовые
2) естественные
3) экзистенциальные
4) престижные

Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?

А. Врожденные качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.

Б.

Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ученые определяют человека как биопсихосоциальное существо. Что относится к психическим качествам человека?

1) ценностные установки и жизненные принципы
2) направленность личности, сила эмоций
3) расовые признаки и цвет кожи
4) трудовые умения и приемы познания

Человека как личность, прежде всего, характеризует

1) тип нервной системы
2) разрез и цвет глаз
3) умение общаться с людьми
4) наследуемые признаки

Учитель проводит школьную конференцию по проблемам глобального экологического кризиса. Учитель предложил ученикам основные теоретические подходы к осмыслению проблемы, предложил темы для сообщений и докладов. Кто (что) является субъектом данной игровой деятельности?

1) разработанная учителем мультимедийная презентация
2) доклады, составленные учащимися по материалам научных журналов
3) подготовленные для конференции документы и раздаточные материалы
4) учитель, определяющий задание и выступающий в качестве ведущего.

Римский философ Цицерон говорил:

Телесные наслаждения не вполне достойны высокого положения человека и их следует презирать и отвергать, а если все-таки кто-то и станет отдавать дань удовольствию, в этом следует тщательно соблюдать меру. Поэтому заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения».

О каком типе человеческих потребностей рассуждает философ?

1) социальных
2) духовных
3) естественных
4) эстетических

Верны ли следующие суждения о социализации индивида?

А. Социализация индивида включает в себя освоение нравственных идеалов и ценностей, коммуникативных и интеллектуальных умений.

Б. Институтами социализации, в первую очередь, выступает семья, школа, малый социум.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Добавить комментарий

Закрыть меню