Взаимодействие человека с окружающей средой

Связь человека с окружающей средой.

Анализаторы, их виды, роль в обеспечении безопасности.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь тогда, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями как на человека, так и природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека.

Состояния взаимодействия в системе «человек — среда обитания»:

1. комфортное (оптимальное), когда создаются оптимальные условия для деятельности и отдыха, для проявления наивысшей работоспособности;

2. допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека;

3. опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания;

4. чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) — недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Дисциплина БЖД направлена на защиту человека от воздействия опасных (приводят к травме или летальному исходу) и вредных (приводят к ухудшению самочувствия или заболеванию) факторов. Для поддержания системы «человек-среда» в безопасном состоянии необходимо согласовать действия человека с элементами окружающей среды.

В основе естественной системы защиты от опасности лежит нервная система. Одно из основных свойств нервной системы – передача возбуждений с помощью условных и безусловных рефлексов. С помощью безусловных рефлексов человек неосознанно отвечает на опасность, что способствует самосохранению. С помощью условных рефлексов человек осознанно и адекватно реагирует на опасность, что позволяет избежать ее действия или снизить тяжесть последствий.

Главным средством приема информации и формирования чувственных образов являются анализаторы. В составе каждого анализатора выделяют 3 отдела:

1) периферический, состоящий из рецепторов и специальных образований, которые способствуют работе рецепторов (органы чувств — слуха, зрения).

2) проводниковый — это проводящие пути и подкорковые нервные центры

3) корковый — области коры больших полушарий, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторов.

Необходимо отметить, что все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение одной из них вызывает нарушение функции всего анализатора.

Зрительный анализатор обеспечивает более 80% информации о внешнем мире, имеет важное значение в обеспечении безопасности; характеризуется следующими показателями:

· острота зрения;

· поле зрения;

· яркостный контраст;

· цветовосприятие;

У людей могут наблюдаться отклонения в восприятии цвета, что увеличивает степень подверженности несчастным случаям (цветовая слепота – восприятие мира в сером цвете; дальтонизм, куриная слепота – резкое ухудшение зрения в сумерках).

Слуховой анализатор воспринимает звуки, которые представляют собой акустические колебания в диапазоне 16-20 кГц. Важной характеристикой слуха является:

· острота (слуховая чувствительность);

· способность дифференцировать звуки различной интенсивности по ощущению их громкости.

Звуковые сигналы могут информировать человека об опасности. Благодаря тому, что звуковые волны достигают обращенного к ним уха быстрее, можно определить место расположения источника звука.

Тактильный анализатор.Играет важную роль при утрате человеком зрения. Тактильному анализатору свойственна быстрая адаптация (исчезновение чувства прикосновения).Время адаптации для различных участков тела изменяется от 2-20 с и зависит от силы раздражителя.

Вкусовые и обонятельные ощущения играют в основном предупредительную роль.

Температурная чувствительность характерна для организмов, поддерживающих с помощью терморегуляции постоянную температуру тела.

Вестибулярный аппарат призван обеспечить сохранение равновесия.

Указанные анализаторы находятся в сложном взаимодействии друг с другом.

В реальных условиях на человека действуют одновременно несколько раздражителей, влияющих на всю систему анализаторов.

Известно, что при вибрации или сильном шуме снижается чувствительность зрения. Поэтому при обеспечении оптимальных условий жизнедеятельности человека следует учитывать не только характеристики анализаторов, но и весь комплекс действующих на них раздражителей.

Глава 7. Взаимоотношения человека и окружающей среды.

В настоящее время выделяют следующие принципы обеспечения взаимодействия человека со средой обитания: обманчивого благополучия (эйфории первых успехов); удалённости события; неустранимости отходов и/или побочных воздействий производства (хозяйства); сукцессионного замедления; неизбежных цепных реакций «жёсткого управления природой»; старого автомобиля, или «помни о смерти»; разумной достаточности и допустимого риска; необходимого разнообразия: увеличения степени идеальности; соответствия между уровнем развития производительных сил и природно-ресурсным потенциалом; взаимодействия экологических компонентов; интегрального ресурса; оптимальности; взрывопожаробезопасности.

3.2.1.Проблема адаптации человека к окружающей среде.

Одним из ключевых свойств человека в его отношениях со средой выступает адаптивность, определяемая как способность к активному приспособлению к окружающей среде и ее изменениям. Своим образованием она обязана таким человеческим качествам, как изменчивость и наследственность.

Понятие механизмы адаптации отражает представления о способах приспособления человека и общества к изменениям, происходящим в окружающей среде. Все множество таких механизмов может быть условно подразделено на две большие группы: биологических и внебиологических механизмов. К первой можно отнести механизмы морфологической, физиологической, иммунологической, генетической и поведенческой адаптации, ко второй социальное поведение и механизмы культурной адаптации. Менее определенное, промежуточное по отношению к двум названным группам место занимают механизмы репродуктивного поведения и психологической адаптации, объединяющие в себе черты как биологических, так и внебиологических механизмов адаптации.

В качестве другого критерия адаптации в экологии человека широко используется понятие здоровье. Для выражения состояний здоровья человека как показателя меры его приспособленности к среде и характера процесса адаптации используются понятия «норма», «стресс», «болезнь», «смерть».

3.2.2.Пассивные и активные приспособительные стратегии.

Понятие адаптация человека выступает одним из фундаментальных понятий современной социальной экологии, отражая процесс связи человека с окружающей средой и ее изменениями.

Способы адаптации человека (общества) к изменяющимся условиям существования обозначаются в антропоэкологической и социально-экологической литературе как адаптивные стратегии. Различные представители растительного и животного царства (в том числе и человек) наиболее часто используют пассивную стратегию приспособления к изменениям условий существования. Речь идет о реакции на воздействия адаптивных факторов среды, заключающейся в морфофизиологических преобразованиях в организме, направленных на сохранение постоянства его внутренней среды.

Одним из ключевых отличий человека от других представителей животного царства является то, что он значительно чаще и успешнее применяет разнообразные активные приспособительные стратегии, такие, например, как стратегии избегания и провоцирования действия тех или иных адаптивных факторов. Однако наиболее развитой формой активной адаптивной стратегии является предметно-преобразующая деятельность.

3.2.3.Эволюционная теория поведения.

В. Ю. Большаков ввел очень удобную классификацию поведенческих механизмов. Он выделяет индивидуальное поведение, направленное на выживание одной особи. Вторая группа — это ролевое поведение в малых группах из десятков особей. Третья форма поведения — массовидное поведение, под которым подразумевается поведение анонимной толпы или согласованное поведение граждан какого-то государства.
Наш вид проходил долгий путь эволюции в условиях индивидуального и ролевого поведения. В своем индивидуальном поведении человек значительно больше полагается на врожденные программы. Нас не учат, как надо жевать, глотать, дышать и т.п. Все это организм знает от рождения, на уровне безусловных рефлексов. При жизни в группе, роль врожденного поведения ниже и значительная часть поведенческих актов базируется не только на врожденных программах, но и на рассудочной деятельности. Если продолжить тенденцию, то можно предположить, что на уровне массовидного поведения роль врожденных программ поведения будет еще ниже.

Можно выделить три ярко выраженных поведенческие программы, которые возникли у человека, как адаптация к жизни в малых группах, но оказались преадаптированными для обслуживания массовидного поведения.

Первая программа — это сбивание в кучу при опасности. При опасности, если по каким-то причинам нет возможности бежать в рассыпную, люди сбиваются в плотную кучу.

Вторая программа — это следование за лидером. Обычно считается, что особь, за которым следует стадо — это вожак, самая главная особь. В некоторых случаях это, возможно, и так. Спонтанным лидером может стать “дефектная” особь. Возможно, что у людей появляется нечто подобное, например при маневрировании толпы во время паники или при броске войск в атаку.

Третья программа — это симпатическая индукция. Это явление можно наблюдать, например, у чаек. Они могут тихо сидеть на берегу, но стоит одной особи вскрикнуть, как кричать начинают все. Адаптивный смысл симпатической индукции понятен. В некоторых ситуациях, например при опасности, все особи группы должны одновременно отреагировать определенным, одинаковым образом. Вероятно, именно эта программа лежит в основе панических реакций у человека, которые как волна распространяются по анонимной толпе.

3.2.4. Экологические подходы в частном домохозяйстве (поведение потребителей во взаимосвязи с их стилем жизни и социальной средой).

Слои (страты) различаются количественными характеристиками распределения жизненного важных ресурсов. Одни имеют данного ресурса много, другие мало. Часто выделяют слои по таким критериям: уровень доходов и уровень жизни. Эти характеристики обычно связаны с другими критериями социальной стратификации: престиж, власть, образование. Положение человека как в классовой, так и в слоевой структуре серьезно влияет на объем и содержание его потребления. Однако влияние это не является однотипным. Рабочий и лавочник могут принадлежать к одной страте, выделенной по уровню доходов, но они принадлежат к разным классам. Преуспевающий бандит может иметь такие же доходы, как и менеджер. Они в одной страте, но в разных классах.

Поведение животных, насекомых, птиц запрограммировано системой инстинктов: им от природы дана установка, как и что есть, как выживать, как вить гнезда, когда и куда лететь и т.д. В человеке система инстинктов угасла, хотя исследователи спорят относительно того, до какой степени. Они действуют на уровне базовых потребностей, однако последние очень тесно вплетены в жизнь общества, приобрели формы, навязываемые им. Ту функцию, которую в природе выполняют инстинкты, в человеческом обществе выполняет культура. Ее главная функция – программирование жизни людей, их групп и социальных институтов. Долгосрочное программирование – это в сущности вопрос о смысле жизни человека вообще и конкретного индивида, смысле существования общества, государства, церкви и т.д. Краткосрочное программирование – это направление деятельности, критерии выбора и оценки на коротком отрезке времени

На поверхности потребление выступает как процесс свободного индивидуального выбора. Каждый думает самостоятельно. Однако надындивидуальный характер культуры потребления легко обнаруживается при переезде из страны в страну, когда культура прорывается в форме широко распространенных или доминирующих вкусов в области питания (национальная кухня), архитектуры, одежды, косметики, организации свободного времени, потребления алкоголя и т.д. Каждый выбирает сам, но почему-то оказывается очень похожим на соседа. Он похож и с точки зрения желаний, и с точки зрения форм и методов их удовлетворения.

Одним из проявлений культуры является структура товаров, потребляемых на одном и том же рынке. Есть культура потребления жилищ, одежды, пищи, автомобилей и т.д. Алкоголь или схожие с ним по воздействию вещества и жидкости потребляют повсеместно. Однако в разных культурах структура сильно различается. Так, выделяют страны с водочной, винной, пивной культурами.

3.2.5.Экологический подход в социальной работе.

Сущность экологического подхода состоит в том, что предметы и явления объективной действительности рассматриваются как среда того или иного «субъекта». Этот подход может и должен быть достоянием разных наук.

Огромное значение в развитии экологического подхода в теории и практике социальной работы сыграло представление об открытых системах. Под открытой системой понимают такую систему, которая обменивается с окружающей средой энергией, веществом и информацией. Все социальные системы являются открытыми.

В социальной работе экологический подход позволяет в широком смысле слова рассматривать гармонизацию человека и его социального и физического окружения. В более узком — взаимные адаптивные процессы, необходимые для такой гармонизации. В теории социальной работе, использующейся в англоговорящих странах, в качестве самостоятельного выделяется экоситсемный подход. Его суть состоит в том, что в ходе вмешательства в проблемную ситуацию объекта любого уровня выделяется пространство взаимодействия — это саморазвивающаяся системная целостность, образованная субъект-объектными отношениями трёх базовых составляющих-участников: социальный клиент, социальный работник, среда.

Цель экосистемного подхода в практической социальной работе — обеспечение его успешного социального функционирования через развитие индивидуальности, самобытности, самоценности личности как активного носителя субъективного опыта. Средством деятельности в этом подходе являются взаимодействия — это связи, возникающие в процессе, с помощью которого люди продолжительно строят свое окружение и под его влиянием изменяются сами. Содержание совместной деятельности социального работника и клиента, в первую очередь, состоит в создании условий для обоюдной, равноправной, продуктивной коммуникации и последующего партнерства участников и структур социального пространства в условиях общей недостаточности ресурсов, например, знаний, опыта, средств. Имеется ввиду, что инициатором тех или иных коммуникативных актов выступают как социальный работник, так и его клиент.

Одним из реальных инструментов технологии социальной работы в экосистемном подходе становится так называемая экокарта . Экокарта — визуальный инструмент, создаваемый, чтобы организовать и прояснить информацию о взаимодействиях между индивидуумами / семьями и их окружением в определенный момент времени. Впервые экокарту в 1978 г. предложила использовать А.Хартман — американский социальный работник, специализирующийся на работе с семьями. Она опубликовала статью «Графическое оценивание семейных отношений», которая развивала теорию семейных систем с использованием идей, почерпнутых ею из физики, биологии и антропологии. Предложенный ею инструмент очень быстро завоевал популярность среди семейных социальных терапевтов США и Великобритании.

Внешне экокарта выглядит как несколько концентрических окружностей: 1) внутренняя — сам клиент с его пониманием причин возникновения проблемной ситуации и представлением «нормального» функционирования; 2) поддерживающее окружение — это те субъекты и объекты, которые находятся в зоне ближайшего окружения клиента (члены семьи, близкие друзья и др.) и могут оказывать ему значимую поддержку; 3) питающая система, например, опыт и знания социального работника; ресурсы системы социальной защиты; другие люди из его окружения (коллеги по работе, представители диаспоры, члены религиозной конфессии и т.п.).

Экокарта создается вместе с клиентом для определения как ресурсов и источников поддержки, так и напряжений во взаимоотношениях семьи с окружением. Заполнение экокарты помогает социальному работнику и клиенту определить сильные стороны, нужды и пограничные аспекты. Ее прорисовка, создание включает в себя письменный анализ взаимоотношений между индивидом / семьей и окружением. Особое внимание уделяется следующим аспектам:

— социальная поддержка (семья, друзья, религиозные организации, группы поддержки, соседи, домашние животные, и т.д.);

— ресурсы коммьюнити (помощь в поиске жилья, службы, оказывающие помощь в ежедневном уходе, финансовая помощь, услуги по здравоохранению и стоматологии, службы психиатрической (психотерапевтической) и наркологической помощи, юридическая помощь, транспорт, возможности трудоустройства, помощь в получении питания, т.д.);

— стрессоры (сложности с законом, семейная динамика, финансовые проблемы, вопросы здоровья, неопределенность в вопросе жилья, удаленность служб, помогающих в ежедневном уходе, транспортные проблемы, домашние трудности, препятствия в трудоустройстве, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, беременность, наличие детей, дискриминация и т.д.).

Можно говорить о том, что в ходе взаимодействия по составлению экокарты реализуется моделирование жизненного пространства клиента, позволяющего использовать многообразие отношений всех субъектов процесса, в котором возможен выбор личностью путей социального развития, адекватных современным общественным условиям. Экокарта, таким образом, создает основу для проектирования технологии социальной работы для конкретного случая. Все технологии в рамках экосистеменого подхода могут быть сведены в три группы: консультационные, управляющие ресурсами, обучающие.

Особый акцент в этом подходе делается на последней группе технологий.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение адаптивности как одного из ключевых свойств человека в его отношениях со средой.

2. Дайте характеристику пассивным и активным приспособительным стратегиям.

3. Назовите три поведенческие программы, которые возникли у человека, как адаптация к жизни в малых группах,

4. Как положение человека в классовой структуре влияет на объем и содержание его потребления?

5. Опишите экологический подход в социальной работе.

Литература:

42. Бродский А.К. Общая экология / А.К.Бродский. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

43. Горелов А.А. Экология / А.А.Горелов. – М., Юрайт, Высшее образование. 2009.

44. Иванов В.П. Основы экологии / В.П.Иванов, О.В.Васильева. – СПб.: Спец.Лит. 2010

45. Папа О.М. Социальная экология / О.М. Папа. — М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Спектр. 2011.

В новых техносферных условиях всё чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причем уровни физических и химических факторов взаимодействия в ХХ веке непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу.

В обществе возникла потребность защиты природы («Охрана природы») и человека («Безопасность жизнедеятельности») от негативного влияния техносферы.

В окружающем нас мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи (рис.1.1): взаимодействие человека с техносферой, техносферы с биосферой (природой) и др.


Рис.1.1. Схема взаимодействия человека, биосферы и техносферы

(75 % населения Земли проживает в техносфере или зоне перехода от техносферы к биосфере)

Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив ее негативное влияние на человека и природу до допустимых уровней. Достижение этих целей взаимосвязано. Решая задачи обеспечения безопасности человека в техносфере, одновременно решаются задачи охраны природы от губительного влияния техносферы.

Основная цель безопасности жизнедеятельности (БЖД) как науки – защита человека техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизни и деятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний – экологии техносферы.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания».

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:

– обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе,

– создает и использует защиту от негативные воздействий как со стороны среды обитания, так и себе подобных.

Негативные воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует Мир. Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.

Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека находить и совершенствовать средства зашиты от естественных негативных воздействий среды обитания. К сожалению, появление жилища, применение огня и других средств зашиты, совершенствование способов получения пищи – все это не только защищало человека от естественных негативных воздействий, но и влияло на среду обитания.

На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX века – начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX веке на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряде случаев и к полной региональной деградации.

Этим изменениям во многом способствовали:

– высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;

– рост потребления и концентрации энергетических ресурсов;

– интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;

– массовое использование транспортных средств;

– рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению зашиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и др.) сказалось на продолжительности жизни людей:

Век Продолжительность жизни человека, лет
Медный, бронзовый, железный
К началу XIX века 35 – 40
В конце XX века 60 – 63

Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой.

Данные табл.1.1 показывают, что на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах – в Европе, Северной Америке, Японии. Здесь естественные экосистемы сохранились в основном на небольших площадях, они представляют собой небольшие пятна биосферы, окруженные со всех сторон нарушенными деятельностью человека территориями, и поэтому подвержены сильному техносферному давлению.

Таблица 1.1

Состав площадей на некоторых континентах Земли

Континент Ненарушенная территория, % Частично нарушенная территория, % Нарушенная территория, %
Европа 15,6 19,6 64,9
Азия 43,6 27,0 29,5
Сев. Америка 56,3 18,8 24,9

К новым, техносферным условиям относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности.

Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего, повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов.

Характерное состояние системы «человек – среда обитания», совокупность и направленность воздействия негативных факторов в регионах техносферы показаны на плак.1.1.

Плакат 1.2. Негативные факторы воздействия в системе «человек – среда обитания»:

1 – естественных стихийных явлений; 2 – производственной среды на работающего; 3 – производственной среды на городскую среду (среду промышленной зоны);4 – человека (ошибочные действия) на производственную среду; 5 – городской среды на человека, производственную и бытовую среду; 6 – бытовой среды на городскую; 7 – бытовой среды на человека; 8 – человека на бытовую среду; 9 – городской среды или промышленной зоны на биосферу; 10 – биосферы на городскую, бытовую и производственную среду; 11 – человека на городскую среду; 12 – человека на биосферу; 13 – биосферы на человека

Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и др.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации» (Закон сохранения жизни, сформулированный Ю. Н. Куражковским).

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека.

Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

– комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

– допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

– опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

– чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Особенности взаимодействия человека с окружающей средой.

Лекция № 1(20)

Тема: «Адаптация человека и функциональное состояние организма»

План

1. Особенности взаимодействия человека с окружающей средой.

2. Понятие гомеостаза.

3. Определение и уровни адаптации.

4. Понятие психического состояния, его определение и классификация.

5. Общая характеристика состояний организма и психики.

Особенности взаимодействия человека с окружающей средой.

Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды.

Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный характер.

Условия, в которыхорганизм человека может функционировать, весьма ограниченны. Достаточно повышения или понижения температуры тела всего на один градус, как человек начинает чувствовать себя некомфортно. Обычно это состояние принято называть болезненным, поскольку в обычных условиях оно в большинстве случаев обусловлено болезнью. А если изменить температуру тела на пять-шесть градусов, то могут начаться необратимые процессы, приводящие к гибели человеческого организма.

Параметры внешней среды также имеют весьма незначительный интервал изменения характеристик, в рамках которых человеческий организм может нормально функционировать. На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с ситуациями, которые грозят ему гибелью. Многие из этих ситуаций обусловлены природными явлениями. Другие возникают при неразумной деятельности или поведении самого человека. Однако, несмотря на всю хрупкость своего организма, человек живет, действует, созидает и творит. Что же позволяет выжить человеку в этих условиях?

Можно говорить о разных факторах, обусловливающих выживание человека как вида, но все они связаны, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой — со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Этой способностью человек обладает благодаря нервной системе и психике. Именно они в значительной степени определяют возможность выживания человека как вида, поскольку обеспечивают процесс адаптациичеловека к условиям среды.

Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда».

Адаптация человека с окружающей действительностью во многом определяется особенностями его психического состояния.

Добавить комментарий

Закрыть меню