Высказывания о творчестве Пушкина

О Пушкине. Цитаты

Виталий Волобуев

Учась в Литинституте, я написал две работы по Пушкину, они теперь пользуются спросом на Прозе.ру, куда я их выставил для обозрения. Одна из них посвящена одной из повестей Белкина, а другая — стихотворению «Воспоминание». Работая над ними, я выписывал всякие цитаты, которые теперь и выставляю, чтобы когда-то проделанная работа не пропадала, а кто-то, возможно, ещё раз перечитает Пушкина.
О ПУШКИНЕ
И. С. АКСАКОВ
По книге: К. С. Аксаков, И. С. Аксаков. Литературная критика, М., Современник, 1981
Пушкин не был поэтом «отрицания», — но не потому, что был не способен видеть, постигать отрицательные стороны жизни и оскорбляться ими, но потому прежде всего, что не таково было его призвание, как художника; …ещё потому, может быть, что Пушкин своим русским умом и сердцем шире понимал жизнь, чем многие писатели, окрашивающие её явления сплошною чёрною краскою. (стр.274)
В. Г. БЕЛИНСКИЙ
По книге: В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., Современник, 1982
Ни один поэт на Руси не пользовался такою народностию, такою славою при жизни, и ни один не был так жестоко оскорбляем. (стр.69)
…Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее, и по тому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему. (стр.393)
А. ДРУЖИНИН
По книге: А. В. Дружинин. Литературная критика. М., Советская Россия, 1983
«Молчи и жди!» — можно было сказать Пушкину в тот тяжкий период его деятельности, когда критика встречала его лучшие творения враждебными отзывами, между тем как читатель громко говорил об упадке таланта Пушкина. (стр.31)
Не стесняясь потребностью славы, Пушкин безжалостно уничтожает превосходнейшие строфы, имеющие отношение к его святейшим личным воспоминаниям, и мало того, он временами маскирует своё чувство, отводит глаза читателя, скрывает слезу под улыбкою, радостное воспоминание под слезою. (стр.47)
…К сожалению, чем более наш поэт прилеплялся к русской литературе, чем благороднее держал он себя с товарищами писателями, тем яснее сознавал он, насколько русский литературный мир его времени был ниже его идеала. (стр.48)
<О стихотворении «Воспоминание»>
После заключительной строки («Но строк печальных не смываю») следовали (в черновой рукописи) шестнадцать стихов, почти беспримерных по красоте, энергии, глубокому чувству, в них разлитому, наконец, по какой-то особенной, прерывистой их музыкальности. (стр.53)
И. КИРЕЕВСКИЙ
По книге: И. В. Киреевский. Избранные статьи. М., Современник, 1984
Отчего же до сих пор так мало говорят о Пушкине? <в 1828 году> Отчего лучшие его произведения остаются неразобранными, а вместо разборов и суждений слышим мы одни пустые восклицания… (стр.29)
Мнение каждого, если оно составлено по совести и основано на чистом убеждении, имеет право на всеобщее внимание. (стр.29)
…третий период развития его поэзии, который можно назвать периодом поэзии русско-пушкинской. Отличительные черты его суть: живописность, какая-то беспечность, какая-то особенная задумчивость и наконец, что-то невообразимое, понятное лишь русскому сердцу; ибо как назвать то чувство, которым дышат мелодии русских песен, к которому чаще всего возвращается русский народ и которое можно назвать центром его сердечной жизни? (стр.38)
В. ОДОЕВСКИЙ
По книге: В. Ф. Одоевский. О литературе и искусстве. М., Современник, 1982
Было время, когда Пушкин, беззаботный, беспечный, бросал свой драгоценный бисер на всяком перекрестке; сметливые люди его подымали, хвастались им, продавали и наживались;… Тогда все литературные промышленники стояли на коленях перед поэтом, курили над ним фимиам похвалы заслуженной и незаслуженной…
Но… Пушкин, Пушкин понял своё значение в русской литературе, понял вес, который имя его придавало изданиям, удостаиваемым его произведений; он посмотрел вокруг себя и был поражён печальною картиною нашей литературной расправы — её площадной бранью, её коммерческим направлением, и имя Пушкина исчезло на многих, многих изданиях! …и замолкли похвалы поэту. (стр.51)
Н. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
По книге: Н. Г. Чернышевский. Письма без адреса. М., Современник, 1983
Пушкин первый стал описывать русские нравы и жизнь различных сословий русского народа с удивительной верностью и проницательностью. (стр.51)
…он первый научил русское общество… уважать литературу и талантливых писателей… (стр.52)
О нем более, нежели о ком-нибудь, можно сказать, что он жил впечатлениями, которые приносила настоящая минута. Переходы от грусти к весёлости, от уныния к беззаботности, от отчаяния к надежде были у него часты и очень быстры. В одном он оставался всегда неизменен — в привязанности к людям, которых раз полюбил: трудно найти человека, который был бы таким верным и преданным другом, как Пушкин. (стр.74)
…он так любил резкие переходы из одной крайности в другую, что ему нравилось только или сильное физическое движение или совершенный покой. Вообще Пушкин был очень крепкого сложения. Это не мешало ему быть мнительным относительно здоровья, и в молодости он воображал себя страждущим чахоткою, воображал даже, что чувствует признаки аневризма в сердце. (стр.75)
О ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА (Повести Белкина)
А. ДРУЖИНИН
По книге: А. В. Дружинин. Литературная критика. М., Советская Россия, 1983
«Повестей Белкина», по нашему мнению, не должен проходить молчанием ни один человек, интересующийся русскою прозою.

…влияние, ими произведённое, отчасти выразилось чуть ли не на всех наших романах и повестях. (стр.59)
С. ПЕТРОВ
По книге: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. т.5, М., ГИХЛ, 1960 Работа: С. Петров. Художественная проза Пушкина.
Пушкин публикует их анонимно, не надеясь на успех, настолько они отличались от популярной тогда романтической и дидактической прозы. «Повести Белкина» явились в печати первым реалистическим произведением русской прозы.
Л. ТОЛСТОЙ
По книге: Л. Н. Толстой. О литературе. М.,1955
Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне одолжение — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. (стр.144)
М. ИСКРИН
По журналу: Литературная учеба. 1979, № 6. Работа: М. Искрин. Сочинители, сочиненные Пушкиным.
Известно письмо Пушкина к Плетнёву, где он просит «Смирдину шепнуть моё имя, чтобы он перешепнул покупателям». Но, словно не полагаясь на это, Пушкин разбросал по тексту предисловия опознавательные знаки, вехи, по которым можно угадывать…
Н. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
По книге: Н. Г. Чернышевский. Письма без адреса. М., Современник, 1983. Работа:
Александр Сергеевич Пушкин
В Болдине также были написаны повести, изданные под именем «Повести Белкина». Они были первыми сочинениями в прозе, которые напечатал Пушкин и уступают в достоинстве другим его прозаическим произведениям. (стр.71)
ИЗ ПУШКИНА
По книге: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. т.9-10, М., ГИХЛ, 1962
П. Л. ОСИПОВОЙ (из письма)
Жизнь эта (в Петербурге, в 1828 ) признаться, довольно пустая, и я горю желанием так или иначе изменить ее. (т.9, стр.271)
ИЗ ПИСЕМ (указаны номера писем)
Он славный человек, хоть и женится. (117)
Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа. (133)
У женщин нет характера, у них бывают страсти в молодости.(149)
Поэзия, прости господи, должна быть глуповата. (194)
Законная <жена> — род теплой шапки с ушами. Голова вся в нее уходит. Брак холостит душу. (194)
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. (195)
…душевное спокойствие, без которого ничего не произведёшь.(354)
Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает. (357)
Баратынский говорит, что в женихах счастлив только дурак; а человек мыслящий беспокоен и волнуем будущим. Доселе он я — а тут он будет мы. Шутка! (358)
Русский человек в дороге не переодевается и, доехав до места свинья свиньею, идёт в баню, которая наша вторая мать. (500)
Глупцы с благоговением слушают человека, который смело все бранит, и думают: то-то умник! (512)
…одно дело произвести революцию, другое дело это закрепить её результаты.
Религия чужда нашим мыслям и нашим привычкам, к счастью… (740, из ран. ред.)

Высказывания о поэтах и писателях

О А.С.Пушкине

Пушкин у нас – начало всех начал.

М.Горький

Едва за книгой руку протяну

И пушкинские разверну страницы –

Забыто все, я у него в плену,

И тихая беседа наша длится…

Д.Кугультинов

По-моему, «Мороз и солнце, день чудесный»… — это не только прекрасные стихи, но и средство от простуды. И что еще важнее, средство от депрессии.

Ф.Искандер

Пушкин – сегодняшний, современный.

Это не столько можно объяснить, сколько понять душой, всем существом своим.

Д.Лихачев

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более, пока всё его пространство. Н.Гоголь

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Н.Гоголь

Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн.

А.Толстой

В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля.

В.Г.Белинский

Поэзия Пушкина словно красота человеческих глаз, оживленных чувством и мыслью. Отнимите у них оживляющие их чувство и мысль – они станут только красивыми, но уже не божественно-прекрасными глазами.

В.Г.Белинский

Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу.

Д.Самойлов

Пушкин как нельзя более национален и а то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под народный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, — в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза — не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это — женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные.

А.И.Герцен

Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.

И.Тургенев

Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «Приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ещё приготовляется Пушкиным. Н.Чернышевский

Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко…

Л.Толстой

Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, — и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою… А.Платонов

Словно зеркало русской стихии,

Отстояв назначенье свое,

Отразил он всю душу России!

И погиб, отражая ее.

Н. Рубцов

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы леем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и гулко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

24 сентября 1911 год

Царское Село

А. Ахматова

О Л.Н.Толстом

Толстой – это целый мир… Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.

М.Горький

Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким, мир, в котором отражения по размерам, пропорциям и светотени соответствуют явлениям действительности.

В.Г.Короленко

Сердечно приветствую художника и человека, славу и гордость своей страны и своего века.

К.А.Тимирязев

Граф Лев Толстой – гениальный художник, наш Шекспир, может быть. Это самый удивительный человек, коего я имел наслаждение видеть.

М.Горький

О Н.В.Гоголе

Перечитывать Гоголя – удовольствие еще большее, чем даже читать его в первый раз. Прозу Гоголя хочется запоминать, как стихи, произносимые вслух.

И.Андроников

О Ф.М.Достоевском

В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке.

Н.Добролюбов

О Куприне

Куприн – талант яркий, здоровый.

М.Горький

О И.С.Тургеневе

Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства,- все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его.

В. Г. Белинский

На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. /…/ Что за человек! /../ Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет,- я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе.

Ф. М. Достоевский

Третьего дня Анненков читал у нас вечером Вашу комедию «Где тонко, там и

Певец чистой, идеальной женской любви, г. Тургенев так глубоко за-глядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает ее и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром любви рисует ее лучшие мгновенья, что /…/ и наше собственное сердце млеет и замирает от томного чувства и благодатные слезы не раз подступают к глазам.

Н. А. Добролюбов

Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж.

Г. Флобер

Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу.

Д. Голсуорси

Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица /…/ С большим искусством живописует он физическую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы.

П. Меримо

…гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном.

Ги де Мопассан

Тургенев — один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собой.

В. Г. Короленко

Я был воспитан на Тургеневе.

А. Н. Толстой

Пушкин и Тургенев — это родоначальники нашей прозы.

А. А. Фадеев

Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на простой народ.

М. М. Пришвин

И. С. Тургенев — один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой.

Ф. В. Гладков

О А.П.Чехове

Бесспорное, подлинно народное творчество великого русского писателя-реалиста Антона Павловича Чехова всегда будет служить для нас, иностранных писателей, лучшим примером.

М. Бенюк

В течение последних двадцати лет самым могучим магнитом для молодых писателей многих стран был Чехов…»

Д. Голсуорси

В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…

А. М. Горький

Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что этот язык создали Пушкин, Тургенев и Чехов.

М. Горький

-Сколько дивных минут прожил я над вашими книгами, сколько раз плакал над ними.

А. М. Горький

Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл».

А. М. Горький

Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить…

О. Кейси

Он был искренен и говорил и писал только так, как чувствовал.

Он был глубоко добросовестен и говорил и писал только о том, что знал крепко.

В. И. Немирович-Данченко

Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека…

М.Пришвин

Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы.

К. С. Станиславский

Главное, он был постоянно искренен, а это великое достоинство писателя, а благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые формы писания.

Л. Н. Толстой

Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…

Л. Н. Толстой

Чехов – это Пушкин в прозе.

Л. Н. Толстой

Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта.

Л. Н. Толстой

Чтобы правильно определить положение Чехова, нужно найти термин, равнозначный мудрецу и святому.

Французский критик Шарль Дю Бос

На меня влияют все хорошие писатели. Каждый по-своему хорош. Вот, например, Чехов. Казалось бы, что общего между мной и Чеховым? Однако и Чехов влияет. И вся беда моя и многих других в том, что влияют еще на нас мало. Чехов никогда не выпускал полуфабрикатов. И брака у него не найдешь.

М. А. Шолохов

Высказывания о Пушкине

Аполлон Александрович Григорьев

А Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего.

(А.А. Григорьев «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина». 1859)

Иннокентий Федорович Анненский

Гуманность Пушкина была явлением высшего порядка: она не дразнила воображения картинами нищеты и страдания и туманом слез не заволакивала сознания: её источник был не в мягкосердечии, а в понимании и чувстве справедливости. И гуманность была, конечно, врожденной чертой избранной натуры Пушкина.

(Из статьи И.

Анненского «Пушкин и Царское село». 1899)

…все, что было у нас до Пушкина, росло и тянулось именно к нему, к своему ещё не видному, но уже обещанному солнцу. Пушкин был завершителем старой Руси. Пушкин запечатлел эту Русь, радостный её долгим неслышным созреванием и бесконечно гордый её наконец-то из-под сказочных тряпиц засиявшим во лбу алмазом.

(Из статьи И. Анненского «Эстетика мертвых душ и её наследие». 1911)

Константин Дмитриевич Бальмонт

Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников. Он сосредоточил в себе свежесть молодой расы, наивную непосредственность и словоохотливость гениального здорового ребенка, для которого все ново, который на все отзывается, в котором каждое соприкосновение с видимым миром будит целый строй мыслей, чувств и звуков.

(К. Бальмонт «О русских поэтах. Фрагменты из лекций». 1897)

Александр Александрович Блок

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.

(Из речи А.А. Блока «О назначении поэта». 1921)

Валерий Яковлевич Брюсов

Пушкин сознавал, что ему суждена жизнь недолгая, словно торопился исследовать все пути, по которым могла пройти литература после него. У него не было времени пройти эти пути до конца: он оставлял наброски, заметки, краткие указания; он включал сложнейшие вопросы, для разработки которых потом требовались многотомные романы, в рамку краткой поэмы или даже в сухой план произведения, написать которое не имел досуга. И до сих пор наша литература ещё не изжила Пушкина; до сих пор по всем направлениям, куда она порывается, встречаются вехи, поставленные Пушкиным в знак того, что он знал и видел эту тропу.

(Из статьи В.Брюсова «Разносторонность Пушкина». 1922)

Николай Васильевич Гоголь

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

(Из статьи Н.В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине». 1832)

Мое время прошло… Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который уже в лицее перещеголял всех писателей.
Слова Державина, записанные С. Т. Аксаковым
Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
В. А. Жуковский (Надпись на портрете, подаренном Пушкину 26 марта 1820 года.)
Рылеев обнимает Пушкина и поздравляет с «Цыганами». Они совершенно оправдали наше мнение о твоем таланте.

Ты идешь шагами великана и радуешь истинно русские сердца. Я пишу к тебе ты, потому что холодное вы не ложится под перо; надеюсь, что имею на это право и по душе, и по мыслям. Пущин познакомит нас короче. Прощай, будь здоров и не ленись: ты около Пскова: там задушены последние вспышки русской свободы; настоящий край вдохновения – и неужели Пушкин оставит эту землю без поэмы?
К. Ф. Рылеев (Из письма к Пушкину.)
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
***
Ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой есть его создание. Он взял с меня клятву, чтобы я писал, и ни одна строка его не писалась без того, чтобы он не являлся в то время очам моим. Я тешил себя мыслью, как будет доволен он, угадывал, что будет нравиться ему, и это было моею высшею и первою наградою.
Н. В. Гоголь
Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее, и по тому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему.
В. Г. Белинский
…Появился великий русский поэт Пушкин, а появившись, сразу стал необходим, словно русская литература не могла без него обойтись. Читали других поэтов, восторгались ими, но произведения Пушкина – в руках у каждого образованного русского, и он перечитывает их всю свою жизнь.
А. И. Герцен
До Пушкина не было в России истинных поэтов, русская публика знала поэзию только по слухам, из переводов или по слабым опытам, в которых искры поэзии гасли в пучинах риторики или льдах внешней холодной отделки. Пушкин дал нам первые художественные произведения на родном языке, познакомил нас с неведомою до него поэзиею.
Н. Г. Чернышевский
Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил русскую публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир.

Все были очарованы, все увлечены мощными звуками этой неслыханной до тех пор поэзии.
Н. А. Добролюбов
Не следует забывать, что ему одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу.
И. С. Тургенев
Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время, после вас – повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие.
Л. Н. Толстой (Из письма к Голохвастову от 30 марта 1874 года.)
Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной, и читать ее было неловко. Пролог к «Руслану» напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей чеканной правдой:
– Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей –
мысленно повторял я чудесные строки и видел эти, очень знакомые мне, едва заметные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, еще не стряхнувшая капель росы, тяжелых, как ртуть. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично все, о чем говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою – легкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье – быть грамотным! Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу, не искажая – в угоду государственной идее «народности» – лицемерным тенденциям придворных поэтов – он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу.
А. М. Горький

Добавить комментарий

Закрыть меню