Вышивка древней руси

Вышивка – один из древнейших видов рукоделия. Ее история началась еще во времена первобытных людей. Как только женщины научились шить с помощью каменной иглы и ниток, изготовленных из подручных материалов, они стали задумываться о том, как можно украсить одежду. И тогда-то им на ум и пришла идея воспользоваться стежками для создания узоров. Как и сегодня, использовалась вышивка для украшения одежды и обуви, бытовых мелочей.

Изначально для создания вышивки использовались жилы животных, нитки из льна и конопли, шерсть и даже волосы. Создавались же узоры на коже и шкурах животных, позднее – на вытканных полотнищах.

На Руси вышивка играла огромное значение. С помощью орнаментов и разнообразных узоров – линий, крестов, ромбов люди не только украшали свою одежду, но и создавали мощные обереги талисманы.

Так, вышитое за один световой день полотенце считалось мощнейшим оберегом, способным излечивать даже от смертельных болезней. Над таким полотенцем работали одновременно несколько рукодельниц. Они начинали свою работу на рассвете и должны были успеть завершить ее до заката солнца.

Девушки учились искусству вышивки с детства. Задачей каждой девушки было собрать себе приданное – вышитые скатерти и полотенца, одежду, другие бытовые мелочи. Украсить все эти предметы вышивкой она должны была самостоятельно. При этом оценивалось качество стежков и узоров, и делался вывод о том, насколько хорошая хозяйка выйдет из мастерицы.

До XVIII века вышивкой занимались только знатные и богатые девушки. Причиной этого была высокая стоимость материалов. Со временем, искусство вышивки стало доступным и девушкам из низших слоев общества. При этом они использовали для создания вышивки более дешевые и простые материалы.

Сегодня вышивка утратила свое сакральное значение. С ее помощью уже не украшают одежду, не создают обереги. Да и мало кто использует давние орнаменты в своей работе, создает свои собственные. В основном рукодельницы предпочитают купить набор для вышивания крестиком и заняться вышиванием уже готового сюжета, картины, которая украсит их жилье.

Несмотря на то, что вышивка утратила свое первоначальное значение, она до сих пор остается одним из наиболее популярных видов рукоделия. Практически каждая вторая женщина хотя бы раз в жизни пробовала вышить собственную картину и показать ее своим друзьям и близким.

Вышивка «Вологодское стекло»

Александра Гармаш

Дата: 2013-11-22

Ко всеобщей радости людей, кому не безразлично сохранение хотя бы остатков родной культуры, на вологодской земле по сей день существует на удивление много народных промыслов, зародившихся ещё несколько веков назад. Мы по-прежнему можем не только в музеях полюбоваться изделиями талантливых русских мастеров гончарного искусства, резьбы и росписи по дереву, вологодских ювелиров, резчиков по бересте, а также поражающими воображение образцами кружевоплетения и вышивки.

Посещая II Всероссийскую выставку современной вышивки, проходящую сейчас в Твери, я обратила внимание на интересный экспонат. Это вышитый плафон для светильника. Рассматривала замысловатый узор и радовалась за наших мастериц, которые все ещё способны создавать уникальные произведения прикладного искусства.


Так что же это за вышивка такая, «вологодское стекло»?

Перед вами фото детали занавеса из Вологодской губернии второй половины XIX в., произведение прикладного искусства из собрания Государственного Эрмитажа. Шитье белой бумажной нитью по белому полотну швом «вологодское стекло». Занавес обшит по краю шелковой тканью. Поражает воображение, не правда ли?


Вышивка «вологодское стекло» – подраздел более объемной темы «Игольное кружево».

Для вышивания «вологодским стеклом» выбирают натуральную ткань полотняного переплетения (хлопчатобумажную или льняную, не слишком плотную, чтобы была возможность отсчитывать количество нитей по основе и утку). Начиная вышивать, на выбранной ткани размечают квадрат и выдергивают по 1—2 нити с каждой стороны.

Затем по двум диагоналям протягивают по 6—8 ниток, прикрепляя их на ткани в углах квадрата. Квадрат по периметру обметывают «петельным швом», петлями внутрь квадрата. Таким образом, подготавливают мотив для дальнейшего заполнения.

Острыми ножницами вырезают ткань внутри обшитого петельным швом квадрата, оставляя по 6—8 поперечных и долевых нитей, расположенных по средним линиям квадрата. Оставленные нити и те нити, которые были протянуты по диагоналям на этапе подготовки к вышиванию, делят пополам и перештопывают настилами, используя швейные катушечные нитки. Нитки лучше выбирать в соответствии с толщиной ткани, которая применяется для вышивания мотива. Если ткань льняная, то можно использовать нитки № 30.

Основа мотива — плоские и прочные плетеные перемычки. На этой основе крепятся более тонкие переплёты и тончайшие кружевные «разделки», выполняемые более тонкими катушечными нитками № 60 и 80. Это “паучки” и ажурная сетка, которая получается из рядов петельного шва.

Для этого выполняют ряд воздушных петель в направлении слева направо. Затем, обвивая каждую петлю, рабочую нитку прокладывают справа налево. Петли второго ряда выполняют в направлении слева направо, вводя иглу между петлями первого ряда.

Так выполняют все ряды шва.

Край мотива в виде восьмиконечной звезды обшивают фестонами. Для этого прокладывают нитку между краем ткани и перемычкой в направлении слева направо, закрепляют её и прокладывают обратно. Затем, в направлении слева направо обметывают проложенные нитки «петельным швом».

Каждый двенадцатый стежок петельного шва выполняют в край мотива. Так прикрепляют каждый новый фестон.

При желании, вы сможете чуть больше узнать о разновидностях и техниках гипюрной строчевой вышивки и игольного кружева на других сайтах, предлагающих тему рукоделия.

Вот один из таких сайтов — «Энциклопедия домашнего хозяйства».

А вот ещё один образец вышивки «вологодское стекло»:

На ткани намечают квадрат, делят его на 4 части, оставляя между ними по 6-8 нитей ткани, остальное вырезают. По диагонали прокладывают в несколько рядов рабочие нитки и обшивают их настилом. После этого прокладывают дополнительные нитки (по заранее созданному рисунку). Обшивают эти нитки также настилом, но менее плотно и более тонкими нитками. Оставшиеся части узора заполняют сеткой из воздушных петель.

Надеюсь, сегодня, прочитав эту статью, вы получили порцию новой информации о вышивке. Думаю, далеко не все рукодельницы слышали когда-нибудь об этой технике вышивания.

Добавьте этот шов в свою коллекцию!

Наверняка, вам будут интересны также и другие декоративные швы, которые вы найдете в коллекции сайта АртПекарня: «назад иголку», «в раскол», «шнурок», «рококо», «английский узелок».

P.S. Если Вам понравилась эта информация, пожалуйста, нажмите на кнопки от facebook, vkontakte или twitter ниже под статьей, и поделитесь, чтобы о ней узнали другие читатели. Мы будем вам очень благодарны! Спасибо!

Приглашаю вас на нашу страницу vkontakte «Студия АртПекарня», там вы можете добавлять свои новости из мира вышивки.

Статья подготовлена командой сайта www.artpekarnya.ru
Правила перепечатки материалов сайта

Просмотров: 4620

здравствуйте,приятно увидеть знакомый светильник с Удмуртии у моей одногруппницы,как пример статьи

Начав вышивать, спрашиваете ли вы себя: неужели мне больше нечего делать? Зачем мы всегда отдаем свое свободное время для хобби? А спросите себя: разве кого – то интересует мое увлечение кроме меня самого? Знаете поговорку: «Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками». Вышивание – больше всего отражает сущность поговорки, ведь с ее помощью мы может показать всю свою любовь и преданность человеку. В каждую работу мы стараемся вложить частичку себя, поэтому такая работа становится, намного ценнее, в отличие от фабричного изделия. Одариваемый бесспорно оценит вашу работу и заботу о нем, подумает, что вы много времени и сил вложили в изготовления его подарка! Этот подарок будет напоминать о вашем внимание и никогда не забудется.

Поэтому, распределяя свое время, подумайте, что тот подарок, который вы сделаете сами, своими руками, будет, гораздо ценней и ближе, чем покупной.

Вышивка крестиком является одним из самых древнейших видов рукоделия. Точное время появления вышивки неизвестно. Нет и сведений, когда же вышивка крестиком стала отдельным видом рукоделия. В наше время имеются образцы вышивки даже 10 века. Однако, несомненно, она возникла гораздо раньше. В разных странах преобладал свой определенный цвет, и стили узора отличались между собой. В вышивке отражался национальный колорит и индивидуальное виденье прекрасного у каждого народа.

В ХVI веке в Западной Европ счетная вышивка приобрела особую популярность. В то время она включала в себя большую часть библейских текстов и сюжетов. Уже в 18-ом веке в вышивке стал более сильно заметен классический стежок крестом, а тематика стала более разнообразной. В восточных странах вышивкой традиционно украшали предметы домашнего обихода – накидки, ковры, вьючные мешки. Они всегда отличались огромным разнообразие цветов и сложностью орнамента. Со временем вышивка стала неотъемлемой частью костюма и домашней утвари и на Западе.

С ХVIII века вышивка вошла в дома всех без исключения слоев населения. Вышивка народная была связана с обрядами и обычаями, а городская формировалась под влиянием запада. Вышивка играла не только роль украшения. Она играла роль оберега, располагаясь на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. на воротнике, рукавах, подоле). В наше время вышивка крестиком является распространенным хобби.

Вышивание – один из видов рукоделия, уходящий своими корнями еще в первобытную культуру. Первоначально в качестве материала для вышивки использовались волокна конопли, кожа животных, шерсть, волосы.

Так как вышивка производилась при помощи иголки, которая является как бы острым окончанием нитки: бумажной или шерстяной, шёлковой, то и иголка, до тех пор, пока она не стала металлической и не пришла к совершенствования, делалась из различных материалов: кости, деревья, а у древних людей были рыбьи кости, древесные иглы, щетина и другое. Вышивают бумагой, шелком, нитками, золотом, шерстью, с использованием бус, серебром, бисером, стеклярусом, иногда настоящим жемчугом, с применением блёсток, монет, а также самоцветных камней. Вышивки Индии и Ирана отличаются большим разнообразием изображались птицы, животные, растительные мотивы и классический национальный литературный сюжет. Вышивка крестиком в Византийской империи, выделялась красотой шёлкового шитья (серебро, золото), разнообразными узорами, значительно повлияли на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные орнаменты, расцветки и техника вышивки крестом, своя для каждой национальности.

Вышивку крестиком без труда можно превратить в любимое занятие, занимаясь которым можно создавать симпатичные предметы интерьера, с помощью которых любой дом может приобрести уютный вид. А вышивка на подушках, рубашках и полотенцах может послужить отличным сувениром.

В прошлые времена дамы вышивали, используя для этого совершенно другие инструменты и рабочие материалы, нежели сейчас – иглой им служили осколки костей животных, а нитками для них были жесткие жилы.

Также использовали различные подручные средства, такие как кожу животных, волокна конопли. Подумав о которых сейчас невозможно представить из пригодными для вышивки. Это неудивительно, ведь осколки костей давно заменили металлическими иголками, а вместо кожи животных используют канвой.

В данное время существует большое разнообразие техник вышивки: вышивка гладью, крестом, лентами, ковровая техника, гобелен. Благодаря такому огромному разнообразию техник вышивки, несомненно, получиться воплотить в работе любые задумки дизайнеров. Также, в продаже существует очень большое разнообразие наборов для вышивания. И любую схему можно посмотреть в журналах, газетах и в интернет магазине вышивки. Наборы для вышивания также могут стать отдельным подарком.

Коллекция Русского музея

Обилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX — ХХ вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России. На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В XIX в., когда в ряде районов возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины.


Деталь передника. Мастер Н.П. Козлова-Амелюшкина
1910-е гг. Мценский уезд Орловской губ.
Государственный Русский музей

Вышивки южнорусских районов близки по стилю. Для них типичен геометрический орнамент с мотивом ромба и его производных. Даже изображения человеческой фигуры подчинены здесь геометризованным формам. Композиции узоров строятся повторением или чередованием элементов в горизонтальном ряду, по диагонали, реже — по вертикали. Исполнены вышивки обычно в технике цветной перевити или строчки-стлани, придающей поверхности ткани зернистую шероховатую фактуру. В цвете, наряду с чисто белым шитьем и сочетанием белого с красным, характерно дополнение синих, зеленых, черных нитей или яркое многоцветие анилиновой шерсти.

Типичные примеры калужских, орловских, тульских вышивок представляют передники-„занавески» — непременная часть местного женского костюма, где вышивка располагается широкой каймой по подолу или покрывает густыми полосами всю плоскость ткани. Однако, при общем сходстве, в каждой области, а подчас районе или группе деревень существовали свой неповторимый стиль и характер шитья, проявлявшиеся в мотивах и размерах узоров, в фактуре и особом способе исполнения, в излюбленных цветовых сочетаниях.


Полотенце.
1900-е гг. Бежецкий уезд Тверской губ.
Государственный Русский музей

В средней полосе России экспедициями Русского музея был выявлен своеобразный район распространения народного шитья в бывшей Теблешской волости Бежецкого уезда Тверской губернии’~. Радостные по цвету, простодушные произведения теблешан исполнены на рубеже XIX и ХХ вв., что сказалось на декоративной дробности в передаче традиционных для вышивки образов птиц, в яркости колорита, включающего полнозвучие цветной шерсти.


Подзор.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей


Подзор. Фрагмент.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей

В середине XIX в. один из интереснейших очагов крестьянской вышивки сложился в ряде деревень бывшего Костромского уезда Костромской губернии’4. Здесь вольно интерпретировали в орнаменте сюжеты лубочных картинок. На подзоре из собрания музея вышиты изображения двух пар Сиринов с женскими головами и пестрым птичьим торсом, их окружают кусты („тополи раис»), травы, цветы, растущие из вазонов. Орнаментальная надпись передает текст из Хронографа. Следуя четкому рисунку картинки, мастерица исполнила композицию на ткани тамбурным швом-косичкой, гибкие линии которого позволили свободно передать в шитье контуры фигур, местами как бы расцвеченные широкими стежками „верхошва». Своеобразная живописность костромских вышивок не имеет аналогий в вышивке других местностей.


Конец полотенца.
1820-е гг. Онежский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце. Мастер С.Ф.Саввина
Конец XIX века. Кирилловский уезд Новгородской обл.
Государственный Русский музей

В вышивке Русского Севера, благодаря особенностям развития края, больше сохранились древние пласты народного орнамента’5. На предметах быта и одежды часто встречаются характерные „древние мотивы», привлекшие к себе внимание ученых еще в 1920-е годы. Исполненные древним двусторонним швом красными нитями по льняному полотну, эти вышивки донесли до нас отголоски образов древней славянской мифологии. Они овеяны сказочностью, а их художественная выразительность складывается из четкого композиционного построения, равновесия частей, удивительного ритма линейного рисунка с характерной взаимной параллельностью линий. Такие узоры, как правило, исполнялись на вещах обрядового назначения: свадебных полотенцах, головных повязках, сенокосных рубахах.


Головное полотенце.
Вторая половина XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце.
1900-е гг. Устюженский уезд Новгородской губ.
Государственный Русский музей

Северные вышивки с древними мотивами обладают относительным стилистическим единством, независимым от места их создания. Но в то же время в ряде районов вышивальщицы проявляли пристрастие к определенным сюжетам орнамента, узкоместным способам шитья, оттенкам красного цвета нитей. Так, для вышивки Кирилловского уезда Новгородской губернии типичен узор „ладья», а в деревнях Устюженского уезда той же губернии часто вышивали „рыбину» — изображение птицы с миниатюрными птенцами по контуру, заполненное рядами мелких шашечек.

Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей

Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей

Со временем древние мотивы и композиции видоизменялись, трансформировались, на их основе возникло множество новых орнаментом’~. Сегодня понять элементы некоторых из них довольно трудно. Например, в богатом разными типами вышивки Каргопольском уезде Олонецкой губернии на подзорах в единую композицию соединяются, образуя своего рода орнаментальный ребус, загадочные фигуры людей, коней, всадников и головы оленей с ветвистыми рогами.

Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей

Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей

А на подзоре из Лужского уезда Петербургской губернии изображение двуглавого орла превращалось то в сказочный цветок, то в проросшего растениями паука.

В конце XIX — начале ХХ в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок, на потребу городскому покупателю. Особенное развитие в это время получила „крестецкая строчка» — сквозная вышивка, подражающая кружеву, центром производства которой стал Крестецкий уезд Новгородской губернии. Мастера украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье тончайшими ажурными узорами геометрического характера, напоминающими снежинки. Крестцы и поныне являются уникальным очагом этого старинного искусства.

Душегрея.
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей

Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей

Душегрея.

Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей

Традиции древнерусского золотого шитья развивались в отдельных сложившихся центрах вплоть до начала XX в. В XIX в. крупным районом золотошвейного дела была Нижегородская губерния. Здесь зажиточное поволжское крестьянство украшало вышивкой праздничную одежду, платки, головные уборы. На бархатной душегрее характерный для местного народного искусства узор с цветами, листьями и гроздьями винограда, растущими из вазона и перевитыми бантами, стелется по рукавам, полам, спине, выявляя особенности покроя этой нарядной кофты. Сквозь густой узор едва просвечивает вишневый цвет фона.

Платок.
Первая половина XIX века.
Государственный Русский музей

На тонкой кисее платка легкие букеты цветов ложатся в кайму, украшают углы. Сочетание болотных и черных нитей на палевом фоне придает вышивке изысканную строгость.

В.В.Грумкова. Полотенце «Кадриль».
1973. Рязань
Государственный Русский музей

В.Н.Носкова. Деталь покрывала.
1949. Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

Несмотря на то что вышивка сегодня — не такой популярный вид народного творчества, как прежде, но и в наши дни она развивается в сложившихся традиционных очагах. Наряду с Крестцами, крупным центром ручного шитья является Рязань, где современные художники успешно развивают традиции местной цветной перевити. Двумя видами вышивки славится поселок Мистера Владимирской области. Здесь равно высокого уровня достигло искусство „белой глади» с ее ювелирными разработками поверхности узоров с помощью „стягов» — узорных заполнений миниатюрными швами и яркая нарядная вышивка „владимирским верхошвом», крупные стежки которого, точно мазки кисти, передают и чисто орнаментальные, и сюжетно-тематические композиции.

И.Я. Богуславская

Литература:
1. И.Я. Богуславская. Русская вышивка — В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984.
2. М.Н. Гумилевская. Строчка и вышивка. М., 1953;
3. И.Я. Богуславская. Народное искусство теблешан. «КСИЭ». Вып. 38. М., 1963.
4. Г.С. Маслова. Основные черты орнамента ярославской и костромской вышивки.— Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976.
5. В.А. Городков. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. — Труды ГИМ. Вып. 1. М., 1926.
6. С.И. Бутылина. О крестецкой строчке. — В кн.: Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981.
7. С.М. Темерин. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.

Следующая страница: Северное узорное вязание

Пятница, Сентябрь 27th, 2013 | Posted by admin

История появления полотенец

Мало кто может представить себе современную квартиру или дом без полотенец. Эти предметы гигиены используются для самых разных целей. На кухне мы используем полотенца для вытирания рук, а протираем ими посуду, помытые фрукты и овощи. В ванной невозможно обойтись без банных полотенец, а также без полотенец для рук. Давайте немного окунемся в историю, чтобы узнать, как появился такой необходимый в быту предмет, как полотенце.

Согласно историческим источникам, кусочки ткани, предназначенные для вытирания влаги с тела или с каких-либо предметов и продуктов, появились очень давно. Один из древних источников, в которых упоминается использование полотенец, — это Библия.

Но есть доказательства того, что люди начали пользоваться полотенцами еще в каменном веке.

Конечно, древние полотенца существенно отличались от тех, которыми мы привыкли пользоваться. Раньше это были кусочки шкур, ветошь или просто кусочки тканевого полотна. Кроме того, этот кусочек ткани использовался сразу для всего. Но через какое-то время, с развитием домашнего хозяйства и появлением понятий и представлений о личной гигиене, полотенца стали различаться по своему предназначению и использованию.

Помимо гигиенического полотенце имеет еще и обрядовое значение. У славян полотенца назывались рушниками, и использовались они не только в бытовых или гигиенических целях, но и в обрядовых и религиозных. Например, рушники использовали в гаданиях, на свадьбах, а также при встрече гостей. В некоторых местах нашей страны этот обычай до сих пор сохранился. Дорогих гостей встречают караваем и солью, вынося их на красивом вышитом рушнике. Также осталась и русская традиция использования рушника на свадьбе. Молодожены должны встать на специальный свадебный рушник, а затем хранить его в качестве залога долгой семейной жизни и счастья.

Но все же в наши дни полотенца используют чаще всего в гигиенических и бытовых целях. Кроме того, благодаря богатому выбору цветовой гаммы и рисунку, полотенца могут стать частью дизайна кухни или ванной.

Екатерина Ельшова, специально для сайта Почемучкам.

Добавить комментарий

Закрыть меню