Выездная проверка по НДФЛ

Арифметическая проверка дает возможность оценить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.

Нормативная проверка — это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д. При нормативной проверке налоговый инспектор руководствуется нормативной базой о налогах и сборах.

Непосредственная камеральная проверка представляет собой логическую проверку корреспонденции цифровых данных, в соответствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.

Приемы и методы проведения камеральной налоговой проверки являются закрытой информацией, которая представляет собой основные способы определения занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы без проведения выездной налоговой проверки. При этом сопоставляется информация, представленная налогоплательщиком (его отчетность), с данными проведенных проверок налогоплательщика и информацией, поступающей (получаемой) из внешних источников.

До 01.01.99, то есть до введения в действие общей части Налогового кодекса Российской Федерации нормативная база для осуществления камеральной налоговой проверки была указана в законе РСФСР от 21.03.91. «О Государственной налоговой службе Российской Федерации», согласно которого налоговые органы имели право проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим при проверке, то есть такая формулировка подразумевала под собой проведение камеральной налоговой проверки. Кроме вышеуказанного Закона, достаточно долгое время других законодательных нормативных и ведомственных актов, в соответствии с которыми проводились бы камеральные налоговые проверки, не было, поэтому во многих районных налоговых инспекциях проведение камеральной налоговой проверки осуществлялось по временным методическим рекомендациям по различным видам налогов. Данные документы разрабатывались соответствующими инспекторскими отделами региональных инспекций и содержали, в основном, рекомендации об арифметической сверке отдельных показателей представленных расчетов, а также проверки своевременности и правильности оформления расчетов. Такое положение сохранялось до принятия регламента планирования и подготовки выездной налоговой проверки соблюдения налогового законодательства, утвержденного в марте 1997 года Государственной налоговой службой Российской Федерации, в соответствии с положениями которого и стали проводиться камеральные проверки. В положениях регламента впервые достаточно полно нашли свое отражение цели и задачи камеральной налоговой проверки, а также конкретные методические рекомендации по проведению камеральной проверки, а именно, порядок проведения сверки показателей расчетов, анализ отдельных показателей бухгалтерской отчетности и др. 2

После принятия Налогового кодекса появилась необходимость в новом документе, устанавливающем единые принципы проведения камеральной налоговой проверки, который бы отвечал всем требованиям Налогового Кодекса. Таким документом стал Регламент проведения камеральных налоговых проверок налоговой отчетности, оформления их результатов, утвержденный 28.01.99. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.3 Необходимо отметить, что Регламент камеральных налоговых проверок не отменил Регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок соблюдения налогового законодательства, а существенно расширил и дополнил уже существующие положения. 4

При возникновении спорных вопросов, связанных с исчислением сумм налогов, налоговый орган вправе истребовать от налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и необходимые документы. В данном случае срок проведения камеральной проверки исчисляется с момента представления налогоплательщиком указанных документов.

Толкование этой нормы позволяет прийти к выводу о том, что налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления любых документов.5 Истребуемые документы должны подтверждать правомерные действия налогоплательщика, а не способствовать установлению налоговых правонарушений. Вместе с тем, согласно статье 93 Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. НК РФ не устанавливает ограничений по составу запрашиваемых документов. Единственное условие — документы должны относиться к тому налоговому периоду, за который представлена текущая налоговая отчетность.

3.2. Проведение камеральной налоговой проверки

Проведение камеральной проверки регулируется Приказом МНС России от 21.08.2003 N БГ-4-06/24 дсп «Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов». Имеются и другие нормативные акты по проведению камеральных проверок:

  • Приказы МНС России — от 17.11.2003 N БГ-3-06/627@ «Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам»; от 28.08.2003 N БГ-3-03/478 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам N 1, 2, 3)»;
  • Постановление ФСС РФ от 29.07.2003 N 87 «Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа согласно ст. 88 Налогового кодекса в течение трех месяцев. В жизни она обычно завершается в течение 75 календарных дней со дня представления плательщиком декларации. В основном трехмесячный срок проверки сохраняется в том случае, когда руководитель: назначает проведение встречных проверок и иных мероприятий налогового контроля; при проверке крупнейших и основных плательщиков; при выявлении в представленных документах противоречий, на что требуется дополнительное время.

Несколько другие сроки применяют для проведения проверок обоснованности применения ставки 0% и вычетов по НДС, обоснованности освобождения от уплаты акциза или его возмещения.

Отделы камеральных проверок все больше применяют автоматизированные способы проверки деклараций.

Основными этапами камеральной проверки являются: проверка полноты представления плательщиком отчетности; визуальная проверка правильности их оформления — полнота и четкость заполнения всех необходимых реквизитов; проверка своевременности представления налоговой отчетности. Обычно эти проверки проводятся на стадии принятия налоговых деклараций. Затем проверяется правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; проверка обоснованности ставок налогов и льгот.

Над камеральной проверкой отчетов работают три отдела: полнотой представления и правильностью заполнения реквизитов занимается отдел работы с налогоплательщиками, арифметическим контролем — отдел ввода налоговой отчетности, а своевременностью сдачи отчетности, обоснованностью применения налоговых ставок и льгот, а также правильностью расчета налоговой базы — непосредственно отдел камеральных проверок.

Через шесть дней после установленного срока представления деклараций отдел камеральных проверок осуществляет сверку плательщиков, обязанных их сдать и фактически их представивших, затем на основании письменного уведомления вызывает плательщика для дачи пояснений о непредставлении деклараций в установленный срок. По истечении двух недель после установленного срока представления деклараций в течение трех рабочих дней осуществляется повторная сверка, после чего в отношении плательщиков, не представивших декларации, принимается решение о приостановлении их операций по счетам в банке. Это решение направляется банку с одновременным уведомлением плательщика. После представления декларации налоговый орган в течение одного операционного дня принимает решение об отмене приостановления операций по счетам плательщика в банке.

Главный этап — проверка правильности исчисления налоговой базы, для чего проводится анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода. Проверяется и соответствие показателей бухгалтерской отчетности и деклараций данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников, — об объемах потребления электро- и теплоэнергии, водных, сырьевых и других материальных ресурсов. Сопоставляется также динамика показателей отчетности организаций со средними данными по аналогичным организациям: ежеквартально по крупнейшим и основным плательщикам и ежегодно по всем остальным.

При необходимости налогоплательщик вызывается для дачи пояснений на основании письменного уведомления, у него истребуются дополнительные сведения, документы, для чего ему направляется требование.

Бывают случаи, когда налоговые органы требуют от бухгалтеров оригинал документа, после чего они пропадают. Если дело доходит до суда, плательщик доказать ничего не может, потому что для этого нужен только подлинник (ст. 67 ГК РФ и ст. 71 АПК РФ).

В соответствии со ст. 93 Кодекса инспектор во время проверки имеет право требовать необходимые документы, а плательщик должен в течение пяти дней их представить. Но законодательство не запрещает бухгалтеру отдавать копии.

Эта норма используется для наложения штрафов по ст. 126 Налогового Кодекса (непредставление документов в срок или отказ это сделать). Пока идут препирательства, пять дней проходит, и налоговый орган расценивает такое поведение плательщика как правонарушение, за которое можно оштрафовать (за каждый непредставленный документ — 50 руб., а за отказ в представлении — 5 тыс. руб.).

Часто инспекторы говорят, что в связи с непредставлением оригиналов будет произведена выемка документов. Но выемка проводится в соответствии со ст. 94 Налогового Кодекса на основании мотивированного постановления руководителя инспекции. И только если есть основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, инспектор вправе изъять оригиналы документов.

Если выемка неизбежна, желательно сразу же получить от инспекторов заверенные ими копии документов. Кроме того, эти документы должны быть перечислены в протоколе об изъятии, копию которого нужно также иметь.

Так московская организация обратилась в суд с иском об отмене решения инспекции, которая отказала плательщику в возврате НДС.

Инспекция приняла такое решение на основании того, что организация представила копии, а не подлинники выписок банка для подтверждения зачисления валютной выручки. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-11830/02-118-92 это решение инспекции было признано недействительным.

Все запросы налогового органа должны быть направлены в сроки, позволяющие получить ответы на них до окончания срока проведения камеральной проверки.

Если при камеральной проверке выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается налогоплательщику с требованием внести исправления в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

По окончании камеральной проверки декларация подписывается на титульном листе должностным лицом, проводившим проверку, с указанием даты ее проведения. Если декларация передана по каналам связи и при проверке установлено налоговое правонарушение, то декларация распечатывается и также подписывается. По окончании проверки декларации по налогу на доходы физических лиц — индивидуальных предпринимателей отделом камеральных проверок выписывается налоговое уведомление на уплату авансовых платежей и платежный документ на уплату авансовых платежей.

Если по результатам проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения, должностным лицом составляется докладная записка на имя руководителя налогового органа с предложениями по привлечению к налоговой ответственности, отказу в привлечении к ответственности, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Не позднее двухнедельного срока до окончания срока проведения камеральной проверки докладная записка и материалы проверки передаются в юридический отдел для подготовки проекта решения. Решение же выносится руководителем налогового органа не позднее последнего дня срока, установленного для проведения камеральной проверки. В решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности содержатся обычно предложения по уплате сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, пеней, санкций.

Принятие решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля допускается на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Для получения разрешения налоговый орган, проводящий проверку, не позднее десяти дней срока до окончания установленного срока проверки направляет в вышестоящий налоговый орган по электронной почте соответствующее письмо.

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «Кунгурский лесотехнический техникум»

Контрольная работа №1шифр-52

по дисциплине «Налоговое право»

студента группы ПР-51сз

специальность 030503

«Правоведение»

Шляпникова А.В.

Кунгур 2010 год

1. Виды налоговых проверок: камеральные, выездные.

2. Имущественные налоговые вычеты по НДФЛ.

3. Задача:

январь – 12710 (руб.); февраль – 16260 (руб.); март – 13430 (руб.) Дети – 2.

Определить: 1) размер НДФЛ и суммы заработной платы к выдаче (заполнить лицевой счёт).

2) Заполнить налоговую карточку и справку о доходах физических лиц по форме 2НДФЛ.

1. Виды налоговых проверок: камеральные, выездные .

Виды налоговых проверок

Основными видами налоговых проверок являются:

1. Камеральная.

2. Выездная.

Говоря о разновидностях выездной налоговой проверки, надо заметить, что законодатель оставил налоговым органам право проводить повторные выездные налоговые проверки по следующим основаниям:

1) в качестве контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) при реорганизации, ликвидации организации-налогоплательщика;

3) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой сумма налога заявлена к уменьшению.

Важно отметить, что повторная проверка возможна, если решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки было принято после 1 января 2007 года. Исключение составляют проверки, связанные с ликвидацией и реорганизацией.

А дополнительную проверку постигла печальная участь. С 2007 года Налоговый кодекс РФ с ней распрощался. Напомним, что эта проверка была результатом обращения налогоплательщиков с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Классификацию налоговых проверок можно представить в виде схемы.

Камеральная налоговая проверка:

1) Субъекты и сроки:

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Ее целью служит контроль за соблюдением организацией-налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах РФ.

Срок проведения проверки остался прежним – 3 месяца . Однако его течение принципиально изменилось.

Если налоговым законодательством предусмотрено одновременное представление налоговой декларации и документов, то срок проверки начинает течь со дня представления полного пакета документов.

Соответственно, если налогоплательщик обязан представить только налоговую декларацию, то срок берет свое начало со дня ее представления.

Для проведения камеральной проверки не нужно специального решения руководителя налогового органа. Этот вид проверки проводится должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Таким образом, камеральная проверка, как правило, проводится на основании налоговых деклараций. Являясь формой текущего контроля, она направлена на проверку правильности составления налоговой отчетности — в части недопущения арифметических ошибок, логических искажений и др.

Но в отдельных случаях Налоговый кодекс предусматривает представление документов одновременно с декларацией.

Например, в отношении налога на добавленную стоимость это предусмотрено при подтверждении налогоплательщиком обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов. И тогда камеральная проверка осуществляется на основании налоговой декларации и представленных налогоплательщиком документов.

В случаях, когда Налоговый кодекс не устанавливает обязательное представление документов вместе с налоговой отчетностью, логичен был бы запрос налоговых органов о представлении документов при выявлении ошибок или противоречий в декларации налогоплательщика.

2) Камеральные проверки можно условно разделить на два вида: обычные и специальные.

Обычная камеральная налоговая проверка максимально приближает инспектора к порядку заполнения налоговой декларации. Она подразумевает проверку:

1) формы налоговой декларации;

2) порядка заполнения декларации;

3) арифметики и исполнения обязанности налогоплательщика по уплате заявленного в декларации налога.

В ходе специальной камеральной налоговой проверки инспектор вправе, помимо указанных выше признаков, проверить правильность применения налогоплательщиком:

1) льгот;

2) права на возмещение НДС;

3) порядка исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

Выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка-это форма налогового контроля, с помощью которой проверяется правильность уплаты налогов и сборов, исполнение организацией-налогоплательщиком своих обязанностей.

1) Субъекты и место проведения:

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения организации-налогоплательщика и только с письменного разрешения руководителя или его заместителя местного налогового органа Налоговой инспекции РФ.

Субъектами выездной налоговой проверки являются налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов .

2) Продолжительность проверки:

Законодатель решил установить календарные сроки проверки и остановился на двух месяцах . В то же время допускается продление срока до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев, но только с письменного разрешения руководителя или его заместителя местного налогового органа Налоговой инспекции РФ. В течение одного календарного года Налоговая инспекция РФ не имеет права проводить повторную выездную налоговую проверку.

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ПО НДФЛ: НА ЧТО ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НАЛОГОВИКИ

Но при реорганизации или ликвидации организации выездная налоговая проверка осуществляется независимо от времени проведения прошлой.

К общим основаниям продления срока проведения выездной налоговой проверки относятся:

а) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

б) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

в) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т. п.) на территории, где проводится проверка;

г) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

д) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

е) иные обстоятельства .

3) Порядок исчисления срока проверки:

Началом проверки является день вынесения решения о ее проведении . В определенных случаях проверка может быть приостановлена . С 1 января 2007 года к этим случаям Налоговый кодекс относит:

а) истребование документов (информации) у контрагентов и иных третьих лиц;

б) получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

в) проведение экспертиз;

г) перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проверки оформляются решением, которое в обязательном порядке вручается налогоплательщику. Общий срок приостановления не может превышать шести месяцев.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Добавить комментарий

Закрыть меню