Вычислить значение функции

Стандартные функции Pascal

Стандартными функциями языка программирования Pascal приведены в табл. 1

Таблица 1:

Имя функции Выполняемая операция
ABS(X) Вычисляет модуль аргумента х, тип х – вещественный или целый, тип результата совпадает с типом аргумента
SQR(X) Вычисляет квадрат аргумента (х2), тип х – вещественный или целый, результат совпадает с типом аргумента
SQRT(X) Вычисляет корень квадратный из аргумента х (х>0); тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный
SIN(X) Вычисляет синус аргумента х (х – в радианах); тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный
COS(X) Вычисляет косинус аргумента х (х – в радианах); тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный
ARCTG(X) Вычисляет арктангенс аргумента х (х – в радианах); тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный
EXP(X) Возведение числа е=2,71828 в степень х (ех), тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный
EXP10(Х) Возведение числа 10 в степень х (10х), тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный
LN(X) Вычисляет натуральный логарифм аргумента х (х>0); тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный
LOG(X) Вычисляет логарифм по основанию 10 аргумента х (х>0); тип х – вещественный или целый, тип результата вещественный

Эти функции содержатся в памяти среды программирования Pascal и являются подпрограммами вычисления наиболее используемых функций итерационными методами.

Примеры составления линейной программы

Пример 1 Найти среднее арифметическое трёх чисел — двух целых (X и Y) и одного вещественного (Z) и квадрат среднего арифметического.

Программа:

Program Midding;

X, Y: Integer;

Z, Midd, SqrMidd: Real;

WriteLn(‘Введите два целых числа X и Y:’);

ReadLn(X,Y);

WriteLn(‘Введите вещественное число Z:’);

ReadLn(Z);

Midd:=(X+Y+Z)/3;

SqrMidd:=SQR(Midd)

Writeln(‘Среднее арифметическое = ‘,Midd);

Write(‘Квадрат среднего арифметического = ‘,SqrMidd);

Описание программы

В заголовке указано имя программы — Midding (среднее), затем словом var открывается раздел описания переменных: X и Y – целые, Z – вещественная. Слово begin открывает основной блок программы, в котором:

▪ оператор WriteLn выводит на экран текст «Введите два целых числа X и Y:»;

▪ оператор ReadLn(X,Y)считывает значения чисел, введённых с клавиатуры и присваивает их соответственно целым переменным X и Y;

▪ далее выводится текст «Введите вещественное число Z:»,

оператор ReadLn(Z)считывает значение числа, введённого с клавиатуры и присваивает его вещественной переменной Z;

▪ затем оператор присваивания вычисляет среднее значение X,Y,Z и присваивает его переменной Midd, затем аналогично вычисляется квадрат этой величины и присваивается переменной SqrMidd;

▪ оператор Writeln выводит текст «Среднее арифметическое = «,

рассчитанное значение Midd и переводит курсор на новую строку;

▪ оператор Write выводит текст «Квадрат среднего арифметического = » и рассчитанное значение SqrMidd;

▪ оператор end. закрывает основной блок и завершает выполнение программы.

Пример 2Вычислить площадь круга S и длину окружности L по заданному радиусу R.

Программа

Program KRUG;

const P=3.14159

R,S,L:Real;

Read(R);{ввод значения радиуса}

L:=2*P*R;

S:=P*SQR(R);

Writeln(Длина окружности = ‘,L,’см’);

Write(‘Площадь круга = ‘,S,’кв.см’);

Контрольные вопросы

1 Из каких разделов состоит любая программа на языке Pascal?

2 Формат и назначение оператора присваивания.

3 Формат и назначение операторов ввода данных.

4 Формат и назначение операторов вывода данных.

Добавить комментарий

Закрыть меню