ВВП России и США

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра экономика
Доклад
по дисциплине
“Макроэкономика”
На тему:
«Сравнение структуры ВВП России и США»
Выполнил:
Ст. гр. ЗЭК-112
Лексин Д.А
Владимир 2013
ВВП (Валовой внутренний продукт) — сумма добавленных стоимостей, созданная за определенный период (как правило, за год) всеми производителями, ведущими производство на экономической территории страны. Исчисляется в текущих рыночных ценах или сопоставимых ценах.
В данной работе мы рассмотрим динамику и структуру ВВП для США и России. В таблице 1 приведены данные по показателям ВВП для первых 20 стран мира.
Таблица 1 — Основные показатели экономического роста по самым крупным экономикам стран мира за 2007 год

Страна ВВП, рассчитанный по покупательной способности. $ трлн. Темп прироста ВВП за 2007 год, % Размер ВВП на 1 человека. $
Европейский Союз 14.440 3.0 32 900
США 13.860 2.2 46 000
Китай 7.043 11,4 5300
Япония 4.305 2.0 33 800
Индия 2.965 8.5 2700
Германия 2.833 2.6 34 400
Великобритания 2.147 2,9 35 300
Россия 2.076 7.6 14 600
Франция 2.067 1.8 33 800
Бразилия 1.838 4.9 9700
Италия 1.800 1.9 31900
Испания 1.362 3.8 33 700
Канада 1.274 2.5 38 200
Южная Корея 1,206 43 24 600
Индонезия 0,846 3400
Австралия 0.767 4,2 37 500
Всего по группе 64.391 4.4 24 090
Всего по миру 65.820 5.2 10 000

Как мы видим, по объему ВВП, вычисляемому по паритету покупательной способности, Россия находится на 7 месте, а США на 2. По объему ВВП, рассчитанному по обменному (текущему курсу) российская экономика находится на 10 месте.
При оценке ВВП главное значение имеет его динамика. Рассмотрим динамику роста ВВП для США и России, представленные на рисунке 1 и 2.

Рис. 1 — Темпы роста валового внутреннего продукта России (ВВП России), % к аналогичному периоду предыдущего года

Рис. 2 — Темпы роста валового внутреннего продукта США (ВВП США), % к аналогичному периоду предыдущего года .

Анализируя данные графики, можно сделать следующий вывод: рост ВВП России последние годы стабилен и не падает ниже отметки 6 %, в то время как рост ВВП США, как мы видим, не стабилен, и имеет негативную тенденцию к снижению.
Проанализируем основные изменения в росте ВВП США. По итогам 2006 года рост американской экономики составил 2,9% против 3,2% в 2005 году. ВВП США в 2007г. вырос на 2,2%. Этот показатель стал самым низким за последние пять лет.
Стоит отметить, что правительство США понизило прогноз роста ВВП на 2008г. с 3,1% до 2,7%. Причинами для понижения послужил кризис на жилищном и кредитном рынках, а также высокие цены на энергоносители.
По уточненным данным ВВП США в III квартале 2008 года сократился на 0,5% в годовом исчислении. Темпы сокращения ВВП совпали с ожиданиями аналитиков. По оценкам экономистов, с учетом негативного влияния финансового кризиса в четвертом квартале следует ожидать дальнейшего снижения американского ВВП.

А как дела обстоят с Россией? Представители российского правительства 17 октября огласили предварительные итоги сентября для экономики — фактически первые макроэкономические итоги кризиса. Правительство РФ признало остановку роста ВВП, снижение темпов роста оборотов розничной торговли до уровня 2000-2001 годов и проблемы с ростом реальных доходов населения. Как сообщается, в сентябре 2008 года темпы прироста российской экономики замедлились к сентябрю прошлого года до 0,4%, что с учетом уровня статистической погрешности может говорить о его остановке. Такое замедление экономического роста в России вызвано, главным образом, значительным сокращением российского экспорта в связи со стремительным падением мировых цен на нефть.
Между тем, Россия лидирует среди стран G8 по темпам роста ВВП, но отстает от Китая и Индии.

Кроме того, наша страна лидирует в «восьмерке» и по росту расходов на конечное потребление, росту промышленного производства инфляции.
Следующий вопрос, который нас интересует – это структура ВВП.
Как известно, ВВП можно рассчитать 2 путями – по доходам и расходам. Совмещение 2 подходов к расчету ВВП показаны в таблице 2.
Таблица 2 — Методы расчета ВВП

ВВП по доходам ВВП по расходам
Потребительские расходы населения
Валовые частные инвестиции
Государственные закупки товаров и услуг
Чистый экспорт
Заработная плата
Процент
Рента
Прибыль
Амортизация
Косвенные налоги

Рассмотрим данный метод расчета ВВП по расходам на примере России и США на 2006 год (таблица 3).
Как видно из таблицы 3, основное отличие заключается в уровне потребительского потребления и чистого экспорта. У США также отрицательная величина чистого экспорта, что говорит о превышении импорта над экспортом.
Таблица 3 — Структура ВВП России и США на основе расходов за 2006 год

ВВП по расходам Россия США
Млрд. руб. В процентах В процентах
ВВП 26781,1 100 100
Расходы населения 12910,9 48,2 69,9
Валовые инвестиции 5415,8 20,2 16,7
Государственные расходы 4731,6 17,9 19,1
Чистый экспорт 3390 12,6 -5,8

Анализируя рост ВВП США в 2007 г. (см. выше), можно сказать, что замедление роста было обусловлено уменьшением валового накопления, в котором решающую роль сыграло сокращение инвестиций в жилищное строительство на 17% (в 2006 г. — на 4,6%). Замедлилось увеличение инвестиций в производственную сферу, сократились запасы готовой продукции. Наблюдалось небольшое снижение темпов роста индивидуального потребления за счет товаров повседневного спроса. Темпы роста государственного потребления повысились. Вклад чистого экспорта в увеличение ВВП стал положительным вследствие замедления роста импорта товаров и услуг.
Рассмотрим теперь второй подход к расчету ВВП на основе доходов.

Рис. 3 — Структура ВВП России и США на основе доходов
Анализируя представленные на рисунке 3 диаграммы, можно сказать об особенности ВВП России. Это высокая, 20 %, доля поступления налоговых платежей.
Основным источником формирования ВВП является заработная плата. Но в США она занимает большую долю, причем доля потребительских расходов в США также гораздо выше (таблица 2).

Структура ВВП и промышленное производство в России
В структуре ВВП России на 2007 г. 35,3% приходится на производство товаров (для сравнения в 1991 – 60,5 %, в 2002 – 41%), 51,9% — на производство услуг (в 2002 г. – 32,6%).
На рисунке 3, 4 и 5 представлены отраслевые изменения в структуре ВВП России и США.

Рис. 4 — Структура ВВП России, 2007 г.

Рис. 5 — Структура ВВП США, 2007 г. (%)

Анализируя эти графики, можно сделать следующие выводы.

  1. В структуре ВВП России значительна доля добывающей промышленности, почти 10 %, что может говорить о сырьевой направленности нашей экономике.
  2. Слабо развита такая сфера как финансовый сектор, куда относятся различные информационные, консультационные услуги. Если в нашей стране доля этого сектора всего лишь 11,2 %, то в США эта цифра достигает значения в 37,4 %.
  3. В структуре ВВП США немаловажную роль играет такая социальная сфера. Ее доля 11,5 %. Говорить о значимости социальной структуры в структуре ВВП России пока не приходится, ввиду ее убыточности.
  4. Если говорить о доли промышленности, то ни примерно равны. Однако как уже упоминалось в России особняком стоит добывающая промышленность, в то время как в США большая часть промышленности это высокотехнологичная продукция.

И в конечном итоге можно сделать следующий вывод. Несмотря на снижение роста ВВП в США в последние годы, ее экономика по-прежнему остается одной из самой мощной в мире. Рассматривая структуру ее ВВП, можно однозначно сказать, что ВВП формируется в основном за счет непромышленного сектора экономики, четка видна ее ориентация на производство финансовых услуг, а в плане промышленности – это производство высокотехнологичной продукции. Почти 70 % ВВП формируется за счет средств собственного населения, их расходов.
Если же говорить о России, то видна тенденция к росту доли непромышленного сектора в ВВП страны. Особое внимание нужно уделять социальной сфере, развитию производства, основываясь на современных технологиях. В виду мирового кризиса, в условиях спада цен на нефть, необходимо искать другие источники роста ВВП. Это одна из важнейших задач государства сегодня.



ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова»

Финансово-экономический институт

Кафедра финансов и управления бизнесом

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Введение в циркумполярное регионоведение»

на тему

Сравнение экономики США и России

Выполнила:

студентка II курса группы

ФК-10

Афанасьева Нюргуяна Ивановна

Проверила:

Колодезникова Любовь Дмитриевна

Работа сдана: ______________

Работа оценена:_____________

Якутск – 2011

Введение…………………………………………………………………………….3 стр.

1.Характерные черты экономического развития США и России

1.1Мирохозяйственное положение США……………………………………………4стр.

1.2 Периоды развития экономики США……………………………………………..7стр.

2.Американская экономика: итоги и перспективы……………………………………..14стр.

3.Россия и мировой рынок

3.1 Экономика России в 2011 году: наблюдение и анализ………………….15стр.

Заключение………………………………………………………………………………………………22стр.

Список использованной литературы…………………………………………………………23стр.

ВВЕДЕНИЕ

Наступление 21 в. можно представить как обычное течение времени. Но в жизни цивилизации этот период занимает особое место. Именно к этому рубежу человечество подошло с такими достижениями, противоречиями и проблемами, которые не столько разъединяют народы и государства, сколько объединяют их в многообразном, неоднородном, взаимосвязанном мире. И если решение современных глобальных проблем невозможно без участия всех народов земли, то решение проблем внутри каждой страны оказывается недостижимым без активной роли государства. В полной мере этот вывод относится к США. США – лидер мировой экономики, одни из крупнейших по территории и населению стран мира. По уровню развития производительных сил, масштабом своего хозяйства страна значительно опережает любую из других развитых стран. США – одни из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Ход развития экономических процессов в самих США оказывают значительное влияние на экономику всего мира, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах, на структуру международного экономического объема.

Данный реферат был написан для того, чтобы выявить и проанализировать достоинства и недостатки Российской рыночной экономики. Сравнить ее с другими развивающимися странами к примеру с экономикой США . Это нужно и необходимо делать, потому что прежде чем устранять минусы надо знать, не повлекут ли действия к ухудшению ситуации. По этому с начала надо выявить корень болезни российской экономики, а уж потом принимать решительные действия, по улучшению сложившийся обстановки, что мы и постараемся сделать. При подготовке работы была использована литература: учебная, научная, статьи из периодических изданий: МЭМО, США: политика, экономика, идеология и др.

1. Характерные черты экономического развития США и России

1.1 Мирохозяйственное положение США

США, федеральная республика. В административном отношении территория страны подразделяется на 50 штатов и федеральный округ Колумбия. Каждый штат делится на округа, традиционно называемые графствами (всего 3041); округа делятся на муниципалитеты (всего 19078) и таунтипы (всего 16734). Первые осуществляют самоуправление в городах, вторые – в сельской местности. Принципы государственного устройства были заложены Основным законом страны – Конституцией США. Ныне действующая Конституция принята в 1787 году, в 1791г. вступили в силу первые 10 поправок к Конституции, провозглашающие основные демократические свободы. В основу конституционной системы американского государства положены принципы разделения властей и федерализма. Разделение властей предполагает равноправие и организационную независимость трех »ветвей» государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. На федеральном уровне законодательная власть представлена Конгрессом, исполнительная – президентом, судебная – Верховным Судом США. Конгресс США состоит из двух палат – Сената (100 человек) и Палаты представителей (425 человек). Каждые два года переизбирается треть сенаторов и все члены Палаты представителей. Конституционные полномочия Конгресса включает принятие законов и утверждение бюджета, контроль за деятельностью правительства, регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами, объявление войны и т.д. Законодательные собрания штатов по структуре и методам работы во многом копируют Конгресс. Президент США является высшим должностным лицом страны, совмещающим полномочия главы государства и главы правительства. Он избирается в первый вторник после первого понедельника января високосного года на четырех летний срок. Президент обладает правом отлагательного вето в отношении законопроекта Конгресса, направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу, разрабатывает проект бюджета, является верховным главнокомандующим, заключает международные договоры и т.д. На уровне штатов носителями исполнительной власти являются губернаторы.Судебная власть в стране осуществляется Верховным судом США и нижестоящими федеральными судами, учрежденными Конгрессом. Девять членов
Верховного суда назначаются президентом и утверждаются сенатом. Верховный суд занимается конституционным надзором. В каждом из штатов США существует собственно организационно обособленные судебные системы. Важнейшей особенностью политического строя США является двухпартийная система, при которой у власти попеременно находятся Демократическая и Республиканская партии. Существенную роль в формировании политического курса играют профсоюзы и различные общественные движения. Спецификой США является институт лоббизма, представляющий собой механизм воздействия частных лиц и общественных организаций на процесс принятия государственных решений.

1.2 Периоды развития экономики США

Сегодняшний уровень экономики США является плодом длительного развития и достигнут благодаря действию многих факторов.Страна имеет богатые природные ресурсы и благоприятные природные условия. Ее недра содержат крупные запасы минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодороднейшими почвами благоприятствует ведению высокопроизводительного сельского хозяйства. В США не было докапиталистических отношений (за исключением рабства на юге страны), пережитки которых мешали бы развитию производительных сил. Свободные земли, относительно высокий уровень заработной платы и других доходов привлекли в свое время в США миллионы переселенцев из других стран. Расширяющийся потребительский рынок стимулировал развитие массового производства, которое довольно быстро стало основой экономического роста, стимулируя развитие соответствующих базовых отраслей и влияя на формирование прогрессирующей структуры хозяйства. В ряде отраслей массовое производство было создано еще в начале века (производство легковых автомобилей). На развитие экономики США не оказывали отрицательного влияния войны.
Военные действия на их территории происходили последний раз в 60-х гг. прошлого века во время гражданской войны. Напротив, мировые войны, тормозившие развитие других участвовавших в них стран, способствовали бурному росту американской экономики. Достаточно быстрому экономическому развитию способствовала изначально установившаяся в стране свобода экономической деятельности, защита и поддержание принципов конкуренции. Еще в конце прошлого века было положено начало антитрестовскому законодательству, которое запрещает сговоры о разделе рынков и искусственном поддержании цен, монополизацию рынка крупными компаниями, а также слияние компаний, ведущие к надрыву конкуренции. Во второй половине 20 в. можно выделить три периода, отличающихся по характеру применяемых технологий; целями государственного регулирования экономики, положению США в мировом хозяйстве. Первый период – это время после второй мировой войны до конца 50-х годов. Его завершение обозначено кризисом 1957 – 1958 гг. Основные черты этого периода состояли в послевоенной переориентации экономики США на гражданские нужды, восстановление и расширение роли потребительского спроса в качестве двигателя экономического роста, развертывание программ антикризисного государственного регулирования. В международном плане он характерен абсолютным экономическим превосходством США (1953г. – 55,3 % мирового объема обрабатывающей промышленности). Они содействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла и активно наращивали вывоз ссудного и предпринимательского капитала в эти страны. Второй период начинается с кризиса 1957 – 1958 гг. и завершается кризисом 1973 – 1975 гг. В этот период в США расширяется поточное производство, ориентированное на выпуск стандартной продукции для массового потребителя. Стабильные мировые цены на сырье и базовые материалы закрепили движение научно-технического прогресса в этом направлении. Государственное регулирование экономики в этот период отличается в США ярко выраженной приверженностью кейнсианской доктрине. Доля США в мировом производстве сократилась с 26 % в 1960 г. до 23 % ВНП в 1970 г., а в производстве продукции обрабатывающей промышленности с 30,2 % в 1963 г. до 24,5 % в 1970
– 1973 гг. /13/ . Кризисные процессы середины 70-х годов подвели черту под периодом экстенсивного экономического развития. В эти же годы происходят крупные перемены в позиции США в мировом хозяйстве. Бывшие младшие партнеры – страны Западной Европы и Япония – становятся активными конкурентами для США не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке США. Наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валют приобретают немецкая марка, японская иена и ряд других валют. Третий период начинается с конца 70-х годов, когда рост мировых цен на сырье вынудили экономику страны переходить на новые технологии, а экономическое развитие страны стало в большей мере опираться на использование мировой экономической системы. Существенно повысилась роль политики в регулировании экономики. Это привело к резкому росту учетных ставок, огромному притоку иностранного капитала и снижению уровня инфляции в первой половине 80-х годов. В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и стратегической мощи США.

Это охватило внутри – и внешнеэкономические сферы страны. Администрация отдала приоритет независимой политики над экономической координацией с союзниками.
Региональные и двухсторонние соглашения признавались более эффективной формой обеспечения американских интересов. Исходили из того, что снижение позиции США в мировой экономики преувеличивалось и что страна обладает уникальными сравнительными преимуществами. Реализация имперских целей началась через сферу денежно-кредитной и финансовой политики, что вызвало мощное долговременное воздействие на мирохозяйственные процессы . В результате абсолютно низкого уровня инвестиций в США разрыв с другими странами в объеме капитала, приходящегося на одного рабочего снизился.
Низкозатратная стратегия американских компаний распространилась также на вопросы заработной платы и подготовки рабочей силы.

Проблемы в области профессиональной подготовки в сочетании с высокой долей лиц, не закончивших среднюю школу, и низким уровнем полученных знаний обуславливают более низкие темпы производительности труда. Темпы роста производительности труда, начиная с 1960 г., снижались более быстрыми темами, чем в странах
Западной Европы и Японии. В результате промышленные страны значительно приблизились к уровню США по производительности труда, но до сих пор США опережают на 20 % японских и западноевропейских конкурентов, чему способствует компьютеризация рабочих мест, миниатюризации производственного оборудования, сокращения складских запасов. А обладает самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, который является в современных условиях решающим фактором развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Британии, Германии.

2. Американская экономика: итоги и перспективы

На рубеже нового века, открывающего собой третье тысячелетие, особое внимание приковывается к фактору времени – одному из решающих факторов социального и экономического развития как отдельной страны, так и всего мирового сообщества. Если для человека возраст говорит о многом, а порой – обо всем, то в случае с государством важен не сам по себе временной период, а его содержание, его пополнение. Особенно, если это относится к таким государствам, как США. Действительно, по сравнению со многими европейскими странами возраст
США относительно невелик. Два с лишним столетия американской государственности – это совсем не много для стран, своими корнями уходящими в древние века. Однако исключительные исторические и географические условия позволили
США по многим параметрам опередить другие государства, сформировав свою рыночную модель развития. В «рыночном поезде» мирового хозяйства в начале 20 в. США еще не стали надежным «паровозом», хотя без них вряд ли в «паровозных котлах» было бы достаточно пару. А вот в конце нашего столетия не следует доказывать очевидный факт – Америка является безусловным «локомотивом мировой экономике». Это не означает, что американский путь, американская рыночная модель являются идеальными, сами по себе требующими всемирного распространения. Но факт остается фактом – по общим показателям экономической эффективности и относительной экономической устойчивости. США не знают себе равных в мире.
Не случайно сегодня, когда фактически весь мир стал на рыночные рельсы экономического движения вперед, американский опыт находится под пристальным вниманием. Упор на традиционные атрибуты свободного предпринимательства — конкуренцию, рынок, частную собственность, устойчивые «правила игры» бизнеса и государства – не стал самоцелью американского общества.
Постепенно в стране складывалась так называемая смешанная экономика, ставшая надежной основой экономического роста, а также способствующая в значительной мере поддержанию социальной стабильности в обществе. Смешанная экономика – это прежде всего многообразие форм собственности и видов предпринимательства. Это сочетание и взаимодействие рыночных принципов с экономическими функциями государства и внутрифирменным управлением в крупных компаниях. Так сложилось, что постепенно экономически государствующей стала акционерная собственность – основа хозяйственной мощи акционерных предприятий – корпораций. В течение 20 в. в американской экономике сформировались устойчивые базовые тенденции. Прежде всего, основой национального хозяйства стало многообразие форм собственности и соответствующих видов предпринимательства: индивидуальной частной собственности, партнерства, корпорации. Одним из факторов динамизма и стабильности американской рыночной модели является особая роль малого бизнеса, так как малый бизнес быстро и легко приспосабливается к новым обстоятельствам, адаптируется к различным формам конкурентной борьбы. Структура национальной экономики относится к числу важных черт рыночной модели любой страны, так как служит надежной основой национальной безопасности, позволяет развивать экономический рост и обеспечивать конкурентоспособность товаров на мировом рынке. Последнее десятилетия 20 в. для экономики США выглядит удачно. Во многом это обусловлено экономической структурой , которая сложилась к этому периоду.На рубеже третьего тысячелетия видно, что рынок и государство в США нашли согласие. Государство вполне восприняло рыночные принципы экономического развития и стало их своеобразным гарантом, а рынок выдвину американское государство на лидирующую позицию в мире по экономической эффективности и общим валовым показателям.

К началу 21 в. экономика США пришла с весьма впечатляющими результатами. Более восьми лет продолжается устойчивый экономический рост, который в реальном исчислении в 1998 г. составил 3,6 %. ВВП страны достиг астрономической величины в 8,5 трлн. долл. Впервые за последнюю четверть века безработица опустилась ниже 5 %-го уровня (4,6 % в 1998 г.). Занятость только за 1998 г. возросла на 3,2 млн. человек. Инфляция в 1998 г. опустилась до 1.6 % в годовом исчислении, т. е. до минимального за более чем 30-летний период уровня. 1998 год стал поворотным и на фронте борьбы с бюджетным дефицитом: после рекордного подъема в 290,4 млрд. долл. в 1992 г. (4,7 % ВВП – один из наиболее высоких показателей после 1982 г., когда он превысил 6 % ВВП) в 1998 г., закончившимся 30 сентября, положительная сальдо федерального бюджета составило около 70 млрд. долл., или примерно 0,9 % ВВП США. Все более отчетливо проявляется тенденция к росту производительности труда; так, в частном несельскохозяйственном секторе экономики рост производительности труда составил в 1998 г. 2,6 %, а всего за период 1990 – 1998 гг. ежегодные темпы ее прироста в США были равны 1,1%.

Американская экономика во второй половине 20 в. претерпела принципиальные изменения в механизме своего функционирования, которые в совокупности сформировали тип экономической модели, которая позволяет США уверенно переступить порог грядущего тысячелетия. Одной из важнейших черт экономического развития США, связанной с распространением нового этапа НТР, является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, его способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям американского населения. Это достигается за счет распространения как в материальном производстве, так и в сфере услуг техники и технологии новых поколений, основанных на использовании микроэлектроники и особенно микропроцессоров.

В настоящее время ведущую роль играют шесть основных типов новой производственной техники и технологии: промышленные работы, станки с ЧПУ, гибкие автоматизированные системы, системы автоматизированного проектирования, комплексы обрабатывающих центров с САПР, а также ЭВМ всех типов. Техника и технология на микроэлектронной основе оказали огромное влияние на банковскую и страховую отрасли, полностью революционизировав финансовую сферу. Активно происходят преобразования материально-технической базы таких сфер американской экономики, как здравоохранение, образование, оптовая и розничная торговля. Таким образом, широко масштабная автоматизация стала уже реальным фактором общественного производства США. Основной экономический прогноз США сводится к тому, что в следующие 10-
15 лет среднегодовой прирост ВВП будет на уровне 2,4 — 2,8 % с возможными колебаниями от небольших минусовых значений до 5 – 6 %. Как глубокий экономический кризис, так и годовая инфляция порядка 10 – 12 % предоставляются маловероятными. При таких темпах экономического роста и развитии уже обозначившихся структурных сдвигах безработица не будет особенно острой проблемой, хотя и не уменьшится по сравнению с последними годами (5 – 6 % рабочей силы).

Добавить комментарий

Закрыть меню