Введение в заблуждение

Обман потребителя — это противоправные действия, нарушающие права потребителя, за которые виновных лиц можно привлечь к административной и гражданско-правовой ответственности (ст. 43 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; ст. 14.7 КоАП РФ; ст. 15 ГК РФ).

Такие действия могут быть совершены в организациях, реализующих товары, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями в сфере торговли (услуг), как должностными лицами, так и иными работниками (например, продавцами или кассирами) указанных хозяйствующих субъектов (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18).

Формы обмана потребителя

Существует несколько форм обмана потребителя, в частности (ст. 14.7 КоАП РФ; пп. 4, 5 п. 1 разд. III Обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора за первое полугодие 2017 года; п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017):

1) обмеривание — отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи;

2) обвешивание — отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи;

3) обсчет — взимание большей суммы, чем определено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи, или реализация товара (работы, услуги) по цене, завышенной относительно цены, указанной на ценнике или маркировке товара (работы, услуги) или установленной уполномоченными государственными органами. Также обсчет имеет место при утаивании (невозврате) излишней суммы, полученной от потребителя, или передаче ему только части этой суммы;

4) введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) — продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции. Также сюда можно отнести злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре;

5) иной обман потребителей — нарушение других условий договора купли-продажи, например реализация фальсифицированных товаров, реализация товара с предоставлением информации о стране происхождения, не соответствующей действительности.

Действия потребителя в случае обмана

В случае обмана вы можете предпринять следующие действия.

1. Прежде всего целесообразно обратиться с письменной претензией к продавцу (изготовителю), допустившему обман. Вы можете, в частности, потребовать возмещения вреда, причиненного обманом, а в установленных законом случаях и уплаты неустойки (пени) (п. 1 ст. 1064, ст. 1095 ГК РФ; ст. 23 Закона N 2300-1).

2. Также вы можете обратиться с жалобой в территориальный орган Роспотребнадзора, органы внутренних дел (полицию), в органы прокуратуры. По результатам ее рассмотрения, проверки изложенных в ней фактов виновные лица могут быть привлечены, в частности, к административной ответственности за обман потребителей (п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; пп. 1 п. 2, пп. 5 п. 4 ст. 40 Закона N 2300-1; ч. 1 ст. 23.49, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; п. 2 ст. 22, п. 3 ст. 27 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).

Обратите внимание!

Проведение Роспотребнадзором внеплановой проверки по вашему обращению возможно, если вы предварительно обращались с претензией непосредственно к изготовителю (исполнителю, продавцу) и он вам отказал или не ответил. Исключение, когда обращаться можно сразу в Роспотребнадзор, — случаи возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также случаи причинения такого вреда (пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; Информация Роспотребнадзора от 07.12.2016).

3. Жалобу можно направить также в органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые, в свою очередь, могут обратиться в уполномоченные органы государственной власти для проверки факта нарушения и принятия соответствующих мер (абз. 2 ч.

1, ч. 2 ст. 44, п. 2 ст. 45 Закона N 2300-1).

4. Если организация или индивидуальный предприниматель, допустившие обман, отказались добровольно удовлетворить ваши требования или не ответили на ваше обращение, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя (п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1).

Отметим, что правом обращения в суд в целях защиты прав отдельных потребителей, а также интересов неопределенной группы потребителей наделены и должностные лица Роспотребнадзора, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) (пп.

7 п. 4 ст. 40, абз. 3 ч. 1 ст. 44, п. 2 ст. 45 Закона N 2300-1; п. 4 ст. 27 Закона N 2202-1; ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК РФ; п. п. 20, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

Связанные вопросы

Как потребителю составить и направить претензию продавцу (изготовителю, исполнителю)? >>>

Как пожаловаться в Роспотребнадзор? >>>

Как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Роспотребнадзора — www.rospotrebnadzor.ru

Статья 14.7. Обман потребителей

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 14.7, является порядок реализации товаров (оказания услуг, выполнения работ). Виновный нарушает Закон о правах потребителей, другие правовые нормы в этой области.

Объективная сторона обмана потребителей состоит:

а) в обвешивании потребителей. Виновный занижает вес против указанного в чеке, накладной и т.п. документе (например, если товары отпускаются из оптового склада), реально отпуская меньшее количество товара (в результате недолива, недовеса, недовложения);

б) в обмеривании. В данном случае виновный, отпуская товар потребителю, нарушает такие его параметры, как длина, ширина, высота, габариты;

в) в обсчете. В данном случае виновный завышает цену отпускаемого товара, оказываемой услуги. См. п. 1-13 постановления Пленума ВС РФ от 29.09.94 N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»;

г) во введении в заблуждение относительно потребительских свойств товара или услуги. Закон о правах потребителей возлагает на организацию, индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги либо реализовывающих товары, обязанность предоставлять достоверную информацию обо всех потребительских свойствах услуги (товара) (ст. 10 Закона о правах потребителей). В нарушение этих требований Закона виновный умалчивает о тех свойствах товара, которые неприемлемы для данного потребителя, либо приписывает товару несвойственные ему качества;

д) в ином обмане потребителей (например, ложная информация о наличии соответствующей лицензии, сертификата товара, искаженные данные в расчете о стоимости услуги, лекарства, товара, неисполнение обязательств, которые отражены в договоре). От обмана при нарушении законодательства о рекламе (см. коммент. к ст. 14.3) обман, упомянутый в ст. 14.7, отличается тем, что здесь он имеет место непосредственно в ходе совершения сделки.

К организациям, которые оказывают услуги населению, относятся, в частности, гостиницы, адвокатские коллегии, мастерские, медицинские учреждения (в т.ч. государственные и муниципальные), коммерческие организации (например, транспортные ЗАО, ООО, кооперативы).

К организациям, реализующим товары, относятся магазины, рынки, аптеки, реализующие лекарства населению, иные организации, реализующие непосредственно населению любые товары, бытовую, сложную, специальную медицинскую и т.п. технику.

К гражданам, осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность, относятся, например, владельцы магазинов, мастерских, юристы и частные извозчики, врачи и иные медицинские работники, получившие в установленном порядке соответствующую лицензию и прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с дополнением КоАП ст. 14.33 (см. коммент. к ней) установлено объективная сторона ст. 14.7 не охватывает случаи т.н. «недобросовестной конкуренции» (данные изменения внесены в ст. 14.7 Законом N 45 от 09.04.07 и вступили в силу с 13.05.07). О практике применения ст. 14.7 см. также письма Роспотребнадзора от 14.01.09 N 01/237-9-32; от 03.12.08 N 01/14303-8-32; от 17.09.08 N 01/10237-8-32.

Оконченным это правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается в форме действий.

2. Субъектами анализируемого правонарушения могут быть:

1) должностные лица (например, директор магазина, гостиницы);

2) юридические лица (торговый кооператив, ЗАО, продающий продукты питания населению, и т.п.);

3) граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет). Исходя из диспозиции ст. 14.7 (в редакции Закона N 161, вступившего в силу с 16.12.2003) законодатель в данном случае понимает под гражданами и лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и других граждан. Например, субъектом данного правонарушения является и гражданин (т.е. не индивидуальный предприниматель), состоящий с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в трудовых отношениях, например с магазином, гостиницей, медицинской, юридической фирмой (т.е. работник организации, заключивший с ней трудовой договор). Именно в этом качестве он может быть привлечен к ответственности по ст. 14.7, если допускает обмеривание, обсчет, введение в заблуждение и т.д. ВС разъяснил, что работники организаций (продавцы, кассиры) также могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.7 как граждане (п. 14 Пост. N 18).

3. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины (см.

коммент. к ст. 2.2).

4. Данное правонарушение (в связи с исключением из УК ст. 200 «Обман потребителей») по объективной стороне и характеру умысла охватывает и случаи незначительного и случаи значительного обвешивания, обмера и т.п.

Добавить комментарий

Закрыть меню