Все глаголы русского языка

Что такое глагол (определение понятия)? Значение и грамматические признаки.

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться.
2.Каждый глагол имеет следующие формы:

· начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести, печь, купаться. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;

· спрягаемые формы (не инфинитив).

Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

· причастие;

· деепричастие.

3.Глаголы делятся на переходные и непереходные(это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

· существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его;

· существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба;

· существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её.

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке, верить в добро.

4.Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными: бриться, пытаться. Остальные глаголы невозвратные: думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.
5.Глаголы бываютсовершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть. Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — запоют). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь. Они имеют три времени: прошедшее (что делали? —читали), настоящее (что делают? — цветут) и будущее сложное, состоящее из двух слов — «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? — будет чертить, будет петь).

В русском языке есть небольшое число двувидовыхглаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать?), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать?): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит(что делает? — несовершенный вид)своих врагов; Король казнит(что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников.

6. Глаголы имеют три формы наклонений(это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

· Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаемпросто: били, бьем и будем бить.

· Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бына дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б). Частица бы пишется раздельно.

· Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой. Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — неси. Во мн.ч. прибавляется постфикс -те: несите.

7.В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам (это непостоянный признак глаголов):

· настоящее время: хожу, думаю;

· будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);

· прошедшее время: ходил, думал.

8.В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица(это непостоянный признак глаголов):

· 1-е лицо: я иду, мы идём;

· 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте;

· 3-е лицо: он (она, оно)идёт, ониидут.

Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными: Светает. Знобит. Мне нездоровится.

9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

· единственное число: иду, шёл, пойду;

· множественное число: идём, шли, пойдём.

10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

· мужской род: захотел бы;

· женский род: захотела бы;

· средний род: захотело бы.

11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину.

Но инфинитив может быть любым членом предложения:

· Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить — сказуемое);

· Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое);

· У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться — определение);

· Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать — дополнение);

· Она присела отдохнуть(присела (с какой целью?)отдохнуть — обстоятельство цели).

2. Ошибки при употреблении глаголов: недостаточных, изобилующих, возвратных. Злоупотребление одинаковыми формами глаголов.

Подавляющее большинство русских глаголов при спряжении имеет 6 личных форм. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше, либо меньше шести. Это, соответственно, так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.
Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет — махает; капает — каплет: движет — двигает. Такие глаголы называются глаголы с изобилующей парадигмой спряжения. Вариантные формы возникают под воздействием глаголов продуктивных классов. Как правило, между возникшими вариантами наблюдаются различия:

  • стилистические: машешь — махаешь (разгов,);
  • смысловые: двигаешь — в значении «перемещать что-либо» и движешь — в значении «содействовать развитию»; метает (копье) — мечет (икру).

Иногда вариантные формы равноправны во всех отношениях: капает — каплет.

Стилистически неоправданно употребление разговорно-просто- речных форм «изобилующих» глаголов в авторской речи. Я заметил, что на озере женщины полоскают (надо: полощут) белье. Подлежат правке и ошибки в образовании тех или иных спрягаемых глагольных форм, например: Дерево развешало густые ветки (развесило, от глагола развесить, а не развешать).

В русском языке есть и недостаточные глаголы. Недостаточные глаголы делятся на две группы:

· глаголы, не имеющие формы 1 лица ед. числа;

· глаголы, не употребляющиеся в 1-м и 2-м лице ед. и мн. числа.

Первая группа глаголов достаточно немногочисленна — всего несколько
десятков: победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, голосить — отсутствие форм объясняется традиционным представлением о неблагозвучии, либо как у слов бузить, дерзить — совпадением грамматических форм с наиболее употребительными глаголами: Ср. будить, держать.
Вторая группа глаголов — это достаточно многочисленный класс слов — их в языке более полутора тысяч. Формы 1 и 2 лица не имеют фонетических или грамматических ограничений для их образования, однако из-за особенностей семантики реально эти формы в языке не употребляются (за исключением случаев метафоризации). Можно выделить следующие семантические группы глаголов, употребляющихся только в форме 3 лица:

· глаголы со значением процессов, свойственных животному миру: телиться, доиться, нестись (о птицах);

· глаголы со значением процессов, протекающих в растительном мире: разрастись, колоситься, куститься,

· глаголы со значением процессов, происходящих в неживой природе: капать, сквозить, мерцать, впитаться;

· глаголы со значением процессов, относящихся к конкретным предметам: горчить, рассохнуться;

· глаголы с абстрактным значением:

заключаться, явствовать.

Особого внимания требует употребление возвратных глаголов. Обращение к ним бывает необоснованным: Графитовый стержень затем красился и отправлялся на просушку… Редактор отмечает случаи неудачного употребления возвратных глаголов и, как следствие, замену пассивной конструкцией активного оборота: Там, где войска в 1918 году восторженно встречались населением, теперь бродят шайки… (Из рапорта генерала А.Н. Пепелева командующему Сибирской армией.) Лучше было бы написать: Там, где в 1918 году население восторженно встречало войска, теперь бродят шайки… Стилистическая правка подобных конструкций состоит в отказе от страдательного глагола на -ся и замене его глаголом действительного залога или в употреблении именного сказуемого с причастием.

Ошибки, связанные с употреблением возвратных глаголов, можно разделить на три группы:

1) ненормативное прибавление постфикса – ся к невозвратным глаголам. Так, некоторые невозвратные глаголы в литературном языке не имеют возвратных пар, например: играть (с сестрой, на улице, в куклы и т. п.),тлеть, стареть, убирать (комнату) и др. Употребление таких глаголов с – ся – грубая речевая ошибка: Мы игралися на улице; Сегодня я быстро прибралась в квартире; Дрова в камине еще тлеются;

2) утрата постфикса – ся в процессе глагольного формообразования и словообразования: учащие вместо учащиеся, питающие вместо питающиеся. Слово млекопитающие необходимо употреблять без – ся, так как оно образовано от глагола питать (питающие молоком), а непитаться;

3) неуместное употребление постфиксов – ся и – сь: я соби-ралася на работу, утром умывалася. Произносящие подобные фразы забывают о том, что, согласно нормам русской грамматики, – ся употребляется после согласных (думается, договорился), а – сь — после гласных (додумалась, договорились).

Образование

Морфологические функции глаголов в речи

Глаголы обладают несколькими постоянными и непостоянными морфологическими признаками.

К постоянным относятся следующие.

1. Вид глагола — определяет суть происходящего действия относительно его завершенности или незавершенности:

  • глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?», называются глаголами несовершенного вида, они описывают еще продолжающиеся процессы (он пишет письмо, она готовит ужин);
  • глаголы, которые отвечают на вопрос «что сделать?», называются глаголами совершенного вида, они описывают уже законченные процессы (он написал письмо, она приготовила ужин).

2. Переходность глаголов определяет, переходит ли действие на объект или нет:

  • переходные глаголы описывают действия, распространяющиеся на объект (мама кормит дочку, я читаю книгу);
  • непереходные глаголы относятся к процессам, которые не переносятся на другой предмет (краснеют листья клена, птица парит).

3. Возвратность показывает направленность процесса на себя или на другой объект:

  • возвратные глаголы описывают действие, направленное, возвращенное на себя, они строятся с помощью суффиксов «-сь» и «-ся» (Лена умывается, я греюсь);
  • невозвратные глаголы излагают процессы, которые направлены на другой объект (Лена моет голову, я грею ладони).

4. Спряжение регламентирует написание глаголов в зависимости от числа и рода:

  • Глаголы первого спряжения имеют любые окончания, кроме » –ить» (орать, хотеть, блеснуть).
  • Глаголы второго спряжения имеют окончание «-ить» (дорожить, крутить, дарить).

К непостоянным признакам относятся следующие.

Род:

  • мужской (играл, играющий);
  • женский (стояла, стоящая);
  • средний (уходило, приготовленное).

2. Лицо:

  • первое (я говорю, ты говоришь);
  • второе (мы знаем, вы знаете);
  • третье (он помогал, она помогала, они помогали).

3. Время:

  • настоящее (ищу, берут, требует);
  • прошлое (искал, брали, требовали);
  • будущее (найду, возьмут, потребуют).

4. Число:

  • единственное (укусил, покусанная);
  • множественное (укусили, покусанные).

5. Наклонение:

  • изъявительное (я успеваю, она уходит);
  • повелительное (обязательно успей, уходи);
  • условное (успел бы, ушла бы).

Стилистика

В глаголе заключены громадные стилистические возможности. Использование глаголов в речи многообразно и зависит от ситуации, они могут сделать мысль предельно ясной или экспрессивной, холодной или обжигающей, неспешной или стремительной. Они помогают доходчиво и живописно формулировать сложнейшие процессы, состояния людей, их эмоции и потребности.

1. Деловой стиль. Официальные бумаги характеризуются строгой, емкой и сухой стилистикой. На первое место выходят шаблонность, описательность, именной вид речи. Глаголы часто вытесняются громоздкими отглагольными существительными. В деловых бумагах совсем мало глаголов, примерно 60 штук на 1000 слов, в научных работах этот показатель равен 90 слов, а в публицистическом и художественном стилях — 150 глаголов и больше.

2. Научный стиль насыщен абстрактными понятиями, точными определениями, характеризуется сдержанностью и логичностью. Цель научных работ – описывать и раскрывать закономерности и разнообразные феномены, поэтому выбор глаголов негласно регламентирован научным сообществом в пользу слов с отвлеченной, абстрактной семантикой: иметь, быть, являться.

3. Публицистический стиль многообразен: в него входят и бульварные газеты, и серьезные аналитические издания, и статьи в тематических журналах. Публицистике свойственен событийный, повествовательный способ изложения. Стилистическая окраска и количество глаголов зависит от типа издания. Так, в узкоспециализированном тексте, испещренном сложными существительными-понятиями, количество глаголов может быть минимально. А в статье, посвященной жизни телезвезды, глаголы выйдут на первый план.

4. Разговорный стиль имеет невообразимое число градаций и полутонов, его эмоциональное и смысловое содержание зависит от ситуации и темперамента говорящего. Глаголы в разговорной речи помогают облечь чувства, желания и состояния в слова, донести их до другого.

5. Художественный стиль наиболее полно раскрывает роль глагола в речи и его потенциал. В руках мастеров слова глагол превращается в магический инструмент, способный образно и конкретно выразить самые сложные вещи. В художественной литературе глаголы часто встречаются в переносных смыслах, кроме того, все великие писатели искусно используют богатую синонимичность глаголов, тщательно выискивая самое верное слово, идеально описывающее ситуацию или героя.

Синонимичность

Глаголы-синонимы имеют одно значение, но отличаются эмоциональной и стилистической окраской. К примеру, слово «упасть» нейтрально по стилю, слово «шмякнуться» или «грохнуться» относится к разговорному стилю (просторечному), «низвергнуться» или»рухнуть» – к высокому, художественному стилю.

Синонимы показывают, какую роль выполняет глагол в нашей речи. Выбор уместного варианта зависит от ситуации и очень важен, потому что неверно сказанное слово не только искажает мысль и затрудняет понимание, но и ставит человека в смешное положение. Уличный сленг нелеп в научной статье, высокопарные глаголы несуразны житейском разговоре, научные слова лишние в легком художественном произведении.

В. А. Мишланов

Как известно, по синтаксическому способу выражения отношения принадлежности языки подразделяют на два основных типа — esse- и habeo-языки. В данном докладе мы попытаемся показать, что не только это обстоятельство, но и многие другие синтаксические явления позволяют отнести русский язык к особому синтаксическому типу — «быть-ориентированных» языков (при том, что в русском литературном языке не представлена одна из четырех функций этого глагола — модальная; ср.

англ. I was to start at eleven o’clock или пол. Bylo im czekać).

Исторически первичной для глагола быть является, надо полагать, функция сказуемого в предложении существования. Этот тип русского предложения подробно описан в работах Н.Д. Арутюновой и Е.Н. Ширяева . Бытийные предложения толкуются здесь весьма широко: к ним причисляются не только посессивные конструкции с быть, но и связочные, построенные по модели бытийных (Глаза у нее голубые; На ней было белое платье). Полагаем, однако, что отождествление бытийных и посессивных предложений в русском языке не более правомерно, чем в habeo-языках.

Посессивное предложение с быть (У меня есть машина) появляется в результате семантического развития бытийной конструкции с локальным компонентом. Предмет обладания наделяется атрибутом самостоятельного существования. Субъект обладания представляется как неактивный (волею судеб ставший обладателем, точнее, тем, в интересах кого существует нечто). Между прочим, языки переходят чаще в тип habeo, в чем можно усмотреть смещение нравственных ориентиров под влиянием тенденций к рационализму и прагматизму в мировоззрении нового времени. Любопытно, что и посессивная конструкция с «активным» глаголом (иметь) тоже может употребляться метафорически — в бытийном значении. Ср.: В городе имеются увеселительные заведения; В русском языке имеем множество церковнославянизмов. Здесь еще более проявляется прагматический взгляд на мир: нечто существует не около нас, а для нас или только для нас, в нашей сфере влияния. Заметим, что в польском языке отрицание бытийного предиката требует замены глагола być посессивным mieć (Tu są słonie — Tu nie ma słoni).

Бытийные и посессивные предложения относятся к структурным схемам с личным глаголом, а потому предложения вида У меня своя дача как посессивные следует считать неполными (другое дело, что они допускают иную смысловую интерпретацию: «дача, на которой я отдыхаю, не государственная»).

Замечено, что в русском языке бытийный тип (точнее, деривационная модель) чрезвычайно распространен, особенно в разговорной речи (Арутюнова, 1976). Рассмотрим предложения вида На нем была шапка; На ней было белое платье. Формально такие предложения совпадают с бытийными (На берегу есть одно местечко), но совершенно очевидно, что они не являются бытийными (не предполагают вопроса Что есть там-то?). С другой стороны, подобные предложения не являются и локальными (не отвечают на вопрос Где находится нечто? и не имеют соответствующего порядка слов; ср.: Где моя шапка? — Твоя шапка уже на твоей голове…). В предложении На ней было белое платье глагол лишен своего лексического значения, поэтому в настоящем времени он отсутствует (невозможно: *На ней есть белое платье). В то же время здесь еще нет конструкции с именным сказуемым (схемы «N1 cop…»): слово платье лишь формально выполняет функцию подлежащего, а сочетание с предлогом — обстоятельства. Здесь имеем противоречие между формой и содержанием — не такая уж редкая вещь в языке: смысл ‘она была в белом платье’ выражен по модели ‘где было (не находилось!) платье’. Таким образом, предложения этого структурного типа следует интерпретировать как связочные конструкции переходного типа, построенные по деривационной модели предложений существования.

Употребление или неупотребление глагола быть в настоящем времени мы объясняем прежде всего его знаменательностью или «связочностью». При отрицании именного сказуемого в целом (а не именной части только) связка обязательна, так как она слилась здесь с отрицательной частицей (Ивана нет дома), но это, конечно, не превращает локальное предложение в бытийное.

В русском синтаксисе есть еще одна обширная область, где глагол быть сыграл очень важную роль. Имеется в виду застывшая форма аориста этого глагола, ставшая показателем ирреальных наклонений. Частица бы употребляется в этой функции самостоятельно, а также в соединении с другими частицами и гипотактическими показателями (вот бы, еще бы, хотя бы, якобы, лишь бы, ладно бы, когда бы, чтобы, дабы, кабы и др.).

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

2. Арутюнова Н.Д., Ширяев Е.Н. Русское предложение. Бытийный тип. М., 1983.

Виды глагола

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида — что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки.
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Переходные и непереходные глаголы.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными., если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь).

Возвратные глаголы.
Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы ы повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание.

Время глагола.

Настоящее время.
Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
Прошедшее время.
Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время.
Глаголы в форме прошедшего временя образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-.
Глаголы в неопределенной форме на -чь, -ти, -нить (несовершенного вида) образуются формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л-.
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.
Будущее время.
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.
Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида.

От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое, от глаголов несовершенного вида — будущее время составное.

Добавить комментарий

Закрыть меню