Врожденные формы поведения

Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью.

Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называется поведением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов.

В самом широком плане поведение можно подразделить на два типа:

· врожденное – такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить

· приобретенное – все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.

Преимущество врожденного поведенческого акта, например отдергивания руки от огня, заключается в том, что он реализуется очень быстро и всегда безошибочно. Это существенно снижает вероятность фатальных ошибок, которые могло бы допустить животное, если бы ему приходилось учиться избегать огня или затаиваться, когда поблизости находится хищник.

Кроме того, врожденное поведение избавляет от необходимости затрачивать время и энергию на научение. В осуществлении врожденных форм поведения задействованы низшие отделы нервной системы.

Приобретенные формы поведения имеют свои преимущества – они могут со временем модифицироваться при изменении условий окружающей среды.

К врожденным формам поведения относятся:

· безусловные рефлексы

· инстинкты.

Безусловные рефлексы, их характеристика и классификация

Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС).

Термин «безусловный рефлекс» был введен И.П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно возникающих при действии соответствующих стимулов на рецепторы. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот, отдергивание руки при уколе пальца и др.

Набор безусловных рефлексов одинаков у особей одного вида, поэтому их и называют видовыми. Их наличие является таким же обязательным видовым признаком, как форма тела, количество пальцев или рисунок на крыльях бабочки.

Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги. Безусловные рефлексы осуществляются спинальными или черепно-мозговыми рефлекторными дугами. Их центры расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления необязательно участие коры полушарий большого мозга. Важная роль в механизме безусловных рефлексов принадлежит обратной связи – информации о результатах и степени успешности совершенного действия.


Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека.

Единой общепринятой классификации безусловных рефлексов нет. Так, Н.А. Рожанский на основании электрической стимуляции подкорковых структур выделил 24 безусловных рефлекса и разделил их на следующие шесть групп:

– рефлексы общей активности;
– обменные рефлексы;
– рефлексы межвидовых отношений;
– рефлексы продолжение вида и размножения;
– экологические рефлексы (исследовательский, миграционный и др.);
– неповеденческие рефлексы (болевой, терморегуляторный и др.).

В соответствии с характером действующего раздражителя И.П. Павлов различал такие виды безусловных рефлексов, как:

– пищевые (глотание, сосание и т.п.);
– половые («турнирные бои», эрекция, эякуляция и т.п.);
– защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.);
– ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) и др.

Осуществление всех этих рефлексов обусловлено наличием соответствующих потребностей, которые возникают в результате временного нарушения гомеостаза организма или в результате сложных взаимодействий с внешним миром. Поэтому можно полагать, что возникновение внутренней потребности фактически является условием реализации безусловного рефлекса и в определенном смысле его началом.

Особенности поведения живых организмов

Выживание организмов во многом определяется их способностью взаимодействовать с окружающей средой. Это в наибольшей степени достигается через реализацию целого ряда поведенческих реакций.

Поведение — совокупность всех действий организма.

Поведенческие реакции тем более очевидны, чем заметнее изменение силы действия экологических факторов. При этом в поведенческой реакции может быть задействована либо только какая-то функция или орган, либо весь организм. Например, при встрече хищника и жертвы жертва подвержена испугу и часто вынуждена спасаться бегством. При этом в ответной реакции жертвы принимает участие большинство систем органов: нервная, дыхательная, опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная. Это, по сути, и есть тот суммарный ответ на внешнее воздействие, который и принято называть поведением.

Известно, что определенные поведенческие реакции вызываются не только внешним, но и внутренним воздействием. Так, при длительном отсутствии пищи в крови хищника снижается количество питательных веществ (глюкозы, аминокислот). Этот недостаток воспринимается хеморецепторами и далее посредством нервных импульсов поступает в центр голода головного мозга. Таким образом, у хищника формируется чувство голода, которое толкает его на поиск добычи.

В зависимости от эволюционного положения организма поведенческие реакции и средства достижения определенных потребностей различны. В то же время единым для всех организмов является то, что возникшая потребность побуждает к действию, направленному на ее удовлетворение. Такое побуждение к действию называется мотивацией. Например, при снижении количества корма в среде обитания и одноклеточные протисты, и хищные млекопитающие способны проявлять сходные действия. Они изменяют территорию поиска, переходят на новые участки. Таким образом, совершаются сходные поведенческие акты, хотя их механизмы различны.

Поведение играет очень важную роль в выживании организмов. Безусловно, поведенческие реакции самые быстрые и характеризуют физиологическое состояние организма. Например, от прямых солнечных лучей человеку проще спрятаться в тень, чем ждать, пока кожа загорит и станет менее чувствительной.

Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты)

Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты) являются полезными для жизнедеятельности реакциями организма. Они сформировались и закрепились в генотипе в результате действия естественного отбора. Данные формы поведения очень разнообразны и постоянны для видов, а также для более крупных таксономических единиц (родов, семейств, отрядов). Поэтому врожденные формы поведения можно использовать в качестве систематического признака при классификации животных. Например, представители семейства волчьих на охоте используют длительную погоню, основанную на выносливости и изнурении жертвы. Представители же кошачьих предпочитают выжидательный способ охоты. Они набрасываются на жертву, подстерегая ее в укрытии.

Простейшей врожденной формой поведения являются таксисы.

Таксис — форма пространственной ориентации организмов по отношению к источнику раздражения. Если движение осуществляется к источнику раздражения — это положительные таксисы, если в противоположную сторону — отрицательные. В зависимости от природы раздражителя выделяют фото-, термо-, хемотаксисы и др. Примером положительного термотаксиса служит скопление водных беспозвоночных в верхних, наиболее прогреваемых участках водоема. Положительным хемотаксисом является распознавание насекомыми половых партнеров, а также мест своего обитания даже на значительном удалении от них. Отрицательным таксисом будет, к примеру, движение анаэробных бактерий в сторону от повышенной концентрации кислорода.

Рефлексы представляют собой стереотипные реакции организма на определенные воздействия, происходящие при участии нервной системы. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и др. Безусловные рефлексы одинаковы у всех животных одного вида, и именно на них основаны все формы врожденного поведения. Условные рефлексы, открытые И. П. Павловым, лежат в основе научения — приобретенной формы поведения. Их формирование можно рассматривать как звено между врожденными и приобретенными формами поведения. Примером рефлекторной формы поведения может быть пассивно-оборонительный рефлекс у животных. В данном случае животное замирает при появлении хищника или незнакомом звуке.

Интересной формой стереотипного поведения являются инстинкты — цепи сложных безусловных рефлексов. Инстинкты возникли в процессе эволюции в качестве приспособлений к типичным условиям существования вида. Благодаря наследственной закрепленности инстинкты проявляются в любой момент жизнедеятельности организма и не требуют специального обучения. Инстинктивное поведение направлено на повышение выживаемости организмов. Примером инстинктов является деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезд, выведению потомства. При строительстве гнезда певчий дрозд, например, смазывает лоточек глиной, а дрозд белобровик этого не делает. Синица ремез строит из растительного пуха сложное гнездо в виде мешочка, подвешенного к ветвям дерева. У млекопитающих только что родившиеся детеныши сразу начинают сосать материнское молоко.

Птенцы лебедей и уток, только вылупившись, уже умеют плавать.

Индивидуально приобретенные формы поведения (научение, рассудочная деятельность)

Перечисленные врожденные формы поведения обеспечивают приспособленность организма для удовлетворения основных жизненных потребностей при неизменных условиях внешней среды. Для выживания в динамически изменяющихся условиях организмам необходимо менять свои поведенческие реакции. Этой способностью в форме приобретенных условных рефлексов в наибольшей степени обладают птицы и млекопитающие. В данном случае животное обучается реагировать на новый, безразличный в старых условиях стимул.

Научение — приспособительное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет которого достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.

Простейшим способом индивидуального научения в природе является метод проб и ошибок. К примеру, молодой птенец, слетевший с гнезда, будет пытаться поймать осу, пока не убедится, что это яркоокрашенное насекомое несъедобно. Точно так же лягушки отказываются от поедания насекомых с предостерегающей окраской, если ранее с ними уже встречались.

Для теплокровных животных характерна интересная форма научения — импринтинг (запечатление). Запечатлением является следование детенышей за объектом их постоянного внимания, например за матерью. Однако, если только что вылупившемуся утенку представить другой передвигающийся объект, утенок пойдет за ним. Если в дальнейшем птенцу будет представлена собственная мать, он все равно пойдет за первоначально запечатленным объектом. Запечатление формируется исключительно в раннем возрасте. Если оно не возникает сразу, данный вид научения может вообще не развиться.

Простой формой научения является привыкание. Оно развивается при продолжительном повторении неподкрепленных стимулов. Например, птицы, собирающие на поле корм, со временем перестают реагировать на работающую сельскохозяйственную технику. Этот вид научения позволяет животным с раннего возраста различать нейтральные факторы окружающей среды и не реагировать на них.

У птиц и млекопитающих развито подражание, которое также является приспособительной поведенческой реакцией. К примеру, молодые тигры, охотясь, подражают взрослым при выслеживании и подкрадывании к жертве. Подражание играет важную роль в поведении человека. Так, маленькие дети неосознанно подражают старшим братьям и сестрам, подростки — педагогам или кумирам.

Высшей приспособительной формой поведения, наиболее развитой у человека, является рассудочная деятельность.

Рассудочная деятельность — способность к выполнению адаптивного поведенческого акта в сложившейся ситуации.

В основе рассудочной деятельности лежит мышление. Мышление — вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности предметов и явлений и установлении закономерных связей и отношений между ними. Помимо человека, только высшие приматы оказались способны решать мыслительные задачи с минимальным числом повторений.

Например, шимпанзе, пытаясь достать банан, подвешенный к потолку клетки, использует деревянный ящик в качестве опоры. Стараясь максимально приблизить ящик к цели, обезьяна ставит его на ребро. При этом расстояние до банана, безусловно, сокращается. Задачи на элементарную рассудочную деятельность на основе мыслительных процессов решают и некоторые породы собак. Так, пастушьи собаки самостоятельно могут собрать стадо, разбить его на определенные группы, найти и вернуть отставших животных и др.

Мышление позволяет человеку адаптироваться к меняющимся условиям среды без метода проб и ошибок. Оно позволяет устанавливать логические связи между изучаемыми предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек способен непрерывно пополнять запас понятий и представлений об окружающем мире. Только человек способен формулировать новые суждения и умозаключения. Благодаря мышлению человек с раннего возраста может воспринимать информацию в виде символов (букв и слов). Способность мыслить — одна из самых важных поведенческих адаптаций человека. Недаром древние мудрецы говорили: «Мыслю — значит существую».

Поведение — совокупность всех действий организма. Формы поведения бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы, рефлексы и инстинкты. Они не меняются в течение жизни и носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность.

Одно из основных свойств организма — раздражимость, которая может проявляться в разной форме. Чем сложнее строение организма, тем сложнее проявляется раздражимость. В основе раздражимости многоклеточных организмов лежит работа нервной системы.

Раздражимость и поведение

Сотни раз мы с вами наблюдали — непосредственно или просматривая видеосъемки — за поведением животных дома, в природе, в зоопарке, в цирке. Вы можете привести множество примеров удивительных действий животных, которые даже трудно объяснить.

За поведением животных люди наблюдали с давних времен. Знание его особенностей помогало древним людям охотиться, избегать хищников и ядовитых животных, приручать диких зверей.

Что же такое поведение? Это действия, связанные с приспособлением, или система действий организма в ответ на воздействие внешней или внутренней среды. Любое поведение — это сложная комбинация инстинктивных и приобретенных элементов.

В основе формирования поведения животных в окружающей среде лежит раздражимость — одно из основных свойств живого, способность живого организма воспринимать изменения внешней и внутренней среды и отвечать на них. Чем сложнее организм, тем сложнее его поведение.

Для одноклеточных животных характерны простые поведенческие реакции — таксисы. Таксисы — ориентированные движения, вызванные определенными стимулами. Например, эвглена зеленая будет перемещаться в более освещенные участки воды.

Рефлексы

В основе поведения лежат рефлексы — соответствующие реакции организма на воздействие внешней среды при участии центральной нервной системы. Они могут быть безусловными (врожденными)

и условными (приобретенными). Примеры безусловных рефлексов: дыхание, кашель, чихание, отдергивание руки от горячего предмета и др. Эти рефлексы характерны для всех представителей вида, независимо от того, видели они проявление таких рефлексов у своих сородичей или нет.

Врожденное поведение может быть очень сложным. Например, брачное поведение животных, строительство гнезда, забота о потомстве и др.

Условные рефлексы вырабатываются в результате жизненного опыта и свойственны организмам с развитой нервной системой. Например, выполнение собакой определенных действий в ответ на сигналы хозяина, умение крыс обходить ловушку и избегать ядов и т. п. Условные рефлексы лежат в основе обучения (рис. 44.1). Чтобы выработать условный рефлекс, условный сигналраздражитель должен объединяться с безусловным, например с кормлением. Это используется при дрессировке животных. Если условный раздражитель не будет подкрепляться безусловным, то со временем условный рефлекс угаснет и исчезнет. Например, вы приучили кур прибегать к вам на условный звуковой раздражитель «цып-цып», после которого они получали безусловный раздражитель — кормление. Затем, в целях эксперимента, вы объединяете кормление со звуком «кис-кис». И через некоторое время куры не будут реагировать на «цып-цып», а будут мчаться на звук «кис-кис». Условные рефлексы имеют важное приспособительное значение и дают возможность животным приспособиться к непостоянным условиям среды.

Инстинкт

Инстинкт (от латин. «инстинктус» — побуждение) — это совокупность врожденных стереотипных форм поведения животных, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения. Биологическое значение инстинктов заключается в обеспечении выживания вида. Различают разные виды инстинктов.

Инстинкты носят относительный характер, т. к. эффективны только при определенных условиях. Если условия изменяются, инстинкты могут даже навредить. Например, птицы насиживают яйца — это очень сильный родительский инстинкт. Но если на поздней стадии насиживания вытащить яйцо и подложить вместо него, например, камень, птицы не прекратят насиживание, хотя это действие бес-смыслено. Инстинкт не может обеспечить реакцию на изменившиеся условия. Поэтому в процессе эволюции важную роль играет научение.

Научение

Основу научения составляют условные рефлексы. Условные рефлексы, связывая безусловные нейтральные раздражители с условными, позволяют животным приспособиться к изменению внешней среды.

Одна из форм научения — импритинг (рис. 44.2), основывающийся на врожденной реакции, к которой добавляется индивидуальный опыт. Например, птенцы утки обладают врожденной реакцией следовать за тем, кого они увидят после вылупления. Обычно это их мать, но в условиях эксперимента, когда им показывали мяч, они ходили за мячом, когда они первым видели человека, то следовали потом за человеком.

Другой способ научения заключается в том, что животное учится по принципу «проб и ошибок».

Когда животное получает положительный результат, оно его запоминает. Более прогрессивен способ подражания, когда животное повторяет определенные действия за более взрослой или опытной особью. Так хищники учат своих детенышей охотиться, птицы — петь и т. п. Самая сложная форма научения — та, в ходе которой животное способно устанавливать связь между стимулом и реакцией.

В основе научения лежат безусловные рефлексы и инстинкты. Например, известно, что пингвины не боятся людей. У них нет врагов на суше, в их генетическом аппарате нет врожденного пускового сигнала на «наземного врага».

Шимпанзе способен почти мгновенно выполнять учебное задание, изменять поведение, устанавливая связи и закономерности между предметами и явлениями. Но не абстрактно, а только с тем, что он видит или чего касается.

Запомните самое Важное

Поведение — это приспособительные действия или система действий организма в ответ на воздействие внешней или внутренней среды. Рефлексы — соответствующие реакции организма на воздействие внешней среды при участии центральной нервной системы. Они могут быть безусловными (врожденными) и условными (приобретенными).

Инстинкт — это совокупность врожденных стереотипных форм поведения животных, которые возникают в ответ на внешние или внутренние раздражения. В основе научения лежат условные рефлексы, безусловные рефлексы и инстинкты.

ПроВерьте сВои знания

1. Что такое поведение? Чем оно определяется?

2. Что такое инстинкт? Каково его значение?

3. Приведите примеры враждебного поведения животных.

4. Приведите примеры приобретенного поведения животных 5*. Почему поведение двустворчатого моллюска дрейсены менее

сложное, чем поведение осьминога? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

6*. Можно ли утверждать, что в основе инстинктов лежат безусловные рефлексы, а в основе научения — условные? Аргументируйте свою точку зрения.

Добавить комментарий

Закрыть меню