Возрождение в России

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ

И В РОССИИ

Возрождение предстает перед нами не столько как эпоха, сколько как конкретно- исторические процессы во всей сложности своих проявлений и взаимоотношений.

Италия –родина классического возрождения. В Италии эпоха Возрождения началась в XIV-XV веках, а в масштабе Европы-в XVI веке. Проявилось это явление в ломке феодальных отношений и зарождении капиталистических, в усилении роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии и с этим связанных развитии национальных языков, критике церкви и перестройке религиозных учений.

Явлению Возрождения присуще использование античных традиций, античной эрудиции, античных языков. Использование античных истоков гуманистами, деятелями Возрождения приводило к усилению светской линии в культуре. Возрождение смогло превратить античность в источник новой культуры.

Возрождение предшествует реформациям и вытесняется ими, хотя именно гуманизм расчистил дорогу реформаторам и дал идейное и культурное «оснащение», без которого была бы невозможна их деятельность. Реформационными течениями были усвоены, переработаны и использованы навыки исторического мышления Возрождения, состоявшие в умении противопоставить древние традиции современным, сознательно обращаться за «поддержкой» к далекому прошлому. Возрождение связано со стремлением повысить значение, восстановить искаженные древние ценности. Идея «возврата» связана с решительным отрицанием многих существующих традиций; борьба с основными тенденциями предшествующих эпох знаменует само начало Возрождения. Ренессанс, будучи в целом светским движением, осуществился тем не менее в рамках христианско-католических принципов, не порывая с ними, хотя во многом подрывая их изнутри. Возрождение «реформировало» традиции средневековой культуры и морали.

В своей борьбе за светскую человеческую культуру, проникнутую разумом, гуманисты вдохновлялись светом античной мудрости. В целом проблема гуманизма неотрывна от всего процесса Возрождения, если рассматривать гуманизм как передовую идеологию эпохи Возрождения, которая утвердила право на самостоятельное существование и развитие светской культуры, хотя гуманистическая мысль на только в Англии, но и в Италии формировалась в христианско-языческой оболочке. Гуманизм привел к тому, что взгляды на место и роль человека в мире радикально разошлись с традиционными феодально-католическими воззрениями и человек стал в центре внимания.

Суверенность человеческого разума – только одна из сторон гуманистического мировоззрения. Его краеугольным камнем было убеждение в исключительных достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил, его творческих возможностей, в его принципиальной склонности к добру. Естественно, что гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали, что ренессансный гуманизм игнорировал коренные христианские догматы о первородном грехе, искуплении и благодати: человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и волей, направленной на максимальное раскрытие его естественных способностей.

Гуманистическое убеждение в способности человеческой воли противостоять внешним силам судьбы освобождало человека от страха, убеждение в естественности наслаждения и радости развенчивало мнимую святость страдания.

Гуманизм сложился не до и даже не столько во время открытой антифеодальной борьбы, а главным образом после ее победы в наиболее развитых итальянских городах. Борьба с феодальными силами, феодально-церковной и феодально-сословной идеологиями продолжались, и гуманистическая культура Возрождения развертывалась в тесной связи с нею, но в условиях уже утвердившихся раннебуржуазных городских республик, где господство дворянства уже было сброшено, а сословный строй разрушен или основательно подорван и развенчан. Очевидно, это должно было способствовать значительной зрелости и свободе раннебуржуазного сознания в ренессансной Италии, но вместе с тем (или по той же причине) при несомненной социальной активности и освободительной, антифеодальной направленности гуманизма история на поставила перед ним необходимости идейно возглавить открытую борьбу масс, и боевым знаменем социальных сражений он не стал. Широко распространено мнение: гуманизм был адресован только узкому кругу избранных, элите; к тому же он не был идеологией борьбы.

Ренессанс выработал и реализовал совершенно определенный тип соотношения общества и личности. Возрождение было ориентировано на формирование определенного идеала человека, интеллектуально и духовно активного, двигающего культурный прогресс общества. Ренессанс был прежде всего системой, ориентированной на воспитание и приобщение к культуре конкретного индивида и только через него -к «окультуриванию» общества.

Истина гуманизма -всесторонне развитый человек, но это слишком неопределенная, многогранная истина. Поэтому ни убивать, не погибать сами за красоту, изящную словесность гуманисты готовы не были.

Нельзя упускать из виду и того, что гуманизму не удалось полностью одолеть теологическое мировоззрение. И вместе с тем ренессансный гуманизм явился первым после тысячелетия средневековья цельным проявлением свободомыслия, первой формой буржуазного просвещения. Именно гуманизм дал исток величайшим идейным, художественным и научным достижениям, далеко пережившим свою эпоху.

Нельзя говорить о Ренессансе, не затронув вопросов искусства.

Понятие позднего Возрождения охватывает сочетание разнородных художественных явлений, включающих в себя консервативные стремления в искусстве, попытки дальнейшего развития ренессансных черт и зарождение новых тенденций, которым предстояло полностью воплотиться в XVII и XVIII веках.

Весьма интересна специфика гуманизма в разных странах, в том числе в Византии, где гуманистическое направление в культуре формировалось как антихристианское мировоззрение.

Вопрос о русском Возрождении –один из самых противоречивых участков разработки проблемы Ренессанса.

Для истории русской культуры проблема Возрожде­ния представляет первостепенный интерес. По охвату литературы, сложности и противоречивости концепций, входящих в состав историографических разработок сю­жетов Возрождения на материале российской истории, эта тема безусловно заслуживает специального исследо­вания.

Возможность и даже необходимость ставить пробле­му Ренессанса в России может определяться генетиче­ской близостью, христианской общностью, политически­ми, экономическими и культурными контактами России и Западной Европы начиная со времени Киевской Руси. Однако если речь не идет ни о частных аналогиях, ни о заимствовании возрожденческих мотивов и элементов или об импорте Ренессанса, то большинство подходов к этой теме объеди­няется идеей общности этапов, пройденных Россией и Западной Европой, пусть при полном понимании специфичности русской траектории.

Так, Д. В. Сарабьянов. подчеркивая, что Русь в XIV-XV вв переживала «несостоявшийся Ренессанс», пишет: «Это не­кая параллель Возрождению, но за тем барьером, который их разделяет как культуры разных стадий развития». А.

И. Боголюбов отмечает, что вопрос о русском Возрождении полностью не вписывается в классическую схему западноевропейского Ренессанса, но что специфика российского исторического развития способна внести существенные исправления в эту классическую модель. Так или иначе, он убежден, что вторую половину XVI в. можно называть Возрождением: «Правда, это– чисто русское Возрождение, со всеми достоинствами и недостатками государства, неожиданно обнаруженного на Востоке Европы» Д. С. Лихачев, говоря о русском XVI в., высказывает одну весьма важную мысль: «Никогда раньше ни один век не был таким ,,предчувствием» следующего, как шестнадцатый. Это объясняется тем, что потребность в Ренессансе назрела, несмотря на препятствия к его развитию. Устремленность к Ренессансу, появившаяся еще во второй половине XV в., была отличительной чертой XVI в.» При этом автор также говорит о «неудавшемся Возрождении».

Дискуссия между разными авторами о том, когда в России наблюдается ренессанс— после Петра I и завершения средневековья или внутри средних веков — тоже весьма характерна. Равно как по-своему характерна и попытка выстроить концепцию русской литературы, которая проходила бы те же стадии, что и европейская, но не в том порядке и темпе, и несколько иные по содержанию. Ренессанс эти авторы по­мещают в первую треть XIX в.

Еще раньше была высказана мысль о том, что русская литература XVIII в. «на самом деле является началом русского Ренессанса со всеми признаками, присущими западноевропей­скому Ренессансу в многообразных его проявлениях от XIV до XVI в.», и длящегося от времен Кантемира до пушкинской эпохи включительно. О «несосто­явшемся русском Ренессансе» XV—XVI вв., о том, что он был трагически оборван, но что петровская эпоха «исполнила обя­занности» Ренессанса, хотя и не в присущих ему формах, ис­пользуя послевозрожденческий европейский опыт, говорили еще в начале нашего века.

Обращает на себя внимание и терминология, часто применяемая в трактовке вопроса о Возрождении на почве российской истории. Ренессанс «неудавшийся», «несостоявшийся», «замедленный», «скрытый», «растек­шийся» — такой Ренессанс, в какие бы периоды ни по­мещать его наличие или отсутствие, все-таки довольно парадоксален. Некоторые довольно чуткие исследовате­ли, имея в поле зрения классическую модель европейско­го Возрождения, не находят в России Возрождения «как такового», но зато ясно видят или место, куда его можно было бы поместить, или содержание ренессансной роли, сыгранной, правда, другими эпохами, или некий рас­плывчатый образ, неотделимый от нескольких веков на­шей истории. И даже если Ренессанс не состоялся, то потребность в нем, во всяком случае у ряда авторов, действительно не вызывает сомнений.

Эпоха Возрождения в Европе


вернуться в оглавление книги…
Н.А.Фигуровский, «Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в.» Издательство «Наука», Москва, 1969 г.
OCR Biografia.Ru
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ
Развитие ремесел и торговли, возвышение роли городов, а также политические события в Западной Европе в XII и XIII вв. повлекли за собой значительные перемены во всем укладе жизни европейских народов. В XVI в.

в Европе началось объединение мелких феодальных княжеств, возникли крупные самостоятельные государства (Англия, Франция и Испания). На территории современных Германии и Италии образовалось несколько республик и княжеств.
В процессе слияния мелких феодальных владений отчетливо проявилась тенденция объединенных государств к эмансипации от политической власти папства. В XIII в. римско-католическая церковь представляла собой огромное общеевропейское «государство над государствами». Папы активно вмешивались в дела управления европейскими государствами, ставили и короновали королей, отстраняли неугодных им королей и даже императоров. Через свою систему централизованного духовного управления Ватикан выкачивал из стран Западной Европы огромные средства.
Беззастенчивое корыстолюбие высшего духовенства римско-католической церкви, роскошная жизнь пап и кардиналов вызывали стихийные протесты среди верующих и низшего духовенства. В различных странах Европы возникло движение так называемой реформации (изменения в церковном управлении), вспыхнул ряд восстаний против засилия пап (индульгенции), епископов и монастырей. В начале XV столетия в Чехии началось знаменитое восстание против власти Ватикана под руководством Яна Гуса — видного проповедника, профессора и ректора Пражского университета (основан Карлом IV в 1349 г.).
В обстановке всеобщего возмущения корыстолюбием римско-католического духовенства в различных странах Европы стали открыто высказываться сомнения не только в законности светской власти пап, но и в справедливости некоторых религиозных догматов и схоластической философии, составляющих идейные основы католицизма. Неудовлетворенность религиозной схоластикой, поиски новых путей для решения мировоззренческих вопросов значительно оживили умственную жизнь Европы.
В образованной среде европейского общества возник интерес к сочинениям античных греческих и римских «языческих» философов и писателей, сочинения которых были запрещены церковью. В богатых итальянских республиках — Флоренции, Венеции, Генуе, а также в самом Риме образовались кружки любителей античной литературы. Появились многочисленные списки с сочинений древних авторов. Интерес к древним образцам литературного творчества распространился вскоре на область искусства, архитектуры и философии. В Европе началась эпоха Возрождения античной литературы, искусства и архитектуры (Ренессанс), ознаменовавшая собой начало нового времени в социальной истории.
На основе непревзойденных образцов литературного творчества античных греческих и римских авторов возникло новое направление в ораторском искусстве и литературе, так называемый гуманизм (humanitas — «совершенство человека»). Появились писатели и поэты нового типа, такие, как Данте (1265—1321), Петрарка (1304-1374), Боккаччо (1313-1375) и др.
В дальнейшем новые веяния особенно ярко сказались в искусстве и архитектуре. Возвращение к образцам античных строителей и ваятелей вдохновило великих художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (1452—1519), Микельанжело (1475— 1564), Рафаэля (1483-1520), Дюрера (1471-1528), Тициана (1477—1576) и др. Появились замечательные архитектурные сооружения, особенно в Италии.
Важнейшим достижением в истории культуры в эпоху Возрождения явилось изобретение книгопечатания (1440). До середины XV в. в ходу были лишь рукописные книги. Они обращались в небольшом числе списков и стоили весьма дорого. Введение книгопечатания дало возможность размножать книги в большом числе экземпляров, что в высшей степени способствовало распространению знаний.
В эпоху Возрождения были сделаны великие географические открытия. Еще в конце XIII в. Марко Поло (1254—1324) совершил путешествие через страны Ближней Азии в Китай, причем провел в азиатских странах более 20 лет. Описание его путешествия оказало большое влияние на последующие поколения географов-путешественников, искавших дорогу в сказочную Индию. В XIV и XV вв. португальцами и испанцами предпринималось много дальних морских экспедиций. Васко да Гама (1469—1524) в конце XV в., обогнув с юга Африку, открыл морской путь в Индию, сделав одновременно много важных географических открытий. Христофор Колумб (1450—1506) в конце XV в. пересек Атлантический океан и открыл Вест-Индию, а затем Южную Америку. Магеллан (1480—1521) совершил первое морское кругосветное путешествие.
В области естественных наук эпоха Возрождения ознаменовалась появлением ряда ученых-новаторов, впервые своими трудами поколебавших основы перипатетической и схоластической философии. В 1542 г. Николай Коперник (1473—1543) ниспроверг старую, поддерживавшуюся авторитетом церкви, геоцентрическую систему Птолемея (II в), и развил новую гелиоцентрическую систему. Дальнейшее развитие учение Коперника получило в открытиях Галилео Галилея (1564—1642) и Иоганна Кеплера (1571—1630), заложивших основы теоретической астрономии. Заметных успехов в эту эпоху достигли механика, математика и другие науки.
Движущими силами крупнейших научных открытий и достижений эпохи Возрождения были глубокие преобразования в характере и масштабах производства. Уже в XV в. начался процесс перехода от ремесленных способов производства, характерных для эпохи феодализма, к мануфактуре. Этот процесс, ознаменовавший собой начало капиталистической системы производства, вызвал глубокие социально-экономические изменения в жизни общества.
Все новые экономические, политические и социальные явления эпохи Возрождения привели к формированию нового буржуазного мировоззрения, отвергавшего религиозную схоластику прошлых веков. Возникновение элементов нового мировоззрения оказало благотворное влияние на развитие естественных наук и, в частности, химии. Характеризуя этот важный в истории культуры и науки период, Ф. Энгельс писал, что это была эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем, чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными».
Одним из крупнейших представителей науки и искусства эпохи Возрождения был итальянец Леонардо да Винчи. Будучи замечательным механиком, математиком, инженером-конструктором, анатомом и художником, Леонардо да Винчи интересовался и некоторыми вопросами химии. Он сам, например, изобретал и готовил краски для своих картин. В его взглядах отразились новые веяния эпохи Возрождения. Вот что пишет Леонардо да Винчи о роли воздуха в процессе горения: «Огонь-стихия непрерывно уничтожает воздух, частично его питающий. И он оказался бы в соприкосновении с пустотой, если бы притекающий воздух не приходил на помощь, заполняя ее».
Подобные новаторские мысли, как будет видно, характерны для многих химиков эпохи Возрождения.

Петр Киле

Эпоха Возрождения в России. Какие достижения?

Это из поисковых фраз, вызвавших у меня интерес. Еще бы! У человека нет сомнений, или ему уже достаточно известно, что в России была эпоха Возрождения так же, как и в странах Западной Европы в свои исторические сроки, о чем у нас многие еще не ведают, и это незнание – одна из причин нынешней смуты, продолжающейся уже 20 лет, незнание, непонимание, вплоть до неприятия русской истории XVIII-XX веков в ее самых значительных явлениях, со стенаниями славянофилов и западников и их современных последователей до юродства и самоуничижения, до прямого предательства.

С распадом СССР уже два десятилетия РФ задыхается, как в огне пожарищ, от лжи и клеветы на русскую историю и культуру, а о советском периоде русской истории и говорить нечего – отрицание полное, с разрушением всех достижений советского народа, с порождением кучки олигархов, то есть присвоением ими народного достояния. Только ложь и клевета на русскую историю и культуру, включая советского периода, спасают их пока от возмездия.

Если бы у нас, как это принято во всех странах, сознавали хоть в какой-то степени о достижениях русского народа, с созданием обширного государства вплоть до XVII века, а с началом преобразований царя-реформатора явления на мировой арене Российской империи, то не было бы ни у кого причин рушить Отечество.

Эпоха Возрождения в России зачинается с основания Санкт-Петербурга, с переходом от средневековья к Новому времени, с зарождением светского искусства, как было и в странах Европы в XV-XVII веках.

Россия не отставала от стран Европы, она развивалась в соответствии со своим возрастом.

Самые знаменательные достижения Ренессанса в России – это прежде всего Санкт-Петербург, один из самых красивых городов мира, с Летним садом и Петергофом, заложенных еще Петром Великим, с явлением в миросозерцании русских людей богов Греции, поскольку там, в античности, истоки классического стиля, формирующегося в России поначалу как русское барокко, затем как русский классицизм, с достижением высокой классики в Золотой век Санкт-Петербурга.

Самые знаменательные достижения Ренессанса в России, как было и в Италии, — формирование литературного языка на основе народного русского языка (московского наречия, как тосканского в Италии), зарождение новой русской литературы и науки, что осуществил титан эпохи Возрождения Михайло Ломоносов.

Одно из ярчайших достижений Ренессанса в России, как было и в Италии, — зарождение светского искусства, архитектуры и живописи, с преодолением эстетики иконописи, с обращением от лика Спаса и богородицы к человеку, с созданием русского портрета, целой галереи изумительных изображений русских женщин и мужчин уже во второй половине XVIII столетия.

Русское барокко, как и русский классицизм, — это не просто направления в развитии отдельных видов искусства, как в Западной Европе, а эстетика Ренессанса в России, миросозерцание и образ жизни дворянского сословия и интеллигенции, с формированием русской национальной культуры в отличие и помимо этнической, в чем принимают активное участие все народы и народности многонационального государства, разумеется, прежде всего привилегированные слои общества, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности.

Национальные культуры стран Западной Европы, помимо этнических, формировались тоже в эпоху Возрождения, наравне с зарождением и развитием уже в Новое время наций, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности отдельных народов. Поэтому и различают итальянскую, французскую, испанскую, английскую нации, хотя они исторически представляют конгломерат этносов.

Также же сформировалась русская нация, что особенно ярко проявилось в Отечественную войну 1812 года, когда народы России почувствовали свое единство в борьбе с полчищами варваров из просвещенной Европы. Подобная история в еще более грандиозных масштабах повторится в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, когда единство русской нации получило определение советский народ.

Русская национальная культура оформилась в течение XIX века как классическая, с зарождением и с ярчайшим развитием новой русской литературы, новой русской музыки, по эстетике классической, по сути, ренессансной, что станет откровением для стран Запада и Востока.

Роман в стихах «Евгений Онегин», поэма в прозе «Мертвые души», роман «Война и мир», написанный словно гекзаметрами Гомера, «Илиада» Нового времени, романы-трагедии Достоевского, новеллы и пьесы Чехова – это величайшие достижения эпохи Возрождения в России.

Русская музыка от Михаила Глинки до Чайковского, от Римского-Корсакова до Сергея Прокофьева – это музыка Ренессанса!

Русская классическая литература, как и живопись, музыка, театр, явилась философией освободительного движения в России, с формированием нового гуманизма, с отрицанием индивидуализма эпохи Возрождения в странах Западной Европы, определившего развитие европейской цивилизации, с утверждением закона джунглей в взаимоотношениях стран и народов и поныне в рамках либерализма.

Новый гуманизм, гуманизм Пушкина, Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, Достоевского, Чехова – это сочувствие к народу, к простому человеку, с отрицанием эксплуатации человека человеком, — он смыкается естественно с социализмом. Здесь магистральная линия развития русской национальной культуры и русской (или российской) нации.

Поэтому буржуазная революция, не вызревшая в 1905-1907 годах, в феврале 1917 года, в условиях Первой мировой войны, оказалась запоздалой, и, вместо торжества, принесла лишь смуту, с началом распада империи, и народы России приняли идею социализма, идею социальной справедливости, с отрицанием войн и эксплуатации человека человеком, с отрицанием Бога, освящающего все преступления против человечности, мол, достаточно покаяться и обретешь спасение.

Таким образом, вопреки всяческой лжи и клеветам, Великая Октябрьская социалистическая революция – это величайший переворот в истории человечества, не сопоставимый с эпохой Возрождения в странах Западной Европы, положившей конец феодализму, с развязкой нового периода колониальных войн и периода первоначального накопления капитала как в метрополиях, так и колониях, что мы воочию наблюдаем в РФ последние 20 лет.

Интервенция союзников, гражданская война – как Советская Россия могла не только выстоять, а воссоздать Российскую империю, без царя и РПЦ, под новым названием – СССР? Загадка и ответ – в этом коде.

С чего начинается Советская Россия? Думают, с гражданской войны, навязанной Антантой, — ее могло и не быть, если бы не вмешательство стран Запада и Востока, во всяком случае, в тех масштабах.

Советская Россия начинается со всеобъемлющей культурной революции – в условиях иностранной интервенции, гражданской войны и разрухи, с преодолением величайшей смуты в кратчайшие сроки и закладки основ новой цивилизации, по сути, расширения и углубления русской национальной культуры, названной советской по форме власти.

Политическая идеология присутствовала лишь в лозунгах, но не в них проявлялись целеустремленность, энергия и вдохновение советского народа, а в сфере русской жизни и поэзии, русской музыки и песни.

Великая песенная эпоха и величайшая победа в истории человечества – это и есть достижения Ренессанса в России, с утверждением единства нации и национальной культуры, помимо этнических культур или наравне с ними. Дружба народов естественна там, где отсутствует эксплуатация человека человеком. Это и есть подлинная основа свободы человека независимо от этнической или конфессиональной его принадлежности. Эта свобода – величайшее достижение Ренессанса в России, что у нас не умели ценить, пленяясь свободами западного образца, несущими в себе все прелести общества потребления и чистогана, вплоть до войн и всевозможных извращений, что чревато самоуничтожением человечества у порога Вселенной.

В СССР мы пережили золотой век русской науки, с прорывом в Космос.

Одно из величайших достижений Ренессанса в России – это классическое образование, школьное и вузовское, ныне порушенное профанами.

Мы оказались свидетелями заката эпохи Возрождения в России, со всеобщим обращением, с новым воцарением РПЦ, ислама и множества всевозможных сект, как было и в странах Западной Европы на закате Ренессанса, с торжеством святой инквизиции, с религиозными и колониальными войнами. Впереди была эпоха Просвещения.

Советский проект не был утопией, не имеет ничего общего с изысканиями диссидентов и советологов, время лжи и клеветы уже проходит. Советский проект был осуществлен, естественно, не без ошибок и извращений, вплоть до прямого предательства высшего эшелона власти, что лишь прояснивает высоту устремлений советской эпохи.

СССР – это величайшее достижение Ренессанса в России, светоч для человечества, устремленного в будущее, помимо забот общества потребления, уподобившегося животным популяциям: проесть все на Земле и сгинуть без следа.

Одно из величайших достижений Ренессанса в России – это Эрмитаж, мировая сокровищница искусств, также и Русский Музей, и Третьяковская галерея, и Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Перечисления я могу начать по новому кругу. А лучше открыть электронные книги с иллюстрациями «Ренессанс в России» и «Эстетика Ренессанса».

Мне любопытно, кого из издателей первым осенит издать эти книги в бумажном формате. В накладе не останутся, а слава навеки.

Добавить комментарий

Закрыть меню