Воображение и мышление

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мышление

Общие характеристики мышления

Воображение и его вязь с мышлением

Виды и функции воображения

Процессы воображения

Индивидуальность мышления

Заключение

Список использованной литературы

Мышление

Мышление — процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мышление это единый психический познавательный процесс, но он реализуется с помощью ряда подпроцессов, каждый из которых представляет собой самостоятельный и, в тоже время, интегрированный с другими познавательными формами процесс.

Общие характеристики мышления

Мышление есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление протекает нормально только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово является более богатым по содержанию сигналом, оно связано с процессами отвлечения и обобщения.

Обычно принято выделять следующие виды мышления:

Предметно-действенное мышление — вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. (свойственно детям раннего возраста. В развитой форме оно свойственно людям определенных профессий, связанных с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик).

Наглядно-образное мышление — это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления ( характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста ). В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры).

Операционным компонентоммышления является система мыслительных операций: анализ, синтез, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагированиеобеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщениеявляется средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификациянаправлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизацияобеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Воображение и его вязь с мышлением

Воображение — Способность человека к непреднамеренному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостности виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств.

Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления.

Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания, возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. Каждый писатель, художник в процессе творчества пытается передать, объяснить свою мысль другим, но не через отвлеченные понятия, а с помощью конкретных образов. Достаточно вспомнить любую басню, сказку, поговорки. Везде мы ищем основную мысль, основную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К.Д.Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений.

В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) здесь значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание.

Виды и функции воображения

Виды воображения:

· Активное воображение — пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

· Пассивное воображение — его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

· Продуктивное воображение — в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

· Репродуктивное воображение — ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

· Образное представление действительности;

· Регулирование эмоциональных состояний;

· Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

· Формирование внутреннего плана действий.

Процессы воображения

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческоевоображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта — самостоятельное создание новых образов.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее.

мышление воображение творческий мечта

Индивидуальность мышления

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности разных людей могут проявляться в следующих качествах мышления: глубина, широта, самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частей.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного,наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Заключение

Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает и в той или иной степени специально исследует, какие именно потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность. При каких конкретных обстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. В противоположность психологии формальная логика абстрагируется не только от взаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями. Мыслит, думает не само по себе «чистое» мышление, не сам по себе мыслительный процесс как таковой, а человек, индивид, личность, обладающая определенными способностями, чувствами и потребностями. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление — это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми. Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в, казалось бы, разных случаях — важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом

Список использованной литературы

1. Маклаков А.Г. «Общая психология» СПб, 2001 г

2. Психология. под ред. А.А. Зарудной, Минск, «Высшая школа», 1970 г.

3. «Как заниматься самовоспитанием» А.И. Кочетов, Минск, «Высшая школа», 1986 г.

4. Тихомиров О.К. «Психология мышления» — М.: Академия, 2005 г.

5. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» СПб. 2008 г.

6. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. «Теоретические подходы к диагностике практического мышления» — 1999 г.

Размещено на Allbest.ru

ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что является общим и к чему сводятся различия между воображением и мышлением ?

Общее заключается в следующем:

a) воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

б) воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

a) опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

б) в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи.

В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности:

Ø организованная система образов и представлений,

Ø организованная система понятий.

Таким образом, в основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления – возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны. Например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо также заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью.

При этом возможны следующие возможные варианты:

а) если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;

б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение пря отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.

Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 1262;


Мышление – познавательный процесс, который характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Мышление – это всегда получение нового знания. Установление внутренних и внешних связей между предметами и явлениями.
Мышление всегда порождается проблемной ситуацией.
Виды мышления:
1. Наглядно-действительное (появляется у ребенка первым).
2. Наглядно-образное (установление непривычных сочетаний предметов и их свойств).
3. Теоретическое образное мышление – оперирует образами, которые он конструирует сам (фантастические произведения).
4. Теоретическое понятийное мышление (словесно – логическое), оперирует понятиями (у некоторых людей его нет).
Логические операции относятся к четвертому виду мышления – словесно – логическому.
Виды:
— сравнение – сходство и различия между предметами;
— анализ – разделение предмета на отдельные его элементы;
— синтез – противоположное анализу – построение целого из отдельных частей;
— абстракция – выделение наблюдений существующей стороны конкретного предмета или явления;
— обобщение – соединение существующих деталей и связывание этих существующих деталей с конкретным классом предметов или явлений;
— конкретизация – противоположная обобщению – выделение из общего класса предметов конкретного предмета.
Процессы мышления:
1. Суждение – высказывание, которое содержит определенную мысль.
2. Умозаключение – серия суждений из которых выводятся новые знания.
3. Определение – система суждений о каком-либо классе предметов, с выделением наиболее общих признаков.
4. Индукция – процесс вывода частного из общего.
5.

Дедукция – вывод общего из частного.


Мышление и здоровье
Реалистическое мышление – правильное отражение окружающего мира, с помощью мышления, которое помогает сделать поведение человека разумным.
Творческое мышление – связано с открытием чего-либо нового.
Признаки:
— оригинальность – нахождение человеком собственное решение в данной проблемной ситуации;
— семантическая гибкость – возможность расширить применения какого-либо предмета на практике;
— образная адаптивная гибкость – умение видеть скрытые стороны предмета;
— синоптическая спонтанная гибкость – разнообразие идей в неопределенной ситуации;
— самостоятельность мышления – сам придумывает.
Препятствия к творческому мышлению:
1. Конформизм – желание быть как все, не выделяться.
2. Боязнь быть «Белой вороной».
3. Боязнь критиковать других (честность и откровенность).
4. Боязнь возмездия со стороны окружающих.
5. Высокая тревожность.
6. Завышенная самооценка.
7. Неуравновешенность творческого и критического мышления.

Воображение
Воображение – познавательный процесс, в котором опосредованно отображается действительность.
Воображение – процесс трансформации приобретенного опыта, сложный психический процесс, который невозможно рассмотреть автономно, не соотнося к другим процессам.
Воображение – продуцирование живых образов.
Воображение – способность к изобретательности, совмещать несовместимое.
Воображение – необычный способ связи вещей.
Виды:
1. Разделение по органам чувств:
— зрительное;
— слуховое;
— обоняние;
— вкусовое;
— осязательное.
2. Активное – вызывает образы с помощью воли.
3. Пассивное – сами собой появляются образы.
4. Продуктивное — в образах присутствует много нового (элементы фантазии).
5. Репродуктивное – воспроизведение уже известных образов.
Функции:
1. Представлять окруженный мир.
2. Регулировать эмоциональные состояния.
3. Регуляция познавательных процессов.
4. Формирование внутреннего плана действий – совершать действия в уме.
5. Планирование и программирование действий.
6. Регулирование физиологических функций (представлять что-либо; зайти в ледяную воду, представляя, что она теплая).
Воображение и творчество можно развивать, но нужна сильная воля.

Добавить комментарий

Закрыть меню