Волшебная скрипка анализ

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой обращение к «милому мальчику». Это ученик, преемник, начинающий поэт, который только просит о «счастье, отравляющем миры» (оксюморон). Нельзя в этой связи не вспомнить обращение Брюсова к юноше бледному и три совета ему. В стихотворении Брюсова юноша не терпит никаких лишений, наоборот, он возвышается над толпой, поклоняется лишь искусству. Стихотворение Гумилёва говорит о жертвах, которые должен принести поэт на пути поэзии.

В стихотворении поднимается тема поэта и поэзии. Основная мысль состоит в том, что поэт так же подчинён поэзии, как и поэзия подвластна ему. Поэт не выбирает этот путь, он следует своему призыву, даже если этот призыв губителен. Стихотворение является пророческим по отношению к творцам 20 в., многих из них преследовали и убили «бешеные волки».

Стихотворение состоит из 6 четверостиший. В первой строфе наставник будто бы пытается отговорить мальчика, готового прикоснуться к миру поэзии. Следующие 4 строфы описывают трудности, связанные с творчеством. Во второй строфе символически изображаются враги и препятствия на пути творца. Третья строфа раскрывает страшное волшебство скрипки, которая никогда не умолкает, однажды запев.

Четвёртая строфа описывает гибель поэта, попытавшегося умолкнуть. В пятой строфе открывается истинная суть творчества: не человек властвует над ним, а оно над человеком; искусство губит.

В последней строфе наставник – лирический герой — смиряется с участью, уготованной его ученику, и передаёт ему волшебную скрипку, повинуясь желанию мальчика.

Тропы и образы

Всё стихотворение строится на аллегории волшебная скрипка – поэзия. Лексика стихотворения распадается на два полюса. Положительно окрашенные эпитеты относятся к миру юного скрипача: милый мальчик, улыбка светла, безмятежный свет очей. Метафора «эти взоры – два луча» отражает убеждённость мальчика в своём пути. Отрицательное значение несут эпитеты, связанные с трудностями и помехами: тёмный ужас, духи ада, белеющий бурун, бешеные волки, кровожадное исступленье, запоздалый, но властительный испуг, тоскливый смертный холод.

Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные руки, царственные звуки, звонкие струны, обезумевший смычок.

Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной (эпитеты).

Стихотворение Гумилёва «Волшебная скрипка» вводит читателя в мир народной волшебной сказки. Герой, обладающий волшебным предметом, отправляется в путь (метафора жизни).

Волшебный предмет обладает силой, нужной для преодоления препятствий. Они тоже сказочные: бешеные волки, чудовища. Победа героя обусловлена не силой и ловкостью, а, как и в сказке, некими качествами, которые другие принимают за слабости. Мальчик не принимает всерьёз опасности, о которых говорит учитель. Он готов смотреть в глаза чудовищ, а не бежать от них. Но его бесстрашие – не следствие мудрости, а следствие неопытности. Именно такой и должен быть герой волшебной сказки, неискушённый и наивный. Убедившись в том, что мальчик подходит на роль героя, учитель отдаёт ему опасный предмет. Но самые важные наставления учителя – необходимость движения: «Мальчик, дальше».

Природа волшебной скрипки (поэзии) двойственна. Всё, что в ней пело и было послушно, может насмеяться. Владеющий ею жив до тех пор, пока играет. Игра обязательно связана с движением. Замедление и усталость смертельны. Говоря современным языком, Гумилёв создаёт квест. Герой должен пройти по дороге, которая сама по себе не представляет интереса. На ней нет «ни веселья, ни сокровищ». Так ради чего же идти? Ради самого пути. Движение по пути с волшебной скрипкой – и есть цель.

Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьёт тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьётся и вьётся (олицетворения).

Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нём очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передаётся динамика. Особенно много её в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым восьмистопным хореем. Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

  • «Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Слово», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Она», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва
  • «Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва
  • «Две розы», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Змей», анализ баллады Гумилёва
  • «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва
  • Гумилёв Николай Степанович, краткая биография

По произведению: «Волшебная скрипка»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Произведение «Волшебная скрипка», созданное в 1907 г.

является посвящением Валерию Брюсову, который в то время делал лишь первые шаги на литературном пути. Тема поэтического призвания наблюдается практически в творчестве каждого поэта, однако, данное стихотворение является не рассуждением или выбором, а предупреждением.

Гумилев, состоявшийся поэт, прочувствовавший на себе все сложности данного, пути обращается к Брюсову как к ребенку: «Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка» и сразу же советует отказаться от задуманного: «Не проси об этом счастье, отравляющем миры». Все произведение является аллегорией, в которой описывается музыка и скрипка, на самом деле являющиеся поэзией и автором. Гумилев рассказывает Брюсову об опасностях, которые того подстерегают, о том, что выбрав перо, поэт теряет возможность жить прежней жизнью: «У того исчез навеки безмятежный свет очей». Еще одна опасность – критики, которых автор сравнил с волками: «Бродят бешеные волки по дороге скрипачей».

Поэт живет, лишь пока творит и в этом его жизнь: «Надо вечно петь и плакать этим струнам». Его творчество не должно прерываться никогда, не зависимо от времени года или суток. Если автор позволит себе отдых, то на него может обрушиться поток недовольства и восстановить прежнее положение, и без того шаткое будет весьма сложно: «Ты устанешь и замедлишь… Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи в горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь». Гумилев старается предупредить начинающего поэта о том, что ему придется всю жизнь оставаться непонятым обществом. Лишь в этом ценность его творчества, которое должно быть естественным, от души. В произведениях поэта не должно быть потакания общим мнениям ради их благосклонности. Жизнь поэта сложна и стоит только оступиться, как можно лишиться не только литературного положения, но и близких людей, получить осуждение со стороны друзей: «И невеста зарыдает, и задумается друг».

Перечислив все сложности, которые обязательно встретятся Брюсову в жизни, Гумилев показывает, что понимает – выбор сделан, и он ничего не изменит, да и в праве ли он лишать человека творчества, в котором вся его жизнь: «Но я вижу — ты смеёшься». Автор предупредил юного поэта, сделал все, что в его силах и теперь благословляет его: «На, владей волшебной скрипкой». Гумилев понимает, что прирожденному поэту легче перенести все те испытания, о которых он говорил, чем отказаться от пера. Лучше пасть, под гнетом козней недоброжелателей, чем молчать: «И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!». Истинный талан не пугают трудности, ведь поэт жив, лишь пока он созидает. Такова идейно-философская концепция произведения «Волшебная скрипка».

Анализ стихотворения Гумилева Волшебная скрипка

Люди в силу своего характера и увлечений за всю свою жизнь подвергаются различным страстям, Николай Степанович чувствовал и знал это даже больше чем другие. Его увлечение поэзией началось еще с самого раннего детства, и чем старше становился поэт, тем сложнее было от нее отказаться. Он просто не представлял своей жизни без написанных рифмованных строк, которые так восхитительно ложились на бумагу. Гумилев хорошо ладил с творческими людьми, всегда находил общие темы для разговоров. Писатель понимал, что иногда за такие увлечения человек может поплатиться даже своей душой.

В 1910 году писатель берется за работу над стихотворением «Волшебная скрипка». Данный стих Гумилев посвящает своему другу и наставнику Валерию Брюсову. Главный герой стихотворения молодой неопытный юноша, который слишком сильно хочет стать великим и знаменитым, не взирает даже на преграды и опасности, поджидающие его. Автор словно говорит герою, что взяв скрипку в руки, возникнет большой соблазн, устоять перед которым будет тяжело. Очень часто собственное превосходство, которое словно иллюзия может рассыпаться в один момент, может сильно сломать человеческую жизнь. Мы будто следуем за героем в мир сказки, в котором скрипка — предмет обладающий чем-то волшебным. Мальчик должен преодолеть все препятствия, побороть всех чудищ, встречающихся ему на пути. Учитель предупреждает наивного и слегка самоуверенного героя, что путь не так прост, преграды за каждым углом. Но герой слишком храбр и самоотвержен, что не боится ничего, он даже готов сразиться с недругами.

Творческий человек, выбрав такой путь, вскоре может перестать отдавать отчет своим желаниям и действиям. Главному герою предначертано стать рабом собственной скрипки, ведь именно она заменила ему радости внешнего мира. На своем пути каждый творческий поэт должен пройти через какие-то жертвы, и не важно, будут ли они больший или маленькие. Гумилев считал, что великий талант может загубить жизнь, он не хочет, чтобы такая участь постигла его героя. Нотки осторожности и переживания чувствуются в диалоге автора и главного героя стихотворения. Данным произведением Николай Степанович словно отдает дань своему наставнику.

Главная тема стихотворения раскрывает взаимосвязь поэта и поэзии. Они так связаны друг с другом, что тесно сплетены и неподвластны самим себе. Поэт не выбирает уготовленный ему путь, он просто следует ему, иногда даже догадываясь, что ждет его в конце пути.

Стихотворение «Волшебная скрипка» кажется, стала пророческим произведением для некоторых творческих людей XX века. Благодаря метафорам и выразительным художественным средствам, стихотворение раскрывается полностью. На первый взгляд, кажется, что гибнет сам поэт, но оказывается в глубине проблемы лежит гибель самого творчества в целом. Плавная речь автора, неторопливость событий дает понять, что неизбежное уже близко. Автор дает понять, что поэт жив лишь тогда, пока он безустанно творит. Стоит только отвлечься на минутку, тебя уже забудут.

11 класс, кратко по плану

>Картинка к стихотворению Волшебная скрипка

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Вечер

    Каждого русского человека поражала красота его родного края, пусть все картины и красоты со временем приедаются взгляду, но все равно случаются моменты, когда обыденная даль может показаться под новым взглядом,

  • Анализ стихотворения Лермонтова Выхожу я на дорогу

    Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» по праву можно считать знаковым в судьбе и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Оно было написано незадолго до смертоносной дуэли поэта, во время его последней поездки на Кавказ.

  • Анализ стихотворения Майкова Сенокос

    Текст данного стиха короток, но на удивление эмоционально завершён и полон. Нет недосказанности или обещания продолжения, порой присущих коротким текстам. Здесь говориться о поре сенокоса, о том, как это выглядит со стороны.

  • Анализ стихотворения Есенина Песнь о хлебе

    Стихотворение «Песнь о хлебе» Сергей Есенин написал в 1921 году. В нем автор отразил свое отношение к Гражданской войне и голоду, который был присущ России того времени. Основная мысль стихотворения заключается в трудностях хлебозаготовки.

  • Анализ стихотворения Бунина Шмель (и цветок)

    Иван Алексеевич Бунин был бедным человеком из дворянской семьи. Писатель являлся лауреатом Нобелевской премии, который очень много путешествовал. Стихотворение написано в 1916 году перед революцией, которая настигла Россию.

Анализ стихотворения Н.Гумилёва.»Я и вы»

Анализ стихотворения Н.Гумилёва.»Я и вы»

Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка»

Стихотворение «Волшебная скрипка» Николай Гумилев написал в 1910 году и посвятил его начинающему поэту Валерию Брюсову. Этому произведению автор придавал какое-то особое значение, потому что ни стал помещать его в сборник «Романтические цветы», а опубликовал его в очень известном в то время журнале «Весы».

Обращение к молодому поэту Гумилев выразил в метафорической форме, отождествив поэтический талант с игрой на скрипке. Причем Гумилев, как опытный «скрипач», пытается наставить Брюсова, к которому в стихотворении обращается как к «мальчику» на другой путь, пока еще не поздно:

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка
Не проси об этом счастье, отравляющем миры

Пытается показать ему все трудности, которые обязательно возникнут на его пути. Те трудности, с которыми столкнулся сам Гумилев. Автор желает молодому дарованию добра и пытается уберечь его от ошибок.

Самыми главными врагами, которые отравляют жизнь поэта, являются критики, которых автор называет волками: «Бродят бешеные волки по дороге скрипачей». Поэту все время необходимо писать, он не имеет права на отдых в любых обстоятельствах:

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.

Если вдруг остановиться и перестать «играть», то произойдет что-то страшное, мир будет настроен против «игрока» и «бешеные волки» станут лапами на грудь, раздавят и отправят в небытие.

Искушенный жизнью поэт объясняет юному автору, что можно остаться непонятым среди окружающих, не быть признанным, жить бесславно. Самое главное, быть готовым к этому и творить, не смотря ни на что. Готовым к тому, что даже самые близкие друзья могут отвернуться в случае неудачи. И на конец автор все-таки благословляет начинающего поэта:

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Он понимает, что «мальчик» не откажется от «игры на скрипке», он этого хочет и может. Талант нельзя испугать трудностями, его ничто и никто не остановит. «Мальчик» знает, что можно умереть и готов умереть «славной смертью, страшной смертью скрипача».

Анализ стихотворения Н.С. Гумилева «Волшебная скрипка»

Произведение «Волшебная скрипка», созданное в 1907 г. является посвящением Валерию Брюсову, который в то время делал лишь первые шаги на литературном пути.

Тема поэтического призвания наблюдается практически в творчестве каждого поэта, однако, данное стихотворение является не рассуждением или выбором, а предупреждением.

Гумилев, состоявшийся поэт, прочувствовавший на себе все сложности данного, пути обращается к Брюсову как к ребенку: «Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка» и сразу же советует отказаться от задуманного: «Не проси об этом счастье, отравляющем миры». Все произведение является аллегорией, в которой описывается музыка и скрипка, на самом деле являющиеся поэзией и автором. Гумилев рассказывает Брюсову об опасностях, которые того подстерегают, о том, что выбрав перо, поэт теряет возможность жить прежней жизнью: «У того исчез навеки безмятежный свет очей». Еще одна опасность – критики, которых автор сравнил с волками: «Бродят бешеные волки по дороге скрипачей».

Поэт живет, лишь пока творит и в этом его жизнь: «Надо вечно петь и плакать этим струнам». Его творчество не должно прерываться никогда, не зависимо от времени года или суток. Если автор позволит себе отдых, то на него может обрушиться поток недовольства и восстановить прежнее положение, и без того шаткое будет весьма сложно: «Ты устанешь и замедлишь… Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи в горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь». Гумилев старается предупредить начинающего поэта о том, что ему придется всю жизнь оставаться непонятым обществом. Лишь в этом ценность его творчества, которое должно быть естественным, от души. В произведениях поэта не должно быть потакания общим мнениям ради их благосклонности. Жизнь поэта сложна и стоит только оступиться, как можно лишиться не только литературного положения, но и близких людей, получить осуждение со стороны друзей: «И невеста зарыдает, и задумается друг».

Перечислив все сложности, которые обязательно встретятся Брюсову в жизни, Гумилев показывает, что понимает – выбор сделан, и он ничего не изменит, да и в праве ли он лишать человека творчества, в котором вся его жизнь: «Но я вижу — ты смеёшься». Автор предупредил юного поэта, сделал все, что в его силах и теперь благословляет его: «На, владей волшебной скрипкой». Гумилев понимает, что прирожденному поэту легче перенести все те испытания, о которых он говорил, чем отказаться от пера. Лучше пасть, под гнетом козней недоброжелателей, чем молчать: «И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!». Истинный талан не пугают трудности, ведь поэт жив, лишь пока он созидает. Такова идейно-философская концепция произведения «Волшебная скрипка».

Написать комментарий

«Волшебная скрипка» Н.Гумилев

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Люди подвержены различным страстям, и Николай Гумилев знал об этом, пожалуй, лучше других. Он с детства увлекался поэзией и уже не мог представить своей жизни без рифмованных строк, которые ложились ровными рядами на бумагу. Возможно, поэтому он мог найти общей язык с людьми творчества и понимал, что за подобные увлечения порой приходится расплачиваться самым ценным, что есть у человека – его душой.

Вопрос о том, что именно представляет собой талант – награду богов или же искушение дьявола – актуален во все времена. Задавался им и Николай Гумилев, который в 1910 году написал стихотворение «Волшебная скрипка». Судя по тому, какой смысл поэт вложил в это произведение, он искренне считал: любые страсти, даже если они обусловлены великими идеями и благими намерениями, призваны служить сатане.

С первых строк своего стихотворения автор предупреждает его героя – неискушенного юношу – от соблазна взять в руки самую обычную скрипку.

Поэт на собственном опыте знает, как сложно потом будет расстаться с иллюзией собственного превосходства, которая впоследствии способна сломать жизнь каждому человеку.
«Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, что такое темный ужас начинателя игры!», — предостерегает поэт своего невидимого собеседника от соблазна, уже понимая, что это желать это уже бессмысленно. Он видит, что у юного музыканта «исчез навеки безмятежный свет очей» — первый признак того, что душу одолевают страсти. Потребность в музыке становится настолько сильной, что укротить ее никто и ничто не в силах. «Надо вечно петь и плакать этим струнам, вечным струнам», — отмечает поэт, прекрасно представляя, какая участь ждет молодого человека, если он откроет для себя мир волшебных звуков, способных заменить ему реальность.

Однажды встав на путь творчества, человек перестает контролировать свои желания. Он становится рабом нот и плачущей скрипки, которая заменяет ему общение с внешним миром. То же самое, по убеждению Гумилева, происходит и с поэтами, и с художниками, если они по-настоящему талантливы и преданны своему делу. Но автор не желает подобной участи юношу, с которым ведет свой тайный диалог. Ведь страсти еще никого не смогли сделать по-настоящему счастливыми. «И невеста зарыдает, и задумается друг», — таков финал каждого, кто полностью отдается творчеству. Однако соблазн почувствовать себя богом очень велик, поэтому автор понимает всю тщетность своих попыток уберечь неискушенное создание от того, чтобы встать на опасный путь. «На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ и погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!», — напутствует поэт героя своего стихотворения, понимая, что убедить его в обратном – то же самое, что и самому отказаться от поэзии.

>Послушайте стихотворение Гумилева Волшебная скрипка

Темы соседних сочинений

← Война ГумилевВоспоминание →

Стихотворение «Волшебная скрипка» Николай Гумилев написал в 1910 году и посвятил его начинающему поэту Валерию Брюсову. Этому произведению автор придавал какое-то особое значение, потому что ни стал помещать его в сборник «Романтические цветы», а опубликовал его в очень известном в то время журнале «Весы».

Обращение к молодому поэту Гумилев выразил в метафорической форме, отождествив поэтический талант с игрой на скрипке. Причем Гумилев, как опытный «скрипач», пытается наставить Брюсова, к которому в стихотворении обращается как к «мальчику» на другой путь, пока еще не поздно:

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка
Не проси об этом счастье, отравляющем миры

Пытается показать ему все трудности, которые обязательно возникнут на его пути. Те трудности, с которыми столкнулся сам Гумилев. Автор желает молодому дарованию добра и пытается уберечь его от ошибок.

Самыми главными врагами, которые отравляют жизнь поэта, являются критики, которых автор называет волками: «Бродят бешеные волки по дороге скрипачей».

Поэту все время необходимо писать, он не имеет права на отдых в любых обстоятельствах:

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.

Если вдруг остановиться и перестать «играть», то произойдет что-то страшное, мир будет настроен против «игрока» и «бешеные волки» станут лапами на грудь, раздавят и отправят в небытие.

Искушенный жизнью поэт объясняет юному автору, что можно остаться непонятым среди окружающих, не быть признанным, жить бесславно. Самое главное, быть готовым к этому и творить, не смотря ни на что. Готовым к тому, что даже самые близкие друзья могут отвернуться в случае неудачи. И на конец автор все-таки благословляет начинающего поэта:

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Он понимает, что «мальчик» не откажется от «игры на скрипке», он этого хочет и может. Талант нельзя испугать трудностями, его ничто и никто не остановит. «Мальчик» знает, что можно умереть и готов умереть «славной смертью, страшной смертью скрипача».

Добавить комментарий

Закрыть меню