Воланд в Москве

Почему в Москву явился Воланд (Роль потусторонних сил в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Всем хорошо памятно начало романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». Вскоре этим двоим, литераторам Михаилу Александровичу Берлиозу и Ивану Бездомному, пришлось встретиться с неизвестным иностранцем, о наружности которого впоследствии были самые противоречивые показания очевидцев. Автор же дает нам его точный портрет: «…Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый — почему-то зеленый.

Брови черные, но одна выше другой Словом — иностранец».
Здесь отсутствует традиционная хромота дьявола, но присутствуют непременные неправильности в облике и серый цвет одежды. А в дальнейшем мы узнаем, что у неизвестного, появившегося на Патриарших, еще и разные по цвету глаза. Вскоре незнакомец представляется незадачливым литераторам как профессор Воланд, однако они даже не запоминают его имя — одно из редких имен сатаны. Воланда подавляющее большинство москвичей так и не опознает в его истинном качестве, принимая «князя тьмы» за гипнотизера и фокусника. Все отрицательные персонажи московских сцен романа так и не понимают, кто же именно появился на Патриарших прудах в роковой майский вечер. Воланда как сатану узнают только Мастер, Маргарита да начинающий прозревать свое невежество Иван Бездомный, после гибели Берлиоза однозначно связавший таинственного иностранца с нечистой силой.
Почему же Воланд со своей свитой посетил Москву? Ответ на
этот вопрос сатана частично дает во время сеанса черной магии в •театре «Варьете». Он заявляет, что хотел узнать, насколько жители Москвы изменились внутренне за последнее время. Воланд и его помощники очень точно выявляют людские пороки. Как только они обнаруживают в душе человека червоточину, он становится их легкой добычей, будь то председатель жилтоварищества дома 302-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, квартирная скандалистка Аннушка-Чума, профессиональные доносчики барон Майгель и Алоизий Могарыч или закостенелый бюрократ Прохор Петрович, функции которого с успехом выполняет его костюм. Потусторонние силы в «Мастере и Маргарите» обнажают человеческие пороки, помогая сатирическому обличению суровой советской действительности 20 — 30-х годов. Воланда и его свиту в романе не узнают те персонажи, над которыми смеется Булгаков. Сатана и его подручные в «Мастере и Маргарите», по сути, не творят зла. Они только обнажают существующие пороки и наказывают их обладателей — редактора-конъюнктурщика Берлиоза, хапугу-взяточника Босого, предателя и доносчика барона Майгеля. Последнему Воланд на балу весеннего полнолуния предрекает печальное будущее: «…Разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Говорят, что она в соединении с вашей не менее развитой разговорчивостью стала привлекать общее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово — наушник и шпион. И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее чем через месяц. Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать все, что можно». После этого Азазелло хладнокровно расстреливает незадачливого барона. Потусторонние силы в романе только немного ускоряют ход событий, результат которых уже предопределен неблаговидными деяниями людей. Подобно Майгелю, наказан. Берлиоз — глава тех литераторов, которые затравили гениального Мастера. Наказан за то, что принес торговлю, жажду материальных благ, конъюнктурщику в святой храм литературы. И в то же время Воланд со своими помощниками берет под покровительство подлинный талант и настоящую любовь. Только в его мире находит желанную награду — покой автор романа о Понтии Пилате, только там Мастер соединяется навеки со своей возлюбленной.
И еще одну важную роль играет в «Мастере и Маргарите» потусторонний мир. В композиции романа он связывает друг с другом высокий мир древней евангельской легенды, воплотившийся в ершалаимские главы, и его сниженное подобие — современный Московский мир, где людские пороки стали куда мельче, а их обладатели выглядят часто смешно и жалко. Ведь именно Воланд рассказывает литераторам на Патриарших начало истории Иешуа и Пилата, буквально совпадающее с соответствующими главами романа Мастера. Сатана, познакомив Ивана Бездомного с высоким учением Га-Ноцри о том, что все люди добрые, заставил Ивана Николаевича усомниться как в своем поэтическом предназначении, так и в справедливости антихристианских теорий, которые навязывал ему Берлиоз. Воланд оказывается самым удивительным дьяволом в истории человечества, ибо знакомит атеистов с учением Иисуса Христа и даже карает их за неверие, Берлиоза — смертью, Бездомного — сумасшествием.
Нам очевидно, что потусторонние силы в «Мастере и Маргарите» выступают не носителями зла, а покровителями таланта, любви, искренней веры, разоблачителями людских пороков. Именно для этих целей и появились в современной Булгакову Москве Воланд со свитой.

Беру!

63762 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Зачем Воланд приехал в Москву?

Кулешов Александр Владимирович

Литературные произведения всегда интересовали меня в первую очередь, сами по себе. Конечно и история их написания, и прототипы героев, и возможные зашифрованные моменты личной жизни автора или политической обстановки – это очень интересно и полезно. Для того, чтобы разобраться в этом, литературоведы годами изучают биографию писателя, круг его знакомых, места, где он любил бывать, исторические события этого периода. Но автор вряд ли задумывается о литературоведах, когда создает своё произведение. Все свои мысли, идеи и переживания он должен уметь вместить в диалоги, описания, логическую цепь событий в самом произведении. А значит достаточно изучить тест и логику событий, чтобы найти ответы на большинство вопросов. Я всегда стараюсь руководствоваться именно этой идеей при изучении произведения.
Интересным для меня является и вопрос, зачем Воланд приехал в Москву? Читатель может сказать, что никакого вопроса здесь нет: Воланда в Москву любопытство, так как ему хотелось посмотреть на «москвичей».

Однако такой ответ довольно странен. При возрасте и опыте Воланда вопрос, «изменились ли москвичи». Если мы вспомним гостей на балу Воланда, которые попадают туда как минимум со времён мессалины и Калигулы до самого времени романа, то вряд ли кто-то будет сомневаться, что Воланд прекрасно знаком с человеческим характером и с его неизменностью. К чему же этот визит.
Ещё одна ремарка оишь усугубляет это удивление. Рассказывая Берлиозу и Бездомному о Понтии Пилате, Воланд вскользь упоминает, что присутствовал при этом:
— Дело в том… — тут профессор пугливо оглянулся и заговорил
шепотом, — что я лично присутствовал при всем этом. И на балконе у Понтия
Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте, но только
тайно, инкогнито, так сказать, так что прошу вас — никому ни слова и
полный секрет!.. тсс!
Когда человек, а Воланд ведёт себя предельно по-человечески, говорит, что он где-то был инкогнито, это чаще всего означает, что теперь он где-то находится официально. И действительно, он представляется именем, под которым его уже знает Мастер и однозначно ассоциирует с сатаной. Он представляется при этом «профессором чёрной магии», что, несомненно, максимально близкий мирской аналог его сущности. То есть, в Москве он явно не инкогнито.
Из всего вышеизложенного можно сделать два вывода: Воланду нужно было встретиться с москвичами официально. То есть он прибыл в Москву с миссией.
В чём же эта миссия? Давайте разберём действия Воланда.
Во-первых, сразу по приезде он встречается с Бездомным и Бердиозом и закладжывает в голову к Бездомному историю о Понтии Пилате, которая сыграет свою роль при встрече с Мастером. Попутно Воланд берётся доказать Берлиозу, что дьявол существует, с чем потом и справляется.
Во-вторых, Воланд поселяется в «нехорошей» квартире и беседует с Лиходеевым.
В-третьих, Воланд приезжает на сеанс чёрной магии и наблюдает за москвичами.
В-четвёртых, беседует с буфетчиком, когда тот к нему приходит.
В-пятых устраивает бал и знакомится с Маргаритой.
В-шестых, вытаскивает Мастера из психбольницы и отдаёт его рукопись на Суд.
В-седьмых, устраивает судьбу Мастера и Маргариты.
Всё.
Что же из этих действий- миссия Воланда? Исходя из названия книги и того, что четыре действия из семи относятся либо к Мастеру, либо к Маргарите, они – его основная миссия. Так как Берлиоз, квартира и Лиходеев все относятся к сеансу чёрной магии, значит эта встреча с москвичами – ещё одна миссия Воланда.
О роли Мастера, Берлиоза и Бездомного я уже писал в статье «Зачем Мастер писал историю Понтия Пилата?». Мне кажется, что Мастер – последователь Воланда, такой себе Фауст наших дней. Свои идеи вместе с романом он передал своему ученику – Бездомному. И всё это входило в цели Воланда. Целью романа, по моему мнению, было насаждение полуатеизма, то есть прямой насмешки над Евангелиями. Воланд со своей частью сделки справился, атеистический роман получился увлекательным, почти историческим, от свидетеля событий. Но произошёл сбой, так как новая тенденция материалистов была не просто богоборчество и поклонение Сатане, как во в времена Средневековья, но и вообще отрицание всего сверхъестественного.
На мой взгляд, это в принципе могло вызвать недоумение Воланда, да и других, как он выразился, «ведомств». Тут следует отметить ещё раз, что самыми древними гостями Воланда были Калигула и Мессалина, которые жили в эпоху после распятия Христа, что однозначно указывает на то, что воланд – христианский дьявол, а не Ветхозаветный. Поэтому для него логично предположить, что, отрицая Бога, человек становится на путь к дьяволу. Люди же в СССР этого видимо не понимали. Учитывая, что основная задача тёмных сил, например по «Фаусту№ Гёте, — искушать людей, то перед Воландом вставала более сложная задача. Как искушать тех, кто в тебя не верит?
Видимо Воланду хотелось (или следовало) убедиться в этом лично. Поэтому он приехал в столицу атеистического государства «официально», и вышел к большому скоплению людей, в Варьете. Эти люди, по определению, попадали под определение грешников, так как театр с давних времён считался территорией без Бога. Актёров даже на кладбищах христианских не хоронили. То есть кто-то должен был его узнать. Его свита демонстрировала настоящие чудеса во всех традиционных категориях: фокусы, оживление умерших, раздача денег и нарядов.
Но никто его не узнал. Даже в голову никому не пришло. При этом во всём остальном люди были обычными слабыми существами, склонным ко всем обычным порокам. При этом, как убедительно Воланд доказал Берлиозу, эти люди всё равно оказываются в его «ведомстве». Поэтому о москвичах, а на их примере и обо всех советских людях, можно было забыть, оставив их на попечение слуг – вроде Коровьева и Бегемота.
Теперь оставалось позаботиться о душе Мастера. Как я уже говорил, Мастер своё дело выполнил – нашёл и завербовал ученика. Во всём, что связано с Мастером, заметна полемика с Гёте. Из «Фауста» взят не только эпиграф, но и имя любовницы Мастера, голова пуделя на трости Воланда при его появлении на Патриарших и многие другие мелкие детали указывают на «альтернативную историю» Фауста. Как мы помним, Мефистофелю не удалось забрать душу Фауста, в самом конце её отбили ангелы. Так что Воланд под шумок официальной миссии проводит и миссию неофициальную.
Забавно, что увидев Мастера, воланд делает вид, что не знает ни его, ни романа. Хотя полная тождественность сюжета и текстов Воланда и Мастера свидетельствует об обратном. Кроме того, Воланд явно подготавливает Бездомного к встрече с Мастером. Без такой подготовки Бездомный бы просто принял мастера за шизофреника. Слуги Воланда безошибочно находят любовницу Мастера в Москве. Интересное совпадение получается. Все следы ведут к мастеру, а воланд его не знает!
Маргарита окончательно и бесповоротно становится подданной Воланда –ведьмой, короллевой бала. При этом искушают её именно любовью к Мастеру, о чём прекрасно известно и Воланду и свите. Однако формально Воланд нигде не руководит действиями Маргариты – она всё делает сама, по своему желанию. Вплоть до освобождения Мастера и знакомства Воланда с романом.(Замечу что, если роман продиктован Воландом, то понятно, почему эта рукопись не сгорела).
Однако, несмотря на своё всесилие, Воланд не может решить судьбу Мастера – не в его это власти. Роман Мастера и его жизнь отправляются на Суд.
-….Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд, не отрываясь, смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.
Замечу, что Воланд «при параде». Он ждёт решения Суда, ждёт и смотрит на импровизированные часы Ждёт, так сказать «у дверей суда», где ему, по-видимому, делать нечего. но приговор для Воланда важен, только неизвестность судьбы Мастера удерживает его в Москве. Как только посланец Левий доставляет ему приговор, он тут же собирается в путь. Битва с ангелами, на этот раз, выиграна Воландом и ему пора приводить приговор в исполнение.
Замечу, что о Боге напрямую в романе Булгакова почти ничего не говорится, в отличие от дьявола. Однако по некоторым эпизодам, присутствие Бога видно. Воланд не может ничего решать кардинально «без одобрения сверху» . Фриду, он конечно простил, но только в смысле наказания, которое по-видимому сам и назначил уже внутри своих владений. По сути она так и остаётся в тюрьме, но ей слегка меняют режим содержания.
Иешуа, как и Свет вообще, стоят выше Воланда. Ему доступна только пикировка с Левием, не больше.
Крёстное знамение имеет влияние на дьявольщину: и шляпа превращается в котёнка и Азазелло гролзится отрезать руку женщине, которая собирается перекреститься. Ему это движение явно неприятно и может быть даже опасно, иначе, зачем угрожать.
При этом воланд изо всех сил старается игнорировать существование Света, то есть именно то, в чём сам Воланд обвиняет Левия.
Каковы результаты визита Воланда? Вначале бурная общественная реакция переходит в абсурд (аресты котов) и забывается. Это лишний раз доказывает, что встреча Воланда и москвичей была более нужна только Воланду и отвечала его скрытым внутренним потребностям. Её влияние на горожан его не интересовали.
А вот встреча с Мастером принесла вполне реальные плоды: Воланд получил две души, получил разрешение на их вывоз, и определил на место отбывания приговора, в Покое. При этом Мастер оставил ученика, с которым поддерживается связь. А значит и новые творения Воланда попадут в мир.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также через всю книгу проходит идея подлинной ценности истинного искусства.
«Мастер и Маргарита» по композиции представляет собой роман в романе. Две истории, рассказанные автором, развиваются как бы параллельно друг другу, не соприкасаясь ни персонажами, ни идейным пафосом. Но это только видимость, на самом деле образы Мастера и Иешуа Ганоцри имеют много общего. И тем не менее, московскую историю и переработанный Булгаковым Новый завет можно отделить друг от друга без ущерба для художественной канвы произведения. Таким образом, роман о похождениях Воланда в Москве имеет свою сюжетную и композиционную структуру.
Глава «Великий бал у сатаны» является кульминацией романа. Это решающий момент в развитии характеров персонажей (Маргарита, Воланд). В этом эпизоде решается проблема милосердия, которая связана в романе с образом Маргариты. Даже став ведьмой, эта героиня не теряет самых светлых человеческих качеств. Ещё до бала, когда она крушит дом Драмлита, Маргарита видит в одной из комнат испуганного мальчика и прекращает разгром. На балу героиня также проявляет великодушие. Услышав от Бегемота историю Фриды, которая убила своего ребёнка потому, что ей нечем было его кормить, Маргарита спрашивает, что стало с тем, кто соблазнил несчастную. Она решает помочь Фриде – избавить её от вечной пытки. И после бала выполняет своё обещание.
Глава начинается с подготовки Маргариты к балу, где она должна быть королевой. Её омывают кровью, розовым маслом и одевают в туфельки из лепестков роз. На шею одевают тяжёлый медальон с изображением пуделя: «Это украшение чрезвычайно обременило королеву.

Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло её согнуться». Маргарита трижды появляется на бале: первый раз, чтобы поприветствовать гостей; второй, чтобы они не «почувствовали себя брошенными»; и в третий — при выходе Воланда.

Главными действующими лицами эпизода являются Маргарита и Воланд. Однако, практически всё действие сконцентрировано вокруг Маргариты. Очень часто бал показывается её глазами: «улетая, Маргарита видела…», «Маргарита попробовала оглядеться…», «Маргарита перестала видеть то, что происходит в швейцарской…». Работа королевы оказалась нелёгкой, но героиня с честью выдерживает все испытания, так как от этого зависит судьба Мастера. А ведь ради любви, как уже понятно, она способна на всё.
Воланд появляется в самом конце бала. Он демонстрирует перед гостями и, в том числе, перед королевой свою силу. Выпивает из недавно живой головы Берлиоза ещё горячую кровь барона Мигеля, шпиона и наушника, и его наряд преображается: «Исчезла заплатанная рубаха и истоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то чёрной хламиде со стальной шпагой на бедре». Таким образом, подчёркивается мысль о том, что дьявол живет, пока есть грешники, так как именно кровью преступника и напился Воланд. Неслучайно поэтому он говорит: «Я пью ваше здоровье, господа!»
Эта фраза звучит одновременно и как тост, и как проклятие. После того как глоток сделала и Маргарита, гости рассыпаются в прах…
Очень помог Маргарите на бале Бегемот. Он подготавливал её к выходу, развлекал во время скучной церемонии приветствия рассказами о прегрешениях гостей и вообще направлял и подбадривал. А если бы не Коровьев, то королева никогда не узнала бы историю Фриды. Интересен вопрос, почему именно ей захотела помочь Маргарита? Скорее всего потому, что Маргарита посчитала Фриду виноватой лишь отчасти, так как ее преступление было совершено от отчаяния. Маргарита пожалела девушку.
В эпизоде «Великий бал у сатаны» Булгаковым воспроизводится современный вариант фольклорного мотива бала сатаны, который встречается во многих сюжета (Гоголь, Фауст и другие). Время и пространство во время этого действия очень условны: начинается бал с первым ударом часов, а заканчивается с последним; маленькая квартира превращается в огромную залу, в которую, тем не менее. можно попасть через входную дверь. Среди фонтанов, бьющих шампанским, неожиданно появляется образ адских топок: «…она летала над стеклянным полом с горящими под ним адскими топками и мечущимися между ними дьявольскими белыми поварами». Это является как бы ещё одним напоминанием, в честь кого и кем устроен бал.
НеСмотря на силу, которую демонстрирует сатана, его власть иллюзорна. Он ведает только смертью и грехом, на его бале, кроме Маргариты, нет ни одного живого человека. Всё великолепие происходящего превратилось в прах: «Тление на глазах Маргариты охватило зал, над ним потёк запах склепа». В этих последних словах отчётливо звучит голос автора.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Вариант № 2.

Часть А. В вопросах 1-9 даны четыре варианта ответа, один — правильный.
1. Откуда покидает Москву Воланд со своей свитой?
а) с Воробьёвых гор;
б) с Патриарших прудов;
в) с Садовой;
г) из дома Грибоедова.
2. В какой город был отправлен Стёпа Лиходеев?
а) в Ленинград;
б) в Киев;
в) в Ялту;
г) в Ростов.
3. Где Иван Бездомный встретился с мастером?
а) на Патриарших прудах;
б) в сумасшедшем доме;
в) в Варьете;
г) в «нехорошей квартире»
4. Под каким псевдонимом писал Иван Понырев?
а) Несчастливцев;
б) Бесконвойный;
в) Бесприютный;
г) Бездомный.
5. Что, по мнению Воланда, испортило москвичей?
а) деньги;
б) квартирный вопрос;
в) золото.
6. На чём летала Маргарита?
а) на ступе;
б) на метле;
в) на щётке;
г) на ковре-самолёте.
7. Что подарил Воланд на память Маргарите?
а) рубиновый перстень;
б) жёлтую розу;
в) бриллиантовое колье;
г) золотую подкову.
8. О ком идёт речь: «…скучная женщина обожает балы, всё мечтает пожаловаться на свой платок»?
а) Аннушка;
б) Низа;
в) Фрида;
г) Гелла.
9. Пейзаж какого города описан здесь: «Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись…, стояла в небе разноцветная радуга… На высоте, на холме, между рощами виднелись три тёмных силуэта. Воланд, Коровьев и Бегемот сидели на чёрных конях в сёдлах, глядя на раскинувшийся за рекой город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращённых на запад, на пряничные башни Девичьего монастыря»?
а) Киев;
б) Ялта;
в) Москва;
г) Ершалаим.
Часть В.
Прочитайте фрагмент произведения и заполните пропуски в нем.
Однако, получив свободу на целых три дня, из всей этой роскошной квартиры … выбрала далеко не самое лучшее место. Напившись чаю, она ушла в темную, без окон, комнату, где хранились чемоданы и разное старье в двух больших шкафах. Присев на корточки, она открыла нижний ящик первого из них и из-под груды шелковых обрезков достала то единственно ценное, что имела в жизни. В руках … оказался старый … коричневой кожи, в котором была ………, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги ……… и …… в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем.
Часть С.
Дайте полный развернутый ответ на вопросы.
1. Какие сказочные мотивы обнаруживаются в романе? Какова их художественная функция?
2. Один из критиков булгаковского романа, К. Икрамов, писал: «Иешуа Га-Ноцри интересует мастера меньше, нежели Пилат, сын короля-звездочета, еще меньше интереса вызывает в Булгакове философия добра, в ней реальный автор реального романа изверился прежде всех… Иешуа, как и мастер, прежде всего, спасает сильных мира сего, прежде всего — палачей». Согласны ли вы с такой точкой зрения? Какой персонаж, с вашей точки зрения, вызывает наибольший интерес мастера? А Булгакова?

Добавить комментарий

Закрыть меню