Война и мир прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев является известным и одним из виднейших композиторов двадцатого века. Сергей Сергеевич народный артист РСФСР, данное почетное звание было присвоено ему в 1947 году. Данные биографии рассказывают нам, что мать будущего пианиста и дирижера, отмеченного множеством государственных премий (в их числе Ленинская и шесть Сталинских), была из рода крепостных и хорошо владела пианино. Мальчику же любовь к данному инструменту была привита ещё в раннем детстве. Уже в возрасте пяти лет Прокофьев начал заниматься музыкой, уже в то время было замечено стремление ребенка к сочинительству. Мать записывала его ранние произведения. К десятилетнему возрасту на счету у юного композитора было уже две оперы – «Великан» и «На пустынных островах». Будущий народный артист получил отличное музыкальное образование, дважды закончив Петербуржскую консерваторию. В 1909 году, а качестве композитора, а в 1914 пианиста. За время обучение в консерватории был учеником таких известных преподавателей как Римский-Корсаков, А.К. Лядов, А.Н Есипова, за время учебы Прокофьев подружился с композитором Николаем Мясковским. Даже по окончанию консерватории, композитор продолжал изучение органа вплоть до 1917 года.

Грандиозная опера «Война и мир» Сергея Прокофьева была написана по одноименному роману Л.Н. Толстого в 1943 году и являлась важнейшим произведением военного периода. Произведение создавалось в течение двенадцати долгих лет. Конечно же, большая часть была создана практически за срок в несколько месяцев, а в дальнейшем дополнялось, расширялось и редактировалось. Опера делится на тринадцать лирических и драматических сцен, состоит из двух частей, а количество действующих превышает семьдесят человек, не считая второстепенных персонажей и хор, который периодически появляется на сцене. Данная опера является грандиозным историческим холстом, на котором отображены 7 картин «мира» и 6 картин «войны». Первое концертное исполнение произведение пережило 7 июня 1945 года, первое сценическое на год позже на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Возможность прослушать данное величественное произведение, шедевр российской оперы предоставляет совершенно бесплатно сайт клуба «Орфей.

Опера начинается тем, что в усадьбу Ростовых приехал погостить князь Андрей Болконский, которому попросту нужен отдых. В первой картине автор знакомит нас с обстоятельствами, при которых князь влюбляется в Наташу Ростову. Болконский слышит, как поёт девушка теплой майской ночью у себя в комнате, ее песня – олицетворение чистоты и невинности девушки. Слушая пение, князь влюбляется вслепую

Во второй картине мы знакомимся с другом Болконского – Пьером Безуховым, товарищи вместе приезжают на бал в аристократическом доме, на который помимо Наташи приглашен и царь. После того, как царь покинул мероприятие гости, словно духом воспряли и в воздухе перестала витать напряженность. Безухов предлагает Болконскому пригласить Наташу на танец, пока они танцуют, голова Пьера занята мыслями о возможном счастье с Наташей. Мысли прерывает отец девушки, который приглашает Пьера к себе.

Действия третьей картины происходят более года спустя. Наташа уже является невестой Андрея, а тот в свою очередь отъехал на год за границу. Наташа вместе с графом Ростовым приезжает к старому графу Болконскому, тот отказывается их принимать, считая, что Ростовы в подмётки не годятся их семье.

Четвертая картина описывает знакомство в салоне жены Безухова Наташи с Анатолем Курагиным, Курагин предлагает девушке ее похитить и вырвать тем самым из узла скучного семейного досуга.

Пятая картина посвящена обсуждению плана похищения девушки.

Шестая картина повествует об ожидании Наташей Анатоля, который намерен ее увезти, однако появляется Пьер, который информирует Наташу, что Анатоль женат и побег с ним принесет девушке лишь стыд.

В седьмой картине Пьер собирает дома гостей и выговаривает Курагину за его нечеловеческое отношение к Наташе, заставляет Курагина покинуть Москву. Тем временем Наполеон стягивает свои войска к российской границе.

Восьмая картина иллюстрирует привал русских войск под Бородино и начало Бородинской битвы.

Картина девятая. Описание штаб-квартиры Наполеона, уничтожение французского знамя взрывом гранаты.

В десятой картине описано стремление Кутузова уйти в полное отступление.

В одиннадцатой картине Пьер вынашивает план по убийству Бонапарта, чьи солдаты уже разгуливают по улицам Москвы.

Жители начинают поджигать свои дома, Пьер оказывается в группе случайно арестованных людей. Наполеон наблюдает за горящей Москвой пораженный самоотверженностью ее жителей.

Двенадцатая картина. Князь Андрей смертельно ранен и в бреду видит Наташу и слышит ее голос, так же как и в ту майскую ночь. Но бред становится действительностью, ведь Андрей умирает у Наташи на руках.

В тринадцатой картине французы отступают к Смоленску, туда же гонят и пленных. В их числе Пьер и больной Платон Каратаев, он не может идти, и французский солдат добивает его выстрелом в упор. Русские партизаны освобождают колонну. Народ ликует и приветствует Кутузова.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 23 августа 2015; проверки требует .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 23 августа 2015; проверки требует .

«Война́ и мир» — опера Сергея Прокофьева, в тринадцати картинах с хоровым прологом, на либретто композитора и Миры Мендельсон по одноимённому романуЛьва Толстого.

Замысел создания оперы на этот сюжет появился у Прокофьева по-видимому очень рано. Первая жена композитора Лина Ивановна Прокофьева писала:

. Существует также важное свидетельство второй жены, Миры Мендельсон-Прокофьевой:

Таким образом, первые рукописи, относящиеся к опере, появились весной 1941 года. Начало Великой отечественной войны побудило композитора отложить все прочие работы и вплотную заняться осуществлением именно этого замысла. Уже к 13 апреля 1942 года был полностью готов клавир оперы в первом варианте, включавший в себя 11 картин.

В клавире опера была отослана в Комитет по делам искусств, сопровожденная письмом на имя М.Б.Храпченко. В ответном письме содержалась высокая оценка лирических картин и пожелания доработок. В частности, предлагалось подумать об усилении драматической и героической линии, а также высказывались сомнения в уместности начала оперы с лирической картины. Пересмотр оперы происходил до ноября 1942 года. В этой версии, в частности, был введен Эпиграф. В работе принимал участие С. Эйзенштейн, предложивший некоторые улучшения. В конце ноября Прокофьев в Москве на прослушивании оперы встретился с дирижёром С. Самосудом, который также предложил внести ряд исправлений, которые композитор учёл. В новом варианте клавир оперы впервые был издан с помощью стеклографа. По воспоминаниям Самосуда композитор предполагал привлечь Эйзенштейна (с которым он уже плодотворно работал при написании музыки к фильму «Александр Невский») к постановке своей оперы ещё в период работы над «Семёном Котко», однако в связи с занятостью режиссёра этим планам не удалось осуществиться. По словам Самосуда: «Обдумывая постановку, Эйзенштейн стал даже делать зарисовки-эскизы планировки, пространственного, цветового решения отдельных эпизодов „Войны и мира“ (в его архиве сохранилось свыше десятка таких набросков). Начал говорить он и о возможных доработках, переакцентировках в построении либретто…». Однако позже в связи загруженностью Эйзенштейна и его болезнью осуществить совместную театральную постановку им не удалось. По мнению дирижёра опера Прокофьева во всём своём масштабе может быть по-настоящему раскрыта и донесена до слушателя-зрителя не столько театральными средствами, сколько кинематографическими: «Убеждён, что если бы Эйзенштейну удалось свершить задуманную им постановку „Войны в мира“» в театре, то этот спектакль стал бы для него лишь эскизам к будущей киноопере „Война и мир“».

Намеченная постановка оперы в Большом театре не состоялась в связи с уходом из театра С. Самосуда. Однако работа композитора над оперой продолжалась и дирижёр настойчиво продвигал оперу на сцену. 7 июня 1945 года состоялось концертное исполнение оперы в Большом зале консерватории в Москве. Вскоре Самосуд был назначен художественным руководителем Ленинградского Малого оперного театра (МАЛЕГОТа) и смог, наконец, приступить вплотную к постановке «Войны и мира». Именно тогда возникла идея двухвечернего спектакля. Для новой постановки Прокофьев расширил план оперы, в частности добавив ещё две картины — «Бал у Екатерининского вельможи» и «Военный совет в Филях». Премьера первой части оперы (с присоединенной к ней картиной «Перед Бородинским сражением») состоялась 12 июня 1946 года (Режиссёром этой постановки был молодой Борис Покровский). Вторую часть (по воспоминаниям С. Самосуда) предполагалось показать в следующем сезоне. Тем не менее полную постановку на сцене МАЛЕГОТа осуществить не удалось, этому помешали процессы, связанные с выходом в свет печально знаменитого Постановления об опере «Великая дружба» Мурадели. Самосуд вспоминал, что «…Осенью 1948 года Малый оперный театр сделал новую попытку довести спектакль до зрителя» . Был организован новый закрытый просмотр с последующим обсуждением. К сожалению, несмотря на выступления в пользу оперы (в частности, Д. Кабалевского), опера в двухвечернем варианте принята к постановке не была. Было высказано предложение попытаться объединить обе части оперы в одну, сделав максимальные купюры в отношении всего, что вызывало возражения.

Прокофьев пошёл на уступки и разметил возможные сокращения. Этот список купюр вошёл позднее в авторское примечание к клавиру оперы.

Однако

Вплоть до 1952 года Прокофьев продолжал работать над произведением, вставляя, заменяя и редактируя отдельные эпизоды оперы. Тем не менее окончательной постановки оперы в театре ему увидеть не удалось. Полная постановка оперы была осуществлена на сцене МАЛЕГОТа в 1955 году и на сцене Большого театра в 1959 году. Таким образом, работа над оперой в общей сложности заняла у Прокофьева времени больше, чем любое другое его произведение.

Либретто сделано самим композитором в содружестве с Мирой Мендельсон на основе романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». В работе над оперой был использован широкий круг источников. По воспоминаниям Миры Мендельсон-Прокофьевой:

Важной задачей стало максимально широкое отображение проблематики романа в музыке оперы, в связи с чем опера также разрастается до огромных размеров (не случайно Прокофьев предполагал возможность исполнения оперы в два вечера). Либретто имеет свойство «фрагментарности», то есть события, происходящие между картинами часто не показаны, они домысливаются на основе реплик действующих лиц — это дает возможность сделать широкий охват исторического контекста и усиливает эпическое звучание оперы. Характерной особенностью либретто также стало присутствие большого количества эпизодических действующих лиц, заимствованных из романа, в том числе людей, имевших реальные исторические прототипы — Наполеон, император Александр I, фельдмаршал Кутузов и др.

При создании либретто Прокофьев ставил специальную художественную задачу как можно более точного приближения художественного мира оперы к первоисточнику — роману Толстого. Поэтому либретто было написано в прозе с включением многих фрагментов прямой речи, заимствованных непосредственно из романа.

Кроме романа Толстого в обработке Прокофьева, в опере использованы также подлинные тексты авторов XVIII и XIX века: в первой картине оперы фрагмент из стихотворения В. Жуковского «Вечер (Элегия)» («Ручей, виющийся по светлому песку»); во второй картине оперы фрагмент из «Оды на день восшествия на престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1748 года» М. Ломоносова («Да движутся светила стройно»), а также фрагмент стихотворения К. Батюшкова «Веселый час» («Вы ль, други милые, со мною»). Фрагмент из литературных дневников Дениса Давыдова вместе цитатами из романа Толстого частично вошёл в текст Эпиграфа.

Князь Андрей Николаевич Болконский гостит в имении графа Ростова, он полон безрадостных размышлений о настоящем и будущем. Внезапно он слышит пение и диалог Наташи Ростовой и Сони в верхних покоях. Это отвлекает его от печальных раздумий. Наташа взволнована красотой весенней ночи, её слова трогают князя Андрея и настраивают его размышления на более светлый лад.

Великосветский бал у Екатерининского вельможи. Съезжаются приглашённые. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой-красавицей Элен, её брат Анатоль Курагин. Танцы и веселье в разгаре, Наташа Ростова впервые на большом балу — она хочет танцевать, чтобы показать себя. Пьер Безухов подводит её к Андрею Болконскому, который приглашает её на тур вальса. Наташа счастлива, Андрей очарован ею.

Андрей сделал Наташе предложение, теперь она должна познакомиться с родными жениха. Однако старый князь оскорблен помолвкой своего сына с Наташей, он считает это недостойным для своего сына и отказывается принять гостей. Встревоженный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Между ними идет натянутая беседа. Входит старик Болконский. Он резок со своей дочерью и с Наташей, оскорбляя её. Наташа кидается к вернувшемуся отцу, умоляя забрать её. Княжна Марья пытается заговорить о князе Андрее, но диалог не получается.

Бал у Элен Безуховой. Анатоль Курагин признается Наташе в любви, пытаясь соблазнить её. Наташа растеряна и смущена, она не в силах разобраться в охвативших её чувствах, ей кажется, что она любит Анатоля.

Кабинет Долохова. Друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.

Наташа ожидает Курагина. Соня выдала тайну побега Ахросимовой. Едва появившись, Анатоль видит ситуацию и исчезает. Ахросимова выговаривает Наташе, которая находится в состоянии отчаянья. Пьер Безухов сообщает, что Анатоль не мог быть её женихом, он женат. Пытаясь утешить Наташу, Пьер нечаянно выдает ей свои собственные чувства. Однако она оглушена услышанным, ей кажется, что жить не имеет смысла и она пытается покончить с собой.

После посещения Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.

На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своём плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздаётся гром первых выстрелов — начинается Бородинское сражение.

Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.

Военный совет русского командования в Филях. Кутузов призывает решить вопрос — рисковать ли потерей армии в сражении под Москвой или оставить город без боя. Выслушав генералов, фельдмаршал даёт приказ об отступлении. Все расходятся. Кутузов остаётся один, погруженный в раздумье о судьбе Родины.

Пожар на улицах Москвы. Армия разбрелась по домам, охваченная азартом грабежа. С гневом наблюдают оставшиеся москвичи за разбоем французов.

Темная изба. Тяжело раненый князь Андрей лежит в бреду. В его болезненно возбуждённом сознании бессвязно чередуются кошмары, воспоминания о минувших днях и мучительное предчувствие приближающейся смерти. Он многое увидел иначе, ему хочется вернуть прошлое и снова увидеть Наташу. В дверях показывается она. В момент просветления его сознания она бросается к князю Андрею и молит простить её за все страдания, которые причинила ему. Князь Андрей успокоен, он погружается в воспоминание о музыке вальса, который когда-то танцевал с ней. Однако тихий покой снова прерывается болью и мучительным, смертным бредом…

Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После короткого боя они собираются вокруг освобождённых пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом.

Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъём.

Война и мир (опера)

Подробности Родительская категория: Опера, балет

Сергей Прокофьев

Либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой (по одноименному роману Толстого). Премьера состоялась в Ленинграде, в Малом оперном театре, 12 июня 1946 г

Хоровой эпиграф. Эпиграф, в котором использованы подлинные слова Л. Толстого и Д. Давыдова, вводит в ат-мосферу Отечественной войны 1812 года, когда «дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и вели-чественной силой» и разбила нашествие «двунадесяти язы-ков Европы», изгнав оккупантов с русской земли.
Картина первая. Сад и дом в имении Ростовых Отрад-ном. Лунная ночь. Князь Андрей, случайно оставшийся ноче¬вать в этом малознакомом доме, читает у окна. Он вспоминает, как ехал сюда лесом и наблюдал картину пробуждения природы. Но он скептически смотрит на «весну, любовь и сча¬стье» — после тяжелых личных переживаний он потерял веру в жизнь.
Вдруг из окна второго этажа слышатся девичьи голо¬са. Наташа любуется красотой весенней ночи; от восторга ей хочется полететь на небо.
Князь Андрей узнает в Наташе тоненькую черноволо¬сую девочку, которую он встретил в парке Отрадного. «В ней есть что-то совсем, совсем особенное, в этой девочке, кото¬рая хотела улететь на небо…» —говорит он, с изумлением чувствуя, как в его сердце поднялось «беспричинное, весен¬нее чувство радости и обновления». «Нет, жизнь не кончена в 31 год, она не пройдет напрасно. Нужно верить всей душой в возможность счастья. Нужно верить в весну и в радость, чтобы стать счастливым!»
Картина вторая. Новогодний бал у екатерининского вельможи. Поет крепостной хор. Съезжаются госта Прибы¬вает царь Александр I.
Полонез сменяется мазуркой, затем объявляют вальс, а Наташу, впервые попавшую на настоящий бал, все еще никто не пригласил танцевать. Она готова заплакать. Но вот Пьер Безухов подводит к Ростовым Андрея Болконского. Князь приглашает Наташу на вальс. Девушка охвачена чув- ством счастья и полноты жизни. Князь Андрей вспоминает ту поэтичную весеннюю ночь, когда он нечаянно подслушал девичьи мечты.
Граф Ростов приглашает его В гости.
Картина третья. Прошло больше года. Наташа — уже давно невеста князя Андрея, но он, повинуясь воле отца, должен был на год уехать за границу.
Решив познакомиться поближе с будущими родствен¬никами, граф Ростов с Наташей наносят визит Болконским. Но строптивый старик не велел слугам принимать Ростовых. В доме — переполох. Желая загладить неловкость, к гостям выбегает перепуганная княжна Марья, сестра Андрея Граф Ростов на время уходит, оставив Наташу. Девушки не зна¬ют, о чем говорить.
Вдруг в распахнувшейся двери появляется фигура ста¬рика в халате и колпаке. Это — князь Болконский. Оглядев Наташу с ног до головы и отпустив несколько язвительных замечаний, он уходит. Девушка оскорблена. Она всей душой стремится к князю Андрею, но ее внезапно охватывает страх перед будущим. Возвращается отец, и Ростовы покидают не¬гостеприимный дом.
Картина четвертая. Бал у Элен Безуховой. В диван¬ную, отделенную аркой от зала, где происходят танцы, кра¬савица приводит Наташу и, пересыпая свою речь компли¬ментами, рассказывает девушке о любви к ней своего брата Анатоля. Наташа смущена. Элен ловко уводит подошедше¬го графа Ростова, и перед Наташей появляется Анатоль, который поражает ее своими самоуверенно-страстными ре¬чами. Он вручает Наташе письмо, предлагает бежать с ним, чтобы тайно обвенчаться, и целует ее.
Оставшись одна, Наташа не может разобраться в потоке нахлынувших на нее чувств. «Как близок, как страшно близок вдруг стал мне этот человек»… Вошедшая Соня пытается образумить и предостеречь кузину. Граф Ростов при¬ходит за девушками: пора домой.
Картина пятая. Кабинет Долохова. Анатоль, развалясь на диване, мечтает о Наташе; Долохов деловито подсчитыва¬ет пачки денег. Все готово для побега.
Это Долохов написал за Анатоля любовное письмо, до¬стал деньги и заграничный паспорт, нашел попа-расстригу, го¬тового обвенчать беглецов. Но он все же пытается в последний раз отговорить друга от его рискованной затеи. Анатоль и слу¬шать не хочет. Входит ямщик Балага — удалая, разбойная на¬тура. Его угощают винок. У цыганки Матреши забирают пода¬ренный ей соболий салоп, чтобы было в чем увозить Наташу.
Анатоль, наполнив бокалы, прощается с друзьями.
Картина шестая. Комната в доме Ахросимовой, у которой оставил Наташу и Соню граф Ростов, вынужденный уехать из Москвы по делам имения. Вечер.
Горничная Дуняша предупреждает Наташу, что Соня рассказала Марье Дмитриевне о предстоящем побеге. На- ташаневерит.
Через дверь веранды из сада тихо входит Анатоль. Ему преграждает дорогу лакей Гаврила. В саду слышен тревомг ный крик Долохова. Появившаяся Наташа видит убегающей) от лакеев Анатоля.
Входит разъяренная Ахросимова и резко отчитывает Наташу. В своем отчаянии девушка словно замерла, застыла. Ей кажется, что все кругом — ее враги, ненавидят и прези¬рают ее. С возгласом «Оставьте! Оставьте!» Наташа убегает.
Ахросимова не успевает выйтй за нею следом, как ла¬кей докладывает о приходе Пьера Безухова. Марья Дмитри¬евна рассказывает Пьеру о разыгравшейся драме, о неблаго¬видной роли Элен. Она просит устроить, чтобы Курагин уехал из Москвы, «иначе быть скандалу и дуэли».
Оставшись один, потрясенный Пьер не может осознать, как могло случиться такое с «прежде милой Наташей Рос¬товой», которая всегда была так дорога ему.
Внезапно входит Наташа; В сердце ее—ужас и отча¬яние, но она хочет, чтобы Пьер подтвердил или развеял со¬общение Марьи Дмитриевны о том, что Анатоль женат. Пьер подтверждает и, охваченный жалостью при виде ее горя, обращается к ней со словами утешения и нежной дружбы. Наташу мучит зло, которое она причинила князю Андрею, она горячо молит о прощении. «Я все скажу ему»,— говорит растроганный Пьер и, в горячем душевном порыве, забыва¬ется и пылко признается девушке в своей любви. Спохва¬тившись, Пьер быстро уходит. Наташа остается одна, по- прежнему погруженная в свое горе..
Картина седьмая. Кабинет в доме Пьера; У Элен гос¬ти. Пустая светская болтовня смолкает, когда в кабинет врывается распаленный гневом Пьер. Все уходят, кроме Анатоля, которого Пьер останавливает.
Испуганный яростью Пьера, Анатоль возвращает письма Наташи и соглашается уехать из Москвы. Послед¬нее требование — молчать обо всем, что было, поберечь ре¬путацию девушки. Здесь речь Пьера становится мягкой, умоляющей.
Анатоль уходит, приободрившись. «О, подлая, бессер¬дечная порода!» — бросает Пьер ему вслед.
Оставшись один, Пьер предается мыслям о своей жиз¬ни, о мучительных поисках счастья. Внезапно входит Де¬нисов с сообщением, что Наполеон стянул войска к русской границе.
«Война?» —спрашивает Пьер.
«Похоже, что война»,— отвечает Денисов.
Картина восьмая. Бородинское поле перед сраже¬нием. Ополченцы строят бастион. Два офицера, разыски¬вающие Кутузова, встречаются и знакомятся. Это — князь Андрей Болконский и подполковник Василий Денисов. Последний с увлечением рассказывает о проекте партизан¬ской войны, с которым он пришел к главнокомандующему Встреча с Денисовым, о котором князь Андрей слышал в доме Ростовых, болезненно отозвалась в его сердце, на¬помнив недавно пережитую душевную драму. Он отдает¬ся воспоминаниям о Наташе, о счастье и горе, которые она ему принесла.
Приехал Пьер Безухов, чтобы видеть сражение. Анд¬рей встречает друга холодновато — ему не хочется разго¬воров о Наташе.

В этот момент мимо бастиона проходят два немецких генерала, которые ведут пустые и выспренние рассуждения о войне. Возмущенный князь Андрей горячо говорит о предстоящей великой битве. И словно в ответ на его патриотическую речь, мощное «ура» перекатывается по полю: войска увидели фельдмаршала Кутузова.
Князь Андрей должен идти, но, задержавшись на ми¬нуту, обнимает Пьера и, ни к кому не обращаясь, замечает: «А ежели надо умереть.- я сделаю это не хуже других».
Растроганный Пьер смотрит вслед другу: «Я знаю, это наше последнее свидание».
Крики «ура» приближаются, звучат солдатские песни. Появляется Кутузов, окруженный адъютантами и штабны¬ми офицерами. Его слова, обращенные к народу, выражают глубокую веру в него и восхищение таящимися в нем силами.
Фельдмаршал предлагает Болконскому остаться при штабе. Князь Андрей отказывается от почетного назначе¬ния: он привык к полку, полюбил людей и не хочет с ними расстаться.
Солдаты окружают бастион, занимают траншеи, слыщ. ны первые орудийные выстрелы. Бородинское сражение началось.
Картина девятая. Сидя в свой ставке на Шевардин- ском редуте, Наполеон в подзорную трубу следит за ходом сражения. Прислушиваясь к «музыке боя», император меч¬тает, как он войдет в древнюю столицу России, как ему при¬несут ключи от города. Но один за другим появляются по¬сланцы генералов и маршалов, требующих подкреплений. Наполеон начинает нервничать (отдает приказ дивизии Клапареда, потом сам же его отменяет). Им овладевает предчувствие приближающейся катастрофы…
К ногам императора падает ядро. Все замирают в ужасе. Наполеон ударом ноги откатьюает ядро; оно не разорвалось.
Картина десятая. В деревне Фили в просторной избе крестьянина Андрея Севастьянова состоялся исторический совет русского генералитета, решивший судьбу Москвы.
Начальник штаба Бенигсен ставит на обсуждение во¬енного совета вопрос: выгодней ли сразиться перед Моск¬вою или оставить столицу без боя? Его перебивает Кутузов, разъясняя генералам суть вопроса «Доколе существует ар¬мия, до тех пор сохраним и надежду счастливо завершить войну Но если уничтожится арзйия, то погибнут и Москва и Россия… Рисковать ли нам потерей армии и Москвы, приняв сражение с невыгодной позиции, или… отойти за Москву?»
Барклай де Толли считает позицию невыгодной для сражения и предлагает отступить. Ему возражает храбрый генерал Ермолов. «Позиция у Воробьевых гор невыгодна, но, зная, что значит Москва для народа, предлагаю сразиться в защиту Москвы».
Бенигсен замечает, что оставление столицы произведет неприятное впечатление на иностранные дворы, и тут же выдвигает план сражения. Ожесточенные споры полководцев заключаются взволнованной речью генерала Раевского, ко¬торый советует в первую очередь беречь войска и ради блага родины пожертвовать Москвой.
Возникшие разногласия должен примирить Кутузов. Ему принадлежит решающее слово. Фельдмаршал дает при¬каз оставить Москву без боя, но после ухода генералов за¬думывается: «Когда же, когда же решилось это страшное дело?» Он обращается мыслями к «матери русских городов», глубоко веря в несокрушимые силы народа и конечную по¬беду над оккупантами.
Маленькая девочка Малаша, сидевшая на печи во вре¬мя совета, слезает и подходит к фельдмаршалу. Старик лас¬ково гладит ее по голове. Слышится пение солдат:
С нашим Кутузовым, С нашим фельдмаршалом, В бой за отчизну, Смерть не страшна!
Картина одиннадцатая. Улица Москвы, занятой французами. Хмурый осенний день.
На углу улицы остановились скучающие французские офицеры Рамбаль и Бонна. Они обмениваются впечатления¬ми: «Москва пуста», «Император мрачен».
Появляются солдаты с награбленным имуществом Их провожают возмущенные возгласы москвичей. «Когда войско начинает грабить, нет больше войска»,— с грустью замечает Рамбаль. ,
В толпе показывается Пьер Безухов в кучерской одеж¬де — он остался в Москве, чтобы убить Наполеона. Его узна¬ют Дуняша и Мавра Кузьминична. Дуняша рассказывает, как Наташа при отъезде из Москвы заставила родителей бросить вещи и погрузить вместо них на подводы раненых, среди которых оказался князь Андрей. Пьер видит во встре¬че Наташи с раненым князем Андреем руку судьбы. Пряча под кафтаном заряженный пистолет, он уходит.
Вдали видны первые вспышки пожара. Проходит фран¬цузский продовольственный отряд, потрепанный партизана¬ми. Мародерам не удалось поживиться: крестьяне сжигают хлеб, избы, угоняют скот, а сами прячутся в лесах.
Появляется маршал Даву с адъютантами. Навстречу ему отряд французских солдат ведет группу пленных, сре¬ди которых Пьер. Эти люди обвинены в поджогах, и Даву приказывает расстрелять нескольких для острастки.
Пленный солдат Платон Каратаев берет на себя забо¬ту о Пьере, утешает и уговаривает его. После пережитого ужаса расправы над беззащитными мягкий голос Каратае¬ва воспринимается как голос совести народной, его извеч¬ной спокойной мудрости. Французы уводят пленных.
Пожар разгорается. Народ горюет о «матушке белока¬менной» Москве. Трое сумасшедших в развевающихся бе¬лых халатах выкрикивают духовный стих: «Трижды меня убили, трижды воскресили из мертвых!», словно выражая несокрушимую веру народа в бессмертие Москвы и России. Из горящего театра с воплями бегут французские актрисы в гриме и костюмах.
Через город проходит Наполеон. Он останавливается перед морем бушующего огня, пораженный невероятной си¬лой духа русских людей. Навстречу ему движется толпа моск¬вичей, которые несут тела расстрелянных. Над трупами без¬винно погибших русские люди в пылающей Москве дают клятву бороться до конца- с ненавистными пришельцами.
Картина двенадцатая. Темная изба в Мытищах, где остановились на ночлег Ростовы и едущие вместе с ними ра¬неные.
Ночь. Смертельно раненный князь Андрей погружен в состояние тяжелого томительного бреда. В минуты просвет¬ления он вспоминает о Москве, об отечестве, о своей любви к Наташе… «О, если бы возможно было увидеть ее!» — воскли¬цает князь Андрей. И, словно в ответ на его призыв, в дверях появляется робкая девичья фигура в белом. Это Наташа, ко¬торая, превозмогая страх, движимая любовью, жалостью и раскаянием, пришла к нему. Князь Андрей не помнит ниче¬го дурного: сердце его открыто сейчас только для любви. Они вспоминают прошлое и благодарят судьбу за эту встречу, которая воскресила их любовь.
Но силы оставляют раненого. Он снова начинает бредить, и Наташа с ужасом чувствует, как вместе с затихающим бре¬дом уходит жизнь любимого.
Картина тринадцатая. Зима. Лютая метель. По Смо¬ленской дороге идут на запад группы продрогших, измучен¬ных людей в лохмотьях. Это — остатки армии Наполеона, позорно бегущей из Москвы.
В конце французской колонны конвой ведет русских пленных. Больной Платон Каратаев тяжело опускается на землю: он не в силах идти. Пьер зовет на помощь, но его го* нят прочь. Колонна удаляется, а конвойный выстрелом из ружья убивает Платона.
В тот же миг раздается свист, и на дорогу высыпает партизанский отряд во главе с Василием Денисовым. Парти¬заны преследуют французов и, разбив их, освобождают пленных. С трудом узнает Денисов в оборванном, обросшем пленном графа Безухова. «Что с Москвой?» -г- спрашивает Последний. Денисов рассказывает всем об освобождении сто¬лицы.
Прибывает женский партизанский отряд старостихи Василисы, а затем регулярные войска, возглавляемые Ку¬тузовым. «Неприятель разбит-— говорит фельдмаршал, обращаясь к народу.—Спасена Россия!»

Лирические и драматические сиены в тринадцати картинах по роману Л. Толстого «Война и мир». Либретто Сергея Прокофьева и Миры Мендельсон-Прокофьевой.

Первое исполнение — концертное, 7 июня 1945 года. Первая постановка на сцене — 12 июня 1946 года в Ленинграде в Малом оперном театре.

Главные действующие лица: Князь Андрей Болконский — баритон (высокий); Наташа Ростова — лирико-драматическое сопрано; Соня — меццо-сопрано; Марья Дмитриевна Ахросимова — меццо-сопрано; Илья Андреевич Ростов — бас-баритон; Пьер Безухов — тенор; Анатоль Курагин — тенор; Элен Безухова — альт; Долохов — бас; Княжна Марья — меццо-сопрано; Князь Николай Андреевич Болконский — бас; Балага, кучер — бас; Цыганка Матреша — альт; Дуняша, горничная Ростовых — сопрано; Денисов — баритон; Матвеев — бас; Главнокомандующий Кутузов — бас; Наполеон — баритон; Ромбалль — бас; Боне, лейтенант — тенор; Платон Каратаев — тенор. Общее число действующих лиц этой оперы, состоящей из двух частей, превышает 70. Кроме того, на сцене появляется хор и целый ряд второстепенных персонажей.

Действие происходит в России.

Картина первая. Дом в усадьбе Ростовых. У них гостит князь Андрей Болконский. Он ищет отдыха и забвения. Теплой майской ночью, стоя у окна своей комнаты, князь Андрей слышит, как поет в своей комнате Наташа. Ее песня — исповедь чистой, неиспорченной души, отражающая невинные тайны девушки. Слушая пение Наташи, Андрей влюбляется в нее, еще не видя, не зная ее.

Картина вторая. Большой бал в аристократическом доме, куда приезжает и сам царь. На балу и Наташа: она впервые выезжает в свет. В присутствии царя все чрезвычайно сдержанны; с его уходом настроение танцующих сразу поднимается.

Появляется Пьер Безухов, всем известный «вольнодумец», и поведением, и одеждой резко отличающийся от своих аристократических друзей. С ним приехал и его друг, Андрей Болконский. Пьер замечает, что Наташа не танцует, и советует Андрею пригласить ее. Пока красавец Андрей танцует с Наташей, Пьер думает о том, как бы он мог быть счастлив с Наташей. Его задумчивость прерывает граф Ростов, отец Наташи, который приглашает Пьера посетить их.

Картина третья. Прошло больше года. Наташа уже давно невеста князя Андрея, но по требованию его отца свадьба отложена, а сам Андрей на год уехал за границу. Граф Ростов с Наташей приезжают к старому князю Болконскому, но тот не велит принимать их. Он считает, что ни по своему происхождению, ни по своему состоянию Ростовы не ровня их семье. Наташа глубоко оскорблена недоброжелательным приемом. Напрасно сестра Андрея, княжна Марья, пытается утешить оскорбленную до глубины души Наташу.

Картина четвертая. Салон жены Пьера Безухова, Элен. Элен, которой незнакомы глубокие чувства, сводит ничего не подозревающую Наташу со своим братом Анатолем Курагиным. Молодая девушка оказывается беззащитной против испытанных методов завоевания женских сердец. Курагин предлагает Наташе освободить ее из клетки скучного семейного круга, «похитив» ее, обещая ей любовь и счастье.

Картина пятая. Квартира Долохова, приятеля Анатоля Курагина. Обсуждается план похищения Наташи.

Картина шестая. В доме доброй знакомой Ростовых, старухи Ахросимовой, Наташа ждет Анатоля Курагина, который должен ее увезти. Однако вместо Анатоля появляется Пьер Безухов, узнавший о готовящемся похищении. Пьер сообщает Наташе, что Курагин уже женат и что побег принес бы ей не любовь и счастливое будущее, а стыд и гибель.

Картина седьмая. В доме Пьера собираются гости. Приходит и брат Элен Безуховой, Анатоль Курагин. Пьер строго выговаривает ему за его бездушие по отношению к Наташе и приказывает немедленно покинуть Москву.

Пьер остается один и предается мыслям о собственной судьбе, неудавшейся любви и бесплодно проходящей жизни.

Появление Денисова прерывает его раздумье. Денисов рассказывает Пьеру, что Наполеон стянул к русской границе огромную армию.

Картина восьмая. Стоянка русских войск под Бородином. Крестьяне и солдаты роют окопы, готовясь к предстоящей битве с наполеоновской армией. Князь Андрей Болконский вспоминает о Наташе, о своей любви к ней и горе, что она ему принесла.

Между окопами появляется Пьер. На нем нет военной формы, он в гражданской одежде и пришел сюда, чтобы быть свидетелем «битвы народов». Однако как он ни старается это скрыть, ясно, что он здесь не для того, чтобы просто «быть свидетелем». Пьер хочет стать участником сражения, от которого зависит судьба всей России.

Солдаты и крестьяне приветствуют главнокомандующего русской армии Кутузова. Начинается Бородинский бой.

Картина девятая. Штаб-квартира Наполеона. Император следит за сражением, гул которого доносится сюда. Но напрасно ждет он известий о победе: гонцы просят все новых и новых подкреплений.

Внезапно граната разрывает в клочья трехцветное французское знамя.

Картина десятая. Военный совет в Филях. Генералы обсуждают действия, которые должны последовать за Бородинским сражением. Кутузов непоколебимо настаивает на своем плане: полное отступление. Москву надо сдать противнику.

Картина одиннадцатая. Французские солдаты проходят по улицам Москвы. Они едва двигаются под яжестью награбленного добра. Сжав кулаки, смотрят на мародеров жители. Пьер смешивается с толпой. Душой его завладел план: убить Бонапарта. Во имя этого он готов отдать свою жизнь.

Жители поджигают свои дома. Французы арестовывают и уводят первых попавшихся им людей. Вместе с другими арестовывают и Пьера.

Пьеру удивительным образом удается избежать расстрела. Он попадает в толпу пленных, где встречается с простым русским солдатом, мужиком Платоном Каратаевым. Человечность, душевная теплота и простота Каратаева — качества, присущие страждущему, но все же героически борющемуся русскому народу.

Пленных уводят. Яростно бушует пожар. Появляются первые беглецы-французы — придворные актеры Наполеона.

Пораженный неожиданным оборотом событий, Наполеон смотрит на город, горящий, как факел. Такого самоотверженного сопротивления он не ожидал.

Картина двенадцатая. Далеко в тылу, в тесной крестьянской избе устроено нечто вроде маленького лазарета, в котором находится небольшая группа раненых. Среди них и потерявший сознание, бредящий князь Андрей. Он смертельно ранен. В бреду Андрею кажется, что он снова видит Наташу, слышит ее голос, как тогда, в майскую ночь, когда он невольно подслушал ее пение. Но видение становится действительностью. Перед Болконским стоит Наташа. Андрей умирает у нее на руках.

Картина тринадцатая. Разбитая французская армия отступает к Смоленску. Туда же гонят французы и пленных. С еди них Пьер и Каратаев. Больной Платон Каратаев не может дальше идти. Подскочивший к нему французский солдат стреляет в него в упор. Русские партизаны нападают на французскую колонну и освобождают пленных. Пьер узнает от Денисова, что его жена Элен умерла.

На сцене появляется Кутузов и объявляет собравшимся вокруг него солдатам и крестьянам радостную весть: армия Наполеона разгромлена, император французов покинул поле сражения побежденным.

Народ, ликуя, приветствует Кутузова и победоносное русское оружие.

ВОЙНА И МИР — опера С. Прокофьева в 5 д. (13 к.) с хоровым прологом, либретто композитора и М. Мендельсон-Прокофьевой по одноименному роману Л. Толстого. Первые исполнения 1-й редакции (концертные): Москва, 16 октября 1944 г., Ансамбль советской оперы ВТО (фрагменты, в сопровождении фортепиано); Москва, 7 июня 1945 г. (в сопровождении оркестра, под управлением С. Самосуда). Первые исполнения 2-й редакции: I ч. (1-8-я к.) — Ленинград, Малый оперный театр, 12 июня 1946 г., под управлением С. Самосуда; II ч. (9-13-я к.) — Ленинград, Малый оперный театр, 20 июля 1947 г. (генеральная репетиция); всей оперы (концертное) — 29 июня 1953 г., Ансамбль советской оперы ВТО (в сопровождении фортепиано); сокращенного варианта (в 11 к.) — Ленинград, Малый оперный театр, 31 марта 1955 г., под управлением Э. Грикурова; Киев, Театр им. Шевченко, 3 ноября 1956 г., под управлением А. Климова; полного варианта (все 13 к., но с купюрами) — Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 8 ноября 1957 г., под управлением А. Шавердова; Москва, Большой театр СССР, 15 декабря 1959 г., под управлением А.

Мелик-Пашаева (с прологом); полностью в виде дилогии (без купюр, но с перестановками) — Пермь, 5 ноября и 26 декабря 1982 г., под управлением В. Рылова.

Великая Отечественная война обусловила замысел и создание оперы, написанной в 1-й редакции (в 4 д., 10 к.) в течение зимы 1941-го и начала весны 1942 г. Однако первоначальная версия не удовлетворила автора, который осознал недостатки сценарной драматургии этого варианта, сосредоточенного на показе судьбы Наташи, хотя и понимал невозможность вместить роман в рамки либретто. Отсюда поиски более стройной и емкой драматургической формы, отбор эпизодов, необходимых для создания органичного целого. 2-я редакция была создана к 1946 г., однако некоторые изменения делались и в дальнейшем.

Прокофьев добивался, чтобы тема войны и патриотического подвига русского народа заняла в спектакле ведущее место. Так появилась во 2-й редакции сцена военного совета в Филях, затем ария Кутузова. Были расширены народные сцены, дописаны многие эпизоды. Замысел разросся до двух-вечернего представления. Ни над одним своим произведением композитор не работал с такой любовью, настойчиво добиваясь возможно более верной передачи идейного содержания великого романа. Прокофьев не увидел на сцене «Войну и мир» в полном объеме, хотя страстно к этому стремился. Незадолго до смерти он сделал сокращенную, одновечернюю редакцию оперы, впервые поставленную в Ленинграде (1955). Чтобы облегчить задачу театра, были исключены две картины. Однако впоследствии был найден способ преодоления трудностей, и опера исполняется в Большом и Мариинском театрах полностью.

«Война и мир» Прокофьева — произведение могучей силы и выразительности. Либретто основано на подлинном тексте романа, не подвергшемся стихотворной обработке. Композитор ставил перед собой задачу передать не столько слова, сколько интонацию речи героев Толстого. Декламационная выразительность речитатива достигает огромной силы.

Опера как бы делится на две части: мир — первые семь картин и война — последние шесть (образ ее впервые появляется в финале 7-й к., при известии о вторжении Наполеона). В этом построении Прокофьев следовал Толстому, хотя предчувствие неизбежности военного конфликта дано уже в первых «мирных» главах романа.

Драматическая инсценировка не может передать всего богатства тем, идей, образов книги, тем более такой гениальной и многоплановой, как эпопея Толстого. В центре событий первой половины оперы — история любви Наташи и князя Андрея, увлечения Наташи Анатолем. Эта существеннейшая сторона романа воплощена в музыке с потрясающей глубиной. Не менее глубоко и сильно выражена тема России, поднявшейся на борьбу с врагом. Прокофьев сумел передать коренное различие между высоким и одухотворенным патриотизмом, эпическим величием Кутузова и авантюризмом, истерически взвинченной бравадой Наполеона. В музыке большое место занимает нежная, поэтическая, задушевная лирика, носительницей которой является Наташа; образ ее в опере достойно продолжает традиции Глинки, Чайковского и в особенности Римского-Корсакова (трепетная нежность, хрупкость интонаций сближают ее со Снегурочкой). Однако в Наташе есть не только чистота и беззащитность, но и недетское мужество, сила воли, душевное благородство. Лирика — самое сильное качество образа героини. Атмосфера, окружающая ее, поэтична. Лирическая стихия достигает кульминации в гениальном вальсе, символизирующем расцвет любви девушки к князю Андрею. Вальс неразрывно связан в сознании Андрея с обликом Наташи. Проведение той же темы в сцене последней встречи умирающего князя с Наташей переключает лирику в драматический план.

Прокофьев — мастер лепки характеров, раскрытия образа через интонацию. Неповторимы речевые характеристики не только главных, но даже на мгновение появляющихся героев (старый князь Болконский). «Интонационная хватка» композитора убеждает в абсолютной жизненности каждого из персонажей. Широко применяя речитативно-декламационный принцип, Прокофьев использует ариозные построения и хоры. Его партитура, органически связанная с классической традицией, своеобразно ее переосмысляет. Речитатив обычно является признаком оперы драматической, ариозные закругленные формы скорее присущи лирической и эпической. Прокофьев сочетает эпическое, лирическое и драматическое начала, ариозность и декламационность. Многие эпизоды и целые страницы «Войны и мира» находятся на уровне высших достижений классического искусства. Такова, в частности, сцена предсмертного бреда Андрея Болконского (12-я к.), равных которой не много в мировой оперной литературе.

Опера Прокофьева завоевала горячую любовь отечественных и зарубежных слушателей. В 1953 г. она с большим успехом была впервые исполнена за рубежом — на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (на итальянском языке, с участием выдающихся певцов: Э. Бастьянини — Андрей Болконский, Ф. Корелли — Пьер Безухов), затем поставлена в Милане («Ла Скала»), Праге, Софии, Лейпциге, Нью-Йорке и многих других городах. Выдающиеся спектакли были осуществлены Б. Покровским в московском Большом театре (1959) и ленинградском Кировском (1977, под управлением Ю. Темирканова). Значительный резонанс имела постановка «Войны и мира» в Петербурге, в Мариинском театре, в 1991 г. (совместно с лондонским «Ковент-Гарденом», под управлением В. Гергиева) и в 2000-м (под управлением В. Гергиева, режиссура А. Кончаловского).

А. Гозенпуд

Добавить комментарий

Закрыть меню