Война и мир курагины

Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе Война и мир Толстого сочинение

Одним из ярких и показательных образов в романе «Война и мир» А.Н. Толстого является Анатоль Курагин. Герой романа хорош собой. Его внешность привлекательна тем, что Анатоль имеет высокий рост, хорошо сложен. Лицо его имеет правильные черты. Особо можно выделить красивые волосы, глаза, рот.

За внешним лоском скрывается откровенная глупость и неспособность жить самостоятельно, за свой счёт. Все расходы по содержанию Анатоля покрывал его отец князь Василий. Курагин-младший не стесняется просить деньги и у своей сестры Элен. А денег герою нужно много, потому что вся его жизнь проходит в развлечениях и увеселениях. Жить по-другому он не умел и не хотел. Для Анатоля существовало только две страсти: женщины и развлечения.

К женщинам он относится потребительски. Для него противоположный пол был красивыми игрушками, созданными для развлечения. Для обольщения молодых барышень Курагин не прикладывал практически никаких усилий. Взгляд его был отрешённым, всё в нём выказывало полное безразличие. Этого было достаточно для того, чтобы неопытные девушки обращали на него внимание. Иногда он пользовался и другими приёмами обольщения. Это хорошо видно на примере с Наташей Ростовой, которую Курагин смог увлечь собой.

Анатоль, получивший хорошее образование, тем не менее, не имеет никаких способностей. Он не преуспел ни в чём, кроме как в попойках и весёлом времяпровождении. Но настала тяжёлая година для Отечества и прожжённого мота и щёголя призвали в строй. Автор романа почти не даёт описания, как Анатоль вёл себя во время Бородинской битвы. Скорей всего герой воспринял службу в армии со всей присущей ему безразличностью. Известно только, что он был ранен, и ему ампутировали ногу. И это стало самым большим и страшным испытанием в его жизни.

С самого рождения Анатоль Курагин жил, не зная ни забот, ни хлопот. Он не имел никаких привязанностей, никого не любил. Даже друзья-приятели нужны ему были для того, чтобы весело провести время. И не ранение его покалечило. Его образ жизни сделал из него морального урода.

Вариант 2

Образ Анатоля Курагина не занимает основных, лидирующих мест в романе, он не глубок и не так интересен автору, да и самому читателю, но этот герой играет очень важную композиционную роль в романе, а также благодаря его присутствию наиболее глубоко раскрываются характеры остальных основных персонажей: Наташи, Пьера, Андрея и Сони.

О самом Курагине в романе сообщается совсем немного фактов, что подчеркивает не особую важность его как отдельного характера и образа. Это высокий, очень красивый и обаятельный молодой человек, умеющий очаровывать женщин с первого взгляда, и пользующийся этой своей способностью не для лучших целей. Толстой не погружает читателя в глубины души Курагина, но дает ему ту необходимую характеристику, которая позволяет понять каким собственно человеком он является и как эти его качества влияют на других персонажей.

Какую информацию дает Толстой об Анатоле? Прежде всего, это данные о его семье, по происхождению Анатоль принадлежит к знатному дворянскому роду, благодаря связям и средствам отца он получает образование за границей, но при этом автор подчеркивает, что особыми способностями и знаниями молодой Курагин не обладал. В семье он был не единственным ребенком, он имел брата Иполлита и сестру Елену, или как называли ее на французский манер, Элен. Она была женой Пьера, имела плохую репутацию и связи вне брака. Ходили слухи даже о ее любовных отношениях с братом Анатолем.

Помимо этой истории Курагин был замешан и в других любовных интригах, и одна из них, самая серьезная становится известна Наташе Ростовой в тот момент, когда она собирается бежать с ним. Анатоль оказывается женатым человеком, однажды его полк, в котором он служил, остановился в Польше, где он обольстил дочь мелкого помещика, который не спустил ему это с рук и заставил жениться. Позже Анатоль, любивший свободу и кутежи, оставил девушку при обязательстве выплачивать ее отцу определенную сумму.

Этот сюжет и другие его интриги, связанные с женщинами подчеркивают его непорядочность и испорченность, а также говорят о его неспособности к настоящей искренней любви, в которую поверила наивная Наташа, доверившись ему.

В общем, Анатоль представлен в романе любителем кутежей, балов, выпивки и женщин. Он довольно глуп, не имеет особых способностей и талантов, самым примечательным в его образе является только внешность. Анатоль также показан слишком расточительным, он играет в карты и многое проигрывает, тратит большие суммы на веселое времяпрепровождение, для чего много берет в долг, но при этом не заботится о его возвращении. Этот факт также говорит о нем как о человеке, который не исполняет данное слово, он человек настоящего момента, в который он готов пообещать все, чтобы получить именно то, что в этот момент он хочет больше всего. В этом же ключе стоит рассматривать и его историю с Наташей, которой он сумел внушить, что он любит ее и сделает все для ее счастья. На самом же деле он хотел просто получить ее во что бы то ни стало, не задумываясь о том, сможет ли он выполнить данные ей обещания.

Популярные сегодня темы

  • Черты классицизма в комедии Горе от ума Грибоедова

    Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни

  • Описание внешнего вида Падчерицы в сказке Маршака 12 месяцев

    Главной героиней произведения, написанного в жанре детской сказочной пьесы, является Падчерица, девушка, ставшая сиротой и вынужденная проживать совместно с озлобленными против нее мачехой и ее дочерью.

  • Сочинение Семейная реликвия (описание реликвии)

    В каждой семье существуют памятные и дорогие сердцу вещи, доставшиеся от предыдущих поколений. Это могут быть старые фотографии, письма, открытки и другие памятные предметы.

  • Сочинение Что такое внутренний мир человека? рассуждение 9 класс ОГЭ 15.3

    Наверное, далеко не каждый задумается о том, что такое внутренний мир человека. И правильно, зачем лишний раз себе засорять мысли, но если вы уж задумались об этом, значит сейчас в вашей жизни оно играет немало важную роль

  • Анализ романа Толстого Война и мир

    Толстой несколько раз менял отправную точку начала романа. Так как он планировал писать роман про декабриста, то начало он хотел сделать где-то в 1856 году. Когда его главный герой возвращается из ссылки.

1. Чтение сочинений, рецензирование.

2. Рассказ о судьбе героев Толстого в эпилоге.

II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев Л. Н. Толстого».

Вопросы:

1. Где и когда автор впервые знакомит читателей с князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым?

2. Что примечательно в их внешности? (А. Болконский – весьма красивый молодой человек, изящный аристократ. Князь Андрей небольшого роста. У него усталый, скучающий взгляд в салоне Шерер.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек… в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд его умный и наблюдательный.)

3. На какие черты характера героев обращает внимание писатель? (Пьер – искренний и непосредственный, он не знает еще жизни. На вечере у Шерер Пьер высказывает смелые мысли, говорит убежденно.

Князь Андрей никогда «не маскирует» своих чувств. Он испытывает крайнее отвращение к лживой атмосфере великосветского салона. Толстой пишет, что «брюзгливое выражение лица» Андрей «напускал на себя в гостиных».)

4. В чем похожи и в чем различны герои Толстого? («Андрей Болконский и Пьер Безухов – натуры сложные, преобладают черты духовные. Их жизненные пути – бесконечные поиски смысла жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение» (Т. Браже).)

5. Пьер и Андрей в жизни проходят через ряд сменяющих друг друга этапов, через увлечения и разочарования. Какие важнейшие этапы в духовном развитии героев можно выделить? (Вот, к примеру, важнейшие пути этапа в духовном развитии князя Андрея Болконского.

– На первом этапе – отвращение к светской фальши, симпатии к непосредственной простоте, стремление к славе, желание совершить подвиг, восхищение Наполеоном.

– Аустерлицкое сражение. Разочарование в своем кумире, резкая критика Наполеона. Болконский понимает, что честолюбивые замыслы не могут принести счастье, стать смыслом жизни. Внимание к простому солдату.

– Отношение к окружающим после смерти жены и рождения сына. «Жить для себя и своих близких».

– Встреча с Наташей Ростовой. Решение Болконского «жить для других».

– Новое разочарование князя Андрея (в деятельности Сперанского).

– Любовь к Наташе.

– Под Бородиным – чувство единения с народом.

– В последние часы жизни – глубокая человечность, а затем путь к каратаевщине, полное торжество которой возможно только в смерти. Принятие всеобщей любви.)

6. Как ведут себя герои в различных сложных ситуациях? Как стремятся прожить свою жизнь?


7. Что увидели и испытали князь Андрей Болконский и Пьер на Бородинском поле? Что более всего подействовало на состояние их духа? (Та скрытая «теплота патриотизма», которая придавала непобедимую силу народу.)

8. Как и при каких обстоятельствах Пьер попал в плен? Чем важна для него встреча с Платоном Каратаевым?

9. Когда и где завершают свой путь исканий князь Андрей Болконский и Пьер?

10. Кто ближе из них автору? А вам?

Болконский – сухой, гордый и холодный с теми, кто ему неприятен. Добрый и искренний с теми, кого уважает.

У него незаурядный ум, сильная воля, но есть и тщеславие. Его путь – путь сближения с народом; в служении народу видит свое назначение. Смерть оборвала его искания.

Пьер Безухов – натура эмоциональная. Умный, мягкий, наблюдательный, он стремится прожить жизнь не зря. На всем пути поисков Пьером руководят непосредственность и простота, то есть те качества, которые «более всего роднят его характер с народным». Настоящее сближение с народом начинается в плену.

Впоследствии приходит к идеям декабризма.

Домашнее задание.

1. Перечитать эпизоды «Первый бал Наташи Ростовой», «Наташа у постели раненого князя Андрея», «Наташа в Отрадном», «Княжна Марья перед наступлением французов».

2. Сообщение «Любимая героиня Толстого – Наташа Ростова».

3. Сообщение «Как складывается семейная жизнь Марьи Болконской».

Индивидуальные задания (доклады) по темам:

1) Что роднит Н. Ростову и М. Болконскую?

2) Анна Павловна Шерер и графиня Ростова.

3) Почему Элен Безухова и Анна Шерер бездетны?

Урок 128
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

Цели: выяснить, каков идеал женщины у писателей ХIХ века, показать идеал женщины, ее роль в обществе по Толстому; разобраться, почему Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу Ростову.

Ход урока

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Образ Анатоля Курагина в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Образ Анатоля Курагина в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Любимые герои Л.Н.Толстого в романе «Война и мир» сопоставляются по принципу контраста с героями-эгоистами, лицемерами, представляющими самодовольный, развращенный свет. Среди них особенно выделяется образ Анатоля Курагина.
С первых страниц знакомства с ним дается его личностная характеристика, которая незначительно эволюционирует, усложняется на протяжении всего романа. Выбор имени и фамилии этого героя неслучаен. Автор очень ответственно подходил к выбору имени для каждого своего героя. Имя Курагина французского происхождения. Большую часть жизни он провел за границей, получив типичное для Европы домашнее образование. Отсюда его крайний эгоцентризм, самоуверенность, неуемная жажда наслаждений. Всю жизнь герой посвящает удовлетворению своих прихотей, развлечениям.
Анатоль привык прожигать жизнь легко, не задумываясь. Немало хлопот доставляют его отцу, тонкому дельцу князю Василию, похождения сына. Ежегодно Анатоль тратил значительные финансовые средства семьи. Именно поэтому отец выхлопотал для него место в штабе. Всему Петербургу были известны вечера «золотой молодежи» с кутежами, вином, медведями, в которых Анатоль не мог не принять участие. Вместе с Долоховым он был настоящей знаменитостью в мире «повес и кутил Петербурга».
Лишь в 3 гл. 4 ч. 1 тома автор приводит психологический портрет своего героя: красивый, самоуверенный взгляд, учтивый вид, постоянное выражение «добродушного веселья и довольства» на лице, «надушенная красивая голова», сдержанная молодецкая походка. На первый план здесь выходят не душевные, личностные качества, а внешний блеск, антураж. Видно, что Анатолю доставляло удовольствие привлекать к себе взгляды молодых барышень, нравилось производить впечатление. Главная, определяющая черта характера Анатоля – его самовлюбленность. Она выражается во всем. Законы морали, нравственности для него не существуют. На людей он привык смотреть, как на пешек. Психологический портрет Курагина контрастен образу Андрея Болконского и Пьера Безухова, в характере которых определяющим было духовное, нравственное начало.

В потоке жизни судьба Анатоля пересекалась с жизненными дорогами Наташи, Пьера Безухова, княжны Марьи, Андрея Болконского. Он принимал участие в масштабных исторических событиях (Бородинской битве). При этом всем людям, встречающимся на его пути, он приносил только страдания и разрушение так же, как и его сестра – холодная, жестокая Элен. С семьей Болконских связан эпизод сватовства Анатоля Курагина. От княжны Марьи ему были нужны только деньги, наследство, он с иронией относился к ее внешности, с презрением отзывался о старом князе.
Его сватовство больше напоминало фарс. Бравый внешний вид Анатоля оказал влияние на княжну Марью. Ей показалось, что в лице этого статного, сильного героя она обретет защиту, опору, избранника. Но за внешним блеском Анатоля скрывалась пустота, животные инстинкты, которые безошибочно угадал в нем старый князь. Герой не переставал смотреть на ножки мадмуазель Бурьен, с которой впоследствии изменил княжне Марье. Щегольство, бесконечные любовные интриги сделались для него привычными: «На всю жизнь он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него».
В чем же скрыт секрет его развращающего обаяния? По натуре Анатоль не был карьеристом, он не обладал находчивостью или красноречивостью. Но «у него была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». В имении старого князя он чувствовал «тщеславное удовольствие, видя свое влияние на трех женщин». Чувство искренней любви, уважения, нежности к женщине незнакомо Анатолю. Для него каждая девушка является объектом удовольствия, игрушкой. При этом герой был абсолютно убежден в том, что никогда не сделал ничего дурного, что «ему нельзя было жить иначе, чем так, как он жил». Анатоль – это средоточие и логическое развитие порока. Его единственной страстью было веселье и женщины.
Под чудовищное влияние Анатоля попала и Наташа Ростова в один из переломных моментов своей жизни. Разлука с князем Андреем стала для нее тяжелым испытанием. Растерянностью, неопытность героини с легкостью воспользовался Анатоль. Их встреча произошла в театральной ложе, во время исполнения оперы. Толстой всячески подчеркивает искусственность, пошлость атмосферы представления на сцене и в жизни героев. Всему свету было известно печальное прошлое Анатоля. Когда-то за неосторожную связь на границе один польский помещик заставил его жениться на своей дочери. Впрочем, скоро Анатоль оставил свою жену и ребенка, снова вернувшись к привычному образу жизни. Он не сводил своих наглых глаз с Наташи так долго, что бедная девушка уже не чувствовала границы стыдливости между ними.
Анатоль не останавливается ни перед чем ради своей прихоти. Не осознавая катастрофических последствий и безрассудности своих действий, он пытается тайно увести из Москвы Наташу и жениться на ней. Но, к счастью, его эгоистическим планам не суждено было осуществиться. При этом, видя попранную репутацию девушки, он не испытывает ни сострадания, ни сожаления. На столько глубоко очерствело сердце этого человека. Даже во время решающего разговора с Пьером с лица Анатоля не сходит «робкая подлая улыбка», которая было так характерна и для жены Пьера. Недаром он говорит Анатолю: «Где вы – там разврат, зло». Анатоль – олицетворение подлости, лжи всего светского общества, оторванного от национальных корней, погрязшего в бесконечных удовольствиях и кознях. А зло рано или поздно разрушает себя изнутри. Наступает неминуемая расплата за содеянное.
Главное испытание в жизни Анатоля Курагина – это участие в Бородинской битве. Эта битва — сюжетный узел всего романа. Сюда стянуты все линии развития героев. Это своеобразный момент истины, в котором проверяется характер человека, стоящего перед лицом смерти. Но, вероятнее, важнее всего для Анатоля было не само участие в исторически важной битве, а закономерная встреча с Андреем Болконским. После произошедших с Наташей событий князь Андрей возненавидел ее обидчика и поклялся отомстить ему. Но, увидев Анатоля, у которого только что отняли ногу, сердце его дрогнуло. Перед Болконским лежал не франт или столичный щеголь, а несчастный, «страдающий, обессилевший человек». Князь Андрей сразу же вспомнил детство, первые обиды и неудачи. Он осознал, что истинный смысл жизни заключается в любви и прощении.
Как известно, эго и любовь несовместимы. В этой характеристике заключена гуманистическая позиция автора, для которого не существует деления людей по уровню их успешности, положения в обществе. Главное – к чему приходит человек, какие духовные открытия он совершает. Противопоставляя эгоизм и порочность Анатоля Курагина нравственному стержню Андрея Болконского и Пьера Безухова, автор высвечивает подлинные, непреходящие ценности жизни. Анатоль стал калекой еще до участия в Бородинском сражении. Самое страшное в том, что он с детства был нравственно искалечен. Он привык не жить, а казаться. Постоянные страхи потерять сферу влияния на других, отсутствие искренней привязанности погубили его душу. Жизненный путь Анатоля в который раз доказывает, что страсть и эгоизм разрушают своего носителя.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Семья Курагиных в романе Война и мир Толстого

Семейство Курагиных в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир» представляется алчным, тщеславным, порочным во всех каких только можно областях. У них нет понятия чести, долга, достоинства. Им необходимы лишь сладкие говоры о них, яркие отклики на их счёт. Какие родители, такие и дети. Не зря говорили на Руси — все идет из семьи. И правда, какая царит атмосфера в доме, так она и воздействует на членов этого семейства.

Курагины изначально задали недружелюбный тон в семействе. Состоит оно из нескольких человек: мужа по имени Василий и жены по имени Алина, а также их детей — Анатоля, Элен и Ипполита. Каждому из таких людей присущи отрицательные качества, оттого Толстой приводит эту семью в качестве анти примера. Автор показывает читателям определенное, зловредное поведение всех членов семейства. И, как утверждает сам Лев Николаевич, с Курагиных нельзя брать пример. Жить так, как они, не стоит, иначе «добра» не оберешься.

Первый представитель – это Василий Курагин — считается эгоистичным, вредным человеком. Он не желает обращаться с собственными с детьми ласково, с любовью. Он предпочитает жить для себя самого, не задумываясь о будущем ребят. В почете у такого человека лишь богатства да слава. Без этого Василий прожить не в состоянии. Руководствоваться слухами — вот, что главное для этого человека. Находясь постоянно в обществе, которое сплошь пропитано самолюбием, не в прок и сам наберешься подобного… Из-за отвратительного, безалаберного отношения к близким людям, Курагин и получил таких неуправляемых детей… Ибо процесс воспитания должен выполняться с участием двух родителей. Главное, чтобы в доме господствовала атмосфера теплоты, уюта, любви. Однако ж Василий Курагин не сумел создать такие условия…. Оттого и сея семья выступает с отрицательной стороны.

Следующая на очереди — его жена. Алина не отличалась заманчивой внешностью. Личность она довольно деловитая. К сожалению, даже эта женщина была отравлена денежными средствами, бриллиантами и славой… Откуда в такой семье вырасти прекрасным детям?! Ни ласки, ни дельного совета в трудный период жизни… Все-таки роскошь и благоприятные комфортные условия способны полностью отравить человеческую душу… Алина Курагина, не занимаясь должным воспитанием, получила то, что посеяла…

Теперь остальные члены семейства. Анатоль Курагин — человек лживый, гнусный, бесшабашный по поведению. Он просто-напросто неуправляемая личность. Любит находиться в обществе женщин, разрушать их сердца. Поговаривали, что Анатоль имел тесные связи с собственной сестрой. До такой степени он некультурен. Даже готов был увезти Наташу Ростову с собой в корыстных целях, беспощадно обманув ее, несмотря на то, что та была помолвлена… Курагин изрядно потрепал душу многим людям… Он любитель совершать подлые поступки, от которых другим становится плохо…

Ипполит… Сея личность не часто фигурирует на страницах романа. Как и его остальные члены семьи, он жутко безалаберный. Не отличается герой особым умом. Зато есть способность к изучению иных языков. Но даже это не делает его в глазах читателей яркой личностью…
И последняя в списке — это Элен. Она самая коварная из всего семейства. Её «мраморные плечи» могли свести с ума любого встречного. Своей притягательной красотой она сумела женить на себе Пьера Безухова, который свято верил в истинные чувства героини. Однако они оказались ложными. Элен согласилась на замужество лишь из-за бескрайнего богатства Пьера. Чувства её были не натуральными, а наигранными. Помимо мужа, у него были частые любовники. К великому счастью, Безухов вовремя открыл глаза на эту падшую женщину. Элен, как и вся её семья, отличается только эгоизмом, самолюбием и тщеславием… У них за сердцем нет ничего святого, им необходима для успешного существования лишь красивая внешность и одобрение со стороны окружающих людей…

Таким образом, Лев Николаевич Толстой приводит в пример читателям семью, с которой не стоит брать пример. Она от и до пронизана ненавистью к окружающему миру, злобой и враждебностью по отношению друг к другу. Если бы в этом семействе было хоть капли сочувствия, человечности, оно бы так отвратительно не вело себя… «Надо жить, надо любить, надо верить»! Вот, что говорил Толстой. Писатель всеми силами старался открыть глаза читателей на мир, на воспитание детей. Важно не становиться Курагинами. Тогда будет все хорошо! Не стоит впускать в сердце тьму и враждебность. Дети должны расти в благоприятной атмосфере, впитывать в себя только нежные чувства, воспринимать мир как должное. Только после этого жизнь станет казаться счастливой. И будет радостное небо, прекрасные и чистые мысли!

>Также читают:

← Семья Ростовых в романе Война и мир← Князь Ипполит Курагин в романе Война и мир Толстой ЛевКостылин в рассказе Кавказский пленник →Подвиг Тушина в романе Война и мир →

>Картинка к сочинению Семья Курагиных в романе Война и мир

  • Сочинение по картине Рокотова Портрет А.П. Струйской 8, 9 класс

    В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры.

    Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой.

  • Анализ произведения Злоумышленник (рассказа Чехова) сочинение

    Рассказ Антона Павловича Чехова «Злоумышленник» был опубликован в «Петербургской газете» в июле 1885 года. Произведение раскрывает сложные взаимоотношения крестьян и господ

  • Сочинение Гнев твой враг твой по пословице 7 класса

    Личность каждого человека состоит из многих элементов, когда мы взрослеем, то начинаем яснее осознавать эту многогранность. В самом раннем детстве трудно понять власть многих эмоций.

  • Образ и характеристика кузнеца Вакулы в повести Ночь перед Рождеством Гоголя 5 класс сочинение

    Кузнец Вакула – это человек, обладающий огромной энергией и неисчерпаемым задором. Он красив и добр, его сердце чисто, он всегда верен своим обещаниям и своему долгу.

  • Сочинение на тему Преступление и наказание Достоевского

    Роман Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из самых великих произведений всего мира, и самым популярным самого автора. Творение писателя, рассказывает нам о тяжелой судьбе

«Война и мир» — одно из самых монументальных произведений русской литературы и, без сомнения, лучшее творение Л.Н. Толстого. Роман охватывает промежуток времени почти в десятилетие, показывает судьбы целых поколений, и особое внимание в нём уделяется портретам семей. Крайне интересным представляется сравнение Болконских и Курагиных.

Несмотря на то, что оба семейства выходцы из дворянского рода, понятия о том, что есть семья и истинные ценности у Болконских и Курагиных сильно разнятся. Однако сначала о сходствах — помимо очевидного благородного происхождения их объединяет тот факт, что главы семейства остались без своих жён. И Василий Курагин, и Николай Болконский были вынуждены заботиться о детях самостоятельно.

Всё бремя родительской опеки легло на их плечи, и они изо всех сил старались сделать так, чтобы их отпрыски были счастливы. Правда, представления о благах у них абсолютно разные.

Семья Болконских в романе представлена Николаем Болконским, его сыном Андреем и дочерью Марьей. Николай — человек военный, строгих нравов и жёсткой дисциплины, что проявляется во всём. Он искренне любит своих детей, но часто просто не умеет показывать эту любовь. Потому хоть его слова порой глубоко ранят их, и Марья, и Андрей знают, что на самом деле отец готов жизнь за них отдать, так же как отдал бы и за Родину.

Отношение к России занимает особое место. Несмотря на то, что Николай Болконский давно отошёл от военной службы, он не перестаёт переживать за судьбу государства и народа. Для него истинные ценности — это долг Родине, отвага, честь, следование традициям и сохранение чувства собственного достоинства.

Очень похож на отца князь Андрей. Он не искал лёгкой славы и денег, поэтому хоть у него и была возможность пойти в армию в более высоком звании, чем адъютант, он ею не воспользовался. Привык, как и отец, всего добиваться своим трудом. Чувство патриотизма Болконского было так велико, что он попросил Кутузова направить его в отряд, получивший смертельно опасно задание. Не мог князь Андрей находиться в стороне, хотел быть на передовой и вершить судьбу своей страны самостоятельно.

Всего себя отдавая России, Болконский был несколько скуп в проявлении чувств с родными. Перед «маленькой княгиней», как часто называл в романе Л.Н. Толстой Лизу Болконскую — жену князя, Андрей чувствует вину. Она подарила жизнь его сыну и умерла при этом. Однако встреча с Наташей Ростовой будто возродила в князе погасший огонь жизнелюбия, правда, именно в отношениях с ней ещё больше подчёркивалась натура Болконского. Они были совершенно разными.

Марья Болконская всегда видела смысл жизни в том, чтобы устроить чужое счастье. На протяжении романа она совершает много поступков во благо других, в чём-то жертвуя собственными интересами. Однако в конце её чрезвычайная доброта, кротость и добрый нрав были вознаграждены, и она обрела истинное женское счастье с Николаем — братом Наташи Ростовой. Ещё Марья очень религиозна, она верит в Бога и живёт по его заповедям.

Если в семье Болконских сосредоточены лучшие человеческие качества, то Курагины совсем другие. Василий — чиновник, а потому высокомерное отношение для него является поведенческой нормой. Он любит интриги, искусно их плетёт, чему обучил и всех детей. Пороки сопровождают Василия Курагина и всю его семью.

Поучая детей, он делает их себе подобными — завистливыми, алчными и готовыми на всё ради достижения своей цели. Лишь один из его детей, а именно Ипполит не слишком сведущ в светском обществе. Он, так же как и другие родственники горд и самоуверен, но это сочетается с глупостью, поэтому Ипполит часто становится предметом насмешек.

Другие дети Василия — Элен и Анатоль имели гораздо больший успех в свете. Элен — настоящая красавица, но душа её крайне уродлива. Обманом она завлекает Пьера Безухова в сети брака, а после изменяет ему с его же товарищем. Единственное, что интересует её — это деньги и любование собственной персоной.

Элен — настоящая распутница и хотя об этом знает весь свет, её охотно принимали на раутах. Анатоль под стать сестре производил настоящий фурор своим появлением. Дамский угодник, нарцисс, видящий жизнь лишь как череду сплошных удовольствий — вот те слова, которые точно характеризуют его. Для него нет понятия чести, оно просто пустой звук.

Сначала он разбивает сердце княжне Марье, когда обещав жениться, заводит интрижку с её же горничной, а после увлекает Наташу Ростову, прекрасно зная о том, что она обещана другому. В той ситуации, где Андрей Болконский проявил бы уважение и сохранил не только свои честь и достоинство, но других причастных к ней, Анатоль поступает иначе. Он идёт на поводу у собственных желаний, не задумываясь о последствиях.

В романе «Война и мир» не существует двух более разных семей, чем Курагины и Болконские. Одни ратуют за честь, справедливость, помощь ближнему, олицетворяя всё самое лучшее, что есть в России и русских людях, другие же есть воплощение порока, всего самого дурного. Л.Н. Толстой чётко даёт понять, что есть истинные ценности и как он относится к ним.

Это прослеживает по судьбам героев. Ни один из семьи Курагиных никогда не был счастлив по-настоящему, и Элен, и Анатоль постигла весьма трагичная участь, в то время как семья Болконских обрела счастье. Некоторые познали его уже на пороге смерти, но даже это великая честь.

Писатель не зря так ярко обозначил черты самого доброго и светлого и противопоставил их всему плохому, Л.Н. Толстой будто хотел показать, что и представил семьи Курагиных, и представитель семьи Болконских есть в каждом из нас. Однако кем быть решать только самому человеку. Стоит только помнить о том, что всякое зло наказуемо, а добро — вознаграждено.

Добавить комментарий

Закрыть меню