Внутренняя политика начала 19 века

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в.

доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и предотвращение возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав.

Во внутренней политике России первой половины XIX в. было два важных рубежа: окончание Отечественной войны 1812 г. и 1825 г. — смена царствования и восстание декабристов. Эти события вызвали усиление консервативности и даже реакционности во внутриполитическом курсе.

В центре внимания правительства стояли три важнейшие проблемы: административная — совершенствование государственного управления; социальная — аграрно-крестьянский вопрос; идеологическая — улучшение системы просвещения и образования. Решение первого вопроса правительство видело в дальнейшей централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее Уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а во-вторых, модернизации экономики, обеспечивавшей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики.

Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили в первой половине XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности.

Внутренняя политика самодержавия в первой половине 19 века

Территория Российской империи в 1/2 XIXв. продолжала расти. Основные территориальные приобретения первой половины XIX в. — Восточная Грузия (1801), Финляндия (1809). Во второй половине столетия Россия утвердилась на Северном Кавказе, в Казахстане, Средней Азии (Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства, Закаспийская область). Российская империя была многонациональной и многоконфессиональной державой. Ее исторической и этнической основой являлся русский народ. Россия, согласно «Основным законам империи», была православной монархией, в которой Русская православная церковь занимала ведущие позиции.

С приходом Александра I к власти было торжественно провозглашено, что в основе его политики будет строгое соблюдение законов. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте, он объявил, что будет придерживаться политического и правового курса Екатерины II. В мае 1801 г. был создан Негласный комитет, в который входили представители молодого поколения дворянской аристократии, придерживавшиеся либеральных идей и считавшие необходимым реформировать государственное устройство Российской империи. Наиболее значительным изменениям в начале XIX века подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям нового столетия, не обеспечивал необходимую централизацию и персональную ответственность чиновников. Необходимо было более гибкое, оперативное, централизованное исполнительное управление. Александр I предпочел конституции радикальную административную реформу, поддержал проект Н.Н. Новосильцева о создании министерской системы управления, предпосылки которой формировались в исполнительных структурах и обозначились на рубеже веков, отразив и министерские образцы других стран.

Министерская система управления, во-первых, подчеркнула преемственность реформы Александра I по отношению к преобразованиям Петра I. Во-вторых, учреждение министерств было вызвано необходимостью приведения всех частей государственного управления в стройную систему. В-третьих, министерства должны были помочь утвердить общее социально-экономическое благосостояние империи. В-четвертых, государственными делами отныне должны были управлять только восемь министерств, которые при разделении государственных дел ведали определенной сферой, а все министерства обеспечивали единство управления.

Постепенно реформаторские намерения Александра I сменились консервативным курсом. Огромное впечатление произвели на императора волнения в военных поселениях, Семеновском полку и европейские революции 20-х гг., которые окончательно убедили его в несвоевременности каких-либо преобразований.

Николай I, при всех своих полицейских воззрениях, при полной убежденности в своей непогрешимости хорошо представлял себе несовершенство бюрократического аппарата. Обстоятельства складывались таким образом, что самому царю приходилось думать над искоренением его недостатков. 6 декабря 1926 г. был создан специальный комитет, задачей которого являлся пересмотр основ и уставов существующего государственного управления. В том же году было образовано II отделение собственной Е.И.В. Канцелярии, где под руководством М.М.Сперанского шло составление Полного собрания законов, а также Свода действующих законов в систематическом порядке. Были подготовлены 45-томное Полное собрание законов Российской империи и 15-томный систематический Свод законов Российской империи, включавший действующее законодательство. Так был создан долгожданный кодекс законов, который поставил все государственное управление на твердое правовое основание. В 1837—1841 гг. оформлено сословное управление государственных крестьян по реформе министра государственных имуществ П.Д. Киселева, одного из умнейших сановников того времени. Но попытки реформирования управления государственными крестьянами и инвентарной реформы, проводимой в юго-западных губерниях, зачастую приводили к противоположным результатам.

С начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая I абсолютизм достигает своего апогея. Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в мелочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь.

«Спокойно обходясь без конституции, российские императоры не могли в то же время обойтись без совершенствования государственного аппарата, без приспособления его к нуждам нового времени»

Показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание. В первой половине 30-х годов XIX века социальная напряженность в России возросла. Правительство усилило консервацию самодержавной политической системы. В области идеологии эта тенденция проявлялась в теории «официальной народности», отраженной формулой «Самодержавие, православие, народность» (автор — министр просвещения «почвенник» граф С.С Уваров). В соответствии с этой теорией стержнем всей русской жизни признавалось самодержавие. Его духовной опорой являлось православие. Сплоченность народа и монарха (народность) подразумевала сохранение неприкосновенным святилища народных понятий. В основе взглядов С.Уварова лежала национальная исключительность и имперское превосходство России.

Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине XIX в. украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др.; миллионы последователей имели православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм.

Успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и единства страны. Дать ее характеристику чрезвычайно сложно, приходится говорить, что она не была целостной и имела существенные особенности по регионам. Кроме того, относительно либеральная национальная политика Александра I и Александра II существенно отличалась от национальной политики взявшего курс на русификацию Александра III или довольно жесткой линии Николая I.

Таким образом, в первой половине XIX в. государственный строй продолжал эволюционировать в сторону правомерной монархии благодаря тому, что самодержавие самоограничивалось законом, который оно само творило, и делало все возможное для развития правомерного бюрократического управления, действующего на основании закона, в соответствии с административным правом и под контролем административной юстиции и прокуратуры.

Самым парадоксальным было то, что самодержец из самодержцев, «апогей самодержавия» не был в состоянии управлять этой системой. Для бюрократического аппарата этого периода характерная такая черта, как казнокрадство, которое достигло чудовищных размеров.

Однако, можно сделать вывод, что при Николае I получило дальнейшее развитие многое из того, что начинало осуществляться при Екатерине II и Александре I в сфере прав сословий, укрепления законности в управлении, распространения образования, ограничения крепостничества — все это готовило почву для следующего либерального царствования. Николай I следовал правилу: изменять в государственном строе лишь то, что необходимо. И в конце его царствования мы видим: Полное собрание законов и Свод законов, первые железные дороги, пароходы и телеграф, начало трудового законодательства, стабилизацию финансов, начало аграрной реформы, значительные достижение в образовании и культуре. Следует согласиться с теми исследователями, по мнению которых, прагматичный и консервативный Николай I сделал в конечном счете для общества больше, чем его брат — возвышенный, либеральный и мистически настроенный Александр I.

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 32; Нарушение авторских прав

После смерти Павла I на престол вступил Александр I (1802-1825). Понимая причины неудач своего отца, Александр I с первых дней проводит либеральные реформы и умеренную политику. Отменив наиболее одиозные указы Павла I, он на делœе доказал, что будет править государством по заветам своей бабки — Екатерины Великой. Первым указом он вернул 12 тыс. опальных дворян, дал право покупки земель представителям купечества, мещанам, государственным и удельным крестьянам (нарушив монополию дворян).

В 1803 ᴦ. указом о ʼʼвольных хлебопашцахʼʼ Александр I легализовал право отпуска крестьян на волю по обоюдному согласию помещика и крестьянина.

В 1804-1805 гᴦ. было ограничено крепостное право в Прибалтике, В 1809 ᴦ. было отменено право ссылать крестьян в Сибирь.

Активными помощниками Александра I были представители молодого поколения дворянской знати: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.А.Чарторыйский, Н.Н.Новосильцев. Ближайшим соратником императора стал будущий реформатор России М.М.Сперанский.

В 1803 ᴦ. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Основой системы образования должны были стать бессословные учебные заведения с бесплатным начальным образованием. В рамках развития системы образования были открыты Виленский, Казанский Харьковский и Петербургский университеты. Открывается Царскосœельский лицей, лицеи в городах Одессе и Нежинœе.

Первые годы своего правления Александр I начал с реорганизации органов высшей и центральной государственной власти. В 1802-1811 гᴦ. была проведена министерская реформа, результатом которой стало появление министерств, заменивших созданные при Петре I коллегии. В министерствах вводились строгое единовластие и ответственность министров. Для координации и совместной деятельности был учрежден «Комитет министров».

Параллельно был создан Сенат — высшая судебная инстанция и орган надзора, за администрацией, в 1810 ᴦ. — высший законосовещательный орган при императоре — Государственный совет.

Активное участие в политической жизни принимает бывший статс-секретарь государственного совета М.М.Сперанский (1772-1839). По поручению Александра I он подготовил план государственных преобразований (1809 ᴦ.), в котором предлагал преобразовать самодержавие в конституционную монархию (разделœение властей, выборность чиновников). При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов. Основные замыслы этих законов вызвали резкую оппозицию консервативного дворянства.

Писатель и историк Н.М.Карамзин подал царю ʼʼЗаписку о древней и новой Россииʼʼ, где уговаривал Александра о сохранении самодержавия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, по его мнению, является гарантией от смут в России.

Симпатии Сперанского к французским законам вызывали большое недовольство в обществе. В марте 1812 ᴦ.

он был освобожден от своих постов и сослан. Лишь в 1821 ᴦ. Сперанского оправдали и назначили членом Государственного Совета.

Война 1812 ᴦ. прервала внутриполитические преобразования. Очередные реформы Александр I провел в 1815 ᴦ., дав Польше самую либеральную в Европе конституцию. В 1816 ᴦ. крестьяне Латвии и Эстонии получили свободу.

При этом революционные события в Европе, волнения солдат Семеновского полка в России способствовали разочарованию Александра I в политике либерализма. Он остановил принятие новой конституции России и начал проводить резко реакционный курс во всœех областях государственной жизни.

В 1822 ᴦ. было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Последовало строжайшее запрещение тайных организаций и масонских лож. Усилились гонения за вольнодумие, начался контроль за печатью, множество издательств были закрыты. В университетской среде начались гонения против либерально настроенного профессорского состава.

Внутренняя политика России в XIX веке

Главная цель внутренней политики царского правительства в XIX в. со­стояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу. С одной стороны, на­блюдалось стремление укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой — усовершенствовать ее в соответствии с по­требностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики не­которые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими преж­нее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней по­литике доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства, подавление инакомыслия и анти­правительственных действий.

Александр I (1801-1825) до 1815г. проводил политику просвещенного аб­солютизма.

В это время были проведены незначительные реформы государст­венного управления: в 1802г. устаревшие коллегии были заменены министерст­вами, реформирован Сенат, в 1810г. учрежден Государственный совет, которому были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. Наиболее активным сторонником реформирования системы государственного управления был М.М. Сперанский. Однако против реформаторов выступили кон­сервативные дворяне во главе с Н.М. Карамзиным. В практическом плане реак­ционную политику стал проводить граф А.А. Аракчеев. В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике доминировала консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Эта политика была нацелена на упрочение абсолютизма и крепостного права. Наи­более ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные поселения — особая форма комплектования и содержания армии. В царствование Николая I (1825-1855) консервативно-охранительная тенденция во внутренней политике еще бо­лее усилилась. Была уменьшена роль Государственного совета, система мини­стерств подменялась канцелярией императора, особое место занимало 3-е отде­ление канцелярии и приданный ему корпус жандармов, осуществлявшие полити­ческий сыск в России и за ее пределами.

Важнейшей проблемой внутренней политики России являлись взаимоот­ношения помещиков и крестьян. В решении крестьянского вопроса Россия значи­тельно отставала от европейских государств. Крепостное право и не заинтересо­ванность крестьян в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным, а отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие про­мышленности. Александр I и Николай I понимали необходимость изменения су­ществующего положения. По их поручению государственные деятели и Секрет­ные комитеты разрабатывали проекты освобождения или хотя бы улучшения по­ложения крестьян. Однако практического воплощения они не получили. Ряд при­нятых законов по крестьянскому вопросу привел к частичным изменениям, не ме­нявшим сути крепостнических отношений в деревне.

К середине XIX века явственно проявилось отставание России от передо­вых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах, а самой острой проблемой в стране стал аграрно-крестьянский вопрос. Модернизацией России занялся император Александр II (1855-1881). Им были проведены реформы, которые приспосабливали самодержавие к развитию капи­талистических отношений и направляли страну в русло европейского типа развития.

Отмена крепостного права (1861г.)

Реформа «почвы» касалась трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей, выкупная сделка. Крестьянам предоставлялась личная свобода и общегражданские права, они могли владеть имуществом, вы­ступать как юридическое лицо, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась со­хранением общины и общинного землевладения, а также круговой порукой. Кре­стьяне получали наделы земли, размеры которых зависели от плодородия почвы. При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно уреза­ны. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обра­батывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян, за возвращение которых они боролись до 1917г. Получая землю, кре­стьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Она была завышена по сравнению с рыночной ценой земли в 1,5 раза. Для выкупа земли крестьяне взяли у государст­ва ссуду на 49 лет под 6 % годовых. К 1906 г. крестьяне выплатили государству около 2 млрд. рублей, т.е. почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861г.

Отмена крепостного права принесла свободу многим миллионам крепост­ных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений. Одна­ко она сохранила помещичье землевладение и сделала крестьян малоземельны­ми, что постоянно революционизировало крестьянство и усиливало социальную напряженность.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

Земская реформа (1864г.) Реформа изменила местное управление: в гу­берниях и уездах создавались земские учреждения — земства. Это были выбор­ные органы из представителей всех сословий, они решали вопросы местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, развитие торговли и промышленности.

Городская реформа (1870г.) привела к созданию в городах всесословных органов — городских дум. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, развитием просвещения и здравоохранения.

Судебная реформа (1864г.) вводила в России новые принципы судопро­изводства: всесословность суда, его независимость от администрации, несме­няемость судей, гласность и состязательность судебного процесса, вердикт вы­носился присяжными заседателями.

Военная реформа (1874г.) была призвана сократить численность армии и вместе с тем поднять ее боеспособность. Отменялась рекрутская повинность и вводилась всесословная воинская повинность с 21 года. Осуществлялось пере­вооружение армии, улучшалась подготовка офицерских кадров, совершенство­валась система управления армией и флотом.

Проведенные Александром I реформы имели прогрессивный характер и закладывали основу для эволюционного пути развития страны. Россия в опреде­ленной степени приблизилась к передовой для того времени европейской соци­ально-политической модели. Александр II был близок к принятию умеренной кон­ституции, но его убийство I марта 1881 г. народовольцами изменило общее на­правление правительственного курса. Александр III (1881-1894), глубоко консер­вативный по своим взглядам человек, пришел к выводу, что волна терроризма, прокатившаяся по стране и уничтожившая, в частности, его отца, была следстви­ем либерализации страны и реформ Александра II. Происходит усиление реак­ционной тенденции во внутренней политике, осуществляются контрреформы. Но контрреформы наблюдались только в общественно-политической сфере, в соци­ально-экономической области реформы продолжались ускоренными темпами, что обеспечило продвижение России к индустриальному обществу.

Добавить комментарий

Закрыть меню