Внутренний конфликт в душе базарова

Конфликт внешний и внутренний в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Внешний-конфликт отцов и детей

Внутрениий- в душе нигилиста Базарова.

Общественно-политическая и историческая обстановка в России в конце 50-х годов XIX века была очень неясной и напряженной. Поражение в Крымской войне, рост активности народных и общественных масс, кризис помещичьего хозяйства, начало изменения сознания людей заставляли переоценивать ведущую роль русского дворянства и русской аристократии как основы культурно-нравственной и социальной прочности России. Этот исторический период знаменуется появлением “новых людей” — разночинцев — образованных интеллигентов, которые заявляют о своем неприятии нравственных и культурных норм жизни дворянства и, основываясь на материалистическом мировоззрении, говорят о необходимости изменения жизни в России, вплоть до смены социального строя путем революции. Под сомнение ставятся нравственные идеалы дворян, культура, искусство, религия — словом, все, на чем держалось идеалистическое мировоззрение русской аристократии. Естественно, что такое различие во взглядах не могло не породить конфликт между этими общественными группами.

Случалось, что противоречия между ними проявлялись не только в полемике между органами печати, представлявшими два этих лагеря (например, “Современник”, с одной стороны, и “Русский вестник” — с другой), но проникали и в быт, в семью, и различие взглядов на жизнь вызывало споры и противостояние между близкими людьми, которые являлись представителями двух поколений — поколения отцов и поколения детей. Именно социальное противоречие и легло в основу конфликта романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры главного героя — нигилиста Базарова — с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым или скрытое противоречие между Базаровым и Аркадием — факторы, которые обычно называют определяющими конфликта между “отцами” и “детьми”. Это и любовный конфликт, изображенный автором в отношениях между Базаровым и Одинцовой; это и внутренний конфликт Базарова (конфликт с самим собой), в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно завуалированный конфликт автора со своими героями, выразившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им. (Примеры дальше.)

Основной конфликт произведения — это конфликт общественно-политический, конфликт отцов и детей — представителей дворянства с разночинцами. Таких людей, которые, по мнению автора, живут мыслями уходящего времени и уходящими представлениями о жизни, и новыми идеями, направлениями, мыслями, рожденными новым временем. Подтверждением тому, что социальный конфликт является основным в произведении, служит и характер избранных автором художественных средств: портреты героев, их одежда, описание пейзажа, речь — все говорит о различии представителей этих двух лагерей, между которыми происходит главный конфликт. В основном он раскрывается в трех спорах Базарова с Павлом Петровичем, в спорах, предметом которых являются вопросы, волнующие передовых людей того времени: отношение к роли дворянства в обществе, к науке, к русскому народу, к искусству и к природе. Естественно, что точки зрения героев определяются их противоположными друг другу мировоззрениями. Павел Петрович считает, что аристократия — движущая сила общественного развития; его идеал общественного устройства — “английская свобода”, то есть конституционная монархия. Кирсанов делает упор на либерализм, то есть на (его основной принцип) сохранение строя при реформах в общественном укладе жизни. Базарова такая позиция не устраивает. Ему нужно изменить социальный строй, он за революцию, и поэтому он отвергает либерализм и отрицает ведущую роль дворянства (в русском обществе) как неспособного к решительным действиям.

Вопрос о социальных изменениях и революции ставится и в споре о народе, и в споре о нигилизме. Кирсанов не может смириться со все отрицающей позицией нигилистов; для него кажется диким, если человек лишен принципов в жизни. “Вас всего четыре с половиной человека”, — заявляет он Базарову. И в ответе Евгения автор снова намекает на социальный взрыв: “От копеечной свечи Москва сгорела”, — говорит главный герой. Базаров отрицает все: религию, искусство, самодержавно-крепостнический строй, — во многом из-за того, что видит косность, лживость проявления этих понятий в настоящей жизни, ханжество морали, ветхость и загнивание вообще всей государственной системы. Недаром в 1859 году, когда происходит действие романа, царское правительство стояло на пороге социальных потрясений и переживало кризис.

Нужно отметить, что в образе Павла Петровича Тургенев сумел соединить два противоположных направления: западничество и славянофильство. При всей своей любви к английскому стилю жизни Кирсанов в то же время прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность и патриархальность русского мужика. Базаров же заявляет, что народ не понимает собственных интересов, он темен и невежествен, и считает, что только при длительной “работе” с народом можно превратить его из реакционной в революционную силу.

Павел Петрович восхищается искусством, считая его стимулом для нравственного развития человека. Базаров все рассматривает с точки зрения практической пользы, поэтому “природа не храм, а мастерская”, поэтому и “Рафаэль гроша ломаного не стоит”.

После первого знакомства с романом кажется, что и композиция произведения, и сюжет, и художественные детали — все направлено на раскрытие основного — общественно-политического — конфликта “Отцов и детей”. Но это не так.

И. С. Тургеневу, безусловно, нужно было показать противоречивость взглядов отцов и детей, их столкновения по различным вопросам, однако и в этих столкновениях и спорах для него было важнее раскрыть внутренний конфликт как “отцов”, так и “детей”. Автор сомневается в ведущей роли дворянства в обществе; образы “дворянского гнезда” Кирсановых, его жителей, достаточно часто изображаются писателем с легкой иронией — вспомним хотя бы дуэль Павла Петровича с Базаровым. Читатель может заметить целый ряд противоречий, свидетельствующих о каком-то внутреннем разладе в дворянской среде: Николай Петрович хочет устроить фабрику с наемными рабочими — вроде бы прогресс, вклад в развитие капиталистических отношений, — но у него ничего не получается; вся жизнь Павла Петровича, умного, образованного и талантливого человека, была посвящена “погоне” за женщиной; Аркадий, который, казалось бы, принимает сторону Базарова, в конце концов не может расстаться с “отцовским” взглядом на жизнь. Все эти факторы говорят о начавшемся процессе оскудения и расслоения дворянства, отмеченного Тургеневым еще в романах “Дворянское гнездо” и “Рудин”. В описании этого оскудения русской аристократии, процесса снижения общественной роли дворянства Тургенев предвосхитил А. П. Чехова и И. А. Бунина, которые в своих рассказах и пьесах изобразили уже полное оскудение дворянских гнезд и потерю того достоинства и чести дворянина, которые были присущи русской аристократии первой половины XIX века.

Переживает глубокий внутренний конфликт и главный герой романа. Как уже было сказано, автор испытывает на прочность убеждения Базарова, проверяет их жизнеспособность. И оказывается, что представления Евгения не так уж правильны и верны в реальной жизни, как в его спорах с Павлом Петровичем. Базаров говорит о своей близости к народу (“Мой дед землю пахал…”), а простой мужик не принимает его, называя “шутом гороховым”; он выглядит холодным и равнодушным по отношению к своим родителям, которые души в нем не чают, а сам пытается всеми силами подавить в себе ответные чувства; он заявляет, что природа не храм, а мастерская, и объясняет все движения человеческого сердца лишь физиологией, а сам влюбляется в Одинцову и в задумчивости бродит по лесам в ее имении. Без сомнения, натура Базарова очень противоречива, и, хотя автор показывает читателю, что убеждения главного героя рушатся при столкновении с реальной жизнью, Тургеневу важно понять, что сделают такие, как Базаров, в России, чем обернется и конфликт отцов и детей, и внутренний конфликт “новых людей” в масштабе государства. В этом смысле важен еще один конфликт произведения — философский: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” — спрашивает Базаров перед смертью. Мотив назначения, смысла жизни постоянно присутствует в произведении, а в образе Базарова он выливается в целый конфликт между жизнью и смертью. В разговоре с Аркадием под стогом сена Евгений высказывается о смысле своей жизни и замечает, что он умрет и из него “лопух расти будет”, то есть Базаров снова утверждает свой материалистический взгляд на мир: после смерти от него ничего не останется. Однако в конце романа автор показывает, что главный герой во многом переосмысливает свои убеждения, понимая, что в тот трагический момент, перед лицом смерти, они оказываются бессмысленными, — недаром Базаров, отрицавший религию, соглашается причаститься перед своей кончиной. Внутренний конфликт главного героя разрешается автором не в пользу его убеждений (хотя Базаров не отвергает их), но в пользу его сущности, его сильного характера. Смерть Базарова не разрешает всех конфликтов в произведении: Тургенев не показывает читателю ясного решения социального конфликта, конфликта между двумя общественными силами. Автору сложно было определить свое отношение к главному герою, к его исторической роли, и поэтому, изобразив этот неоднозначный образ в романе и показав противоречия, перед которыми встают его герои, он завершает произведение мягкими, лиричными красками: “…полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым”. Базаров появляется в романе из туманной дали, куда смотрит Петрушка, слуга Кирсанова, в этой неясной дали он исчезает после своей смерти — Тургенев не знал, что делать со своим героем, и лишь указывал, что Базаровы — это люди, стоящие в преддверии будущего; в настоящем же автору сложно было определить их место и их роль.

Название романа “Отцы и дети” наталкивает читателя на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречия между поколениями. Он действительно ставится автором, но на самом деле Тургенев поднимает куда более Глубокие социально-психологические, нравственные и философские вопросы. Писатель не знал, когда, как эти вопросы будут решаться в реальной жизни, и дал ответ лишь на некоторые из них, но то, что они были подняты, — огромная заслуга И. С. Тургенева.

В июле 61 года был закончен. Очень поразил всех. Статья «дело было в августе 60 года, когда пришла в голову первая мысль. ..личность молодого провинциального врача…начало нигилизма. Дворянство как элита общества утрачивает позиции передового общества. Очень активно ведут себя разночинцы, претедуют на роль преобразователей России. Дворяне получали образование для себя. Разночинцы выбирали профессии, которые бы давали возможность существовать и приносили пользу обещству, естественные науки (врачи). Увлечения естественными науками привалировало и в Европе и в России. Ориентированность на пользу практическую – среди молодого поколения. Это Тургенев уловил (Гончаров подчеркнул у Штольца излишнюю активность).
вот и еще один герой, что не надо учитывать потребности духа. Все что было до сих пор – надо разрушить – Нигилизм.

Критики сводят все к конфликту демократов и либералов из-за названия. Тема «Отцы и Дети» гораздо глубже, философичней – это отношения не только любовь, но и к ценностям отцов, отношение к прошлому. А отцовство – не только росдственные чувства, а еще и внимание, уважение, разумный совет, снисхождение.

Конфликт в романе – нарушение семейственности, связи между поколениями.

Тургенев уловил актуальные, злободневные вопросы.

(вопросы обо всем актуальные – в романе – об искусстве, науках…)

Но конфликт и внешний, и внутренний.

Разные поколения: два брата Кирсановых. Они разные.

Павел кирсанов – человек из поколения 30-х, лермонтовское. О его жизни рассказывает Аркадий, отличается стилистически. Отец отдает в военную службу, он светский лев, появляется непостижимая любовь, загадочная женщина Нелли, княгина Р. Он то уезжает, то возвращается. Жизнь Павла превращается в поездки, она уезжает, дарит кольцо со сфинксом, она умерла узнает. Он возвращается в дом брата и доживает свою жизнь. Он вроде остался тем же светским львом, тщательно следит за внешним видом – комично, что это переодевание, жизнь стало ритуалом. Он ведет себя как денди в Питере. Кроме этого кажется, что в жизни нет.

Николай был хроменький и пошел по штатским. Служил, женился, любил жену, овдовел и переживал. К сыну Аркадию внимательно относился. В питер поехал вместе с ним. Он пытается понимать, уважать сына, он вдумчивый отец. Может ему ничего не понятно, но он пытается знакомиться с друзьями сына, он внимателен и заботлив. У него появился сын маленький Митечка от Фенечки. Он не зависит от младшего брата. Он сохранил живость восприятия жизни, играет на виолончели, читает Пушкина. Попытался сделать свою жизнь близкую по духу.

И теперь когда Аркадий и Евгений Базаров приезжают в Марьино. Первая часть романа – внешний конфликт. Схватка между Павлом, который оскорблем видом лекаря, развязность напускная Базарова. В Словесные схватки базаров НЕ побеждает. В этих спорах Павел гораздо более напорист, его оскорбляет внешний вид, поведение. Аристократ/разночинец. Но Базаров убежден в своей правоте, он не хочет спорить с «аристократишкой», лениво и вынужденно отвечает. Базаров внутренне очень сильный, «самоломом» воспитал, «выстрадал» свою теорию, у него фундаментальные знание в области естественных наук. За оснгову теории – материализм в низшем проявлении, вульгарном. (дух отметает). События – 59 год весно. А здесь как раз увлечение среди молодых естественными науками. В любой деятельности должна быть практическая польза. Базаров в этом убежден.

В разговоре с Павлом ему нет смысла доказывать правоту теории – «аристократишка» — прошлое, «стереть с лица земли» .

Тургенев развенчивает свою теорию.

Никто не побеждает в споре, каждый при своей точке зрения. «Любой порядочный химик полезней всякого поэта» , «все люди одинаковые как деревья»… — с физиологической точки зрения все верно.

«Романтизм, чепуха, гниль, художество» и «рафаель гроша медного не стоит».
Когда Павел срывается на крик, что должны быть «принсипы», человек должен уважать авторитеты. А Базаров говорит, что не нужно уважать Авторитеты.

Базаров вседа логичен, последователен. Нигилизм – «расчистить место», а вот что дальше… неизвестно.

Тургенев уловил, что витает эта философия.

Отрицание Базарова переходит в отрицание всех ценностей. Отрицание ВАШЕЙ любви – отрицание всего, отрицание ВАШИХ присипов – уничтожение всех идей.

Ничего нового в этой идеи нет. Но что дальше за этим?

В первых 12 главах – конфликт внешний. Точка зрения отцов и детей. Уже Базаров поставил себя в трагическую ситуацию, так как отрицает ценности «аристократишки», но еще и все.

С 13 главы конфликт из внешнего переходит во внутренний. Базаров знакомится с Одинцовой. Приезажет к ней с Аркадием. Первая характеристика от него «экое богатое тело», с ужасом понимает, что он хочет быть с ней. Он не может уйти от нее, его злит то, что он понимает, что она необыкновенная. То, что он испытывает – не сходится с теорией.

Вместо того, чтобы назвать это «чепухой и гнилью» — ощущаетс ебя романтиком, впервые в жизни теория не срабатывает.

«Он легко сладил бы со своей кровью, но теперь это возмущало всю его гордость»

жизнь сложней, чем физиологические законы. Но обмануть себя он не хочет – пытается бороться со своим чувством.

Одинцова аристократка, живет на западный манер, с распарядком дня, она умная, ей Базаров интересен. Она понимает, что это исключительный человек. Но он ее пугает – «как он на нее смотрит» — то ли это чувство, то ли это ненависть. Во время первого свидания, когда Базаров объяснятеся одинцову охватил ужас. «страсть в нем билась сильная и тяжелая..похожая на злобу».

Он подавляет свое чувство, которое выше его уровня. Он это осознает. Она боится и не планирует связать жизнь с этим человеком – она рассудочная, хочет покоя, размеренного образа жизни.

Он терпит любовный крах и уезжает, забирает с собой Аркадия.

Тургенев отправляет Базарова в родительский дом –

Композиция: Марьино, НИкольское, Родительский дом. По кругу.

Родители Базарова – отец полковой лекарь. Базаров бежит от Одинцовой, приезжает раздраженный. Трагедия в любви + крах теории. А для них – она ждали своего Евгешу. Они боятся его потревожить, переживают хорошо ли он поел. Сын вроде далеко ушел от отца, но в то же время как Базаров сниходительно к родителям относится, отец уже отстал. Ему тяжело с ними говорить. Уходит из дома. Отец разговаривает с Аркадием – «ваш сын будет знаменитым».

Для Аркадия нигилизм – модное увлечение, у него увлечение Базаровым, он слабое подобие отца, мягкий мальчик. Чаще всего говорит слова Базарова. Для него нигилизм – увлечение молодости, разговаривая с Базаровым, «когда у каждого русского будет такое помещение…» вроде как у Базарова, но «…ну будет у мужика изба, а из меня будет лопух расти». Базаров сомневается в этих постулатах, ради избы жизнь положить? Аркадию это не понятно.

Базаров проведя 3 дня дома «друг мой аркадий не говори красиво» вновь возвращается в Марьино.

Базаров теперь другой – ему не до споров с Павлом, ведет себя иначе, проводит опыты. Пытается утвердиться в своей теории. Если теория верна, то Фенечка должна к нему влечение иметь – когда он ее целует при Павле. Фенечка с крыжовником живет не по теории – не испытывает влечения, живет по нравственным заповедям.

Дуэль между Павлом и Базаровым комична. Камердинер Петр перепуганный один на двоих секундант, Базаров должен отрицать дуэль. Когда происходит выстрел – видим человека. Базаров – врач, человек, помогает, видит стареющего человека. Павел видет врача.

Базаров уезжает в Никольское с Одинцовой, происходит прощанние и с Аркадием. У Аркадия с Катей все хорошо – женись скорей, советует Базаров, «смотри на галок, у них все хорошо» — может это ирония, а может и признание.

Тургенев подчеркивает особенность – не высказывает своей оценки, ставит своих героев в ситуации, описания.

Базаров одинок – достоен уважения, сильный, волевой, умный, попал в ловушку. Ему теория тесна. Тургенев развенчивает любую теорию – любая теория ущербней жизни. Базаров одинок, потому что Аркадий не ученик и похож на отца.

Ситников и Кукшина – профанируют теорию. Для них это увлечение, ироничные герои. Даже в мелочах. Кукшина считает что Жорж Санд не имеет представления о науке, радуется что нет детей. Появляется в грязных перчатках и с райской птицей в голове. Называют себя передовыми людьми.

Тургенев делает своего героя одиноким, у него нет ученика, последователей, сильный человек один. Внутренний кризис – абсолютно один. И во второй круг он вновь едет к родителям – сидит с матерью, бродит по огороду с отцом, дает родителям тепло, начинается заниматься практической деятельностью. Заразился не спасая кого-то, а вскрывая труп.

Перед смертью проявились лучшие черты Базарова. Все его постулаты бессильны не могут ни поддержать ни помочь. «попробуй отрацай смерть, она тебя отрицает и баста». Оказалось, что важна любовь, забота, поддержка близких. Перед смертью он очень человечен, мужественен. С ней он заговорит как поэт «деньте на умирающую лампаду». Базаров не отказался от теории, он подверг ее сомнению.

А в эпилоге (мысль пушкина в стих-е 29года «равнодушная природа..сиять») – родители приходят на могилу сына – цветы также цветут, процесс обновления жизни, ошибочно пытаться уложить в теорию.

Выход романа – яблоко раздора, спорили все. Писарев «Русское слово» — возвеличил Нигилиста Тургенев.А в «современнике» — опозорил детей

«Базаров все таки подавляет все лица романа..я хотел сделать из него лицо трагическое…он честен и демократ до конца ногтей… если сливки плохи то что же молоко…они лучшие но и они несостоятельные… мечталась фигура наполовину из земли выросшая… на пороге будущего стоит…»

здесь и вечные темы и философские и современные.

Турегенев 3-им это заметил (Гоголь, Гончаров) – люди живут по теории, но она не может соперничать с жизнью.

5. ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ БАЗАРОВА
Испытание любовью. С тринадцатой главы в ро¬мане назревает поворот: непримиримые противо¬речия обнаруживаются со всей остротой В харак¬тере героя. Конфликт произведения из внешнего (Базаров и Павел Петрович) переводится во внут¬ренний план («поединок роковой» в душе Базарова) . Этим переменам в сюжете романа предшест¬вуют пародийно-сатирические главы, где изобра¬жаются пошловатые чиновные «аристократы» и провинциальные «нигилисты» . Комическое сниже¬ние — постоянный спутник трагического, начиная с Шекспира. Пародийные персонажи, оттеняя своей низменностью значительность характеров Павла Петровича и Базарова, гротескно заостряют, доводят до предела и те противоречия, которые в скрытом виде присущи им. С комедийного «дна» читателю становится виднее как трагедийная вы¬сота, так и внутренняя противоречивость глав¬ных героев.

Вспомним встречу плебея Базарова с изящным и породистым аристократом Павлом Петровичем и сопоставим ее с приемом, который устраивает своим гостям петербургский сановник Матвей Ильич» «Он потрепал по спине Аркадия и гром¬ко назвал его «племянничком» , удостоил Базарова, облаченного в староватый фрак, рассеянного, но снисходительного взгляда вскользь, через щеку, и неясного, приветливого мычанья, в котором толь¬ко и можно было разобрать, что «…я» да «ссьма» ; подал палец Ситникову и улыбнулся ему, но уже отвернув голову» . Разве не напоминает все это в пародийной форме кирсановский прием: «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже поло¬жил се обратно в карман» ?
В разговоре с Базаровым Павел Петрович лю¬бит озадачивать недостойного его аристократиче¬ского величия разночинца иронически пренебрежи¬тельным вопросом: «А немцы все дело говорят? » — промолвил Павел Петрович, и лицо его приняло та¬кое безучастное, отдаленное выражение, словно он весь ушел в какую-то заоблачную высь» . Здесь аристократическое презрение к нижестоящему человеку в чем-то напоминает наигранную началь¬ническую глухоту Колязина с подчиненными: «Сановник вдруг перестает понимать самые про¬стые слова, глухоту на себя напускает» .
В провинциальных «нигилистах» тоже бросается в глаза фальшивость и наигранность их отрицаний. За модной маской эмансипированной барыни пря¬чет Кукшина свою женскую неудачливость. Трога¬тельны ее потуги быть современной, и по-женски беззащитна она, когда друзья-нигилисты не обра¬щают на нее внимания на балу у губернатора. Нигилизмом Ситников и Кукшина прикрывают чувство неполноценности: у Ситникова — социаль¬ной («oн очень стыдился своего происхождения») , у Кукшиной — типично женской (некрасивая, бес¬помощная, оставленная мужем) . Вынужденные играть несвойственные им роли, эти люди произ¬водят впечатление неестественности, «самоломанности» . Даже внешние манеры Кукшиной вызыва¬ют невольный вопрос» «Что ты, голодна? Или ску¬чаешь? Или робеешь? Чего ты пружишъся? »
Образам этих несчастных людишек, как шутам в шекспировской трагедии, выпадает в романе зада¬ча спародировать некоторые качества, присущие нигилизму высшего типа. Ведь и Базаров на про¬тяжении романа, и чем ближе к концу, тем более явственно, прячет в нигилизме свое тревож¬ное, любящее, бунтующее сердце. После знакомст¬ва с Ситниковым и Кукшиной в самом Базарове начинают резче проступать черты «самоломанности» . Виновницей их оказывается Анна Сергеев¬на Одинцова. «Вот тебе раз! бабы испугался! » — подумал Базаров и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно» . Любовь к Одинцовой — начало трагического воз¬мездия заносчивому Базарову: она раскалывает ду¬шу героя на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них — убеж¬денный противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. Другой — страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувший¬ся с подлинным таинством этого чувства: «он лег¬ко сладил бы с своею кровью

Добавить комментарий

Закрыть меню