Внутренний и внешний контроль

Внутренний и внешний контроль



Лекции по менеджменту — Основы менеджмента — Внутренний и внешний контроль

Контроль по отношению к организации делится на внутренний и внешний.

В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.

Внешний осуществляется руководством или специальными сотрудниками — контролерами.

Внешний контроль основывается на том факте, что люди, по крайней мере формально, лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель, или его представитель.

Психологи считают, что на это имеется несколько причин. Наиболее очевидная состоит в том, что по результатам контроля происходит оценка сотрудников и связанные с ней поощрения, наказания, продвижения по службе. Пристальный контроль может означать также, что данной сфере деятельности руководство придает большое значение, и поэтому за нее стоит держаться и проявить хотя бы показное усердие, чтобы выделиться на фоне остальных. Наконец, поскольку итоги контроля обычно широко освещаются в коллективе, многие стараются работать лучше для того, чтобы прославиться. Иными словами, дополнительное усердие проявляется здесь по причине честолюбия. Поэтому систему контроля необходимо конструировать так, чтобы предотвратить поведение, ориентированное на него.

Успех внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств.

Во-первых, должна быть предусмотрена так называемая «защита от хитреца», то есть от того, кто, ничего не делая, пытается создать видимость активной и добросовестной работы, показать руководству не то, что есть на самом деле, а то, что оно желало бы видеть. Ради такой показухи забрасываются действительно важные и нужные дела, блокируется важная информация, ставящая под сомнения «достижения».

Чаще всего это делается с помощью манипулирования показателями, занижения или завышения их истинной величины.

Чем выше степень бюрократизации управления организацией, тем чаще подобное, ориентированное на контроль поведение сотрудников имеет место, и они больше времени тратят на обман начальства, чем на выполнение собственных обязанностей. Особенно часто это бывает, если отсутствуют четко определенные нормативы работы и ее результат не проходит рыночную оценку потребителем.

Во-вторых, цели, которые ставятся перед людьми в системе внешнего контроля, должны быть достаточно трудными, не дающими исполнителям «засыпать на ходу», но не оставляющими лазеек для лентяев. Считается, что в наибольшей степени они стимулируют тогда, когда у исполнителя имеется 50%-ая уверенность в их достижении.

В-третьих, по итогам внешнего контроля обязательно должно следовать поощрение, а, если необходимо, и наказание.

Чтобы обеспечить выполнение этих условий система внешнего контроля должна быть по сути тотальной, требующей огромных материальных и трудовых затрат. При постоянно усложняющейся деятельности она становится экономически и технически непосильной даже для крупных организаций. Выход из сложившейся ситуации лежит во внедрении, где возможно, практики внутреннего контроля, или самоконтроля.

Главная черта последнего состоит в том, что исполнители сами вовремя обнаружат проблему и ищут пути ее решения. Задача поймать кого-то за руку и наказать, чтобы другим было неповадно, здесь не ставится. В этих условиях исполнители трудятся легко и свободно, принимают активное участие в формулировке целей своей деятельности и сами контролируют их реализацию.

Поскольку условием внедрения самоконтроля является преобладание групповых форм работы и принятия решений, здоровый морально-психологический климат, демократические формы руководства, что встречается далеко не везде. На практике внутренний и внешний контроль применяются в определенном соотношении, зависящем от:

  • стиля управления организацией (при авторитарном, когда руководитель держит себя по отношению к подчиненным деспотично, преобладает внешний контроль; при демократическом — самоконтроль);
  • возможности получить надежную оценку результатов дея­тельности работников и спросить с них персонально за порученное дело (если такая возможность имеется, предпочтительнее внешний контроль; в противном случае — внутренний);
  • характера подчиненных (для недобросовестных, неаккурат­ных людей больше подходит внешний контроль; для добросовестных и педантичных — внутренний);
  • микроклимата в коллективе (при благоприятном лучше внутренний контроль; при неблагоприятном — внешний, позволяющий волевым путем сглаживать или предотвращать возможные конфликты);
  • принятой системы вознаграждения за результаты деятельности (в условиях преобладания индивидуальных форм на первом месте находится внешний контроль; при коллективных — внутренний).

Прежде чем формировать подходы к системе контроля, необходимо получить точные ответы на поставленные вопросы, иначе результаты могут быть плачевными.

Внешний государственный (муниципальный) контроль

В зависимости от статуса и функций проверяющих органов бюджетный контроль подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний бюджетный контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Внешний контроль направлен на деятельность самих органов исполнительной власти, призван обеспечить проверку законности и эффективности их финансового управления и реализуется органом финансового контроля, созданным законодательным (представительным) органом власти. Наличие этого вида контроля обусловлено тем, что представительный орган власти не принимает непосредственного участия в исполнении бюджета. Таким образом, внешний бюджетный контроль осуществляется органом, не находящимся в подчинении у проверяемого органа, что существенно сказывается на объективности и эффективности проверочных действий. Органы внешнего бюджетного контроля подчиняются только закону и несут ответственность перед парламентом и гражданским обществом. Внешний контроль как контроль, не зависимый от исполнительной власти, противостоит внутреннему контролю, осуществляемому в рамках системы исполнительной власти соответствующими органами. Органы финансового контроля законодательной (представительной) и исполнительной власти по своему статусу не могут дублировать друг друга. Все они выполняют отличные друг от друга функции: органы финансового контроля законодательной (представительной) власти осуществляют контроль за исполнением бюджетов, а органы финансового контроля исполнительной власти контролируют использование бюджетных средств. Внешний контроль за деятельностью исполнительной власти по использованию общественных финансовых средств является важным фактором защиты общества от коррупции и казнокрадства, поскольку влечет ответственность власти перед обществом.

Внутренний государственный (муниципальный) контроль

Внутренний бюджетный контроль — это всегда контроль исполнительной власти, поскольку именно эти органы осуществляют функции по исполнению бюджетов. Бюджетный контроль подразделяется на внешний и внутренний финансовый контроль.

Внутренний бюджетный контроль реализуют органы исполнительной власти. Внутренний финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, в зависимости от статуса и функций проверяемых органов. Внутренний бюджетный контроль представляет собой неотъемлемую часть процесса управления и призван обеспечить органам исполнительной власти конкретность и компетентность руководства. Этот вид контроля осуществляется органом, подведомственным проверяемому органу. Внутренний контроль играет важную роль в обеспечении эффективного государственного управления. Он позволяет государству не только контролировать свои доходы и расходы, следить за функционированием финансовой системы, но и эффективно управлять этой системой, реализовывать свою финансовую политику. Бюджетный контроль может осуществляться как представительными (законодательными) органами, так и исполнительными органами соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления.

Предварительный контроль

Предварительный контроль проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

Предварительный контроль предшествует расходованию денежных средств и материальных ценностей. Он проводится при составлении проектов бюджета, проверке представления в финансовые органы проектов смет и расчетов к бюджету для предотвращения завышения бюджетных ассигнований и повышения эффективности распределения бюджетных средств. Он вносит в большей степени превентивный характер, создавая предпосылки для максимальной мобилизации доходов и целесообразного распределения бюджетных ресурсов по направлениям их расходования.

Последующий контроль

Последующий контроль, проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Последующий контроль проводится после поступления доходов в бюджет и финансирования из бюджета при рассмотрении и анализе отчетов об исполнении бюджетов, отчетов и бухгалтерских балансов распорядителей бюджетных средств, а также при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности плательщиков налогов и распорядителей бюджетных средств, состояния учета и отчетности, ее достоверности. Цель последующего контроля – выявление допущенных нарушений при уплате налогов в бюджет и расходовании бюджетных средств, разработка предложений по их устранению, укреплению финансовой дисциплины и предупреждение нарушений налогового, бюджетного и иного законодательства Российской Федерации.

Дата добавления: 2018-10-14; просмотров: 179 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


Внешний контроль осуществляется администрацией организации или специальными сотрудниками-контролерами. Такой контроль основывается на том факте, что люди лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель или его представитель. Это происходит по следующим причинам:
1.

По результатам контроля происходит оценка деятельности сотрудников и связанные с ней поощрения, наказания и продвижения по службе.
2. Постоянный контроль говорит о том, что данной сфере деятельности руководство придает особое значение, следовательно, необходимо проявлять хотя бы показное усердие, чтобы выделиться на фоне остальных.
3. Итоги контроля обычно обсуждаются в коллективе и многие стараются работать лучше, чтобы прославиться, то есть: удовлетворить свое честолюбие.
Эффективность внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств:
1. Должна быть предусмотрена защита от хитреца, то есть: от того, кто, ничего не делая, пытается создать видимость активной и добросовестной работы, показать менеджеру не то, что есть на самом деле, а что он желает увидеть. Обычно это делается с помощью манипулирования показателями. Особенно часто это происходит, если отсутствуют четко определенные нормативы работы, а результат не проходит рыночную оценку потребителем.
2. Цели, которые ставятся перед работниками в системе внешнего контроля, должны быть достаточно трудными.
3. По итогам внешнего контроля обязательно должны следовать поощрения или наказания.
Для обеспечения этих условий система внешнего контроля должна быть тотальной, требующей больших материальных и трудовых затрат. При усложняющейся деятельности организации она становится все более экономически и технически невыполнимой. Выход из данной ситуации – это внедрение внутреннего контроля (самоконтроля) – при нем исполнители сами следят за своей работой, ее результатами и вносят, при необходимости, корректировки собственной деятельности.
Его главная задача – вовремя обнаружить проблему и найти пути ее решения, а не поймать кого-либо и наказать, чтобы другим было неповадно. В таких условиях люди трудятся легко и свободно, принимают активное участие в формулировке целей своей деятельности и контролируют процесс их достижения.
Условия внедрения самоконтроля:
1. Групповые формы работ и принятия решений.
2. Здоровый морально-психологический климат в коллективе.
3. Демократический стиль руководства.
Внешний и внутренний контроль часто используют в определенной пропорции. Эта пропорция зависит от следующих обстоятельств:
1. От стиля управления организацией: авторитарный – преобладает внешний контроль; демократический – внутренний.
2. От возможности получать надежную объективную оценку результатов деятельности работников и спросить с них персонально за выполненные задания. Если это возможно – преобладает внешний контроль.
3. От характера подчиненного (недобросовестные – внешний контроль).
4. От микроклимата в коллективе (неблагоприятный – внешний, позволяющий сглаживать и предотвращать конфликты).
5. От принятой системы вознаграждения (индивидуальная – внешний, коллективная – внутренний).
Перед внедрением системы контроля необходимо проанализировать все обстоятельства деятельности организации.

Что такое ведомственный контроль?

1) контроль со стороны контрольно-ревизионного управления;

2) контроль, необходимый для осуществления независимой проверки;

3) контроль головных предприятий над своими филиалами.

Кто осуществляет внешний контроль?

1) ревизионная комиссия, созданная на предприятии;

2) государственные финансовые органы;

3) фонды, защищающие общество и его отдельные слои;

4) бухгалтерия организации.

С какой целью осуществляется внутренний контроль?

1) с целью обеспечения сохранности собственности предприятия;

2) в интересах общества;

3) в интересах государства.

Что контролирует КРУ?

1) банковские учреждения и крупные АО;

2) деятельность ГНИ;

3) только учреждения, финансируемые из федерального и республиканского бюджетов;

4) любые учреждения, имеющие расчетный счет.

5.Независимый контроль в РФ организуется в соответствии:

1) с Временными правилами аудиторской деятельности;

2) с Указом Президента РФ «Об аудиторской деятельности» от 22.12.1993г.;

3) с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

6.Предварительный контроль за использованием денежных средств осуществляют:

1) кассир и директор;

2) главный бухгалтер;

3) кассир;

4) главный бухгалтер и директор;

5) кассир и главный бухгалтер.

7.Контроль могут осуществлять:

1) только государство;

2) только инвесторы и работники по найму;

3) только вышестоящие органы;

4) все вышеперечисленные органы.

8.Субъект контроля — это:

а) организация, по отношению к которой проводятся контрольные мероприятия;

б) организация, которая осуществляет контрольные мероприятия;

в) организация, которая принимает решение по результатам контрольного мероприятия;

г) нет правильного ответа.

9.К функциям управления относятся:

а) планирование, мотивация, контроль;

б) анализ, синтез, обобщение;

в) регулирование, властвование, наказание;

г) нет правильного ответа.

10. Установите соответствия:

1) ветви государственной власти;

2) уровни государственной власти;

3) система органов исполнительной власти

а) федеральный, региональный, муниципальный;

б) законодательная, исполнительная, судебная;

в) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Вставьте слово, которое, по Вашему мнению, является правильным ответом.

… проводится на стадии составления и рассмотрения проектов формирования и использования средств (в виде локальных бюджетов и смет, финансовой помощи, кредитов, финансирования, инвестиций, целевых и иных программ).

А) первичный контроль;

б) предварительный контроль;

в) внутренний контроль;

г) текущий контроль.

Внутренний контроль – это…:

а) одна из основных функций управления, представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых, управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими;

б) контроль использования средств с установленной периодичностью или в разовом порядке с целью проверки правильности и эффективности расходования средств, утверждения отчетов и оценки деятельности объектов контроля;

в) процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям;

г) нет правильного ответа,

13. При классификации контроля по времени проведения контрольных мероприятий, выделяют:

а) государственный и негосударственный виды контроля;

б) внешний и внутренний виды контроля;

в) предварительный, текущий и последующий виды контроля;

г) производственный, финансовый, экономический виды контроля.

Вставьте слово, которое, по Вашему мнению, является правильным ответом.

… представляет собой независимую экспертизу и анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, а в современном понимании – это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами хозяйствования и собственности с точки зрения его достоверности и соответствия действующему законодательству.

а) ревизия;

б) негосударственный контроль;

в) аудит;

г) контроль.

15. К формам контроля относятся:

а) предварительный, текущий и последующий контроль;

б) ревизия, проверка, аудит, надзор;

в) независимый и негосударственный контроль;

16. Государственный финансовый контроль – это,..:

а) контроль, осуществляемый государственными контрольными органами;

б) установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталом), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

в) контроль проводимый специальными органами за хозяйственными субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов;

г) контроль за полнотой, своевременностью, структурным соответствием и целевым назначением исполнения доходных и расходных статей государственного бюджета и внебюджетных фондов.

За чем осуществляется контроль Федерального казначейства?

1) за целевым использованием средств;

2) за начислением и уплатой налогов;

3) за деятельностью предприятий, находящихся на федеральном и местном

бюджетах.

18. Ревизия—это:

1) процессуальное действие, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении законности;

2) составная часть системы контроля, признанная устанавливать законность, достоверность и экономическую эффективность совершаемых хозяйственных операций;

3) независимая проверка достоверности платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

19. В компетенцию Государственной налоговой службы входит:

1) контроль за использованием средств, финансируемых из бюджетов различных уровней;

2) проверка документов, связанных с начислением и уплатой налогов, перечисляемых в бюджет;

3) контроль учреждений, находящихся на федеральных и местных бюджетах.

Что такое ревизия?

1) ревизия — это один из важнейших методов последующего контроля и представляет собой комплексную документальную проверку, цель которой — выявление нарушений, злоупотреблений;

2) ревизия — это один из методов независимого контроля, который проводится по инициативе самого предприятия и служит информацией для руководителя;

3) ревизия — это один из методов независимого контроля, который проводится по заданию правоохранительных органов.

Что является целью тематической ревизии?

1) проверка отдельных видов деятельности предприятия;

2) проверка фактического наличия имущества;

3) проверка всех сторон финансово-хозяйственной деятельности отдельного

предприятия;

4) проверка наличия материальных ценностей.

Кем назначается состав ревизионной комиссии?

1) руководителем ревизующей организации;

2) главным бухгалтером;

3) председателем ревизионной комиссии;

4) руководителем ревизуемой организации.

Каков обычно срок проведения ревизии?

1) не менее 1 месяца;

2) не ограничен;

3) один месяц и более;

4) не более 30 дней.

Для чего служат акты ревизии?

1) они содержат вспомогательную информацию для руководителя и главного

бухгалтера;

2) они обобщают результаты ревизии;

3) они служат тестированием операций.

Что фиксируется в основном акте ревизии?

1) результаты инвентаризации ТМЦ;

2) различные нарушения, допущенные за ревизуемый период;

3) результаты ревизии в целом по предприятию.

Добавить комментарий

Закрыть меню