Внешняя политика руси

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Отношения с Византией. Империя была южным соседом восточных славян, их главным торговым партнером, а часто они сталкивались в войнах. Славянские и варяжские князья, зная о богатствах Византии, часто со­вершали набеги на ее берега. В середине IX в. греки наруши­ли какие-то условия торговли, и летом 860 г. 200 (по др. данным 360) русских челнов оказались в Босфоре. Патри­арх Фотий с ужасом вспоминал: варвары нахлынули, «как морская волна, и истребили живущих, как полевой зверь траву». Императору Михаилу пришлось подписать с росами выгодный для них «договор мира и любви». Нестор датиру­ет поход 866 г. и сообщает, что им руководил Аскольд. Часть историков считает, что это были 2 разных похода.

Очень подробно пишет Нестор о походе Олега в 907 г. Он говорит уже о 2 тыс. ладей, по «40 мужей» в каждой. Многочисленность воинов Олега и их жестокость вынуди­ли греков запросить мира. Они уплатили дань, обязались содержать русских послов и купцов, разрешать этим купцам беспошлинную торговлю и т. д. В 911 г. был подписан но­вый договор. Этот рассказ Нестора особенно важен тем, что ОН донес до нас текст договора Олега с греками — первый дошедший до нас документ из истории русского права. Но сообщение Нестора противоречиво. Оно изобилует преувеличениями и деталями явно фольклорными: Олег прибил щит ко вратам Цареграда, он велел поставить ладьи на колеса, и ветер погнал их к Царьграду. А главное — греки молчат о походе 907 г. Лев Гумилев даже считал, что Нестор через 200 лет после событий приписал Олегу поход и договор Аскольда. Большинство историков не согласно с Гумилевым. В 941 г. на греков напал Игорь, но его флот был сожжен «греческим огнем». При 2-м походе Игоря в 944 г. греки уплатили дань без боя. Однако договор с греками 945 г. был уже менее выгоден для Руси. При Ольге отношения с греками улучшились, ее с почетом принимал император.

Русь и степь. Южнорусские степи часто подвергались набегам кочевников. В VI в. сюда вторглись орды арабов (обров). Они издевались над славянами, запрягали женщин в телеги вместо быков. В VII в. авары были разбиты франками. Летопись приводит поговорку: «Погибоша, аки обре».

В VII в. из Азии пришли хазары, осевшие между Волгой и Доном. Славяне и хазары часто переходили от конфликтов к добрососедству. Выше сказано, что часть славян платила дань хазарам. Но она не была обременительна. Хазары обеспечивали безопасность торговых путей, и через их земли прошел торговый путь из Руси на Восток. В X в. славяне освободились от дани хазарам. Но русские князья часто называли себя хазарским титулом «каган». В 898 г. на Днепр вторглись венгры. Олег был разбит. Не сумев взять Киев, венгры удовлетворились данью. Заключив договор с Олегом, они ушли на запад. В конце IX в. в Причерноморье вторглись и печенеги. Особенно опасны они стали в X в.

Походы Святослава. Нестор пишет, что он перед походом слал к врагам гонцов со словами: «Иду на вы», походах не возил за собой ни возов, ни котлов, а жарил мясо на углях; Спал, положив седло под голову. В 965 г. он землю вятичей спустился вниз по Волге и, вопреки своему обычаю, неожиданно с тыла напал на войско хазар. Огнем и мечом прошел он по всей хазарской земле. По пути Хазарию он разгромил булгар и буртасов (мордву), а на обратном пути победил вятичей. Восточные границы Руси расширились (но не были укреплены). Хазарский каганат уже не оправился от удара и вскоре распался. Но он был своего рода плотиной на пути кочевников с востока. Теперь она рухнула. В южных степях стали хозяйничать печенеги. Потом явились половцы.

В 967 г. Святослав напал на дунайских болгар, быстро разбил их и занял крепость Переяславец на Дунае, желая сделать его столицей: «То середа земли моей. Ту сходится от Грек злато, шелк, вина и плоды, из Чех и Угор сребро и ко­ни, из Руси меха и рабы». Но на Киев напали печенеги. Гон­цы из Киева упрекали князя: «Ты чужой земли ищешь, а свою покинул». Святослав вернулся, отогнал печенегов и опять ушел на Дунай. На мирное предложение Византии он предложил ей «покинуть Европу и убираться в Азию». В ре­шающей битве 971 г. греки вдесятеро превосходили рус­ских, и те дрогнули. Нестор привел речь князя: «Не посра­мим земли Русской, но ляжем костьми. Мертвые сраму не имут». Воодушевленные воины разбили греков, те бежали. (Греки пишут о своей победе.) После мира с греками на об­ратном пути домой Святослав решил зимовать на о. Буян в устье Днестра. Там начался голод. Киевляне продуктов не прислали. Характер Святослава изменился к худшему. Он зверски расправился с христанской частью дружины и по­слал в Киев приказ сжечь церкви. Весной 972 г. он двинулся в Киев, но у днепровских порогов печенеги убили его и перебили дружину. Нестор пишет, что печенегов натравили болгары, ряд авторов винит в этом греков, а Л.. Гумилев — христиан Киева. Об отважном воине и великом полководце спорят историки. Но народ забыл его, не посвятив ему ни одной былины. Его подвиги были бесполезны для родины.

Красное Солнышко. В народе сложился, це­лый цикл былин о сыне Святослава Владимире, хотя тот не был столь великим полководцем и даже не унаследовал хра­брости отца. Владимир вновь покорил вятичей и радими­чей, успешно воевал с поляками и литовцами — ятвягами. Но он отказался от дальних заморских походов и занялся укреплением границ. Главной заботой была борьба с печенегами, совершившими набеги в 992, 996, 997 гг. Отбив набеги, князь стал строить крепости вдоль притоков Днепра и «набирати мужи лучшие от словен и кривич, от чюди и вятич», хотя им печенеги не угрожали. Граница стала делом общегосударственным и была надежно укреплена.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Язычество. Славяне, как и др. народы древности, были язычниками. Они поклонялись множеству богов и духов. Одни относились к местному, племенному или даже родовому культу, другие были общеславянскими персонажами или заимствованы извне. Число языческих персонажей — не менее 400 имен и названий. Вся жизнь славян была связана с фантастическим и поэтичным миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы, которым требовались жертвы. Жрецы, волхвы, ведуны еще не стали единым сословием со строгой соподчиненностью и системой поборов. Важное место занимал культ предков. В могилу воина клали останки коня, оружие, украшения. Сжигалась (часто добровольно) жена или невеста. Над могилой насыпали курган и совершали тризну — поминки.

Сохранился рассказ о кровавой тризне, устроенной в 971 г. Святославом на Дунае. Воины сожгли тела павших товарищей, а потом, творя тризну, предали смерти множество пленников и пленниц, топили в Дунае… Петухов и младенцев. В Х в. для многих стало ясно, что язычество устарело.

Проникновение христианства. Нестор пишет, что еще апостол Андрей побывал на Днепре и предсказал создание здесь великого города. Это легенда. Но по IX в. разные источники, хотя и кратко, сообщают о 1-м крещении Руси в 860-х гг., после похода Аскольда в Византию, и о создании «русской епархии». Это 1-е христианство в Киеве было подавлено Олегом. Но уже при заключении договора Игоря с греками в 944 г. часть его дружины составляли христиане, и клятву они принесли в церкви св. Ильи в Киеве. Ольга сама крестила и посетила Царьград. Она безуспешно склоняла к крещению сына. Святослав проявлял веротерпимость, но после похода на Дунай перебил христиан в своей дружине и грозил сделать то же в Киеве. Видимо, христиан там уже было много.

Языческая реформа Владимира. После смерти Святослава вспыхнула усобица между его детьми. Киевским князем стал Ярополк, добрый юноша, благожела­тельный к христианам. Княживший у древлян Олег нелепо погиб в столкновении с воинами Ярополка. Сын Святослава от рабыни Владимир княжил в Новгороде. Он нанял за мо­рем варягов, собрал большое войско и двинулся на Киев. С помощью воеводы-предателя он организовал убийство Яро­полка. Он также убил полоцкого князя Рогволда и надругал­ся над его дочерью Рогнедой. Нестор, видимо, сгущает крас­ки в описании пороков Владимира — язычника, чтобы под­черкнуть его преображение после крещения. Он насильник, братоубийца, «женолюбец», у него 800 наложниц в трех гаре­мах. Став в 980 г. правителем всей Руси, он столкнулся с тем, что единству страны мешали местные, племенные культы, и решил централизовать язычество. На высоком берегу Днеп­ра были поставлены идолы 6 главных богов: бога неба Стрибога, бога света Даждьбога, бога солнца Хорса, крылатого пса Семаргла, богини плодородия Мокоши и главы пантеона, бога грозы Перуна, покровителя князей, воинов и жре­цов. Другие боги запрещались. Возродились уже несколько забытые человеческие жертвы. Но сверху, по приказу новую веру не создать. Со временем Владимир в этом убедился.

Принятие христианства. С годами князь стал разочаровываться в язычестве. Видимо, повлияло и раскаяние в разврате, братоубийстве, пьянстве. Влияло ито, что многие соседи Руси уже исповедовали веру в единого Бога. Но князь колебался в выборе. Нестор пишет, что в 986 г. его убеждали мусульмане из Булгар, иудеи из Хаза­рин, христиане (греки и посланцы папы). Князь и бояре выбрали христианство греков — с Византией Русь имела более прочные связи. Религиозная связь была скреплена династической — Владимир силой (взятием Херсонеса) вынудил императоров Византии выдать за него принцессу Анну. В 988 г. (по др. версиям в 990 г.) князь издал приказ: «Если не придет кто завтра на реку — да будет мне враг». Нестор лукавит, говоря, будто креститься киевляне «с радостью пошли, ликуя: «Было бы это плохим, не приняли бы это князь и бояре»». Рассказывая, как рубили и жгли идолов, как подвергли поруганию идола Перуна, Нестор признает, что киевляне «оплакивали его неверные». Но серьезного сопротивления в Киеве и др. южных городах не было, там христианство уже укоренилось. Новгородцы же взялись за оружие, заявляя: «Лучше помрети, неже боги дата на поругание». Лишь когда Добрыня (дядя князя) приказал жечь их дома, новгородцы подчинились. Многие из тех, кто крестился по принуждению, тайно хранили верность язычеству. Долго сохранялось «двоеверие». Сама церковь много заимствовала из язычества.

Значение христианства. Оно было огромно. Ускорилось развитие русской культуры. Через посредство Византии Русь приобщилась к античному наследию. Укрепились и политические, культурные, династические связи Руси с христианскими странами Европы. (Но позже, после раскола христианства в 1054 г. тесные связи с Византией обернулись свертыванием контактов с «латинским» Западом). Укрепилась власть князя, имевшая, по учению церкви, божественное происхождение. Это требовало от подданных повинования князю, а от князя — осознания своей ответственности. Христианство более адекватно, чем отживающее язычество, соответствовало нарождавшемуся феодализму. Церковь содействовала смягчению нравов. Она запрещала многоженство, похищение невест, ритуаль­ные убийства жен, невест, рабов на тризнах. Крещение Руси упрочило ее единство, ускорило слияние разных племен единый русский народ.

Во внешней политике Древней Руси можно выделить три основных направления. Первое. Отношения с Западом и, прежде всего, с немецкими государствами и со Священной Римской империей, среди которых преобладали внешнеторговые отношения.

Второе. Контакты с Востоком и народами, населявшими Поволжье, Кавказ и Закавказье. Ведь разгром Хазарского каганата привел к освобождению от власти каганата волжско-камских болгар, которые образовали собственное государство — Волжскую Булгарию. Отношения со степью — особая страница внешнеполитической истории Древней Руси. В VIII-IX вв. сложился союз племен печенегов, которые до конца IX в. кочевали между Аралом и Волгой, а затем заняли причерноморские степи. Первое, полулегендарное, упоминание о них на Руси содержится под 915 г. Вероятно, речь идет о первом столкновении с ними Руси, а до этого отношения были скорее дружественными. И в дальнейшем отношения русов с ними складывались неоднозначно: от вражды до союза для борьбы с Византией. Все же историю связи Руси со степью следует начинать с 968 г., когда по сообщению Ипатьевской летописи печенеги осадили Киев: военные действия завершились подписанием мира со Святославом. Последний проводил достаточно агрессивную политику по отношению к южным соседям. Основной стержень внешней политики Руси при нем состоял не в защите рубежей, а в приобретении новых земель и нанесении ударов по богатым городам с целью получения военной добычи. Попытки князя привлечь на свою сторону печенегов перспективой богатой добычи достигали своей цели лишь у отдельных племен, а большая часть оставалась вне сферы его контроля. Это, в конце концов, и погубило предприимчивого князя, погибшего от рук печенегов в 972 г. Но территориальные приобретения Х в. в степной зоне стали уникальным явлением на многие века российской истории.

Третье. Связи с Югом — с Византией и народами Балканского полуострова. Следует отметить, что русско-византийские отношения в IX-XI вв. развивались очень сложно и неоднозначно: с одной стороны, экономические, политические и культурные связи, а с другой — военные действия.

В начальный период русской истории важнейшей внешнеполитической задачей Древнерусского государства было сохранение целостности и политической независимости под напором хазар, варягов и степных кочевников. Одновременно шла борьба за расширение территории и овладение торговыми путями (пик этой борьбы пришелся на княжение Святослава). В этот период торговые связи были развиты не только с Византией, но и с Западной Европой, особенно с Германией. Велись и войны с целью захвата добычи. В целом внешняя политика Руси в IX-X вв. была успешной. Киевские князья активно препятствовали попыткам Византии добиться влияния в районе Черного моря. Наиболее успешным был поход Олега на Царьград в 907 г. Кроме того, древнерусские дружины в IX-X вв. совершили несколько походов на Кавказ: например, в 909-910 гг. они дошли до Дагестана и основали там опорный пункт, который затем был уничтожен местным ханом.

В 930-940-х годах юго-западное направление стало основным во внешнеполитической деятельности Руси: в войне 941-944 гг. с Византией союзниками Руси выступили печенеги, договор с которыми был заключен еще в 20-е годы, а также варяги и угры при обеспечении хазарского нейтралитета. Но коалиция быстро распалась благодаря дипломатическому искусству Константинополя. Поход князя Игоря в 941 г. на Византию был вызван, вероятно, невыполнением греками договора 911 г. Этот поход был неудачным, но следующий (в 944 г.) завершился подписанием договора. Византия в это время вела войны с арабами и болгарами, что и вынудило ее пойти на подписание нового договора. Договор включал статьи «мира и любви» 907 г., «ряд» 911 г., но на более детальном уровне. Этот договор был менее выгодным для Руси (торговля облагалась пошлиной, ограничивалась торговля рядом товаров и сроки пребывания русских кораблей в Византии), но восстанавливал международный престиж Руси. Это был первый развернутый договор о военном союзе двух государств, который носил антихазарский характер и предполагал совместную борьбу против арабов. Кроме того, Игорь обязался не пропускать «черных» болгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье) в район Корсуня. Жителям Корсуня было разрешено ловить рыбу в устье Днепра. Соглашению 944 г. предшествовали переговоры на Дунае, посольские встречи в Киеве и Константинополе. Причем, впервые в состав русского посольства были включены купцы. Поход 944 г. на Албанию через Дагестан был прерван эпидемией, что не позволило выполнить стратегическую задачу — укрепить положение и торговые пути на Востоке.

Дипломатия Ольги проходила в мирных условиях: стабилизация отношений с Хазарией в 940-950-х годах; нормализация отношений с варягами, печенегами, уграми и Болгарией; политические контакты с Германией. Дипломатический визит Ольги в Константинополь в 955 г. стал первым выездом русских князей за границу с мирными целями.

С именем Святослава Игоревича связаны самые крупные победы и достижения во внешней политике Руси. В самостоятельный поход князь повел дружину в 22 года, всегда предупреждая своих врагов: «Хочу на вы идти». Это давало ему ряд преимуществ: противник собирал свои войска в одно место, где и бывал разбит. А когда слава князя распространилась за пределы Руси, то многие просто сдавались без боя. Первые его походы были вызваны стремлением укрепить восточные границы Руси и обеспечить свободное плавание на Волжскому пути, где главным препятствием был Хазарский каганат. Хронологически эти походы не имеют точной даты (964-966 гг.). Началом стал поход в землю вятичей, которые были освобождены от власти хазар. Затем Святослав разгромил Волжскую Булгарию и, спустившись вниз по Волге, разбил хазар. Получив извещение «иду на вы» каганат выставил все свои войска и был разгромлен, после чего войска Святослава направились на Северный Кавказ. От зависимости хазар были освобождены яссы и касоги, то есть русские дружины вышли к Керченскому проливу и Таврии. Это позволило обосноваться в низовьях Дона, создать Тьмутараканское княжество, распространить влияние Руси на Северный Кавказ, контролировать торговые пути по Волге, Дону и Керченскому проливу.

Кроме того, восточный поход создал основу для похода на юг с целью создания русско-болгарского государства (новой столицей планировался стать город Переярославец) и укрепления на берегах Дуная и Черного моря. Болгария, добившаяся независимости в 927 г., могла стать союзницей против Византии. Поэтому в 968 г. Святослав совершил удачный поход в Придунайскую Болгарию, завоевав многие города и проведя переговоры о союзе. Только набег на Русь в 969 г. печенегов, осадивших Киев, вынудил князя вернуться назад. После разгрома печенегов весной 970 г. русская дружина очистила Фракию, Болгарию и Македонию, дойдя до Царьграда. Но византийский полководец Варда Склир бросил против русов (около 10 тыс. воинов) 100-тысячную армию, что заставило Святослава отказаться от захвата Царьграда и сосредоточить основные усилия в Болгарии. Тем более что действия русской дружины облегчались мятежом в империи, в ходе которого был убит император. Кроме того, Святослав установил тесный союз с болгарским царем Борисом, добился военного сотрудничества с венграми и печенегами. Но он не сумел достаточно укрепить основные болгарские крепости и не занял проходы в Балканах. Поэтому войско нового императора Цимисхия в апреле 971 г. заняло Переяславец, захватив казну Болгарии и царя Бориса. Святослав в это время с 30-ти тысячным войском находился в крепости Доростол (Силистриа), где вспыхнул мятеж болгар, подавленный русскими войсками. Часть болгар перешла на сторону императора, а печенеги и венгры покинули русское войско, узнав о подходе к крепости византийцев. После трехмесячной осады 22 июля дружина Святослава сделала неудачную попытку прорыва, итогом чего стали мирные переговоры. По мирному договору 971 г. Святослав отпускал пленных и отдавал Доростол, а Цимсхий обязался пропустить русов к морю и выдать каждому из 22 тысяч воинов по 2 меры хлеба. Были выплачены и деньги для семей убитых дружинников. Кроме того, византийцы обещали не чинить препятствий русским купцам и договориться с печенегами о пропуске русских к Киеву. Святослав, добравшись до Днепра, решил перезимовать с небольшой дружиной в устье реки, а основную рать во главе с воеводой Свенельдом отправил в Киев. В это время византийский посол уговорил печенегов весной 972 г. напасть на Святослава: в последнем бою погиб и сам князь.

Политику отца на южном направлении продолжил Владимир, захвативший византийский центр в Крыму — Корсунь — после того, как Василий II отказался дать согласие на брак князя с сестрой императора в обмен на помощь русской дружины в подавлении восстания Варды Фоки. В 986 г. византийская армия потерпела поражение от болгар, после чего Василий II послал послов (севастийского митрополита Феофилакта, который стал первым послом Византии при киевском дворе и первым главой древнерусской церкви) за помощью в Киев. Во время переговоров было достигнуто соглашение по трем вопросам: принятие Русью христианства, оказание военной помощи Византии в Крыму против Херсонеса, который поддерживал восставших, и брак князя с сестрой императора Анной. Летом 988 г. 6-ти тысячное русское войско было доставлено в Крым, и русско-византийские войска одержали первую крупную победу при Хрисополисе. В апреле 989 г. при Абидосе было нанесено решающее поражение войскам узурпатора, когда русские на своих судах сожгли флот противника.

Владимир Святославич получил в наследство запутанный клубок проблем, связанных со степью: перед ним во всей остроте стали вопросы не просто охраны, но и возведения пограничной линии с кочевниками. Причем он столкнулся с печенегами не в качестве общерусских врагов, а его личных противников: после убийства Владимиром Ярополка один из его сподвижников Варяжко бежал к печенегам, и те не преминули воспользоваться распрями на Руси. Здесь истоки еще одной линии русско-кочевнических отношений — наемничество, особенно пышно расцветшее в годы феодальной раздробленности. Владимир сумел достаточно эффективно оградить границы от печенегов: из известий о том, что в 981-984 гг. он ходил на «ляхов», вятичей, ятвягов и радимичей, совершил в 985 г. поход на Волжскую Булгарию можно сделать вывод, что он был спокоен за южные рубежи. В этом походе Владимир оперся на степняков-торков, в результате чего и победил булгар: мир с ними стал первым договором между феодальными между язычниками и мусульманами. Политическая активность Руси по отношению к печенегам замирает на несколько лет, вероятно из-за оживившихся после 988 г. связей с Византией. Но уже в 991 г. Владимир был вынужден предпринимать серьезные меры для обеспечения безопасности рубежей. Положение осложнялось тем, что договор с печенегами часто нарушался при смене хана, а, кроме того, условия договора не соблюдались ордами, его не подписавшими. Из-за этой нестабильности Владимир и разработал новую концепцию противостояния степи: возведения на путях кочевников городов-крепостей вдоль рек. С 991 г. этот план начал выполняться: были города построены по Десне, Устрьи, Трубешеви, Суле и Стугне. При этом новые населенные пункты заселяли не только представители славянских племен киевской округи, но и чудь, вятичи, кривичи и другие народности.

Но создание линии обороны не означало прекращения походов русских войск в степь, которые носили не только упреждающий характер, но и преследовали нередко откровенно грабительские цели. В 999 г. русские воины вместе с византийцами побывали в Сирии, где разгромили город Химс. В следующем году они участвовали в походе на Эрзерум, обратив в бегство грузинское войско. То есть вплоть до смерти Владимира в 1015 г. Русь пожинала плоды его политики в степи и наслаждалась относительно мирной жизнью.

Что касается древнерусской дипломатии, то она зарождалась постепенно как средство закрепления результатов военных походов и создания различных союзов. На нее огромное влияние оказало развитие государственности и становление международной дипломатической практики раннего средневековья. Истоки древнерусской дипломатии восходят к антам (VI- начало VII вв.): переговоры по территориальным вопросам, соглашения о выкупе пленных, посольские обмены, военно-союзные договора, получение постоянных денежных даней от Византии в обмен на соблюдение мира на ее границах. Помимо антской традиции на дипломатическую практику русов оказали влияние дипломатическая система Византии и опыт соседних «варварских» государств. Данные о первых дипломатических контактах славян-русов в VIII — IX вв. содержатся в житиях греческих святых Стефана Сурожского и Георгия Амастридского. В конце VIII — первой трети IX вв. заключаются первые дипломатические договора русов с греками после грабительских походов русских дружин на крымские и малоазиатские владения Византии. Но это еще соглашения с местными властями. Следующий шаг — русское посольство 838-839 гг. к франкам. Сведения о походе на Византию и первом мирном договоре 860 г. содержатся в проповеди константинопольского патриарха Фотия, в его «Окружном послании» восточным архиепископам, а также в сочинениях Никиты Пафлагонского и Иоанна Дьякона. Позднее с ней заключается договор «мира и любви». На исходе IX в. такой же договор «мира и любви» заключается с варягами, оговаривающий союзные обязательства и уплату Русью дани за мир на границах. Вероятно, аналогичным был и русско-венгерский договор. Также были установлены дружественные отношения с Болгарией.

Договор 907 г. с Византией был типичным договором «мира и любви», преемственным с договором 860 г. и предусматривающим восстановление мирных отношений, уплату контрибуции и ежегодных даней в пользу Руси, а также освобождение русского купечества от пошлин в столичных городах. Договору 911 г. уже предшествовала посольская конференция, а сам договор включал не только общеполитическую идею «мира и любви», но и основанный на этой идее «ряд» — серию конкретных статей, охватывающих торговые, военные и другие вопросы: свободный въезд в Византию, беспошлинную торговлю для русских купцов, а также разрешение возникающих недоразумений по русским законам. То есть это был уже равноправный, двусторонний договор.

Таким образом, под зарождением дипломатической системы Руси имеется в виду:

во-первых, содержание дипломатических переговоров и соглашений: в ПВЛ содержатся русско-византийские договора 911 г.

и 944 г.;

во-вторых, вовлечение в сферу дипломатической активности Руси все большего количества государств и народов;

в-третьих, генезис форм дипломатических переговоров и соглашений;

в-четвертых, зарождение и развитие посольской службы: первые сведения о послах русов в Константинополь и империю франков содержатся в Бертинских анналах 838-839 гг.

(IX – начало XII в.)

Середина IX в.– складывание в Среднем Приднепровье раннефеодального государственно-политического образования Русь.

860 г. – первый поход русов на Царьград (Константинополь).

862 г. – год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание в Новгородскую землю варяжского конунга (князя) Рюрика. По традиции с этого времени берет начало русская государственность.

862–879 г. – правление князя Рюрика в Новгороде.

882 г. – объединение Новгорода и Киева под властью варяжского князя Олега. Киев стал центром Древнерусского государства

879–912 гг. – княжение Олега.

907 г. – удачный поход Олега на Константинополь. Первый договор с Византией. Победители получили огромную дань.

912–945 гг. – правление князя Игоря в Киеве.

941 г. – неудачный поход князя Игоря на Константинополь. Сожжение русских кораблей «греческим огнем».

944 г. – поход князя Игоря на Константинополь. Посольство к императору Роману в Византию для заключения мира.

945 г. –договор князя Игоря с Византией о мире, союзе и торговле. Восстание племени древлян. Убийство Игоря древлянами при попытке повторного сбора дани (полюдья).

945–964 гг. – правление жены князя Игоря Ольги в Киеве в качестве регентши малолетнего князя Святослава.

945 г. – окончательное покорение древлян княгиней Ольгой.

945–946 гг. – установление дани («уроков») и мест сбора податей («погостов») в землях племен, подчиненных Киеву.

955 или 957 г. – крещение Ольги. Ольга стремилась укрепить союзнические отношения с Византией.

964–972 гг. – правление князя Святослава Игоревича в Киеве.

964–966 гг. – походы князя Святослава на Оку на вятичей, которых он освободил от хазарской дани и присоединил их земли.

965 г. – разгром Святославом хазарского города Саракел (Белая Вежа). Завоевание ясов и касогов (Северный Кавказ). Завоева­ние Святославом Таманского полуострова и основание Тмутараканского княжества.

60-е гг. X в. – разгром Святославом Хазарского каганата. Установление полного контроля Киева над важнейшими торговыми путями по Волге и Каспию.

966 г. – присоединение вятичей, обложение их данью.

968 г. – поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию. Завоевание 80 городов.

968 г. или 969 г. – нападение печенегов с юга на Киев. Возвращение Святослава и разгром печенегов под Киевом.

969–971 гг. – второй поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию и война с Византией.

969 г. – назначение Святославом своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене (земля древлян), Владимира в Новгороде.

971 г. – заключение под Доростолом мира между князем Святославом и императором Византии Иоанном I Цимисхием. Обязательство Святослава уйти из Болгарии и оказать помощь Византии в случае нападения на нее неприятеля – в обмен на обязательство Цимисхия не воевать с болгарами и не подстрекать печенегов на походы против Руси.

972 г. — гибель Святослава в схватке с печенегами на р. Хортица.

972–980 гг. – правление князя Ярополка в Киеве.

977 г. – поход Ярополка на древлянского князя Олега.

978 г. – победы Ярополка над печенегами.

979 г. – заключение князем Ярополком мира с Византией.

980 г. – поражение князя Ярополка в битве с князем Владимиром под Смоленском. Осада Киева дружиной Владимира. Убий­ство Ярополка. Опираясь на новгородцев и варягов, Владимир утвердился в Киеве.

980–1015 гг. – правление князя Владимира I Святославича в Киеве ознаменовало новый этап в развитии Киевской Руси.

980 г. – языческая реформа Владимира. Замена разрозненных языческих культов единой государственной религией. Создание государственного пантеона из шести божеств во главе с Пе­руном. Владимир искал такую религию, которая помогла бы креп­че объединить его государство. Но языческая реформа не решила этих задач.

981 г. – отвоевание князем Владимиром у Польши городов Червен и Перемышль.

981–982 гг. – успешные походы князя Владимира на вятичей. Покорение вятичей и обложение их данью.

984 г. – успешный поход князя Владимира на радимичей и покорение их.

985 г. – поход князя Владимира на волжских болгар.

988 г. – военный союз князя Владимира с византийским императором Василием II. Нарушение Василием условий договора. Поход Владимира на греческую колонию Херсонес (Корсунь) и взятие ее. Мирный договор с Византией. Крещение Владимира и брак с принцессой Анной, сестрой императора Василия II.

988–990 гг. – введение христианства в Древнерусском государстве («Крещение Руси») содействовало укреплению княже­ской власти, престижа Руси на международной арене, торговых, экономических и культурных связей с другими странами.

1014–1016 гг. – выступление новгородского князя Ярослава против великого князя киевского. Отказ Ярослава от уплаты дани Киеву.

1015 г. – восстание в Новгороде против варягов, призванных на службу князем Ярославом. Убийство удельных князей братьев Бориса и Глеба по приказу Святополка (Окаянного). Вступле­ние Святополка на великокняжеский престол.

1015–1019 гг.– княжение в Киеве Святополка Владимировича.

1018–1019 гг. – борьба Святополка с Ярославом за власть в Киеве. Изгнание Святополка из Киева, обращение его за помощью к печенегам. Поражение Святополка и его бегство в Польшу.

1019–1054 гг.

– время правления в Киеве Ярослава Мудрого – расцвет Древней Руси. Ему была подвластна огромная территория от Балтийского до Черного моря. Восточным и южным гра­ницам больше не угрожали печенеги. Составление свода законов «Правды Ярослава» – наиболее древней части Русской Правды.

1019 г. – Ярослав Мудрый освобождает Новгород от дани киевским князьям.

1021 г.– появление первых русских святых: были канонизированы Борис и Глеб – братья Ярослава, убитые в ходе междоусобиц.

1026 г.– раздел Киевского княжества между Ярославом и его братом Мстиславом Тмутараканским (Мстислав Удалой).

1036 г.– разгром печенегов под Киевом. Создание киевской митрополии во главе с митрополитом Феопемтом.

1036 г.– после смерти Мстислава власть Ярослава Мудрого распространяется на все его владения.

1043 г.– неудачныйпоход Владимира Ярославича на Визан­тию.

1043 г.–будущий корольВенгрии женится в Киеве на доче­ри Ярослава Анастасии.

1043 г.–сынЯрослава Изяслав женится на дочери польского короля Мешко II.

1046 г. – заключение Ярославом мира с Византией.

1048 г.–французскоепосольство просит руки дочери Ярослава Анны для своего короляГенриха I.

1051 г.– утверждение Ярославом священника княжеского села Берестова Иларионана Киевскую митрополию без предварительных обсуждений с константинопольским патриархом (пер­вый митрополит из русских).

1052 г.–браксына Ярослава Всеволода с византийской принцессой Анной.

1054 г.–»Завещание»Ярослава. Ярослав Мудрый, умирая, разделил страну между6 наследниками (5 сыновей и 1 племянник) и установил порядокпередачи власти не старшему сыну, а старшему в роде. Предполагалось, что наследники будут править страной сообща (ни у одного из братьев не было определенного княжества, земли были расположены чересполосно). Появляются тенденции к раздробленности Руси.

1054–1073 гг. – правление Изяслава Ярославича в Киеве. Создание свода законов Древнерусского государства – Правды Ярославичей.

1054–1097 гг. – междоусобная война русских князей – сыновей и внуков Ярослава Мудрого – за Киевский престол.

1073 г. – Святослав (1073–1076) изгнал из Киева Изяслава (погиб в 1078 г.).

1073–1076 гг. – великое княжение в Киеве Святослава Ярославича.

1078-1093 гг. – великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича. После его смерти киевляне пригласили туровского князя Святополка Изяславича.

1093 г. – поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами. Разорение Южной Ру­си половцами.

1096 г.– победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем.

1097 г. – в интересах прекращения междоусобиц по предложению Владимира Всеволодовича Мономаха созывается съезд русских князей в Любече, на котором Святополк был признан Великим князем и достигнуто общее согласие, «кому, какой отчиной править». Съезд закрепил юридически разделение Руси на отдельныекняжества. Нарушение договора князьями – киевским Святополком II и Давыдом Игоревичем Владимиро-Волынским.

1111 г. – победа русских князей во главе с Владимиром Мономахом над половцами.

1113 г. – смерть Святополка II. Восстание посадского населения в Киеве против произвола княжеских управителей и при­теснений ростовщиков. Приглашение киевским боярством на великое княжение Владимира Мономаха.

Около 1113 г. – составление летописи «Повесть временных лет»монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

1113–1125 гг. – правление великого князя Владимира II Всеволодовича (Мономаха) в Киеве.

1113 г. – уставы Владимира Мономаха о «закупах» и о «резах» (процентах). Ограничение годового «реза» до 50 % законодательное ограничение размера годовых процентов, получаемых ростовщиками.

1125–1132 гг. – княжение в Киеве старшего сына Владимира Мономаха Мстислава I Владимировича – последнего князя единой Руси. После смерти Мстислава Русь распалась на полтора десятка княжеств-государств.

ТЕМА

Внешняя политика Древней Руси.

ПЛАН

  1. Зарождение дипломатической системы древней Руси
  2. Формирование и развитие внешнеполитических отношений:
  3. Роль князя Игоря, воеводы Олега в формировании внешнеполитических отношениях.
  4. Роль Ольги в формировании дипломатических отношениях.
  5. Политика Святослава.

    Независимость Руси.

  6. Политическая деятельность Владимира сына Святослава.
  7. Внешняя политика Руси времен Ярослава Мудрого.

1. Зарождение дипломатической системы древней Руси

Организация дипломатической деятельности неотделима от внешнеполитической функции государства. Зарождение государственности даже в такие непросвещенные времена, как IX-X веках отечественной истории, неизбежно предполагает с первых же шагов древней Руси на международной арене существование определенных организационных внешнеполитических начал, конкретных дипломатических средств, методов, форм, приемов, свойственных не только уровню развития данного государства, но и в известной степени международной практике своего времени.

Естественно, что система древнерусской дипломатии, как, впрочем, и дипломатии любого другого государства, не возникает неожиданно и сразу же в готовых, раз и навсегда отлитых политических формах.

Именно в период перехода от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу, на этапе военной демократии, зарождаются войны как социальное явление, закладываются и основы государственной дипломатической службы. Дипломатическая деятельность военно-демократических общественных образований, а позднее классовых государств зарождается как средство закрепления результатов военных предприятий, создания различных международных политических комбинаций для дальнейших завоевательных походов или для обороны против опасных соперников.

Зарождение дипломатической системы древней Руси это, прежде всего содержание дипломатических переговоров и дипломатических соглашений, расширение круга и степень значимости поднимаемых в них политических вопросов; вовлечение в сферу дипломатической активности Руси все большего количества государств и народов зарождение и развитие посольской службы.

Многие дипломатические переговоры и соглашения древней Руси возникли на почве военного противоборства руссов с соседними странами и народами.

Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей. В свое время русы, побежденные готами, бежали частично на восток, частично на юг. Часть русов, ушедшая на восток, заняла три города, которые стали опорными базами для их дальнейших походов.

Это были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро) и Старая Руса. Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам.

Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей русов становилось все ценное. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик.

Биография Рюрика непроста. По «профессии» он был варяг, то есть наемный воин. По своему происхождению рус.

Существует легенда о двух братьях Рюрика, Синеусе и Труворе, возникшая в результате непонимания слов летописи: «Рюрик, его родственники и дружинники». Дружинников Рюрик посадил в Изборске, родственников отправил дальше, на Белоозеро, сам, опираясь на Ладогу, где был варяжский поселок, сел в Новгороде. Так, путем подчинения окрестных славян, финно-угров и балтов, он создал свою державу.

2. Формирование и развитие внешнеполитических отношений:

  1. Роль князя Игоря, воеводы Олега в формировании внешнеполитических отношениях.

Согласно летописи, Рюрик умер в 879 году, оставив сына, которого звали Игорь. Поскольку Игорь, в то время был еще очень мал, власть принял воевода по имени Олег. Олег с воинами двинулся по великому пути из «варяг в греки»: из Новгорода к югу по речке Ловать, где была переволока, и дальше по Днепру, попутно заняв Смоленск. Варяги Олега и малолетнего Игоря подошли к Киеву. Тогда там жили славяне, и стояла небольшая русская дружина Аскольда. Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там убил их. После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властителям. Это произошло в 882 году. Олег занял Псков и в 883 году обручил малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой.

К IX веку раскол славянского единства привел к созданию новых, ранее не существовавших народов.

Образовавшееся русско-славянское государство с центром в Киеве быстро усилилось и сразу же начало расширяться к берегам Черного моря. В этом движении славяно-русы столкнулись с таким грозным противником, каким была в конце IX начале X века Византия.

Говоря об отношениях Киева и Византии в X веке, необходимо сразу отметить следующие обстоятельства.

Во-первых, в X веке весьма изменились ландшафтно-климатические условия жизни народов Евразии и, в частности, обитателей Северного Причерноморья. Наступила очередная вековая засуха, вследствие которой часть печенегов откочевала из Средней Азии в низовья Днепра. Печенеги в поисках союзников вступили в контакт с Византией и стали для нее надежными друзьями, а враги печенегов и Византии мадьяры выступили союз

Добавить комментарий

Закрыть меню