Виды социальных проектов

Страница участника 10-го Всероссийского конкурса
«Дистанционный учитель года»

WEB-справочник для педагогов и старшеклассников
«Как разработать социальный проект»

Что такое социальный проект?
Методы выявления и анализа проблемы. Правильная цель

Сущность и виды социального проектирования

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Имен­но социальное проектирование позволяет воспитаннику ре­шать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектирова­нием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиаль­но, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множест­ва деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социаль­ное проектирование можно
рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межлично­стное общение.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.
Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях:

  • Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
  • Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
  • Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
  • Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
  • Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования

  • привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
  • включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

  • повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
  • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
  • закрепление навыков командной работы

Признаки проекта

  • Цель — изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового
  • Установленные сроки начала и завершения
  • Определенные ресурсы
  • Измеряемый продукт или результат

Типология проектов
В разных сферах нашей жизни люди создают проекты, которые помогают им в их деятельности. В соответствии с типом деятельности создается типология проектов:

  • Социальные
  • Оборонные
  • научно-технические
  • технологические
  • космические
  • экономические
  • строительные
  • экологические

Управление проектом
Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.

Управление включает три основных вида деятельности:

  • Планирование
  • Организация
  • Управление

Планирование

  • Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
  • Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.
  • Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

Организация

  • Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.

Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо?

Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда. Управление
Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:

  • Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
  • Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.
  • Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

Классификация социальных проектов и их характеристика

Основание классификации Характеристика видов социальных проектов
Тип моделируемого объекта • Институциональный, направленный на моделирование социального института; • процессуальный, ориентированный на отражение социальных процессов; • организационно-управленческий — определенный замысел относительно развития организационно-управленческой системы; • деятельностный — модель будущей социальной деятельности
Характер отражения объекта • Одноаспектный, затрагивающий конструирование лишь одной из сторон функционирования социального объекта; • комплексный, предусматривающий конструирование социального объекта в целом, т.е. всех его сторон
Степень масштабности объектов Микропроект, отражающий конструирование микросоциальных явлений и процессов; макропороект, отражающий конструирование макросоциальных явлений и процессов
Степень инновационности Радикальный, отличающийся принципиальной новизной отражения всех аспектов социального объекта; комбинированный, сочетающий в себе инновационные и традиционные формы и решения; проект совершенствования, предполагающий частичное изменение состояния социального объекта до определенного качественного предела
Способ представления Программа — документ, отражающий содержание и план деятельности, т.е. выбор и обоснование целей, а также способов их достижения с помощью опреде­ленных действий на основе использования ресурсов; прогноз – логико-схематическая или математическая модель желаемого будущего и методов его дости­жения; план — формальный документ, связывающий цели, время, ресурсы, действия, результат деятельности и предусматривающий ход развития социального объекта; инструкция — нормативный документ, регламенти­рующий социальную деятельность; описание — формализованное изложение совокупно­сти системных характеристик социального объекта; сценарий — детальное описание порядка и последо­вательности действий, направленных на достижение желаемого состояния социального объекта; методика — совокупность технических приемов и методов целесообразного осуществления какой-либо деятельности; модель — некоторая логическая, схематическая или математическая система отражения объекта или про­цесса с определенной структурой и механизмами функционирования

Из табл. 58 следует, что по типу моделируемого объекта целесообразно выделять институциональные, процессуальные, организационно-управленческие и деятельностные социальные проекты как основные элементы общественной системы.

По характеру отражения объекта выделяют одноаспектные и комплексные социальные проекты. Первую разновидность проектов применяют чаще всего для усовершенствования каких-либо элементов или сторон социальных объектов, а также для преодоления некоторых недостатков и использования передового опыта. Вторая разновидность предпочтительнее в случае целостного и комплексного преобразования объектов. Значительное разнообразие видов социальных проектов дает такое основание, как форма их представления. По этому признаку выделяют такие проекты: программы, прогнозы, планы, инструкции, описания, сценарии, методики и собственно модели. Такие социальные проекты отличаются друг от друга не только по форме, но и по внутреннему содержанию, т.е. способу представления. Кроме того, они разнятся спецификой применения в социальной практике.

По инновационному потенциалу, или степени инновационности, различают три вида социальных проектов. К первому относят принципиально новые проекты, удовлетворяющие принципу кардинальности. Такие социальные проекты, как правило, не имеют аналогов на практике, но именно они обеспечивают быстрое обновление общественной системы и ее элементов. Ко второму виду проектов относят модификации или комбинации уже имеющихся социальных проектов с учетом специфики условий их функционирования в различных подсистемах общества. Задача социального проектирования в этом случае заключается в максимальном сохранении новизны социальной технологии и создании такой ее конкретной модели, которая бы лучше отражала сущность сферы ее применения и была приспособляема к внешней среде. Такая модель должна революционизировать среду, а среда не должна регрессировать модель, т.е.

процесс адаптации модели должен способствовать ее обновлению. Третья разновидность социального проектирования по указанному признаку характеризуется усовершенствованием имеющихся проектов, когда они еще далеки до своего технологического предела, а их улучшение целесообразно и может еще дать определенный социальный эффект. Если первые две разновидности социального проектирования «работают» далеко от предельной зоны, когда потенциал нового еще не исчерпан, то третья разновидность оперирует предельными социальными формами, развитие которых в прежнем качестве становится все более затруднительным, однако перспективы выхода за его пределы еще до конца не ясны. Поэтому процесс социального проектирования является здесь, по сути, процессом совершенствования качества социального объекта в пределах старой формы. Конструируемую технологию приспосабливают к новым процессам для того, чтобы обнаружить ее пределы и обеспечить постепенный переход социального объекта в новое качество. В результате становится понятной ограниченность этой технологии. Она как предельная форма оказывается выработанной, и проясняются методы ее кардинального обновления. Затем осуществляется первый, или радикальный, вид проектирования социального объекта. Таким образом, усовершенствование как вид социального проектирования является вынужденной и своеобразной временной «передышкой» перед новым этапом инновационной деятельности.

По масштабности объектов социального проектирования выделяют микропроекты, которые отражают микросоциальные явления и процессы, а также макропроекты, моделирующие макросоциальные явления и процессы. Социальные проекты первого вида описывают ближайшее социальное пространство, в котором действует человек; их концептуальной основой являются различные микросоциологические теории. Такие проекты отражают процессы трудовой деятельности, общения, обучения и местного самоуправления. Социальные же проекты второго вида моделируют и описывают более масштабные, крупные социальные явления и процессы. Это региональные, общенациональные и глобальные социальные проекты, направленные на реформирование основных подсистем и сфер общества, его социальных институтов. Теоретико-методологическим фундаментом этих проектов являются все макросоциологические теории.

Социальное проектирование – весьма неоднозначный и сложный процесс. Это обусловлено целым комплексом различных факторов. В этой связи российские исследователи С. Бушуев и Э. Горин отмечают следующие факторы, отражающие качественную специфику социального проектирования:

• требования заказчиков и повышение их компетентности в процессе ознакомления с проектированием. При этом, как правило, срабатывает принцип, гласящий, что «аппетит приходит во время еды». Осознав с помощью проектировщиков суть проблемы, заказчик зачастую повышает свои требования к проекту, что иногда приводит к формулировке задач, часто принципиально неразрешимыми на современном этапе развития социальной инженерии;

• собственная сложность конечного продукта социальных проектов. Проектировщик практически никогда не знает, насколько сложным может оказаться выполнение того или иного проекта; работа над проектом может вскрыть истинную его сложность и привести к дефициту ресурсов, необходимых для его осуществления;

• взаимосвязь разработанного проекта с внешним окружением (экономическим, политическим, экологическим, социальным, культурным и др.). Это чаще всего «отягощает» социальное проектирование, создавая новые проблемы и трудности. Однако нельзя рассматривать окружающую социальное проектирование среду как вредную, так как именно в ней могут содержаться недостающие для проектирования новые идеи, аналоги или ресурсы;

• степень неопределенности и риска. Социальное проектирование почти всегда связано с огромным риском, степень которого зачастую бывает очень трудно оценить. Неопределенность и риск – естественный и органичный фактор, который характеризует социальное проектирование как разновидность творческой и новаторской деятельности;

• фактор организационной перестройки, которая неизбежна, поскольку объект управления постоянно меняется, в связи с чем должна меняться и система управления социальным проектированием;

• частота смены технологий. Довольно часто в процессе социального проектирования меняются варианты технических решений из-за стремления максимально удовлетворить желания заказчика, который, как правило, действует по принципу: «Хочу чего-то, но не знаю точно чего»;

• ошибки планирования и ценообразования – неизбежный атрибут любого неоднозначного социального проекта, так как увязать и удовлетворить все интересы проектировщиков, заказчиков и непосредственных исполнителей всегда довольно сложно.

При выяснении сущности, природы и особенностей социального проектирования необходимо обращать внимание на следующие весьма важные аспекты.

1. Существует несколько точек зрения относительно сущности социального проектирования. Одни ученые понимают под ним разработку новых социальных отношений, другие – создание новых социальных объектов, третьи – формирование определенных социальных программ и т.д. Это свидетельствуют о том, что понятийно-категориальный аппарат социального проектирования еще не отличается концептуальной и методологической четкостью. Не сложилась еще окончательно и его нормативная система. В организационно-практическом плане социальное проектирование нередко является разновидностью либо совместных усилий государственных служащих, народных депутатов и работников органов местного самоуправления, либо творческой деятельностью ученых по разработке прикладных социальных проектов. Кроме того, пока еще относительно мало специализированных организаций и фирм, которые профессионально занимались бы исключительно разработкой и внедрением социальных проектов.

2. Социальное проектирование часто сводят к социальному планированию либо прогнозированию. В этой связи подчеркнем, что хотя разработка социальных планов и прогнозов предполагает использование некоторых принципов, приемов и методов социально-проектировочной деятельности, она, тем не менее, имеет свою специфику в сравнении с социальным проектированием. Так, социальное проектирование (наряду с планированием) как одна из форм выработки и принятия решений является важным элементом процесса социального управления, который обеспечивает эффективную реализацию других его функций. Однако социальное проектирование, в отличие от планирования, в значительно меньшей степени детерминирует другие функции социального управления. Оно допускает многовариантность решений и тем самым как бы предопределяет направления развития социальных объектов или процессов, исходя из материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

По сравнению с планированием социальное проектирование лишь условно имеет директивный характер: подготовка социального проекта, как правило, обусловлена решением определенной задачи. В то же время для того, чтобы проект был воплощен в жизнь, он должен стать плановым заданием для персонала организации. Социальное проектирование чаще всего связано с поиском оптимальной цели, которую необходимо обосновать и затем воплотить в жизнь. Оно является неким связующим звеном между социальным прогнозированием и социальным планированием с точки зрения средств достижения намеченных целей. В прогнозировании эти средства, как правило, имеют самый общий вид, в то время как в процессе планирования они максимально конкретизируются. Социальное проектирование обычно направлено на поиск и обоснование таких средств, которые можно воспроизвести или заменить в различных ситуациях. Поэтому его нередко связывают с необходимостью подготовки предпроектной документации, после которой происходит сам процесс социального проектирования.

Еще одно отличие социального проектирования от социального планирования заключается в том, что социальные планы, в том числе и перспективные, строго рассчитаны на определенный отрезок времени, в то время как проектирование в зависимости от поставленных целей может иметь определенные сроки своего осуществления, а может быть основано на примерных расчетах и некоторых ориентирах без строгого временного ограничения.

Что касается связи между социальным проектированием и социальным прогнозированием, то последнее не включает в себя всех элементов проектирования, так как, определяя будущее состояние планируемого объекта и возможные методы достижения определенного уровня его развития, не ставит перед собой задачу непосредственного их воплощения в жизнь. Социальное прогнозирование, таким образом, лишь подготавливает базу, опираясь на которую, можно посредством социального проектирования выработать те или иные планы решения назревших социальных проблем.

3. Понимание природы, масштабов, радикальности и инновационности социального проектирования детерминировано политическими, экономическими, социальными и идеологическими факторами или характеристиками определенного этапа общественного развития. На каких-то этапах общественного развития могут доминировать как отдельные факторы, так и все они одновременно, что, естественно, значительно усложняет возможности процесса социального проектирования. Например, на возможности социального проектирования в украинском обществе одновременно влияет целая группа факторов: экономический кризис и социальное расслоение общества, традиционализм культурных образов, мышления и поведения людей (ментальность), неопределенность их политических ориентации и т.п.

4. Сформулированные и рассмотренные выше факторы усложнения процесса социального проектирования как такового проявляются в нем гораздо сильнее и многообразнее вследствие специфики проектируемого социального объекта (общества, социальной общности, институтов или групп). Это объективно превращает его в сложный, неоднозначный и весьма рисковый вид социальной деятельности. Например, специфическим социальным проектом является программа социального развития городского поселения. Для ее создания необходимо, по сути, выполнить все элементы проектирования: смоделировать структуру и функции города, определить его пространственные рамки и их изменение в будущем. Важно также создать временную модель изменений как некоторую совокупность трендовых моделей, а также выработать комплекс мероприятий по достижению желаемого будущего состояния и уровня развития города. И, наконец, нужно еще предусмотреть институционализацию спроектированной модели, т.е. обеспечить принятие соответствующих нормативных актов, которые делают данную программу легитимной и обязательной для исполнения местными органами исполнительной власти. Немаловажным является здесь и организационное проектирование, которое предусматривает совокупность действий по организации управления этой программой и городом в целом в аспекте ее реализации.

Следовательно, социальное проектирование – чрезвычайно сложный и ответственный процесс, посредством которого в основном и происходят социальные нововведения. Его эффективность в значительной мере зависит от степени обеспеченности квалифицированными специалистами в области социальной инженерии или инженерной социологии.

Социальный проект – это сконструированное инициатором социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

В зависимости от различных оснований существуют несколько типологий проектов:

— по типу (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;

— по классу проекта (по составу и структуре проекта и его предметной области): монопроект, мультипроект, мегапроект. Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида, масштаба. Мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий многопроектного управления. Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающий в состав ряд моно- и мультипроектов;

— по длительности (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (более пяти лет);

— по виду проекта (по характеру предметной области проекта): инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный;

— по масштабу проекта (по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир): межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты отдельной организации.

Есть разные типологии социальных проектов. Некоторые из них строятся только по содержательному основанию, например, раз­деляются на тип проектов, которые ориентированы на макси­мальное понимание и учет специфики той культуры, которая ста­новится объектом проектной деятельности, и тип проектов, которые своей доминирующей задачей имеют экспорт собствен­ных культурных образцов в «чужой» культурный контекст.

В соответствии с такой классификацией выделяются социальные проекты и программы историко-культурной направленности, оздо­ровительные программы, социально-педагогические проекты и т.д. Здесь учитывается ценностная позиция проектировщика, но упуска­ются из виду другие стороны проектной деятельности, без которых проект не существует как реальное действие, — финансовые вопро­сы, сроки реализации, масштабы проекта и т. д.

В нашей типологии социальных проектов мы опираемся на классификационную схему, принятую в технологии управления проектами, и дополняем ее, исходя из собственного опыта и на­блюдений в области социально-проектной деятельности. Некото­рые типы проектов мы не выделяем, поскольку для социального проектирования они не актуальны (например, проекты со специ­альными требованиями по качеству исполнения, разделение про­ектов на моно- и мультипроекты). К социальным проектам можно отчасти применить характеристики, которые выработаны в технологии управления проектами для коммерческих проектов.

В организационном отношении коммерческие проекты оцени­ваются по четырем признакам: масштаб (размер) проекта; сроки реализации; качество; ресурсное обеспечение. Учитываются также место и условия реализации проекта. Проект, в котором названные признаки уравновешивают друг друга, равноправны, называют «нормальным» проектом. Но это идеальная конструк­ция. В реальных проектах доминирует один из факторов, и по этим доминантам можно выделить типы проектов. Подобным образом можно выделить «нормальный» проект и как идеальный тип социального проекта, но отклонения от это­го уравновешенного по факторам идеального типа частично ока­жутся другими, чем в коммерческих проектах.

Типы проектов по характеру проектируемых изменений. По своей природе социальные проекты имеют дело с подготов­кой и осуществлением социальных изменений. В зависимости от того, какой путь избирается для осуществления таких изменений, мы разделяем социальные проекты на инновационные и поддержи­вающие.

2.1. Понятие социального проекта

Под социальным проектом понимается сконструированное инициатором проекта социальное нововведение или система действий, характеризующиеся следующими признаками: 1) целью его является создание, изменение или поддержание определенного качества социальной среды; 2) оно имеет пространственно-временные и ресурсные ограничения; 3) его воздействие на людей признается позитивным по своим социальным результатам.

Современные исследователи классифицируют инновации по следующим основаниям:

1) продуктные (новая продукция, товар);

2) технологические (новые технологии производства товаров, услуг, знаний);

3) социальные (создание качественно новых экономических, социальных, политических, социокультурных образований, структур, институтов, организаций);

4) комплексные (сочетающие характеристики первых трех типов).

Социальное нововведение (или инновация) – это разновидность управленческого действия, в результате которого происходит целенаправленное и существенное изменение социального процесса, структуры или социальных отношений.

Инициатором проекта может быть как отдельный индивид, так и группа или организация.

2.2. Типология проектов

Существуют различные типологии социальных проектов. По характеру проектируемых изменений социальные проекты подразделяются на 1) инновационные и 2) поддерживающие.

По направлениям деятельности могут быть образовательные проекты, научно-технические, культурные, политические, экономические и др.

По источникам и особенностям финансирования выделяются бюджетные, инвестиционные, спонсорские, благотворительные, кредитные, со

По масштабам: микропроекты, малые проекты и мегапроекты.

Микропроекты в основном представляют собой форму проявления частной инициативы, которая имеет последствия прежде всего для нескольких человек.

Для границ малых проектов нет однозначной трактовки. Есть точка зрения на малый проект, что в их реализации в течении года полный рабочий день заняты до 25 человек.

Мегапроекты обычно выступают в качестве целевых программ. В российских условиях это федеральные и региональные целевые программы.

По срокам реализации существуют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты.

В зависимости от возможности четко ограничить время реализации проекта, они подразделяются на терминальные, развивающиеся и открытые. Терминальные (конечные) проекты – это проекты, имеющие конкретную цель и четко ограниченный жизненный цикл, обозначенный моментами, когда проекта еще не было и когда его уже нет. Но если такие проекты еще возможны в такой сфере, как формирование социальной инфраструктуры, например, создание новой организационной структуры, строительство здания социального назначения, или проведение какого-либо мероприятия, то в целях формирования нового социального качества (ценности, нормы, знания и т.п.) терминальные проекты, как правило, невозможны. Для реализации этих нововведений существуют развивающиеся и открытые проекты.

Сущность развивающегося проекта состоит в том, что на момент его выдвижения не устанавливаются конечные цели, достижение которых означало бы завершение проекта. Эти цели формулируются лишь в ходе реализации проекта, когда исчерпывается круг гипотез, объясняющих те или иные факторы.

Открытые проекты в принципе не предусматривают конкретных и четко заданных целей, по реализации которых проект перестает существовать, поскольку проектируемые системы слишком сложны и открыты. Считается, что социально-экономическое развитие региона – именно такая система, которая поддается лишь проектированию с использованием методологии открытых проектов. Цели, конечно, могут устанавливаться, но разработчики проекта должны отдавать себе отчет, что заявленные цели могут морально устареть уже через несколько лет, и необходимо будет выдвигать новые ориентиры и критерии.

Наряду с проектами в литературе выделяют так называемые псевдопроекты. Псевдопроект представляет собой видимость проекта, внешняя форма которого декорирует иные цели, не представленные в самом проекте. Выделяют две их разновидности – проекты-фикции и квазипроекты. Проекты-фикции (лат.

fictio – выдумка) используют форму проекта как маскировку. С XVIII века в русском языке для обозначения таких проектов существует обозначение «потемкинские деревни». Чаще всего проекты-фикции разрабатываются для получения денег под эти проекты или для поддержания престижа.

Квазипроекты (лат. quasi – как будто, ненастоящий) – те проекты, которые предлагают некое нововведение, которое таковым в действительности не является.

Добавить комментарий

Закрыть меню