Виды социального партнерства

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство может осуществляться в следующих формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Важнейшей формой социального партнерства является подготовка и заключение коллективных договоров и соглашений.

Коллективный договорэто правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

Переговоры о заключении коллективного договора могут быть начаты по инициативе любой из сторон: как работников, так и работодателя. Причем другая сторона не имеет права уклоняться от ведения коллективных переговоров или необоснованно отказываться от заключения коллективного договора. В заключении коллективного договора заинтересованы прежде всего работники, поскольку, как упоминалось выше, коллективный договор может только улучшать их положение по сравнению с законодательством, поэтому Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) для работодателя или его представителя предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 1 до 3 тысяч рублей за уклонение от ведения коллективных переговоров (ст. 5.28) или непредоставление информации, необходимой для их ведения (ст. 5.29) и в размере от 3 до 5 тысяч рублей за необоснованный отказ от заключения коллективного договора или соглашения (ст. 5.30).

При ведении коллективных переговоров (и вообще при осуществлении социального партнерства) работников представляют, как правило, профсоюзные организации. Иные представители могут вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры, только если в организации вообще нет профсоюза или он объединяет менее половины работников. При наличии в организации нескольких профсоюзов ими создается единый представительный орган. Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников. Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа или формирует из числа работников иной орган. Работодателя при заключении коллективного договора представляет руководитель организации или уполномоченные им лица. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Законодатель жестко не определяет структуру и содержание коллективного договора, указывая лишь, что туда могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации, реорганизации в форме преобразования. При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений.

Соглашения могут быть следующих видов и сфер действия:

Генеральное — вся Российская Федерация;

Региональное — субъект Российской Федерации.

Отраслевое — отрасль (отрасли).

Территориальное — территория соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними, в качестве третьей стороны выступает орган исполнительной власти соответствующего уровня.

Социальное партнерство – виды, цели и принципы.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 15Следующая ⇒

Социальное партнерство — это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.

Социальное партнёрство — механизм, с помощью которого предприниматели, представители трудящихся и правительства разрабатывают комплекс согласованных и многосторонних вопросов для решения социально-экономических проблем путём нахождения компромиссов. Эксперты Международной организации труда (МОТ)

Социальное партнёрство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

ТК РФ впервые дает законодательное определение понятия «социальное партнерство». МОТ также предпочитает использовать в своих документах иной термин, а именно «социальный диалог».

Принципы СП:

впервые были закреплены в Уставе МОТ 1919 г. и в Филадельфийской Декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. Дальнейшее развитие они получили в конвенциях и рекомендациях МОТ.

— равноправие сторон;

— уважение и учет интересов сторон;

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в управлении и развитии С. п. на демократической основе;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольность принятия обязательств;

— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

— контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Основой создания системы СП в России явился Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

Формы осуществления СП:

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

Участие работников, их представителей в управлении организацией;

Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

в области охраны труда:

Содействиеобщественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области ОТ;

Совместном с профсоюзами расследованиинесчастных случаев на производстве (ст. 227—231 ТК РФ);

Координации деятельности в области ОТ, охраны окружающей природной среды и др. видов экономической и социальной деятельности;

Обеспечении согласованных действий ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам ОТ (ст. 210 ТК РФ).

Профсоюзам предоставлено право участвовать в формировании государственных программ по вопросам ОТ и окружающей природной среды, в разработке нормативных правовых и др. актов, регламентирующих вопросы ОТ, профессиональных заболеваний и экологической безопасности, а также право на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Наряду с социальным партнёрством встречаются и родственные понятия, такие как общественный договор, социальный корпоративизм, трипартизм.

Корпоративизм чаще всего используют в ряде стран Западной Европы (Австрия, Швеция), США, Латинской Америке.

Основы идеи корпоративизма восходят к теории общественного договора Ж-Ж. Руссо и взглядам Э. Дюркгейма на роль профессиональных ассоциаций в социальной жизни.

Таким образом, первоначально доктрина корпоративизма получила социологическую интерпретацию и в этом аспекте его принято определять как форму социальной организации, при которой ключевые экономические, политические и социальные решения принимаются оформленными корпоративными группами или совместно этими группами и государством.

Системообразующим элементом идеи социального партнёрства является социальный диалог и поиск компромиссов основных участников – государства, работодателей и работников в лице профсоюзов. Вот почему наряду с понятием «социальное партнёрство» широкое распространение получило понятие «трипартизм» как его основной формы.

Между тем, наряду с понятием «трипартизм» существует и «бипартизм», также представляющий собой форму социального партнёрства, в которой выступают два субъекта: работодатели и наёмные работники.

В самом общем виде, «бипартизм» — добровольное, основанное на независимости и равноправии сторон взаимодействия (диалог, консультации, переговоры) работников и работодателей при применении трудовых норм, а также при разрешении трудовых споров.

Идея трипартизма реализуется в рамках государственной социальной политики по следующим основным направлениям.

1. Утверждение системы общечеловеческих ценностей на производстве и в других сферах общественного труда.

2. Согласование основных направлений социально-экономической политики и, в первую очередь, политики доходов.

3. Согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер, гарантирующих социальную защиту интересов всех субъектов системы социального партнёрства.

Очень важным в идее социального партнёрства являются формы взаимоотношений работодателей и наёмных работников. Основными формами предпринимательской социальной политики являются следующие.

1. Разработка и использование новых форм руководства предприятием и

вовлечение как можно большего числа сотрудников в предпринимательский образ мышления.

2. Учёт трудовых ресурсов, ведущих к признанию значимости отдельных видов работ и всего коллектива.

3. Составление балансов расходов на социальные нужды.

4. Дополнение отчётов о деятельности предприятия разделами, содержащими данные социального характера.

Для лиц наёмного труда проводимая социальная политика в рамках трипартизма позволяет рассматривать и согласовывать вопросы занятости и трудоустройства; защиту денежных доходов и накоплений от инфляции; улучшение условий и охрану труда.

Использование новых «инструментов» социального партнёрства на производстве позволяет отойти от традиционных форм и использовать так называемые «социальные технологии».

Такими формами может быть предоставление различных дополнительных прав для наёмных работников. Например, право на получение управленческой информации, право вносить предложения на заседаниях совета акционеров, право участия в процедуре голосования.

Социальное партнёрство требует достаточно высокой степени зрелости личности, определённого уровня самоорганизации и самосознания всех его субъектов.

Трипаратизм(от лат. tripartitus — состоящий из трех частей) — система трехстороннего представительства (государства, работников и работодателей или их уполномоченных) в процессе регулирования социально-трудовых отношений. Т. является основой социального партнерства.

В РФ основным элементом Т.

является Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Российская трехсторонняя комиссия по регулировнию СТО – занимаетведущее место в системе социального партнерства постоянно действующий на федеральном уровне орган, созданный в соответствии с ФР от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (далее — Комиссия).

Стороны Комиссии:

— работники в лице общероссийских объединений профессиональных союзов;

Федеральным закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

— работодатели в лице общероссийских объединений работодателей;

— государство в лице Правительства РФ.

Система СП включает следующие уровни:

— федеральный уровень, устанавливающий в РФ основы регулирования отношений в сфере труда;

— региональный уровень, устанавливающий в субъекте РФ основы регулирования отношений в сфере труда;

— отраслевой уровень, устанавливающий в отрасли (отраслях) основы регулирования отношений в сфере труда;

— территориальный уровень, устанавливающий в муниципальном образовании основы регулирования отношений в сфере труда;

— уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

В рамках социального партнерства:

— на федеральном уровне ежегодно заключаются Генеральные соглашения по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками общероссийскими представительными органами и общероссийскими объединениями предпринимателей,

— на отраслевом уровне — отраслевые (тарифные) соглашения, на уровне территорий — специальные соглашения:

трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей).

— на уровне организаций — коллективные договоры.

Если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, то они могут заключаться лишь при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (как равноправных сторон соглашения).

Комиссии действуют самостоятельно, не подчиняясь комиссиям более высокого уровня.

  • Правоотношения в сфере трудового права

    Понятие и система правоотношений в сфере трудового права. Трудовое правоотношение. Правоотношения, тесно связанные с трудовыми. Организационно-управленческие отношения в сфере труда, отношения по трудоустройству.
    курсовая работа , добавлен 18.10.2004

  • Трудовое право

    Предмет трудового права. Метод трудового права. Система права. Дифференциация трудового правыа. Особенности норм трудового права. Коллективный договор: содержание и порядок заключения. Регистрация коллективных договоров и соглашений. Трудовй договор.
    шпаргалка , добавлен 24.11.2008

  • Правоотношения в сфере труда

    Трудовые правоотношения как важная основа для формирования социального законодательства. Понятие и виды правоотношений в сфере трудового права. Сущность, субъекты и объекты трудовых правоотношений. Содержание и образец коллективного договора предприятия.
    контрольная работа , добавлен 28.07.2010

  • Функции трудового права

    Понятие, предмет, метод, функция и система трудового права. Виды социального партнерства. Заключение и выполнение коллективных договоров. Правовое регулирование занятости и трудоустройства граждан. Методы регулирования зарплаты. Дисциплина труда.
    курс лекций , добавлен 15.03.2015

  • Понятия и системы трудового права

    Предмет, система и источники трудового права. Основные принципы правого регулирования труда. Средства обеспечения исполнения прав и обязанностей сторон трудового правоотношения. Система трудового права в зарубежных странах: Германия, Англия, США.
    курсовая работа , добавлен 29.08.2013

  • Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости. Правовой статус безработного. Права и обязанности безработного

    Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства населения. Пособие по безработице: условия, сроки выплаты. Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству. Правовая организация трудоустройства граждан, социальные гарантии.
    курсовая работа , добавлен 11.03.2010

  • Понятие и источник трудового права

    Источники трудового права как выражение норм трудового права. Построение системы источников по отрасли трудового права. Предмет трудового права — общественные отношения, связанные с трудом на производстве. Индивидуальный и коллективный трудовой договор.
    реферат , добавлен 25.09.2014

  • Предмет и метод трудового права

    Предмет трудового права. Механизм правового регулирования общественного труда. Трудовое право и рынок труда. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
    реферат , добавлен 17.04.2004

  • Трудовое право

    Понятие трудового права и его предмет. Место в системе российского права. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений. Трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Субъекты трудового правоотношения.
    курс лекций , добавлен 21.01.2011

  • Регламентирование социально-трудовых отношений

    Сфера субъективного права, ее связь с категорией правового отношения. Лица, являющиеся носителями конкретного субъективного права, реализация этого права в рамках правоотношения. Правоотношения в сфере труда, социальное партнерство в сфере отношений.
    реферат , добавлен 07.01.2010

  • Социальное партнерство — это согласование экономической и социальной политики (особенно доходов и налогов) между правительством, предпринимателями и профсоюзами.

    Социальное партнерство и его формы

    Социальное партнерство — это категория рыночного общества, которая возникает на определенном уровне его зрелости вместе с появлением цивилизованного рынка труда и профсоюзов как представителей работников.

    Социальное партнерство — система отношений между представителями работников, работодателей и органов государственной власти, направленная на согласование интересов сторон трудового договора по вопросам регулирования трудовых отношений, а также по вопросам установления более высокого уровня социальных гарантий для трудящихся.

    Формальным моментом возникновения социального партнерства в новейшей истории можно считать создание Международной организации труда (МОТ), основывающей свою работу на принципах трипартизма.

    В нашей стране формальным моментом становления социального партнерства можно считать Указ Президента РФ № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15.11.91.

    Формы социального партнерства

    1. Коллективные переговоры при заключении коллективных договоров и соглашений.
    2. Взаимные консультации (переговоры) — в установленных законодательством случаях (например, при увольнении работника состоящего в профсоюзе, когда профсоюз не согласен (ст. 372 ТК РФ).
    3. Участие работников и их представителей в управлении организацией.
    4. Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

    Функции и принципы социального партнерства

    Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров: представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов бизнеса и интересов наемных работников. Различают прямые функции социального партнерства, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе, и косвенные функции (воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально- экономической безопасности и социальной справедливости).

    Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере. Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности между трудом и капиталом.

    Основные принципы социального партнерства:

    • равноправие сторон (каждая из сторон может быть инициатором переговоров);
    • уважение и учет интересов сторон (интересы сторон согласовываются в холе переговоров);
    • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (законодатель все больше вопросов отдает на усмотрение сторон, и им придется договариваться);
    • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (создаются специальные органы по содействию в урегулировании социально-трудо- вых отношений);
    • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (каждая из сторон, подписывающая договор или соглашение, обязана выполнять условия);
    • полномочность представителей сторон (представители работников избираются на собрании (конференции), их полномочия подтверждает протока собрания, представители работодателя назначаются — их полномочия подтверждает приказ);
    • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (Трудовой кодекс позволяет сторонам выбирать любой круг вопросов, а не только рекомендуемый);
    • добровольность принятия сторонами на себя обязательств без принуждения и угроз);
    • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (принимаемые обязательства должны быть выполнимыми);
    • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
    • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (осуществляют органы надзора);
    • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (устанавливается административная ответственность).

    Добавить комментарий

    Закрыть меню