Вербальное воздействие

Факторы вербального речевого воздействия

Соблюдение коммуникативной нормы: — соблюдайте нормы речевого этикета; — соблюдайте нормы культуры речи

Контакт с собеседником: — произведите благоприятное внешнее впечатление; — меньше говорите сами, дайте собеседнику поговорить о себе; — укрупняйте собеседника; — снижайте себя в глазах собеседника («принцип коромысла», не обязательно тянуть собеседника вверх, снижайте немного себя в его глазах); — говорите комплименты; — отождествляйте свои интересы с интересами собеседника; — интересуйтесь проблемами собеседника; — вспоминайте положительный опыт

Содержание: — говорите на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника; — больше сообщайте положительной информации; — сведите к минимуму негативную информацию; — не давайте советов, если вас не просят (если дать совет все же необходимо, облекайте его в форму заботы); — чаще обращайтесь к собеседнику («закон имени»); — приводите аргументы, не будьте голословны; — приводите примеры из жизни; — используйте приемы, повышающие убедительность сообщаемой информации

Убедительность, достоверность: — подача факта как нового (недавно установили…, я только что читал, что…, вчера стало известно, что…); — подача факта как не сразу осознанного самим оратором (я долгое время сам в это не верил…, я долго сомневался в этом… и т. д.); — подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов: экспериментально установлено…, эксперименты показали, что… и т. д.; — подача факта как установленного психологами; — подача факта как установленного американскими или японскими учеными (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами и др., такого эффекта в русской аудитории не будет); — подача факта как установленного молодыми учеными; — упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком; — упоминание фамилий ученых, установивших этот факт, особенно иностранных; — ссылка на то, что об этом говорил еще Петр I, И. Грозный, Я. Мудрый, Л. Толстой; — ссылка на то, что эта идея быта известна, тот или иной способ или метод использовался царями, фараонами, великими полководцами прошлого (еще Рамзес Второй при своем дворе имел…, все французские короли, русские князья всегда имели, Александр Македонский всегда учитывал… и т. д.); — подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас (еще в ХVI веке использовали этот метод…, об этом знали еще в XIX веке… и т. д.); — персонифицируйте свои идеи (феномен личной реальности); говорите: «Я лично думаю…», «Мое мнение таково…», «Я это испытал на себе…», «Мне лично рассказывал один знакомый…» и т. д.; — приводите конкретные подробности, детали

Языковое оформление: — разнообразьте используемые слова; используйте синонимы, близкие по значению слова и обороты; — используйте слова, вызывающие образы (вместо жирная пища лучше сказать масло, свинина и т. д.); — используйте разговорную речь, не злоупотребляйте книжными словами; — разнообразьте интонацию, не говорите монотонно; — держите одинаковый темп с партнером (нормальный темп – это около 120 слов в минуту); — цифр приводите немного и округляйте их

Манера: Демонстрируйте: — дружелюбие, искренность; — воодушевление; — умеренную эмоциональность; — физическую бодрость, подвижность

Объем: — будьте кратки; — говорите меньше собеседника; — говорите короткими предложениями

Расположение информации: Важную информацию — давайте в начале и конце; — повторяйте несколько раз в различных местах в речи и разными словами

Адресат: — в большой аудитории надо говорить более эмоционально, в маленькой – спокойно и рационально; — с малоподготовленной аудиторией и малоразвитым человеком надо говорить медленно, использовать форму вопросов и ответов; — с женщинами надо разговаривать эмоционально, приводить много примеров, опираться на бытовые проблемы, рассматривать один вопрос за раз; — с мужчинами надо говорить рационально, не делать за них выводы, использовать при изложении перечисление; — с ребенком надо говорить коротко, быстро, опираться на события, все мысли формулировать словами в развернутой форме; — с людьми старшего поколения нельзя говорить в быстром темпе, надо говорить медленно, обращаться к их опыту, приводить ссылки авторитетных людей

Вербальное общение требует от коммуникантов хорошего владения техникой речи. Любая речь прежде всего должна быть слышимой. Это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях говорения. Умение владеть голосом тесно связано с развитием фонетического (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит от ясности, отчетливости и произношения – дикции. Наконец, речь должна быть правильной, т. е. соответствовать нормам орфоэпии русского литературного языка. Таким образом, к технике речи относят: интонацию, голос, дыхание, дикцию, орфоэпию. Рассмотрим каждый из этих компонентов более подробно.

Интонация (лат. intonare – громко говорить) – сложное явление, состоящее из ряда компонентов, в частности, в ее состав включаются тон, ударение, тембр, темп, пауза и мелодика. В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Фильм начался. – Фильм начался? Фильм начался! Изменяется интонация – меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл. По мнению психологов, интонация – самая гибкая и острая форма речевого воздействия.

В индивидуальной речи в условиях конкретной ситуации интонация может сигнализировать о многих социально и коммуникативно значимых нелингвистических «смыслах» – возрасте, поле, о родном языке и диалекте, воспитании, образовании, темпераменте, психическом складе и состоянии говорящего, о его социальном положении, эмоционально-оценочном отношении к собеседнику и т. п.

Интонационная выразительность нашей речи складывается из:

а) логической выразительности, направленной к убедительной передаче мысли;

б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений;

в) выразительности эмоциональной;

г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи.

Реализуют эти составные голос и дикция говорящего, а также ударение, пауза, мелодика, тембр и темп речи.

Голос. «Голос – это мы и наши мысли, – замечает Поль Л.Сопер. – То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать…

Но от нашего голоса зависит, можно или нельзя нас слушать вообще». Голосовой аппарат связан с внутренней жизнью человека, обусловлен его характером, психикой, желаниями, тончайшими движениями сферы чувств. Как утверждают психологи, за один голос можно любить или ненавидеть человека. О зависимости голоса от характера и состояния человека свидетельствуют многие определения к слову голос, например: решительный, смелый, робкий, вялый, бодрый, жизнерадостный, смешливый, вежливый, брюзжащий, скучный, легкомысленный и т. п.

Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса:

1) динамический диапазон голоса;

2) полётность звука;

3) тембр;

4) подвижность, гибкость голоса;

5) выносливость голоса, малая утомляемость.

Дикция – четкое произношение звуков, соответствующих фонетической норме данного языка. Как и всякий психофизический навык, четкость произношения постигается опытом – тренировкой речевого аппарата, специальными упражнениями по артикуляции, посредством которых можно исправить дефекты звучания и выработать навыки выразительной дикции.

Темп. Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа ее произношения. Говорящий должен учитывать, что слушателю нужно: 1) успеть осознать поступающую информацию; 2) запомнить основные положения доказательства, новые понятия и т. п. Очень трудно воспринимать быструю речь, даже технически безупречную: это требует большого напряжения внимания, утомляет слушателей. Недаром появились пословицы и поговорки типа: «За твоим языком не поспеешь и босиком», «Строчит, как из пулемета», «Тысяча слов в минуту» и др. Однако и слишком медленный темп речи тоже воспринимается плохо. Выделить смысловые акценты, соотнести главное и второстепенное здесь также трудно, как и при быстрой речи, но теперь уже оттого, что почти каждое слово звучит весомо и на слух трудно определить, какие слова и части сообщения несут основную мысль. Средний темп речи составляет около 120 слов в минуту.

Пауза. Остановка речи может производить действие не менее сильное, чем ее звучание. Психологическое воздействие пауз очень велико. Опытный оратор специально пользуется паузой, чтобы придать значимость высказанным положениям. Различают логические и психологические остановки речи.

Ударение – главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли. Чтобы выделить в предложении главное и менее главное, нужен комплекс ударений: сильных, средних и слабых. Подчеркиванием главных слов и ослаблением второстепенных мы насыщаем фразу нужным содержанием: Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Каждый раз оттеняется лишь одно слово, в соответствии со смыслом предложения.

Мелодика. Русское ударение с точки зрения физиологии звуков речи не только силовое, но и музыкальное. Под мелодикой понимают музыкальное движение голоса во время речи. Различают три вида мелодики: восходящую, ровную и нисходящую. Роль мелодики существенна: с одной стороны, она, в сочетании с ударением и паузой, оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их в выражении связной мысли или последовательности мыслей, с другой – наряду с паузой служит средством членения речи.

Вопросы для контроля

1. Что представляет собой процесс коммуникации?

2. Каковы основные виды общения и их цели?

3. Каковы функции общения?

4. Какие виды общения выделяются современными исследователями?

5. Назовите основные единицы речевого общения.

6. Назовите основные правила и приемы общения.

7. Назовите основные принципы общения.

8. Какие законы речевой коммуникации выделяются И.А. Стерниным?

9. Назовите основные факторы речевого воздействия.

10. Какие параметры определяют технику речи?

11. Что представляет собой интонация?

12. Назовите основные качества профессионального речевого голоса.

Невербальное воздействие оратора на аудиторию.

Важными элементами коммуникации наряду с речевым знаком являются невербальные сигналы. Это голос, мимика, жесты, движения, походка, поза, внешний вид. Данные составляющие очень важны для оратора, т.к. именно невербальные сигналы обычно не контролируются сознанием, и потому могут продемонстрировать публике подсознательные установки оратора. К таким установкам может относиться: желание что-то утаить, неуверенность, раздражительность, волнение. И каждая из этих установок будет проявляться в мимике, жестах, позах.

Конечно, не всем людям известен невербальный язык, но им владеет наше подсознание, и определенные невербальные сигналы, символизирующие данные установки, могут сформировать у публики негативное отношение к оратору, т.е. аудитория может не понять, что оратор хотел утаить от них некую информацию, но от выступающего останется негативное впечатление. Во избежание этого оратор должен уметь блокировать свои негативные невербальные сигналы и презентовать позитивные.

Изучением таких невербальных средств, как: выразительные движения, поза, жесты, мимика, визуальный контакт, — занимается одна из отраслей лингвосемиотики – кинесика. И именно в русле данной отрасли мы рассмотрим подробней, как же оратору заранее расположить публику к себе.

Начинать любое выступление нужно с установления визуального контакта; если этого не сделать, можно не получить никакого контакта вообще. Оратор должен продемонстрировать доброжелательное выражение лица c легкой улыбкой. И здесь важно не перестараться – ведь улыбка не носит дежурного и обязательного характера. Затем, если аудитория большая, её следует зрительно разделить на несколько секторов, и в течение всего выступления поддерживать зрительный контакт с каждым из них. Следует помнить, что чем чаще оратор смотрит на аудиторию, тем более квалифицированным, осведомленным, честным и дружелюбным его считают. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, что заставляет их слушать более активно и внимательно. Однако не стоит длительно, интенсивно и серьезно смотреть в глаза слушателя, это вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления. Так же не стоит смотреть в процессе выступления на пол, окно, ноги, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией.

Также важным средством повышения эффективности речевого воздействия оратора на публику является его движение по аудитории. Неподвижным ораторам публика не доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему. Походка оратора должна быть ровной, без ускорений, несколько медленней, чем обычно; в таком случае она разнообразит характер выступления, но не отвлечет от него. Если же оратор решает не передвигаться по аудитории, то следует быть осторожным при выборе позы. Оптимальный вариант – открытая поза: ноги и руки не скрещены, слегка разведены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок приподнят. Такая поза демонстрирует стремление к контакту. . А теперь, что касается поз, которые лучше не использовать: авторитарные позы и закрытые. Авторитарная поза демонстрируют высокий статус говорящего, его превосходство над собеседником, стремление оказать на него давление. Примеры авторитарных поз: ноги шире плеч, руки за спиной, взгляд поверх очков и некоторые другие. Все они воспринимаются негативно. Закрытые поза говорит о внутренней осторожности, неуверенности, желании отгородиться от собеседника. Примеры закрытых поз: руки и ноги скрещены, руки закрывают грудную клетку, подбородок опущен, человек стоит к собеседнику боком.

Что касается жестов и мимики, то это самые сложные для управления невербальные средства, через которые можно передать именно ту информацию, которая требуется. Оратору необходимо помнить, что всякий жест, который он воспроизводит, должен раскрываться до конца. И если он повел рукой вправо, то выпрямить её нужно полностью, во всех суставах. Это говорит публике о его открытости. Важно использовать риторические жесты: руки должны расходиться и сходиться, подниматься и опускаться в такт убеждениям. Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам.
Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными.

Так же следует уделить внимание тем жестам, которые оратору лучше не использовать. Поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, волос – чаще всего эти жесты символизируют ложь или желание скрыть что-либо.

И, конечно, жесты необходимо разнообразить, не стоит повторять одни и те же. Это действует раздражающе на аудиторию.

Безусловно, раскрытие значений наиболее частых поз не является универсальным, и их воздействие на аудиторию может оказаться противоположным в различных ситуациях и будет зависеть от состава аудитории, темы, места выступления, личных качеств говорящего. Тем не менее, психологи установили, что при межличностном общении от 60% до 80% информации о собеседнике мы получаем именно через невербальные средства, а, следовательно, рациональное и умелое пользование ими поможет установить необходимую атмосферу общения и создаст приятное впечатление о человеке как собеседнике.

Речевое воздействие: вербальное и невербальное

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Речевое воздействие — это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели. Способы и приемы такого воздействия изучает новая наука — наука о речевом воздействии, об эффективном общении.

Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.

При вербальном (от лат. verbum — слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией говорите. Для вербального речевого воздействия существенны как выбор языковых средств для выражения мысли, так и само содержание речи — ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы — это слова.

Невербальное речевое воздействие — это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.)

Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассматриваются в речевом воздействии исключительно в их соотношении с речью, что и позволяет использовать термин «невербальное речевое воздействие».

Невербальные сигналы — это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения и т.д.

Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают. Как те, так и другие:

передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);

воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие);

воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознательное и бессознательное воздействие).

Правильно построенные вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивают эффективность общения.

В процессе общения вербальные и невербальные факторы речевого воздействия тесным образом взаимосвязаны, однако есть заметные различия в их роли на разных этапах общения.

Невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важное значение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой — либо категории — профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной и др. По данным Е.А. Петровой, при знакомстве в первые 12 с. общения 92% информации собеседники получают невербально.

Аллан Пиз приводит мнения американских специалистов о соотношении вербальной и невербальной информации в общении: около 35% отводится словесным факторам и 65% несловесным. Сам Пиз отмечает, что словесный канал используется людьми в основном для передачи информации о внешнем мире, внешних событиях, т.е. предметной информации, а невербальный канал — для обсуждения межличностных отношений.

Информация, которую передают в процессе общения вербальные и невербальные сигналы, может совпадать или не совпадать. Конгруэнтность — это соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность — противоречие между ними. Установлено, что в условиях неконгруэнтности люди обычно склонны доверять невербальной информации.

Аллан Пиз отмечает подобные противоречия: «Мы часто видим крупных политиков стоящими на трибуне с плотно скрещенными на груди руками (оборонительная позиция) и опущенным подбородком (критичность или враждебность). Но в то же самое время они пытаются убедить аудиторию в своей восприимчивости и открытости идеям молодежи».

Таким образом, языковые единицы общения в неразрывной связи с невербальными средствами помогают решить главную задачу речевого воздействия- изменить поведение или мнение собеседника в необходимом говорящему направлении, убедить его сознательно принять нашу точку зрения.

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Естественнонаучный факультет

Кафедра романо-германской филологии

Курсовая работа

по дисциплине «Коммуникативная риторика»

НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Автор — студентка группы 06 ЕЛ 1

В.В. Малькова

Руководитель — ст. преподаватель

Л.Н. Авдонина

Работа защищена с оценкой

Пенза 2007

Введение

Глава 1. Речевое воздействие

Глава 2. Невербальные средства общения

2.1 Кинесика

2.2 Просодика

2.3 Проксимика

Заключение

Библиографический список

Введение

Составляющим элементом любой речевой коммуникации наряду с собственно речевым знаком является невербальный сигнал. Невербальные средства общения сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях и заменяют слова, т.е. могут выступать как средство передачи информации.

Впервые серьезным исследованием невербального общения занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации, внедряющейся в крупном обучающем центре «Пиз Трейнинг Корпорейшен» в Австралии.

Объектом данной курсовой работы являются невербальные средства общения, применяемые прежде всего в деловом общении или во время выступления перед аудиторией. Предмет исследования — эффективность использования неязыковых средств, их соотношение с речевой информацией и воздействие на слушающих. Цель работы — проанализировать некоторые виды невербальных сигналов, объяснить их значения, выделить средства, повышающие эффективность речевого воздействия.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе дается общее понятие речевого воздействия, его задачи и основные приемы. Вторая глава подробно рассматривает виды невербальных сигналов, ситуации их использования. В заключении сделаны выводы.

Глава 2. Невербальные средства общения

Невербальные сигналы — материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие для собеседников вполне определенный, закрепленный данной культурой смысл.

Среди невербальных сигналов различают симптомы, символы и знаки.

Симптомы — невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения.

Симптомы преимущественно представляют собой мимические движения и их сочетания (симптомы страха, радости, удовольствия, задумчивости и т.д.)

Символы — невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма — символического значения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям.

Социальные символы непосредственно не участвуют в коммуникации, но они несут коммуникативно релевантную информацию, опосредованно включаясь в процесс обмена информацией между людьми.

Примеры социальных символов: иномарка, норковая шуба, собственная вилла — зажиточность, длинные волосы у мужчин — артистическая профессия и др.

Знаки , или собственно невербальные сигналы , — автоматизировано или сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью передачи этого значения собеседнику.

Изучением невербальных средств общения занимаются следующие отрасли лингвосемиотики: кинесика (экспрессивно — выразительные движения, поза, жесты, мимика, походка, визуальный контакт, направление движения, длина паузы), просодика (интонация, громкость голоса, тембр, пауза, вздох, смех, кашель), таксемика (рукопожатие, поцелуй, похлопывание) и проксимика ( ориентация пространства, дистанция).

2.1 Кинесика

Естественный язык тесно соприкасается с ближайшей к нему семиотической системой — системой жестов. В кинесике исследователи жестов и поз выделяют простейшую (далее неразложимую без потери смысла) позу человеческого тела, кинеморф. Класс взаимозаменяемых поз образует кинеморфему. Главное для исследователя — выделить такие позы, которые действительно что-то значат в данной культуре, т.е. являются знаками. Их называют изолятами.

Важным средством повышения эффективности речевого воздействия оратора на аудиторию является его движение по аудитории . Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Рекомендуется спускаться в зал, ходить по аудитории, наклоняться к слушателям. Выступающему необходимо время от времени выходить из-за трибуны, становиться рядом с ней.

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека: в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, но не отвлечет от него. Руки при ходьбе должны быть статичными. Не следует держать на ходу руки в карманах: это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности или неуверенности оратора.

Жесты — это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершаются с целью общения и могут сопровождать размышление или состояние. Различают произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают как рефлекторные движения. Как правило, такие жесты бывают врожденными или приобретенными.

Жесты подразделяются на:

номинативные — их функция заменять, дополнять или дублировать вербальные средства. Номинативные знаки используются автономно или вместе с вербальными средствами. К номинативным относится большой разряд изобразительных жестов. Их особенность в том, что они передают чувственный образ предмета, действия (изображение размера, формы)

Добавить комментарий

Закрыть меню