Ведущая деятельность младшего школьника

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте

ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом. Структура учебной деятельности включает: мотивы; учебные задачи; учебные действия; действия контроля; действия оценки. Общение в школе.

Вступление в классный коллектив имеет существенное значение для развития социальных чувств и личности младшего школьника. Межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями, занятие определенного места в системе отношений сверстников обеспечивает практическое овладение школьником нормами и правилами общественного поведения. Младший школьник активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружеские контакты.

На протяжении младшей школы отношения со сверстниками существенно изменяются. В первом классе восприятие школьника, как правило, опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успеваемости, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами (оказался рядом за одной партой, живут поблизости). Постепенно, к 10 — 11 годам, приобретают значимость личностные качества учащегося (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность), его организаторские способности.

Особенности построения учебного процесса оказывают существенное влияние на формирование ученических коллективов и развитие личности учащихся. Классы развивающего обучения в целом более сплоченные, в значительно меньшей степени разделены на изолированные группировки. В них ярче проявляется ориентация межличностных отношений на совместную учебную деятельность, преимущества которой ученики видят в том, что она расширяет их познавательные возможности. Характерно, что в классах традиционного обучения ученики, отдающие предпочтение совместному учению, либо никак не мотивируют свой выбор, либо обосновывают его возможностями эмоциональных контактов («вместе учиться веселее»).

19. Феноменология «кризиса отрочества»12-15 лет

Подростковый кризис — пик переходного периода от детства к взрослости. Кризисный характер этого пе-

риода показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затрудне-

но. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании заме-

чаний, замкнутости и т. д. На образование подросткового кризиса влияют как

внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимостьи опека, от которых подросток всеми силами стремится

освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы

принимать самостоятельно решения.

Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное(внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым

и др.).Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами.Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с окружающими; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникно-

вение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом — вот основное содержание отроческих переживаний. В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоро-

стью происходить изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности.

Подростковый возраст — период отчаянных попыток ≪пройти через все≫. При этом подросток по большей час-

ти начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки ≪из любопытства≫ пробуют алкоголь и наркотики.

20. «Чувство взрослости» как основное новообразование подросткового возраста
Чувство взрослости – одно из новообразований.
Объективно – подросток не может включиться во взрослую жизнь, но претендует на равные права со взрослыми и стремиться к ней (взрослости).
Атрибуты взрослости:
–курение сигарет,
–тусовки у подъезда.
Внешние проявления:
–»Я тоже имею личную жизнь».
Чаще подростки копируют негативное поведение. Свой вариант подростковой социализации.

Более распространенной является социальная инфантильность.
Чувство взрослости – это изменения «Я не ребенок».

2 источника его появления:
1. Половое созревание и психологические изменения, происходящие у подростка.
2. Социальный источник – изменение в сфере взаимоотношений с окружающими.
Личностный склад формируется под влиянием: образцов, которым он поражает; модели взрослого, на которую подросток ориентируется.

Направления в развитии взрослости:
1. Подражание взрослости во внешних проявлениях (привычки, манеры поведения).
2. Ориентация на содержание: настоящий мужчина, настоящая женщина.
3. Ориентация на взрослого как на эталон выполнения какой-либо деятельности.
4. Появление жизненных планов.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Введение

Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным:

  • для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских связей.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством), в ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

В данном реферате рассматриваются особенности ведущей деятельности младшего школьника и различные новообразования этого возраста.

1.Общая характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, ее содержание и структура

Ребенок становится школьником тогда, когда обретает внутреннюю позицию школьника.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.

Первый компонент — мотивация. Учебная деятельность полимотивирована — она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б.Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности — как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.

Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.

Программы обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе П.Я.Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.

Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль — за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы — значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.

Последний этап контроля — оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки — насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка — объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Как показала А.И. Липкина, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

2.Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У детей в связи с развитием функции мышления к концу младшего школьного возраста развивается способность к анализу (это проявляется, прежде всего, в анализе условий решаемых задач), специфическая рефлексия ( в том числе и в межличностных отношениях, способность удерживать задачу и решать ее во внутреннем плане.

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления — формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занков).

В начале младшего школьного возраста восприятие — недостаточно дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать:

1)качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической;

2)рефлексию, анализ, внутренний план действий;

3)развитие познавательного отношения к действительности

3.Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, — ядро личности.
Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи.

Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Внешние мотивы — учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

В этом возрасте активно развивается самосознание. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Итак главным новообразованием этого возраста в личностной сфере можно назвать:

Родителям важно понимать, что происходит с детьми в период, когда они начинают учиться в школе. Как меняется физическое состояние ребенка, какие стадии развития он проходит.

Младший возраст – это период активного физического и психологического роста, кроме того, в эту фазу происходит усиленная социализации. Дети в школе получают не только знания и первичные навыки общения, они учатся управлять своим поведением.

Характеристика психического развития детей

Где проходит граница между младшим, но уже школьным и дошкольным возрастом? Безусловно, момент поступления ребенка в школу – и есть, та важная граница, которая отделяет возрастные периоды жизни ребёнка. В указанный период в младших классах происходит смена образа и стиля жизни, так как в их повседневность входит школа с ее режимом.

Школьник активно адаптируется в новой среде, приноравливается к процессу и постепенно лучше «узнает» самого себя. Для школьников важно не только впитывать знания по предметам, но и осознавать свою социальную роль «ученика» школы, свое место по отношению к детскому и взрослому окружению.

При этом дети учатся выстраивать новые отношения, у них постепенно корректируются ценности.

В процессе школьных взаимодействий как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, дети учатся разбираться в мотивах поведения,своих и чужих поступках, эффективно выстраивать взаимоотношения. Кроме того, они начинают активно самоутверждаться, отказывают подчиняться и поэтому возникают мелкие и крупные конфликты. Именно поэтому школьников нужно учить разрешать конфликты правильно. Если в более раннем возрасте, в игровой период, дети были ознакомлены с конструктивным разрешением конфликтов при помощи считалок и ритуалов, то младший школьный возраст – это время, когда конфликтные ситуации разбираются осознанно.

У детей в период с 6–7 до 11 лет меняется отношение к действительности, наблюдается развитие таких психических процессов, как внимание, память, речь. Ребята постепенно овладевают навыками письма, счета и чтения. На более позднем этапе указанного возрастного цикла дети могут полностью осмыслить прочитанное задание, дать ему оценку, осознать лежащие в основе задачи. Ученику начальной школы становятся доступными более сложные мыслительные действия. Этап жизни малыша от 6–7 до 11 лет – это время, когда он начинает вступать в сознательный период формирования личности.

Ведущая деятельность

Учебная деятельность – и есть ведущая деятельность в таком возрасте.

Первоклассник переходит от сюжетно-ролевой деятельности в виде игр к учебно-познавательной. Учеба становится основной деятельностью школьника. Параметрами ведущей деятельности в период 6–11 лет являются:

  • Результативность;
  • Устойчивость;
  • Произвольность.

Ведущий вид деятельности подстраивается под возрастные возможности детей. В учебных программах, кроме возраста учитывают тот факт, что младшие школьники должны приобрести начальную сумму знаний, предназначенную для будущих успехов на занятиях. А результативная учебная деятельность, ее основы как раз закладываются в период с 6 до 11 лет.

Что касается произвольности, то в рассматриваемый возрастной период ребенок привыкает к самостоятельному принятию решений. В основе его поступков в различных ситуациях лежат нравственно-ценностные установки. Их ребенок «впитывает» из окружающей среды, когда стремится наладить контакт с окружающим миром и добиться успеха в школе и социально адаптироваться со своей новой ролью ученика школы. Он различает разрешённые и запрещённые поступки, и тем самым у него формируется произвольное поведение. Благодаря ему, ребенок уже умеет предположить результаты своего труда или поведения, дать оценку (рефлексию) поступкам своим и окружающих людей.

Учебная деятельность: составные части структуры

Выделяют первый структурный компонент ведущей деятельности – мотивацию. У младшего школьника, только приступившего к учебе, обычно слабая и бедная мотивация к учебному процессу, то есть интерес к познаванию нового есть, но он недостаточно сильно выражен. По мере роста и психического развития, школьник активно включается в учебный процесс. У ребенка проявляется потребность в получении новых знаний, интерес к объектам изучения по школьной программе и к самому процессу учебы в школе.

Вторым компонентом ведущей деятельности, которым должен овладеть ученик является учебная задача.

Под этим термином понимают не отдельные действия, которые должен освоить школьник, а именно общий алгоритм решения задач. Учебная задача решается учениками при помощи совершения ряда действий: сначала ребенок овладевает одним общим способом решения, затем применяет указанный способ для других заданий.

При усвоении типового алгоритма решения заданий ум ребенка движется от общего к частному. Со временем ребенок овладевает техникой ставить самому себе учебные задачи и, следуя алгоритму, находить решение. Через этот механизм формируется умение овладевать знаниями, учиться.

Учебные действия – это третья часть структуры ведущей учебно-познавательной деятельности. Именно учебные действия помогают ученику эффективно справляться с решением заданий по всем предметам.

Четвертым звеном ведущего вида детальности в начальной школе является контроль. На начальном этапе учитель контролирует выполнение операций детьми, позже контроль педагога ослабевает, так как дети должны учиться самостоятельно контролировать себя.

Если в начале обучения в школе оценку успешности ученику дает школьный учитель, то позже, дети сами учатся контролировать, оценивать свою работу и прогнозировать успешность. Процессу помогают усвоенные ранее алгоритмы решения учебных задач.

Ученик младшей школы увеличивает свой запас слов до 8 тыс. За время, проведенное в школе, он овладевает навыками контекстной речи, знакомится с орфографией и пунктуацией, звуковым отображением слов. Что касается мышления, то за счет того, что активно развиваются все функции головного мозга, ребенок постепенно осуществляет переход от наглядно-образного к логическому словесному уровню. Память развивается в 2 векторах: произвольность запоминания и осознанность.

Особенности мотивации ученика младшего класса

Под мотивацией понимают систему побудительных стимулов,благодаря которым ученики втягивают в учебный процесс. Именно из-за мотивации учебная деятельность приобретает смысл, который, в свою очередь, стимулирует преодолевать трудности.

Часть мотивов возникает в процессе выполнения учебных заданий, остальная часть лежит за пределами школы. Учебная деятельность ученика младшей школы подразумевает разнообразную мотивацию, к примеру, мотивы, которые лежат вне стен школы:

  • Широкие социальные мотивы;
  • Узкие личные;
  • Познавательные и другие.

Любые мотивы учебы также связаны со стимулами роста личности и самосовершенствованием. Именно благодаря им в процессе учебы происходит активное развитие человека и рост его знаний, умений и способностей. Поэтому выделяют еще и мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

  • Интерес к информации;
  • Желание решать задачи.

Вышеперечисленные стимулы начинают играть роль в позднем периоде школьного возраста. Желание проникнуть в суть вещей и процессов, демонстрировать интеллектуальную активность проявляется не у всех детей и довольно поздно.

В появлении подобных стимулов огромную роль играет личность и работа учителя. Увлеченный педагог своим поведением может простимулировать рост интереса ученика не только к предмету, но и к решению заданий по всем предметам.

Широкие социальные мотивы относят к тем, которые возникают постепенно, по мере взросления ребенка. Это мотивы личной и коллективной ответственности, долга перед классом или за школу, например при участии в олимпиадах или соревнованиях. Кроме того, к широким социальным стимулам относят мотив самоопределения. Структура стимулов детей в начальной школе довольно однообразно из-за того, что не в ней мало социальных мотивов. Не все широкие социальные мотивы развиваются в школе, многие из них проявляются позже. Кроме того, не все они осознанно воспринимаются детьми в этом возрасте, некоторые стимулы раскрываются позднее.

Еще выделяют группу личных мотивов. К ним относят стимул к получению хороших оценок, похвалы, диплома или грамоты. Нужно понимать, что, получая отметку, дети начальной школы воспринимают ее не только как оценку знаний, но еще и как оценку личности. Часто ребята из младшей школы оценивают хороший человек или плохой по тому, как он учится. Для того чтобы избегать подобных суждений, в некоторых учебных заведениях практикуют в начальной школе обучение без отметок.

Для учителя начальной школы важно уметь корректировать поведение детей при помощи похвалы и поощрения. При этом «золотое» правило общения с детьми говорит о том, что хвалить детей нужно прилюдно, а ругать только наедине. Нужно помнить, что способ критики и коррекции поведения нужно выбирать правильно: оценке поддается не вся личность ребенка, а лишь его конкретные действия или поведение.

Учебная деятельность школьника подразумевает учебно-познавательные мотивы. Стремление получать новую информацию, овладевать новыми знаниями. Обычно у детей младшего школьного возраста познавательный интерес к содержанию уроков и самому процессу обучения низкий. Наибольший интерес может проявляться к наиболее лёгким предметам, к тем действиям, которые у ребенка лучше получаются.

В структуре ведущей деятельности существует и отрицательная мотивации. Она направлена на избегание ребенком чего-либо нежелательного, к примеру, неудач, неприятностей, позора. Заметим, что в совсем младшем школьном возрасте, от 6 до 9 лет отрицательная не является чем-то значимым. Ориентировочно к 9–10 годам школьники начинают прислушиваться к мнению класса. Если так случается, что в классе доминируют отрицательные мотивы, то и остальные школьники, даже имея положительные стимулы, начинают поддаваться общему настрою, теряют интерес к учебному процессу. Подобные ситуации должен отслеживать классный руководитель и своевременно вносить корректировки.

Ребенок может утвердиться, получая успешные отметки не только в учебе, но и во внеклассной деятельности. К ней относят дополнительные занятия рисунком, музыкой, спортом, рукоделием. Успешность в кружках и секциях активно влияет на самооценку ребенка и низкая успеваемость может быть компенсирована успехами во внеклассной работе.

Таким образом, начав учиться в школе, ребенок вступает в деловые отношения. Благодаря познавательным процессам (вниманию, памяти, развитому мышлению), он обучается давать оценку своим действиям, достижениям, сравнивая себя и других детей. А благодаря мотивам ученик младшей школы начинает развивать свои способности.

Вид деятельности в этот возрастной период обуславливает успешность ребенка и потому является крайне ответственной частью школьного периода детства. К 10–11 годам дети при правильном курировании учителем и родителями должны хотеть и уметь учиться в школе, и самое главное, верить в свои собственные возможности.

Чем более продуктивно и позитивно прошел указанный возрастной период, тем больше вероятности, что ребенок и в последующие годы останется с проявленным интересом к процессу обучения. Именно поэтому перед учителями и родителями ставится задача в период учебно-познавательной ведущей деятельности всячески способствовать созданию условий не только для впитывания знаний, а в большей степени к мотивации на успешную учебу. При этом учителя обязаны принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка.

Учебная деятельность младших школьников не только способствует тому, что ребенок получает новые знания об окружающем мире, но и стимулирует развитие психических процессов таких, как память, внимание, мышление. Ребенок учится получать удовольствие непосредственно от процесса обучения и начинает стремиться к занятию своего определенного места в системе или школьном коллективе. Успех рождает стимул к свершениям и дальнейшим успехам, и позволяет преодолевать трудности в учебе, сохранять к ней интерес.

Ведущая деятельность младшего школьника

Ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение.

Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

Предметы науки – это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.

Учебная деятельность не даётся человеку от рождения, её надо сформулировать. Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребёнка учиться.

Для того чтобы учебная деятельность проходила успешно, необходима положительная мотивация, т. е. чтобы ребёнок сам очень хотел учиться. Но мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, и со временем мотив теряет свою силу. Поэтому одной из главных задач успешности учебной деятельности является формирование познавательной мотивации, которая тесно связана с содержанием и способами обучения.

Ребенок, поступающий в школу, не умеет учиться, не владеет учебной деятельностью. В первые дни в школе действует в основном учитель. Он ста­вит перед детьми цели, показывает способы выполнения зада­ния, контролирует и оценивает работу ребенка.

Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьника. Под ведущей деятельностью в советской детской психологии понимается такая деятельность, в процессе кото­рой происходит формирование основных психических процес­сов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутрен­ний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Но «свою веду­щую функцию та или иная деятельность, — как считает Д. Б. Эльконин, — осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности».

Учебная деятельность — это особый вид деятельности, от­личный» например, от трудовой. Изменяя материал, работая с ним, человек в процессе трудовой деятельности создает но­вый продукт. Сущность трудовой деятельности состоит именно в создании Продукта. Сущность же учебной деятельности со­стоит в присвоении научных знаний. Ребенок под руководст­вом учителя начинает оперировать научными понятиями.

Цель учения в советской психологии рассматривается не только в плане приобретения знаний, а главным образом в плане обогащения, «перестраивания» личности ребенка. По мнению Д. Б. Эльконина, «результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, являет­ся, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. В об­щем виде можно сказать, что это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т, е. новых способов действия с научными понятиями. Таким образом, учебная дея­тельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятель­ность по самоизменению, ее продуктом являются те измене­ния, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъ­екте». Эти изменения составляют:

— изменения в уровне знаний, умений, навыков, обученности;

— изменения в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;

— изменения в умственных операциях, особенностях личности, т. е. в уровне общего и умственного развития.

Учебная деятельность — это специфическая форма индивидуальности и активности. Она сложна по своей структуре и тре­бует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями, мотивами. Как и взрос­лый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, кон­тролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т. е. он не облада­ет учебной деятельностью. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и на­выки. но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролиро­вать и оценивать свои действия.

Продуктом, результатом деятельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития).

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.

Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:

— мотивация учения — система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.

— учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

— учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);

— действия контроля — те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

— действие оценки — те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

Вопрос № 20.

Основные психологические новообразования

Младшего школьного возраста.

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка.Память приобретает ярко выраженный познавательный характер.

Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.

В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка.

Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Происходит развитие новой формы обобщения, основанного на существенных признаках предметов и явлений — теоретического мышления.

Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е., по словам Д. Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.

К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно полезной деятельности. Создаются предпосылки к развитию чувства взрослости: ребенок думает, что он все может делать как взрослый.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Ее роль приоритетна потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.

В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится, как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных социальных чувств и к практическому овладению важнейшими нормами и правилами общественного поведения.

Огромное значение имеет и способ приобретения знаний. Обучение в школе предъявляет к ребенку новые требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно поставленной специальной цели — учиться. Во-вто­рых, оно требует умения подчинить свои умственные процессы этой цели. Он должен уметь активно запоминать, заучивать требуемое. Он не может быть внимателен только к тем предметам, которые ему непосредственно интересны, которые сами привлекают его внимание. Он должен быть внимателен ко всему, что говорится или делается на уроке.

В связи с этим и психические процессы в младшем школьном возрасте начинают постепенно менять свой характер: запоминание и запечатление превращаются в деятельность заучивания; восприятие — в деятельность целенаправленного и организованного наблюдения; мышление приобретает форму связного логического рассуждения.

Познавательное развитие младшего школьника.

Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Произвольными и осознанными в младшем школьном возрасте становятся все познавательные процессы.

Изменения в области восприятия. В начальной школе под руководством учителя у ребенка формируется целенаправленное произвольное наблюдение за объектом, подчиняющееся определенной задаче.

Изменения в области внимания.

На момент прихода в школу произвольное внимание развито слабо. Дети обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание).

Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.

Изменения в области памяти. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливаются роль и удельный вес словесно-логического смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Изменения в области воображения. Сама учебная деятельность побуждает, прежде всего, развитие репродуктивного воображения в этом возрасте — школьники должны воссоздать образ действительности в изучаемом предмете.

Изменения в области мышления. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Именно младший школьный возраст Л. С. Выготский считал сензитивным для развития понятийного мышления. Самые существенные перемены происходят в самом мышлении. До обучения оно, опираясь на непосредственный жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых ребенком чувственных обобщений («житейских понятий»). В процессе школьного обучения оно преобразуется в мышление теоретическое, дискурсивное, в основе которого лежит оперирование понятиями.

Усваивая знания, школьник учится процессу образования научных понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений. Он овладевает умением развернуть эти суждения, переходить от понятия к понятию, т.е. рассуждать в собственно теоретическом плане.

Задание 4: сформулируйте рекомендации учителю по учету развития познавательной сферы школьника на уроках в начальной школе.

Задание 5: сформулируйте задания для ученика с учетом особенностей развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте.

А. Формируется целенаправленное произвольное наблюдение за объектом, подчиняющееся определенной задаче.

Б. Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.

В. Начинает осознавать особую мнемическую задачу.

Г. Идет интенсивное формирование приемов запоминания.

Д.Усиливаются роль и удельный вес словесно-логического смыслового запоминания.

Е. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.

Ж. Сама учебная деятельность побуждает, прежде всего, развитие репродуктивного воображения в этом возрасте — школьники должны воссоздать образ действительности в изучаемом предмете.

З. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер.

И. Сензитивный период для развития понятийного мышления.

К. Школьник учится процессу образования научных понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений.

Развитие личности младшего школьника.

В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

В этот период заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Сама учебная деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка младшего школьного возраста.

У ребенка развивается притязание на признание со стороны взрослых. Он имеет совесть, и мы можем взывать к ней, когда ребенок набедокурит. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он может стыдиться не только замеченного взрослым проступка, но и таких своих проявлений (трусости, грубости, жадности и т. д.), которые он сам оценивает как недостойные.

Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, что от него ожидают (в первую очередь это его успехи в школе), может стать причиной его безудержных капризов. Однако, в целом, притязание на признание среди близких, сверстников и учителей побуждает ребенка к развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности, навыков самоконтроля и самооценки.

Учебная деятельность способствует развитию у детей ответственности. Ребенок в младшем школьном возрасте овладевает своим поведением.

Дата добавления: 2018-10-14; просмотров: 62 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность, с первым шагом в школу опосредует систему его отношений с окружающим миром. Но пройдет немало времени, пока младший школьник опа ануе ее. Это не происходит стихийно, как в прошлом во время овладения игрой, а требует его больших личностных усилий, помощи взрослых, прежде педагогга.

. Учебная деятельность — целенаправленная деятельность учащихся, результатом которой является развитие личности, интеллекта, способностей, усвоения знаний, овладение умениями и навыками

Компонентами учебной деятельности являются учебные задачи, учебные действия, действия контроля, действия оценки

Связана она прежде всего с усвоением младшими школьниками теоретических знаний. При решении учебных задач учебные действия детей направлены на овладение общими способами ориентирования в отно глашение между известными и неизвестными величинами, явлениями, составляющими предметов, ситуаций, процессов и т.п.. Действия контроля и оценки дают им возможность проверить правильность выполнения учебных действий, оценить ус пишнисть решение всего учебной задачиня.

Учебная деятельность в начальных классах подчинена определенным закономерностям. Одна из них заключается в том, что весь процесс преподавания происходит в форме развернутого представления детям главных компо онентив учебной деятельности, в которую они активно включаютсяя.

Происходит учебная деятельность в учебной ситуации, детальное раскрытие учителем особенностей которой (трудностей решения конкретно-практических задач, необходимости поиска общего способа их ан налезет) и ее роли является одной из существенных условий развития познавательной активности детей, их интерес к учебе.

Систематическое включение ребенка в учебные ситуации начинается уже с 1 класса, но умение самостоятельно ставить перед собой учебно-теоретические задачи формируется значительно позже. Проявляется оно в пытается. Анне школьника, получил серию конкретно-практических задач, найти общий способ их решения, а не решать каждое из них в отдельности. Как правило, он находит этот способ, анализируя одно-два с авдання, стремясь выяснить их общие связи и условия. В умении превращать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические, обеспечивает решения типовых задач, поиск эффективных спосо лий решения нетипичных задач, оказывается высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Свидетельством его в учебной деятельности младших школьников являются осознанныеені познавательные интересы стремление не просто получить конкретный, частичный результат, а найти общий способ получения всех однотипных результатов, понять существенные связи и отношения изучаемого. Это стремлении ния является основой желания и способности учиться. В младшем школьном возрасте оно сформировано недостаточно, однако в дальнейшем ни добросовестность, ни усердие не могут стать психологическим источником радостного и эффективного ного обучения. Им есть лишь стремление к пониманию внутреннего содержания учебных предметов. Возникновение и укрепление его определяет содержание основных интересов школьников. С-4 классов, значительное количество времени п ридиляють чтению специальной литературы о путешествиях, ученых, исторические события, происшествия и т.п.. Объем информации, их заинтересовывает, часто выходит за пределы школьной программыограм.

познавательного интереса школьников — выразительная интеллектуальная направленность на поиск нового в предметах, явлениях, событиях, сопровождаемая стремлением глубже. Опознать их особенности; почти всегда осознанное стал влення к предметам, явлениям, события.

Этот интерес всегда эмоционально окрашенным (удивление, восторг, радость от поиска, переживание успеха, разочарование от неудачи), проявляется в волевых действиях, направлении усилий на познание новых сторон окружающей действительности.

Итак, дети младшего школьного возраста сначала предпочитают обучению как общественно-полезной деятельности вообще, потом их привлекают отдельные виды учебной работы (чтение, письмо, рисование), позже они начинают самостоятельно преобразовывать конкретно-практические задачи на учебно-теоретические, интересуясь внутренним содержанием учебной деятельности.

Педагогу важно сохранить и укрепить интерес детей к обучению. Он должен знать, какие мотивы являются наиболее значимыми для младшего школьника организовывать с учетом этого учения. Оно не может осуществляться в форме давления на ребенка или»вытеснение»из его сознания детских понятий понятиями взрослых. Учебная деятельность предполагает пребывают вдову под действием педагогического воздействия отношение ребенка к окружающей действительностиої дійсності.

У младших школьников урок должен состоять из нескольких объединенных общей целью частей, их деятельность должна быть разнообразной. Значительное место в ней отводится действиям с предметами. Важно, чтобы занятия городов тылы в себе элементы игры. С помощью дидактической игры ребенок усваивает программу проще и успешнее, особенно если она недостаточно готова к обучениюння.

Важная задача педагога состоит в обеспечении развития творческой личности в процессе обучения. Этого можно достичь, стимулируя школьников к экспериментированию, которому свойственны преобразования представлений, обр раз, понятий, реальных предметов; раскрытия новых свойств объектов; порождение новыми знаниями, полученными в ходе эксперимента, новых вопросов, сложных преобразований. Заботясь об эффективности на обучения, учитель должен ознакомить школьников с основными компонентами учебной деятельности, стимулировать самостоятельное их выполнение; продемонстрировать им последовательность выполнения учебных действий, четко разума жувавшы имеющие осуществляться в предметном плане, и те, что в умственном. Важно при этом позаботиться об освоении школьниками общих способов решения конкретно-практических задач, преобраз ения их на учебно-теоретическиечні.

В 1 классе учащиеся действуют в учебных ситуациях под руководством учителя. В 2-4 классах отдельные компоненты учебной деятельности они выполняют самостоятельно, осознавая свои возможности при решении дл дань, имея некоторое представление о том, какую оценку отримають.

Руководство процессом обучения состоит в побуждении внешней и внутренней активности ученика, в результате чего он усваивает знания, производит умения и навыки, развивается как личность

На развитие личности младшего школьника влияют и другие виды деятельности. Его интерес, например, к различным видам художественной деятельности (речь, рисование, занятия музыкой, лепка, изготовление а аппликаций) обусловлен не только доступностью и привлекательностью этих занятий, но и возрастные особенности детейй.

Одним из самых любимых видов художественно-речевой деятельности учащихся является рассказ (по картине, игрушками, словесным образцу). Особенно охотно они придумывают истории, сказки. С удовольствием дети начальных классов занимаются музыкальной деятельностью. Не менее любят они рисовать, выражая в рисунках свое эмоциональное отношение к миру. Однако их рисунки являются схематичными, трудно им дается и изображение динамики пре дуете. На качество рисунков влияет общее физическое и психическое состояние детей. Лепка позволяет изобразить явление, предмет в трехмерном пространстве, воспроизвести форму всего, что окружает ребенка. Изготовление приложений предполагает умение вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, орнаменты. Все виды художественной деятельности способствуют развитию воображения, интеллекта, усвоению движений, выработке соответствующих навыков, формирование ню способностей и личностных то якостей.

С большим интересом занимаются младшие школьники конструированием, что требует овладения специфическими приемами, способами построения конструкций

Важным условием гармоничного развития младшего школьника является приобщение его к труду. Чаще ней есть самообслуживания и изготовлению игрушек-самоделок. Самообслуживание, например, способствует воспитанию уважения к труду взрослых, пониманию значения труда в жизни человека, готовности к физического напряжения. При правильно организованных психолого-педагогических условий ребенок осознавать важность соответствующих ального отношение к своим обязанностям по самообслуживанию, пытаться быть чистой, опрятной, поддерживать порядок на рабочем месте, уважать труд взрослых, помогать пожилым людям. Педагог должен постоянно стимулировать ее самостоятельность, инициативу, творчество, используя с этой целью педагогически обоснованную оценку, положительное, доброжелательное слово. Младшие школьники должны выполнять и коры сне для всех задачи: убирать в помещении, поливать цветы, ухаживать младших т.п.. Это приучать их не только вместе работать, использовать необходимые средства, оценивать себя, преодолевать трудности, а и предотвращать формированию эгоизма, возникновению леньінощів.

Добавить комментарий

Закрыть меню