Вавилонское царство при царе хаммурапи

§ 12. Вавилонское царство

Образование Вавилонского царства. Город Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных путей, ведущих из Южного Междуречья в Северное. Сюда со всей страны стекались разнообразные товары: финики, зерно, изделия ремесленников. Сюда же приплывали корабли иностранных купцов с грузами благовоний, красителей, тонкого полотна, олова, бронзы. Для удобства торговли вавилоняне одними из первых придумали деньги. Ими служили серебряные слитки. Самый маленький слиток (сикль) весил 8 граммов, побольше (мина) — 500, а самый большой (талант) — 30 килограммов. На один сикль можно было купить 250 килограммов зерна или 3 литра растительного масла.

Рис. Вавилонское царство

Вавилон быстро богател и расцветал. Со временем он превратился в крупнейший город и главный торговый центр Междуречья. Его правители покорили многие соседние города и земли, создав обширное царство.

  • Какую территорию занимало Вавилонское царство? Какие города находились на его земле?

Вавилон при царе Хаммурапи. Наивысшего расцвета Вавилонское царство достигло при царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.). Это был мудрый правитель и талантливый полководец. О правлении Хаммурапи мы узнаём из законов, которые были начертаны на базальтовом столбе и дошли до нас почти полностью. Этот столб украшен изображением бога Солнца, вручающего Хаммурапи символы царской власти.

Рис. Фрагмент камня, на котором был выбит текст законов Хаммурапи

Из законов можно узнать о наличии в Вавилоне разветвлённой сети оросительных сооружений и чиновниках, обязанных следить за их состоянием. Законы разрешали им привлекать к работе всё трудоспособное население — от свободных общинников до рабов. Предусматривалось и наказание, вплоть до продажи в рабство, того, по чьей вине оросительные сооружения приходили в негодность. Законы регулировали ремесло и торговлю, стояли на страже жизни и имущества людей. Они определяли обязанности людей (размер налогов и повинностеи, служба в армии) и обязанности государства (защита жизни и имущества жителей государства). За исполнением законов следили судьи.

Боги и храмы Вавилона. Жители Вавилона почитали множество богов. У каждого посёлка был свой бог-покровитель. Но были у них и божества, почитавшиеся по всей стране: бог Солнца и справедливости Шамаш, покровитель Вавилона Мардук. Религиозные ритуалы вавилонян были сложны и многообразны, у них существовало разделение жрецов на «специальности». Среди них были ясновидящие, прорицатели, толкователи снов. В честь богов совершались жертвоприношения. Богослужения сопровождались игрой на флейтах, арфах и других инструментах.

Богам посвящали величественные храмы. Самый большой из них был возведён в Вавилоне в честь бога Мардука. Он являлся главным украшением города, его гордостью. Как и все храмы Междуречья, он был построен в виде многоступенчатой пирамиды. Каждая её ступень, облицованная керамической плиткой, имела особый цвет: белый, чёрный, синий, красный. Самая верхняя ступень была покрыта чистым золотом и ослепительно сияла в лучах палящего солнца и яркой южной луны, днём и ночью служа хорошим ориентиром торговым караванам и купцам. Этот храм был настолько огромен, что современникам казалось, будто вершиной своей он подпирает небо. О строительстве этого храма, который называли Вавилонской башней, повествует древняя легенда. Она рассказывает, как народы, говорившие тогда на одном языке, начали строить колоссальную башню, по которой можно было бы взобраться на небо. Но Бог разгневался на людей за их дерзость и смешал языки строителей. Перестав понимать друг друга, они не смогли закончить строительство башни и разбрелись по всей Земле.

Рис. Вавилонская башня. Реконструкция

Быт вавилонян. Главой вавилонской семьи был старший мужчина — отец или муж. При вступлении в брак он дарил будущей жене свадебный подарок. Невеста же должна была принести в дом мужа приданое. Жена была хранительницей домашнего очага. Она занималась хозяйством, воспитывала детей. В случае смерти мужа жена сохраняла права на приданое и полученные от мужа дары. Она распоряжалась всем семейным имуществом до совершеннолетия детей. Законы охраняли здоровье, честь и достоинство женщины, но в то же время карали её продажей в рабство за дурное обращение с мужем и за расточительство.

Вавилонский жилой дом был обращен на улицу глухой, белённой известью стеной. Внутрь его вела дверь, выкрашенная в красный цвет для защиты от злых духов. Пройдя через прихожую, человек попадал в открытый внутренний двор с небольшим тенистым садиком. Посреди него находился небольшой бассейн для дождевой воды. Окон в доме не было, и помещения освещались лишь через двери, выходящие во внутренний дворик. В доме имелась кухня с очагом без дымохода. Для хранения припасов служили большие, наполовину вкопанные в землю глиняные

сосуды. Излишки дождевой воды отводились из дома по трубам в уличные водостоки.

Рис. У стен Вавилона. Современный рисунок

  • О каких занятиях древних вавилонян свидетельствует рисунок? Обоснуйте свой ответ.

Основным одеянием мужчин в Вавилоне были набедренная повязка и туника. Поверх туники часто надевали прямоугольный плащ с бахромой. Бедняки носили одежды из отбелённой на солнце шерсти, богатые — одеяния, окрашенные в красный, коричневый или светло-голубой цвет. Обувью служили сандалии — подошвы из толстой кожи, крепившиеся к ногам длинным шнуром. Женская одежда почти не отличалась от мужской.

Рабство в Вавилонии. Всё население Вавилонского царства делилось на свободных и рабов. Свободные находились под защитой законов, охранявших их жизнь и имущество, рабы же никаких прав не имели. Рабами становились пленные, проданные за долги, преступники (неверные и расточительные жёны, дети, отказавшиеся от своих родителей, общинники, виновные в разрушении каналов).

Рис. Плотник. Изображение на глиняной табличке

Зажиточная вавилонская семья могла иметь от двух до пяти рабов, богатая — несколько десятков. Раб был имуществом, вещью своего хозяина. Если посторонний человек наносил ему вред или убивал, то возмещал хозяину раба ущерб или отдавал ему другого. Чтобы отличать рабов от свободных людей, им вешали на грудь таблички, стригли волосы особым образом, клеймили, протыкали уши. Раба можно было продать, купить, подарить, отдать внаём. В то же время раб владел кое-каким имуществом. Он мог вступить в брак со свободной женщиной, при этом она и её дети оставались свободными.

Подведём итоги

Одним из наиболее могущественных государств Междуречья во II тысячелетии до н. э. стало Вавилонское царство. Наивысшего расцвета оно достигло при царе Хаммурапи.

Туника — рубашка без рукавов.

1792—1750 годы до н. э. Годы правления царя Хаммурапи.

    «Вавилон — город, слава которого намного пережила его».

    Российский историк И. М. Дьяконов

Вопросы и задания

  1. Расскажите об образовании Вавилонского царства.
  2. При каком из царей Вавилонское царство достигло своего наивысшего расцвета? Когда он правил?
  3. Что законы Хаммурапи помогают нам узнать о жизни Вавилонского царства?
  4. Расскажите о вавилонянах (как они жили, во что одевались, об их занятиях).
  5. Сравните источники рабства и положение рабов в Древнем Египте и Вавилоне.

Краткая история Вавилонии

Распад Шумеро-Аккадского царства
В результате распада Шумеро-Аккадского царства на территории Месопотамии в ХХ—ХIХ веках до н.э. появилось много новых государств. На юге в городе Ларсе образовалось независимое царство. На севере большую роль играли такие государства, как Мари на Евфрате, Ашшур на Тигре, на востоке в районе реки Диялы — государство Эшнунна. Постепенно в ходе междоусобных войн возвышается город Вавилон (Баб-или — Ворота бога), где воцарилась 1-я Вавилонская, или Аморитская, династия, время правления которой называют Старовавилонским периодом (1894—1595 гг. до н.э.). Ее основателем был Сумуабум.

Эпоха Старо-Вавилонского царства (XIX—XVI века до н.э.)
Расположение Вавилона было очень удобным и для нападения, и для обороны. Он находился в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом. Здесь брала начало ирригационная система — основа жизни всей Южной Месопотамии, сходились важнейшие сухопутные и речные пути.


Вавилонский воин

Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя 1-й Вавилонской династии — Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, умелым дипломатом, хорошим стратегом, законодателем и организатором. Заключив союз с Ларсой, он начал захват городов юга. Затем, с помощью нового союзника — Мари, где правил Зимрилим, он разгромил сильное государство Эшнунну. Затем он разрывает договор с Мари и нападает на него. Он подчиняет его себе, а после восстания Зимлирима повторно нападает и уничтожает дворец правителя и стены города. На севере осталась ослабевшая Ассирия, крупнейшие города которой (Ашшур, Ниневия и другие) признали власть Вавилона.

Хаммурапи издал сборник законов, контролирующих почти все сферы жизни общества. Вот несколько статей из этого сборника:

Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен.

Если врач сделает свободному человек операцию и сделает ее неудачно, то ему надо отрубить кисть руки.

Если свободный человек помогает укрывать раба, то его следует казнить.

Эти законы были высечены на больших базальтовых столбах, и эти столбы были выставлены в разных концах страны.

Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей. Роются новые каналы, особенно прославился грандиозный канал, названный Рекой Хаммурапи. Развивается в крупных масштабах и скотоводство. Появляется множество ремесленников. Вавилон занимается активной внешней и внутренней торговлей. Из Вавилона вывозили зерно, финики, масло, ремесленные изделия. Ввозили металлы, камень, дерево, рабов, предметы роскоши.

Вавилонское общество состояло из трех слоев населения. Свободный человек именовался авелум — «человек», или мар авелим — «сын человека». Это мог быть и крупный торговец, и мелкий ремесленник, и крестьянин. Это был слой свободных граждан. Зависимый человек назывался мушкенум — «склоняющийся ниц». Это были люди, работающие на царской земле и обладавшие ограниченными гражданскими правами. Хотя они могли иметь рабов, личное имущество, и их права защищались в суде. Низший слой вавилонского общества составляли рабы — вардум. Это были военнопленные, люди, попавшие в долговое рабство, обращенные в рабство за какие-то преступления. Однако рабы могли иметь некоторое имущество. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников.


Вавилонский воин

Во главе государства стоял царь, который обладал неограниченной властью. В его руках находилось около 30—50 процентов всех земель. Эти земли он иногда сдавал в аренду. Волю царя и исполнение царских законов выполнял царский суд. Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла. Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов — редум и баирум. Воины получали за службу земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. За это воин должен был исправно нести службу. Огромный бюрократический аппарат, который контролировал царь, исполнял воля царя на местах. При этом царские чиновники — шакканакку вступали в тесный контакт с представителями местной администрации: общинными советами и старостами общин — рабианум. Главным богом Вавилонского царства был объявлен местный бог города Вавилона — Мардук, который стал считаться верховным богом, творцом людей и животных.

Обострение внутренних противоречий, массовое разорение крестьян, воинов, внешнеполитические трудности стали сказываться уже в правление сына Хаммурапи — Самсу-илуны (1749—1712 гг. до н.э.). На юге вавилонян теснят эламиты, которые захватывают шумерские города. Отпадает Исин, где царь Илумаилу основал новую династию. На северо-западе появляется новое государство — Митанни, которое отрезает Вавилонию от основных торговых путей, ведущих в Малую Азию и на Средиземноморское побережье. На территорию царства проникают воинственные племена касситов. И, наконец, дерзкий поход хеттов в Вавилонию в 1595 году до н.э., завершившийся захватом и разорением самого Вавилона, кладет конец правлению 1-й Вавилонской династии и завершает трехсотлетний Старовавилонский период.

Вавилонское царство при касситской династии
Касситы — одна из групп горных племен, они появились на границах Месопотамии после смерти Хаммурапи. Около 1742 г. до н.э. касситский вождь Гандаш вторгается в Вавилонию и объявляет себя «царем четырех сторон света». Однако захват Вавилонского царства касситами произошел только после разгрома хеттами Вавилона. При касситах в военном деле стала активно использоваться конница. В сельском хозяйстве в это время наблюдается некоторый застой. Касситы восприняли богатую вавилонскую культуру. Так, касситский царь Агум II вернул захваченные во время хеттского похода статуи бога Мардука и его супруги, богини Царпанит. При касситах строятся и реставрируются храмы. Касситская аристократия постепенно сливалась с вавилонской. При касситской династии наблюдается политический упадок Вавилонии, которая была зависима от Египта, а с XIV века до н.э. — от Митанни и Хеттского царства. Усиливается Ассирия, которая в XIII веке до н.э. наносит ряд поражений касситскому Вавилону. В борьбе с Ассирией, Эламом и местными правителями закончила около 1155 г. до н.э. свое существование касситская династия.

Вавилония в XII-VII веках до н.э.

В конце XIII века наблюдается экономический и политический упадок Вавилона, которым не преминули воспользоваться ее соседи: Ассирия и Элам. Особенно опасными были вторжения эламитов. В середине XII века до н.э. вся Вавилония была захвачена ими, а последний касситский царь Эллиль-надин-аххе был уведен в плен. Наместником Вавилона был назначен эламский ставленник, а эламиты продолжали военные походы на юг и север страны. Инициатива борьбы против эламского господства перешла к городу Исин, расположенному на западе Вавилонии. Страна стала постепенно набирать силы, и при царе Навуходоносоре I (Набукудурриуцур, 1126—1105 гг. до н.э.) наступил ее кратковременный расцвет. Одержав победу над эламитами в битве около крепости Дер, вавилоняне вторглись в Элам и нанесли ему тяжелейшее поражение.

В середине XI века до н. э. полукочевые племена арамеев, обитавшие к западу от Евфрата, стали вторгаться в Вавилонию и Ассирию, которые объединились перед лицом общей опасности. К концу IX века до н. э. им удалось прочно осесть на западных и северных границах Вавилонии. Начиная с 8 века до н. э., в течение нескольких веков в истории Вавилонии большую роль стали играть племена халдеев (калду). Они жили на берегу Персидского залива, вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата. В 9 века до н. э. халдеи прочно заняли южную часть Вавилонии и начали постепенное продвижение на север, воспринимая древнюю вавилонскую культуру и религию. Халдеи занимались скотоводством, охотой и, частично, земледелием.

Вавилония была разделена на 14 административных округов. Столицей с конца XII века стал опять Вавилон. Царь распоряжался обширным фондом государственных земель, из которых выделялись наделы воинам за их службу. Цари часто дарили земельные владения своим приближенным и храмам. Армия состояла из пехоты, конницы и колесничих, роль которых в войнах была особенно важной.

Вавилония под властью Ассирии (IX-VII века до н.э.)


Город Вавилон в VI веке
до н.э. (реконструкция)

В конце IX века до н. э. ассирийцы часто вторгаются в Вавилонию и постепенно захватывают север страны. Ассирийское государство в это время становиться могущественным царством. В 744 году до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III вторгся в Вавилонию и нанес поражение халдейским племенам. В 729 г. до н. э. он же полностью захватил Вавилонию. Однако Вавилония имела статус отдельного царства в составе Ассирии.

В правление Саргона II ассирийцы не смогли удержать власть над Вавилонией. Халдейский вождь Мардук-апла-иддин овладел Вавилонией и объявил себя царем страны. В союзе с эламитами он начал войну. Вначале, в 720—710 гг. до н. э. союзники имели успех. Но вскоре Саргон II разгромил Элам и вытеснил из Вавилонии Мардук-апла-иддина. Он короновался в Вавилоне. В 705—703 гг. Мардук-апла-иддин вновь начал военные действия против Ассирии, но опять неудачно. В 692 г. до н. э. вавилоняне восстали против Ассирии и заключили союз с Эламом и арамеями. В битве у местности Халуле на Тигре обе стороны понесли тяжелые потери, но решающего успеха не имела ни одна сторона. Но в 690 г. до н. э. ассирийский царь Синанххериб осадил Вавилон и в 689 г. город пал. Была учинена жестокая расправа. Многие жители были убиты, часть угнана в рабство. Сам город был до основания разрушен, а территория его была затоплена.

Новый ассирийский царь Асархаддон в начале своего правления велел восстановить Вавилон и вернуть его уцелевших жителей. Вавилонией на правах вассального царя стал править Шамаш-шум-укин. В 652 г. до н. э. он, заключив тайный союз с Египтом, сирийскими правительствами, Эламом, а также с племенами халдеев, арамеев и арабов, поднял восстание против Ассирии. В сражении у крепости Дер победы не одержала ни одна из сторон, но вскоре ассирийцам путем дворцового переворота удалось вывести из союза Элам. Не смогли помочь Вавилонии и другие союзники. Ассирийцы осадили Вавилон и другие города. После длительной осады летом 648 г. до н. э. Вавилон пал. Уцелевших жителей ждала жестокая расправа.

Разгром Ассирии и создание Ново-Вавилонской державы
Стремление к независимости не ослабевало в Вавилонии, одной из самых развитых областей Передней Азии. В начале 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе которого встал халдейский вождь Набопаласар (Набу-апла-уцур). Утвердив свою власть на севере страны и заключив союз с Эламом, он провел ряд удачных походов против Ассирии. В октябре 626 г. до н. э. Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и 25 ноября 626 г. он торжественно короновался в этом городе и основал здесь халдейскую (или нововавилонскую) династию. Однако лишь в 616 г. до н. э. вавилонянам удалось захватить один из крупнейших городов Вавилонии — Урук. В этом же году вавилоняне осадили ассирийский город Ашшур, но успеха не имели. Неожиданная помощь пришла с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы захватили ассирийскую провинцию Аррапху, а затем взяли город Ашшур, истребив его жителей. Вскоре мидийцы и вавилоняне заключили союз. Весной 612 г. до н. э. союзники, поддерживаемые скифами осадили столицу Ассирии — Ниневию. В августе того же года город пал и был разрушен, а его жители вырезаны. Это была жестокая месть государству, которое долго время грабило и опустошало страны Передней Азии. Часть ассирийской армии сумела пробиться на запад, в город Харран, и там продолжала сопротивление, но в 609 г. до н. э. Набопаласар с большим войском нанес окончательное поражение. В результате крушения Ассирийской державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии, а также город Харран, вавилонянам же досталась Месопотамия. Вавилоняне стали готовится к захвату всех областей к западу от Евфрата, которые прежде принадлежали ассирийцам. Но Египет также претендовал на эти территории и стремился захватить Сирию и Палестину. Поэтому в 607 г. до н. э. Набопаласар с огромной армией напал на Каркемиш на Евфрате, где находился египетский гарнизон, в составе которого были и греческие наемники. В 605 г. до н. э. город был взят, а гарнизон уничтожен. После этого вавилоняне захватили Сирию и Палестину.

В 605 г. царем стал сын Набопаласара — Навуходоносор II. Он продолжал военные походы, и в 605 г. до н. э. он захватил финикийский город Аскалон, а в 598 г. подчинил себе Северную Аравию. В это же время против Вавилонии восстала Иудея. В 597 г. до н. э. Навуходоносор осадил и взял Иерусалим, уведя в плен около 3.000 его жителей. Через 8 лет египтяне захватили некоторые финикийские города и побудили Иудею к новому восстанию. После двухгодичной осады вавилоняне взяли Иерусалим. Иудейское царство было ликвидировано, а многие иудеи были переселены в различные части Месопотамии, в том числе и в Вавилон. Затем вавилоняне осадили финикийский город Тир, который они смогли взять только в 574 г. до н.э.

Правление Навуходоносора II было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древней Востоке с населением около 200.000 человек. На одном конце города находился огромный царский дворец, а на другом — главное святилище вавилонян — Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 метров. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу семиэтажный зиккурат (ступенчатая пирамида) высотой 91 метр, который назывался Этеменанки (храм краеугольного камня небес и земли). Названный в Библии «Вавилонской башней» он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Мардука. Одним из чудес света считались также висячие сады, которые покоились на высоких каменных стенах, державших грунт и экзотические деревья. Эти сады предназначались для жены Навуходоносора Амитиды, скучавшей по родным местам горной Мидии.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в мощную крепость. Он был обнесен двойной стеной, высота которых достигала 14 метров. Город окружал глубокий и широкий ров с водой. После смерти Навуходоносора II, после долгой междоусобной борьбы к власти пришел Набонид (556—539 гг. до н. э.), происходивший из семьи арамейского вождя. Он захватил в 553 г. до н. э. город Харран. Набонид активно продвигал культ верховного бога Сина, чем вызвал недовольство жречества. Набонид перенес в город Тейму свою резиденцию, а в Вавилоне оставил править своего сына Бел-шар-уцуру (библейский Валтасар).

Вскоре у восточных границ Вавилонии появился новый противник — персы, которые захватили Мидию, Лидию и многие другие государства. Весной 639 г. персы начали наступать на Вавилонию. В августе того же года у города Опис они разбили вавилонское войско, которым командывал царевич Бел-шар-уцур. Не имея поддержки среди знати и жречества, Набонид сдался, и в октябре 639 г. персидский царь Кир II вошел в Вавилон. Вначале политика персов была умиротворяющей. Были разрешены все религии. Народам, переселенным во время правления нововавилонской династии, было разрешено вернуться на родину. Но вскоре персидский гнет стал усиливаться, и в 522—521 гг. до н. э, в 484-482 гг. до н. э. вспыхивало несколько восстаний против персов. Вавилония превратилась в одну из сатрапий Персидского государства.

Источник: неизвестен.

Культура Древневавилонского царства

Держава, созданная Саргоном I, была завоевана кочевниками-амореями около двухтысячного года до н.э. Амориты победили Шумеро-Аккадское царство и создали государство с центром в Вавилоне.

Время первого усиления Вавилона в период с 1800 до 1700 года до н.э. историки назвали «древневавилонским». Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Название города — Баб-Илу («Ворота бога») — говорило о его святости и особом покровительстве богов.

Верховному Вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, ему приносили богатые дары. Жители Древнего Вавилона считали: человек создан для того, чтобы своими жертвоприношениями служить богам. Роли человека в мире отводилось совсем незначительное место, он ощущал себя низшим существом, участь которого определена раз и навсегда. Жизнь рассматривалась как недолгое пребывание в мире, к которой после смерти вернуться уже невозможно. Трагическое противоречие между богатым духовным обликом народа и его понятием о назначении человека не смогли разрешить ни шумеро-аккадцы, ни вавилоняне.

Представление вавилонян о мире и человеке нашло отражение в мифах, эпических поэмах, гимнах богам. Одним из центральных в древневавилонской мифологии был миф о сотворении мира «Энума элиш» («Когда вверху»), который представлял собой культовый космогонический эпос. В основу этой поэмы положена мысль о том, что бог весеннего солнца и его силы Мардук, начало порядка, света и добра, побеждает темные силы злого хаоса — чудовище Тиамат — и создает из него весь мир. Позднее этот миф целиком был заимствован ассирийцами. Интересны также мифологические поэмы «об Агушайя», где отражена борьба культов трех богинь, «об Адапе», пронизанная мыслью о вечной жизни и о стремлении к бессмертию, «Нисхождение Иштар», где развивается все та же тема жизни и смерти.

В памятниках архитектуры и скульптуры ощущается влияние шумеро-аккадской культуры. В Вавилоне возводили типичные для древней Месопотамии зиккураты. Монументальная скульптура была несколько грубовата, люди изображались в застывших позах, их движения несколько схематизированы, но лица весьма выразительны и передают черты портретного сходства.

В начале возникновения Вавилонское царство не играло особой роли, однако в период правления шестого царя Вавилона — Хаммурапи — происходит мощное усиление государства. Хаммурапи расширил территорию Вавилона, захватив основную часть Междуречья и став повелителем огромного по тогдашним меркам государства. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников и объединить их земли. Чтобы огромное государство не распалось на отдельные области, мудрый Хаммурапи создал самый известный на Древнем Востоке сборник законов, названный в последствии «Кодексом Хаммурапи».

В 1901 году во время раскопок в Сузах, археологи обнаружили большой базальтовый столб с изображением Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанном клинописью. Во введении к законам говорилось: «…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей». По словам Хаммурапи, Мардук дает людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом, но через царя!

Законы Хаммурапи по содержанию и уровню развития юридической мысли представляли собой выдающийся памятник правовой мысли. В Судебнике принимается принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство, однако телесные повреждения карались по принципу «око за око, зуб за зуб». Некоторые законы регулировали семейно-родственные отношения. Так, законность брака оформлялась путем заключения контракта; прелюбодеяние со стороны жены каралось ее утоплением; отец не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершали преступления и т. д.

Однако Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. В правление его сына, Самсуилуны, Вавилон потерпел ряд серьезных поражений, а в 1595 г. до н.э. старовавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, которые правили Междуречьем около 400 лет и создали Хеттское царство. Имя царя Хаммурапи до сих пор считается синонимом мудрости и социальной зрелости, ибо он единственный из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона, признав за подданными право самим заботиться о своей жизни, и предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми. Еще одно неопровержимое завоевание Хаммурапи в политической сфере — это оформление типичной для древнего Востока деспотии. Управление страной было строго централизовано, а вся верховная власть сосредоточена в руках царя, опирающегося на сложный бюрократический аппарат.

Начиная с правления Хаммурапи, Вавилон около 1200 лет являлся культурным и научным центром Передней Азии, но в 689 году до н.э. Вавилон в наказание за мятежи был полностью разрушен ассирийским царем Синаххериба. Быть может, для того, чтобы «восстать из пепла» в еще более ослепительном блеске Нововавилонской державы.

Культура Ассирии

Древнейшей родиной ассирийцев была небольшая область в верхнем течении реки Тигр, расположенная в окрестностях городов Ашшур, Ниневия и Арбела. Возможно, еще с V тысячелетия до н.э. на территории Ассирии проживали субарийские племена, близкие к хурритам и урартам. В эпоху образования Ассирийского государства субарийские племена смешались с семитскими племенами Аккада, а господствующим языком стал ассирийский язык, входящий в группу семитских языков. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в г. Ашшуре утвердились выходцы из Шумера и Аккада, а к ХХIV- ХХII вв. до н.э. Ашшур стал крупным административным центром.

Своим возвышением Ашшур (в греческой передаче Ассирия) обязан выгодному географическому положению, там пересекались важнейшие морские пути из Малой Азии в Вавилонию. Для удержания в своих руках караванных дорог и захвата новых путей Ассирии надо было иметь сильную военную власть. Поэтому вся история Ассирии представляет собой бесконечную цепочку военных походов, захватнических войн и вторжений в пределы других государств.

Начиная с 800 г. до н.э. ассирийцы провели ряд военных реформ и создали регулярную армию. Войска были хорошо обучены и вооружены. Большая часть войска состояла из пехотинцев, хотя имелись и отряды воинов на боевых колесницах. Военные успехи привели к созданию Новоассирийской империи (около 1000 — 612 гг. до н.э.), которая особенно усилилась в правление Тиглатпаласара III, завоевавшего Дамаск и Финикию. Последующую историю Ассирии принято называть эпохой активных войн.

На протяжении 100 лет гигантская империя успешно сохраняла свои владения. Ашшурбанипал, последний значительный царь Ассирийской державы, в течение своего правления уже с трудом поддерживал единство и могущество громадного государства, против которого вели борьбу покоренные народы, объединявшиеся в военные союзы. Постоянную опасность для Ассирии представляли многочисленные кочевые племена киммерийцев, мидян и персов. Окончательно не был сокрушен Элам и Урарту, да и Вавилон лелеял мечту о восстановлении своего былого могущества. Вскоре после смерти Ашшурбанипала (626 г до н.э.) объединенные силы Мидии и Вавилона обрушились на Ассирию и разгромили Ассирийскую армию. В 612 году до н.э. пала Ниневия, а в 605 г. до н.э. рухнула вся Ассирийская держава.

Эти подробнейшие исторические факты были получены в результате археологических открытий, сделанных англичанином французского происхождения Остином Генри Лейярдом, который в 1845 году начал раскопки на холме Нимруд. Именно благодаря этому человеку, страстно любившему Восток, мы знаем об истории Ассирии и Вавилонии, их величии и падении больше, чем вся греко-римская цивилизация, хотя она была ближе к этим временам на два тысячелетия!

Теперь хорошо известно, что ассирийцы заимствовали у древних народов Месопотамии систему клинописи, научные знания и некоторые религиозные представления. Верховным богом ассирийцев был бог Ашшур, другие же ассирийские боги имеют месопотамское происхождение. Астральными ассирийскими богами являлись: Мардук, которого изображали в виде крылатого быка, Набу, изображаемого крылатым человеком, Нергал — в образе крылатого льва и Нинурта — Орла. Космогонический миф о сотворении мира также заимствован у вавилонян и почти полностью повторяет историю появления бога Мардука. Так же, как и шумеры, ассирийцы строили для своих богов зиккураты.

О высоком развитии ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. Ассирийские писцы собрали в этой библиотеке сокровищницу культурных достижений Древнего Востока, записанных на 30000 глиняных клинописных табличек. Эти надписи представляют собой медицинские трактаты, астрономические наблюдения, разнообразные справочники и словари, литературные произведения, летописи военных походов, научные тексты. Большая часть того, что мы знаем о культуре Междуречья, была получена при изучении этих табличек, извлеченных из руин библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.

Желая увековечить свою славу и могущество, ассирийские цари возводили величественные дворцы и храмы, стены которых выкладывались из глиняного кирпича. Прекрасное представление об архитектуре дают развалины царских дворцов. Огромный дворец Сарбона II в Дур-Шаррукине (Хордсбад) состоял из 210 зал и 30 дворов, расположенных асимметрично. Это гигантское сооружение являлось типичным образцом ассирийского зодчества, представляя собой сплав архитектуры с монументальной скульптурой, художественными рельефами и декоративной орнаментацией. У входа стояли огромные статуи «ламассу», гениев — охранителей царского дворца, изображенных в виде крылатых быков или человеко-львов. Стены украшались рельефными изображениями разнообразных сцен, преимущественно охоты и войны.

Великолепно искусство изображения животных в сценах охоты, оно является высшим достижением ассирийского искусства.

Уникальна судьба Ниневии, которая была столицей Ассирии всего около 90 лет, однако название города «не только не было забыто, но на протяжении последующих 25 веков оставалось символом величия и падения, сибаритства и высокой цивилизации, ужасных злодеяний и справедливого возмездия».С именем Ниневии связаны убийства, ужасные кровавые драмы, жестокая тирания правителей. Ниневия достигла колоссального расцвета и являлась настоящим «Римом эпохи цезарей», до того времени, пока Киаксар — царь Мидийский — не сравнял Ниневию с землей и пылью. Вскоре после падения Ниневии пала и вся Ассирийская держава.

«И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откровение 14:8)

В пророчествах о последнем времени Вавилон олицетворяет союз богоотступнических сил, а вино олицетворяет собой лжеучения, противоречащие Библии, которые исходят из него. Так почему же именно древний Вавилон, уже не существующий во времена апостола Иоанна (автора книги Откровение), стал символом богоотступничества?

Хронологическая схема истории Вавилона

Основатель государства — Нимрод

Первая династия Иссина (2017-1794) правила 223 года

1. Ишби-Эрра (2017-1985) 2. Шуилишу (1985-1975) 3. Иддин-Даган (1975-1954) 4. Ишме-Даган (1954-1935) 5. Липит-Иштар (1935-1924) 6. Ур-Нинурта (1924-1896) 7. Бур-Син (1896-1874) 8. Липит-Эллиль (1874-1869) 9. Эрра-имитти (1869-1861) 10. Эллиль-бани (1861-1837) 11. Замбия (1837-1834) 12. Итерпиша (1834-1831) 13. Урдулькуга (1831-1828) 14. Син-Магир (1828-1817) 15. Дамикилишу (1817-1794)

Династия Ларсы (2025-1763) правила 262 года

1. Напланум (2025-2005) 2. Эмициум (2005-1977) 3. Самиум (1977-1942) 4. Забайя (1942-1933) 5. Гунгунум (1933-1906) 6. Абисарихи (1906-1895) 7. Сумуэль (1895-1866) 8. Нур-Адад (1866-1850) 9. Син-иддинам (1850-1843) 10. Син-эрибам (1843-1841) 11. Син-икишам (1841-1836) 12. Цилли-Адад (1836-1835) 13. Варад-Син (1835-1823) 14. Рим-Син (1823-1763)

Первая Вавилонская династия (1894-1595) правила 299 лет

1. Сумуабум (1894-1881) 2. Сумула-Эль (1881-1845) 3. Сабиум (1845-1831) 4. Апиль-Син (1831-1813) 5. Син-мубаллит (1813-1793) 6. Хаммурапи (1793-1750) 7. Самсу-илуна (1750-1712) 8. Абиешу (1712-1684) 9. Амми-дитана (1684-1647) 10. Амми-цадука (1647-1626) 11. Самсу-дитана (1626-1595)

Касситская династия (1595-1155) правила 440 лет

1. Агум (1595-1571) 2. Бурна-Бураш Первый 3. Каштилиаш Второй 4. Улам-Бураш 5. Агум Третий 7. Караиндаш Первый 8. Кадашман-Харбе Первый 9. Куригальзу Первый 10. Кадашман-Эллиль 11. Бурна-Бураш Второй (1363-1335) 12. Караиндаш Второй (1335-1334) 13.

Куригальзу Второй (1334-1312)

14. Назимарутташ (1312-1286) 15. Кадашман-Тургу (1286-1268) 16. Кадашман-Эллиль (1268-1253) 17. Кудур-Эллиль (1253-1243) 18. Шагаракти-Шуриаш (1243-1231) 19. Каштилиаш Третий (1231-1223) 20. Эллиль-надин-шуми 21. Кадашман-Харбе Второй 22. Адад-шум-иддин 23. Адад-шум-уцур 24. Мели-Шиху (1187-1172) 25. Мардук-аила-иддин Первый (1172-1158) 26. Забаба-шум-иддин (1158-1157) 27. Эллиль-надин-аххе (1157-1155)

Вторая династия Иссина (1155-1027) правила 128 лет

1. Мардук-кабит-аххешу (1155-1140) 2. Итти-Мардук-балати (1140-1132) 3. Нинурта-надин-шуми (1132-1127) 4. Навуходоносор Первый (1127-1105) 5. Эллиль-надин-аххе (1105-1101) 6. Мардук-надин-аххе (1101-1083) 7. Мардук-шапик-зери (1083-1070) 8. Адад-апла-иддин (1070-1048) 9. Мардук-аххе-эриба (1048-1047) 10. Мардук-зер (1047-1036) 11. Набу-шуму-либур (1036-1027)

Династия Приморья (1026-1006) правила 20 лет

Династия Бази (1004-986) правила 19 лет

Эламская династия (985-980) правила 5 лет

Династия Э (980-732) правила 248 лет

1. Набу-мукин (980-944) 2. Нинурта-кудурри-уцур 3. Мар-бити-аххе-иддин 4. Шамаш-мудаммик 5. Набу-шум-укин Первый 6. Нибу-апла-иддин 7. Мардук-закир-шуми Первый 8. Мардук-балассу-икби 9. Баба-ах-иддин 10. Мардук-бел-зери 11. Мардук-апла-уцур 12. Эриба-Мардук 13. Набу-шум-ишкун 14. Набонасар (747-734) 15. Набу-надир-зери (733-732) 16. Набу-шум-укин Второй (732-732)

Девятая Вавилонская династия (731-627) правила 104 года

1. Набу-мукин-зери (731-729) 2. Тиглатпалассар Третий (728-727) 3. Салманассар Пятый (726-722) 4. Мардук-апла-иддин Второй (721-710) 5. Саргон Второй (709-705) 6. Сеннахериб (704-703) 7. Мардук-закир-шуми Второй (703-703) 8. Мардук-апла-иддин Второй (703-703) 9. Бел-ибни (702-700) 10. Ашшур-надин-шуми (699-694) 11. Нергал-ушезиб (693-693) 12. Мушезиб-Мардук (692-689) 13. Сеннахериб (688-681) 14. Асархаддон (680-669) 15. Шамаш-шум-укин (668-648) 16. Кандалану (647-627)

Нововавилонская династия (626-538) правила 88 лет

1. Набополассар (626-605) 2. Навуходоносор Второй (605-562) 3. Амель-Мардук (562-560) 4. Нериглассар (560-556) 5. Лабаши-Мардук (556-556) 7. Набонид (556-538) 8. Валтасар (538-538)

Некоторые места в Библии, повествующие о Вавилоне: 4 Царств 24, 25; 2 Паралипоменон 36; Даниил 1, 2, 3, 4, 5.

Коротко о религии древних вавилонян

В отличие от великих городов Древнего мира Вавилон кроме крупнейшего политического центра представлял собой на протяжении всей своей истории мировой духовный центр. И если политическое господство, как это видно из хронологии, Вавилон часто и на долгие сроки утрачивал, то господство религиозное он сохранял всегда. Этот город являлся столицей мирового жречества, куда съезжались жрецы Египта, Сирии, Элама, Ассирии, Тира, Персии, Сидона, Аравии, Мидии, Эфиопии, Ливии, Малой Азии и т. д., где они обучались жреческой науке, докладывали главному жрецу тайны своих стран, получали от него приказы.

В центре Вавилона высился огромный храмовый комплекс Эсагила — местопребывание главного жреца и тайный центр всей тогдашней политики Древнего мира. Центральным сооружением Эсагилы была огромная храмовая башня Этеменанка, заложенная на месте знаменитой вавилонской башни и бросавшая вызов всем и вся, говоря о вечности Вавилона . Кроме Эсагилы в городе располагалось бесчисленное количество храмов, посвященных богам всего тогдашнего мира. Однако особо почитаемыми богами Вавилона были: Мардук, Иштар, Энлиль, Ан, Уту, Наина, Таммуз . С именем последнего связана следующая история. У основателя Вавилона Нимрода была жена Семирамус, которая вела крайне разгульный образ жизни, усилившийся особенно после смерти Нимрода. Одним из ее незаконных детей был Таммуз. Его рождение царица объявила от бога и поэтому, когда молодой Таммуз случайно погиб, Семирамус возвела его в ранг богов и приказала праздновать его день 25 декабря. Именно поэтому и сегодняшнее рождество приходится на этот день. Ибо день появления на свет Спасителя мира неизвестен, но чтобы удовлетворить многочисленную часть общества, император Константин, принимая христианство, приказал праздновать рождество в день, в который ранее праздновали праздник Таммуза-Митры, т. е. день Солнца. В Вавилоне были также составлены первые книги по астрологии, гаданиям, разработаны приемы вызывания духов, т. е. заложены основы спиритизма. Учение древнего Вавилона быстро распространялось в разных странах, напояя их народы сатанинской философией. И сегодня вновь обрели огромную популярность гороскопы, астрологические прогнозы, колдуны, предсказатели, хилеры. Тезис вавилонских жрецов о том, что для счастливой жизни как на земле, так и после смерти достаточно жертвовать большие деньги, сегодня тоже имеет большое распространение, не говоря уже о пышных церковных обрядах, весь принцип которых взят из Вавилона вместо скромного богослужения, которое проводил Христос и главный смысл которого сводился к проповеди .

Пророчества о Вавилоне, записанные в Библии

Книга пророка Исайи

13 глава

17 стих: «Вот Я подниму против них мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту».

20 стих: «Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нём. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там».

21 стих: «Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами, и страусы поселятся, и косматые будут скакать там».

14 глава

23 стих: «И сделаю его владением ежей и болотом».

Книга пророка Иеремии

50 глава

3 стих: «Ибо от севера поднялся против него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинутся и уйдут».

43 стих: «Услышал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились, скорбь объяла его, муки — как женщину в родах».

51 глава

8 стих: «Внезапно пал Вавилон и разбился».

9 стих: «Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился, оставьте его и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков».

31 стих: «Гонец бежит навстречу гонцу, и вестник — навстречу вестнику, чтобы возвестить царю Вавилонскому, что город его взят со всех концов».

37 стих: «И Вавилон будет грудою развалин».

39 стих: «Во время разгорячения их сделаю им пир, и упою их, чтоб они повеселились и заснули вечным сном, и не пробуждались, говорит Господь».

43 стих: «Города его сделаю пустыми, землею сухою, степью, землёю, где не живёт ни один человек и не проходит сын человеческий».

57 стих: «И напою допьяна князей и мудрецов его, облаете начальников его и градоправителей его, и воинов его, и заснут сном вечным и не пробудятся».

Выводы из пророчеств

1. Против Вавилона пойдут мидяне (Ис. 13:17).

2. Город никогда более не заселится (Ис. 13:20), люди покинут его (Иер. 50:3).

3. Аравитянин не будет там пасти своих стад (Ис. 13:20).

4. На месте города будут обитать звери пустыни (Ис. 13:21).

5. Город станет болотом (Ис. 14:23).

6. Народ с севера пойдет на город войной (Иер. 50:3).

7. На месте города будет пустыня (Иер. 50:3).

8. Ужас и беспомощность вавилонского царя в день нашествия (Иер. 50:43, 51:31).

9. Город падет внезапно (Иер. 51:8).

10. Будут делаться попытки восстановить Вавилон, но они окончатся провалом (Иер. 51:9).

11. От города останутся развалины (Иер. 51:37).

12. Город будет взят в состоянии опьянения (Иер 51:39, 51:57).

13. После разрушения город практически не будет посещаем (Иер. 51:43).

Миновало всего тридцать лет после смерти Навуходоносора. И если бы мы сравнили положение страны, которое было при этом царе, с тем, которое стало теперь при его ближайших преемниках, то мы бы поразились произошедшей перемене. Раздираемая дворцовыми переворотами, многочисленными восстаниями в провинциях, вторжениями соседних племен, империя шла к своей гибели . А центральное правительство вместо того, чтобы предпринять адекватные меры, по примеру ассирийских владык, предавалось грабежу казны, пьянству и разврату. И в этот критический для страны момент ее границы пересекает мощная мидо-персидская армия, ведомая Киром II (550-529) (пророчества 1, 6) . Подойдя к Вавилону, Кир приготовился к длительной осаде, понимая, что быстро взять такой город будет очень тяжело. Ибо стены города достигали 25 метров в ширину, 100 в высоту, опоясывая город на 22 километра и включая в себя 100 ворот и 250 башен. Но вновь, как и в случае с Ниневией, произошло чудо. В один из дней к Киру прибегают из Вавилона два знатных перебежчика — Гобрий и Гадат, которые открывают ему план укреплений города с его слабыми местами . Будучи отличным стратегом, Кир при их помощи разрабатывает план нападения, в основе которого лежало отведение русла реки Евфрат путем прорытия каналов. В образовавшееся пространство под стеной города и должна была войти мидо-персидская армия. Последующие события развивались с небывалой быстротой. В одну из ночей, когда река была отведена, войско Кира внезапно ворвалось в город и практически без боя овладело им (пророчество 9) . Этому способствовало всеобщее опьянение, не только в залах дворца, но и в войске (пророчество 12) . События, происходящие в это время во дворце, так ярко описанные Даниилом, представляли собой «пир во время чумы», когда люди, потеряв всяческий человеческий облик, предавались животным страстям. И в этот момент таинственная рука на стене пишет весть о гибели царя и города. А еще через некоторое время становится известно о взятии города. Ужас и беспомощность так сковали Валтасара, что он даже не попытался бежать из города, и погиб тут же, в главной зале дворца (пророчество 8) . Взяв Вавилон, Кир не стал разрушать его, и все подумали, что Вавилон, центр мира, будет жить вечно. Однако, несмотря на выгодное географическое положение и более чем 1500-летнюю историю, город менее чем за 350 лет совершенно вымер (пророчество 2). При Александре Македонском и ряде других правителей предпринимались деятельные и усиленные попытки восстановить его. Однако все они, по разным причинам, не удавались (пророчество 10) . Более того, к началу нашей эры местные жители не могли указать точно место, где находился город, ибо его захватила пустыня (пророчество 7) . Древняя же часть города, основанная еще Хаммурапи (1792-1750), оказалась полностью погребена под болотами и разлившимися реками (пророчество 5) . Даже жители этих мест, несмотря на давность лет, обходят за многие километры эту пустыню с остатками холмов, считая, что в них живут духи его старых обитателей (пророчество 3) . «Мене, мене, текел упарсин», — исчислил Бог царство твое и положил ему конец; ты взвешен на весах и найден слишком легким; разделено царство твое и дано мидянам и персам». Эта надпись на стене обращена не только к Валтасару, но и к нам, людям сегодняшнего времени. И, дай Бог, чтобы на последнем Божьем суде над нами не был произнесен такой же приговор .

Добавить комментарий

Закрыть меню