Валовый региональный продукт

Введение…………………………………………………………….……..2

  1. Теоретические понятия

1.1. Валовой региональный продукт………………………………….…..4

1.2. ВРП в системе национальных счетов…………………………….…..6

1.3. Методы исчисления ВРП. Производственный метод исчисления ВРП…………………………………………………………………..….….12

2. Расчетная часть………..………………………………………………19

Задание 1………………………………………………………………….20

Задание 2………………………………………………………………….27

Задание 3………………………………………………………………….33

Задание 4………………………………………………………………….35

Список использованной литературы……………………………….….…37

Приложение…….…………………………………………………………..38

Введение

Для получения целостного представления о функционировании экономики страны используется совокупность взаимосвязанных между собой показателей, характеризующих результаты экономической деятельности на микро- (отдельного предприятия, организации), мезо- (сектора или отрасли) и макроуровне (страны в целом).

Показатели результатов экономической деятельности в системе национальных счетов подразделяются на показатели:

    • Валовых результатов;

    • Конечных (чистых) результатов.

Валовые показатели отличаются от чистых на величину потребления основного капитала.

Основными макроэкономическими показателями, характеризующими социально-экономическое положение региона, и эффективность принятых местными органами власти и управления решений, является: валовой региональный продукт (ВРП);

Базовым обобщающим показателем в системе национальных счетов (СНС) является показатель ВРП, так как он характеризует уровень экономического развития и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов региона (республики).

В связи с тем, что валовой региональный продукт – ключевой показатель системы национальных счетов на региональном уровне он используется Министерством финансов.ВРП – показатель общего экономического состояния региона. Он дает представление об общем материальном благосостоянии региона, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.

Основным количественным показателем, характеризующих экономический рост, является валовой внутренний продукт (ВВП), а на уровне отдельного региона — валовой региональный продукт (ВРП), который оценивает величину стоимости товаров и услуг, созданной в результате производственной деятельности институциональными единицами на экономической территории данной страны, как правило, за год.Показатель ВРП имеет очень важное значение для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике региона и так далее.

  • Целью данной работы является изучение ВРП, как важнейшего показателя системы региональных счетов. В первом разделе курсовой работы рассматриваются основные понятия ВРП и ВДС, метод расчета ВРП (производственный метод).

Актуальность исследования состоит и в том, что необходимо выделить факторы, которые способствуют долговременному увеличению возможностей удовлетворять все более разнообразные потребности населения в продуктах экономической деятельности, особенности осуществления этого процесса в регионе, а так же выявить основные проблемы, возникающие при этом.

  1. Теоретические понятия

    1. Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт (ВРП)– обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Публикация данных о ВРП ранее осуществлялась в рыночных ценах. Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности.

Валовой региональный продукт – это индикатор или показатель состояние экономики региона, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления.

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.1

Результатом производственной деятельности регионав денежном выражении выступает валовой региональный продукт (ВРП) в рыночных ценах. ВРП является обобщающим показателем экономической деятель­ности региона. Он создается в результате использования факторов произ­водства внутри региона и характеризует потенциально возможный объем предложения товаров и услуг.

Значимость показателя ВРП в макроэкономическом аспекте обусловлена тем, что данные о результатах производственной деятельности регионов используются органами государственного регулирования экономики для разработки региональной политики, принятия решений в об­ласти социальной, фискальной, кредитно-денежной политики. Кроме того, ВРП позволяет проводить межрегиональные сравнения с целью оценки места каждого региона в системе экономических отношений внутри Российской Федерации и выявления закономерностей и диспро­порций развития регионов.2

Разработанный инструментарий позволяет вычислять главный макроэкономический показатель региона — ВРП — производственным методом приоритетность которого обусловлена наличием необходимой информации. При этом суммируется валовая добавленная стоимость по институци­ональным единицам, объединенным в группы по видам деятель­ности или секторам экономики. ВДС по каждому виду деятель­ности (сектору) рассчитывается как разница между выпуском в основных ценах и промежуточным потреблением. Для оценки ВРП в рыночных ценах (ценах потребления) к полученной сумме в основных ценах прибавляется величина налогов на продукты и вычитаются субсидии на продукты. Методологические различия ВРП и ВВП связаны с наличием в ВВП элементом, которые полностью или частично не могут быть определены на региональном уровне.

Часть ВВП в принципе не может быть отнесена к какой-либо территории, т.к. они представляет собой стоимость коллективных услуг, оказываемых обществу в цепом (оборона, частично-государственное управление, международное сотрудничество) Финансирование данных услуг идет за счет федерального казначейства и их стоимость учитывается только при расчете ВВП.

Определенной спецификой обладает банковская деятельность. Конкретный банк может быть зарегистрирован как юридическое лицо на территории одного региона и выполнить финансовое посредничество на территории как данного, так и других» регионов. Поэтому проблематично привязывать общую стоимость услуг финансового посредничества (кроме услуг страхования) и косвенно учитываемых услуг финансовом посредничества, включаемых в промежуточное потребление, к конкретному региону. Этот объем определяется Госкомстатом России только на федеральном уровне и целом по экономике.

    1. ВРП в системе национальных счетов

  • Развитие 3в нашей стране рыночных отношений потребовало перестройки отечественной статистики, внедрение в нее пока­зателей и их систем, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и мак­роэкономический показателей, в общем виде характеризующих важнейшие результаты и пропорции экономического развития. Кроме того, в связи со вступлением России в Международный Валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструк­ции развития (МБPP) стало необходимым применять в оте­чественной статистике, систему национальных счетов, исполь­зуемую в большинстве стран мира и рекомендованную некоторыми международными организациями.

Система национальных счетов Российской Федерации (СНС РФ) начала реально создаваться в 1991 г. с разработки соответствующей национальной методологии и проведения сначала экспериментальных, а затем регулярных расчётов основных счетов. Методологические работы в области созданий СНС ве­лись Госкомстатом России совместно с ОЭСР, МВФ, Статис­тическим комитетом СНГ, Центральным банком России, Ми­нистерством экономики, России, Центром экономической конъюнктуры, ИСЭИ, МЭСИ и другими научными и эконо­мическими организациями.

В основу СНС РФ были заложены принципы расчетов Евро­пейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС). В настоящее время СНС РФ пересматривается в соот­ветствии с новым международным методологическим стандар­том по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН, ОЭСР, МВФ, МБ и Евростатом.

Национальные счета представляют собой систему взаимо­связанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц.

  • Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов — резидентов от момента Производства до момента ко­нечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа сче­тов.

Счет представляет собой таблицу, включающую две совокуп­ности показателей, характеризующих: а) ресурсы и б) их ис­пользование. В каждом счете соблюдается, равенство (равнове­сие) между объемом ресурсов и их использованием, которое, как правило, достигается р. помощью, балансирующей статьи.

  • Валовой региональный продукт – это показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

  • Расчет показателя валового регионального продукта (ВРП) производится силами территориальных органов государственной статистики в рамках внедрения элементов системы национальных счетов (СНС) на региональном уровне. Методология расчета разработана в центральном аппарате Госкомстата России и является единой для всех регионов.

Система национальных счетов представляет собой развернутую статистическую модель, включающую систему взаимоувязанных показателей макроуровня. СНС существует в виде международного стандарта, рекомендованного для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и Комиссией Европейских Сообществ. СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и на накопление.

Центральным макроэкономическим показателем, вокруг которого, по существу, строится остальная система, является показатель валового внутреннего продукта (ВВП).

Валовой региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путём исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

ВРП и ВВП

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.

Начиная с итогов за 2004 год, данные о валовом региональном продукте (ВРП) публикуются в основных ценах; ранее публикация данных о ВРП осуществлялась в рыночных ценах.

В настоящее время идет активное внедрение ДИС ПДНС (Двухуровневой Интегрированной системы подготовки данных для национальных счетов). ВРП за 2007 год был рассчитан с внедрением ДИС ПДНС, которая позволила провести дополнительный контроль показателей и сбор данных. До последнего времени ДИС ПДНС не переросла стадию опытной эксплуатация и представляет собой неразрешённый клубок конфликтов постановок задач по различным статистическим формам.

В 2010 году разработка ДИС ПДНС была передана новому подрядчику (Тверь Информ Продукт (недоступная ссылка)), который ограничился редизайном старой программы, выдав её за совершенно новый программный комплекс.

В настоящий момент подсчёт ВРП субъекта федерации отстает на 28 месяцев. Данные по ВРП за 2007 год появились на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в марте2009 года.

Валовый региональный продукт как обобщающий показатель экономической деятельности региона

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг.

Валовой региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления, определяется как сумма вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона.

Hа национальном уровне валовой региональный продукт (ВРП) соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

Существует несколько методов расчета ВРП. Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объем валового регионального продукта).

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница.

Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку при расчете ВРП не учитывается ряд элементов, которые включает в себя ВВП. Поэтому суммарный ВРП всех регионов России меньше ВВП страны.

Перечислим элементы, не учитываемые при расчете валового регионального продукта (ВРП):

— добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, международная деятельность и т.д.);
— добавленная стоимость услуг финансовых посредников (в первую очередь банков), деятельность которых редко ограничивается строго отдельными регионами;
— добавленная стоимость услуг внешней торговли, которые во многих случаях можно получить только на федеральном уровне;
— часть налогов (налоги на импорт и экспорт), которые невозможно учесть на региональном уровне.

Что касается первого пункта рассмотренных элементов, то концептуально учет этих услуг должен осуществляться по месту их производства (оказания), а их величина должна включаться в объем ВРП соответствующего региона.

Объем этих коллективных услуг определяется в размере соответствующих расходов государственного бюджета, отражаемых в отчете об исполнении федерального бюджета. Все расходы федерального бюджета в региональном разрезе должны учитываться и отражаться системой региональных казначейств в соответствии с действующей единой бюджетной классификацией. Но до сих пор продолжает сохраняться практика учета некоторых расходов федерального бюджета в целом по стране без разбивки по отдельным регионам.

Это обусловлено, в основном, невозможностью определить, к какому конкретно региону можно отнести осуществляемые расходы (например, расходы бюджета на международное сотрудничество, обслуживание государственного долга и т.д.), а также сохраняющимися недостатками финансового учета или некоторыми политическими соображениями (расходы на оборону, органы внутренних дел и т.д.).

Таким образом, наличие проблем, связанных с распределением по регионам страны части государственных расходов, а также с преодолением недостатков регионального учета (неполноты отражения данных в отчетах казначейств) заставляют в настоящее время отказаться от их учета на региональном уровне.

Кроме того, к числу позиций, определяющих расхождение между валовым внутренним продуктом в целом и суммой валовых региональных продуктов по всем территориям, относятся показатели, отражающие финансовое и внешнеторговое посредничество.

Производство услуг финансовых посредников в современных условиях весьма затруднительно корректно учесть по регионам. В силу специфики банковской деятельности проблематично привязать ее объем к одному региону, где зарегистрирован банк. Банк может быть зарегистрирован, например, в Москве или иметь здесь только филиал, ведущий, как правило, большой объем операций, но при этом московский банк или московский филиал провинциального банка сегодня реально может обеспечить финансовое посредничество практически на всей территории России.

В результате территориальные органы статистики практически не располагают данными для того, чтобы точно оценить производство финансовых услуг на территории региона.

Такой элемент расчета ВВП, как «косвенно измеряемые услуги финансовых посредников», также не представляется возможным распределить по отдельным территориям. Как известно, по методологии СНС стоимость этих услуг включается в промежуточное потребление их получателей. Но вопрос отнесения стоимости услуг финансовых посредников на промежуточное потребление конкретных потребителей этих услуг до настоящего времени не решен даже теоретически, их объем измеряется косвенно в целом и, соответственно, не распределяется ни по отраслям, ни по территориям.

В настоящее время большую проблему в региональных расчетах представляет учет межрегионального обмена товарами и услугами, что и обуславливает невозможность осуществления учета добавленной стоимости внешней торговли для региона с удовлетворительной степенью достоверности.

Очевидно то, что объем чистых налогов на импорт в существующих условиях можно оценить только в целом по экономике без распределения по регионам. Практически невозможно определить территориальную структуру ни налогов, ни субсидий по импорту, поскольку отсутствует информация о территориальном распределении самого импорта товаров.

Определенные проблемы связаны и с региональным учетом чистых налогов на продукты. Они обусловлены недостаточностью информации в бюджете. В частности, для расчета чистых налогов по регионам необходимо представлять региональное распределение субсидий на продукты, выплачиваемых из федерального бюджета.

В полном объеме таких данных нет не только в региональной статистике, но и на федеральном уровне, так как определенная часть субсидий на продукты распределяется Минфином России не в регионы, а передается министерствам и ведомствам на развитие соответствующей отрасли и только затем через ведомственное распределение попадает на предприятия. Проследить весь путь таких субсидий до регионов практически невозможно, поэтому для определенной части чистых налогов на продукты удается сделать только общую оценку по экономике в целом.

Таким образом, в силу ряда методологических и организационных причин ряд важных позиций ВВП может быть рассчитан только на федеральном уровне для экономики в целом и сумма ВРП по всей территории России объективно меньше, чем ВВП. Объективно обоснованное расхождение между ВВП и ВРП составило в 2002 году 12,6 процентов.

Начиная с итогов за 2004 год, данные о валовом региональном продукте (ВРП) публикуются на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в основных ценах, ранее публикация данных о ВРП осуществлялась в рыночных ценах.

В настоящее время в России идет активное внедрение ДИС ПДНС (Двухуровневой Интегрированной системы подготовки данных для национальных счетов). Уже за 2007 год ВРП был рассчитан с внедрением ДИС ПДНС, которая позволила провести дополнительный контроль показателей и сбор данных. К сожалению, до последнего времени ДИС ПДНС не переросла стадию опытной эксплуатация и представляет собой неразрешённый клубок конфликтов постановок задач по различным статистическим формам.

В 2010 году разработка ДИС ПДНС была передана новому подрядчику (Тверь Информ Продукт), который ограничился редизайном старой программы, выдав её за совершенно новый программный комплекс.

К сожалению, подсчет ВРП субъекта федерации отстает на 28 месяцев. Так, например, данные по ВРП за 2007 год появились на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в марте 2009 года.

Добавить комментарий

Закрыть меню