В эпоху нтр

Окружающий мир-это в значительной мере созданный человеком мир информационных технологий, техники и научных достижений. Он определяет уровень цивилизации человечества, разнообразие и глубину эксплуатации земных ресурсов. XXI век — эпоха науки, ее грандиозного прогресса вперед и влияния на развитие цивилизации.

Понятие «наука» имеет несколько значений, с одной стороны, наука — это динамическая система достоверных, наиболее существенных знаний о объективные законы развития природы, общества и мышления. Знания выступают продуктом науки и в то же время ее материалом, который вновь привлекается к научной деятельности для получения новых знаний. При этом знания об окружающем мире могут быть обычными, будничными и научными. Научные знания отличаются от обычных последовательностью, систематичностью, а также тем, что создают новые понятия, законы и теории. Научные знания не только раскрывают и объясняют новые явления в природе, обществе или хозяйственный практике, но и позволяют совершенствовать человеческую деятельность, предвидеть ее результаты и последствия.

Наука — не только система научных знаний, которые объясняют окружающий мир, но и средство его измерения и преобразования. Она влияет на познание природы человеком не через эмоциональное восприятие, а путем систематизированной логической взаимодействия интеллекта, природы и общества.

С другой стороны, наука представляет собой специально организованную деятельность людей. Как отрасль человеческой деятельности, наука является сложным социальным институтом, который сформировался в процессе разделения труда, постепенного отделение умственного труда от физического и преобразования познавательной деятельности в специфический вид занятий отдельных лиц, коллективов и учреждений. Первыми материализованными продуктами научной деятельности были древние рукописи и книги, позже началась переписка между исследователями, которое привело к появлению во второй половине XVII века научных журналов. Но окончательное становление науки как сферы деятельности произошло тогда, когда начали создаваться специальные научные учреждения, часть из которых финансировало государство.

Наука как деятельность людей включает следующие процессы:

1) формирование знаний, что происходит в результате специально организованных научных исследований;

2) передача знаний, что возникает в результате коммуникаций ученых и других лиц, занятых научно-исследовательской работой. Коммуникации могут быть как формальными (научные монографии, описания изобретений, материалы научных собраний, форумов, конференций, симпозиумов, научные отчеты, диссертации), так и неформальными (переписка, беседы, обмен препринтами, оттисками статей, а также распространенные в настоящее время электронные журналы, электронная почта, электронные конференции);

3) воспроизведение знаний, которая заключается в подготовке научных кадров, формировании научных школ.

Объектом науки выступают природа и формы движения материи, человеческое общество в его развитии, человек и его деятельность.

Субъектами науки есть люди, которые имеют определенное количество знаний и готовы к научной деятельности.

Суть науки раскрывается в ее функциях. Познавательная функция науки отражает большое стремление человеческого разума к познанию и оправдывает само существование человека на земле. Познавательная функция науки — это проявление наиболее существенных знаний о законах развития природы, общества и мышления и их взаимосвязь.

Критическая функция науки заключается в оценке выявленных закономерностей, свойств, тенденций с целью усиления положительных сторон явлений, процессов и устранения негативных. С этими функциями связана и практическая, которая заключается в совершенствовании окружающего мира, особенно системы материального производства и общественных отношений.

Как известно, в экономическом развитии любого государства сочетается три типа технологий-доіндустріальні, индустриальные и постиндустриальные. В доиндустриальных и индустриальных технологиях ведущая роль принадлежит материальным ресурсам, труда и способам их сочетание в технологическом процессе. В постиндустриальных или мехатроннихтехнологіях видное место занимают знания и информация. Именно отрасли, которые используют мехатронные технологии, развиваются в 5-10 раз быстрее. Поэтому наука и «высокие» технологии становятся главными источниками экономического развития отдельных государств, огромной производительной силой общества.

Понятия, которые имеют оттенок специального научного значения, называются сроками. Это может быть слово или словосочетание, которое несет конкретный научный содержание (например, дисконтирования, процентная ставка, фискальная политика).

Понятия, которые приобретают широкого содержания и употребляются в разных значениях с несколькими оттенками, превращаются в категории (например, категории рынка, спроса, денег, финансов, предприятия торговли).

Основой формирования науки как системы знаний выступают принципы — определенные ключевые, исходные положения, первый степень систематизации знаний. В отличие от законов принципы объективно в природе не существуют, а определяются учеными. Так, общим принципом всех исследований служит принцип диалектики — рассматривать все явления и процессы во взаимосвязи и руси как в пространстве, так и во времени. В экономических науках наиболее широко применяемыми являются принципы комплексности, контроля и другие. Разновидностью принципов является постулаты — утверждения, которые принимаются в пределах определенной научной теории за истину, хотя и не могут быть доказаны средствами этой теории и поэтому выполняют в ней роль аксиом. Аксиома, в свою очередь, — это положение, которое принимается без логических доказательств через свою непосредственную убедительность, наглядность, несомненность. Например, одним из постулатов в экономических науках является постулат об ограниченности ресурсов.

Научные законы — это утверждение (с использованием принципов, понятий и категорий), которые отражают необходимые, существенные, устойчивые и повторяющиеся объективные явления и связи в природе, обществе и мышлении.

Законы носят объективный характер, существуют независимо от воли и сознания людей. Познание законов — задача науки, которое становится основой преобразования людьми природы и общества. Существует три основных группы законов: специфические или частичные (например, закон спроса и предложения, закон стоимости), общие, т.е. характерные для больших групп явлений (например, закон сохранения энергии, закон естественного отбора, закон циклического развития) и всезагальні или универсальные (например, законы диалектики).

Научная теория — высшая степень обобщения и систематизации знаний. Под теорией понимают систему основных идей, положений, законов в той или иной области знаний, которая дает целостное представление о закономерностях и классификацию.

Логический подход дополняет два вышеназванных и основан на выделении различных сторон определенного объекта науки, учете общего и частного, абстрактного и конкретного.

Следует отметить, что даже сочетание этих подходов не позволяет сделать совершенной и неизменной классификации наук, потому что связи между объектами природы и общества и научными знаниями очень многогранны и взаимозависимы. Кроме того, с бурным развитием науки рождаются новые знания, которые дополняют и объединяют различные отрасли наук.

В наиболее общем виде все отрасли научных знаний объединяют в три группы:

  • знания о природе (математика, физика, химия, биология, география и др.);
  • знания об обществе (экономические науки, исторические, правовые и др.);
  • знания о мышления (философия, логика, психология и др.). Если речь идет именно об науки, эту классификацию можно видоизменить и поделить все науки на следующие укрупненные группы:
  • естественные науки (математика, физика, химия, биология и др.);
  • технические науки — система знаний о целенаправленное преобразование природных сил и процессов в технические объекты;
  • медицинские науки;
  • общественные науки (экономика, социология, политология, правовые науки, демография и др.);
  • гуманитарные науки (история государства, история искусства, церкви, теология, языкознание и литературоведение, философия, логика, психология и др.).

Каждая из названных наук имеет свои «паростки» знаний, которые все время разветвляются. Процесс ветвления, рождение новых «ветвей» на «дереве науки» называется диверсификацией наук. Диверсификация наук- это появление новых наук на стыке ранее известных или в результате отделения от них. Вследствие этого непрерывного процесса сформировались в свое время такие подотрасли наук, как физика твердых тел, статистика спроса, товароведение, финансы международных страховых операций, эргономика и др.

Разветвления наук способствует их переплетение, взаимопроникновению, интеграции. Интеграция — это объединение наук в новую науку. Результатом интеграции стали такие известные науки, как биохимия, математическая статистика, инженерная генетика и др.

В целом в Украине принято выделять следующие основные отрасли наук: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, другие.

По характеру своей направленности и отношением к общественной практики науки делятся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные науки направлены на познание основ и объективных законов развития природы, общества и мышления вообще. их основная цель — поиск истины, которую затем можно применять в разного рода исследованиях как в самих фундаментальных науках, так и в прикладных. К фундаментальным наукам относятся математика, отдельные разделы физики, химии, философия, экономическая теория, языкознание и другие.

Прикладные науки, развиваясь на базе фундаментальных, разрабатывают пути и методы применения и внедрения в практику результатов фундаментальных исследований. Показателем эффективности исследования в области прикладных наук выступает не столько получение истинного знания, сколько непосредственное практическое значение. К прикладных наук принадлежат все технические науки, большая часть медицинских, экономических наук и др. В настоящее время почти каждая укрупненная отрасль науки сочетает в себе фундаментальные и прикладные науки.

В эпоху научно-технической революции?

Меняется роль науки в обществе и в жизни человека. Если в индустриальном обществе она является технологическим приложением производства, то в ходе НТР производство превращается в технологическое применение (приложение) науки. Интенсивность развития науки и научной технологии такова, что влияние ее открытий начинает превосходить влияние существующего уровня техники и накопленного производственного опыта. Все, что общество имеет, все более ускоряющиеся темпы его роста – это результат опредмечивания интеллекта. По данным американского ученого и публициста А. Тоффлера в развитых странах объем производства и услуг удваивается в среднем каждые 15 лет. Сегодня 15-летнего подростка окружает вдвое больше вещей, чем в момент его рождения. А когда ему исполнится 75 лет, объем производства четырежды удвоится и в распоряжении человека к старости будет в 32 раза больше материальных благ и услуг, чем в день его появления на свет. Примерно те же темпы имеют место и в развитии информации.

Эта новизна несет не только блага, но ряд проблем как технологического, так и социального плана, что делает актуальным осмысление вопроса о взаимовлиянии НТР и социального прогресса, ибо НТР – сложное, многофакторное явление, органически вплетающееся в общественный прогресс как важная, неотъемлемая часть и динамический фактор его естественноисторического движения.

До недавнего времени оценки взаимосвязи НТР с социальным прогрессом, роли НТР в различных социальных системах были чрезмерно идеологизированы и основывались на сковывавших объективный научный анализ стереотипах. Одним из таких стереотипов была абсолютизация формационного подхода, оценочного, классового аспекта. Развитие НТР в капиталистических странах рисовалось, как правило, черными красками или объявлялось тупиковым и бесперспективным, а при социализме преподносилось в розовом цвете и редко обращалось внимание на отрицательные проявления научно-технического прогресса в условиях социалистических общественных отношений. Все это, как стало особенно явным в последние годы, далеко не соответствовало действительности и негативно отражалось на практике и научно-технической политике: противоречия НТР при социализме замалчивались, загонялись вглубь, вовремя не разрешались, что в конечном итоге обусловило отставание стран, входивших в социалистического, от мирового уровня научно-технического прогресса и вело к застою в экономике, науке, образовании.

Сложилась однобокая, субъективистская оценка связи научно-технического прогресса с социальным, ибо реалии современности свидетельствуют о том, что не только социализм может «оседлать» НТР и использовать ее достижения более или менее рационально.

Оказались несостоятельными в ряде аспектов и оценки марксистских исследователей немарксистской философской, социологической и экономической мысли о перспективах НТР, ее влияния на современное общество и тенденции развития человечества. Догматизм, устаревшие стереотипы, идеологические штампы, идущие от сталинизма, обусловили недиалектическую оценку роли общечеловеческих факторов, конвергентных, интеграционных процессов в современном мировом сообществе, во многом связанных с развертыванием НТР. Это же не дало возможности нашей науке вовремя (одновременно или раньше своих западных коллег) определить начало нового этапа в развитии НТР и своевременно оценить социальное значение этого явления.

Как уже отмечалось, в СССР начало этого этапа официально констатировано в 1983 г. Гораздо позже, уже в годы «перестройки», было обращено внимание на возрастание приоритетного значения общечеловеческих факторов. Между тем в немарксистской литературе эти вопросы стали обсуждаться и обосновываться в конце
60 – 70-х гг. ХХ столетия.

Так, небезызвестный Д. Бэлл в 1968 г. отмечал, что основными чертами нового, постиндустриального, общества являются создание экономики услуг, привилегированное положение специалистов, теоретическое знание как основной источник нововведений, возможность спонтанного технического прогресса, создание новой «интеллектуальной техники».

Подобные же изменения в обществе в результате технотронной революции видит и З. Бжезинский, который в 1970 г. в своей работе «Меж двух веков» отмечал, что технотронная эра, идущая на смену индустриальной, будет миром науки, новых отраслей техники и производства (электроники и т.д.). Эти изменения влекут за собой далеко идущие последствия в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Одной из укрепляющихся тенденций мира автор видел тенденцию рассматривать международные проблемы как общечеловеческие, а также уделять все больше внимания смыслу человеческого существования и тому, что стремление общества к определенным идеалам освобождается от утопического требования разрешить все социальные проблемы немедленно, путем насилия, ибо действие, как полагает З. Бжезинский, основанное на «дадаистском стиле» и «луддистской ориентации», вряд ли «останется жизненным».

А. Тоффлер предсказал бурное развитие электроники и производства ЭВМ, космического производства, использования глубин океана, возобновляемой энергии, биоиндустрии как «костяка» НТР на ее новом этапе, «третьей волны», сметающей индустриальное общество. А. Тоффлер констатировал крах индустриального стиля мышления (мышления аналитического) и объективную необходимость замены его новым, синтетическим, стилем мышления, т.е. глобальным (общечеловеческим) мышлением как «эволюционной необходимостью», «шагом на пути к космическому сознанию, которое должно охватить Вселенную». А. Тоффлер указывал еще на одну (особенно распространяющуюся сейчас) особенность нового мышления, связанную, конечно же, и с новым этапом в развитии НТР: «Новые политические структуры цивилизации третьей волны будут созданы не единым напряжением насильственной революции, а будут возникать на протяжении десятилетий как следствие многих новаций и коллизий на самых различных уровнях… Все зависит от гибкости и ума современных элит, субэлит и суперэлит».

А это – идея естественного хода исторического прогресса, идея консенсуса.

Все приведенное выше не для безоглядной переоценки методологических подходов марксизма к своим оппонентам. Эти подходы в принципе верны в том, что техницистский подход указанных и других авторов отмечался правильно, но за этой оценкой не видели рационального.

Это привело к тому, что с выводами о необходимости нового мышления, обновления общества, в том числе и в технологическом плане, было допущено опоздание, отсюда – кризисные явления и издержки, отставание стран Восточной Европы от мирового научно-технического и не только научно-технического уровня.

Вместе с тем – опасна и крайность противоположного плана (особенно проявляющаяся в наши дни в публицистике и пока менее явно – в научной литературе), – так называемый «эффект маятника», когда стали всячески идеализировать научно-технические и другие достижения ведущих западных стран и Японии, оправдывать курс на безоглядное «подражание» Западу, абсолютное игнорирование формационного подхода. Это опять-таки не проявление диалектики, а замена старых стереотипов новыми (в их наипагубнейшей форме), возникает опасность абсолютизации цивилизационного подхода и недопустимых компромиссов – как бы нам не попасть, по меньшей мере, в идеологическую (и технологическую) кабалу западных стран.

Социальный смысл и значение НТР, ее роль в обновляющемся мире и в реформировании нашего общества невозможно правильно оценить с позиции конфронтации формационного и цивилизационного подходов: наряду с общечеловеческим (с возрастанием его приоритета по известным причинам в наши дни) надо учитывать специфическое для каждого народа, нации, в том числе и классовое, оценочное в жизни общества.

В этой связи возникает вопрос: каково место НТР в прогрессе современной цивилизации в целом?

НТР возникла не случайно. Она есть результат двух взаимосвязанных процессов – логики развития науки и техники и логики мирового исторического движения общества к новой цивилизации XXI в. В этом плане можно наблюдать определенную историческую преемственность.

Промышленная революция последней четверти XVIII – первой половины XIX вв. возникла как результат своих научно-технических и социальных предпосылок – научной революции ХVI – XVIII вв., технической революции второй половины XVIII – начала XIX вв., кооперации, мануфактуры, других социально-экономических изменений и привела к возникновению вместо старого эмпирического типа освоения реальности – утилитарно-технического типа (или индустриального общества).

НТР также имела в качестве своих предпосылок общенаучную революцию конца XIX – первой половины XX вв., конвейеризацию производства, развитие и противоречия империализма, революционную ломку социальной жизни общества, начатую в Октябре
1917 г. НТР несет с собой замену утилитарно-технического типа освоения реальности качественно новым типом – интеллектуально-технологической деятельностью (один из его аспектов – так называемая информационная цивилизация).

Утилитарно-техническая (или научно-техническая) деятельность – тип освоения реальности, порожденной логикой становления и развития капитализма и адекватный ему. Возникший в ряде стран социализм базировался на данном, утилитарно-техническом типе технологического освоения и технологическом способе производства, основанном на механизированном, частично автоматизированном труде, в принципе неадекватном социализму. В процессе своего развития социализм должен был обрести адекватную себе технологическую базу. В этом плане НТР создает технологические предпосылки замены капитализма качественно новым общественным строем. А что касается социализма, то она создавала предпосылки обретения им адекватной технико-технологической базы. Но эта возможность в рамках административно-командной модели социализма не была реализована и не могла быть реализована в силу присущих этой модели деформаций.

Итак, научно-техническая деятельность по своему социальному назначению уже в условиях капитализма рождает исторические предпосылки возникновения технологического базиса, адекватного качественно новому типу общественного устройства, новому типу цивилизации, а значит, меняется и критерий прогресса. Он получает новый смысл.

К. Маркс выделял три этапа в развитии человечества; первый этап – до промышленной революции и в докапиталистических классовых обществах – когда отношения между людьми имели характер личной зависимости; второй этап – после промышленной революции, в индустриальном капиталистическом обществе – личная независимость при экономической зависимости людей, господство отчуждения человека и создание предпосылок для появления богатой индивидуальности; третий этап (этап будущего, который несет с собой НТР и весь процесс качественного преобразования современной цивилизации) – свободная индивидуальность как общественное достояние; свободное развитие каждого как условие свободного развития всех (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. I. С. 101–281).

Анализ тенденций современного социального и научно-технического развития дает возможность определить новый тип цивилизации, к которому движется современное общество, как такой, в котором человек будет высшей ценностью в полном смысле этого слова, где будет господство разума, господство общечеловеческих ценностей. Это требует переосмыслить и вопрос о критерии общественного прогресса, который должен заключаться в степени реализации общечеловеческих ценностей, развития сущностных сил человека. Чем прогрессивнее общество, тем полнее и адекватнее проявляются в нем общечеловеческие ценности и условия для гармонического развития всех потенций индивида.

Но это критерий. А как он реализуется в действительности? Реализуется он крайне противоречиво.

В процессе НТР и формирования информационных структур современного общества не исчезает, а трансформируясь в новое состояние, социальная дифференциация общества: количественно и качественно основную роль как совокупный общественной работник все больше будут играть люди интеллектуального труда (ученые, менеджеры, высококвалифицированные рабочие и др.), а малоквалифицированные работники будут пополнять паупер-люмпенский слой.

Маргинальные слои также будут дополнять неоднородность социальной структуры общества. А отсюда – различие интересов, в том числе и в немалой степени социально-классовых.

НТР – основа демократизации, но в то же время она создает технологические возможности для социального контроля над личностью.

HTP облегчает труд человека, но требует от него огромной творческой отдачи, максимальных затрат интеллектуальных, психологических и других усилий. Она ставит человека в новые отношения к другим людям и требует творчества, высокой морали, гуманизма. НТР поможет снять многие из нынешних проблем, но и поставит новые.

Неравномерно и противоречиво развитие HTР и в разных регионах мира. Есть группа стран, заявивших, что они уже вступили или вступают в информационное общество, но наряду с этим во многих регионах мира господствуют индустриальная и доиндустриальная технологии. На фоне развертывающейся все шире в мире НТР развитие в нашей стране сопряжено с тяжелым кризисом в научно-технической сфере.

В силу отмеченного нарастания до угрожающего значения глобальных проблем вопросы максимального и рационального использования достижений HТP в интересах человека и ответа вызову, который она делает человечеству, получают сами ранг глобальной проблемы: их решение по плечу лишь объединенным усилиям всех обитателей нашей планеты. Становление и развертывание НТР в глобальном масштабе есть одно из ярких проявлений единства и противоречивости современного мира, так что решение общечеловеческих проблем является неотъемлемым условием и предпосылкой решения классовых, национальных, региональных и других проблем, без чего немыслим переход к новой цивилизации, где будут господствовать общечеловеческие ценности. В этом ключе понятно возрастание в современном мире (эпохи НТР и кардинальных преобразований) их приоритета.

Современная цивилизация исторична, как и все предшествующие. Через преобразование всего миропорядка (в чем существенна роль НТР) она движется и новому типу общественной жизни, или к постсовременному обществу, параметры которого не могут ограничиться лишь технологическими новациями, поэтому не совсем точно называть его постиндустриальным или информационным: это лишь определенные аспекты этого общества. Это – общество приоритета общечеловеческих ценностей. Логика истории неумолима, и от технологической трактовки нового общества люди неизбежно перейдут к социальной, ибо революционные преобразования общества далеко не исчерпываются технологическими новациями, какими бы значительными они ни были. Понятие новой цивилизации, с которой неразрывно связаны перспективы НТР и человека, означает новый тип общества – единого, противоречивого и гуманного.

Достижение — научно-техническая революция

Cтраница 1

Достижения научно-технической революции расширяют границы наших знаний. Совокупность недостоверных явлений уступает место совокупности достоверных явлений, поддающихся научному объяснению и описанию.  

Достижения научно-технической революции расширяют границы наших знаний. Совокупность недостоверных явлений уступает место совокупности достоверных, поддающихся научному объяснению и описанию. Так, например, полученные в настоящее время данные многолетних наблюдений позволяют выявить зависимость сейсмичности и времени возникновения сильных землетрясений от физических процессов в атмосфере Земли, в межпланетной среде, на Солнце. Вопрос о влиянии солнечной активности на земные процессы представляет интерес для решения многих проблем прогнозирования риска, уяснения ошибочности прежних представлений. Он позволяет осознать неразрывность человеческой жизнедеятельности с биосферой, что в свою очередь дает возможность определить меру в потреблении природных богатств, сгладить нестабильность, ведущую к катастрофам.  

Использование достижений научно-технической революции дает возможность привлечь значительное количество технических средств в помощь управленческой деятельности. Поэтому, когда встает вопрос о психологических требованиях к рабочему месту руководителя, необходимо иметь в виду и психологические аспекты механизации и автоматизации управленческой деятельности. Все это связано с психологическими проблемами научной организации труда руководителя.  

Использование достижений научно-технической революции в сочетании с преимуществами социалистической системы хозяйства определяет темпы роста благосостояния трудящихся. Вот почему с первых лет существования Советского государства были предприняты шаги к созданию и всемерному использованию информационного ресурса в государственном масштабе.  

Соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства, позволит успешно решить такую фундаментальную задачу как создание материально-технической базы коммунизма — основы формирования коммунистических общественных отношений, воспитания гармонически развитого человека.  

Соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства осуществляется посредством народнохозяйственного планирования по использованию в общественном производстве наиболее эффективных достижений науки и техники. Планы развития науки и техники и внедрения их результатов в производство являются органической составной частью народнохозяйственного плана, планов министерств, ведомств, предприятий и организаций и важнейшим элементом управления научно-техническим прогрессом. В настоящее время практически во всех отраслях накоплен значительный научный потенциал, и внедрение достижений науки в производство во многом зависит от дальнейшего совершенствования методов ускорения внедрения новой техники.  

В-третьих, достижения научно-технической революции ускорили консолидацию системы логистики в единое целое.

Капиталисты используют достижения научно-технической революции в своих классовых интересах, стремясь получить как можно больше прибыли и укрепить основы своего господства.  

Показан арсенал достижений научно-технической революции, изобретений, научных открытий, особенно в области микроэлектроники и вычислительной техники, позволяющий уже сегодня реально увидеть будущее.  

Поэтому, используя достижения научно-технической революции и опыт, накопленный отечественной и зарубежной практикой, следует изыскать необходимые приемы и методы переработки нефти и внести соответствующие конструктивные изменения в оборудование.  

По мере внедрения достижений научно-технической революции в производство человек постепенно освобождается от непосредственного участия в технологическом процессе и превращается в творца и властелина всей комплексно-автоматизированной системы. В связи с этим происходит рост удельного веса рабочих, занятых в процессе обслуживания оборудования: наладчиков, ремонтных рабочих, инструментальщиков. Эти новые категории рабочих имеют высокую квалификацию, включающую как обширные профессиональные, так и общеобразовательные знания. Следствием этого процесса явилось принятие ряда мер в общегосударственном масштабе, направленных на подготовку таких кадров.  

Во-вторых, внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкуренции. В отличие от этого именно монополии, используя высокие доходы, могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.  

Современный капитализм, используя достижения научно-технической революции и применяя замаскированные и более утонченные методы эксплуатации, довел ускорение ритма производства и степень интенсивности труда до крайних пределов.  

Современный капитализм, используя достижения научно-технической революции, рационализируя производство и применяя внешне замаскированные и более утонченные методы, довел ускорение ритма производства и степень интенсивности труда до крайних пределов.  

Введение

Мы живем в эпоху научно-технической революции. Этим понятием подчеркивается огромное значение науки и техники в нашей жизни. Так было не всегда. Зачатки науки и техники появились еще в древнем мире. Например, Древние греки создав одну из замечательных культур, старались познать природу, но тяжелую работу у них выполняли рабы, а не созданные машины.

Уже в новое время отношение человека к природе превратилось в практическое. Теперь, познавая природу, человек задается вопросом, что с ней можно сделать. Естествознание превратилось в технику, а точнее соединилось с ней в единое целое.

Наука превращается в производительную силу, тесно переплетается с техникой и производством (поэтому и называется не отдельная научная, техническая или промышленная, а научно-техническая революция). Это меняет весь облик производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, оказывает воздействие на все стороны жизни. Связь между наукой и техникой, постоянно усиливается.

Люди развивают науку для раскрытия тайн и загадок природы, вследствие чего решают практические задачи.

1.1 Характерные черты науки

Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

Универсальность — сообщает знания, истинные для всего универсума при которых они добыты человеком.

Фрагментарность — изучает не бытие в целом, а различные фрагменты; сама же делиться на научные дисциплины.

Общезначимость — получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки — однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Систематичность — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность — хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность — новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность — готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.

Достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность — научные истины нейтральны в морально — этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

Рациональность — получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений.

Чувственность — научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Кроме того, науке характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

1.2 Определение научно-технической революции. Основные достижения

Современный этап научно-технического прогресса — эпоха НТР — это коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества.

НТР характеризуется срастанием науки и техники в единое целое, а также небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека, как части природы.

Сущность НТР не сводится к научным открытиям. НТР означает перестройку всей технологии и способов производства, начиная с использования материалов и заканчивая системой машин, формами организации и управления, а также отношение человека к процессу производства.

Развитие НТР требует постоянного международного научно — технического сотрудничества. Основная причина — это огромные финансовые затраты, а также то, что последствия НТР выходят далеко за национальные рамки. Все это создает основу для сближения народов.

Главные направления НТР:

комплексная автоматизация производства, его контроля и управления;

открытие и использование новых видов энергии;

создание и применение новых материалов.

Достижения НТР впечатляющие. О научно-технической революции заговорили в связи с созданием атомной бомбы. Использование атомной энергии повлияло на психику человека: люди убедились в колоссальных возможностях науки не только в созидательных, но и в разрушительных действиях. Государство и частные инвесторы стали вкладывать огромные средства, начался рост числа научно — исследовательских институтов. Научная деятельность превратилась в массовую профессию.

Выход человека в космос стал следующим этапом в НТР, знаменуя собой становление космической цивилизации.

Символом революции признана электронно-вычислительные машины, персональные компьютеры. Это новый вид техники, которому человек постоянно передает логические функции и в перспективе предполагается перейти к комплексной автоматизации производства и управления.

Эти технические достижения — результат современного естествознания.

Таблица 1

НТР и современное естествознание

Техническое достижение Естественная наука
Создание атомного оружия Ядерная физика
Освоение космоса Космонавтика
Создание компьютеров Кибернетика
Клонирование Генетика

Также в эпоху НТР широко используются химические материалы, с заранее заданными свойствами. Развивается электронное приборостроение, биотехнология. Произошла революция в сельском хозяйстве — повышение урожайности многих видов растений вследствие применения минеральных удобрений и пестицидов и т.п.

Большое значение в развитии научно — технической революции имеют: открытие явлений радиоактивности, создание теории относительности, квантовой механики, генетики, кибернетики, широкое применение электричества, расщепление атомного ядра, развитие средств массовой информации и коммуникации, создание реактивной техники, механизация и автоматизация производств.

Многое из того, что из нас стало обычным: автомобиль, самолет, радио, телевидение — все это продукты научно-технического прогресса, которые в первой половине XX века привели к современной научно-технической революции.

Наука XX века завершилась расшифровкой генома человека, что открыло новые необычайные перспективы изменения наследственности.

Развитие НТР требует постоянного международного научно-технического сотрудничества. Основная причина — это огромные финансовые затраты, а также то, что последствия НТР выходят далеко за национальные рамки. Все это создает основу для сближения народов.

1.3 Значение науки в эпоху НТР

Современная наука дорогое удовольствие. Например, строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области элементарных частиц, требует миллиардов долларов. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3 % валового национального продукта. Ведь без развития науки невозможна достаточная обороноспособность страны, ее производственное могущество.

Объем научной деятельности удваивается примерно вдвое каждые 10 — 15 лет. Растет число ученых и научных направлений. Так, в 1900 г. в мире насчитывалось 100 тыс. ученых, сейчас — 5 млн. (каждый тысячный, живущий на земле).90 % всех ученных, когда — либо живущих на планете, — наши современники. Процесс познания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 тыс. научных дисциплин.

Наука изучает не только мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» мир — мир знаний и навыков. Наука, по К. Попперу, приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука — продукт, созданный человеком (К. Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (М. Хайдеггер). «С того момента как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука — элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания».

Эти чары приводили к преувеличению представлений о возможностях науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними. Создалось своеобразное научное «лобби», которое получило название сциентизма (от лат. «сциенция» — наука). Именно в наше время, когда роль науки огромна, появились иные представления о науки, как о высшей, или даже абсолютной ценности. В этой научной идеологии говориться о том, что только наука способна решить все проблемы человечества, в том числе и бессмертие.

Сциентизма «точные» науки признает как абсолютные, принимает их как вершину знаний, часто отрицая социально — познавательные науки, как не имеющих познавательного значения.

В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры. Однако во второй половине XX века появилось противоположное антисциентическое высказывание, которое обрекало ее либо на вымирание, либо на вечное противопоставление человеческой природе.

Антисциентизм исходит из положения ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем и оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру.

Наука — элемент человеческого достоинства. Она не только повышает благосостояние населения, но и увеличивает опасность гибели человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.

Ведущими науками XX века можно считать физику, астрономию, биологию, кибернетику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией). Это время научно — технической революции, где наука играет лидирующую роль по отношению к технике и материальному производству.

Современное производство немыслимо без развития фундаментальных наук и прикладных научных разработок. Если государство не заботится о развитии науки, оно не заботится о своем будущем. Но усиленное воздействие науки на общество и природу приводит к возникновению трудно решаемых глобальных проблем. Это говорит о противоречивом характере взаимодействия науки, общества и природы.

Нельзя точно сказать, какие новые открытия будут сделаны в XXI веке, но можно с уверенностью утверждать, что они во многом изменят представления о науки и жизни. Может быть, они приведут к росту технического могущества человека или увеличению продолжительности жизни. А возможно, и наоборот, грядущие научные достижения усугубят глобальные проблемы; экологические, демографические, продовольственные, технологические. Этот вопрос неразрешим и выходит за рамки науки. Решение его зависит не только от ученых, сколько от государственной политики, а по большому счету, от каждого человека, от его мыслей, чувств и деятельности.

Научно-техническая революция (НТР)

Научно-техническая революция (НТР), качественные изменения в технике, технологии и организации производства, произошедшие в результате научных открытий и изобретений 2-й пол. 20 в. Этот процесс протекает скачкообразно и стремительно, сопровождается коренными преобразованиями существующих и созданием новых отраслей промышленности и сферы услуг.

Научно-техническая революция (НТР). «Эниак» — одна из первых ЭВМ.

1-й этап научно-технической революции начался во 2-й пол. 1940-х гг. Он связан с открытиями в области электронно-вычислительной и ракетно-космической техники, атомной энергетики и полимерных материалов. Человечество сделало первые шаги в освоении околоземного космического пространства.
В ходе 2-го этапа (с 1970-х гг.) оформилось и быстро развивается большинство высоких технологий. В обстановке «холодной войны» первые опыты по внедрению изобретений были связаны с гонкой вооружений. Затем новые технологии спускались в мирные отрасли производства и сферы услуг.

Технический прогресс развивался под знаком автоматизации и компьютеризации основных производственных операций, борьбы за экономию энергии и ресурсов. Человек теперь только контролировал процесс производства, находившийся под управлением технических средств.
В ходе научно-технической революции значение фундаментальных и прикладных наук в жизни общества резко -возросло, они стали фактором развития производства. Новшества касаются всех отраслей, а промежуток времени между открытием и внедрением в производство сокращается. В связи с использованием Новейших технологий все большая доля производственных затрат касается расходов на науку, растёт потребность предприятий в высококвалифицированных работниках.

Сами технологии постоянно обновляются, на рынок периодически вбрасывается качественно новая продукция, что приводит к изменениям в стратегии формирования потребительского спроса. В таких условиях наиболее выгодные позиции в конкурентной борьбе получают транснациональные корпорации, способные содержать собственные научно-исследовательские центры.
Стремительное проникновение технических новшеств во все сферы жизни привело к значимым социальным изменениям и формированию в странах западной цивилизации и Японии постиндустриального общества (см. ст. Постиндустриального (информационного) общества теория).

Человечество приходит к осознанию опасности, которую неконтролируемый научно-технический прогресс представляет для природной среды. В развитых государствах вводятся жёсткие требования к чистоте производства.
В 1990-х гг. происходит технологический прорыв в сфере сбора, хранения и передачи информации. Он получил название информационной революции, которую одни учёные считают 3-м этапом научно-технической революции, а другие рассматривают как качественно новый процесс.

Добавить комментарий

Закрыть меню