Утерянные буквы русского алфавита

Слайд 1

МБОУ «Средняя общеобразовательная Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов» Исследовательская работа на тему: «ИСЧЕЗНУВШИЕ БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА» Рощупкина Виктория, 7 «Б» класс Руководитель: Крынина Е.М., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

О языке Язык есть зеркало мыслей народа; умственный склад каждой расы отливается, как стереотип, в ее язык, выбивается на нем, как медаль. Х. Сехадор История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем. Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. Л. Толстой

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ нашего исследования определяется тем, что древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры – всей жизни древнерусского народа и его предков.

Объект исследования : алфавит русского языка. Предмет исследования : исчезнувшие буквы русского алфавита.

Слайд 4

Цель работы : выявить, где в современном русском языке встречаются исчезнувшие буквы древнеславянского алфавита. Задачи исследования : 1) изучить научную литературу по теме исследования и разработать методику исследования; 2) сопоставить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита; 3) отобрать и рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита.

Слайд 5

Сопоставительный анализ Алфавит современного русского языка Алфавит древнерусского языка

Слайд 6

Сопоставительным методом мы сравнили древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявили исчезнувшие буквы русского алфавита: омега, кси, пси, фита, ижица, а также в ней было по две буквы для обозначения звуков /з/ и /и/: для /з/ — (зело) и (земля), для /и/ — (и) и (иже) (двойное обозначение одного и того же звука было излишним), четыре «юса» — юс малый, юс большой, юс малый йотированный, юс большой йотированный («юсы» были введены в кириллицу специально для обозначения славянских носовых гласных), со временем стали ненужными и буквы (ять), (ер) и ь (ерь).

Слайд 7

Причина исчезновения этих букв в том, что они выполняли смыслоразличительную функцию лишь на письме , и между людьми возникало непонимание, поскольку буквы имели разное написание, но почти одинаковое звучание.

Слайд 8

Приведём пример: слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению: Миръ – состояние без войны; Міръ – вселенная; Мїръ – община; Мγро – благовонное масло; Мǽръ – мера времени.

Слайд 9

Языковые «рудименты» Однако, исчезнув из древнеславянского алфавита, названия этих букв сохранились в виде пословиц и поговорок и бытуют в современном русском языке. Мы обратились к исследованию пословиц и поговорок.

Слайд 10

Источниками фактического материала для нашего исследования послужила следующая литература: 1) Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в 2 томах; 2) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Методом выборки нами выявлено 53 пословицы и поговорки , в которых употреблены 23 буквы древнерусской азбуки. Наиболее употребительные буквы находятся в начале и конце азбуки.

Слайд 11

НАПРИМЕР: 1) Аз, да всему горазд. 2) Не суйтесь, буки, поперёк аза. 3) Что ни бай, а писать веди надо. 4) Иже да како не солгут никако. 5) Кабы не буки – еры, да не люди – аз, ла далёко бы увезла. 6) Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять. 7) Сделать на ять. 8) У нея ротик фитою.

Слайд 13

ВЫВОД Таким образом, практическая значимость данной работы, на наш взгляд, определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках русского языка, а также при проведении дальнейших исследований в этом направлении.

Слайд 15

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !!!

Информация — Иностранные языки

Другие материалы по предмету Иностранные языки

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Направление: Социокультурное.

Секция: Язык. Речь. Текст.

УТЕРЯННЫЕ БУКВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Исполнитель: ученица 9 Б класса

МОУ № 10

Иванова Анастасия

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Родной язык главный фактор развития человека

1.2 Древнерусский и старославянский языки

1.3 О важности изучения древнерусского языка

1.4 Из истории древнерусского языка: дописьменный и письменный периоды

1.5 Абэцэ, абевега, азбука, алфавит

1.6. Влияние греческого и латинского алфавита на древнерусский алфавит

1.7 Древние славянские алфавиты: а) кириллица, б) глаголица

1.8 Сопоставление древнеславянской (древнерусской) буквицы и алфавита современного русского языка

1.9 Из истории русской орфографии: употребление лишних и дублетных с фонологической точки зрения букв кириллицы

1.10 О введении в русский алфавит новых букв

1.11 Названия и начертания букв алфавита современного русского языка

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 О пословицах и поговорках

2.2 Пословицы и поговорки, включающие буквы древнеславянской азбуки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Знание прошлого это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий. Славяне особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях. Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. При этом выявляются как некоторые унаследованные от предшествующих состояний явления, так и новые, сформировавшиеся именно в праславянскую эпоху представления и понятия, облеченные в словесную форму, а также то, что получило развитие уже в отдельных славянских языках отдельных групп славянства. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.

Вышесказанное определяет актуальность нашего исследования, поскольку древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры миграций всей жизни древнерусского народа и его предков.

Объект исследования: алфавит русского языка.

Предмет исследования: иiезнувшие буквы русского алфавита.

Цель работы: выявить, где в современном русском языке встречаются иiезнувшие буквы древнеславянского алфавита.

Задачи исследования:

  1. изучить научную литературу по теме исследования и разработать методику исследования;
  2. сопоставить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить иiезнувшие буквы русского алфавита;
  3. отобрать и рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются иiезнувшие буквы русского алфавита;

Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, в спецкурсе по истории русского языка, а также при проведении дальнейших исследований в данном направлении.

Структура работы определяется последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, в котором определяются основные параметры исследования; теоретической и практической частей; заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Родной язык главный фактор развития человека

Справедливо iитается, что родной язык главный фактор гармоничного развития человека. Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова так определял К.Д. Ушинский значение изучения родного языка.

Великие творения литературы, смелые открытия учёных, законы развития человеческого общества и многое другое познаётся с помощью языка.

1.2 Древнерусский и старославянский языки

Древнерусский язык это язык, на котором говорили в прошлом (приблизительно с середины I до середины II тысячелетия) все восточные славяне, т.е. предки современных русских, украинцев и белорусов. Поэтому древнерусский язык называют ещё общевосточнославянским.

Старославянский язык это по происхождению язык древних македонских болгар (из южной группы славян), в силу ряда исторических причин ставший языком христианской религии и литературы у восточных славян (и не только у них) и поэтому оказавший влияние на древнерусский язык.

Древнерусский язык существенно отличался по своему строю от любого из современных восточнославянских языков.

1.3 О важности изучения древнерусского языка

Изучение древнерусского языка необходимо для чтения и понимания памятников письменности на этом языке.

Не менее важно изучение древнерусского языка для того, чтобы на основе разделения его на три разных языка понять тенденции дальнейшего развития каждого из них и в соответствии с этими тенденциями искать и формулировать целесообразные правила лит

Утерянные буквы русского языка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из русского алфавита с момента его появления исчезло 16 букв. Проделав исследовательскую работу, мы видим, что звучания этих букв до сих пор сохранились в некоторых словах, пословицах и поговорках русского языка. Нами было выявлено 53 таких пословицы и поговорки. То, что русский народ создал и сохранил их, показывает, что простой народ понимал, какое сокровище дано ему в древнеславянской азбуке. Те десятки пословиц — особая группа среди всех пословиц и поговорок русского народа.

Это произведения устного народного творчества, где упоминаются знаки письма. Можно примерно предположить, когда и где возникла эта группа пословиц: она возникла, когда древнеславянская грамота широко распространилась, устроились школы, стало много грамотных. Вероятно, эти пословицы бытовали и в крестьянской, и в городской, более образованной среде, и, может быть, в среде семинаристов. Это даёт нам уверенность в том, что ещё не забыт древнерусский язык, что по-прежнему это великое культурное наследие русского народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. — Сборник в 2 томах. — М. : Русская книга, 1993. — 638с.

2. Русинов, Н.Д. Древнерусский язык : учеб. пособие для студентов филологических и исторических спец. ун-тов и пед. ин-тов / Н.Д. Русинов. — М. : Высшая школа, 1977. — 207 с.

3. Саблина, Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты / Н.П. Саблина. — М. : Русская книга, 1995. — 237с.

4. Самсонов, Н.Г. Древнерусский язык : учеб. пособие для ист. фак. ун-тов / Н.Г. Самсонов. — М. : Высшая школа, 1973. — 295с.

5. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / Даль В.И. — М. : Терра , 1995.

Успенский, Л.В. По закону буквы / Л.В. Успенский. — 2-е изд. — М. : Мол. гвардия, 1979. — 240с.

Раздаточный материал

Исследовательский проект на тему

«Утерянные буквы русского языка».

Пример № 1

Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению:

Миръ — состояние без войны;

Міръ — вселенная;

Мїръ — община;

Мгро — благовонное масло;

М?ръ — мера времени.

Пример № 2

1) признак формы/начертания

Г> Смотреть глаголем — т.е. крючком, ябедником, сутягой.

Ф> Стоять фертом, подпереться фертом — обеими руками в бока.

?> У нея ротик фитою — губки бантиком.

2) признак звучания (важен в шуточных складах, которые составляли без особого смысла — только чтобы запомнить, как пишется и произносится буква)

Аз пью квас.

Буки-букашки, веди-таракашки, глаголь-кочерёжка.

3) признак положения в азбуке

Сидеть на азах — начинать какую-нибудь науку.

Не суйтесь, буки, поперёк аза — Аз — первая буква древнеславянского алфавита.

От аза до ижицы. — От А до Я.

Защитное слово

Уважаемая комиссия, разрешите представить вашему вниманию исследовательский проект на тему «Утерянные буквы русского языка».

Актуальность нашего исследования определяется тем, что древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры древнерусского народа и его предков. А, как известно, знание прошлого — это ключ к пониманию настоящего.

Объектом исследования выбран алфавит русского языка.

Предметом исследования являются исчезнувшие буквы русского алфавита.

Цель работы: выявить, где в современном русском языке встречаются исчезнувшие буквы древнеславянского алфавита.

Для реализации цели были поставлены задачи, которые решались следующим образом.

Используя сопоставительный метод, мы сравнили древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявили исчезнувшие буквы русского алфавита. Полностью орфографически и фонетически было утрачено 16 букв.

Причина исчезновения этих букв в том, что они выполняли смыслоразличительную функцию лишь на письме, и между людьми возникало непонимание, поскольку буквы имели разное написание, но почти одинаковое звучание.

Приведём пример. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению:

Миръ — состояние без войны;

Міръ — вселенная;

Мїръ — община;

Мгро — благовонное масло;

М?ръ — мера времени.

Старые кириллические названия оставшихся букв алфавита «аз», «буки», «веди» и т.д., которые не совпадали с их звучанием, в XVIII в. были устранены и вместо них приняты названия «а», «бэ», «вэ» и т.д., как в латинском алфавите. Это значительно упростило письмо и чтение древнерусского языка, поскольку название буквы указывало теперь на соответствующий этому названию звук.

Рассмотрев причины и пути исчезновения букв древнеславянского алфавита, нам показалось интересным выявить случаи использования этих букв в современном русском языке. Мы обратились к исследованию пословиц и поговорок, поскольку, как говорил Михаил Александрович Шолохов: «…ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах».

Пословица — это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Поговорка — это образное, иносказательное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление, лаконичное по форме, в отличие от пословицы не заключающее в себе прямого поучительного смысла.

Мы посчитали целесообразным рассмотреть пословицы и поговороки, в которых используются не только утраченные фонетически и графически буквы древнеславянской азбуки, но и старославянские названия букв, не дошедшие до нашего времени.

Источниками фактического материала для нашего исследования послужила следующая литература:

1) Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в 2 томах;

2) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах;

3) Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты.

Методом сплошной выборки нами выявлено 53 пословицы и поговорки, в которых употреблены 23 буквы древнерусской азбуки. Воспользовавшись статистической методикой, мы определили, что на первом месте по частоте употребления в пословицах и поговорках буква аз (19 употреблений), на втором — буки (10), на третьем — глаголь и фита (7), на четвёртом — ижица(6), на пятом — веди и ферт(4). Наиболее употребительные буквы находятся в начале и конце азбуки.

Пословицы и поговорки проанализированы и разбиты нами на подгруппы, в зависимости от того, какой признак подчёркивается при употреблении в них букв древнеславянской азбуки:

1) признак формы/начертания

Г> Смотреть глаголем — т.е. крючком, ябедником, сутягой.

Ф> Стоять фертом, подпереться фертом — обеими руками в бока.

?> У нея ротик фитою — губки бантиком.

2) признак звучания (важен в шуточных складах, которые составляли без особого смысла — только чтобы запомнить, как пишется и произносится буква)

Аз пью квас.

Буки-букашки, веди-таракашки, глаголь-кочерёжка.

3) признак положения в азбуке

Сидеть на азах — начинать какую-нибудь науку.

Не суйтесь, буки, поперёк аза — Аз — первая буква древнеславянского алфавита.

От аза до ижицы. — От А до Я.

Нами выделены также 2 пословицы, которые выражают любовь и почтение русского народа к своей азбуке:

Иже да како не солгут никако;

Фита не славна, а вещь она славна. (Известно, что буква фита — начальная в греческих словах Бог и Богородица, она пишется на иконах).

Следует отметить, что пословицы и поговорки славянской азбуки представляют собой особую группу среди других, являясь великим культурным наследием русского народа. Во-первых, это произведения устного народного творчества. Во-вторых, возможно примерно определить время и обстоятельства возникновения этой группы пословиц, а именно: они возникли, когда церковнославянская грамота широко распространилась, и устроились школы. В-третьих, эти пословицы бытовали в образованной среде.

Таким образом, практическая значимость данной работы, на наш взгляд, определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, в спецкурсе по истории русского языка, а также при проведении дальнейших исследований в этом направлении.

Спасибо за внимание.

Slide 0

Утерянные буквы русского алфавита Выполнила: Худякова ДианаАфонькино, 2012

Slide 1

Актуальность исследования- поскольку древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры миграции – всей жизни древнерусского народа и его предков.Объект исследования: алфавит русского языка.Предмет исследования: исчезнувшие буквы русского алфавита.

Slide 2

Цель работы: выявить, где в современном русском языке встречаются исчезнувшие буквы древнеславянского алфавита.Задачи исследования:Изучить научную литературу по теме исследования и разработать методику исследования;сопоставить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита;отобрать и рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита.

Slide 3

Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, в спецкурсе по истории русского языка, а также при проведении дальнейших исследовании в данном направлении.

Slide 4

Древние славянские алфавиты:кириллица и глаголица

Slide 5

Кириллица Состоит из 43 букв, заимствованы из греческого унциона – 24 буквы.Введены 19 новых букв.

Slide 6

Сопоставление кириллицы и алфавита современного русского языка Утеряно 16 букв: омега, кси, фита, пси, ижица, юс большой и юс малый, ять и другие.

Slide 7

Омега

Slide 8

Кси, пси

Slide 9

Фита

Slide 10

Земля

Slide 11

Иже

Slide 12

Ижица

Slide 13

Юс малый, юс большой

Slide 14

Ять

Slide 15

Введение в русский алфавит новых букв Буква Й – введена Академией наук в 1735 году. Буква Ё – введена в 1797 году Н. М. Карамзиным.

Slide 16

Практическая часть. О пословицах и поговорках «Величайшее богатство народа – его язык! Ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой не проявляется его ум, история, быт, мировоззрение, как в пословицах»

Slide 17

Пословицы и поговорки, включающие буквы древнеславянской азбуки Даль В. И. Пословицы русского народа. Сборник в 2х томах.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4х томах.

Slide 18

Результат исследования Собрано 53 пословицы и поговорки. В них употреблены 23 буквы древнерусской азбуки. Аз упоминается в 19 пословицах (Аз, да всему горазд);Буки – 10 (Буки – букашки, веди – таракашки, глаголь — кочерёжка);Глаголь и фита – 7 раз;(От фиты подвело животы)

Slide 19

Ижица – 6(Иже да како не солгут никако);Веди и ферт — 4(Там я барыней пройдуся, фертом в боки подопруся).

Slide 20

Признаки при употреблении букв в древнеславянской азбуке 1. Признак формы – начертанияГ — Смотреть глаголем – т.е. крючком, ябедником, сутягой.Ф – Стоять фертом, подпереться фертом – обеими руками в бока.? – У нея ротик фитою – губки бантиком

Slide 21

2. Признак звучания (важен в шуточных складах, которые составляли без особого смысла – только чтобы запомнить, как пишется и произносится буква)Аз пью квас3. Признак положения в азбукеСидеть на азах – начинать какую – нибудь науку;Не суйтесь, буки, поперек аза – аз – первая буква древнеславянского алфавита;От аза до ижицы.

Добавить комментарий

Закрыть меню