Устойчивость функционирования объекта

Направления повышения устойчивости функционирования объектов экономики

Повышение устойчивости функционирования объектов экономики достигается путем заблаговременного проведения мероприятий, направленных на максимальное снижение возможных потерь и разрушений от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, создания условий для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления в сжатые сроки работ по восстановлению объекта экономики. Такие мероприятия проводятся заблаговременно в период повседневной деятельности, а также в условиях чрезвычайной ситуации.

Основными направлениями повышения устойчивости объектов экономики являются:

  • повышение надежности инженерно-технического комплекса и подготовка объектов экономики к работе в условиях чрезвычайной ситуации;
  • рациональное размещение объектов экономики;
  • обеспечение надежной защиты персонала;
  • повышение безопасности технологических процессов и эксплуатации технологического (технического) оборудования;
  • подготовка к восстановлению нарушенного производства.

Работа по повышению устойчивости конкретных объектов экономики направлена на предотвращение аварий на данных объектах, исключение (снижение интенсивности) поражающих воздействий, поступающих извне — от аварий на других объектах и стихийных бедствий, а также на защиту от этих воздействий. Для этого используются общие научные, инженерно-конструкторские, технологические основы, служащие методической базой для предотвращения аварий.

Важной составной частью деятельности по поддержанию устойчивого функционирования объектов экономики (в части опасных производственных объектов) являются меры по обеспечению промышленной безопасности.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В качестве общих мер, снижающих риск возможных аварий, могут быть названы:

  • совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования и эксплуатационной надежности;
  • своевременное обновление основных фондов, применение качественной конструкторской и технологической документации, высококачественного сырья, материалов, комплектующих изделий;
  • использование высококвалифицированного персонала;
  • создание и использование эффективных систем технологического контроля и технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации подавления аварийных ситуаций и многое другое.

Работу по предотвращению аварий ведут соответствующие технологические службы предприятий, их подразделения по технике безопасности.

Обеспечение безопасности объектов экономики, сохранение устойчивого их функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций должно строиться на единой нормативной правовой основе.

Наиболее важными международными правовыми актами в области промышленной безопасности, принятыми в последние годы, стали Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий и Конвенция о предотвращении крупных промышленных аварий.

В российском законодательстве указанные вопросы регулируются в правовых актах, относящихся к промышленной безопасности, экологическому, санитарному, строительному законодательствам, законодательству по охране труда, административному и другим отраслям права. Взаимоувязанная система условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность и безопасность особо важных объектов экономики, сформулирована в ряде федеральных законов.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены отношения в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В Федеральном законе «О пожарной безопасности» установлены правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, а также отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и предприятиями.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения с целью охраны жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

В Федеральном законе «О радиационной безопасности населения» предусмотрено правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, регламентированы принципы и мероприятия по обеспечению этой безопасности, установлены гигиенические нормативы (допустимые дозы облучения) на территории Российской Федерации и ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности.

В Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Нормы этого закона направлены на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, от начала проектирования гидротехнических сооружений до их снятия с эксплуатации (ликвидации).

УСТОЙЧИВОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ В ЧС.

Опасность техносферы для населения и ОС обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно-, химически-, биологически-, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий. Таких производств в России насчитывается около 45 тыс. Возможность возникновения здесь аварий усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением соответствующих ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины. В этих условиях должна проводиться серьезная работа по повышению надежности действующих экономических объектов при ЧС мирного времени и в условиях военного времени. Под устойчивостью объекта экономики в ЧС принято понимать его способность производить продукцию установленного объема и номенклатуры в условиях ЧС мирного и военного времени. Так как современный объект экономики представляет собой сложный инженерно-экономический комплекс, то его устойчивость будет напрямую зависеть от устойчивости составляющих элементов. Вышедшими из строя считаются: промышленные здания, имеющие сильные разрушения; жилые здания – при средних разрушениях; рабочие и служащие – при поражениях средней тяжести. Степень и характер поражения объектов зависит от параметров поражающих факторов источника ЧС, расстояния от объекта до эпицентра формирования поражающих факторов, технической характеристики зданий, сооружений и оборудования, планировки объекта, метеорологических условий. В ходе проведения оценки устойчивости объектов экономики необходимо подготовить следующие данные: анализ вероятных явлений, по причине которых на объекте экономики может возникнуть ЧС с выводом наиболее вероятной; вероятные параметры поражающих факторов источников ЧС, которые будут влиять на устойчивость объектов экономики; параметры вторичных поражающих факторов, возникающих при воздействии основных источников ЧС; зоны воздействия поражающих факторов; принципиальную схему функционирования производственного объекта с обозначением элементов, влияющих на функционирование предприятия; значение критического параметра (максимальная величина параметра поражающего фактора, при которой функционирование объекта не нарушается); значение критического радиуса (минимальное расстояние от центра формирования источника поражающих факторов, на котором функционирование объекта не нарушается). Необходимо помнить, что, решая вопросы защиты и повышения устойчивости объекта экономики, следует соблюдать принцип равной устойчивости по всем поражающим факторам. Принцип равной устойчивости заключается в необходимости доведения защиты зданий, сооружений и оборудования объекта до такого целесообразного уровня, при котором выход из строя от поражающих факторов может возникнуть, как правило, на одинаковом расстоянии.

Повышение устойчивости объектов экономики достигается путем заблаговременного проведения мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от поражающих факторов источников ЧС, создание условий для ликвидации ЧС и осуществления в сжатые сроки работ по восстановлению объекта экономики. Мероприятия в этой области осуществляются заблаговременно в мирное время, в угрожаемый период, а также в условиях военного времени (ЧС). С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» сущность устойчивости функционирования организации, объекта была пересмотрена: на первый план поставлена задача защиты жизни людей. Сейчас под устойчивостью функционирования организации в ЧС понимаетсяеё способность предупреждать возникновение аварий и катастроф, противостоять воздействию их поражающих факторов в целях предотвращения или ограничения угрозы жизни, здоровью персонала, проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткие сроки. Под повышением устойчивости функционирования организации в ЧС понимается комплекс мероприятий по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения и материального ущерба в ЧС, а также подготовке к проведению спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. Основными направлениями повышения устойчивости объектов экономики являются: обеспечение защиты рабочего персонала; рациональное размещение и защита производительных сил; подготовка к работе в условиях ЧС объектов экономики; подготовка к выполнению работ по восстановлению объекта экономики в условиях ЧС; подготовка системы управления объекта экономики в условиях ЧС.

Тема 10. Устойчивость функционирования объектов экономики.

Подготовка экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях, а также объектов экономики независимо от их организационно-правовых форм – комплекс экономических и организационных мероприятий, осуществляемых с целью достижения такой устойчивости.

Повышение устойчивости функционирования экономики, территориальных и отраслевых звеньев достигается выполнением мероприятий, направленных на:

· предотвращение и уменьшение возможности возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

· снижение возможных потерь и разрушений в случаях возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

· создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Основные направления повышения устойчивости функционирования организаций, предприятий, учреждений

1. Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в городе и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

2. Рациональное размещение производственных сил предприятия, организации, учреждения, их производственных фондов на территории города.

3. Подготовка предприятий, организаций, учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях.

4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению предприятий, организаций, учреждений в чрезвычайных ситуациях.

5. Подготовка системы управления предприятием, организацией, учреждением для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

Проведению мероприятий по повышению устойчивости объектов экономики предшествует исследование устойчивости конкретного объекта. Исследование устойчивости функционирования объектов начинается задолго до ввода его в эксплуатацию. На стадии проектирования определённые работы выполняют проектировщики. Такое же исследование объекта проводится соответствующими службами на стадии технических, экономических, экологических и других видов экспертиз.

Для исследования (оценки) потенциальной устойчивости функционирования объекта экономики необходимо:

· — проанализировать принципиальную схему функционирования объекта экономики с обозначением элементов, влияющих на устойчивость его функционирования;

· — оценить физическую устойчивость зданий и сооружений, надежность систем управления, технологического оборудования, технических систем электроснабжения, топливного обеспечения и т.д.;

· — спрогнозировать возможные чрезвычайные ситуации на самом объекте или в зоне его размещения;

· — оценить вероятные параметры поражающих факторов возможных чрезвычайных ситуаций (например, интенсивность землетрясения, избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, плотность теплового потока, высота гидроволны прорыва и ее максимальная скорость, площадь и длительность затопления, доза радиоактивного облучения, предельно допустимая концентрация опасных химических веществ и т.д.);

· — оценить параметры возможных вторичных поражающих факторов, возникающих как следствие воздействия первичных поражающих факторов на вторичные источники опасности;

· — спрогнозировать зоны воздействия поражающих факторов;

· — определить значение критического параметра (максимальная величина параметра поражающего фактора, при которой функционирование объекта не нарушается);

· — определить значение критического радиуса (минимальное расстояние от центра формирования источника поражающих факторов, на котором функционирование объекта не нарушается);

· — спрогнозировать величину сохраняющихся после той или иной чрезвычайной ситуации производственных мощностей или величину другого показателя, характеризующего сохраняющиеся возможности объекта по выполнению своего назначения.

При этом должны быть учтены характеристики самого объекта, в том числе количество зданий и сооружений, плотность застройки, численность наибольшей работающей смены, особенности конструкций зданий и сооружений, характеристики оборудования, коммунально-энергетических сетей, местности, обеспеченность защитными сооружениями и многое другое.

На первом этапе исследования промышленного объекта проводится анализ устойчивости его отдельных элементов в условиях чрезвычайной ситуации. На этом этапе анализируют:

· — надёжность установок и технологических комплексов;

· — последствия аварий отдельных систем производства;

· — распространение ударной волны;

· — распространение огня при пожарах;

· — рассевание веществ;

· — возможность вторичного образования токсичных, пожаро- и взрывоопасных смесей и т.п.

На втором этапе исследования разрабатывают мероприятия по повышению устойчивости и подготовке объекта к восстановлению после чрезвычайной ситуации.

Таким образом, исследование устойчивости – это длительный динамичный процесс, требующий постоянного внимания со стороны руководства, инженерно-технического персонала, служб гражданской обороны.

Важнейшим фактором повышения устойчивости работы любого объекта экономики является создание системы надёжной защиты персонала. С этой целью возводятся защитные сооружения, типа убежищ для укрытия, создаётся система оповещения.

Защита инженерно-технического комплекса предусматривает сохранение материальной основы производства: зданий и сооружений, оборудования.

Весьма важной является система водоотведения загрязненных вод (система канализации).

В результате её разрушения создаются условия для развития болезней и эпидемий.

Для повышения устойчивости системы электроснабжения в первую очередь целесообразно заменить воздушные линии электропередач на кабельные (подземные) сети.

Весьма важно обеспечить устойчивость системы газоснабжения, так как при её разрушении или повреждении возможно возникновение пожаров и взрывов.

В результате чрезвычайной ситуации может быть повреждена система теплоснабжения населённого пункта или предприятия, что создаёт серьезные трудности для их функционирования. Это может повлечь их затопление. Основной способ повышения устойчивости внутреннего оборудования тепловых сетей является их дублирование.

В результате воздействия ударной волны возникающей при взрывах могут пострадать подземные коммуникации. Основным средством повышения устойчивости сооружений от ударной волны является повышение прочности и жесткости конструкций.

Уровень и вероятность внешних поражающих факторов природного происхождения во многом определяются районом расположения объекта экономики. Район может оказаться так же решающим фактором в обеспечении защиты и работоспособности объекта в случае выхода из строя путей подачи сырья и электроносителей.

После определения предела устойчивости функционирования объекта намечают и выполняют мероприятия по повышению его устойчивости:

1. предотвращение причин возникновения чрезвычайной ситуации;

2. предотвращение чрезвычайной ситуации;

3. смягчение последствий чрезвычайной ситуации, рациональное размещение оборудования, резервирование, дублирование;

4. обеспечение защиты от возможных поражающих факторов посредством оптимизации расстояния, ограничения времени действия, использования средств защиты.

5.Общие требования к мероприятиям по повышению устойчивости экономики – это эффективность и экономичность.

Контроль за выполнением мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, предусмотренных планами социально-экономического развития и мобилизационными планами, осуществляется управлением гражданской защиты и пожарной безопасности, мобилизационным отделом городской администрации.

4.4. Устойчивость функционирования объектов экономики

4.4.1. Общие принципы повышения устойчивости

Большое значение для существования и развития государства имеет его экономический потенциал. Устойчивая экономика позволяет в мирное и военное время решать следующие задачи:

· обеспечивать всем необходимым население и армию, в том числе оружием и боеприпасами, транспортными средствами, горючим, средствами связи и др.;

· поддерживать производство по планам мирного времени и в кризисных ситуациях;

· осуществлять в допустимые сроки восстановительные работы на хозяйственных объектах;

· осуществлять разработку новой техники, технологий, в том числе для нужд оборонного комплекса государства и др.

Под устойчивостью технической системы понимают её способность сохранять работоспособность при нештатном воздействии. Соответственно под устойчивостью функционирования объекта экономики будем понимать его способность выпускать продукцию в объёмах и номенклатуре, соответствующих планам, в условиях чрезвычайной ситуации, а также возможности его восстановления после воздействия поражающих факторов. Для объектов, не связанных с выпуском продукции, устойчивость определяется их способностью выполнять свои функции в условиях чрезвычайной ситуации.

В соответствии с этим различают:

1. Устойчивость функционирования хозяйственного комплекса страны в целом – это способность обеспечить жизнедеятельность государства, выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции, работу энергетики, транспорта и др.;

2. Устойчивость функционирования отдельной отрасли экономики государства – это способность в условиях кризисной ситуации производить основную продукцию в запланированном объёме;

3. Устойчивость объекта экономики – это способность всего его комплекса, то есть зданий, сооружений, оборудования, транспорта, коммуникаций противостоять воздействию поражающих факторов чрезвычайной ситуации;

4. Устойчивость функционирования объекта экономики – это его способность в условиях чрезвычайной ситуации производить продукцию в запланированном объёме и номенклатуре, а так же восстанавливать производство в допустимые сроки после частичных разрушений.

В свою очередь устойчивость функционирования объекта экономики определяется рядом условий:

· возможностью защиты работников от всех поражающих факторов;

· способностью его строений, оборудования, коммунально-энергетических сетей противостоять поражающим факторам;

· надёжностью системы управления, снабжения, оповещения и связи;

· возможностью восстановить производство продукции после разрушения и др.

На устойчивость промышленного объекта влияют многие внешние и внутренние факторы.

Район расположения предприятия определяет уровень и вероятность опасности проявления негативных факторов природного происхождения: ураганов, землетрясений, оползней, наводнений и др.

Характер застройки территории определяет наличие смежных производств, естественных укрытий, транспортных магистралей и др. Должны создаваться противопожарные разрывы путём снижения плотности застройки городов, создания отдельных микрорайонов, полос зелёных насаждений, сохранения естественных водоёмов и т.п.

Устройство широких магистралей и создание необходимой транспортной сети имеет цель не допустить образования сплошных завалов, затрудняющих действия спасателей и эвакуацию населения. Ширина таких магистралей (улиц) определяется по формуле:

Ш = Нmax+ 15 м, (4.1)

где Нmax– высота самого высокого здания на магистрали (улице), м.

Планировка зданий и сооруженийна территории объекта экономики должна учитывать противопожарные разрывы, ширина которых определяется по формуле:

Шпр = Н1 + Н2, (4.2)

где Н1 иН2 — высоты соседних зданий (сооружений), м.

Наиболее значимые сооружения пониженной этажности или заглубленными, их форма должна иметь минимальную парусность, чтобы противостоять воздействию ударной волны.

Для повышения устойчивости элементов зданий и сооружений к световому излучению применяют огнестойкие конструкции, несгораемые материалы, огнезащитные покрытия для сгораемых элементов.

Большие здания и сооружения рекомендуется разделять на секции несгораемыми стенами.

С целью исключения проникновения во внутренние помещения радиоактивных элементов, вредных (опасных) химических веществ или бактериологических средств, необходимо предусматривать возможность герметизации зданий, складов и т.п.

Наиболее ценное оборудование целесообразно размещать в прочных сооружениях заглубленного типа или, напротив, в сооружениях из лёгких несгораемых конструкций, так как оборудование более устойчиво к воздействию ударной волны, чем к обломкам обрушившегося здания.

Сооружения, предназначенные для хранения или переработки горючих жидкостей, рекомендуется размещать ниже по уклону местности, чем другие здания и сооружения. Подъездные дороги на территории таких объектов рекомендуется планировать по насыпям, чтобы исключить их затопление при разливе горючих жидкостей.

Толстые стены зданий и сооружений, применение специальных перекрытий и прокладок значительно увеличивает коэффициент ослабления проникающей радиации.

Повышение устойчивости снабжения электроэнергией имеет особое значение, как в быту, так и для хозяйственной деятельности. Прекращение электроснабжения зачастую приводит к прекращению деятельности объекта экономики. Соответственно снабжение электроэнергией больших населённых пунктов и крупных хозяйственных объектов целесообразно осуществлять от двух независимых источников. Наиболее значимые объекты экономики должны иметь автономное электрообеспечение.

Система электроснабжения включает:

· электростанции;

· линии электропередачи, кабельную и внутреннюю электросеть;

· трансформаторные и распределительные станции;

· диспетчерские пункты.

Электроснабжение подразделений объекта экономики следует осуществлять по независимым подземным кабельным линиям. Устойчивость трансформаторных подстанций и распределительных устройств предусматривается не ниже устойчивости самого объекта.

Повышение устойчивости снабжения объектов экономики и жилых комплексов водой в настоящее время стало жизненно важной задачей. Производственный цикл большинства предприятий требует надёжного водообеспечения. Отсутствие воды для жителей современных городов сопоставимо с серьёзной чрезвычайной ситуацией.

Современный комплекс водообеспечения включает в себя целый ряд наземных и подземных сооружений. Различают два типа водных источников: от поверхностных (открытых) водоёмов и от подземных источников.

Наиболее слабым звеном системы водоснабжения являются наземные сооружения, что предполагает их особую защиту. Крупные города и уникальные объекты экономики должны иметь не менее двух источников водоснабжения. Системы водоснабжения должны предусматривать возможность отключения повреждённых участков без нарушения функционирования всей системы. Сети водоснабжения должны быть закольцованы и иметь резервные ёмкости с водой, находящиеся под землёй на возвышенных участках местности. Система водоснабжения должна иметь приборы сигнализации и автоматического отключения повреждённых участков.

Сооружения водозабора из открытых источников выполняются из прочных конструкций, выдерживающих воздействие поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Предусматриваются специальные режимы очистки и обеззараживания воды, подаваемой для нужд населённых пунктов, если поступление воды происходит только от поверхностных вод. При этом необходимо учитывать, что для обеззараживания применяется жидкий хлор, хранящийся под высоким давлением, что может привести к химическому заражению в аварийных ситуациях.

Повышение устойчивости газоснабжениянаселённых пунктов и хозяйственных объектов является необходимым условием нормальной жизнедеятельности и ритмичной работы предприятий. При разрушении элементов системы газоснабжения не только нарушается весь технологический цикл производства, но и появляется опасность возникновения пожаров, взрывов, повышенной загазованности территорий.

Система газоснабжения включает:

· источники газа;

· магистральные газопроводы;

· компрессорные, газгольдерные и газораспределительные станции;

· городские газовые сети и сети промышленных предприятий;

· запорные устройства.

Надёжность работы системы газоснабжения обеспечивается следующим:

· двери, окна, фрамуги в наземных газораспределительных пунктах должны открываться наружу;

· газовые сети располагаются под землёй, закольцовываются, оборудуются запорной и предохранительной аппаратурой;

· газораспределительные станции размещаются вне зоны возможных разрушений;

· осуществляется газоснабжение от нескольких источников;

· создаются резервы газа, хранящиеся в подземных сооружениях.

Для повышения устойчивости функционирования как городского хозяйства в целом, так и отдельных хозяйственных объектов, необходимо предусматривать возможность перехода на альтернативные виды топлива (уголь, мазут, торф, дрова).

Устойчивое функционирование объектов экономики также зависит от устойчивой работы канализации и системы теплоснабжения. Выход из строя системы канализации может привести к возникновению очагов инфекционных заболеваний. Повышение надёжности работы канализации обеспечивается использованием нескольких коллекторов. Станции перекачки канализационных и сточных вод должны иметь автономное электроснабжение.

Система теплоснабжения включает в себя теплоэлектроцентрали, котельные и теплотрассы. В результате чрезвычайной ситуации может быть серьезно повреждена система теплоснабжения населенного пункта или предприятия, что создает серьезные трудности для их функционирования, особенно в холодный период года. Так, разрушение трубопроводов с горячей водой или паром может повлечь их затопление и затруднить локализацию и ликвидацию аварии. Наиболее уязвимые элементы систем теплоснабжения — теплоэлектроцентрали и районные котельные. Аварии, связанные с разлитием горячей воды представляют серьёзную опасность для жителей, работников предприятий и затрудняют проведение спасательных работ.

Основным способом повышения устойчивости внутреннего оборудования тепловых сетей является их дублирование. Необходимо также обеспечить возможность отключения поврежденных участков теплосетей без нарушения ритма теплоснабжения потребителей, а также создать системы резервного теплоснабжения. Повышение надёжности теплоснабжения так же обеспечивается кольцеванием сетей, возможностью перекрывать аварийные участки и др.

Для повышения устойчивости работы объектов в чрезвычайных ситуациях необходимо уделять значительное внимание защите рабочих и служащих. Для этого на объектах строятся убежища и укрытия, предназначенные для защиты персонала, создается и поддерживается в постоянной готовности система оповещения рабочих и служащих объекта, а также проживающего вблизи объекта населения о возникновении чрезвычайной ситуации. Персонал, обслуживающий объект, должен знать о режиме его работы в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также быть обученным выполнению конкретных работ по ликвидации очагов поражения. Порядок действия работников в аварийных и иных чрезвычайных ситуациях должен быть рассмотрен при их инструктировании по охране труда и пожарной безопасности, а так же изложен отдельным вопросом в инструкциях по охране труда.

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” возложены обязанности:

· на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления – содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуаций;

· на федеральные органы исполнительной власти – разрабатывать и осуществлять организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования соответствующих отраслей в чрезвычайных ситуациях;

· на организации (работодателей) – планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Добавить комментарий

Закрыть меню