Уровни управления

В зависимости от места в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена. Они отличаются друг от друга набором основных функций, объемом полномочий, диапазоном и формой контактов.

К высшим руководителям относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числе управляющих составляет 3−7%. Их работа интернациональна по масштабам, требует большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме, не регламентируется нормами выработки или времени.

В деятельности руководителей высшего уровня преобладают безличные формы и связи с подчиненными (отчеты, доклады, инструкции, приказы), систематические контакты с другими руководителями (совещания, планерки, летучки) и эпизодические.

Высшие руководители организации определяют ее миссию, цели и политику, ценности и основные стандарты деятельности, структуру и систему управления, представительствуют на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.

Их обязанности чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора, которые в одном лице практически никогда не совмещаются.

Поэтому в крупной организации первые руководители единолично уже не могут принимать все решения и, отвечая за все, переходят к руководству процессом их выработки в составе команды, где являются уже не «боссами», а первыми среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу за власть и тем самым облегчает смену поколений менеджеров.

Команда высшего руководителя:

  1. Принимает стратегические решения и формирует механизмы, обеспечивающие их реализацию.
  2. Осуществляет общую организацию и координацию деятельности исполнителей, определяет политику в области их стимулирования.
  3. Совершенствует систему управления в целом и ее отдельные элементы.
  4. Осуществляет внешние связи.

Команда высшего руководства характеризуется более высоким интеллектуальным уровнем и социальным статусом по сравнению с коллективом исполнителей, что дает ей экономические, социальные, административные, правовые, нравственные, психологические преимущества.

Команда высшего руководства обычно подбирается первым руководителем или, по-другому, главным администратором, занимающим свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками) и являющимся его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации.

Члены команды подбираются, исходя из перспективных и текущих целей (задач) организации (подразделения) и с учетом их деловых, организаторских, нравственных качеств, психологической и социально-психологической совместимости, традиций и стиля руководства, обеспечения преемственности руководства.

Единство команды высшего руководства полностью отражается на единстве исполнителей и эффективности работы коллектива.

В обязанности первого руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение имуществом без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей.

Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40−60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Их функции уже локальны.

Через подчиненных руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично-самостоятельно, частично выходя с предложениями к руководству организации), поощрять или наказывать своих подчиненных.

Работа руководителей среднего звена в значительной мере варьирует от организации к организации и в большей степени зависит от особенностей подразделения, чем от общефирменных задач. Они готовят информацию для решений, принимаемых «наверху» и после трансформации в технологически удобную форму передают эти решения низовым руководителям. Они называются в западных фирмах менеджерами-контролерами или супервайзерами (начальниками цехов, участков, групп, бригадирами), работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия.

В то же время руководители среднего звена представляют собой наиболее бюрократизированную прослойку менеджеров, число представителей которой до последнего времени стремительно росло, увеличивая «этажность» управленческих структур. Она создавала «эффект одеяла» между высшим и низовым уровнями управления, тормозила внедрение новых форм и методов работы.

Появление информационных технологий стало одной из причин снижения числа менеджеров среднего звена (что было предсказано еще в 1958 г. ), так как в прежних условиях они не столько руководили, сколько передавали информацию, а если и отдавали распоряжения, то рутинные. В некоторых крупных фирмах их число сократилось на 20−40%.

Новые технологии освободили менеджеров среднего звена от традиционных обязанностей по сбору информации и надзору за исполнителями в пользу решения общих вопросов, осуществления инноваций в подчиненных им структурах, превратившихся в «центры прибыли», «центры инвестирования».

Это потребовало новых навыков и знаний, понимания финансов, маркетинга, психологии людей, приблизило менеджеров среднего звена к высшему руководству, увеличило их права и ответственность, дало возможность влиять на выработку политики и стратегии.

Низовой уровень управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала — рабочих и других неуправленческих работников.

Большая часть руководителей принадлежит ему (и многие начинают здесь свою карьеру). Их деятельность состоит в оперативном решении небольших по масштабам задач — (мастера затрачивают на них в среднем не более минуты, а решения охватывают срок не более 2 недель). Около половины рабочего времени уходит при этом на общение с исполнителями.

Именно на низовых руководителей ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом: распределение заданий, разработка графиков работы, организация и координация труда подчиненных; обеспечение условий выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль за рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной, техникой безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.

Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации.

Таким образом, в сфере управления происходит разделение труда: одни руководители обладают первичными полномочиями и несут ответственность за определение характера и направленности решений; другие, подчиненные им руководители, непосредственно осуществляют их реализацию.

Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала — людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления

В зависимости от места в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена. Они отличаются друг от друга набором основных функций, объемом полномочий, диапазоном и формой контактов.

Руководители высшего уровня управления принимают важнейшие для организации решения, определяют стратегию ее поведения и развития. Главными задачами руководителей высшего уровня являются:

1. определение видения, миссии и целей развития организации;

2. установление стратегических целей и направлений развития организации;

3. разработка и реализация политики развития ключевых подсистем организации: производства продукции (услуги), маркетинга, научных исследований и нововведений и т.

д.;

4. разработка финансовой и инвестиционной политики;

5. вопросы социального развития и управления персоналом;

6. управление подсистемами, обеспечивающими координацию, контроль и оценку деятельности подразделений и организации в целом.

Руководители среднего уровня координируют и контролируют работу менеджеров более низких уровней. Характер их работы в большей мере определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.

Руководители первичного уровня (операционные руководители) – это организационный уровень, находящийся непосредственно над исполнителями. Младшие менеджеры обычно непосредственно отвечают за выделенные ресурсы, такие как сырье, материалы, оборудование. Они распределяют производственные задания, организуют их выполнение, осуществляют контроль за работой подчиненных.

Как считал крупнейший современный специалист в области менеджмента П. Друкер, доля низовых менеджеров составляет 60-75 процентов; среднего звена — 20-30 процентов; высшего звена — 2-5 процентов.

Управление (Peter F. Drucker) — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

УПРАВЛЕНИЕ (Мескон, Альберт, Хедоури) — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции. Но это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена.

В крупной организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и по вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Высшие руководители координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т.е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления.

Количество уровней управления может быть различным.

Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется величиной организации и объемами управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура.

Независимо от количества уровней управления, всех руководителей делят на три категории, исходя из функций, которые они выполняют в организации:

  • руководители низового звена,
  • руководители среднего звена,
  • руководители высшего звена.

Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Например: в некоторых компаниях продавцов называют региональными или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом:

  • технический уровень – соответствует уровню низового звена,
  • управленческий уровень – соответствует уровню среднего звена,
  • институционный уровень – соответствует уровню высшего звена.

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА

Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). МЛАДШИЕ НАЧАЛЬНИКИ в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена. Большинство руководителей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания, равнялось 48 секундам. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий.

РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.

Характер работы руководителя среднего звена значительно варьируется от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Во многих организациях руководители среднего звена являются органичной частью процесса принятия решений. Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские творческие предложения.

Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они ловят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев.

РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей – с министрами, а в университете – с ректорами.

Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать, и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 — 80 часов для него не редкость.

К руководителям низового звена относятся: старшие кладовщики, старшие продавцы, секретарь-машинистка.

К руководителям среднего звена относятся: товароведы, зам. главного бухгалтера, заведующие складами.

К руководителям высшего звена относятся директор, главный бухгалтер, экономист, главный инженер, инженер по кадрам, юрисконсульт, начальник отдела охраны, начальник торгового отдела, заведующие магазинами, начальник транспортно-экспедиционного отдела, заведующая материальным складом.

По характеру связей структура управления Универсальной базой является линейно-функциональной.

По линии общего руководства каждый работник аппарата управления подчиняется только одному руководителю.

Например, оперативно-складской аппарат подчиняется главному инженеру, а главный инженер, в свою очередь, подчиняется директору Универсальной базы.

Функциональные связи существуют между главными специалистами базы и начальниками служб и отделов.

Например, начальник транспортного отдела взаимодействует с начальником торгового отдела по вопросам отправки транспорта к поставщикам и т.д.

Функциональные связи существуют в рамках полномочий должностных лиц, которые закреплены в должностных инструкциях.

Конкретное выражение структура управления находит в штатном расписании.

В целом можно дать среднюю оценку структуре управления Универсальной базы облпотребсоюза. При этом можно отметить следующие недостатки в структуре управления.

) Для данной организационной структуры характерна высокая централизация власти. Так, например, для директора и ряда специалистов Универсальной базы характерно превышение нормы управляемости.

Предлагается широкий диапазон чисел для нормы управляемости. Ряд авторов считает, что наилучшей является норма от 7 до 10 подчиненных.

В данном случае в подчинении у директора находится 13 человек, у главного инженера — 28 человек, у начальника торгового отдела — 13 человек.

) Товароведы, не имея специального образования в области маркетинга, занимаются изучением и анализом спроса и предложения на рынке, в рамках которого действует Универсальная база облпотребсоюза.

Кроме того, круг их обязанностей слишком широк. Они обязаны проводить как рекламные кампании, так и работать с покупателями, устанавливать контакты с поставщиками, заключать договора, исследовать рынок, проводить ярмарки и т.д.

) Начальнику торгового отдела напрямую подчиняются как заведующая складом, так и старшие кладовщики, кладовщики. В то время как заведующая материальным складом находится в подчинении непосредственно у директора Универсальной базы.

На лицо слишком сложная система соподчинения работников складов.

) Водители подчиняются не начальнику транспортно-экспедиционного отдела, а главному инженеру.

) Ряд рабочих (таких как уборщицы, дворники и т.д.) подчиняются главному инженеру, в компетенцию которого не входят вопросы, связанные с их работой.

) Оба экономиста Универсальной базы подчиняются непосредственно директору. Это излишне и ведет к увеличению числа подчиненных высшему руководству организацией.

Таким образом, можно сказать, что на предприятии имеются резервы для улучшения организационного устройства базы. Это приведет к улучшению управляемости базы и положительно скажется на финансовых показателях работы.

элемент управления — технические средства управления. Каждый работник аппарата управления имеет в своем распоряжении персональный компьютер, выход в интернет, а также необходимую оргтехнику. Например, главный бухгалтер имеет принтер и сканер.

Характеристика технических средств управления представлена в таблице 8.

Таблица 8 — Характеристика технических средств

Характеристики

Значение

Доля технических средств управления в общей стоимости основных средств, %

1,5

Средний возраст оргтехники, лет

2,1

Уровень технического обеспечения управления, доли от единицы

0,95

Уровень технической вооруженности управленческого труда, доли от единицы

0,82

Уровень охвата автоматизаций задач управления

0,32

Уровень использования типовых рабочих мест руководителей, специалистов и исполнителей

0,74

Уровни управления в организации. Цели, задачи, функции разных уровней управления

⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 36Следующая ⇒

Уровни управления — это проявление разделения труда в орга­низациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при кото­рой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предпи­санные ему функции и не вовлекается в выполнение других функций.

Разделение труда может быть вертикальным и горизонтальным. При вертикальном разделении труда каждый руководитель имеет сферу деятельности, за которую он отвечает (сферу контроля) или некоторое число работников, которые ему подчинены. В этом случае распределе­ние задач производится не на одном уровне, а «сверху вниз» — от работников, занимающих высшие посты, до работников, находящихся внизу иерархии. При этом, чем выше должность, которую занимает ра­ботник, тем более общие задачи он решает; чем ниже положение ра­ботника в иерархии, тем более частными являются стоящие перед ним цели. Это совершенно естественно, поскольку наиболее значимые с точки зрения функционирования решения принимаются на самом «вер­ху», то есть руководством предприятия.

При горизонтальном разделении труда специалисты распределя­ются между различными функциональными областями и им поручает­ся выполнение задач, важных с точки зрения данной функциональной области. Ярким примером горизонтального разделения труда являет­ся конвейерное производство, когда каждый из работников выполняет отдельную операцию и находится на том же уровне иерархии, что и другие работники, участвующие в производстве той же продукции.

Внутреннюю структуру организации не следует воспринимать как нечто устоявшееся, то, что будет существовать всегда. Менеджеры, осо­бенно менеджеры высшего звена, должны понимать, что структура орга­низации создается для решения стоящих перед организацией проблем. Со временем положение организации на рынке меняется, меняются и условия ее деятельности (появление конкурентов, законодательная база, экономические условия, политическая обстановка); кроме того, может меняться и численность трудового коллектива. Естественно, это приво­дит к тому, что цели организации изменяются. А вместе с ними должна изменяться и внутренняя структура организации, поскольку старая струк­тура может быть (и обычно является) непригодной для решения новых задач.

Управление в организации всегда имеет структуру пирамиды: на нижних уровнях имеется большое количество руководителей, по мере продвижения вверх их число уменьшается. На этом основании приня­то выделять менеджеров низшего, среднего и верхнего звена; эта клас­сификация основывается на идеях американского социолога Толкотта Парсонса.

По мнению Парсонса, любая организация имеет три уровня управ­ления:

1)институциональный уровень — высший уровень управления, на котором осуществляется планирование на длительный период, прини­маются решения, имеющие очень важные для организации последствия, происходит реагирование на перемены, которые уже начались или ожи­даются в ближайшем будущем и т. д. Еще одна отличительная черта этого уровня состоит в том, что именно на нем принимаются решения, касающиеся взаимодействия организации с ее внешней средой — кон­курентами, государством, общественными объединениями и т. д. На этом уровне принимают решения менеджеры высшего звена (так называе­мые топ-менеджеры: директора, президенты, вице-президенты предпри­ятий, ректоры университетов);

2) управленческий уровень — это следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руко­водители самостоятельных подразделений и отделов, директора фили­алов, в университетах — деканы);

3) технический уровень управления — это уровень, на котором выполняются стандартные трудовые операции; этот уровень можно соотнести с повседневной работой, которая имеется в любой организа­ции, Решения на этом уровне принимают менеджеры низового звена (мастер в цехе, руководитель подотдела, в вузах — заведующие кафед­рой и т. д.), а их деятельность изучается оперативным менеджментом.

Задачи, которые призваны решать руководители разных уровней, существенно отличаются друг от друга. Эти различия обусловлены в первую очередь тем, что руководители каждого уровня должны управ­лять разными видами работ. Любой человек, стремящийся стать руко­водителем, должен хорошо представлять себе особенности деятель­ности руководителя в зависимости от уровня, на котором он осуществ­ляет свои функции.

Не следует думать, что руководители какого-то уровня важнее для предприятия, чем руководители другого уровня. Деятельность руководи­теля любого уровня управления важна для нормального функциониро­вания организации. Высшее звено управления будет» беспомощным, если оно не будет опираться на низшее и среднее звено, то же справедливо и для всех остальных уровней.

На руководителей высшего звена возлагается задача принятия I жизненно важных для организации или ее крупного подразделения решений. Как правило, такие решения являются стратегическими: они, в отличие от решений тактических, определяют не способы достижения целей, а сами цели, к которым должна стремиться организация.

Как правило, руководители высшего звена не имеют большого чис­ла контактов с людьми: их коммуникации внутри организации ограни­чиваются общением с другими руководителями высшего звена, а также общением с небольшим количеством подчиненных. Однако это не оз­начает, что их работа проще или легче, чем работа руководителей дру­гих уровней. Во-первых, они несут огромную ответственность. Если не­правильное решение, принятое руководителем среднего или низшего звена, сказывается на некоторых аспектах деятельности организации, то есть приводит к локальным нарушениям, то ошибка руководителя высшего звена может привести к гибели организации. По этой причи­не одна из наиболее важных способностей, необходимых для руково­дителя высшего звена, — это умение рисковать. Далеко не каждый человек способен на это.

Руководители среднего звена, как правило, занимаются коорди­нированием и контролем деятельности руководителей низшего звена, также оказывают помощь руководителям высшего звена в принятии решений. Кроме того, они играют роль посредников между руководи­телями высшего звена и руководителями низшего звена.

Рассмотрим их функции подробнее.

Руководители среднего звена нередко привлекаются для принятия решений, совершаемого руководителями высшего звена. Их участие в этом процессе может заключаться как в предложении конкретных ново­введений, так и в сборе информации, значимой с точки зрения проблемы, или в экспертизе принятого решения. Руководители высшего звена рас­полагают лишь самой общей информацией о деятельности организа­ции; нередко они могут не осознавать тех проблем, которые либо суще­ствуют в организации, либо возникают в результате принятия неправиль­ного решения. Естественно, руководители среднего звена обладают бо­лее полной информацией о жизни предприятия; по крайней мере, они лучше знают о том, как функционирует то подразделение организации, деятельностью которой они управляют. Различие между руководителя­ми высшего звена и руководителями низшего звена состоит в том, что первые имеют дело с организацией в целом, тогда как руководители среднего звена лучше осведомлены относительно некоторой части де­ятельности организации. С этой точки зрения, руководители низшего звена располагают слишком частной информацией о деятельности орга­низации.

Еще одна задача, стоящая перед руководителями среднего звена, заключается в посредничестве между высшим и низшим звеном управ­ления. Обычно оптимальная интерпретация принятого на высшем уровне решения ложится именно на них. И это совершенно естественно, по­скольку они обычно могут придать этим решениям форму, оптималь­ную с точки зрения низшего звена управления. В этом случае руково­дители среднего звена распределяют конкретные задания, назначают сроки, в которые они могут быть выполнены. Стоящие перед ними за­дачи можно определить как конкретизацию решений, принятых на выс­шем уровне.

Руководителю среднего звена приходится крайне много общаться, и это обусловлено прежде всего тем, что они выполняют функции посредников между другими уровнями управления. По этой причине они должны уметь выделять значимую информацию и отбрасывать то, что не важно.

Если организация состоит из большого числа работников, в сред­нем звене управления могут выделяться дополнительные уровни. 3 частности, нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одни руково­дители среднего звена координируют деятельность руководителей низшего звена, а другие координируют деятельность руководителей среднего звена. Последних нередко называют руководителями верх­него звена: они занимают более высокое положение, чем обычные ру­ководители среднего звена, но не принадлежат к высшему звену уп­равления, так как подчиняются ему.

Необходимо отметить, что технологический прогресс, а также неко­торые другие причины привели к тому, что численность среднего звена управления постепенно снижается. Однако это не означает, что в ру­ководителях среднего звена нет необходимости. Дело лишь в том, что функции, возлагаемые на этих руководителей, подвержены наиболее сильным изменениям.

Главная особенность работы руководителей низшего звена зак­лючается в том, что они обязаны контролировать производственный про­цесс: решать проблемы, связанные с использованием ресурсов в конк­ретной ситуации, контролировать качество и сроки выполнения произ­водственных операций. Основная трудность, с которой приходится стал­киваться руководителю низшего звена, состоит в том, что ему приходит­ся очень быстро переключаться с одной работы на другую. По этой причине руководитель низшего звена должен уметь быстро принимать решения, поскольку времени для обдумывания решения обычно нет.

У руководителя низшего звена по-особому складываются отноше­ния с подчиненными. Ему приходится не только принимать решения и осуществлять контроль за их деятельностью, но и выступать в роли наставника, лидера. И действительно, именно на этих руководителей осознанно или неосознанно возлагается задача обучать молодых и/ или новых сотрудников. Руководители других уровней выполняют та­кие функции гораздо реже.

75.Понятие «планирование», типы планирования.

Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це­лей организации и путей их достижения. Пла­нирование обеспечивает основу для всех управленческих ре­шений, функции организации, мотивации и контроля ориен­тированы на выработку стратегических планов.

Date: 2015-07-27; view: 568; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

> Тест Менеджмент
Всего вопросов: 67

8. В каком виде может реализовано в процессе управления управляющее воздействие?

1. Приказ, распоряжение, указание
2. План, задание

3. Отчет

4. Данные контроля

> 9. В каком виде может быть реализована в процессе управления обратная связь?
1. Приказ, распоряжение, указание

2. План, задание

3. Отчет
4. Данные контроля

> 10. Можно ли представить процесс управления в виде схемы, общей для всех организаций, предприятий, фирмы?
1. Можно

2. Нельзя

> 11. Что поступает в организацию из внешней среды?
1. Цели

2. Информация

3. Ресурсы
4. Директивные указания

5. Отчетные данные

> 12. Что поступает во внешюю среду из организации?
1. Информация
2. Ресурсы
3. Отчетные данные
4. Готовая продукция
> 13. Что является результатом деятельности объекта управления?
1. Информация

2. Функция управления

3. Готовая продукция организации

4. Управленческое решение

> 14. Что является результатом деятельности субъекта управления?
1. План, приказ, задание.
2. Управленческое решение.

3. Готовая продукция организации

> 15. Что является предметом труда работников управления?
1. Сырье, материалы

2. Готовая продукция

3. Информация

4. Ресурсы

> 16. Что является, продуктом труда менеджера?
1. Выполненная функция.

2. Решенная задача

3. Готовая продукция

4. Управленческое решение

Добавить комментарий

Закрыть меню